3.7. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ЗАПРЕЩЕНИЯ ОРУЖИЯ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Рахимов С.Ф., аспирант кафедры международного и европейского права юридического факультета, ведущий советник отдела аналитической и нормативнометодической работы Министерства юстиции Республики Татарстан Казанский государственный университет Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы детей как основных жертв оружия неизбирательного характера. Анализируются международно-правовые акты, касающиеся вопросов применения такого оружия. Приводятся примеры, когда дети становятся жертвами неразорвавшихся боеприпасов и
вооружений, оставленных войсками в школах и жилых районах (Ирак). Отмечается, что и авиабомбы кассетного типа неизбирательно поражают гражданское население, в частности детей, нанося им увечья (Афганистан). Описываются программы ООН по разминированию, информированию населения и просвещению, направленные на снижение риска, помощи жертвам и уничтожения запасов этого вида оружия. Детально анализируется новая Конвенция о кассетных боеприпасах, принятая в декабре 2008 года в Осло (Норвегия). Подчеркивается, что одним из принципов при использовании кассетных боеприпасов является принцип соблюдения соразмерности и мер предосторожности. В статье предлагаются меры по защите детей от оружия неизбирательного характера, так как именно они (дети) становятся основными жертвами такого оружия.
Ключевые слова: защита прав ребенка, оружие неизбирательного характера, программы
разминирования, вооруженные конфликты, кассетные боеприпасы.
«Уникальный статус детей - их потенциал и уязвимость, а также их зависимость от взрослых - требует, чтобы они пользовались большей, а не меньшей защитой от насилия»1.
Как известно, основными жертвами применения оружия неизбирательного характера чаще всего становятся дети.
Организация Объединенных Наций еще с 80-х годов ХХ века занимается проблемой, порождаемой размещением миллионов смертоносных противопехотных мин, которые рассеяны по территории более 60 государств2. Это так называемые «молчаливые убийцы», которые калечат и убивают детей. Несмотря на это и в настоящее время размещение противопехотных мин в разных странах по всему миру продолжается. В связи с этим и по результатам мониторинга выполнения Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут счи-
1 Из записки Генерального секретаря ООН «Права ребенка» // Документ ООН А/61/299.
2 Основные факты об Организации Объединенных Наций. - М.:
Изд-во «Весь Мир», 2005. - С.170.
таться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 года был разработан Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (с поправками, внесенными 3 мая 1996 года), который вступил в силу 3 декабря 1998 года. Согласно данному Протоколу увеличились ограничения на некоторые виды использования, передачи и типы противопехотных мин (самоликвидирующиеся и обнаруживаемые). По состоянию на начало 2009 года данный документ ратифицирован 92 государствами.
В рамках ООН действует специальная служба по вопросам разминирования - ЮНМАС, которая является центром координации мер по работе с использованием противопехотных мин во всех учрежденных фондах и программах ООН. Основные функции ЮНМАС: проведение мероприятий по разминированию и уничтожению запасов этого вида вооружений; информационная работа с населением; оказание всемерной помощи жертвам среди гражданского населения.
Также необходимо затронуть проблему ликвидации неразорвавшихся мин на территориях военных действий. Так, например, и настоящее время дети в Ираке становятся жертвами неразорвавшихся боеприпасов и вооружений, оставленных иракскими войсками в школах и жилых районах. Авиабомбы кассетного типа неизбирательно поражают гражданское население, в частности детей, нанося им увечья.
Применение оружия неизбирательного действия в ходе нападений на районы проживания гражданского населения оказывает пагубное воздействие на мирных жителей, особенно детей, еще в течение долгого времени после того, как конфликт закончится. Например, в южной части Ливана дети до сих пор получают увечья и погибают ввиду наличия огромного количества неразорвавшихся мин, оставшихся еще там после конфликта
2006 года.
Наземные мины и неразорвавшиеся боеприпасы затрудняют развитие и восстановление в постконфликт-ный период, препятствуют доступу к земельным и другим ресурсам, подвергают риску возвращающееся гражданское население. Проблема заключается в том, что очистка заминированных территорий является достаточно продолжительным и дорогостоящим процессом. Так, например, для реализации в 2009 году программ ООН по разминированию выделено 459 миллионов долларов США. Эти средства должны быть израсходованы на финансирование 300 проектов в 30 странах и 32 из них касаются кассетных боеприпасов3.
К сожалению, и точное попадание во время авиаударов также приводит к так называемым «сопутствующим потерям», где жертвами чаще всего становятся дети. Так, в октябре 2008 года три женщины и более 15 детей погибли при авиационном ударе НАТО в афганской провинции Гильменд. Детям было от шести месяцев до 15 лет4. Далее в ноябре 2008 года 40 человек погибли, более 50 получили ранения в результате налета авиации НАТО на кишлак Арудж в афганской провинции Кандагар. В числе пострадавших оказались 11 детей5. В настоящее время идет расследование этих происшествий (вооруженные операции в данных районах связывались с уничтожением боевиков радикального исламского движения «Талибан»).
Центр новостей ООН // Доступ -Ийр:/Лммм.ип.огд/ги881ап/пе\м8/(г|||81огупе\м8.а8р/пе\м8Ю=10805.
НАТО бомбит детей // Электронный журнал «Интерновости» от 16.10.2008 // Доступ - http://www.mtemovosti.ru.
5 Российская газета № 4788 от 07.11.2008 года.
Пробелы в российском законодательстве
1'2009
Особое внимание хотелось бы уделить кассетным боеприпасам. Их можно назвать убийственным наследием войны (их широкое применение наблюдалось в Афганистане, Ливане, Ираке, Сербии, Судане, Лаосе, Эритрее и других странах).
Одним из принципов при использовании кассетных боеприпасов является принцип соблюдения соразмерности и мер предосторожности. При активном участии России был разработан и принят в 2003 году Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (вступивший в силу в 2006 году), который явился основой снижения риска для гражданского населения от неразорвавшихся и неликвидированных боеприпасов (Протокол V к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие). Данный Протокол Российская Федерация ратифицировала в 2008 го-ду6. Хотя протокол налагает на государства обязательства по очистке территории (разминирование, удаление или уничтожение) от взрывоопасных пережитков войны в постконфликтный период, необходимо отметить и ряд имеющихся недостатков данного международноправового документа. К сожалению, Протокол «не предусматривает юридически обязательных мер по предотвращению неуклонного роста количества взрывоопасных пережитков войны по всему миру»7, и более того, он даже не рассматривает риск неизбирательного действия кассетных боеприпасов.
По данным вопросам МККК в Монтро (Швейцария) в 2007 году организовал встречу правительственных и независимых экспертов.
Гуманитарные проблемы, возникающие при использовании кассетных боеприпасов привели МККК к выводу, что необходимо принять новый договор в области МГП, регулирующий их применение их, который содержал бы следующие положения:
а) запрещение использования, разработки, производства, складирования и передачи боеприпасов с низкой степенью точности и надежности;
б) требование уничтожения имеющихся запасов боеприпасов с низкой степенью точности и надежности;
в) предоставление защиты лицам, пострадавшим от применения этих боеприпасов, очистку территории от кассетных боеприпасов и принятие мер, по минимизации последствий применения данных боеприпасов для гражданского населения.
В связи с этим Генеральный секретарь ООН неоднократно призывал мировое сообщество принять международный юридически обязательный документ, запрещающий применение кассетных боеприпасов, причиняющих вред мирным жителям8.
Следует отметить, что некоторые государства после встречи, организованной МККК, начали пересматривать
6 Федеральный закон от 16 мая 2008 года № 72-ФЗ «О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.05.2008, № 20, ст. 2257.
7 Международное гуманитарное право и вызовы современных вооруженных конфликтов // МЖКК. Т.89. № 867; сентябрь, 2007. С 29-30. (Документ подготовлен МККК для ХХХ Международной конференции КК и КП, проходившей 26-30 ноября 2007 г. в Женеве (Швейцария).
8 См. Доклад Генерального секретаря о детях и вооруженных
конфликтах (в/2007/757) в предварительном отчете Совету Безопасности ООН S/PV.5834.
свою политику в области использования кассетных боеприпасов. Эта тенденция определенное время не находила какого бы то ни было существенного международного отклика, однако МККК периодически выступал с призывом все же заключить новое соглашение в области международного гуманитарного права с целью более эффективного решения данной проблемы.
И вот, наконец, на прошедшей в мае 2008 года в Дублине (Ирландия) дипломатической конференции была принята Конвенция о кассетных боеприпасах, запрещающая использование, производство, накопление и передачу кассетных боеприпасов и требующая от госу-дарств-участников в течение 8 лет уничтожить существующие запасы этого оружия. Конвенция также обязывает государства очистить территории, зараженные кассетными боеприпасами, и предоставить помощь жертвам и пострадавшим.
Конвенция устанавливает новые нормы международного гуманитарного права, которые определяют кассетные боеприпасы как запрещенный вид оружия. Можно смело предположить, что эти нормы повлияют и на практику даже тех государств, которые еще не готовы формально присоединиться к Конвенции. Конвенция вступит в силу после того, как 30 государств передадут свои ратификационные грамоты Генеральному Секретарю ООН9. По прошествии года со времени вступления Конвенции в силу, государства-участники должны начать проводить ежегодные встречи с целью наблюдения за ее имплементацией и содействия ее всеобщему применению. Видится очевидным, что вслед за подписанием Конвенции о противопехотных минах, Протокола о взрывоопасных пережитках войны и новой Конвенции о кассетных боеприпасах, у мирового сообщества появился еще один инструмент для предотвращения (или облегчения) трагических последствий, которые несет собой для мирных жителей использование всех взрывоопасных снарядов, применяемых в ходе вооруженных конфликтов.
Для решения данных гуманитарных вопросов необходима скорейшая ратификация и имплементация положений Конвенции о кассетных боеприпасах большим количеством государств в свое национальное законодательство. С нашей точки зрения, всеобъемлющий подход, заложенный в основу этой Конвенции, в конечном итоге может положить конец страданиям мирных жителей, причиной которых является использование кассетных боеприпасов.
Также в этой области наиболее эффективным способом обеспечения безопасности детей являются, по нашему мнению, и заблаговременное оповещение о минной опасности и обеспечение безопасного хранения боеприпасов. Это поможет сохранить тысячи жизни детей и обеспечить им нормальное и безопасное детство.
Список литературы:
1. Основные факты об Организации Объединенных Наций. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2005. - 456 с.
2. Документы ООН: А/61/299 - Записка Генерального секретаря ООН «Права ребенка».
3. А/б2/609-Б/2007/757 - Доклад Генерального секретаря ООН «Дети и вооруженные конфликты».
9 Конференция, посвященная подписанию Конвенции о кассетных боеприпасах прошла 3 декабря 2008 года в Осло (Норвегия). В настоящее время данную Конвенцию подписали уже 94 государства и 4 подали свои ратификационные грамоты (Ватикан, Ирландия, Норвегия, Сьерра-Леоне).
4. Законодательство РФ: Федеральный закон от 16 мая 2008 года № 72-ФЗ «О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.05.2008, № 20, ст. 2257.
5. Газеты: Российская газета (№ 4788 от 07.11.2008 года).
6. Материалы конференций: Международное гуманитарное право и вызовы современных вооруженных конфликтов // МЖКК, Т.89. № 867; сентябрь, 2007. - 52 с. (Документ подготовлен МККК для ХХХ Международной конференции КК и КП, проходившей 26-30 ноября
2007 г. в Женеве (Швейцария).
7. Интернет ресурсы: http://www.un.org.,
http://www. i ^е rnovosti .ги.
Рецензия.
В статье аспиранта кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского государственного университета Рахимова С.Ф. рассматриваются проблемы детей как основных жертв оружия неизбирательного характера. Анализируются международно-правовые акты, касающиеся вопросов применения такого оружия. Приводятся примеры, когда дети становятся жертвами неразо-рвавшихся боеприпасов и вооружений, оставленных войсками в школах и жилых районах. Отмечается, что и авиабомбы кассетного типа также неизбирательно поражают гражданское население, в частности детей, нанося им увечья.
Особо подчеркивается, что наземные мины и нера-зорвавшиеся боеприпасы затрудняют посткон-фликтное развитие и восстановление и препятствуют доступу к земельным и другим ресурсам, подвергая риску возвращающееся население и перемещенных внутри страны детей.
Детально анализируется новая Конвенция о кассетных боеприпасах, принятая в декабре 2008 года в Осло (Норвегия).
В статье предлагаются меры по защите детей от оружия неизбирательного характера, так как именно они (дети) становятся основными жертвами такого оружия.
Данная статья рекомендуется к опубликованию.
Научный руководитель, к.ю.н., доцент А.Р. Каюмова