Научная статья на тему 'Защита населения и объектов экономики от водной стихии северных рек'

Защита населения и объектов экономики от водной стихии северных рек Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита населения и объектов экономики от водной стихии северных рек»

О

С. П. Александров

Как известно, северные территории Российской Федерации наиболее подвержены катастрофическим наводнениям в период весеннего половодья. Особенно ярко это выражено в Республике Саха (Якутия), значительная часть которой расположена за Северным полярным кругом. Так, за последние 12 лет (2001 -2012 гг.) общий ущерб от наводнений на территории Республики Саха (Якутия) составил около 11,0 млрд рублей, в то время как на других северных территориях России - 386,5 млн рублей.

Благодаря финансированию из федерального бюджета, в период с 2001 по 2012 гг. на северных реках Российской Федерации было построено более 34 объектов инженерной защиты от паводковых вод. Данные объекты выдержали не одно весеннее половодье с высокими заторными уровнями воды. В результате строительства этих защитных сооружений в Якутии, например, предотвращается ежегодный вероятный ущерб на сумму более 11,7 млрд рублей.

Несмотря на осуществляемые мероприятия, проблема, связанная с негативным воздействием вод на северных территориях России, остается чрезвычайно актуальной. Так, только на территории Республики Саха (Якутия) требуется построить защитные сооружения от негативного воздействия вод почти для 90 населенных пунктов.

В соответствии с планом Федерального агентства водных ресурсов и по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) в июне 2013 г в Якутске была проведена Общероссийская научно-практическая конференция «Защита населения и объектов экономики от водной стихии северных рек» [1].

Основные задачи конференции были следующие:

- обсуждение проблем негативного воздействия вод на населенные пункты и объекты экономики северных территорий Российской Федерации;

- оценка эффективности методов защиты от паводковых вод, используемых на территории Республики Саха (Якутия) и других северных территориях Российской Федерации;

- разработка стратегии защиты населенных пунктов и объектов экономики от негативного воздействия вод в бассейнах северных рек Российской Федерации.

В работе конференции приняли участие руководитель Федерального агентства водных ресурсов М. В. Селиверстова, советник Президента Российской Федерации А. И. Бедрицкий, председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Г. И. Данчикова, заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. Н. Скрыбыкин, представители центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Федерального агентства водных ресурсов, министерств и ведомств, научных, образовательных и общественных организаций РФ и РС(Я), средств массовой информации. Всего в конференции приняли участие 136 ученых и специалистов.

На пленарном заседании в день открытия конференции после приветственных выступлений председателя Правительства РС(Я) Г. И. Данчиковой, руководителя Федерального агентства водных ресурсов М. В. Селиверстовой и советника Президента РФ А. И. Бедрицкого было заслушано два обстоятельных доклада. Первый доклад представил гость из Беларуси

На фото вверху - в президиуме конференции (г. Якутск, 28 июня 2013 г.). Слева направо: советник Президента РФ А. И. Бедрицкий, руководитель Федерального агентства водных ресурсов М. В. Селиверстова, председатель Правительства РС(Я) Г. И. Данчикова, заместитель председателя Правительства РС(Я) А. Н. Скрыбыкин

к.т.н. А. А. Таратутин (г. Минск), который заострил внимание на необходимости совершенствования государственной и муниципальной стратегической политики в области защиты от наводнений и минимизации ущерба от них. Второй доклад был сделан заместителем председателя Правительства РС(Я) А. Н. Скрыбы-киным. Автор охарактеризовал масштабы катастрофических наводнений, произошедших на реках Якутии за последнее десятилетие. По его мнению, необходимо переходить от стратегии индивидуальной защиты конкретных объектов к разработке комплексной системы мер, предусматривающих оценку и управление рисками на основе расширения гидрометеорологических наблюдений и совершенствования способов прогнозирования наводнений на реках республики.

Последующая работа конференции проходила по двум секциям:

- секция № 1 «Проблема негативного воздействия вод на населенные пункты и объекты экономики, связанная с опасными гидрологическими явлениями» (модераторы: А. Н. Скрыбыкин - зам. председателя Правительства РС(Я) и Д. В. Савостицкий - начальник Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Росводресурсов, г. Москва);

- секция № 2 «Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод» (модераторы: И. М. Андросов - руководитель Ленского бассейнового водного управления Росводресурсов и Н. Б. Прохорова - директор Российского научно-исследовательского института водного хозяйства, г. Москва).

Во многих заслушанных на этих секциях докладах подчеркивалось, что недостаточно полно изучены причины и факторы формирования катастрофических наводнений на северных реках. Это не позволяет правильно прогнозировать паводковые явления и вести эффективную работу по совершенствованию предупредительных, адаптационных и инженерно-технических методов борьбы с ними. Указывалось также на слабую проработанность нормативно-правовых вопросов проектирования и строительства объектов инженерной защиты и гидротехнических сооружений в районах Крайнего Севера, характеризующихся не только суровыми климатическими условиями, но и неразвитой транспортной инфраструктурой и малой освоенностью территорий.

В ходе обсуждения проблемы защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод было признано, что из всех защитных мер наиболее эффективными являются строительство капитальных инженерных защитных сооружений и проведение берегоукрепительных работ.

В целях разрешения проблемы предотвращения негативного воздействия вод для социально-экономического развития и обеспечения нормальных условий проживания населения на северных

территориях Российской Федерации, в решении конференции отмечены конкретные рекомендации органам исполнительной власти федерального и регионального уровней, муниципальным образованиям и научным учреждениям.

Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, в соответствии с нормами водного, земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации в рамках региональных программ развития водохозяйственного комплекса, реализуемой ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 гг.», рекомендовано:

- обеспечить вынос жилых строений из зон затопления паводком 1% обеспеченности или реализовать комплекс мер по защите селитебных территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, обусловленных негативным воздействием вод, предусмотрев мероприятия технического (инженерного) и регулятивного (не инженерного) характера;

- при реализации мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод, комбинировать методы ослабления прочности льда с учетом прогноза ледохода и рисков образования заторов на основе научных исследований и рекомендаций;

- уделить особое внимание изучению роли техногенных факторов в формировании критических ситуаций на северных реках.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов (Росводресурсам), совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, обеспечить развитие нормативно-правовой базы:

- по оценке эффективности затрат на проведение мероприятий по защите от негативного воздействия вод;

- по проведению предупредительных противопаводковых работ на водных объектах (дноуглубление, расчистка русла).

Работа секции № 2 «Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод»

Министерству регионального развития Российской Федерации обеспечить развитие нормативно-правовой базы в части совершенствования проектирования гидротехнических сооружений - объектов инженерной защиты населенных пунктов от паводковых вод и берегоукрепления с внесением изменений и дополнений в соответствующие разделы постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации:

- актуализировать законодательные и нормативные правовые акты, направленные на реализацию Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части подготовки проектов федеральных законов, направленных на опережающее динамичное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Севера России, повышение качества и уровня защиты населенных пунктов от наводнений и разработки проектов нормативно-правовых актов и методических рекомендаций, определяющих порядок предоставления мер социальной поддержки пострадавшим от наводнений гражданам, в том числе социально незащищенным категориям населения;

- создать на общественных началах Совет с целью коллегиального обсуждения и выработки стратегии защиты населенных пунктов и объектов экономики от водной стихии северных рек.

Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока при разработке проекта долгосрочной Федеральной целевой программы «Эко-

номическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года» в направлении «Содействие комплексному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона» предусмотреть механизмы:

- по поддержке системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики в сфере водохозяйственного комплекса, а также для работы по крупным инвестиционным проектам;

- создания инфраструктуры на селе в части строительства берегозащитных сооружений на северных реках.

Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить:

- подготовку инженерных кадров по строительству гидротехнических сооружений в вузах страны с учетом природной специфики северных территорий;

- подготовку научных кадров по программам послевузовского профессионального образования на базе ведущих центральных и сибирских вузов России по специальностям «Гидрология» и «Науки о Земле» (географические, геокриологические, физико-математические, технические, химические науки).

Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

- уделить особое внимание развитию направлений моделирования русловых процессов и гидрологических режимов крупных северных рек, прогнозирования процессов заторообразования на северных реках с высоким уровнем риска развития катастрофических наводнений, разработке методов дистанционного исследования параметров снежного покрова для оценки снегонакопления в бассейнах северных рек и методов

Участники научно-практической конференции «Защита населения и объектов экономики от воздействия стихии северных рек» перед зданием Дома правительства № 1

(г. Якутск, 28 июня 2013 г.)

среднесрочного прогноза весеннего половодья на северных реках;

- оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательским институтам РАН в части безвозмездного предоставления гидрологической и гидрометеорологической информации стационарного, статистического и прогнозного характера, необходимой для проведения научных исследований и принятия своевременных эффективных мер по предотвращению негативного воздействия вод;

- шире использовать ГИС-техноло-гии и компьютерное моделирование для прогноза образования ледовых заторов и планирования водохозяйственных мероприятий;

- развивать исследования, направленные на разработку методов определения причин и участков образования заторов, активизировать научные работы по оценке динамики мерзлотно-гидрогеологической обстановки бассейнов северных рек с целью изучения влияния подземных вод, нале-деобразовательных и других криогенных процессов на формирование катастрофических паводков;

- при прогнозировании сценария ледохода использовать актуальную информацию о гидротехнических сооружениях, расположенных в руслах рек (мосты, переходы и пр.).

Субъектам Российской Федерации:

- предусмотреть выделение денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на защиту населения и объектов экономики от рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных негативным воздействием вод, в части строительства защитных сооружений;

- в рамках схем территориального планирования обеспечить определение границ зон, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и соблюдение режимов их использования при регулировании и разработке стратегической градостроительной политики;

- разрабатывать и реализовывать эффективные методы защиты от негативного воздействия вод, в том числе строительства объектов инженерной защиты, устройства берегозащитных сооружений, а также переноса постоянно затапливаемых населенных пунктов на безопасные территории, субсидирования переноса частного жилья из населенных пунктов, постоянно подвергающихся затоплению.

На заключительном пленарном заседании конференции было подписано Соглашение между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Республики Саха (Якутия) о взаимодействии в сфере использования и охраны водных объектов. Соглашение

Подписание соглашения между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством РС(Я)

направлено на решение задач по созданию условий для гарантированного обеспечения существующих и перспективных потребностей общества в качественных и экологически чистых водных ресурсах, экономически эффективного использования водного фонда, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, охрану водных объектов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Насколько актуальна для северных территорий проблема, связанная с негативным воздействием вод, мы еще раз убедились в 2013 г: в результате весеннего половодья и летних дождевых паводков на территории Республики Саха (Якутия) было затоплено 1677 жилых домов в 66 населенных пунктах, пострадало 6370 человек, подверглись разрушению различного характера 357 инженерных объектов, в том числе: 214 автомобильных дорог, 32 дамбы, 50 мостов, 15 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 53 объекта социального значения и другие. При этом общий ущерб для экономики Республики Саха (Якутия) составил около 3,5 млрд рублей, в том числе более 2,0 млрд рублей -в результате весеннего половодья и более 1,5 млрд рублей - от дождевых летних паводков [2].

Список литературы

1. Сборник докладов Общероссийской научно-практической конференции «Защита населения и объектов экономики от водной стихии северных рек». -Якутск: Изд-во «Компания Дани-Алмаз», 2013. - 154 с.

2. Оперативные материалы Ленского бассейнового водного управления о весенне-летнем паводке 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия). -Якутск, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.