16
Юридическая наука. 2014. № 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРЕННОЙ НАРОД»
КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ИВАНОВА Жанна Борисовна ГОРБУНОВ Станислав Николаевич МОЛЧАНОВ Борис Алексеевич
Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей исторического развития коренных народов, этнической самобытности, уникальности культурных традиций и генотипической зависимости от изменений в среде обитания, выработке единого определения понятия «коренной народ». Проанализированы международно-правовые акты, доктринальные толкования, определяющие носителей понятия «коренной народ», их правовой статус в различных государствах. В заключении отмечено, что в настоящее время в международном праве существует целый ряд универсальных и специальных актов, определяющих статус коренных народов.
Annotation. The article is devoted to the disclosure of the features of the historical development of indigenous peoples, ethnic identity, cultural traditions and unique genotypic response to changes in the environment, the development of a common definition of ’’indigenous people ”. Analyzed the international legal instruments, doctrinal interpretations that define media concept of ”indigenous people”, their legal status in different countries. In conclusion, now in international law, there are a number of universal and specific acts determining the status of indigenous peoples.
Ключевые слова: коренной народ, статус коренного населения, Конвенция МОТ, декларация о расе, Устав ООН, Всемирный совет коренных народов, расизм.
Key words: indigenous people, the status of indigenous peoples, ILO Convention Declaration on Race, the Charter of the United Nations, the World Council ofIndigenous Peoples, racism.
Интерес к коренным народам всегда существовал в целом ряде отраслей науки. Их проблемам посвящено множество социальнодемографических исследований историков, этнографов, искусствоведов, врачей об особенностях их исторического развития, этнической самобытности, уникальности культурных традиций и генотипической зависимости от изменений в среде обитания. Однако при этом задача выработки единого определения понятия «коренной народ» не стояла. Рассматривая проблему содержания данного понятия, следует отметить, что оно всегда определялось и толковалось по-разному, а в международно-правовой литературе впервые появилось в 1921 году с проведением международной организацией труда (далее - МОТ) исследования по проблемам «трудящихся коренного населения».
На основании п. b ст. 2 Конвенции МОТ «О регламентации некоторых особых систем вербовки трудящихся» № 50 1936 года, п. А. ст. 1 Конвенции МОТ «О трудовых договорах трудящихся коренного населения» № 64 1939 года, п. А. ст. 1 Конвенции МОТ «О мак-
симальной продолжительности трудовых договоров работников коренного населения» № 86 1947 года можно сделать вывод о том, что под коренным населением здесь подразумевается местное население, аборигены колониальных владений «цивилизованных государств», поскольку в первых двух документах термин «работники из коренного населения» означает работников, «принадлежащих или приравненных к коренному населению на зависимых территориях Членов Организации, а также работников, принадлежащих или приравненных к зависимому коренному населению в метрополиях Членов Организации», а в последнем «работник» означает «работника коренного населения, ...принадлежащего к коренному населению территории, не относящейся к метрополии, или приравненного к этому населению»1.
1 Международная организация труда - конвенции и рекомендации, принятые Международной конфедерацией труда, 1919-1966. Женева : Международное бюро труда, 1983. С. 380382.
Теория и история права и государства, история правовых учений
17
Словом, до принятия в 1957 году Конвенции МОТ «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых государствах» № 107 (в дальнейшем она будет упоминаться как Конвенция № 107), термин «коренные народы» в международно-правовых документах отсутствовал, как и отсутствовало определение данного понятия, следовательно, он толковался по-разному и часто получал различную интерпретацию.
Согласно ст. 1 Конвенции № 107 она применяется:
«1. а) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и находящимся на менее высокой социальноэкономической стадии развития, чем остальная часть населения государства, и правовое положение которых регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством;
б) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и рассматриваемым как коренное население ввиду того, что они являются потомками жителей, населявших страну или географическую область, частью которой является эта страна, во времена ее завоевания или колонизации, и независимо от своего правового положения, ведущие образ жизни, более соответствующий социально-экономическому и культурному строю тех времен, чем строю страны, в состав которой они входят.
2. В целях настоящей Конвенции выражение ”полуплеменной” охватывает группы или лица, которые, хотя они близки к утрате своих племенных особенностей, еще не интегрированы в общегосударственный коллектив»2. В последующем Конвенция № 107 подверглась частичному пересмотру, и на ее базе в 1989 году в рамках МОТ была принята Конвенция «О коренных и племенных народах в независимых странах» № 169 (в дальнейшем она упоминается как Конвенция № 169). В ней содержалось иное определение коренных народов:
2 Международная защита прав и свобод человека : сб. док. /
сост. Г.М. Мелков. М., 1990. С. 278-279.
«Настоящая Конвенция распространяется:
а) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями, или традициями, или специальным законодательством;
б) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания, или колонизации, или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые, или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты»3.
В международном праве нет официально утвержденного определения понятия «народ». Статьи 1, 55 и 73 Устава ООН и ст. 1 обоих пактов о правах человека 1966 года связывают понятие «народ» с правом на самоопределение, которое относится не к каждой группе. Конвенция МОТ № 169, а также Африканская хартия прав человека и народов4, принятая 26 июня 1981 года в Найроби, используют этот термин, не объясняя его.
По мнению профессора Ван Дайка, народы (группы) - это коллективные образования, «которые существуют как единое целое, а не просто собрание индивидов». «Должно присутствовать ощущение принадлежности друг к другу, самоощущение ”мы - они”, чувство солидарности в отношениях с окружением, ощущение общего наследства и общей судьбы, отличной от судьбы и наследства других». В такой ситуации индивид будет объектом защиты, но в ее основе должна лежать его принадлежность к какой-то группе, именно это вызывает нарушение его прав и необходимость защиты. Данные группы имеют длительный и устойчивый характер в отличие от других, в которых принадлежность носит временный характер и может быть легко изменена (например, лица без гражданства, военнопленные,
3 Международные акты о правах человека : сб. док. М., 1998. С. 121.
4 Там же. С. 784.
18
Юридическая наука. 2014. № 4
беженцы). Для последних применимы термины «контингент», «категория»5.
Исследуя определение понятия «коренной народ», возникает довольно сложный, но вполне объективный вопрос: кто они такие, кого можно относить к коренным народам и по каким критериям следует определить понятие «коренной народ»? Необходимо отметить, что в международных документах употребляются различные названия и термины для обозначения коренного населения, в том числе: «коренные народы», «коренное население», «автохтоны», «аборигены», «население, ведущее племенной или полуплеменной образ жизни» и т.п.
Несмотря на такое разнообразие терминологии, нам представляется правильным употребить термин «коренной народ», который более точно и объемно отражает суть, внутреннее содержание самого понятия.
Наиболее бесспорным при этом является критерий, который определяет коренные народы как потомков тех, кто населял ту или иную территорию во времена, когда туда из других мест пришли люди с другой культурой или другого этнического происхождения и, захватив эту территорию, вынудили их жить в условиях подчинения или колониального господ-ства6. Таким образом, туземцы Австралии, Новой Зеландии и Америки, северной и северовосточной части Европы и т.д. являются коренными народами.
Несмотря на отсутствие общепринятого определения коренного народа, отправной точкой может послужить рабочее определение ООН, сформулированное Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Х.М. Кобо. Вот что говорится в этом определении: «Коренное население состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхожде-
5 Van Dyke V. Collective Entities and Moral Rights: Problems in Liberal-Democratic Thought // 44 The Journal of Politics. 1982. Р. 21-40.
6 Сохранит ли человечество человечность? : докл. для независимой комиссии по междунар. гуманит. вопросам (Доклад для НКМГВ). М., 1988. С. 146.
ния, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путем завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается, главным образом, на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоев населения»7.
В своем окончательном докладе в 1982 году Специальный докладчик предложил альтернативную формулировку своего первоначального определения: «Коренное (й) население (народ) - это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами»8.
Рабочая группа ООН по коренному населению обсуждала вопрос об определении, и, исходя из всех соображений практического и теоретического характера, отложила рассмотрение этого вопроса и использует определение и критерии, сформулированные Специальным докладчиком. К 1989 году в мире многое изменилось в отношении к коренным народам, и возникла необходимость частичного пересмотра Конвенции № 107 от 1957 года и принятия Конвенции № 169 в 1989 году. К девяностым годам XX века на международном уровне сложилась следующая практика:
1. В этот период преобладала политика признания государствами культурных особен-
7 UN Documents. E/CN. 4/Sub. 2/L/566. 26.06.1972.
8 UN Documents. E/CN. 4/Sub. 2/1982/7 add. 4.
Теория и история права и государства, история правовых учений
19
ностей коренных народов, которому содействовало принятие Международного пакта о правах человека 1966 года, факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года и др. Подобные им по своему содержанию положения международно-правовых документов нашли свое отражение в законах государств (Дания -Закон о внутреннем самоуправлении Гренландии 1978 года; Швеция - Закон о форме правления 1974 года; Норвегия - Закон об оленеводстве 1978 года9, Закон о саами 1987 года10 и др.).
2. В данный период уже отсутствовало стремление коренных народов к интеграции в жизнь доминирующего общества. Так, например, на основании п. 1 ст. 5 Декларации о расе и расовых предрассудках ЮНЕСКО 1978 года «каждый народ сам свободно решает вопрос о сохранении и, в случае необходимости, об адаптации или обогащении ценностей, которые он считает основополагающими для его самобытности»11. А п. 10 Проекта декларации принципов, предложенного Рабочей группе ООН по коренным народам в 1985 году Центром правовой помощи защиты индейцев и рядом других неправительственных организаций, гласит: «Ни одно государство не должно отказывать коренной нации, общине или народности <...> в праве на участие в жизни государства в любой форме и в той степени, в которой они сочтут это необходимым...»12. Кроме того, интеграция перестала быть приемлемой в доктрине международного права.
3. Коренные народы на данный период уже обладали своим голосом при некоторых международных организациях. Межамериканский индейский институт, созданный в рамках ОАГ, с 1985 года допускает официальных представителей индейцев на свои заседания. Также консультативный статус при ЭКОСОС к этому времени получили десять неправительственных организаций коренных народов13. Общеизвестно, что государства Скандинавии в 1951 году
9 Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы) / сост. В.А. Кряжков. М., 1994. С. 413.
10 Гудмунд Сандвик. Правовой статус саами // Государство и право. 1992. № 9. С. 113.
11 Международные нормативные акты ЮНЕСКО : сб. док. М., 1993. С. 226.
12 UN Documents. E/CN. 4/Sub. 2/AC. 4/1985/WP.
13 Коренное население: глобальное стремление к справедливо-
сти : докл. для НКМГВ. М., 1988. С. 173.
организовали межпарламентскую организацию «Скандинавский совет», который включает в себя членов 5 скандинавских стран (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия). Среди прочих депутатов в Скандинавский совет вошли представители гренландских эскимосов и народа саами - коренных народов ре-гиона14.
4. Организация Объединенных Наций активизировала свою работу по защите прав коренных народов. Это выразилось, в частности, в предпринятых ею в 1986 году действиях по созданию добровольного фонда для коренных народов и в учете проблем коренных народов в резолюциях, касающихся десятилетия действий ООН по борьбе против расизма. Также в 1972 году ЭКОСОС уполномочил Комиссию по правам человека поручить Подкомиссии провести широкое исследование по проблемам дискриминации коренных народов. Наконец, в 1982 году ЭКОСОС учредил Рабочую группу по вопросам коренных народов и уполномочил ее «следить за изменениями в области поощрения и защиты прав человека и основных свобод коренного населения» и «уделять особое внимание разработке норм, касающихся прав коренного населения»15.
Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных, как подчеркивают А.Х. Абашидзе и Ф.Р. Ананидзе, «...рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвен-ции»16. Таким образом, исходя из всех вышеприведенных конвенционных определений, можно выделить следующие основные признаки и элементы самого понятия «коренной народ»:
1) эти народы являются потомками людей, населявших какую-либо область до прибытия туда другого населения; 2) не доминирующее их положение; 3) культурные и другие отличия от остальной части населения; 4) их сознание принадлежности к коренному народу.
При исследовании проблемы определения понятия «коренной народ» также следует обратить внимание на то, что коренные народы,
14 Гудмунд Сандвик. Указ. соч.
15 UN Documents. E/CN. 4/Sub. 2/1986/7/Add.4 para 625.
16 Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов: международно-правовой анализ. М., 1997. С. 44.
20
Юридическая наука. 2014. № 4
в своем большинстве, избегают создания чрезмерно централизованных политических институтов и осуществляют организацию своей жизни и быта в основном на уровне общины. Решения принимаются только после того, как в рамках общины достигнуто единое мнение. Следует также отметить проблему маргинализации многих коренных народов, что объясняется той традиционной хозяйственной деятельностью, которой они занимаются, а также их физической изоляцией от остальной части общества, государства. Это, как правило, кочевые или полукочевые народы, а также земледельцы. Многие из них живут в отдаленных районах: в лесах, пустынях, горах или в тундре. В этих регионах они приспособились к окружающей среде и находятся в большой зависимости от нее.
И еще одно, но, наверное, самое главное: почти у всех коренных народов встречается сильная привязанность к земле. Например, аборигены Австралии считают, что земля вокруг них населена духами их предков, поэтому всякая деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых, может причинить им боль. Словом, окружающий мир, земля для коренных народов - это священное, живое существо. И, наоборот, владение землей или отношение к ней как к товару, который может быть использован, а затем брошен, считается у них страшнейшим преступлением, заслужи-
17
вающим проклятия .
Взаимоотношения коренных народов с родной землей условно можно назвать «территориальной основой» их географического и духовного существования: «Все коренные сообщества имеют и сохраняют полный свод правил различного рода, принятых в отношении владения и сохранения земли в качестве важного фактора производственного процесса, организации семейной жизни и территориальной основы существования такого народа как такового. Весь спектр эмоциональных, культурных, духовных и религиозных факторов показывает, насколько затрагивается взаимосвязь с землей... Земля составляет часть существова-
17 Коренное население: глобальное стремление к справедливости. С. 37.
ния»17 18, а реальность утверждения подтверждается Представителем Всемирного совета коренных народов: «Помимо расстрела коренных народов, вернейший способ убить нас - отделить нас от части земли»19.
Исходя из этого, в заключение отметим, что вся деятельность, осуществляемая во имя национального развития и выражающаяся в разработке полезных ископаемых, сооружении плотин, строительстве дорог, вырубке лесов лесозаготовительными и скотоводческими хозяйствами на землях коренных народов, пагубно сказывается на них. Анализ всех вышеприведенных аспектов проблем определения понятия «коренной народ» приводит к следующим общим выводам:
- коренные народы являются потомками тех людей, народов в целом, которые населяли какую-либо территорию, страну, континент до прихода туда населения с другой культурой, другого этнического или расового происхождения, другими обычаями, другим языком или религией;
- на общегосударственном уровне коренные народы занимают не доминирующее, в подавляющем большинстве - зависимое, а порой и дискриминационное положение;
- коренные народы характеризуются языковыми, традиционными, часто расовыми отличительными свойствами от остальной части населения конкретного региона, области, государства, а иногда даже и целого континента;
- коренные народы сознательно считают себя таковыми (коренными), и такое самосознание является частью их культуры, религии, бытия и существования вообще;
- главной отличительной чертой коренных народов от других слоев общества является их привязанность к отцовским, традиционным землям, природе, окружающей среде вообще, что выражается в любви, уважении к ней20. В настоящее время в международном праве существует целый ряд универсальных и специальных актов, определяющих статус коренных народов.
18 UN Documents. E/CN. 4/Sub. 2/1983/Add. 4. Р. 28.
19 UN Documents. E/CN. 4/Sub. 2/AC. 4/1985/WP 4. Р. 5.
20 Гибнущие леса: последствия обезлесения для человека : докл. для НКМГВ. М. : Междунар. отношения, 1987. С. 39.