Научная статья на тему '«Заставь инвестора поверить в тебя!»'

«Заставь инвестора поверить в тебя!» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Под таким девизом в России уже в пятый раз проводится предпринимательский конкурс «Бизнес инновационных технологий». Цель конкурса - инициировать создание новых технологических компаний и способствовать развитию культуры предпринимательства в российском секторе хай-тек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motto in Russia for the fifth time being entrepreneurial competition "Business innovation". The purpose of the competition - to initiate the creation of new technology companies and promote a culture of entrepreneurship in Russia's high tech sector.

Текст научной работы на тему ««Заставь инвестора поверить в тебя!»»

«Заставь инвестора поверить в тебя!»

По материалам 2-го Московского венчурного форума, 18-19 июня 2008 г.

Под таким девизом в России уже в пятый раз проводится предпринимательский конкурс «Бизнес инновационных технологий». Цель конкурса — инициировать создание новых технологических компаний и способствовать развитию культуры предпринимательства в российском секторе хай-тек. В этом сезоне соорганизатором БИТ выступил технопарк «Строгино».

Конкурс проводится по принципам известного предпринимательского конкурса MIT $100K. Это не только конкурс инновационных идей, но и соревнование бизнес-планов и команд, способных превратить идеи в успешный бизнес. Отличительные особенности конкурса — обучение участников необходимым навыкам для создания успешного бизнеса и мероприятия по team building, позволяющие начинающим предпринимателям находить полезных членов команды. Это и происходило в рамках предыдущих конкурсов: представители базовых вузов конкурса БИТ — Московского физико-технического института, Высшей школы экономики, Финансовой академии при правительстве РФ, МГУ — формировали смешанные команды, а также подключались к командам владельцев инновационных идей, которые сумели дойти до финала и даже победить.

Как и в прошлом году, в рамках БИТ-2008 проводились «дочерние» конкурсы HSE 5K (ГУ-ВШЭ), региональные соревнования БИТ-СПб, БИТ-Повол-жье и БИТ-Дальний Восток. Победители этих конкурсов попадают сразу в полуфинал БИТ-2008. Продолжается сотрудничество с конкурсом Microsoft Imagine Cup: как и в прошлый раз, победители российского тура Imagine Cup тоже проходят в полуфинал БИТ-2008.

Призовой фонд конкурса БИТ составляет $30000: из них $20000 присуждаются за первое место и по $5000 — за второе и третье. 70% призового фонда выдается деньгами, остальное — услугами, необходимых для организации и развития нового бизнеса. Услуги предоставляются спонсорами и партнерами конкурса. В частности, победители конкурса представят Россию на международном чемпионате бизнес-планов Intel, который состоится осенью 2008 года в Беркли (США), смогут принять участие в Российской венчурной ярмарке. Компания Microsoft в рамках БИТ-2008 вводит номинацию «Программное обеспечение будущего», специальным призом в которой будет поездка на ежегодную европейскую конференцию TechEd 2008 в Барселоне (ноябрь 2008 г.). Кроме того, команды, представившие софтверные проекты и прошедшие в полуфинал БИТ-2008, получат возможность бесплатно пройти обучение осно-

вам инновационного предпринимательства по программе Start in garage.

Никаких возрастных ограничений на участие в конкурсе нет. Условие только одно: лидер команды, подающий заявку на участие, должен представлять какую-либо организацию (вуз, научный институт, коммерческую фирму).

В российской инновационной сфере оживление. Наблюдается повышенная активность со стороны частных и частно-государственных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков, ассоциаций и прочих структур. Как говорит основатель компании ABBYY Давид Ян (см. «Слово судьям БИТ-2008»), венчурные деньги в России сейчас в избытке. Не хватает, по общему мнению, достойных объектов для их приложения — перспективных инновационных идей в грамотной, то есть понятной потенциальным инвесторам, «бизнес-упаковке» и с грамотной бизнес-командой. При этом, правда, остается в стороне вопрос — насколько хватает самих квалифицированных экспертов, бизнес-ангелов и венчурных инвесторов? Все-таки, чтобы считаться специалистом в этой непростой индустрии, надо иметь в своем активе опыт хотя бы нескольких завершившихся проектов (и лучше, если они были завершены удачно). Людей же с таким прошлым в оживившейся «тусовке» сегодня, надо признать, немного, и это также выступает серьезным ограничением роста технологического предпринимательства.

«Железный предприниматель»

Фирменный формат БИТ для team building — деловая игра «Железный предприниматель» — трансформировался в первый открытый чемпионат среди ведущих московских вузов. Сначала игры проводились на площадках ГУ-ВШЭ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Финансовой академии, МФТИ. Как обычно, участники за один час должны были придумать бизнес-идею по коммерциализации заданной технологии, подготовить презентацию и «продать» свою идею судьям. Итоговая игра состоялась в технопарке «Строгино», который выступил соорганизатором БИТ-2008. Через фокус-группу, составленную из лучших «железных предпринимателей», были пропущены две технологии, разработанные в стенах HP Labs. В течение сезона совместно с Центром предпринимательства США-Рос-сия проводилась модульная образовательная программа по инновационному предпринимательству с последующей сертификацией слушателей. С середи-

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

ны апреля до середины июня проходил также первый конкурс видеопрезентаций инновационных проектов БИТ-online.

Финал БИТ-2008 состоялся 17 июня. Свои проекты перед жюри представили 12 команд-финалис-тов, прошедших через «воронку» (pipeline) «дочерних» конкурсов и двух раундов судейства основного. Всего же на вход в эту «воронку» поступило более 200 проектов.

Итоги

С явным преимуществом победил проект «Флуоресцентный наноскоп», нацеленный на создание новой рыночной ниши — приборов для визуализации и изучения живой материи на молекулярном уровне. Его разрешающая способность составляет 2-20 нм, что в 10-100 раз выше, чем у ныне существующих флуоресцентных микроскопов. Прибор позволяет приблизиться к наблюдению активности отдельных молекул в живой клетке.

Метод, предложенный ООО «Стереоник», основанным петербургским ученым А. А. Климовым и его сыном Дмитрием, был отмечен журналом «Science» как одно из десяти важнейших достижений 2006 года. Здесь есть интрига — сообщение о методе было отправлено Климовым в качестве доклада на симпозиуме, который должен был пройти в США, а лишь потом была подана заявка на патент. Как потом стало известно, эта заявка лишь на пять дней опередила очень похожую, поданную в Штатах...

Второе место занял проект «Лазерный голографический принтер», победитель конкурса «БИТ СПб». Команда ученых из Санкт-Петербургского университета, усиленная профессиональными менеджерами с опытом работы в технологических стартапах, тоже рассчитывает на создание нового рынка. В основе проекта лежит разработанная питерскими учеными технология компьютерной голографии. Они научились создавать визуализации на компьютере, а затем печатать их твердые копии в виде качественной объемной голограммы.

«На рынке уже появились высококачественные голограммы по технологии фирмы Geola, — говорит руководитель проекта Игорь Чехонин. — Но цена у них запредельная — до 4 тыс. евро за квадратный метр. При таких ценах им удается продавать эксклюзивные голограммы только крупным корпорациям. Мы же сконцентрировались на задаче массовой печати голограмм на дешевой голографической фольге. Наши цены в десятки раз ниже при столь же высоком качестве, как у Geola. Вначале планируем использовать свою технологию для оформления обложек книг и компакт-дисков».

Третье место разделили два Интернет-проекта: «Конструктор нишевых социальных сетей в Интернете» (vseVteme.ru) и проект sTs (3DBazar.com). Амбициозная команда «ВсеВтеме» (лидер команды Кирилл Данилюк (Москва) предоставляет пользователям Интернета площадку для организации сообществ по интересам и нацелена на глобальную конкуренцию с подобными западными ресурсами. Проект «ВсеВте-

ме» поддерживает фонд ABRT, и инвестициями компания была обеспечена изначально.

Команда sTs, проект (3DBazar.com), лидер команды — Дмитрий Клименко (Томск) — победитель конкурса «БИТ Сибирь», смогла сделать качественный проект без помощи бизнес-ангелов. В инкубаторе «Дружба» при Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) студенты создали Интернет-сервис, позволяющий получать 3D модель реального предмета с помощью самой простой видеокамеры — даже с помощью «мобильника». Команда предлагает свой сервис онлайновым магазинам и аукционам и оценивает свои услуги по изготовлению 3D моделей в 250 руб. за штуку.

По традиции победители БИТ осенью будут представлять Россию на международном чемпионате бизнес-планов IBTEC, который Intel проводит совместно с университетом Беркли. Трэвел-грант от Intel на IBTEC получили проекты «Флуоресцентный наноскоп» и 3DBazar.com. Надо сказать, что до сих пор тенденция была положительной: каждый год российские команды завоевывали на IBTEC все большее признание и занимали все более высокие места. А на конференцию TechEd 2008 в Барселоне (спецприз Microsoft в номинации «ПО будущего») поедет команда проекта «всеВтеме»

Другие призеры конкурса:

Приз зрительских симпатий БИТ-2008: проект Neighbours, лидер команды — Никита Пустовойтов (Москва).

Спецприз технопарка «Строгино»: проект sTs (3DBazar.com), лидер команды — Дмитрий Клименко (Томск).

Победители БИТ-online:

Приз профессионального жюри: проект «Оптоволоконная система измерения».

Приз зрительских симпатий: проект BFT company.

«России надо делать выбор»

В то же время, говоря о конкурсе, приходится отметить, что при пятилетнем стаже BIT еще не имеет иных успехов, кроме достойного участия его победителей в престижных международных конкурсах. Есть несколько примеров получения инвестиций, примеров основания новых бизнесов, но нет историй выхода венчурных инвесторов, нет сообщений об оценке стоимости развивающихся компаний. Однако, как бы ни было трудно начало — оно положено...

Особенное внимание в финале конкурса привлекло выступление Биргера Стена, генерального директора Microsoft в России. Он привел такие цифры: доля софта, производимого в России, составляет сегодня 0,2% от валового национального продукта (GDP), тогда как в Штатах эта цифра составляет 3%, в Израиле — 4%, в Индии — 6%.

В «индийской» модели программной индустрии, по Стену, используется средняя по уровню математическая подготовка программистов. Эта модель ориентирована на продажу строчек кода и человеко-часов и является классической моделью аутсорсинга.

В «израильской» модели задействованы ученые и инженеры мирового уровня, которые заняты решением сложных задач. Интеллектуальная собственность при этом остается в стране, в ней происходит наработка интеллектуального капитала.

«России надо делать выбор» — сказал м-р Стен. По его оценкам, на аутсорсинг в стране работают около 80 тысяч программистов, тогда как в Индии их примерно 1,4 миллиона. Еще около 200 тысяч российских программистов работают в компаниях системных интеграторов. Российские вузы выпускают ежегодно около 225 тысяч потенциальных программистов, тогда как индийские — лишь 100. При этом с 1994 года около трети лауреатов Фильдсовской премии — этой «Нобелевки» для математиков — русские ученые...

Из обстоятельств, мешающих развитию софтверных компаний в России, Стен назвал общеизвестные — высокие прибыли в традиционных отраслях индустрии («талантливый человек может много получать, работая в банке») плюс жесткая конкуренция в погоне за «головами». Кроме того, по его мнению, наука и бизнес в России по-прежнему представляют собой два разделенных мира, лишенные каких-либо традиций взаимодействия. Упомянул и об отсутствии ярких историй успеха.

Но одна из бед, названых Биргером, пожалуй, ранее не артикулировалась. Он объясняет слабое высоких технологий и тем обстоятельством, что в России мало капитала, уходящего корнями в хай-тек. То есть, имеющийся капитал не развивает наукоемкий бизнес, а тому не накопить развивающего его капитала...

Майкрософт намерен поддерживать рост российской софтверной индустрии, потому что компания по опыту знает — при живом движении на локальном рынке Майкрософт развивается быстрее. По прогнозам м-ра Стена, к 2015 году может произойти активный выход российских софтовых компаний на международные рынки. Должны появиться около двадцати брендов ранга сегодняшней Лаборатории Касперского, а доля софта в валовом национальном продукте составит около 1,5%.

Одной из приятных импровизаций подведения итогов конкурса стало известие о создании Клуба победителей BIT. Об этом заявили трое из присутствовавших победителей прежних лет, уже получившие серьезные инвестиции и строящие успешный бизнес — Михаил Гиваргизов (www.Smartwhisker.com), Алексей Косик (www.Gravitonus.com), Мартын Нунупаров (Qmodul.com). Члены Клуба будут делиться с начинающими предпринимателями советами, опытом, связями и способствовать созданию успешных новых бизнесов. Значение подобного начинания трудно переоценить — ведь это одна из первых попыток самоорганизации венчурного сообщества, осознание своих интересов и перспектив.

Другой принципиальной новацией этого года стал организованный компанией Intel совместно с бизнес-инкубатором ГУ-ВШЭ конкурс BIT-online. Это конкурс команд, которые представляют свои видеоролики. Посетители сайта — зрители конкурса —

голосуют за проекты и команды, привлекшие их внимание. Жюри оценивает соревнующихся профессионально. Понятно, насколько такая площадка может расширить и географию, и круг участников конкурса. По сообщению организаторов, призовой фонд составляет 120 тыс. руб.

Критерии оценки

Жестких правил судейства не существует — они невозможны. Судьи BIT, по мнению организаторов, должны руководствоваться качественными критериями, какие в ходу у экспертов венчурных фондов при оценке инвестиционной привлекательности проекта.

Проводится оценка проекта на предмет его финансовой привлекательности и реалистичности. Определяется, насколько хорошо команда знает рынок, насколько чувствует особенности предлагаемого ею бизнеса. Судьи осведомляются — пыталась ли уже команда создать прототип продукта? Найти потенциального клиента? Оценивается компетентность команды, ее способность сохранить мотивацию и способность довести дело до конца. Ищется ответ на вопрос: есть ли у команды ясное понимание того, что делать с запрашиваемыми инвестициями, как их возвращать?

И — как некий итог оценки проекта — сможет ли предлагаемый бизнес выжить на рынке в течение пяти лет?

СЛОВО СУДЬЯМ БИТ-2008

Давид Ян, председатель совета директоров ABBYY:

— Я не пропустил ни одного финала БИТ и могу сказать, что уровень представленных проектов и их презентаций сильно вырос. Раньше из десятка про-ектов-финалистов актуальными были два-три, сейчас больше половины представленных проектов — это реальный бизнес, способный быстро принести прибыль. На каждом конкурсе БИТ я нахожу интересные мне команды разработчиков. В прошлом году, например, мы приобрели команду, которая даже не попала со своим проектом в финал. Сейчас я тоже обнаружил компанию, которая занимается очень интересной для меня темой. И я хочу поработать с ними. Так что для меня конкурс представляет практическую ценность. И не только для меня: венчурных денег в России сейчас много, рынок перегрет этими деньгами, но все ищут достойные объекты для инвестиций. Конкурс БИТ порождает такие объекты.

Андрей Масалович, президент консорциума «Ин-форус»:

— Я просто потрясен уровнем конкурса, особенно в сравнении с предыдущими БИТами. Пять лет назад это был детский сад: все команды бойко отвечали, как будут тратить инвестиции, но «срезались» на вопросе, как будут возвращать деньги инвестору. Сегодня инвестиционная грамотность совсем на другом уровне. Уже на стадии полуфинала было много хороших, умных проектов. Великолепный состав фи-

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

налистов! Думаю, 3-5 проектов из финала БИТ-2008 можно уверенно представлять на мировых чемпионатах инновационных бизнес-планов с отличными шансами на победу.

Биргер Стен, генеральный директор Microsoft в России:

— Мы поддерживаем конкурс БИТ с момента его основания, поскольку считаем его важным элементом инновационной экосистемы в России. Отрадно видеть, что год от года растет как качество представленных на БИТ проектов, так и охват российских регионов. В этом году почти все проекты-финалисты находятся на стадии зрелости, позволяющей привлечь инвестиции. Замечу, что из двенадцати финалистов семь проектов имеют отношение к разработке ПО. Это значит, что усилия Microsoft по поддержке софтверных стартапов в России приносят свои плоды: три из этих семи проектов находятся «на экране радара» департамента стратегических технологий Microsoft и уже были поддержаны нами в рамках программ «Майкрософт-Бизнес-Старт» и «Start in Garage».

Оуэн Кемп, гендиректор Hewlett-Packard в России, вице-президент HP:

— Второй год НР поддерживает конкурс БИТ. Приятно видеть, что его уровень растет: проекты и бизнес-планы становятся более профессиональными. Цели и задачи конкурса — поддержка инновационного предпринимательства — как нельзя лучше сочетаются с задачами НР в области социальной ответственности. Мы тоже особое внимание уделяем развитию инноваций в России, так как считаем это направление ключевым для укрепления экономической стабильности страны. Уверен, что совместные усилия всех заинтересованных сторон принесут свои плоды.

Юрий Аммосов, глава Sadko Mobile:

— Как человек, имеющий опыт коучера по презентации перед инвестором, могу сказать, что участников нужно еще тренировать по этой части. Что мне очень нравится, так это усиление внимания к рынку, конкурентному анализу. Видимо, наши совместные усилия не пропадают даром. Следующий шаг, кото-

рый нужно сделать участникам — начать думать о своих потребителях, методах и каналах продаж. Когда инноваторы начнут рассматривать рынок в комплексе, можно ожидать серьезного качественного скачка в секторе инновационного предпринимательства. Инвестор оценивает в первую очередь перспективы бизнеса, а бизнес начинается тогда, когда правильные знания правильно прикладываются к рынку.

Дмитрий Казиев, директор Shindler Computers:

— Хороша сама идея конкурса. Смотришь на ребят, их горящие глаза, слушаешь презентации проектов, и невольно думаешь: а не засиделся ли ты сам на одном месте? С каждым разом участвовать в конкурсе становится интереснее, проекты более зрелые. Большой плюс в том, что БИТ — через дочерние конкурсы — развивается в регионах. Ведь таланты и интересные идеи рождаются не только в Москве.

Алексей Косик, глава компании Gravitonus Inc., победитель БИТ-2006:

— На чемпионате IBTEC в Беркли Россию будут представлять два достойных проекта, и я надеюсь, что опыт Михаила Гиваргизова, Мартына Нунупарова и мой позволит этим командам вновь продемонстрировать высокий уровень российских технологических инноваций и лидерских качеств. Кроме того, это достойное пополнение Клуба победителей БИТ.

Михаил Гиваргизов, глава компании Whisker, победитель БИТ-2005:

— Обратите внимание на тематику проектов финалистов: это ИТ, биотехнологии, новые материалы, нанотехнологии. Конкурс БИТ формирует правильный инновационный вектор, обозначая акценты при выборе путей развития российской экономики.

Мартын Нунупаров, глава компании Qmodule, победитель БИТ-2007:

— БИТ — явление уникальное. Оно должно превратиться в конкурс всероссийского масштаба. И мы можем создать очень интересную среду, новую российскую формацию инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.