Литература
1. Токтогулов А.А. Место исполнительной власти в системе государственной власти / А.А. Токтогулов // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - С. 108-110.
2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ // Российская газета, №290, 30.12.2004.
3. «Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ» (постатейный) (отв. ред. Н.Н. Мельников).
4. «Конституция Российской Федерации», принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
5. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
6. Шугрина Е.С. Кто осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, или опять о перераспределении полномочий / Е.С. Шугрина // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - №11 - С. 71-75.
7. Указ Президента РФ от 01.11.2013 №»819 (ред. от 15.05.2018) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1038 (ред. от 09.02.2023) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»).
9. Шаряпова Э.А. Общественные обсуждения и публичные слушания как форма прямого волеизъявления в Российской Федерации / Э.А. Шаряпова, В.Э. Обухович, И.С. Таубе // Социология и право. - 2022. - Т. 14, №1. - С. 84-88. - DOI 10.35854/2219-6242-2022-1-84-88.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 №384-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Дизайн-группа «Интерьер Флора» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации».
11. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023).
12. Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях / О.Н. Жерелина // Социально-политические науки. - 2017. - №5 - С. 72-75.
13. Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография / Б.Б. Инжиева; под ред. А.Я. Ры-женкова. - М.: Юстицинформ, 2014.
УДК 343
DOI 10.21661/r-559848
Саидова С.И.
Защита прокурором прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе
Аннотация
В статье исследуется сущность правозащитной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. Исследование направлено на выявление актуальных проблем защиты и разработку путей их разрешения. В ходе исследования были использованы логический, системный и формально-юридический методы научного познания.
■ Ключевые слова: прокурор, защита прав, защита свобод, направление деятельности, обязанность.
В силу положений ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На государство возлагается обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Также в соответствии со ст. 129 Основного закона государства одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [1].
На сегодняшний день правозащитная функция государства не утрачивает актуальности, особенно учитывая непостоянство нормативной основы, реформиро-
вание государственного аппарата, кризисные ситуации последних годов (неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, проведение специальной военной операции, введения значительного числа санкций и т. д.). Не менее значимой проблемой защиты прав и свобод человека и гражданина выступает незрелость институтов гражданского общества (малочисленность правозащитных организаций, общественных объединения правоохранительной направленности, зависимость средств массовой информации и др.), низкая активность населения в вопросах контроля за органами публичной власти и органами местного самоуправления. Ситуация
усугубляется высокими ценами на рынке юридических услуг, на фоне фактического падения дохода населения за счет высоких темпов инфляции.
Представленные условия обуславливают усиление роли Прокуратуры Российской Федерации как государственного органа, защищающего права и свободы граждан, посредством надзора.
Анализ статистических данных нарушений прав и свобод человека и гражданина, выявленных органами Прокуратуры Российской Федерации, позволяет говорить о стабильно высоких значениях показателей правонарушений. Так, по состоянию на 2020 год было выявлено 2 427 878 нарушений прав и свобод человека и гражданина, в ходе надзорной деятельности, по итогам 2021 года этот показатель составил 2 432 63 нарушения, что на 0,2% больше [2]. Вместе с тем согласно данным за 2022 год рассматриваемый показатель снизился на 1.1% и составил 2 405 839 нарушений [3].
Согласно положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») одним из направлений деятельности прокуратуры служит надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [4]. В рамках уголовного процесса прокурор осуществляется две функции: уголовное преследование и прокурорский надзор за органами предварительного расследования. При этом прокурорский надзор за органами предварительного расследования фактически включает в себя надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что позволяет применять к нему также специальные акты о данных направлениях надзорной деятельности [5].
Внимание следует уделить вопросу о том, является ли защита прав и свобод человека гражданина обязанностью прокурора. Системный анализ нормативных положений позволяет выделить ряд аспектов, среди которых.
1. Необходимость осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленная самой сущностью понятия «Прокуратура Российской Федерации» и вытекающая из его назначения.
2. Присяга прокурора при вступлении в должность включает в себя клятву защищать права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем нарушение присяги выступает основанием для наложения дисциплинарной ответственности, в том числе в виде прекращения службы в органах и организациях Прокуратуры Российской Федерации. В качестве еще одного основания увольнение можно привести совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника, который может состоять в непосредственном нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Однако в указанном случае важно учитывать тяжесть содеянного. К примеру, законодатель предоставляет гражданам право на получения ответа на обращение. При этом данное право включает в себя не только получение ответа по существу заявленных доводов, но и его дачу своевременно (ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Иными словами, увольнение прокурорского работника в связи с нарушением
срока рассмотрения обращения и дачи ответа на него не отвечает уровню общественной опасности деяния и вызванных им неблагоприятный последствий (так как такое действие/бездействие нельзя считать опасным).
Понятие проступка, порочащего честь и достоинство прокурорского работника, формируется исходя из положений специального этического кодекса. В силу положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации прокурору необходимо признавать права и свободы человека и гражданина и соблюдать их. Помимо этого, прокурором должна вестись непримиримая борьба с любыми нарушениями законодательства, а также своевременно приниматься действенные меры по защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина. Важно отметить, что при осуществлении своих функций прокуроры ориентируются на принципы справедливости и неотвратимости ответственности за нарушение закона [6].
Представляется интересным и то, что большая часть направлений деятельности Прокуратуры Российской (к числу которых можно отнести защиту) осуществляется посредством реализации специальных полномочий, являющихся как правами, так и обязанностями, что следует из специфики их правовой природы.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что защита прав и свобод человека и гражданина не является ни правом, ни обязанностью прокурора, ее стоит обозначать в качестве назначения государственного органа, ориентира деятельности (цели).
Одной из областей, в которых деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина является наиболее значимой, служит уголовное судопроизводство. Это связано с тем, что в его пределах применяются существенные ограничения прав и свобод, что обуславливает также высокий уровень формализма процедур. Наказания, меры пресечения, меры принуждения и иные ограничения должны применяться в строгом соответствии действующему законодательству без каких-либо исключений.
Вместе с тем нарушения прав и свобод граждан (как правило, задержанного, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого) в ходе уголовного встречаются повсеместно, что нередко освещено в средствах массовой информации. Несмотря на то, что уголовный процесс перестал быть розыскным, его воздействие (давление) на личность перечисленных ранее субъектов продолжает оставаться значительным (сторона обвинения объективно обладает большими правовыми возможностями в части доказывания вины.
Примечательно, что основные нарушения связываются с личными (неприкосновенность личности и др.) и экономическими правами (право собственности и т. д.).
Проблемой является также стремление Следственного комитета Российской Федерации снизить показатели преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов. Тем не менее, прокуратура, выявляя преступления в действиях следователей, в достаточно мере не имеет возможности влиять на органы, осуществляющие предварительное следствие.
Как позывает практика проверки сообщений о неправомерных действия, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ и МВД РФ, из многих тысяч сообщений возбуждается лишь 0,01%.
Таким образом, сложности реализации прокурором полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина могут иметь организационные предпосылки (прокурором не осуществляется процессуальное руководство над органами предварительного следствия). В качестве примера можно указать на взаимоотношения следователя и прокурора.
Безусловно, изъятие у прокурора ряда полномочий (в том числе полномочия по возбуждению уголовного дела), отделение Следственного комитета Российской Федерации преследовало цель переориентации отечественной прокуратуры с органа предварительного расследования, в пользу органа правозащитной направленности. Однако выбранный законодателем подход вызывает критику. По мнению многих авторов, обособление органов предварительного следствия и утрата прокуратурой некоторых полномочий не могут положительно сказаться на достижении цели деятельности прокуратуры [7, с. 15].
Необходимо указать на то, что правовые возможности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного производства ограничены и осуществляются в строго определенных формах. Данное обстоятельство предопределено особенностями государственных органов как структур, чья деятельность ограничена формой, определяемой законом. Отпечаток накладывает сущность и назначение Прокуратуры Российской Федерации, а также область общественных отношений. Характерной чертой средств прокурора в данном случае выступает их корреляция полномочиям прокурора как государственного служащего и соответственно связь с оценкой законности, обоснованности, своевременности деятельности определенных субъектов уголовного судопроизводства.
Полномочия прокурора в уголовном процессе отражены в ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [8], среди которых утверждение постановлений о прекращении производства по уголовному делу, дача согласия на возбуждения перед судом ходатайства об избрании, изменении или отмене меры пресечения и т. д. При этом в отдельных статьях УПК РФ можно встретить также иные полномочия, позволяющие защитить права и свободы человека и гражданина. Так, например, в силу положений ст. 136 УПК РФ прокурор может направить в средства массовой
информации требования об опубликовании сообщений о реабилитации или же направить письменное сообщение о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его жительства, учебы или работы.
Недостатком УПК РФ в части регулирования правовых возможностей прокурора при защите прав и свобод человека и гражданина является расхождение в понимании отдельных средств с ФЗ «О прокуратуре РФ» (в частности, требование в УПК РФ рассматривается скорее как сам акт, а не его содержание). При этом расхождения могут наблюдаться и в отдельных статьях кодекса (что можно проследить на примере полномочий по согласованию и утверждению). Стоит указать и на то обстоятельство, что деятельность прокуроров как участников уголовного процесса регламентируется также специальными организационно-распорядительными актами.
В связи с этим многими авторами отмечается необходимость детальной регламентации средств прокурорского надзора (в том числе актов прокурорского реагирования), полномочий прокурора, а также порядка и особенностей их применения [9, с. 53]. Нами разделяется представленная позиция, так как указанный подход к разрешению проблемы позволит разрешить имеющиеся правовые коллизии.
Учитывая то, что функции прокурора реализуются на всех этапах уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, судебное следствие и т. д.), можно прийти к выводу о том, что форма защиты прав и свобод человека и гражданина находится в зависимости от них.
Подводя итоги исследования, мы приходим к выводу о том, что защита прав и свобод человека и гражданина выступает скорее назначением (целью деятельности), а не правом или обязанностью прокурора. При этом соответствующая деятельность на сегодняшний день существенным образом осложнена ввиду несовершенств правового регулирования. Сложности вызывает также ее комплексный характер (она связывается не с определенным направлением деятельности прокуратуры, а со всеми), элементы защиты прослеживаются как в прокурорском надзоре, так и в уголовном преследовании, а также в возбуждении производства по делу об административном правонарушении и т. д. Определенный отпечаток накладывает также специфика уголовного процесса, так как в данных условиях используются специфичные средства прокурорского надзора и уголовного преследования (отмена постановлений, дача указаний и др.).
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. -2020.
2. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/ office/ result?item=71671102 (дата обращения: 05.10.2022).
3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/ office/ result?item=85327980 (дата обращения: 24.03.2023).
4. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст. 4472; 2023. - №1 (часть I). - Ст. 28.
i
5. Приказ Генпрокуратуры России от 7 12.2007 №195 (ред. от 21.12.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. - 2008. - №3.
6. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 №114 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2010. - №6.
7. Ефанова А.В. О проблемах прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве / А.В. Ефанова // Судебная власть и уголовный процесс. - 2016. - №4. - С. 40-47.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-Ф3 (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
9. Карягина Д.В. Средства прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном процессе / Д.В. Ка-рягина // Universum: экономика и юриспруденция. - 2022. - №3 (90). - С. 49-53.
10. 10. Спирин A.B. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования: дис. канд. юрид. наук / А.В. Спирин. - Екатеринбург. 2014. - 273 с.
УДК 34
DOI 10.21661/r-559681
Сердюков С.О.
Способы защиты прав архитектора в РФ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению актуальных в настоящее время способов защиты прав архитектора в РФ. Неуклонный рост количества исков по защите авторских прав, в частности в архитектуре, ведет к тому, что начинает складываться судебная практика в данном вопросе. Однако, далеко не все архитекторы осведомлены о том, что судебная защита - это далеко не единственный способ защитить свои права.
I
Ключевые слова: архитектор, защита прав, союз архитекторов, авторские права, судебная защита, депонирование, судебная статистика.
В настоящее время архитектор в процессе строительства сталкивается с проблемой точной реализации его проекта в жизнь, так как зачастую не располагает возможностью влияния на формирование обстоятельств строительства в силу незнания законодательства и правоприменения, а также недостаточно чёткого профессионального, правового статуса и материального положения. В итоге между заказчиком, работодателем и архитектором практически отсутствует реальное равенство, а значит и подлинная свобода творчества. Реализация прав архитектора и предупреждение возможных нарушений его авторских прав напрямую зависят от понимания и усвоения некоторых основ гражданского законодательства и судебной практики, а также совершенствования законодательства с учётом решений высших судов.
Архитектурная деятельность относится к профессиональной деятельности архитекторов, связанной с созданием архитектурных сооружений. Сюда входит весь творческий процесс проектирования архитектурных проектов, надзор за разработкой всей необходимой про-ектно-сметной документации для нового строительства или реконструкции, надзор за процессом строительства архитектурных сооружений, а также охватывает работу организаций, обеспечивающих и содействующих профессиональной деятельности архитекторов [3].
Создатель архитектурного произведения вкладывает большие усилия в воплощение своего творческого видения в жизнь, в процессе его создания. В результате участие архитектора имеет решающее значение на всех этапах реализации проекта, включая авторский контроль и авторский надзор в процессе возведения архитектурного сооружения.
Статистика судебной практики показывает, что за последние пять лет с 2018 по 2022 каждый год растет количество исков по защите интеллектуальной собственности. Статистика представлена на рис. 1.
Рис. 1. Количество исков по защите интеллектуальной собственности