Научная статья на тему 'Защита средств индивидуализации в сети Интернет'

Защита средств индивидуализации в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
706
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / INDIVIDUALIZATION MEANS / ДОМЕННЫЕ ИМЕНА / DOMAIN NAME / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ЮРИСДИКЦИЯ / JURISDICTION / ARBITRAGE / COURT OF REFEREES / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДСУДНОСТЬ / INTERNATIONAL JURISDICTION / АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ / ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Ирина Викторовна

В данной статье анализируется комплекс правовых проблем, в силу которых в настоящее время российские пользователи сети Интернет не могут в полной мере реализовать защиту своих прав. Автором предлагаются конкретные пути для реализации процедур административной и судебной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Сopyright protection

The article deals with legal matters concerned the impossibility of Russian Internet users to implement the defense of their rights. The author proposes the concrete ways to realize the procedures of administrative and judicial defense of intellectual property of the Internet.

Текст научной работы на тему «Защита средств индивидуализации в сети Интернет»

И.В. Воробьева

ЗАЩИТА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В данной статье анализируется комплекс правовых проблем, в силу которых в настоящее время российские пользователи сети Интернет не могут в полной мере реализовать защиту своих прав. Автором предлагаются конкретные пути для реализации процедур административной и судебной ответственности.

Ключевые слова: средства индивидуализации, доменные имена, сеть Интернет, юрисдикция, арбитражные суды, третейские суды, международная подсудность.

Применение в Российской Федерации документа «Единая политика разрешения доменных споров» (UDRP, Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy) (далее - «Политика разрешения споров» и/или UDRP) представляется достаточно сложным, так как основой процедурой разрешения споров по доменным именам является создание постоянно действующего третейского суда для рассмотрения подобного рода споров. В соответствии с Федеральным законом «О третейских судах» стороны вправе (при определенных обстоятельствах) передать спор на разрешение третейского суда или международного арбитража. Кроме того, в российском законодательстве существует процедура предварительного внесудебного порядка разрешения споров. При этом в своей деятельности третейский суд или арбитраж руководствуются российским законодательством.

Перечень стран, присоединившихся к «Политике разрешения споров», свидетельствует о том, что это в основном небольшие государства и страны третьего мира. В этом списке нет ни одной раз-

© Воробьева И.В., 2010

витой страны. Причина этого, на наш взгляд, заключается в следующем. Страны с развитой рыночной экономикой не заинтересованы передавать компетенцию по разрешению споров в своей доменной зоне иностранному посреднику. Они создают свои правила разрешения споров и другие нормативно-правовые акты, в которых учитываются общие принципы единой системы разрешения споров.

Что касается Российской Федерации, то в нашей стране имеется собственный неудачный опыт создания третейских судов для решения споров в сети Интернет. В 2000 и 2001 гг. для разрешения споров, возникающих в сети Интернет, в Российской Федерации были созданы два похожих третейских суда: Третейский суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет и Третейский суд при Ассоциации документальной электросвязи.

Указанные третейские суды были созданы как самостоятельные, постоянно действующие третейские суды, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами, действующими на территории Российской Федерации с целью примирения сторон и выполнения функций по разрешению споров, вытекающих из гражданских правоотношений и могущих быть предметом третейского разбирательства при наличии письменного соглашения сторон о передаче таких споров на рассмотрение третейского суда. Достоинства и удобства процедуры третейского разбирательства за прошедшие годы так и не были востребованы, поскольку третейский суд рассматривает споры при наличии соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или предполагаемого спора. Однако ни разу такого соглашения подписано не было в силу невыгодности такого разбирательства для ответчика либо недобросовестного истца.

Данная проблематика все более активно обсуждается российскими цивилистами. В этой связи А.Г. Серго предлагает создать в России процедуру, аналогичную предусмотренной документом «Политика разрешения споров»1, включить во все договоры правила, подобные Правилам политики разрешения споров, создать список арбитров и административную структуру для рассмотрения споров (российский арбитражный центр), предусмотреть обязательность исполнения решений коллегий арбитров всеми аккредитованными регистраторами. Данная процедура должна быть досудебным способом разрешения споров, не исключающим возможности в дальнейшем обратиться в соответствующий суд. Решение арбитра/арбитров должно иметь для регистратора доменного имени силу исполнительного листа. Однако подобный орган не предусмотрен нормами российского законодательства.

На наш взгляд, в России необходимо разработать правила внесудебного разрешения споров по доменным именам, не подпадающих под действие документа «Политика разрешения споров», а именно: случаи добросовестной, но нарушающей право на товарный знак регистрации доменного имени, а также случаи столкновения прав обладателей различных средств индивидуализации. Возможным представляется предусмотреть создание такой процедуры и специального органа по разрешению подобных споров в федеральном законе, регулирующем отношения по использованию доменных имен в национальном домене верхнего уровня RU.

При обращении в суд за защитой прав встает вопрос о выборе юрисдикции. Понятие «юрисдикция» может использоваться в двух различных значениях2: как сфера действия суверенной власти государства во всех ее проявлениях (то есть законодательной, исполнительной, судебной) и как международная подсудность.

В международном частном праве под понятием «международная подсудность» подразумевается разграничение компетенции национальных судов различных государств по разрешению гражданских дел «с международными характеристиками»3. Определение подсудности следует отличать от определения права, подлежащего применению. В мировой практике сложился ряд критериев, воспринятых разными государствами и их правовыми системами, основываясь на которых, их национальное право определяет пределы и сферу компетенции собственных судебных и иных учреждений. Разграничение компетенции национальных судов в международной теории и практике существует в качестве закрепленных в законодательстве и иных источниках права следующих критериев разграничения: признак гражданства сторон спора, признак местонахождения ответчика, признак «фактического присутствия ответчика».

В Российской Федерации разграничение компетенции собственных и иностранных судов строится преимущественно с использованием территориального критерия места нахождения ответчика. Однако при этом действует и критерий гражданства. Согласно п. 5 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Согласно ст. 247 АПК РФ арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и

иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - «иностранные лица»), в случае, если4:

ответчик находится или проживает на территории РФ либо на территории РФ находится имущество ответчика;

орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;

спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории РФ, или при наступлении вреда на территории РФ;

спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;

истец по делу о защите деловой репутации находится в РФ; спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории РФ;

заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории РФ;

спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории РФ;

в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ.

Под государственной регистрацией имен и других объектов в международной ассоциации сетей Интернет на территории РФ в настоящее время понимается регистрация доменных имен в национальном домене верхнего уровня ИИ, что подтверждается судебной практикой.

Так как из содержания подп. 9 п. 1 ст. 247 АПК РФ неясно, о какой «государственной регистрации имен» идет речь и каких «других объектов» такая регистрация касается, предлагаем изменить формулировку данной нормы и изложить ее в следующей редакции: «Спор возник из отношений, связанных с регистрацией доменных имен в национальном домене верхнего уровня ИИ и оказанием услуг в сети Интернет на территории Российской Федерации с участием иностранных лиц».

В соответствии со ст. 248 АПК РФ арбитражные суды в РФ рассматривают также следующие дела с участием иностранных лиц, отнесенные к их исключительной компетенции:

споры в отношении находящегося в государственной собственности РФ имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

споры, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории РФ, или права на него;

споры, связанные с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в РФ;

споры о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом РФ, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);

споры, связанные с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

Из вышеизложенного следует, что споры, отнесенные к исключительной компетенции арбитражных судов в РФ, в основном связаны с регистрацией различных объектов и субъектов на территории РФ. Однако в данном перечне отсутствуют экономические и другие споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из отношений, связанных с регистрацией доменных имен в национальном домене верхнего уровня RU и оказанием услуг в сети Интернет на территории Российской Федерации с участием иностранных лиц. В связи с этим целесообразным было бы отнести указанную категорию споров к исключительной компетенции арбитражных судов РФ.

Согласно п. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 402 ГПК РФ суды в РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации. Пункт 3 этой же статьи предусматривает, что суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ; ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ; по делу о возмещении вреда, причи-

ненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ; иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ; иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ; по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в РФ5.

Анализ норм ГПК РФ показывает, что данный закон не содержит правил, позволяющих отнести споры, связанные с регистрацией доменных имен и оказанием услуг в сети Интернет, возникающие на территории Российской Федерации, к компетенции российских судов общей юрисдикции.

В отношении разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции России интерес представляет решение Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.07.2005 г. об оставлении в силе решения Арбитражного суда города Москвы и Девятого апелляционного арбитражного суда по спору о домене etro.ru.

Суть спора состояла в следующем: истец, известная иностранная компания, обратился в суд с иском к физическому лицу, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, о защите прав на товарный знак и взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака ЕТИО, зарегистрированного в отношении ряда товаров, так как ответчик зарегистрировал на свое имя доменное имя etro.ru и использует его для рекламы и предложения к продаже однородных товаров. Арбитражный суд города Москвы запретил ответчику использовать товарный знак ЕТИО в доменном имени etro.ru.

Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. При кассационном обжаловании ранее принятых судебных актов одним из ключевых доводов кассационной жалобы ответчика являлось указание на то, что спор в соответствии со ст. 27, 33 АПК РФ с участием физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит рассмотрению в федеральном суде общей юрисдикции, а не в арбитражном суде. Однако суд кассационной инстанции не согласился с доводами кассационной жалобы в этой части, так как ответчик, физическое лицо, является учредителем компании, а регистрация доменного имени была осуществлена им не в личных целях, а в целях рекламы и предложения к продаже товаров учрежденной им компании. Суд кассационной инстанции также указал, что фактически имеет место осуществление ответчиком - физическим лицом предпринима-

тельской деятельности без осуществления государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а потому в силу п. 4 ст. 23 ГК РФ ответчик не вправе ссылаться в отношении незаконного использования им доменного имени, что он не является предпринимателем. Суд кассационной инстанции также отметил, что содержание настоящего спора носит экономический характер, который в соответствии со ст. 27 АПК РФ подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил правомерность принятия арбитражным судом к своему производству доменных споров с участием физических лиц - администраторов (владельцев) спорных доменных имен, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но фактически осуществляющих экономическую деятельность, и согласился с тем, что в соответствии с законом указанные дела должны рассматриваться арбитражными судами, а не судами общей юрисдикции.

В различных странах нормы права, регламентирующие пределы компетенции национальных судов, неодинаковы по своему содержанию, что приводит к случаям, когда применительно к одному и тому же спору объявляются компетентными два или несколько судебных учреждений различных стран. Данные ситуации принято называть «конфликтом юрисдикции». «Конфликт юрисдикции» разрешается в международном сотрудничестве государств посредством договорно-правовых средств, т. е. с помощью заключения многосторонних и двухсторонних соглашений. Однако соглашение по регулированию отношений в сети Интернет на международном уровне пока не заключено. Достаточно простой представляется ситуация, когда доменное имя регистрируется в государстве нахождения ответчика и регистрации товарного знака, независимо от государства регистрации и нахождения истца. Более сложные ситуации, требующие регулирования на международном уровне, представляют случаи несовпадения государств регистрации доменного имени, товарного знака, местонахождения истца и ответчика. В таких случаях предъявление иска в государстве нахождения ответчика усложняет процесс рассмотрения спора и исполнения принятого решения.

Представляется целесообразным заключить соглашение на международном уровне, которое бы регулировало отношения, связанные с выбором юрисдикции по спорам на товарный знак при использовании товарного знака в доменном имени. При этом считаем предпочтительным критерием разграничения подсудности принцип государства регистрации доменного имени независимо от государств регистрации и нахождения сторон.

С использованием данного подхода к выбору юрисдикции будет упрощен порядок исполнения принятого решения, а в случаях несовпадения государств регистрации доменного имени, товарного знака, местонахождения истца и ответчика стороны будут поставлены в равное положение.

Примечания

1 Серго А.Г. Доменные имена. М.: Бестселлер, 2009. С. 298.

2 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3 т. М., 2009. Т. 3. С. 305.

3 Войниканис Е., Якушев М. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 405.

4 Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 03. 12. 2008 г. № 229-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

5 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04. 12. 2007 № 330-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2007. № 50. Ст. 6243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.