Научная статья на тему 'Защита общеобразовательных учреждении, включенных в Единый реестр объектов, расположенных на территории Красноярского края и подлежащих антитеррористической защите от преступных посягательств террористического характера'

Защита общеобразовательных учреждении, включенных в Единый реестр объектов, расположенных на территории Красноярского края и подлежащих антитеррористической защите от преступных посягательств террористического характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита общеобразовательных учреждении, включенных в Единый реестр объектов, расположенных на территории Красноярского края и подлежащих антитеррористической защите от преступных посягательств террористического характера»

удк 343.9

Александр Сергеевич СЕРГИЕНКО,

старший научный сотрудник организационно — научного и редакционно — издательского отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук, старший лейтенант милиции

защита общеобразовательных учреждении, включенных в единый реестр объектов, расположенных на территории красноярского края и подлежащих антитеррористической защите от преступных посягательств террористического

характера

Семинар в рамках конгрессной части 4-го специализированного форума «Современные системы безопасности — антитеррор» (г. Красноярск, 29 мая 2008 г.)

В

современных условиях

острота и многообразие терро — ристических проявлений повы — шают общественную опасность терроризма, его дестабилизиру — ющее влияние на социально — политическую обстановку в стране, подрывают международный авторитет России, угрожают ее национальной безопасности.

Одним из важнейших объектов антитеррористической защиты выступают общеобразовательные учреждения. При этом важно отметить особую ценность данного социального института и требование его повышенной защиты от пре — ступных посягательств, тем более террористического характера.

В настоящее время данная угроза осо — знается общественностью и государством, проводится соответствующая работа, направленная на организацию антитер — рористической защиты общеобразовательных учреждений. Однако предпринимаемые меры не полностью

соответствуют потребности комплексной защищенности этих учреждений.

Именно этой проблеме был посвящен семинар «Защита общеобразовательных учреждений, включенных в Единый реестр объектов, расположенных на территории Красноярского края и подлежащих анти — террористической защите от преступных посягательств террористического харак —

тера», проведенный 29 мая Сибирским юридическим институтом МВД России в МВДЦ «Сибирь» в рамках конгрессной части 4 специализированного форума «Современные системы безопасности — антитеррор» (28-30 мая 2008 г.).

Семинар позволил собрать за одним столом представителей Управления аппарата национального антитеррори — стического комитета, Антитеррористи — ческой комиссии Красноярского края, Управления ФСБ России по Краснояр — скому краю, Агентства образования администрации Красноярского края, Управления вневедомственной охраны при ГУВД по Красноярскому краю, Отдела оперативного планирования и анализа обстановки агентства по граж — данской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Красноярского края, Департамента об — щественной безопасности администрации г. Красноярска, специалистов Сибирского юридического института МВД России, сотрудников организаций, занимающихся разработкой новых технических систем безопасности, и сотрудников общеобразо — вательных учреждений различных районов Красноярского края и г. Красноярска. В программу семинара вошли 15 выступлений специалистов, общая численность участников форума — более 140 человек.

Высокий интерес, проявленный к семинару, объясняется кругом проблем, предложенных для обсуждения. Прежде всего, это общеметодологические вопросы построения антитеррористической защиты общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Красно — ярского края, проблемы взаимодействия администрации образовательных учреж — дений с правоохранительными органами и антитеррористической группировкой Красноярского края, вопросы применения новых технических разработок в обеспе — чении безопасности школ Красноярского края, а также актуальные вопросы анти — террористической подготовки сотрудников общеобразовательных учреждений.

Центральным вопросом семинара явилось обсуждение доклада доктора

социологических наук, профессора Д.Д.Невирко о результатах исследования, проведенного специалистами Сибирского юридического института МВД России и посвященного проблеме защиты общеоб — разовательных учреждений, включенных в Единый реестр объектов, расположенных на территории Красноярского края и подлежащих антитеррористической защите от преступных посягательств террористического характера.

Анализ защищенности школ г. Красноярска выявил недостаточную прорабо — танность правового обеспечения используемых мер криминологической защиты общеобразовательных учреждений от угроз террористического характера, а именно:

1) отсутствие действующей програм — мы федерального либо регионального уровней реагирования на угрозы совер — шения посягательств террористического характера (подобно Единой государст — венной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Прави — тельства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. «О Единой государственной системе предупреждения и ликвида — ции чрезвычайных ситуаций»);

2) отсутствие специализированного правового акта, направленного на нормативное отражение особенностей антитеррористической защиты общеобразовательных учреждений и формиро — вание на этой основе системы защиты общеобразовательных учреждений от посягательств террористического харак — тера, включенной в единую систему реагирования на угрозы совершения посягательств террористического харак — тера.

Еще одной проблемой является отсут — ствие в науке обоснованного понятия системы угроз террористического харак — тера общеобразовательным учреждениям.

Отправной точкой для выявления пе — речня угроз террористического характера является разработка понятия такой угрозы как совокупности условий и факторов,

1) заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

2) захват заложников;

3) уничтожение либо причинение вреда здоровью людей.

Особенностями проявления отдельных из представленных форм осуществ — ления террористических угроз является их реализация с применением огне — стрельного оружия путем совершения взрыва либо с применением на терри —

создающих опасность совер — шения преступного акта, имеющего цель устрашения населения либо оказания воз — действия на принятие решения органами власти или междуна — родными организациями, нарушающего общественную безопасность, реализующегося посредством соответствующих субъектов и форм.

Террористические угрозы воплощаются в конкретные преступные акты через соответствующие субъекты и посредством различных форм их реализации. Следовательно, для характеристики реальных угроз террористического характера необходима их типологизация по двум критериям (признакам) : по глубине и характеру криминальной мотивации и формам реализации угроз террористического характера. В результате можно выделить следующих субъек — тов реализации рассматриваемых угроз:

1) лица, имеющие устойчивые (хрони — ческие) психические отклонения;

2) лица, находящиеся в аффективном либо пограничном состоянии психики;

3) криминальные группы;

4) террористические группы;

5) террористы — одиночки.

К наиболее характерным формам реализации угроз террористического характера общеобразовательным учреж — дениям можно отнести:

тории Красноярского края опасных био — логических агентов и химических веществ в террористических целях.

Из всех видов террористических угроз общеобразовательным учреждениям ме — тодом экспертных оценок можно выделить те, вероятность реализации которых на территории Красноярского края является высокой, то есть для реализации которых на территории края имеются соответствующие источники и средства: 1) за — ведомо ложное сообщение о применении взрывного устройства лицом, имеющим устойчивые психические отклонения; 2) заведомо ложное сообщение о приме — нении средств массового поражения лицом, имеющим устойчивые психические отклонения.

Проведенная специалистами института оценка террористической уязвимости

общеобразовательных учреждений, основанная на критериально — рейтин — говом методе, выявила низкий уровень антитеррористической защиты школ г. Красноярска.

Низкий уровень защищенности общеобразовательных учреждений обусловлен следующими факторами:

1) наличием множества скрытных способов перемещения и доставки средства поражения к общеобразовательному учреждению;

2) отсутствием эффективного ограждения;

3) отсутствием системы видеонаблю — дения;

4) отсутствием пакета адресных инструкций учащимся и персоналу для типовых случаев;

5) неудовлетворительным состоянием антитеррористической подготовки персонала и учащихся общеобразова — тельного учреждения и т.д.

Совершенствование системы анти — террористической защиты общеобразо — вательных учреждений, расположенных на территории Красноярского края, должно осуществляться на основе двух принципов обеспечения антитеррорис — тической безопасности:

—исключение проникновения

источника опасности, то есть самого террориста на территорию общеобразовательного учреждения;

—исключение условий совершения террористических актов на территории рассматриваемых объектов.

Традиционно реализация данных принципов входит в компетенцию правоохранительных органов, которые наделены соответствующим арсеналом средств и компетентностью в сфере реагирования на преступность, несут соответствующую ответственность за качество выполнения поставленных перед ними задач и поэтому выступают специализированными субъектами профилактики преступности. Однако ряд факторов позволяют нам говорить о том, что общеобразовательные учреж-

дения также следует относить к специализированным субъектам антитерро — ристической защиты и поэтому их деятельность должна в полной мере отражать вышеизложенные принципы.

Следовательно, общеобразовательные учреждения должны быть включены в си — стему антитеррористической защиты, под которой необходимо понимать комплекс взаимосвязанных организационно — техни — ческих, координационно—информационных, пропагандистско — педагогических, пра — вовых и психологических мероприятий и субъектов, их реализующих, целью которых является всемерное предупреждение угроз террористического характера.

В завершение доклада Д.Д.Невирко участникам семинара был представлен фильм, подготовленный специалистами СибЮИ МВД России, в котором наглядно демонстрировались наиболее значимые критерии оценки уязвимости образовательного учреждения, а также приво — дился ряд общих рекомендаций по созданию комплексной системы анти — террористической защиты школы.

В продолжение семинара руководи — тель аппарата оперативного штаба в Красноярском крае В.Ю.Козулин высоко оценил проделанную коллективом СибЮИ МВД России работу и еще раз подчеркнул важность проблемы, рас — сматриваемой на семинаре, уделил особое внимание вопросу организации взаимодействия антитеррористической группировки в Красноярском крае и администрации образовательных учреж — дений при проведении первоочередных мероприятий по пресечению террори — стического акта.

В целях принятия мер, адекватных террористическим угрозам, а также со — вершенствования системы государ — ственного управления в сфере борьбы с терроризмом Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» создан Национальный ан — титеррористический комитет, а в

субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы, на ко — торые возложена задача планирования и применения сил и средств при проведе — нии контртеррористических операций.

В случае совершения террористического акта в образовательном учреж — дении проведение первоочередных мероприятий проводится администрацией учреждения. Основная цель сво — евременного и правильного проведения первоочередных мероприятий состоит в том, чтобы до приезда основной анти — террористической группировки сил и средств имеющимися возможностями свести к минимуму количество пострадавших, остающихся в критических ус — ловиях лиц (заложников) и по возможности максимально подготовить условия для действия специальных служб.

Также В.Ю.Козулин отметил необходимость соблюдения профилактичес — ких требований МЧС России и МВД России в части обеспечения противопо — жарной защиты и охраны объекта, на — пример:

— проявлять бдительность и своев — ременно выявлять на территории объекта подозрительные предметы и транспорт, при их обнаружении незамедлительно сообщать дежурному ми — лиции;

— следить за соблюдением пропускного режима в здание школы;

— обеспечить наличие средств экстренной связи у сотрудников охраны уч — реждения;

— регулярно проводить занятия по действиям сотрудников и учащихся в случае возникновения ЧС;

— при наличии информации о подго — товке теракта передавать ее дежурному органа внутренних дел.

В завершение доклада В.Ю.Козулин перечислил основные действия персо — нала учебного заведения при соверше — нии теракта, получении информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости пред —

мета, похожего на взрывное устройство, а также в случае захвата заложников на объекте.

В докладе кандидата юридических наук, доцента П.В.Тепляшина основное внимание уделялось рассмотрению общеобразовательных учреждений как объектов криминологической защиты от преступных посягательств террористического характера. В качестве конкретных специально — криминологических рекомендаций, направленных на пост — роение системы антитеррористической защиты, выступили предложения:

— организовать единую информационную систему защиты общеобразо — вательных учреждений от угроз террористического характера;

— разработать Единое положение об антитеррористической защите общеоб — разовательного учреждения, располо — женного на территории Красноярского края, от угроз террористического характера, которое должно включать характеристику компетентности (прав и обязанностей) общеобразовательного учреждения и его персонала в антитер — рористической защите, отражать систе — му мер профилактического воздействия на угрозы террористического характе — ра, закреплять механизм координации общеобразовательного учреждения с Антитеррористической комиссией Красноярского края и УФСБ по Красноярскому краю по вопросам организа — ции антитеррористической защиты;

— акцентировать внимание на формировании соответствующей пси — хологической подготовки персонала и учащихся общеобразовательных учреждений;

— создать специальную оценочную комиссию, целью которой должно являться определение экспертным путем состояния антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений.

Более подробно вопросы оценки террористической уязвимости общеобра — зовательных учреждений рассмотрел

кандидат технических наук, доцент А.А.Ильященко.

Одним из рекомендуемых им меро — приятий по снижению уязвимости общеобразовательного учреждения от проявлений террористического характера является аттестация общеобра — зовательного учреждения по антитеррористической защищенности. Результаты аттестации послужат источ — ником информирования об уровне за — щищенности учреждения от проявлений террористического характера, а также станут исходной базой для разработки мероприятий по снижению уязвимости и обоснованием для их дополнительного финансирования. Докладчик привел перечень документов, необходимых для организации мероприятия, а также подробно изложил алгоритм расчета и интерпретацию балльной оценки результатов аттестации.

Вопросы обеспечения комплексной безопасности системы общего образо — вания Красноярского края рассмотрел в своем выступлении заместитель руко — водителя агентства образования адми — нистрации Красноярского края П.П.Тыченко.

Одним из ярких примеров решения вопросов комплексной безопасности стало МОУ «Гимназия №13 г. Красноярска». О положительном опыте и имеющихся проблемах данного общеобразовательного учреждения в реше — нии вопросов безопасности участников семина ра проинформ ировала директор гимназии Л.П.Юдина.

Так, МОУ «Гимназия №13 г. Красноярска» в рамках экспериментальной программы «Безопасный город» было оборудовано современными техническими охранными средствами. Примене — ние таких средств позволило свести к минимуму количество правонарушений как на территории гимназии, так и на прилегающей территории. Следует отметить, что несмотря на достигнутые успехи, остаются актуальными вопросы квалифицированного обслуживания и

модернизации оборудования, а также подбора квалифицированного персонала.

Заместитель начальника департа — мента общественной безопасности администрации г. Красноярска Н.К.Са — рапулов ознакомил участников семина — ра с программой «Безопасный город», и в частности с ролью установки совре — менных систем видеонаблюдения и других инженерно—технических средств охраны в повышении уровня антитерро — ристической защищенности учебных заведений. В качестве перспективных направлений проекта докладчик выде — лил поиск новых технических решений в вопросах обеспечения безопасности, создание объединенных Ситуационных центров в г. Красноярске, компьютерную обработку данных, поступающих с истем контроля за ситуацией, и допол — нительные технические решения, призванные решать различные специфические задачи.

Значительный интерес вызвал доклад начальника Управления вневе — домственной охраны при ГУВД по Крас — ноярскому краю О.М.Гераськина, посвященный построению эффективного взаимодействия образовательных учреждений края с Центрами вневе — домственной охраны, принципам работы Центров. Кроме того, докладчик при — вел ряд практических рекомендаций по оснащению школ техническими сред — ствами безопасности.

Большое количество вопросов было за — дано начальнику отдела оперативного планирования и анализа обстановки агентства по гражданской обороне, чрез — вычайным ситуациям и пожарной безо — пасности администрации Красноярского края С.Н.Шаповалову, выступавшему с докладом об основных планирующих документах в области защиты от чрезвы — чайных ситуаций, разрабатываемых в образовательных учреждениях. Как показали задаваемые представителями школ края вопросы, имеющаяся нормативная база несовершенна, а существую — щая документация во многих случаях

требует дополнительных комментариев и разъяснений.

Проблемы антитеррористической подготовки учащихся и сотрудников общеобразовательных учреждений затронул в своем докладе кандидат психологических наук А.С.Сергиенко. Так, по его мнению, первичная антитер — рористическая подготовка в школах г. Красноярска во многом формализо — вана и не дает должного эффекта, требует доработки структура программы и организация занятий по дисциплине «ОБЖ». В школах практически полно — стью отсутствует психологическая подготовка персонала и учащихся к действиям при теракте или в иных чрезвычайных обстоятельствах. До — кладчик предложил привлекать для проведения занятий по ОБЖ большее количество специалистов, в частности психологов, специализирующихся на проведении групповых тренингов и психологии экстремальных ситуаций.

Участникам семинара была пред — ставлена программа психологического тренинга «Психология экстремальных ситуаций», разработанная и апробиро —

ванная специалистами СибЮИ МВД России совместно с Центром экстренной психологической помощи СибГТУ. В ходе дискуссии выяснилось, что по дан — ному направлению нет единого мнения.

Решение проблемы защиты образо — вательных учреждений, включенных в Единый реестр объектов, расположен — ных на территории Красноярского края и подлежащих антитеррористической защите от преступных посягательств террористического характера, требует дальнейшего диалога специалистов — психологов с Агентством образования Красноярского края и Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Красноярского края для общего нахождения дальнейших путей модернизации программы антитеррори — стической подготовки в школах края.

Проводимый семинар позволил его участникам не только обменяться опы — том работы, но и выработать комплексные предложения по антитеррористической защите общеобразовательных учреждений Красноярского края, выявить имеющиеся проблемы и наметить подходы к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.