Защита растений: не растерять накопленный потенциал
Завершается очередной сельскохозяйственный год. Каким он был в фитосанитарном отношении? Каким образом будут осуществляться функции по оказанию государственных услуг в области защиты растений в новом году в связи с созданием Россельхозцентра?
На эти вопросы редакция попросила ответить заместителя директора Департамента растениеводства, химизации и защиты растений МСХ РФ Сергея Алексеевича Кравцова.
Уходящий год был умеренно напряженным в фитосанитарном отношении. Детально проводившиеся специалистами службы защиты растений обследования, наблюдения за широким кругом вредных объектов, своевременно разрабатываемые и доводимые до сельхозтоваропроизводителей прогнозы позволили не допустить резкого ухудшения фитосанитарной обстановки и возникновения чрезвычайных ситуаций. На основании данных мониторинга мероприятия по борьбе с комплексом вредных объектов на посевах сельскохозяйственных культур в весенне-летний период выполнены на площади 43,7 млн га. Против вредителей обработано более 10,7 млн га, для снижения вредоносности болезней фунгициды применены на 5,5 млн га. Химической прополке подвергнуто 27,3 млн га.
Из группы многоядных вредителей наиболее напряженной в 20062007 гг была ситуация с мышевидными грызунами. Аномально теплые погодные условия осени-зимы
2006 г. вызвали резкий подъем численности мышевидных грызунов в южных областях Центрального федерального округа, в Южном федеральном округе и отдельных субъектах Приволжского федерального округа. Повышенная численность грызунов на данных территориях сохранялась в зимний и ранневесенний период
2007 г Служба фитосанитарного мониторинга вела постоянный контроль
за развитием популяций вредителей, выявляя наиболее опасные очаги вредоносности. Осенью и зимой
2006 г. против грызунов было обработано 3 млн га, зимой и весной
2007 г. - свыше 2 млн га. Интенсивные обработки с использованием отравленных приманок и частично ухудшение условий обитания грызунов вследствие поражения болезнями, образования притертой ледяной корки и затопления нор паводковыми водами способствовали тому, что к лету численность и вредоносность мышевидных грызунов снизились. Однако благоприятные погодные условия осени снова обострили ситуацию и возникла необходимость в массовом применении родентицидов.
Развитие остальных многоядных опасных вредных объектов - лугового мотылька, саранчовых, восточной луговой совки в 2007 г. было ниже ожидаемого по прогнозу. Приметной особенностью развития прямокрылых в текущем году была повышенная численность и вредоносность кузнечиков. Вредоносность серого, зеленого и других видов кузнечиков в отдельных субъектах РФ, например Ингушетии и Чечне, была столь ощутимой, что потребовалось проведение специальных защитных мероприятий.
Главным вредителем зернового поля остается клоп-вредная черепашка. Согласно данным фитосани-тарных наблюдений, в минувшем вегетационном сезоне ареал фито-
С.А. Кравцов
фага был шире, чем в 2006 г. Развитие личинок - основной вредящей фазы фитофага - наблюдалось на 79 % обследованных площадей. Защитные мероприятия, преимущественно по личинкам 2-3-го возрастов, были проведены в оптимальные сроки на площади более 2,9 млн га, из них на 2,2 млн га в Южном федеральном округе. При защите зернового клина широко практиковались авиаобработки. По предварительным данным, благодаря детальным обследованиям, своевременному и качественному применению инсектицидов получено зерно с меньшей, чем в предшествующем году, поврежденностью. Так, в Краснодарском и Ставропольском краях средний показатель повреж-денности зерна находится в пределах 1 %, в Адыгее составляет 2,4 %.
Опасными вредителями зернового клина с высокой плотностью заселения оставались злаковые трипсы, на уровне 2006 г. была вредоносность злаковой тли и хлебных жуков. Для защиты посевов от этих фитофагов проводились специальные защитные мероприятия, а при совпадении сроков развития их численностьсни-
жалась благодаря инсектицидным обработкам противличинок вредной черепашки. Общий объем защитных работ на посевах зерновых колосовых культур составил 4,5 млн га.
Под контролем держали и развитие на посевах зерновых колосовых культур многих видов болезней. По данным фитосанитарного мониторинга, наиболее вредоносными были септориоз, сетчатая и полосатая пятнистость, в ранние фазы развития растений и в загущенных посевах - мучнистая роса. Бурая листовая ржавчина имела ограниченное распространение.
На основании данных, полученных в ходе фитосанитарных учетов, фун-гицидные обработки посевов зерновых колосовых были проведены на 4,1 млн га. Более половины этого объема приходится на Южный федеральный округ. Большое внимание защите посевов от инфекций было уделено в Центральном федеральном округе, наметилась тенденция к их увеличению на азиатской территории страны. Использованные фунгициды показали высокую эффективность и надежно защитили посевы от вредного воздействия грибных патогенов.
Сыграло свою роль и применение регуляторов роста растений в целях стимулирования их развития и увеличения устойчивости к болезням.
Фузариоз колоса на посевах озимых зерновых культур в Южном федеральном округе имел незначительное распространение, так как сухая и жаркая погода в критический для заражения период была неблагоприятна для развития патогена и заражения растений.
В отдельных регионах наметился прирост объемов обеззараживания семян зерновых колосовых культур, но в целом по России протравливание проводится в недостаточных масштабах, поэтому ситуация с головневыми болезнями остается серьезной. По данным полевых контрольных обследований, наиболее распространены пыльная головня яровой пшеницы, ярового ячменя и овса.
Серьезного внимания потребовала защита картофеля. В условиях прошедшего вегетационного периода вредоносность колорадского жука и площади заселения культуры были выше уровня предыдущего года, на фоне высокого зимующего запаса и под влиянием теплой летней погоды сложились благоприятные условия для его развития. При повышенных температурах воздуха и активном питании вредитель проходил фенофазы быстро, это позволило сформироваться 2-3 полным поколениям в Центральном и Приволжском федеральных округах, а в Южном отмечалось и развитие 4-го поколения жука. В период наибольшей активности фитофага заселялось от 30 до 100 % растений, для защиты культуры проводились 1-2-кратные обработки.
Во всех регионах Российской Федерации регистрировался фитофто-роз, хотя в целом болезнь носила умеренный характер. Наиболее сильное распространение патогена отмечалось во второй половине июля в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Развитие заболевания сдерживалось периодами сухой жаркой погоды и проводимыми профилактическими и лечебными обработками. Там, где своевременно применялись фунгициды, вредоносность фитофтороза была невысокой и на снижение урожайности картофеля практически не повлияла, зараженность клубней при копке колебалась в пределах 0,8-5 %.
Большую роль в улучшении фито-санитарной обстановки сыграла химическая прополка. Следует отметить помощь сельхозтоваропроизводителям, своевременно оказываемую региональными станциями защиты растений в учете видового состава сорняков, подборе наиболее эффективных гербицидов.
Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 24.03.06 г. № 164, на Минсельхоз возложено осуществление функций
по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая растениеводство. Для реализации данных полномочий в сфере защиты растений и семеноводства в Минсельхозе имеются федеральные государственные учреждения - 74 станции защиты растений и 69 семенных инспекций. В соответствии с распоряжением Правительства от 05.05.07 г. № 566 и приказом Минсельхоза России от 29.05.07 г. № 288 происходит реорганизация этих учреждений и создание на их базе межрегионального центра - ФГУ «Россельхозцентр» с филиалами в субъектах Российской Федерации. Основная задача нового центра - оказание государственных услуг в области растениеводства.
Государственные услуги в области семеноводства определены Федеральным законом «О семеноводстве» № 149-ФЗ и заключаются в определении сортовых и посевных качеств семян, используемых для сельскохозяйственного производства на территории Российской Федерации. Работа эта ведется на федеральном уровне в связи с крупномасштабным перемещением семян из одного региона в другой, так как границы природно-климатических зон производства и использования различных сортов не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. При этом результаты оценки, отраженные в выдаваемых документах, принимаются в любом регионе без дополнительных затрат на обследования.
В статье 17 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.06 г № 263-Ф3 предусмотрена необходимость мониторинга фитосанитарного и эпизоотического состояния территории Российской Федерации. Полномочия в этой сфере тоже носят межтерриториальный характер и должны выполняться на федеральном уровне. Отдельно взятый субъект Российской Федерации не сможет своевременно оценить фитосанитарную ситуацию на своей территории, если близлежащие ре-
5
2 Защита и карантин растений № 11
гионы не станут реализовывать свое правомочие по отслеживанию фито-санитарной обстановки. Отказ от выполнения на федеральном уровне системных мероприятий по мониторингу опасных объектов может привести к существенному недобору и снижению качества сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим следует отметить, что в ходе проводимой реорганизации Государственной службы защиты растений должны быть восстановлены структуры, осуществляющие фитосанитарный мониторинг в Ростовской, Нижегородской, Омской и Свердловской областях.
Оказание государственных услуг в области растениеводства будет способствовать обеспечению фитоса-нитарной и продовольственной безопасности на всей территории Российской Федерации, а также исполнению взятых Российской Федерацией международных обязательств по недопущению массового размножения вредителей и распространения возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, проникновения вредных организмов на территории сопредельных государств.
Наряду с функциями по анализу сортовых и посевных качеств семян и по фитосанитарному мониторингу, уже давно выполняемых реорганизуемыми учреждениями, в создаваемом ФГУ «Россельхозцентр» предусмотрены и некоторые новые. Например, проведение мониторинга качества зерна и продуктов его
переработки. Для этого в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 г.; 114-р ФГУ «Госсеминс-пекции по субъектам Российской Федерации» приняли имущество 36 ликвидируемых территориальных управлений хлебной инспекции.
Все это нашло свое отражение в разработанном уставе ФГУ «Россельхозцентр». Среди основных уставных видов деятельности этого учреждения можно выделить следующие:
- отбор проб семян, проведение лабораторных или полевых исследований в целях определения сортовой чистоты и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений; установление принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту;
- учет вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, определение ареала их распространения, разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов о периоде их опасности;
- выявление факторов, способствующих массовому развитию и распространению вредителей растений и сорняков или определяющих состояние их покоя;
- проведение лабораторных исследований семян,растений и продукции растениеводства на содержание вредных организмов, генно-модифицированных организмов, определение свойств зерна и продуктов его переработки;
- участие в разработке методик проведения лабораторных и полевых исследований, приборов и оборудования в соответствии с целью деятельности Россельхозцентра, выработка рекомендаций по их внедрению;
- участие в проведении регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, проведение исследований качества пестицидов и их рабочих растворов, проведение демонстрационных опытов со средствами защиты растений, разработка рекомендаций по оптимизации регламентов их применения.
В результате реорганизации будет уменьшено количество подведомственных Минсельхозу учреждений. Вместо 143 отдельных юридических лиц появится одно с филиалами в 76 субъектах Российской Федерации. Одновременно будет проведено сокращение дублирующих должностей и выстроена вертикаль управления учреждением. Примерная структура филиала ФГУ «Россельхозцентр» в субъекте Российской Федерации показана на схеме.
В ходе проводимых структурных преобразований необходимо сохранить квалифицированные кадры и материально-техническую базу, оптимизировать структуру существующих учреждений, подготовить условия для выполнения ими полного спектра государственныхуслуг в области растениеводства на всей территории Российской Федерации.
Примерная структура филиала ФГУ «Россельхозцентр» в субъекте Российской Федерации
Бухгалтерия, Планово-финансовый отдел
Административно -управленческий аппарат
Отдел защиты растений
Отдел качества зерна
Районные и межрайонные отделы:
Хозяйственный отдел
Отдел семеноводства
Технолого-аналитическая лаборатория
В