Научная статья на тему 'Защита интересов Российской империи на границе в XIX – начале XX века (постановка проблемы)'

Защита интересов Российской империи на границе в XIX – начале XX века (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ПОГРАНИЧНАЯ СТРАЖА / THE RUSSIAN EMPIRE / THE PUBLIC INTEREST / SAFETY / BORDER POLICIES / BORDER GUARDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мусин Фрид Саитович

The article describes the approaches to the problem of protecting the interestsof the Russian Empire at the border in the XIX –early XX century. Analyzed the main categories that characterize the scope of protection and the protection of the state border.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мусин Фрид Саитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROTECTION OF THE INTERESTS OF THE RUSSIAN EMPIRE ON THE BORDER OF THE XIX –THE BEGINNING OF XX CENTURY(RAISING A PROBLEM)

The article describes the approaches to the problem of protecting the interestsof the Russian Empire at the border in the XIX –early XX century. Analyzed the main categories that characterize the scope of protection and the protection of the state border.

Текст научной работы на тему «Защита интересов Российской империи на границе в XIX – начале XX века (постановка проблемы)»

УДК 351.73 + 341.222

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ГРАНИЦЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Мусин Ф.С.

ЛНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»

THE PROTECTION OF THE INTERESTS OF THE RUSSIAN EMPIRE ON THE BORDER OF THE XIX -THE BEGINNING OF XX CENTURY

(RAISING A PROBLEM)

Musin F.S.

AHOO VPO «Odintsovsky humanitarian Institute»

В статье рассмотрены подходы к исследованию проблемы защиты интересов Российской империи на государственной границе в XIX - начале XX века. Проанализированы основные категории, характеризующие сферу защиту и охраны государственной границы.

Ключевые слова: Российская империя, государственные интересы, безопасность, пограничная политика, пограничная стража.

The article describes the approaches to the problem of protecting the interests of the Russian Empire at the border in the XIX -early XX century. Analyzed the main categories that characterize the scope of protection and the protection of the state border.

Key words: the Russian Empire, the public interest, safety, border policies, border guards.

Всестороннее и надежное обеспечение национальной безопасности является предметом постоянной заботы, первоочередной потребностью каждого суверенного государства. Основными ее элементами, составными частями принято считать военную. политическую, экономическую, информационную, гуманитарную, экологическую и общественную безопасность.

Примечательно в этой связи, что к элементам национальной безопасности достаточно редко относят пограничную безопасность как самостоятельную составляющую, заслуживающую, по мнению автора, особого изучения и анализа. Пограничная безопасность в системе слагаемых национальной безопасности представляет одну из ее специфических областей (сфер), так как речь идет о безопасности национальных интересов в определенном пространстве. Соответственно, пограничная безопасность включает в себя специфические черты безопасности приграничных субъектов, национальной безопасности и региональной безопасности.

В различных источниках при анализе проблем национальной безопасности России просматривается явная недооценка значимости пограничной безопасности. В современных условиях, когда в международных отношениях все большую роль

ш

играют политические, военные, экономические, экологические и информационные факторы, задачи эффективной защиты национальных интересов в пограничной сфере приобретают особую актуальность и значимость. На фоне данных обстоятельств на качественно новый уровень восприятия и понимания выходят проблемы национальной безопасности в целом и как составной ее части - вопросы обеспечения пограничной безопасности России. Впервые термин «пограничная безопасность» на официальном уровне был закреплен в Основах пограничной политики Российской Федерации1

Защита интересов государства в пограничном пространстве является важной составной частью комплекса мер по обеспечению национальной безопасности России. В достижении этой цели предпочтение отдается, как правило, невоенным средствам - дипломатическим, экономическим, информационным, специальным и т.д., однако в истории нашей, да и других стран, достаточно примеров иного рода, когда для разрешения противоречий в этой сфере отдельные государства идут на применение военной силы.

Исторический анализ сферы обеспечения интересов Российской империи на границе в XIX - начале XX столетия подтверждает, что процессы, происходившие на рубежах государства, требуют научного осмысления с целью использования опыта в интересах повседневной практики.

В настоящее время задачи обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа возложены на Пограничную службу Федеральной службы безопасности России.

История борьбы народов России за безопасность государства в пограничном пространстве уходит в далекое прошлое. Можно с уверенностью сказать, что вся история России представляет собой калейдоскоп мелких и крупных событий, отражающих стремление обеспечить свою безопасность, в первую очередь, на государственной границе.

В силу целого ряда объективных и субъективных причин в XIX - начале XX века обеспечению интересов государства в пограничном пространстве со стороны высших государственных органов власти уделялось предельно повышенное внимание. Это, в свою очередь, повлекло за собой принятие государством особых мер по созданию и дальнейшему совершенствованию специальной государственной структуры - пограничной стражи, которая была призвана решать задачи по защите экономических, политических, военных и иных интересов на передовых рубежах государства. В XIX в. пограничная стража первоначально входила в состав Департамента внешней торговли, а затем - Департамента таможенных сборов Министерства финансов России2.

1 См.: Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 19% г.)// Российская газета. - 1996. -6 ноября.

5 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. СПб.. 1830. Т. 31. № 24688; ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. 39. Отд. 2. №41374. С. 74 - 75.

В исследуемый период для защиты собственного производства Россия вынуждена была проводить протекционистскую политику, вводить высокие таможенные тарифы на ввозимые в страну товары. Это вело к увеличению потока в пределы империи иностранных товаров незаконным, т.е. контрабандным способом (в первую очередь через европейский участок государственной границы). Значительная роль в решении этой задачи отводилась пограничной страже. Действенные меры государственных органов по усилению и совершенствованию пограничной стражи привели к созданию в 1893 г. Отдельного корпуса -специальной самостоятельной военной организации Российской империи, предназначенной для осуществления пограничного надзора, обеспечения законности при пересечении товарами, грузами и лицами сухопутной, речной и морской границ

Отдельный корпус пограничной стражи стал составной частью вооруженных сил Российской империи. Его силам и средствам было отведено заметное место в мобилизационных планах страны. При этом задача борьбы с контрабандным промыслом на границе являлась первостепенной. В силу этого руководство деятельностью пограничной стражи было возложено на Министерство финансов.

В ходе рассмотрения проблем, связанных с защитой интересов государства на границе, целесообразно уточнить такие понятия как «безопасность», «угрозы безопасности», «обеспечение безопасности», «граница», «пограничная политика», «государственные интересы» и др. Рассмотрим важнейшие из них.

Понятие «безопасность» можно трактовать как одну из форм реализации бытия объекта, один из способов его существования, т.е. она заключается в таком состоянии объекта, когда его взаимодействие с условиями и факторами среды жизнедеятельности способно предотвратить вред ему самому. Безопасность на всем протяжении истории человечества представляет собой первоочередную необходимость существования социальных институтов и личности. Современная дефиниция «безопасность» трактуется как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз3. Состояние защищенности предполагает борьбу с угрозами, т.е. их своевременное обнаружение и предотвращение (парирование, ликвидация). В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» термин «безопасность» трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность в пограничном пространстве можно представить как специфическое состояние защищенности пространственного суверенитета государства. Безопасность в пограничной сфере - реально существующая система предпринимаемых государством мер, гарантирующих предотвращение вреда политической организации, экономической независимости, территориальной целостности, духовно-нравственным ценностям и социальным ориентирам на государственной границе.

Безопасность государства в пограничном пространстве должна иметь соответствующее наполнение исторической и политической волей государства, т.е. иметь соответствующую государственную политику. С целью реализации задач по ее обеспечению государство создает соответствующую систему (структуру),

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Терра. 1995. - Т. 1. - С. 3.

109

ш

способную реализовать эти задачи, а пограничная политика государства является основой правовой базы функционирования этой системы (структуры).

В XIX веке в Российской империи основой системы, обеспечивающей интересы государства на границе, стала пограничная стража, которая свою деятельность осуществляла в тесном взаимодействии с военным и морским министерствами, Отдельным корпусом жандармов и другими ведомствами.

Уровень безопасности страны в пограничном пространстве, как состояние защищенности государственной территории и жизненно важных интересов от всего спектра ВОЗМОЖНЫХ И реальных внешних И внутренних угроз в пограничной сфере — важный и весьма точный индикатор стабильности государства» тесно связанный с безопасностью на границе и обстановкой в пограничном пространстве. По своей сути обеспечение безопасности в пограничном пространстве - это стержневое, концентрированное выражение пограничной политики государства, формируемой на основе его интересов.

Еще одной важнейшей категорией, характеризующей сферу защиту интересов государства на границе, является «пограничная политика». Определение «политика» по В.И. Далю есть наука государственного управления4. Одно из современных определений трактует ее как государственные и общественные дела (деятельность, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, государствами), направленные на достижение определенных целей, и средства, которые необходимы для реализации этих целей.

Пограничная политика - деятельность государства, направленная на достижение пограничной безопасности (безопасности в пограничном пространстве) посредством структуры, ее обеспечивающей Суть пограничной политики заключается в том, чтобы всем министерствам и ведомствам в рамках одной государственной воли с высокой эффективностью использовать пограничные территории как область соприкосновения с другими странами и народами для реализации национальных интересов страны

Специфика пограничной политики заключается в следующем: она является составной частью общегосударственной политики, основывается на ее общих закономерностях и принципах и реализуется в пограничной сфере, находится на стыке внутренней и внешней политики государства; носит международный характер; охватывает весь спектр политических, экономических, социальных и иных отношений на государственной границе и в приграничном пространстве.

Содержание пограничной политики государства предопределяется национальными интересами и многочисленными факторами как внутреннего, так и внешнего характера. При этом национальные интересы являются основой пограничной политики.

Пограничная политика, как вид деятельности, является составной частью государственной политики и формируется в процессе развития объективных потребностей государства в защите своих интересов и обеспечении безопасности. Пограничная политика имеет свою сферу распространения (приграничные территории, граница, сопредельные государства) и проявляется с момента образования государства.

4 Даль В. Указ. соч. С. 261.

Также под пограничной политикой государства понимается выражение им взглядов на свои национальные интересы, цели и задачи в сфере пограничных отношений с сопредельными странами и иными странами, на характер использования государственной границы, пограничного пространства, необходимых сил, средств, способов в процессе его деятельности по их реализации и обеспечению безопасности5.

Таким образом, основываясь на результатах исследования понятийно-категорийного аппарата, под пограничной безопасностью (в рамках исследуемого периода) следует понимать защищенность территории (охрана границы) и сфер жизнедеятельности (политических, экономических, военных интересов) от воздействия внутренних и внешних угроз при соответствующей пограничной политике.

Можно утверждать, что основу пограничной политики Российской империи в XIX веке составила деятельность государства по присоединению территорий с целью приобретения естественных границ и расширению сферы своих интересов. Следствием проводимой пограничной политики явилась необходимость обеспечения территориального единства и надежной безопасности государства, в первую очередь, в пограничном Пространстве. Приоритетным, объективным фактором, влияющим на содержание пограничной политики Российской империи, стало геополитическое положение государства. Как свидетельствует история развития государств и народов, территория государства была и остается стратегическим ресурсом, который по значимости превосходит все остальные. Она имеет множество показателей: размеры и конфигурацию, местоположение основных коммуникаций, наличие природных ресурсов и стратегического сырья, доступ к морям и океанам, специфические физико-географические условия и др.

В энциклопедическом словаре 1898 г. геополитическое положение Российской империи характеризовалось следующим образом: «...Российская империя, растянувшись главным образом по широте, занимает всю восточную часть Европы и северную часть Азии, причем это одна двадцать вторая доля земного шара и одна шестая части поверхности всей суши...».

Анализируя вопрос освоения и присоединение территорий к Российской империи, можно сделать вывод, что территориальный рост государства последовательно усиливался. Это, безусловно, накладывало отпечаток на динамичность и избирательность пограничной политики. Пространство России в течение XIX века представляло собой:

при императоре Александре I - 11 555 610 кв. км, при императоре Николае I - 12 776 320 кв. км, при императоре Александре II - 19 960 200 кв. км,

при императоре Александре III - 20 390 350 кв. км, а общее пространство Российской империи в конце XIX века составляло 22 430 004 кв. км". Присоединение Кавказа и Средней Азии, колонизация Дальнего Востока, экономические и военные преобразования позволили России к концу XIX века

' См.: Першин A.A. Пограничная политика: содержание, роль и место в политике государства // Пограничник Содружества - июль-сентябрь. - 2005. - С. 33.

6 Дмитриев В. А. Пограничная политика в истории России И Сборник статей отделения погранологии Международной Академии информатизации. Выпуск 4. - М.: Отделение погранологии МАИ, 1997. С. 10.

Ä

стать обладательницей значительных территориальных, людских и материальных ресурсов, а по уровню своего развития выйти на ведущее место среди держав мира.

Наряду с объективными факторами, на формирование пограничной политики Российской империи оказывали также существенное влияние факторы субъективного характера. Среди них, - состояние взаимоотношений с сопредельными государствами, прежде всего политика и характер действий антагонистически настроенных государств. К факторам субъективного порядка можно также отнести состояние системы, обеспечивающей безопасность в пограничной сфере, то есть структуры, осуществляющей практическую реализацию пограничной политики в части обеспечения неприкосновенности территории. Ядром такой системы, несомненно, являлась военизированная пограничная стража на европейском участке границе. Появление и развитие пограничной стражи было положительным явлением в приграничье, и в достаточной степени обеспечивала противодействие контрабандной деятельности. Однако пограничная стража имела существенные недостатки, в частности - несовершенную систему управления, и порой, в силу своей немногочисленности и слабой подготовленности, не могла противостоять хорошо вооруженным, организованным группам контрабандистов. С целью обеспечения защиты интересов государства, надежной охраны границы и устранения выявленных недостатков пограничная стража в 1893 г. была реформирована в Отдельный корпус пограничной стражи - самостоятельную структуру с внутренним военным устройством, сочетающую армейские и специальные функции по пограничному надзору.

Таким образом, обеспечение интересов страны в пограничном пространстве является важнейшим слагаемым системы безопасности государства в целом. Причем, эффективность в достижении поставленных целей во многом зависит от целеустремленности усилий власти по формированию и реализации пограничной политики. Пограничная политика Российской империи в XIX веке являлась прямым продолжением внешней политики государства, а также составной частью военной политики. Ее сущность заключалась в освоении новых территорий, установлении сотрудничества с сопредельными странами, обеспечении и защите интересов государства на границе.

Библиографический список

1. Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.) //Российская газета. - 1996. - 6 ноября.

2. Дмитриев В.А. Пограничная политика в истории России // Сборник статей отделения погранологии Международной Академии информатизации. Выпуск 4. - М.: Отделение погранологии МАИ, 1997.

3. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). Собр. 1-е. СПб.. 1830. Т. 31. № 24688; ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. 39. Отд. 2.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Терра, 1995. - Т. 1.

5. Першин A.A. Пограничная политика: содержание, роль и место в политике государства // Пограничник Содружества - июль-сентябрь. - 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.