Научная статья на тему 'Заселение Курского края как один из факторов развития традиционной музыкальной культуры'

Заселение Курского края как один из факторов развития традиционной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
846
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ / ТЕРРИТОРИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МИГРАЦИЯ / DISTRICT / TERRITORY / POPULATION / MUSICAL CULTURE / MIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимирова В. А.

В настоящей статье рассматривается история заселения территории Курской области, в процессе которой происходило формирование этнокультурных особенностей населения, а также развитие традиционной народной музыкальной культуры края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POPULATION OF KURSK DISTRICT AS ONE OF THE FACTORS OF THE TRADITIONAL MUSICAL CULTURE DEVELOPMENT

This article contains the history of the population in Kursk District when the cultural peculiarities of the population and the developement of traditional folk music of the District were forming.

Текст научной работы на тему «Заселение Курского края как один из факторов развития традиционной музыкальной культуры»

УДК 911.3:316:78

ЗАСЕЛЕНИЕ КУРСКОГО КРАЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2009 В. А. Владимирова

аспирант каф. экономической и социальной географии e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В настоящей статье рассматривается история заселения территории Курской области, в процессе которой происходило формирование этнокультурных особенностей населения, а также развитие традиционной народной музыкальной культуры края.

Ключевые слова: область, территория, население, музыкальная культура, миграция.

Развитие традиционной музыкальной культуры Курской области происходило под воздействием сложных и длительных процессов взаимодействия природных, социально-экономических и исторических факторов. Музыкально-фольклорные традиции области самобытны и неоднородны. Они являются не только отражением истории, но и раскрывают социальное и культурное взаимоотношение различных этносов. Поэтому, исследуя традиционную народную музыкальную культуру, мы обращаем особое внимание на исторические особенности освоения и заселения данной территории.

Выгодное географическое положение (находится на водоразделе крупных рек -Днепра и Дона) и транзитное положение между Москвой и югом России в сочетании с благоприятными климатическими условиями определили особенности заселения Курского края с древнейших времен. С VI-IX вв. территория области принадлежала племенному союзу северян, которые, по описанию Летописца Нестора в «Повести временных лет», занимали бассейны рек Псла и Воркслы и лесостепные черноземы Левобережья Днепра (см.: [Курский край: культура и культ.-ист. наследие 2002: 34]). На северо-западе и северо-востоке граница северянских территорий проходила по водоразделу Десны, Сновы и Ипути, Десны и Оки; на западе - от устья реки Удай к устью реки Сейм; на юго-востоке граничила с ковыльными степями. По северянским землям пролегали важные торговые пути того времени: по Дону и Волге в Булгарию, Хазарию и на Ближний Восток, по Десне и Днепру в Византию. Так развивались торговые связи, распространялись идеи и верования.

С IX-X вв. Курская земля называлась Посемьем и включала территорию среднего течения реки Сейм, от устья Снаготи, левого притока Сейма, до устья Рати, его правого притока (см.: [Курский край. Сборник по природе... 1925: 50]). На протяжении длительного исторического периода славяне-северяне были тем населением, которое определяло течение местной жизни, ее хозяйственный уклад и культурные традиции. О музыкальности славян писали многие летописцы и ученые разных стран, называя их «песнолюбцами». Описания Нестора Летописца в «Повести временных лет» позволяют нам представить уровень развития культуры северян: «...живяху въ лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословьевъ нихъ предъ отци и предъ снохами; браци не бываху в нихъ, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовская игрища.» [Культура Курского края 1995: 13]. Судя по летописным сведениям, к тому времени, очевидно, у северян сложилась система праздников и обрядов, сопровождаемых пением и хореографическими движениями.

Несомненно, на развитие культуры данной территории оказали свое влияние и опустошительные набеги половцев, последний из которых был в 1186 году, и монголотатарское нашествие. Под властью татар Курский край находился с 1239 по 1274 год. Через него, по восточным окраинам Щигровского и Старо-Оскольского уездов, между реками Тимом и Кшеневой, пролегали важнейшие пути татар на Русскую землю - Му-равский шлях, Калмиусская и Изюмская сакмы. Испытал на себе он также религиозное и политическое влияние Литовского княжества.

До конца XVI века междуречье Оскола и Сейма не имело оседлого населения. Пространство за Сеймом называлось «диким полем», а его обитатели - ордынцами. После присоединения Курского края к Московскому государству началось его возрождение. Активное освоение южно-русских степей в ХУГ-Х'УП вв., пополнило население края новыми жителями. Это важный этап в формировании этнокультурных особенностей населения области. Поощрительное заселение края происходило административным порядком с целью защиты страны от набегов татар, черкасов (казацкие отряды, которые находились на службе у татар), литовцев. В первую очередь здесь оседали служилые люди (казаки, стрельцы, пушкари), которых правительство переводило из центральных городов и наделяло землей, чтобы удержать их на этой территории. Отправлялись сюда и представители привилегированных сословий - боярские дети, дворяне, которые также получали большие наделы земли. Как пишет В.М. Щуров, «самую авторитетную в культурном отношении группу служилых людей составляли “дети боярские”. Сословие “детей боярских” принадлежало к привилегированному классу русского общества, так как входило в разряд “служилых по Отечеству”. Они влились в общий поток колонистов. Процент “служилых по Отечеству” среди жителей порубежных городов был довольно высок. Их составляющая была от 20-27 % от общего количества ратных людей» [Щуров 1987: 37]. Дети боярские, со своими обычаями и традициями, манерой поведения, оказывали большое влияние на ратных людей, которые старались во всем им подражать и постепенно перенимали их культуру. В начале XVIII века потомки служилых людей по прибору стали называться «однодворцами». Однодворцы считали себя аристократами, с особым бытовым укладом и самобытной культурой, в которых были уловимы отголоски сословных обычаев «детей боярских».

После присоединения Малороссии к России для защиты южных границ от крымских татар русское правительство распорядилось поселить в южной части Курской губернии несколько полков украинских казаков. С целью «остепенения» свободолюбивых украинских казаков население сгущали в более крупные поселки, где был очень разнообразный состав жителей. Постепенно происходило обрусение украинского населения.

Много переселенцев было из Малой и Белой Руси, Польско-Литовского княжества. Во многих уездах Курской области селились черкасы, много литовцев было в Судже, Нижнем Посемье, Мирополье. Но большую часть населения составляли выходцы из городов Левобережной и Слободской Украины. Заселяя монастырские земли, они присоединялись к русским селениям по рекам Судже, Псел, Суле, Локне. Так появлялись новые и многочисленные населенные пункты, которые назывались слободами (Белая слобода, Большое Солдатское, Сторожевое, Казацкое). В результате заселения, согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, этнографическая картина Курской губернии сложилась следующим образом: 99,59 % составляли русские, в том числе 77,29 % - великорусы, 22,26 % - малороссы, 0,04 % - белорусы (см.: [Курская губерния. Первая всеобщая перепись... 1904]). В городах преобладали великорусы. Полностью великорусскими были Фатежский, Дмитриевский, Курский, Щигровский и Тимский уезды. Обоянский, Льговский, Старо-Оскольский, северная часть Суджанского и южная часть Тимского уездов являлись переходной зоной

между русским и украинским населением. В южных уездах Курской губернии - Рыль-ском, Суджанском, Путивльском, Белгородском, Гайворонском преобладало украинское население (см. рис.).

Этнографический состав населения Курской губернии в концеXIXв.:

1 - районы с русским населением; 2 - районы с доминированием украинского населения; 3 - переходная зона между русским и украинским населением

Их численность в уездах от всего населения составляла от 1/5 до половины и более. Так русское население приобретало малоросские черты. Украинские поселения располагались чересполосно с русским населением, местами отдельными пятнами (см.: [Грешникова 2007: 5]). Украинские традиции, значительно отличающиеся от русских, оказали большое влияние на формирование традиционной музыкальной культуры области. К середине XVIII века территория края была заселена.

Русское население Курского края было также неоднородным в этнокультурном аспекте. Вследствие постоянных миграций его состав пополнялся переселенцами различного сословного происхождения. Несмотря на значительное преобладание южнорусского населения, в процессе его формирования участвовали западные и среднерусские этнические компоненты, в результате чего происходила этническая консолидация отдельных групп русских. Наибольшее число исследований было посвящено саянам. Саянские поселения были выявлены в Рыльском, Льговском, Путивльском, Курском, Щигровском и Старооскольском уездах. Ряд исследователей считают саянов отдельной этнографической ветвью, особой народностью, со своими нравами и обычаями, песнями и сказками, а также особенным говором. О цуканах известно только лишь, что они жили в Горностаевке. Это наименее исследованная и описанная группа населения. Эно-графическую группу горюнов активно изучал профессор М.Г. Халанский. «Горюнами» называли выходцев из Малой и Белой Руси, переселившихся в Путивльский уезд в ХУГ-Х'УП вв. Хорошо изучена учеными этнографическая группа палехов (или поле-хов). Вероятно, палехи являются потомками одной из многих славянских групп, часть

которой вошла в состав великорусов, а часть - в состав белорусов. Они обладали многими южнорусскими чертами, но, наряду с этим, имели много общего с литовцами и белорусами. Группа палехов сосредоточилась преимущественно в бассейне Десны и Сейма.

Сложные миграционные процессы XVI-XVIII вв. оказали влияние на формирование этнокультурных особенностей населения и на развитие всей культуры Курского края, в том числе музыкальной. Но доминирующими все же остались народные музыкальные традиции, заложенные славянами-северянами. Об этом свидетельствует наличие большого количества архаичных элементов в традиционной народной музыкальной культуре Курской области. Культура славян уцелела и выстояла на протяжении сложнейшего исторического времени и оказала решающее влияние на развитие музыкальной культуры Курского края.

Библиографический список

Грешникова А.В. Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике (на фольклорном материале Курской области): автореф. дис. . канд. филолог. наук. Орел, 2007. 23 с.

Культура Курского края :(лингво-этнографические очерки). Курск: Изд-во КГПУ, 1995. 400 с.

Курская губерния. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. 1904.

Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Научно-

популярная серия: в 20 т. Т. XV. Курск: ООО «Учитель», 2002. 484 с.

Курский край: сборник по природе, истории, культуре и экономике Курской губернии. Вып. 1. Курск, 1925. 129 с.

Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.