УДК 911.3:316:78
ЗАСЕЛЕНИЕ КУРСКОГО КРАЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2009 В. А. Владимирова
аспирант каф. экономической и социальной географии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В настоящей статье рассматривается история заселения территории Курской области, в процессе которой происходило формирование этнокультурных особенностей населения, а также развитие традиционной народной музыкальной культуры края.
Ключевые слова: область, территория, население, музыкальная культура, миграция.
Развитие традиционной музыкальной культуры Курской области происходило под воздействием сложных и длительных процессов взаимодействия природных, социально-экономических и исторических факторов. Музыкально-фольклорные традиции области самобытны и неоднородны. Они являются не только отражением истории, но и раскрывают социальное и культурное взаимоотношение различных этносов. Поэтому, исследуя традиционную народную музыкальную культуру, мы обращаем особое внимание на исторические особенности освоения и заселения данной территории.
Выгодное географическое положение (находится на водоразделе крупных рек -Днепра и Дона) и транзитное положение между Москвой и югом России в сочетании с благоприятными климатическими условиями определили особенности заселения Курского края с древнейших времен. С VI-IX вв. территория области принадлежала племенному союзу северян, которые, по описанию Летописца Нестора в «Повести временных лет», занимали бассейны рек Псла и Воркслы и лесостепные черноземы Левобережья Днепра (см.: [Курский край: культура и культ.-ист. наследие 2002: 34]). На северо-западе и северо-востоке граница северянских территорий проходила по водоразделу Десны, Сновы и Ипути, Десны и Оки; на западе - от устья реки Удай к устью реки Сейм; на юго-востоке граничила с ковыльными степями. По северянским землям пролегали важные торговые пути того времени: по Дону и Волге в Булгарию, Хазарию и на Ближний Восток, по Десне и Днепру в Византию. Так развивались торговые связи, распространялись идеи и верования.
С IX-X вв. Курская земля называлась Посемьем и включала территорию среднего течения реки Сейм, от устья Снаготи, левого притока Сейма, до устья Рати, его правого притока (см.: [Курский край. Сборник по природе... 1925: 50]). На протяжении длительного исторического периода славяне-северяне были тем населением, которое определяло течение местной жизни, ее хозяйственный уклад и культурные традиции. О музыкальности славян писали многие летописцы и ученые разных стран, называя их «песнолюбцами». Описания Нестора Летописца в «Повести временных лет» позволяют нам представить уровень развития культуры северян: «...живяху въ лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословьевъ нихъ предъ отци и предъ снохами; браци не бываху в нихъ, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовская игрища.» [Культура Курского края 1995: 13]. Судя по летописным сведениям, к тому времени, очевидно, у северян сложилась система праздников и обрядов, сопровождаемых пением и хореографическими движениями.
Несомненно, на развитие культуры данной территории оказали свое влияние и опустошительные набеги половцев, последний из которых был в 1186 году, и монголотатарское нашествие. Под властью татар Курский край находился с 1239 по 1274 год. Через него, по восточным окраинам Щигровского и Старо-Оскольского уездов, между реками Тимом и Кшеневой, пролегали важнейшие пути татар на Русскую землю - Му-равский шлях, Калмиусская и Изюмская сакмы. Испытал на себе он также религиозное и политическое влияние Литовского княжества.
До конца XVI века междуречье Оскола и Сейма не имело оседлого населения. Пространство за Сеймом называлось «диким полем», а его обитатели - ордынцами. После присоединения Курского края к Московскому государству началось его возрождение. Активное освоение южно-русских степей в ХУГ-Х'УП вв., пополнило население края новыми жителями. Это важный этап в формировании этнокультурных особенностей населения области. Поощрительное заселение края происходило административным порядком с целью защиты страны от набегов татар, черкасов (казацкие отряды, которые находились на службе у татар), литовцев. В первую очередь здесь оседали служилые люди (казаки, стрельцы, пушкари), которых правительство переводило из центральных городов и наделяло землей, чтобы удержать их на этой территории. Отправлялись сюда и представители привилегированных сословий - боярские дети, дворяне, которые также получали большие наделы земли. Как пишет В.М. Щуров, «самую авторитетную в культурном отношении группу служилых людей составляли “дети боярские”. Сословие “детей боярских” принадлежало к привилегированному классу русского общества, так как входило в разряд “служилых по Отечеству”. Они влились в общий поток колонистов. Процент “служилых по Отечеству” среди жителей порубежных городов был довольно высок. Их составляющая была от 20-27 % от общего количества ратных людей» [Щуров 1987: 37]. Дети боярские, со своими обычаями и традициями, манерой поведения, оказывали большое влияние на ратных людей, которые старались во всем им подражать и постепенно перенимали их культуру. В начале XVIII века потомки служилых людей по прибору стали называться «однодворцами». Однодворцы считали себя аристократами, с особым бытовым укладом и самобытной культурой, в которых были уловимы отголоски сословных обычаев «детей боярских».
После присоединения Малороссии к России для защиты южных границ от крымских татар русское правительство распорядилось поселить в южной части Курской губернии несколько полков украинских казаков. С целью «остепенения» свободолюбивых украинских казаков население сгущали в более крупные поселки, где был очень разнообразный состав жителей. Постепенно происходило обрусение украинского населения.
Много переселенцев было из Малой и Белой Руси, Польско-Литовского княжества. Во многих уездах Курской области селились черкасы, много литовцев было в Судже, Нижнем Посемье, Мирополье. Но большую часть населения составляли выходцы из городов Левобережной и Слободской Украины. Заселяя монастырские земли, они присоединялись к русским селениям по рекам Судже, Псел, Суле, Локне. Так появлялись новые и многочисленные населенные пункты, которые назывались слободами (Белая слобода, Большое Солдатское, Сторожевое, Казацкое). В результате заселения, согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, этнографическая картина Курской губернии сложилась следующим образом: 99,59 % составляли русские, в том числе 77,29 % - великорусы, 22,26 % - малороссы, 0,04 % - белорусы (см.: [Курская губерния. Первая всеобщая перепись... 1904]). В городах преобладали великорусы. Полностью великорусскими были Фатежский, Дмитриевский, Курский, Щигровский и Тимский уезды. Обоянский, Льговский, Старо-Оскольский, северная часть Суджанского и южная часть Тимского уездов являлись переходной зоной
между русским и украинским населением. В южных уездах Курской губернии - Рыль-ском, Суджанском, Путивльском, Белгородском, Гайворонском преобладало украинское население (см. рис.).
Этнографический состав населения Курской губернии в концеXIXв.:
1 - районы с русским населением; 2 - районы с доминированием украинского населения; 3 - переходная зона между русским и украинским населением
Их численность в уездах от всего населения составляла от 1/5 до половины и более. Так русское население приобретало малоросские черты. Украинские поселения располагались чересполосно с русским населением, местами отдельными пятнами (см.: [Грешникова 2007: 5]). Украинские традиции, значительно отличающиеся от русских, оказали большое влияние на формирование традиционной музыкальной культуры области. К середине XVIII века территория края была заселена.
Русское население Курского края было также неоднородным в этнокультурном аспекте. Вследствие постоянных миграций его состав пополнялся переселенцами различного сословного происхождения. Несмотря на значительное преобладание южнорусского населения, в процессе его формирования участвовали западные и среднерусские этнические компоненты, в результате чего происходила этническая консолидация отдельных групп русских. Наибольшее число исследований было посвящено саянам. Саянские поселения были выявлены в Рыльском, Льговском, Путивльском, Курском, Щигровском и Старооскольском уездах. Ряд исследователей считают саянов отдельной этнографической ветвью, особой народностью, со своими нравами и обычаями, песнями и сказками, а также особенным говором. О цуканах известно только лишь, что они жили в Горностаевке. Это наименее исследованная и описанная группа населения. Эно-графическую группу горюнов активно изучал профессор М.Г. Халанский. «Горюнами» называли выходцев из Малой и Белой Руси, переселившихся в Путивльский уезд в ХУГ-Х'УП вв. Хорошо изучена учеными этнографическая группа палехов (или поле-хов). Вероятно, палехи являются потомками одной из многих славянских групп, часть
которой вошла в состав великорусов, а часть - в состав белорусов. Они обладали многими южнорусскими чертами, но, наряду с этим, имели много общего с литовцами и белорусами. Группа палехов сосредоточилась преимущественно в бассейне Десны и Сейма.
Сложные миграционные процессы XVI-XVIII вв. оказали влияние на формирование этнокультурных особенностей населения и на развитие всей культуры Курского края, в том числе музыкальной. Но доминирующими все же остались народные музыкальные традиции, заложенные славянами-северянами. Об этом свидетельствует наличие большого количества архаичных элементов в традиционной народной музыкальной культуре Курской области. Культура славян уцелела и выстояла на протяжении сложнейшего исторического времени и оказала решающее влияние на развитие музыкальной культуры Курского края.
Библиографический список
Грешникова А.В. Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике (на фольклорном материале Курской области): автореф. дис. . канд. филолог. наук. Орел, 2007. 23 с.
Культура Курского края :(лингво-этнографические очерки). Курск: Изд-во КГПУ, 1995. 400 с.
Курская губерния. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. 1904.
Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Научно-
популярная серия: в 20 т. Т. XV. Курск: ООО «Учитель», 2002. 484 с.
Курский край: сборник по природе, истории, культуре и экономике Курской губернии. Вып. 1. Курск, 1925. 129 с.
Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. 320 с.