Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уполномоченный по правам ребенка / омбудсмен / дети с инвалидностью / жилищные права / Иркутская область / Commissioner for children's rights / ombudsman / children with disabilities / housing rights / Irkutsk region

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копалкина Евгения Геннадьевна, Зимина Екатерина Викторовна, Гуляева Анастасия Ивановна, Чернякова Татьяна Алексеевна

Данная статья посвящена анализу деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по защите жилищных прав детей с инвалидностью. Подчеркивается, что защита прав и законных интересов детей с инвалидностью является важнейшим направлением деятельности уполномоченных по правам ребенка. Представлены актуальные статистические данные Федерального реестра инвалидов и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Минтруда РФ о численности детей с инвалидностью в России в целом и Иркутской области в частности по полу, возрасту и ведущим причинам детской инвалидности. Раскрываются жилищные права детей с инвалидностью, условия и порядок их обеспечения, а также анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие эти права. Представлена ситуация в сфере реализации прав семей, имеющих детей с инвалидностью, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, в Иркутской области в 2019–2021 гг. на основе статистической информации из ежегодных и специальных докладов о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. Определены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные власти в процессе предоставления жилых помещений, и условия их доступности для детей с инвалидностью, а также проанализированы предложения Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по разрешению указанных проблем и повышению эффективности соблюдения жилищных прав детей с инвалидностью в регионе. Сделан вывод о том, что пути решения жилищных вопросов детей с инвалидностью, сформулированные региональными омбудсменами, носят рекомендательный характер, поскольку во многом зависят от законодательной инициативы федеральных властей и переоценки ими финансово-экономических возможностей регионов и муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Копалкина Евгения Геннадьевна, Зимина Екатерина Викторовна, Гуляева Анастасия Ивановна, Чернякова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF HOUSING RIGHTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE ACTIVITIES OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS (ON THE EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION)

This paper is devoted to the analysis of the activities of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region to protect the housing rights of children with disabilities. The study emphasized that the protection of the rights and legitimate interests of children with disabilities is the most important activity of the Commissioners for the Rights of the Child. We presented the current statistical data of the Federal Register of Disabled People and the Federal State Institution «Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Irkutsk region» of the Ministry of Labor of the Russian Federation on the number of children with disabilities in Russia and the Irkutsk region by gender, age and leading causes of childhood disability. The article examined the housing rights of children with disabilities, the conditions and procedure for their provision, as well as an analysis of regulatory legal acts regulating these rights. The article considers the situation on the implementation of the rights of families with children with disabilities who are recognized as in need of housing in the Irkutsk region for 2019–2021 on the basis of statistical information from annual and special reports on the results of the activities of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region. The study identified the key problems faced by municipal authorities in the process of providing residential premises and conditions of their accessibility for children with disabilities. We analyzed the proposals of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region to resolve these problems and improve the effectiveness of compliance with the housing rights of children with disabilities in the Irkutsk region. The study found that the proposals and solutions to housing issues of children with disabilities formulated by regional ombudsmen are advisory in nature, since they depend largely on the legislative initiative of the federal authorities and their reassessment of the financial and economic capabilities of regions and municipalities.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Научная статья УДК 316.4 EDN FZOKPC

DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(2).349-356

ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е.Г. Копалкина1, Е.В. Зимина1, А.И. Гуляева1, Т.А. Чернякова2

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 21 марта 2023 г.

Дата принятия к печати 26 июня 2023 г.

Дата онлайн-размещения 30 июня 2023 г.

Ключевые слова

Уполномоченный по правам ребенка; омбудсмен; дети с инвалидностью; жилищные права; Иркутская область

Аннотация

Данная статья посвящена анализу деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по защите жилищных прав детей с инвалидностью. Подчеркивается, что защита прав и законных интересов детей с инвалидностью является важнейшим направлением деятельности уполномоченных по правам ребенка. Представлены актуальные статистические данные Федерального реестра инвалидов и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Минтруда РФ о численности детей с инвалидностью в России в целом и Иркутской области в частности по полу, возрасту и ведущим причинам детской инвалидности. Раскрываются жилищные права детей с инвалидностью, условия и порядок их обеспечения, а также анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие эти права. Представлена ситуация в сфере реализации прав семей, имеющих детей с инвалидностью, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, в Иркутской области в 2019—2021 гг. на основе статистической информации из ежегодных и специальных докладов о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. Определены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные власти в процессе предоставления жилых помещений, и условия их доступности для детей с инвалидностью, а также проанализированы предложения Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по разрешению указанных проблем и повышению эффективности соблюдения жилищных прав детей с инвалидностью в регионе. Сделан вывод о том, что пути решения жилищных вопросов детей с инвалидностью, сформулированные региональными омбудсменами, носят рекомендательный характер, поскольку во многом зависят от законодательной инициативы федеральных властей и переоценки ими финансово-экономических возможностей регионов и муниципалитетов.

Original article

PROTECTION OF HOUSING RIGHTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE ACTIVITIES OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS (ON THE EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION)

Evgeniya G. Kopalkina1, Ekaterina V. Zimina1, Anastasia I. Gulyaeva1, Tatiana A. Chernyakova2

1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

2 The Office of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk Region, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received March 21, 2023

Abstract

This paper is devoted to the analysis of the activities of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region to protect the housing rights of

© Копалкина Е.Г., Зимина Е.В., Гуляева А.И., Чернякова Т.А., 2023

Ф О H

s

я

Б

Û)

s<

*

Û) л

т

о *

о

о

а

Û) ■Ö О т

00 ф

X X

о

п

о у

X

s

во ф

■Ö о s

т

H

2 о

К) W

W W

10 2

W

4 —

3

(Л О)

Accepted June 26,2023

Available online June 30,2023

Keywords

Commissioner for children's rights; ombudsman; children with disabilities; housing rights; Irkutsk region

children with disabilities. The study emphasized that the protection of the rights and legitimate interests of children with disabilities is the most important activity of the Commissioners for the Rights of the Child. We presented the current statistical data of the Federal Register of Disabled People and the Federal State Institution «Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Irkutsk region» of the Ministry of Labor of the Russian Federation on the number of children with disabilities in Russia and the Irkutsk region by gender, age and leading causes of childhood disability. The article examined the housing rights of children with disabilities, the conditions and procedure for their provision, as well as an analysis of regulatory legal acts regulating these rights. The article considers the situation on the implementation of the rights of families with children with disabilities who are recognized as in need of housing in the Irkutsk region for 2019-2021 on the basis of statistical information from annual and special reports on the results of the activities of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region. The study identified the key problems faced by municipal authorities in the process of providing residential premises and conditions of their accessibility for children with disabilities. We analyzed the proposals of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region to resolve these problems and improve the effectiveness of compliance with the housing rights of children with disabilities in the Irkutsk region. The study found that the proposals and solutions to housing issues of children with disabilities formulated by regional ombudsmen are advisory in nature, since they depend largely on the legislative initiative of the federal authorities and their reassessment of the financial and economic capabilities of regions and municipalities.

Введение

Дети с инвалидностью являются одной из самых социально не защищенных категорий детей [1]. В Российской Федерации на 1 декабря 2022 г., в соответствии со статистическими данными Федерального реестра инвалидов, детей с инвалидностью насчитывалось 721 760 чел., что составляет 6,2 % от общей численности людей с инвалидностью. Доля девочек в общей численности детей с инвалидностью достигает 42 % (303 365 чел.), мальчиков — 58 % (418 395 чел.). Количество детей в возрасте до 3 лет составляет 47 112 чел., от 4 до 7 лет — 149 855 чел., от 8 до 14 лет — 370 923 чел., от 15 до 17 лет — 153 870 чел.

В Иркутской области людей с инвалидностью начитывается 205 254 чел., среди которых доля детей с инвалидностью составляет 6,21 % (12 750 чел.). Доля девочек в общей численности детей с инвалидностью — 40,90 % (5 112 чел.), мальчиков — 59,91 % (7 638 чел.). Детей в возрасте до 3 лет — 790 чел. (6,20 %), от 4 до 7 лет — 2 281 чел. (17,89 %), от 8 до 14 лет — 6 627 чел. (51,98 %), от 15 до 17 лет — 3 052 чел. (23,94 %)1.

По отношению ко всему детскому населению в Иркутской области2 (в 2022 г. насчиты-

1 Численность детей-инвалидов. URL: https://sfri. ru/analitika/chislennost/chislennost-detei.

2 Согласно официальной статистике территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.

валось 574 506 чел., в 2021 г. — 577 605 чел., в 2020 г. — 579 496 чел., в 2019 г. — 578 635 чел., в 2018 г. — 574 359 чел.) доля детей с инвалидностью составила 2,20 % (12 674 чел.) в 2022 г., 2,21 % (12 820 чел.) в 2021 г., 2,16 % (12 561 чел.) в 2020 г., 2,20 % (12 766 чел.) в 2019 г., 2,18 % (12 573 чел.) в 2018 г. Таким образом, уровень инвалиди-зации детей в Иркутской области находится в пределах 2,1-2,2 %.

Согласно данным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Минтруда России3, ведущими причинами первичной детской инвалидности являются:

- психические расстройства (8,3 % в 2018 г., 9,0 % в 2019 г., 7,6 % в 2020 г., 7,9 % в 2021 г.);

- болезни нервной системы (3,7 % в

2018 г., 3,7 % в 2019 г., 3,2 % в 2020 г., 3,1 % в 2021 г.);

- врожденные аномалии (3,4 % в 2018 г., 3,1 % в 2019 г., 3,1 % в 2020 г., 2,7 % в 2021 г.);

- болезни эндокринной системы, расстройства питания (2,4 % в 2018 г., 2,2 % в

2019 г., 2,3 % в 2020 г., 3,0 % в 2021 г.);

- болезни системы кровообращения (1,2 % в 2018 г., 1,6 % в 2019 г., 1,6 % в

2020 г., 1,3 % в 2021 г.)4.

3 Состояние инвалидности в Иркутской области. URL: https://www.38.gbmse.ru/about/pdf.

4 Статистические данные указаны на 10 тыс. детского населения.

Психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы и врожденные аномалии занимают первые три места в структуре заболеваний детей не только в Иркутской области, но и в других регионах Российской Федерации. Как отмечают исследователи Н.А. Кондакова и Л.Н. Нацун, проанализировав распространенность детской инвалидности, ее возрастную структуру и причины, более половины случаев среди психических расстройств и расстройств поведения приходится на детский аутизм (регистрация с 2015 г.) и умственную отсталость [2, с. 290].

В отличие от причин детской инвалидности, ведущими причинами первичной инвалидности взрослого населения являются:

- злокачественные новообразования (22,0 % в 2018 г., 22,5 % в 2019 г., 19,2 % в 2020 г., 19,5 % в 2021 г.);

- болезни системы кровообращения (16,2 % в 2018 г., 15,2 % в 2019 г., 14,5 % в 2020 г., 12,2 % в 2021 г.);

- болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,2 % в 2018 г., 4,0 % в 2019 г., 4,4 % в 2020 г., 4,4 % в 2021 г.);

- психические расстройства (5,2 % в 2018 г., 4,4 % в 2019 г., 3,1 % в 2020 г., 2,9 % в 2021 г.);

- последствия травм, отравлений и др. (3,5 % в 2018 г., 3,3 % в 2019 г., 3,1 % в 2020 г., 2,8 % в 2021 г.);

- вирус иммунодефицита человека (3,2 % в 2018 г., 2,9 % в 2019 г., 2,0 % в 2020 г., 1,4 % в 2021 г.);

- туберкулез (1,7 % в 2018 г., 1,3 % в 2019 г., 0,7 % в 2020 г., 0,6 % в 2021 г.)5.

Ведущие причины инвалидности взрослого населения больше связаны с возрастом и образом жизни. Так, на начало 2023 г. 62,4 % составляют люди с инвалидностью старше 60 лет6. Психические расстройства занимают четвертое место и практически в 2 раза меньше распространены в структуре заболеваний взрослого населения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, семьи, имеющие детей с инвалидностью и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жилыми помещениями. Порядок предоставления жилого помещения семьям, имеющим детей с инвалидностью, вставшим на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъектов Российской

5 Статистические данные указаны на 10 тыс. взрослого населения.

6 Численность инвалидов. URL: https://sfri.ru/

analitika/chislennost/chislennost.

Федерации, если после указанного срока, то жилищным законодательством Российской Федерации. Предоставление жилых помещений осуществляется с учетом состояния здоровья ребенка с инвалидностью, данные помещения оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации, таким семьям компенсируются расходы на оплату коммунальных услуг в размере 50 %. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (п. 3) и по месту жительства (п. 5).

Внеочередное право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется семьям, имеющим детей с инвалидностью, жилье которых признано непригодным для проживания и ремонта или не подлежит реконструкции [3, с. 85; 4, с. 36], а также семьям с детьми, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых определен в соответствии с приказом Минздрава России «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» от 29 ноября 2013 г. № 987н. Как отмечает исследователь Е.О. Афанасьева, дети, страдающие заболеваниями, указанными в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, нуждаются в том, чтобы им «были обеспечены условия для полноценного развития и социальной интеграции» [5, с. 41]. До 5 апреля 2018 г.7 семьи с детьми с инвалидностью, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включались в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27 июля 1996 г. № 901 [6, с. 240].

Методология исследования

Жилищные права детей с инвалидностью являются предметом изучения многих исследователей. Анализ соблюдения жилищных прав детей с инвалидностью осуществлялся как по отдельным регионам России, на-

7 О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 : постановление Правительства РФ от 5 апр. 2018 г. № 410. URL: government.ru/docs/all/116001.

Ф П ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01

И

5<

*

U

л т

п *

о

о

о

д ^

п ч я Ф X X

о

ч

ф

¡3

2 О

м

3

ы

Z

10

ы

ы 4 9

(Л №

пример в Белгородской, Нижегородской, Тамбовской областях, Республике Дагестан [7—11], так и по стране в целом [3; 5; 6; 9; 12; 13] как самими омбудсменами, юристами-практиками, так и теоретиками-исследователями. Целью нашей работы является анализ деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по защите жилищных прав детей с инвалидностью. Основные методы, применявшиеся в ходе исследования, — сравнительный анализ, статистический мониторинг и социально-правовой метод.

Результаты исследования

Право на жилище является одним из важнейших прав граждан, закрепленных в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации. Особое внимание со стороны государства уделяется обеспечению и защите жилищных прав несовершеннолетних граждан. Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних, лишение их жилых помещений, а также несвоевременное предоставление жилья формируют у детей чувство неустроенности в жизни и усиливают риск их асоциального поведения.

Анализ обращений граждан, поступающих в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области на протяжении многих лет, свидетельствует о том, что жилищный вопрос остается одной из самых актуальных проблем для большинства семей. В 2020 г. Уполномоченному поступило 117 обращений в защиту жилищных прав детей, что на 30,4 % меньше, чем в 2019 г. (168 обращений). Большая часть вопросов, затрагиваемых в обращениях, касается как непосредственной защиты, так и порядка восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Тематика поступивших обращений свидетельствует о нарушениях, возникающих:

- при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- переселении из ветхого и аварийного жилья;

- предоставлении жилого помещения;

- возникновении и прекращении права пользования жилым помещением;

- выселении из жилого помещения;

- предоставлении земельных участков;

- предоставлении коммунальных услуг.

В числе основных вопросов преобладают вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечения жильем детей с инвалидностью; обеспечения жилищных прав детей при переселении из аварийного жилого фонда; обеспечения жильем детей из многодетных семей. Особое место в вопросе защиты жилищных прав детей занимают дети с инвалидностью. Основной проблемой в защите жилищных прав детей-инвалидов является необеспечение их жилыми помещениями.

Как справедливо отмечает в ежегодных докладах о результатах деятельности Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, несмотря на наличие у семей с детьми, имеющими инвалидность, права на обеспечение жилыми помещениями, в Иркутской области проблема их предоставления остается острой и неразрешенной. Практически все обращения к Уполномоченному по правам ребенка связаны с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья детям с инвалидностью. В таблице приведены данные, раскрывающие ситуацию с предоставлением жилых помещений по договору социального найма семьям, имеющим детей с инвалидностью, в 2019-2021 гг.

В соответствии с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649, доступность для ребенка с инвалидностью жилого помещения обеспечивается изменением и переоборудованием помещения в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью ребенка, с целью беспрепятственного его доступа к жилому помещению.

Реализация в Иркутской области в 2019—2021 гг. права семей, имеющих детей с инвалидностью,

на обеспечение жилыми помещениями

Количество нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений* Количество предоставленных жилых помещений по договорам социального найма

2019 2020 2021

150 12 4 11

* По состоянию на 1 января 2022 г.

Основными реализуемыми мероприятиями, предусмотренными Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, являются:

- составление плана мероприятий по обследованию приспособления жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах к потребностям ребенка с инвалидностью;

- анализ заявлений от представителей детей с инвалидностью о проведении обследования жилого помещения;

- обследование муниципальной комиссией жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает ребенок с инвалидностью;

- принятие муниципальной комиссией актов с выводами о наличии или отсутствии необходимости приспособления жилого помещения для проживания ребенка с инвалидностью, о наличии или отсутствии технической возможности осуществить такое приспособление;

- принятие муниципальной комиссией решений по результатам проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях его приспособления к потребностям ребенка с инвалидностью;

- выдача муниципальной комиссией заключений о возможности или невозможности приспособления жилого помещения для проживания ребенка с инвалидностью.

Как показывает анализ Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области реализации Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме8, обеспечение жилыми помещениями семей, имеющих детей с инвалидностью, доступности жилых помещений для таких детей затруднено в связи со следующими проблемами:

- отсутствие соответствующих статей в расходной части муниципального бюджета, что приводит к завершению работы муниципальной комиссии на этапе вынесения решения о возможности приспособления жилого помещения для проживания ребенка с инвалидностью;

- невозможность приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает ребенок с инвалидностью, без реконструкции;

8 Ежегодные и специальные доклады. URL: https:// irdeti.ru/deyatelnost/ezhegodnye-i-spetsialnye-dokla-

dy-i-publikatsii/vse-doklady.

- отсутствие на территории муниципальных образований специализированного жилого фонда для переселения в случае признания жилого помещения, в котором проживает ребенок с инвалидностью, непригодным для его проживания.

В связи с отмеченным предложения Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области о выделении из муниципальных бюджетов средств на реализацию необходимых мероприятий и о приобретении жилого фонда для переселения в случае признания жилого помещения, в котором проживает ребенок с инвалидностью, представляются обоснованными, отражающими сложившуюся в Иркутской области ситуацию в сфере обеспечения жилыми помещениями семей, имеющих детей с инвалидностью.

Заключение

Действительно, дети с инвалидностью наименее защищенная как в социальном, так и в правовом аспекте категория детей. Зачастую возникает сложная проблема защиты социальных прав детей на практике вследствие рекомендательного характера базовых юридических формулировок [10, с. 17; 14, с. 27], недостаточной четкости и нагромождения плохо согласованных правовых норм, касающихся интересов детей с инвалидностью как субъектов права [5, с. 45; 15, с. 336].

В защите прав и законных интересов детей большую роль играет деятельность уполномоченных по правам ребенка, права которых были существенно дополнены и расширены в результате принятия специализированного Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ. Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам ребенка и ее эффективность во многом зависят от модели учреждения их должности [16, с. 302].

В Иркутской области деятельность регионального омбудсмена регулируется законом Иркутской области «Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области» от 12 июля 2010 г. № 71-оз, в котором прописаны правовое положение, основные задачи, порядок назначения на должность и освобождения от должности, требования к Уполномоченному, права, обязанности и ограничения, связанные с пребыванием в должности, условия досрочного прекращения полномочий, а также организационные основы обеспечения деятельности Уполномоченного (об аппарате Уполномоченного, экспертном совете, общественных пред-

ф

п ч

01

И

5<

*

U

л г

п *

о

о

о

д ^

п ч я Ф X X

о

ч

ф

¡3

2 О м 3

3

3 Z

10 2

3

4 9

(Л №

ставителях в муниципальных образованиях Иркутской области, о финансовом и материальном обеспечении деятельности).

Исследователь А.В. Лебедь отметил нестандартность пути развития в России института Уполномоченного по правам ребенка от издания подзаконного акта до внесения изменений в федеральное законодательство и принятия федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». Пробелы в функционировании данного института можно разрешить, если внести соответствующие изменения в законодательство, например придать данному правозащитному институту обязательный характер, поскольку в ряде регионов (Республика Тыва, Чукотский автономный округ) детские омбудсмены работают единолично или вовсе отсутствуют. Представляется также целесообразным предложение исследователя установить срок рассмотрения обращений, содержащих факты нарушения прав детей с инвалидностью, не более десяти дней со дня регистрации письменного обращения, поскольку подобные обращения требуют скорейшего рассмотрения, так как касаются охраны жизни и здоровья детей, права личности на достойный уровень жизни [11, с. 49].

Несмотря на определенные достижения в области социальной интеграции детей с инвалидностью в жизнь общества, они, тем не менее, все еще сталкиваются с серьезными трудностями при решении жилищных вопросов, о чем свидетельствуют обращения, поступающие в адрес регионального омбудсмена, которые, как верно отмечает Е.В. Барышникова, разрешить крайне затруднительно «без принятия системных решений на федеральном уровне». Более того, «с отсутствием отдельного нормативного правового акта о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем

людей с инвалидностью, чьи помещения признаны непригодными для их проживания, требования о создании людям с инвалидностью равных с другими гражданами условий жизнедеятельности превращаются в декларацию» [7, с. 13; 17].

Анализ сайтов уполномоченных по правам ребенка также показывает востребованность данного института. Наиболее часто встречаются нарушения в жилищной сфере, в реализации права на образование, нарушение прав одним из родителей или законных представителей детей [13, с. 87]. Более подробный правовой анализ проблемы обеспечения жилищных прав детей в нашей стране представлен в [12]. Переданные ранее региональным властям и органам местного самоуправления полномочия Российской Федерации по обеспечению жилищных прав не учитывают финансово-экономические возможности подавляющего числа регионов и муниципалитетов, порождая проблему недофинансирования [9, с. 72; 18]. Бюджеты регионов не могут обеспечить гарантии защиты жилищных прав детей, и эти гарантии существуют только на бумаге, что грубо нарушает права несовершеннолетних [8, с. 62].

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка переоценить трудно, но все же стоит отметить, что его обоснованные предложения по реализации жилищных прав детей с инвалидностью часто носят декларативный характер. Как полагает множество исследователей, в деятельности омбудсме-на определяющим во многом является его личный авторитет среди граждан, представителей гражданского общества и властных структур, должностных лиц, который в определенной мере компенсирует отсутствие у него властных полномочий в ходе реализации основных направлений государственной правозащитной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жигунова Г.В. Условия для независимой жизни людей, имеющих инвалидность (по результатам исследования) / Г.В. Жигунова. — DOI 10.17150/2411-6262.2019.10(4).2. — EDN UBMSGC // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 4.

2. Кондакова Н.А. Инвалидность детского населения как медико-социальная проблема / Н.А. Кондакова, Л.Н. Нацун. — EDN ELYOQK // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 4 (15). — С. 285-286.

3. Ивина М.Д. Особенности предоставления жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов / М.Д. Ивина. — EDN AUBAKM // Via scientiarum — Дорога знаний. — 2021. — № 4. — С. 83-88.

4. Коновальчикова С.С. Содержание конституционного права на жилье и его структура: новые грани / С.С. Коновальчикова. — EDN PQQJUK // Академический юридический журнал. — 2019. — № 1 (75). — С. 35-43.

5. Афанасьева Е.О. Актуальные проблемы правового положения малолетних и несовершеннолетних граждан в гражданском законодательстве Российской Федерации / Е.О. Афанасьева. — EDN XNBNWX // Отечественная юриспруденция. — 2018. — № 3 (28). — С. 40-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Юсуфов Э.Р. Законодательное регулирование прав ребенка на жилище / Э.Р. Юсуфов, М.Н. Багаты-рова. — EDN XDEDLF // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 10 (101). — С. 239-240.

7. Барышникова Е.В. Проблемы реализации прав людей с инвалидностью в практике деятельности Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области / Е.В. Барышникова. — EDN YEIIAM // Конституция России и развитие законодательства : материалы 2-го регион. науч.-практ. круглого стола. — Нижний Новгород, 2021. — С. 10-16.

8. Жиркова А.А. Реализация и защита жилищных прав детей-сирот / А.А. Жиркова. — EDN XBEMFT // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1-3. — С. 62-67.

9. Репин В.В. Институт Уполномоченного по правам человека как дополнительная гарантия государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина / В.В. Репин. — EDN LDEGKM // Государственно-правовые исследования. — 2020. — № 3. — С. 65-74.

10. Ежова М.Ю. Роль Уполномоченного по правам ребенка в защите социальных прав / М.Ю. Ежова. — EDN AIEHVW // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. — Махачкала, 2019. — С. 16-18.

11. Лебедь А.В. Институт Уполномоченного по правам ребенка в механизме гарантирования прав детей-инвалидов / А.В. Лебедь. — DOI 10.25799/AR.2019.71.1.006. — EDN FYPYBM // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9, № 1-1. — С. 45-55.

12. Плугарь Д.М. Некоторые актуальные проблемы жилищных прав несовершеннолетних в Российской Федерации и их законодательная регламентация / Д.М. Плугарь, А.В. Васильева. — EDN VHMCDP // International Law Journal. — 2022. — Т. 5, № 8. — С. 133-143.

13. Рогова А.М. Деятельность института Уполномоченного по правам ребенка как элемент развития правового государства и системы социальной защиты детства в Российской Федерации / А.М. Рогова, С.А. Давыдов. — EDN ZHNNWV // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2020. — Т. 34, № 2. — С. 84-91.

14. Суслов А.А. Отказ от осуществления гражданских прав: проблемы разграничения со смежными категориями / А.А. Суслов. — EDN XXIYUB // Академический юридический журнал. — 2017. — № 1 (67). — С. 27-32.

15. Бахматова Т.Г. Обращения граждан как механизм выявления трудностей в получении государственных услуг (на примере получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области) / Т.Г. Бахматова, З.Н. Тугарина. — EDN VDJXXO // Global and Regional Research. — 2020. — Т. 2, № 2. — С. 329-337.

16. Роль Уполномоченного по правам ребенка в оказании помощи в разрешении семейных споров о детях (на примере Иркутской области) / Е.В. Зимина, Е.Г. Копалкина, Т.А. Чернякова, А.И. Гуляева. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).299-309. — EDN VCMNZN // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 1. — C. 299-309.

17. Сарина К.С. Юрисдикционная форма защиты прав и интересов членов семьи / К.С. Сарина. — DOI 10.17150/2411-6262.2015.6(6).10. — EDN TEZGOC // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 6.

18. Правовые и социально-экономические проблемы территориального развития: налоговый аспект / Л.Н. Батьянова, Ю.В. Борисова, Е.В. Чигрина, С.В. Корнакова. — DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(4).18. — EDN MGOGPC // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 4.

REFERENCES

1. Zhigunova G.V. Conditions for Independent Life of People with Disabilities (in View of the Results of the Study). Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 4. (In Russian). EDN: UBMSGC. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(4).2.

2. Kondakova N.A., Natsun L.N. Disability of the Child Population as a Medical and Social Problem. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta = Health, Physical, Culture and Sports, 2019, no. 4, pp. 285-286. (In Russian). EDN: ELYOQK.

3. Ivina M.D. Features of Providing Housing to Disabled People and Families with Disabled Children. Via scien-tiarum — Doroga znanii = Via scientiarum — Way of knowledge, 2021, no. 4, pp. 83-88. (In Russian). EDN: AUBAKM.

4. Konovalchikova S.S. The Meaning and Structure of the Constitutional Right to Housing: New Edges. Akademi-cheskii yuridicheskii zhurnal = Academic Law Journal, 2019, no. 1, pp. 35-43. (In Russian). EDN: PQQJUK.

5. Afanaseva E.O. Actual problems of the legal status of minors and minors in the civil legislation of the Russian Federation. Otechestvennaya yurisprudentsiya = Russian Jurisprudence, 2018, no. 3, pp. 40-45. (In Russian). EDN: XNBNWX.

6. Yusufov E.R., Bagatyrova M.N. Legal Regulation of the Rights of the Child on the Housing. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2016, no. 10, pp. 239-240. (In Russian). EDN: XDEDLF.

7. Baryshnikova E.V. Problems of implementation of the rights of people with disabilities in the practice of the Commissioner for Human Rights in the Nizhny Novgorod region. The Constitution of Russia and the development of legislation. Materials of the 2nd Regional Scientific and Practical Round Table. Nizhnii Novgorod, 2021, pp. 10-16. (In Russian). EDN: YEIIAM.

8. Zhirkova A.A. The Implementation and Protection of Housing Rights Orphans. Mezhdunarodnyi zhurnal gu-manitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2016, no. 1-3, pp. 6267. (In Russian). EDN: XBEMFT.

9. Repin V.V Institution of the Commissioner for Human Rights as an Additional Guarantee of State Protection of Human and Civil Rights, Freedoms and Legitimate Interests. Gosudarstvenno-pravovye issledovaniya = State Legal Research, 2020, no. 3, pp. 65-74. (In Russian). EDN: LDEGKM.

10. Ezhova M.Yu. The role of the Commissioner for Children's Rights in the protection of social rights. Technologies of social work in various spheres of life. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Makhachkala, 2019, pp. 16-18. (In Russian). EDN: AIEHVW.

Ф 0 4

01

И

5<

*

it л

T

n *

о

о

о

д

и ^

п ч

я ф

X X

о

ч

ф

¡3

2 о

м

3

з

Z

10

ы

ы 4 9

UI №

11. Lebed A.V. Institute of the Commissioner for Children's Rights in the Mechanism for Guaranteeing the Rights of Children with Disabilities. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava = Matters of Russian and International Law, 2019, vol. 9, no. 1-1, pp. 45-55. (In Russian). EDN: FYPYBM. DOI: 10.25799/AR.2019.71.1.006.

12. Plugar D.M., Vasileva A.V. Some Actual Problems of Housing Rights of Minors in the Russian Federation and their Legislative Regulation. International Law Journal, 2022, vol. 5, no. 8, pp. 133-143. (In Russian). EDN: VHMCDP.

13. Rogova A.M., Davydov S.A. The Activities of the Institution of the Commissioner for Children's Rights as an Element of the Development of the State of Law and the System of Social Protection of Children in the Russian Federation. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noi raboty = Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 2020, vol. 34, no. 2, pp. 84-91. (In Russian).

14. Suslov A.A. Denial of civil rights: problems of demarcation with related categories. Akademicheskii yuridich-eskii zhurnal = Academic Law Journal, 2017, no. 1, pp. 27-32. (In Russian). EDN: XXIYUB.

15. Bakhmatova T.G., Tugarina Z.N. Appeals of Citizzens as a Mechanism for Identification Difficulty of Receiving Public Services (At an Example of Recipients of Measures of Social Support for Payment of Residential Premises and Utilities in Irkutsk Region). Global and Regional Research, 2020, vol. 2, no. 2, pp. 329-337. (In Russian). EDN: VDJXXO.

16. Zimina E.V., Kopalkina E.G., Chernyakova T.A., Gulyaeva A.I. The Role of the Commissioner for Children's Rights in Providing Assistance in Resolving Family Disputes About Children (On the Example of the Irkutsk Region). Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 299-309. (In Russian). EDN: VCMNZN. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).299-309.

17. Sarina K.S. Jurisdictional Forms of Defending Rights and Interests of Family Members. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 6. (In Russian). EDN: TEZGOC. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(6).10.

18. Batyanova L.N., Borisova Yu.V., Chigrina E.V., Kornakova S.V. Legal and Socio-Economic Problems of Territorial Development: the Tax Aspect. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 4. (In Russian). EDN: MGOGPC. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).18.

Информация об авторах

Копалкина Евгения Геннадьевна — кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0001-7902-140X, SPIN-код: 2042-9437, AuthorlD РИНЦ: 505085.

Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected], © https://or-cid.org/0000-0002-6659-4548, SPIN-код: 7407-8413, AuthorID РИНЦ: 504352.

Гуляева Анастасия Ивановна — старший преподаватель, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-0910-1663, SPIN-код: 9505-5853, AuthorID РИНЦ: 829305.

Чернякова Татьяна Алексеевна — главный консультант, аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования

Защита жилищных прав детей с инвалидностью в деятельности Уполномоченного по правам ребенка (на примере Иркутской области) / Е.Г. Копалкина, Е.В. Зимина, А.И. Гуляева, Т.А. Чернякова. — DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(2).349-356. — EDN FZOKPC // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33, № 2. — С. 349-356.

Authors

Evgeniya G. Kopalkina — Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected], © orcid.org/0000-0001-7902-140X, SPIN-Code: 20429437, AuthorlD RSCI: 505085.

Ekaterina V. Zimina — Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected], © https:// orcid.org/0000-0002-6659-4548, SPIN-Code: 74078413, AuthorlD RSCI: 504352.

Anastasia I. Gulyaeva — Senior Lecturer, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: gulyaevaai@ mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-0910-1663, SPIN-Code: 9505-5853, AuthorID RSCI: 829305.

Tatiana A. Chernyakova — Chief Consultant, Office of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk Region, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

For Citation

Kopalkina E.G., Zimina E.V., Gulyaeva A.I., Chernyakova T.A. Protection of Housing Rights of Children with Disabilities in the Activities of the Commissioner for Children's Rights (on the Example of the Irkutsk Region). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2023, vol. 33, no. 2, pp. 349-356. (In Russian). EDN: FZOKPC. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(2).349-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.