Научная статья на тему 'Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара'

Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ / PROTECTION OF THE INTELLECTUAL RIGHTS / A TRADE MARK / A SERVICE MARK / THE PLACE NAME ABOUT-ISHOZHDENIJA THE GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанова К. К.

Дается обзор юрисдикционных способов защиты товарных знаков, знаков обслуживания и наименований происхождения товаров по Российскому праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHTS TO A TRADE MARK, SERVICE MARK AND THE NAME OF A PLACE OF AN ORIGIN OF THE GOODS

In article the review of the jurisdictional ways of protection of trade marks, service marks and names of an origin of the goods by the Russian right is given.

Текст научной работы на тему «Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

К.К. ГАСАНОВА,

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: gasanova@gmail.ru

Аннотация. Дается обзор юрисдикционных способов защиты товарных знаков, знаков обслуживания и наименований происхождения товаров по Российскому праву.

Ключевые слова: защита интеллектуальных прав, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

PROTECTION OF THE RIGHTS TO A TRADE MARK, SERVICE MARK AND THE NAME OF A PLACE OF AN ORIGIN OF THE GOODS

K.K. GASANOVA,

post-graduate student of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article the review of the jurisdictional ways of protection of trade marks, service marks and names of an origin of the goods by the Russian right is given.

Keywords: protection of the intellectual rights, a trade mark, a service mark, the place name about-ishozhdenija the goods.

Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур. Общим порядком защиты нарушенных прав на товарный знак и наименование места происхождения товара является их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, т.е. судебного, порядка.

Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак или наименования места происхождения товара в основном совпадают и сводятся к следующему. Правообладатель или владелец товарного знака и обладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в

оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Владелец товарного знака вправе требовать от лица, нарушившего исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, удаления товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Вследствие незаконного использования товарного знака и наименования места происхождения товара правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом смотрению суда исходя из характера нарушения; в 2-кратном размере стоимости товаров, на

НАУКИ

которых незаконно размещен товарный знак, или в 2-кратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Как показывает судебная практика, этот вариант в большинстве случаев используют владельцы товарных знаков. Для взыскания компенсации следует доказать сам факт незаконного использования знака, а размер причиненных убытков подтверждать не нужно.

С вступлением в силу ч. 4 ГК появилась новая норма о возможности ликвидации юридического лица, которое неоднократно или грубо нарушает исключительное право на товарный знак в судебном порядке по требованию прокурора (ст. 1253 ГК). Однако практика применения этой нормы еще не сложилась.

Обычно споры, связанные с нарушением прав на товарный знак, рассматриваются в арбитражных судах (по соглашению сторон — и в третейских судах). В суде истец может потребовать прекращения незаконного использования товарного знака, изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток и возмещения причиненных убытков. Судами рассматриваются следующие основные виды споров:

• о нарушении исключительного права на товарный знак;

• о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его использования на товарах, не обладающих едиными характеристиками;

• о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака), а также при обжаловании решений, вынесенных в установленном порядке Роспатентом и Палатой по патентным спорам (п. 2 ст. 1248 ГК).

В последнее время в связи со значительным увеличением количества обращений в суд по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в арбитражных судах начинают создаваться специальные подразделения по рассмотрению этих споров.

Следующая форма ответственности — административная. Государство в лице ФТС России или МВД России обращается в суд с целью привлечения к ответственности юридического, должностного или физического лица. Административная ответственность за незаконное использование товарного знака пред-

усмотрена ст. 14.10 КоАП, которой, в частности, предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо. Суд имеет право наложить на нарушителя штраф и конфисковать незаконный товар.

На практике одной из ключевых задач реализации института административной ответственности за незаконное использование товарного знака остается правильное установление признаков объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП1. Заявитель, обращающийся в арбитражный суд, доказывает факт ввода в гражданский оборот контрафактных товаров (т.е. наличие признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного этой статьей) путем представления суду доказательств того, что:

• изготовителем спорных товаров, обозначенных товарным знаком, является не сам правообладатель либо лицо, получившее от правообладателя право обозначать свой товар соответствующим товарным знаком (при установлении «классической контрафакции», иными словами, подделок под оригинальную продукцию, обозначенную товарным знаком);

• оригинальная продукция правообладателя товарного знака была ввезена на таможенную территорию России без согласия правообладателя (при так называемом сером импорте). Доказательствами классической контрафакции являются сравнительные исследования образцов спорной продукции с образцами оригинальной продукции, товароведческие экспертизы и т.п. Доказательствами применения схемы «серого импорта» служат соответствующие документы, полученные от правообладателя (представителей правообладателя), спорные товары, содержащие, как правило, обозначения относительно места их обращения (места исчерпания исключительного права на товарный знак).

В ОВД можно подать заявление с просьбой о возбуждении уголовного дела (ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» УК). Эти дела относятся к категории дел публичного обвинения, что позволяет сотрудникам правоохранительных органов по своей инициативе при наличии достаточных данных возбудить уголовное дело без заявления правообладателя. Естественно, последующее расследование осуществляется в конструктивном взаимодействии с правообладателем, представляющем всю необходимую документацию. На-

1 Иванов А.В. Административная ответственность за незаконное использование товарного знака // Арбитражная практика. 2008. № 1.

НАУКИ

казание за незаконное использование товарного знака может представлять собой вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

В ходе исследования проблем, возникающих при квалификации незаконного использования чужого товарного знака, фактически все признаки объективной стороны этого состава преступления сформулированы в диспозиции ст. 180 УК не совсем удачно. При установлении любого из признаков объективной стороны этого преступления у лиц, применяющих уголовный закон, могут возникать проблемы в квалификации, что, несомненно, осложняет борьбу с незаконным использованием товарного знака. В отличие от административной ответственности к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица.

Законодательство предоставляет владельцу зарегистрированного товарного знака спектр рычагов воздействия на лиц, нарушающих его исключительное право.

Помимо способов защиты, важным является наличие и качество внедрения в организационную политику правообладателя превентивных мер, реализация которых позволяет предупредить нарушение прав владельца товарного знака, либо подготовить необходимую доказательственную базу для их защиты. В частности, необходимо:

• ведение реестра всех принадлежащих ему обозначений;

• наличие плана охраны действующих товарных знаков и отмены недействующих, в том числе: а) проведение мероприятий по выявлению товаров, их знаков, вероятность использования которых в будущем невелика; б) поддержание минимального использования товарных знаков в настоящее время при планируемом их активном использовании в будущем.

Важным моментом в области предупреждения посягательств на законные права обладателя товарного знака является постоянный мониторинг рынка товаров и услуг, периодический анализ информации об обозначениях, прошедших государственную регистрацию.

Таким образом, законодательством предусмотрена разветвленная система мер по защите прав на товарный знак, которая после вступления в силу с 1 января 2008 г. части четвертой ГК претерпела существенные изменения. Делать выводы об эффективности или неэффективности новых способов и процедур по защите прав на товарный знак не представляется возможным, так как практика их применения не сложилась. Однако сейчас многие пробелы в регулировании защиты прав на товарный знак, существовавшие в прежнем законодательстве, не получили должного регулирования в новом законодательстве.

Гражданское право. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, А.Н. Кузбагарова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 911 с. — (Серия «Dura lex, sed lex»).

Четвертое издание подготовлено с учетом новых законов и изменений действующего законодательства в сфере гражданского права, принятых в 2007—2010 гг. В учебнике использованы новые материалы по всем разделам курса гражданского права и проанализированы изменения в Гражданском, Земельном, Жилищном, Водном, Лесном кодексах РФ и других федеральных законах.

Раскрыты новые положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», касающиеся учредительных документов общества с ограниченной ответственностью, имущественных отношений между участниками общества, роли нотариусов в оформлении перехода имущественных и обязательственных прав участников на имущество общества. Освещены концептуальные изменения в законодательстве Российской Федерации о банкротстве.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.

г

и

S

н ■■^jiIJI-M1;

V-'MIHK

Гражданское права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.