М. Б. Напсо
ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРАВ КАК ОСНОВА ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМОБЫТНОСТЬ
Право коренных народов на самобытность представляет собой комплексный правовой институт. Специфичность взаимоотношений коренных народов с территорией, окружающей средой придает особое значение территориальному аспекту этого права. В современных условиях, когда природа подвергается разрушительному воздействию, а глубокая внутренняя зависимость коренных народов от привычной среды обитания стирается, защита территориальных прав коренных народов представляет собой самый действенный механизм реализации права на самобытность.
M. Napso
PROTECTION OF TERRITORIAL RIGHTS AS A BASIS OF ABORIGINAL NATIONS' RIGHT TO ORIGINALITY
Aboriginal nations' right to originality is a complex law institution. Particular relations that traditionally exist between aboriginal nations and their territories and environment make the territorial aspect of this right especially important. Nowadays, when nature is suffering from the destroying influence and strong mutual links between aboriginal nations and habitual environment are eliminating, territorial rights realisation is the most effective measure to fulfill aboriginal nations ' right to originality.
В основе регламентации права на самобытность лежит не только защита культуры, языка, традиций, верований, но и защита прав самих носителей — меньшинств, коренных народов и их представителей: индивидуальное право на самобытность защищает не саму самобытность, а индивида в его сущностном выражении, а коллективное право — саму этническую общность. Ее право на существование как самобытной этнической общности не менее важно, чем право на существование в физическом смысле. При всей важности последнего заметим, что утрата таких этнических признаков, как язык, территория, традиционная культура, историческая память, крайне губительно действует на этническое самосознание и самочувствие.
Современное право признает право на самобытность не за всеми народами, а лишь за меньшинствами, коренными народами и народами, ведущими племенной образ жизни. Правда, региональные декларации и хартии прав человека и прав наро-
дов — Африканская хартия прав человека и прав народов (1981), Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (1988), Тунисская декларация о правах человека и правах народов (1988) — говорят о праве всех народов на самобытность, хотя и через призму прав на развитие и самоопределение. И только Декларация ООН о расе и расовых предрассудках (1978), а вслед за ней и Декларация ООН о правах коренных народов (2007) утверждают право «всех народов отличаться друг от друга, считать себя отличающимися от других и пользоваться уважением в таком своем качестве»1.
В проекте Декларации о правах коренных народов (1994) и принятой Декларации о правах коренных народов (2007) о праве на самобытность прямо говорится и как о коллективном праве, и как о праве индивидуальном. Согласно букве и духу проекта Декларации, право на самобытность есть специальный правовой механизм защиты лиц, принадлежащих к коренным народам,
и самих коренных народов. Он имеет целью обеспечить их свободу, равенство со всеми другими людьми и народами в достоинстве и правах, их право на развитие в соответствии с потребностями и интересами, а также право «быть свободными от какой бы то ни было неблагоприятной дискриминации, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности». Таким образом, право на самобытность лежит в основе защиты интересов коренных народов, оно же, в свою очередь, опирается на первосте-пенность обеспечения территориальных прав коренных народов: признается насущная необходимость «в уважении и поощрении неотъемлемых прав и самобытности коренных народов, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы, основанных на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии».
Как «коллективное и индивидуальное право сохранять и развивать свои самобытность и своеобразие», право на самобытность включает в себя:
• право для коренных народов «считать себя коренными народами и право на признание их в качестве таковых»;
• право принадлежать к коренной общине, народности без неблагоприятных для них последствий;
• «коллективное и индивидуальное право на защиту от этноцида и культурного геноцида»;
• право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев;
• право соблюдать, отправлять, развивать и передавать свои духовные и религиозные традиции, обычаи и обряды;
• право «возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу»;
• право «давать названия и имена общинам, местам и лицам и сохранять их»;
• право «на то, чтобы их достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяний соответствующим образом отражались во всех формах образования и общественной информации»;
• право «на создание своих систем образования и учебных заведений, обеспечивающих образование на их родных языках, и на контроль за их деятельностью таким образом, чтобы это соответствовало выработанным в условиях их культуры методам обучения и изучения»;
• право «на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем, гарантированное пользование своими средствами к существованию и результатами развития и свободное занятие своей традиционной и другой экономической деятельностью», право на свою традиционную медицину и практику врачевания;
• право «поддерживать и укреплять свою особую духовную и материальную связь со своими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами, которые традиционно им принадлежат или иным образом заняты или используются ими, и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении»; право на сохранение, восстановление и охрану всей окружающей среды и производительной способности их земель, территорий и ресурсов;
• право на общение и поддержание контактов с членами родственных групп в других странах.
Кроме того, право на самобытность не отрицает наличия права — для тех, кто пожелает, — «на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства», т. е. на свободный выбор образа жизни, культурный цен-ностей2.
В отличие от проекта, в Декларации ООН о правах коренных народов (2007): 1) особо подчеркивается важность наделения коренных народов коллективными правами — они
себе, своей культуре. Но его основу составляют территориальные права, и это объясняется особой важностью территории и непосредственно связанных с ней традиционных форм хозяйственной деятельности для сохранения культуры коренных народов.
«Ландшафт «их родной территории» — нечто живое, исполненное для них огромного значения. Подобные представления прочно утверждаются в психологии и культуре и таким образом приобретают ключевое значение в качестве своеобразной «географии рассудка»4. Тот факт, что в основе права на самобытность коренных народов лежит «природный» аспект, и признание особой важности характера взаимоотношений коренных народов с окружающей средой для сохранения их самобытности, которая подвергается особо разрушительному воздействию именно при элиминировании глубокой внутренней зависимости коренных народов с привычной среды обитания, нашли адекватное отражение в дефинициях традиционного образа жизни и исконной среды обитания, данных в Законе РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Исконная среда обитания определяется не просто как исторически сложившаяся территория проживания, в пределах которой осуществляется культурная и бытовая жизнедеятельность коренных народов, но и как ареал, который влияет на их самоидентификацию и образ жизни (точнее было бы сказать, обусловливает). Поэтому и традиционный образ жизни представлен как исторически сложившийся способ жизнеобеспечения, в основе которого лежат исторический быт предков в области природопользования, самобытная социальная организация проживания, самобытная культура, сохранение обычаев и традиций5. На наш взгляд, в этом определении следует усилить акцент на то, что именно исторический опыт и быт в области природопользования предопределяют самобытность социальной организации и культуры и что именно их сохранение обес-
печивает существование и развитие самобытности.
Основанная на культуре, духовных традициях, истории, философии, на издавна существующих политических, экономических, социальных структурах неразрывная связь коренных народов с территорией их исконного проживания в современных условиях обеспечивается посредством, в частности, таких прав, как право не быть изгнанными со своей территории, право быть защищенными от неправомерного вторжения на аборигенные земли, право демилитаризировать земли и территории коренных народов, право поддерживать и укреплять особую духовную и материальную связь с территорией обитания и нести свою ответственность за нее перед будущими поколениями, право владеть, пользоваться землями и территориями традиционного проживания, право на признание их традиций и обычаев в сфере землевладения и землепользования, их институтов и практик по освоению и использованию ресурсов, право регулировать земельные отношения между соплеменниками по принятым в народе нормам и обычаям, право на возвращение земель, территорий, ресурсов (конфискованных, используемых без их свободного и осознанного согласия), право на сохранение, восстановление и охрану окружающей среды и производительности земель, территорий и ресурсов, право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения и использования своих земель и ресурсов, право быть защищенными от неправомерной эксплуатации своих земель.
В Декларации прав коренных народов (2007) нашли отражение следующие права: право не подлежать принудительному удалению со своих земель и территорий, право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами и нести свою ответственность
ется историческим опыт природопользования и поддерживается специфический образ жизни коренных народов, их самобытность), что крайне затруднительно без сохранения традиционных форм самоуправления и самоорганизации. Но при этом следует заметить, что в большинстве стран правом на землю, на традиционные виды хозяйствования наделены те представители коренного народа (чаще всего объединенные в общины), та его часть, которая осознанно и по собственной воле продолжает вести традиционный образ жизни. В данном случае право исходит из признания того объективного факта, что представители коренных народов могут являться носителями различных ценностных установок: одни предпочитают исконные ценности, другие — современные, т. е. из того, что ведение традиционного образа жизни есть вопрос личного свободного выбора, и никто не может быть к тому принужден. Такой подход разделяет и российское законодательство и предпочитает говорить о правах для общин, которые представляют собой добровольное объединение граждан, семей, созданное с целью сохранения условий традиционного проживания и ведения традиционного образа жизни. Таким образом, правом на самобытность целенаправленно защищаются те, кто желает жить сообразно собственной идентичности.
Таким образом, право на самобытность для коренных народов предполагает защиту прежде всего биологического своеобразия, лежащего в основе своеобразия культурного. Его воспроизводство как особой формы взаимоотношений с окружающей средой зависит от сохранности естественных для этих этнических обществ ландшафтов. Состояние природной среды есть основное условие культурного, социального, экономического и физического благополучия коренных народов, их устойчивого развития и предпосылка обеспечения других прав этих народов и их будущих поколений и, в первую очередь, самого главного — права на жизнь. Поэтому и в проек-
те Декларации ООН о правах коренных народов (1994) и в принятой декларации о правах коренных народов (2007) говорится о насущной необходимости уважать и поощрять права коренных народов на земли, территории и ресурсы, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, на их культуре, духовных традициях, истории и философии. Признается, что основой сохранения самобытности коренных народов (а значит, и их самих) являются широкие права на земли, территории (правда, в проекте Декларации они понимались расширительно как окружающая среда и включали в себя воздушное и морское пространство, воды, леса, флору, фауну и др.) и ресурсы, которые либо традиционно принадлежали коренным народам, либо каким-то образом занятыми или использовались ими, вкупе с правом поддерживать и укреплять материальную и духовную связь со своими землями и территориями, правом на признание их обычаев и законов, систем землевладения и институтов использования ресурсов, правом на сохранение, восстановление и защиту окружающей среду и правом нести ответственность перед будущими поколе-ниями7.
Реализация названных прав сопряжена с множеством сложностей объективного характера. Сложная духовная и физическая связь коренных народов с окружающей средой, особенно с землей, выражается в наличии собственных представлений о праве владения и пользования землей и собственной практики землепользования. Для многих коренных народов земля — живое существо, место обитания духов предков, отдельные территории считаются священными, особо почитаемыми как источники здоровья, благополучия и жизни народа и как символы гармонии, единения людей и природы. Очевидно, что совместить эту философию с господствующими воззрениями на землю как на товар крайне сложно, равно как создать правовой механизм согласования двух разных
сти от поиска компромисса при разрешении противоречий 1) между этнонацио-нальными интересами народа и общегосударственными потребностями развития территорий и их экономики, 2) между необходимостью обеспечить доступ к благам цивилизации для одной части населения (зачастую большей по численности) и предоставлением возможности сохранения самобытной геокультурной среды для другой. Противоречия эти лежат и в иной плоскости. В прошлом народы занимали намного большие территории и были с них вытеснены, а значит, предоставление такого права может рассматриваться как акт справедливости. Но вместе с тем нередко народам, чаще всего составляющим меньшинство в структуре населения, для осуществления традиционных видов хозяйствования (охоты, рыболовства, оленеводства и пр.) и ведения традиционного образа жизни необходимы обширные территории (располагающие немалыми природными богатствами), что ведет к существенному ограничению и ущемлению прав других народов, представители которых проживают на этой территории. Кроме того, необходимо законодательно определить, какие именно народы могут быть отнесены к числу ведущих традиционный образ жизни (не только посредством правового определения понятия «коренные народы», но и путем прямого их перечисления, поименова-ния, как это сделано в ст. 35 Конституционного акта Канады), чтобы зарезервировать за ними необходимую для хозяйствования территорию. И не забыть о праве для жителей этих территорий покидать их и вести другой образ жизни.
С аналогичными проблемами можно столкнуться и при установлении и реализации права пользования природными богатствами на соответствующей территории: оно возможно в случае резервирования за народом определенной территории и определения объема прав природопользования. Наконец, что касается права на контроль за использованием природных богатств и
ресурсов территории проживания этноса, то весьма непросто будет определить субъект (орган) такого контроля, принципы его формирования, права и обязанности, содержание контроля и его правовые последствия для субъектов экономической деятельности. А также найти компромисс между ролью «экологического сторожа» и экономической целесообразностью.
Такая сложность в установлении и реализации территориальных прав усиливает востребованность права на самоопределение: оно наилучшим образом устанавливает правовую связь между народом и территорией, позволяя не только утвердиться в праве на существование в определенных территориальных пределах и получить признание этого факта со стороны иных народов, государств, мирового сообщества, но и обрести право на сохранение собственного геокультурного пространства, что напрямую ассоциируется с наличием широких возможностей по сохранению и развитию самобытности, культуры, материальных и духовных ценностей. В иных случаях наилучшим способом для решения «территориальной» проблемы, по нашему мнению, является развитие института общественной собственности как механизма удовлетворения общих для членов общества (сообщества) интересов, потребностей, имеющих всеобщий и непреходящий характер.
Исходя из признания особости публичных интересов, необходимости достижения общественно полезных и необходимых целей и защиты «неприкосновенного фонда поколений», С. А. Сосна предлагает использовать категорию общественного достояния как формы государственной, общественной собственности10, обеспечивающей «особые условия защиты и сохранности наиболее ценных и необходимых обществу природных и иных ресурсов..., предоставив...всем членам общества равные возможности пользоваться достоянием и непосредственно присваивать его плоды». Несомненно, С. А. Сосна прав в том, что
Защита территориальных прав как основа права коренных народов на самобытность
наличие особых интересов, равно как и признание бесспорного приоритета публичных интересов и общественных потребностей, требует и собственности особого рода, которая должна подлежать специальному правовому регулированию. Его, по мнению исследователя, должно отличать следующее: «В законодательстве должны быть сформулированы общие принципы использования неотчуждаемых и неотъемлемых объектов государственной и муниципальной собственности, такие, как общедоступность, равенство пользователей, состязательный порядок приобретения прав в случае коммерческого использования имущества, открытый и гласный порядок оспаривания прав, а также другие принципы, устанавливающие субъектный состав пользователей и их дифференциацию в зависимости от природы используемого имущества, характер пользования
(индивидуальный, коллективный, всеобщий), правооснования пользования (разрешение, договор), возмездный или безвозмездный порядок пользования, временные рамки...пользования...»11. Примечательно, что В. Е. Чиркин среди современных конституционных принципов экономической системы (и даже новелл) называет нормы о социальной роли частной собственности, о том, что всякая собственность должна сообразовываться с общественными интересами, а частная деятельность координироваться в общественных целях, о градации объектов коллективной по существу собственности в зависимости от того, какие из них будут находиться на праве публичной собственности, какие — на праве частной, об обязанности государства предотвращать сосредоточение общественных богатств в немногих руках, о государственном планировании12.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Декларация ООН о расе и расовых предрассудках (1978) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russia/document/declarat/racism.htm; Декларация ООН о правах коренных народов (2007) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mk.ru./blogs/MK/2007/09/14/ srochno/312179/
2 Проект Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (1994) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://volya.kharkov.ua/print_news.php?id=207&type=lib
3 Декларация ООН о правах коренных народов (2007) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mk.ru./blogs/MK/2007/09/14/srochno/312179/
4 Глобализация этнополитики (Сводный реферат) // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб./ РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. Исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. Восточной Европы. — М., 2002. — (Серия: Глобальные проблемы современности) — Ч. III. — С. 45.
5 Закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kodeks-luks.ru/ciws/ site?tid=0&nd=901732262&prevDoc=901880831
6 Декларация ООН о правах коренных народов (2007) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mk.ru./blogs/MK/2007/09/14/srochno/312179/
7 Проект Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://volya.kharkov.ua/print_news.php?id=207&type=lib; Декларация ООН о правах коренных народов (2007) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.mk.ru./blogs/MK/2007/09/14/srochno/312179/
8 Новикова Н. И. «Родовые угодья»: перспективы правового плюрализма (представления представителей коренных народов и законодателей) // Государство и право. — 2000. — № 6. — С. 106, 107.
9 Богданова Н. А. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научной конференции. Москва. 27—28 апреля 2000 г. — М., 2001. — С. 53; Муханов Б. С. Национальные интересы: Дис. на соис. учен. ст. канд. философ. наук. — Нальчик, 2004. — С. 92.
ЭКОНОМИКА, ПРАВО
10 Сосна С. А. О концепции общественного достояния // Государство и право. — 1996. — № 2. — С. 55—64; Сосна С. А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (Взгляд юриста) // Государство и право. — 2004. — № 12. — С. 26—34.
11 Сосна С. А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (Взгляд юриста) // Государство и право. — 2004. — № 12. — С. 30, 31.
12 Чиркин В. Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции // Государство и право. - 2000. - № 6. - С. 7-8.