Научная статья на тему 'Защита открытых частей кожи от пековой пыли'

Защита открытых частей кожи от пековой пыли Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита открытых частей кожи от пековой пыли»

М. И. ХЕСИН и Н. М. МИХЕЕНКО (Харьков>

V - Защита открытых частей кожи от пековой пыли

\ \ Из Института охраны труда ВЦСПС

Область применения пека в нашей стране все больше расширяется-Пек применяется при брикетировании, при асфальтировке, в производстве высококачественных электродов, изготовлении толя, сухих электрических элементов, лаков и т. д.

Как пыль, так и летучие вещества из пека, оседая на открытых частях тела и проникая через спецодежду, вызывают ряд кожных заболеваний. Сенсибилизация кожи к свету под действием пека представляет собой фотохимический процесс взаимодействия между клеткой кожи и молекулой фотосенсибилизирующего вещества, проникающего в кожу при помощи секрета сальных желез. При этом как-функции клетки, так и молекулы сенсибилизирующего вещества активизируются под влиянием света.

Пасты. Для защиты кожи от вредного действия фотодинамических веществ (пековой пыли) необходимо создать надежный барьер, устраняющий контакт кожного сала с пековой пылью и поглощающий короткие видимые и УФ (ультрафиолетовые) лучи, способствующие развитию фотодерматитов. Такой барьер позволит работать днем. Он необходим и при работе в ночное время, так как экстрагируемые кожным салом пековые вещества хорошо пропитывают роговой слой кожи, и даже тщательное соблюдение гигиенических и санитарных правил (мытье лица и рук и т. п.) не может гарантировать от заболеваний кожи при последующем ее облучении.

Так как даже минимальные количества пека или его паров вызывают фотодерматиты, при разработке состава для создания такого-барьера (мази и пасты) между пеком и поверхностью кожи необходимо руководствоваться следующими принципами:

а) состав не должен содержать абсолютно никаких гидрофобных веществ, которые могут растворять и извлекать из пека ирритатив-ные вещества и смешиваться с кожным салом;

б) состав должен наноситься на кожу плотным слоем любой толщины, не стекая, не трескаясь и не осыпаясь при высоких температурах и облучении; по окончании работы он должен легко смываться обыкновенной водой;

в) необходимо наличие в составе консервирующих и бактерицидных веществ;

г) желательно, чтобы состав не нарушал газообмена и теплообмена через кожу и имел слабокислую реакцию, соответствующую реакции поверхности кожи;

д) состав должен служить светофильтром или светоотражателем для коротковолновых и ультрафиолетовых лучей.

Рекомендуемые в литературе и применяемые на практике многочисленные пасты обычно не удовлетворяют указанным требованиям, поскольку они содержат жировые вещества или вазелин, которые не только не могут служить барьером между кожным салом и пеком, но сами растворяют пек, способствуя его проникновению в кожу.

Предложенные Харьковским институтом гигиены труда и т. Нова-ком составы также нерациональны потому, что они содержат муку, яйца, молоко, представляющие собой хорошую среду для развития микроорганизмов, и тальк — порошок гидрофобный, нарушающий барьер между поверхностью кожи и пеком. В пасту Любушина и з оба.

состава проф. Шапиро тоже входит гидрофобный порошок — тальк, а последние два состава, кроме того, не содержат смягчающих веществ, поэтому создаваемая ими пленка при высыхании трескается и лепко отделяется от кожи.

Пасты д-ра Пака и Мархасева-Прокофьева, как и болтушка Вейс и Любушииа, не заключают в себе веществ, соединяющихся с кожным жиром и пеком (в указанные болтушки, правда, входит тальк). Однако недостаток этих защитных средств состоит в том, что при высокой температуре они легко стекают и вообще быстро смываются потом.

Одним из авторов этой статьи, Хесиным, была предложена для создания требуемой защиты паста под названием «ХИОТ-11», в значительной мере удовлетворяющая указанным выше требованиям. Состав ее следующий: 2,0 желатины, 5,6 пшеничного крахмала, 15,0 жидкости Бурова, 54,0 глицерина, 3,0 окиси цинка, 25,0 белой или красной глины, 0,4 охры -и красящих веществ, задерживающих ультрафиолетовые лучи, до получения цвета загара.

Из производимых в СССР недорогих красок наилучшую кривую поглощения коротковолновых лучей дает фуксин кислый, сафранинг ауромин и конгорот. Желательно применять кислую краску, поэтому наиболее подходящими являются конгорот или фуксин, которые обеспечивают длительное окрашивание состава. Сафранин хотя и является хорошим светофильтром для УФ лучей, но это щелочная краска, которая в слабокислой среде нашей пасты постепенно обесцвечивается. Все вещества, входящие в данный состав, гидрофильны.

Наш состав не растворяет пековой пыли и не вступает в химическое взаимодействие ни с пеком, ни с кожным салом, создавая для них гидрофильную несмачиваемую поверхность. Такая комбинация создает хороший механический барьер между кожным салом и пековой пылью или летучими веществами пека.

Благодаря задубленной жидкостью Бурова желатине и1 наличию' необратимого коллоида разваренного крахмала состав не плавится при высоких температурах и не стекает с кожи.

Жидкость Бурова поддерживает кислотность поверхности кожи (концентрация рН = 4,5—5,0), действует противовоспалительно и вяжуще на кожу, консервирует состав и дает возможность изготовлять его в заводской обстановке. Состав эластичен, не треокается, не отделяется от кожи. Лучи до 600 тц задерживаются светофильтром,, входящим в состав пасты. Последняя не содержит жировых веществ и углеводородов, которые сами могут растворять пек и сенсибилизировать кожу к свету.

По опытам Флозена и Унна, желто-коричневый пигмент кожи защищает ее от вредного действия УФ лучей. Физиологическая роль пигмента (например, веснушек) — самозащита организма от проникновения УФ лучей. Поглощая их, пигмент предохраняет более глубокие кожные ткани от вредного действия света. Наш состав при комбинации конгорот и охры имеет цвет темного загара, хорошо защищающего кожу от УФ лучей.

Лабораторное испытание этого состава путем намазывания его на резиновую пластинку и хранения в термостате при 50° в течение 24 часов показало, что он обладает всеми необходимыми свойствами: не стекает, не высыхает и не трескается, может наноситься на кожу слоем любой толщины и легко смывается обыкновенной холодной водой.

В Харьковском институте экспериментальной фармации наша паста была испытана на непроницаемость ее для УФ лучей, причем были получены следующие результаты: минимальный слой пасты с конго-

рот, достаточный для полного поглощения УФ лучей,— 0,74 мм, .пасты с сафранином — 0,825 мм.

'Очки. Применявшиеся для защиты глаз от пековой пыли очки шоферского типа не оправдали ожидания, ибо пековая пыль как весьма мелкая легко проникает даже через малые щели, а затем, оседая на коже и попадая в глаза, вызывает воспалительные явления.

Сконструированные Н. М. Михеенко очки типа полуконсервов, легки (50—55 г), не пропускают мелкую пыль и не ограничивают поле зрения (см. рисунок). Как видно из рисунка, они состоят из прозрачного экрана из пластмассы (плексоглаз), обшитого кожаной оправой, к которой прикреплена полоска из губчатой резины. В коже оправы, в верхних углах слева и справа, изнутри пришиты мешочки ив тонкой медной сетки, куда перед работой вкладывается сложенная в несколько слоев марля, пропитанная глицерином (она легко пропускает воздух, отфильтровывая пылевые частицы). Эта же марля препятствует запотеванию очкового экрана, так как глицерин способен поглощать излишнюю влагу из-под очков, отдавая ее в пространство. Для лучшего прилегания к коже ободок из .губчатой резины можно намазать нашей пастой.

Испытание предложенных мер индивидуальной защиты. Предложенные нами паста и очки были проверены в лорту, на коксохимическом заводе и на заводе сухих электрических элементов.

В порту пековая пыль получалась при перевалке пека. Даже правильная и весьма тщательная медицинская обработка рабочих раньше не позволяла производить перевалку днем', несмотря на применение различных паст и болтушек (в последнее время — пасты Мархасева-Прокофьева). При осмотре рабочих мы выявили, что у 65—70% их имелись явные дерматиты лица и конъюнктивиты.

Вначале мы применяли пасту «ХИОТ-Ю», которая отличается от пасты «ХИОТ-6» наличием пинокрептола. При этом рабочие заявляли, что после нанесения пасты в течение 5—10 минут ими ощущается жжение (что объясняется вяжущим действием жидкости Бурова на воспаленную кожу); через 10—12 минут жжение проходит и появляется приятное ощущение охлаждения кожи лица. Если нет потовыделения, паста прекрасно держится на коже, но при усиленном потении она частично начинает сползать, и приходилось непрерывно следить за рабочими, чтобы во-время дополнительно наносить на жожу пасту.

Испытания этой пасты одновременно на 180 рабочих показали, что она вполне удовлетворительно защищает от пековой пыли и вместе с тем при ее применении кожа лица у рабочих, имевших пеко-вые ожоги, возвращалась в нормальное состояние. Местами кожа у некоторых лиц имела незначительный меланоз.

На основании единодушных положительных отзывов рабочих порт •стал применять с 1938 г. пасту «ХИОТ-Ю».

Ввиду того что в 1939—1940 гг. погрузки пека в портах не производилось, испытание разработанных нами новой пасты «ХИОТ-10» и

очков-полукоисервов было проведено на коксохимическом заводе, перерабатывающем пек в электродный кокс. Основные процессы, при которых рабочим приходится сталкиваться с пеком, заключаются в разгрузке его из вагонов в завальную яму или на площадки, дроблении пека в дробилках, .регулировании завалки мелкого пека в бункеры, насыпании дробленого пека из бункера в вагонетки и засыпке его из вагонетки в печь. ,

На месте выяснилось, что до летнего времени завод пользовался пастой «ХИОТ-6», но при ярком солнечном свете она уже не могла уберечь открытые части кожи от действия пековой пыли. Осмотр рабочих, применявших ранее эту пасту, показал, что при горячих работах в летнее время она не обладает достаточными защитными свойствами.

Паста «ХИОТ-11» применялась на заводе под нашим наблюдением с мая по октябрь 1940 г. Выяснилось, что паста хорошо держалась на коже, не стекала, не растрескивалась, не высыхала и уменьшала потовыделение; кожа с воспалительными явлениями постепенно приходила в нормальное состояние, и через 2—3 месяца мы не могли обнаружить ни одного случая пекового поражения кожи. Паста «ХИОТ-11» позволяла рабочим по окончании смены свободно ходить под солнечными лучами, не чувствуя раздражения кожи. Однако раздражение глаз осталось, так как в первый период для их защиты применялись только шоферские очки. Введение в глаза 2% раствора дикаина оказалось безрезультатным. Только применение описанных выше разработанных нами очков, в опытном порядке выданных нескольким рабочим, предупредило появление конъюнктивитов и светобоязни.

Одновременно паста «ХИОТ-11» испытывалась в течение 6—7 месяцев на заводе по изготовлению сухих элементов, где пек употребляется в большом количестве. На этом заводе рабочие раньше пользовались разными косметическими мазями, приготовляемыми на вазелине и ланолине. Опрос выяснил, что эти мази не только не обладали защитными средствами, но, наоборот, вызывали еще более сильное воспаление кожи лица и шеи под действием солнечного света. Осмотр подтвердил наличие у всех рабочих типичных пековых раздражений и ожогов кожи с шелушением, не позволявшим им выходить во двор в солнечные дни.

При пользовании пастой «ХИОТ-11» вначале некоторые рабочие заявляли, что после нанесения ее на кожу чувствуется кратковременное (10—12 минут) жжение. Это было вполне естественным следствием реакции воспаленной кожи на жидкость Бурова. И на данном заводе паста «ХИОТ-11» позволила подлечить воспаленную кожу и защитить ее в дальнейшем от действия пековой пыли и летучих веществ. Благодаря этой пасте рабочие могли находиться на солнце, не боясь ожогов.

. Такие результаты, подтвержденные соответствующими актами и многочисленными заявками заводов о снабжении их пастой «ХИОТ-11», свидетельствуют о правильности принципов, из которых мы исходили при разработке наших мероприятий.

Разумеется, применение предлагаемых нами средств требует правильной организации производственного процесса, проведения всех возможных мероприятий по уменьшению выделения пековой пыли (поливка водой, хранение пека под навесами и т. д.) и особенно правильной и четкой работы здравпункта, который, как показал наш опыт, должен взять на себя полную ответственность за организацию и полное осуществление предлагаемых нами профилактических мероприятий.

4 Гигиена и здоропье, .N1 7—8

Противопековая паста «ХИОТ-11» разрешена к применению и выпуску фармакологическим комитетом НКЗдрава СССР постановлением от 2.1У.1941 г.

О. Е. ДЕМЯШКЕВИЧ, М. С. БЫХОВСКАЯ, А. М. БАУЛИНА (Москва)

Метод быстрого определения хлора в воздухе

Из гигиенического отдела Всесоюзного института гигиены труда и профессиональных заболеваний ям. Обуха

Целью данной работы является отыскание простого, быстрого и достаточно чувствительного метода количественного определения хлора в воздухе производственных помещений.

При отборе проб нами был использован шприц, примененный Хрусталевой и Яковенко (1) для сероводорода, а затем Шерешев-ской (2) для определения окислов азота. Необходимо было подыскать достаточно чувствительную реакцию, которая давала бы возможность определить хлор непосредственно в небольшом объеме исследуемого воздуха (50 мл).

В литературе описав ряд колориметрических методов определения хлора с помощью о-толиднна (3—7, 11, 12, 14) или п-аминоднметиланилина (8—11). Эти реактивы применяются как для определения хлора в воде, так и в .воздухе (4, 11, 12, 13). Во всех указанных работах для колориметрирования берутся искусственно приготовленные серии окрашенных растворов. В результате реакции хлора с указанными реактивами происходит отщепление атомов водорода из аминогрупп, что приводит к хиноидной перегруппировке связей в бензольных кольцах с образованием следующего продукта желтой окраски в случае применения о-толидина:

сн, сн,

НС1-НМ==КН • НС1

и продукта розовой окраски при пользовании п-аминодиметиланилином.

В основу нашей работы были положены эти колориметрические реакции, которые для увеличения чувствительности метода проводились в небольшом объеме (3—5 мл реактива).

Необходимо было установить оптимальные условия проведения реакции, подобрать соответствующие искусственные стандартные растворы, определить чувствительность метода и стойкость окрасок, образующихся в результате взаимодействия хлора с указанными реактивами.

Стандартным раствором хлора при решении данных вопросов являлась хлорная вода, изготовлявшаяся путем насыщения дестилли-рованной воды хлором. Концентрация хлора определялась титрованием N/500 раствором гипосульфита. При дальнейшем разбавлении хлорной воды «нулевой водой» получался стандартный раствор с содержанием 0,001 мг/л хлора. «Нулевая вода» готовилась по Адамсу и Басвиллу (6) пропусканием небольшого количества хлора через дважды перегнанную дестиллированную воду, после чего избыток хлора удалялся кипячением (качественная проба с реактивом).

При работе с п-аминодиметиланилином раствор последнего готовился по методу Альфтана (раствор в солянокислой среде) и по Байеру и Миллону (10) (в ортофосфорнокислой среде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.