Научная статья на тему 'Защита прав граждан при предоставлении земельных участков в собственность: социальный и правовой аспекты'

Защита прав граждан при предоставлении земельных участков в собственность: социальный и правовой аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1375
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND PLOT / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PUBLIC PROPERTY / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / SOCIAL ASPECT / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / THE STATE AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT / ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН / PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габдрахманова Ландыш Габдульбаровна, Салиева Рида Наильевна

В представленной статье анализируются проблемы защиты конституционного социально-экономического права граждан на земельные участки. Актуальность темы связана с тем, что реализация прав граждан на землю позволит обеспечить продовольственную безопасность государства и социальную стабильность общества. Авторами исследованы актуальные социально-правовые проблемы защиты прав граждан при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом новейших изменений земельного и административно-процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габдрахманова Ландыш Габдульбаровна, Салиева Рида Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE PROTECTION OF CITIZENS'' RIGHTS IN THE PROVISION OF LAND OWNERSHIP: SOCIAL AND LEGAL ASPECTS

The given article is devoted to the analyses of the problems of the protection of constitutional socio-economic rights of citizens for land plots. The relevance of the topic stems from the fact that the people's rights for land will provide food security and social stability. The problem studied by the authors taking into account the latest land and administrative procedure law. The authors investigated the current socio-legal problems of protection of citizens' rights in the provision of land plots that are in state or municipal property, with the latest changes in the land and administrative procedural law.

Текст научной работы на тему «Защита прав граждан при предоставлении земельных участков в собственность: социальный и правовой аспекты»

УДК 316

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ:

СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

Л.Г. Габдрахманова, Р.Н. Салиева

Аннотация. В представленной статье анализируются проблемы защиты конституционного социально-экономического права граждан на земельные участки. Актуальность темы связана с тем, что реализация прав граждан на землю позволит обеспечить продовольственную безопасность государства и социальную стабильность общества. Авторами исследованы актуальные социально-правовые проблемы защиты прав граждан при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом новейших изменений земельного и административно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: земельный участок, собственность, публичная собственность, социальный аспект, органы государственной власти и местного самоуправления, защита прав граждан.

THE PROTECTION OF CITIZENS' RIGHTS IN THE PROVISION

OF LAND OWNERSHIP: SOCIAL AND LEGAL ASPECTS

L. Gabdrakhmanova, R. Salieva

Abstract. The given article is devoted to the analyses of the problems of the protection of constitutional socioeconomic rights of citizens for land plots. The relevance of the topic stems from the fact that the people's rights for land will provide food security and social stability. The problem studied by the authors taking into account the latest land and administrative procedure law. The authors investigated the current socio-legal problems of protection of citizens' rights in the provision of land plots that are in state or municipal property, with the latest changes in the land and administrative procedural law.

Keywords: land plot, property, public property, social aspect, the state authorities and local government, protection.

В Российской Федерации правовые отношения, связанные с предоставлением гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основаны на следующих конституционных положениях:

- земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Право собственности на земельный участок является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Социальную функцию земельной

собственности, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, трудно переоценить: право собственности на землю позволяет обеспечить достойный уровень жизни граждан и качественное удовлетворение социальных потребностей,

нравственное развитие личности,

продовольственную безопасность государства и социальную стабильность общества. Действительно, право обладать землей является краеугольным правом каждого человека, выражением степени свободы личности, показателем прочности

конституционного строя [1, с.3].

Таким образом, частная собственность на землю признается и гарантируется Конституцией РФ, а федеральные законы призваны определять способы приобретения земельных участков с целью обеспечить ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех. В соответствии с Земельным кодексом РФ [2] (ст. 15) граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. При этом предоставление земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, является одним из способов возникновения прав граждан на земельные участки.

В настоящее время земельное законодательство претерпело существенные изменения в части предоставления земельных участков гражданам в собственность. Деятельность органов исполнительной власти

и местного самоуправления по предоставлению земельных участков (правовой механизм) — комплекс действий, связанных с передачей гражданам прав на земельные участки:

- подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка;

- обеспечение выполнения кадастровых работ;

- осуществление кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации прав на него;

- принятие решения о проведении аукциона либо принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае предоставления земельного участка бесплатно);

- организация и проведение аукциона по продаже земельного участка.

Предоставление земельного участка выражается в действии органа государственной власти или органа местного самоуправления по принятию

индивидуального правового акта, в котором выражается воля уполномоченного органа передать земельный участок гражданину в собственность. При этом предоставление рассматривается как действие по передаче земельного участка лицу, ранее не приобретавшему права на него. Так, переоформление на право собственности права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения не сопровождается предоставлением земельного участка.

На сегодняшний день правовой механизм предоставления гражданам земельных участков из публичной собственности выглядит следующим образом.

Основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ являются:

- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

- договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

По общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Вместе с тем в ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда продажа земельных участков гражданам осуществляется без проведения

торгов (ст. 39.2 ЗК РФ). Положительный социальный результат будет достигнут благодаря нормам, позволяющим купить земельный участок без проведения торгов для комплексного освоения территории; для индивидуального жилищного строительства; для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Мощным инструментом обеспечения социальной стабильности в обществе является бесплатное предоставление земельных участков в собственность гражданам в случаях, предусмотренных статьей 39.5 ЗК РФ: гражданам, имеющим трех и более детей; в целях развития застроенной территории; в ряде случаев по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование. Федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные, не указанные в ЗК РФ отдельные категории граждан, которым земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно. Например, в Республике Татарстан — для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях и т.д. [3].

Таким образом, реальный правовой механизм предоставления гражданам в собственность земельных участков из публичной собственности в целях обеспечения конституционного права граждан на землю в Российской Федерации установлен. Это означает, что все органы государственной власти и местного самоуправления призваны прилагать максимум усилий для обеспечения реализации и создания всех необходимых условий для осуществления указанного конституционного права граждан.

Тем не менее земельные споры возникают, в частности, из-за того, что не всегда граждане проводят различие между бесплатной приватизацией и новым предоставлением земельного участка; из-за отказа в предоставлении земельного участка бесплатно; из-за того, что отказ в принятии заявления, поданного гражданином с нарушением установленных требований, расценивается как отказ в предоставлении земельного участка; из-за отказа в предоставлении земельного участка в случае отсутствия земельных участков, пригодных для осуществления индивидуального

жилищного строительства, на момент обращения гражданина и др.

Конституция РФ предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, при этом государственная защита гарантируется не только на федеральном, но и региональном и местном уровнях. Защита земельных прав граждан осуществляется в двух формах: судебной и административной. Гражданин, законные права и интересы которого нарушены, может обратиться за защитой в суд общей юрисдикции или иные компетентные органы.

Предусмотрена административная

ответственность должностных лиц,

нарушивших порядок предоставления земельных участков (ст. 19.9 КоАП РФ) [4]. К административным правонарушениям

относится нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков; удовлетворение заявления гражданина о предоставлении земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, и отказ в удовлетворении заявления гражданина о предоставлении земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.

Авторами указывается на сложность и специфику рассмотрения судами дел, связанных с отказом или с нарушением порядка предоставления земельных участков гражданам в собственность, так как, во-первых, речь идет о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а во-вторых, способ возникновения прав на земельные участки является административно-правовым, даже если он предшествует заключению по результатам аукциона гражданско-правового договора о купле-продаже земельного участка [5, с.4].

С 15 сентября 2015 года дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства [6]. В соответствии с КАС РФ граждане, право которых нарушено, могут использовать такой способ защиты как оспаривание нормативного правового акта полностью или в части, а также оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

(глава 21, 22 КАС РФ). Но при этом Земельный кодекс РФ в статье 61 называет такой способ защиты нарушенных земельных прав как признание недействительным акта (ненормативного и нормативного)

исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления. У гражданина, право которого было нарушено, может возникнуть вопрос: «Если это разные способы защиты нарушенного права, то в каком источнике процессуального права прописан порядок осуществления судопроизводства при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, связанных с предоставлением земельных участков из государственной или муниципальной собственности? Какие требования нужно предъявлять в суд в соответствии с нормами действующего законодательства, можно ли оспорить действия (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц, каков порядок обжалования?».

В социальном аспекте надлежащим образом установленный порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц государства и местного самоуправления призван обеспечить реализацию принципа справедливости при решении вопросов о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, пострадавших от правонарушения. Совершенствование

законодательства, обеспечивающего защиту прав граждан, в том числе и в земельной сфере, предопределит развитие

правоприменительной практики на принципах социальной справедливости, доступности правосудия, гласности, оперативности в принятии решений, ответственности за принимаемые решения. Четкость правил и процедур, позволяющих восстановить нарушенное право гражданина, позволят усилить гарантии прав и законных интересов граждан во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным предлагается статью 61 Земельного кодекса РФ привести в соответствие с новейшим процессуальным законодательством о рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений: указать на подведомственность и подсудность таких дел; четко установить предмет обжалования; порядок обжалования и др.

Защита прав граждан при предоставлении земельных участков из публичной собственности может осуществляться и при помощи внесудебной формы защиты, механизм которой представляет собой систему средств и способов, направленных на реализацию и обеспечение права граждан на землю, реализуемых через систему федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [7]. В Земельном кодексе РФ следует указать на возможность досудебного обжалования гражданами решений и действий

(бездействия) органа государственной власти или местного самоуправления,

государственного или муниципального служащего, принимающих решение о предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, как это предусмотрено в ФЗ «Об организации предоставления государственных и

муниципальных услуг» [8].

Таким образом, Земельный кодекс РФ следует дополнить нормами, которые будут корреспондировать нормам других

нормативно-правовых актов, направленных на создание системы эффективной и качественной защиты прав граждан и в конечном счете к достижению социального результата проводимых преобразований в земельно-имущественной сфере.

Литература:

1. Дюсюпова А.Д. Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения в России и Казахстане: сравнительно-правовой анализ / А.Д. Дюсюпова // Журнал российского права. - 2015. -№ 7.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

3. Земельный кодекс РТ: Закон РТ от 10 июля 1998 г. № 1736 // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 1998. - № 8. - Ч. II.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. -Ч. I. - Ст. 1.

5. Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство); под ред. И.К. Пискарева. - М.: «Проспект», 2011.

6. Кодекс административного судопроизводства РФ: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. - № 10. -Ст. 1391.

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. -№ 19. - Ст. 2060.

8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.

Сведения об авторах:

Габдрахманова Ландыш Габдульбаровна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой публично-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: Karimova.Lan@mail.ru

Салиева Рида Наильевна (г. Казань, Россия), кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Университета управления «ТИСБИ», e-mail: pandora610@yandex.ru

Data about the authors:

L. Gabdrakhmanova (Kazan, Russia), candidate of philological sciences, docent, head of the Department of Public Law Disciplines of the Academy of Social Education, e-mail: Karimova.Lan@mail.ru

R. Salieva (Kazan, Russia), candidate of juridical sciences, associate professor at the Department of Civil Law of the University of Management "TISBI", e-mail: pandora610@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.