Научная статья на тему 'Защита и охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц'

Защита и охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
защита информации / защита информации об имуществе граждан / защита информации об имуществе юридического лица / правовой режим защиты информации об имуществе / protection of information / protection of information on property of citizens / protection of information on property of legal entity / legal regime of protection of information on property.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Иванович Коновалов, Олег Олегович Назаров

В рамках данной статьи исследуются вопросы защиты и охраны информации об имуществе граждан и юридических лиц. В частности, поднимаются аспекты системы правового регулирования указанных вопросов, осмысляются научные точки зрения, касающиеся защиты информации об имуществе вышеуказанных лиц. На основании вышеизложенного делаются выводы, формулируются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection and protection of information on property of citizens and legal entities

In this article the author examines the issues of protection of information about the property of citizens and legal persons. In particular, raises issues of the legal regulation of these issues are understood the scientific point of view and relating to the protection of information about the property above-mentioned persons, based on the foregoing conclusions and proposals on improving legislation in this sphere of relations.

Текст научной работы на тему «Защита и охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10059

ЗАЩИТА И ОХРАНА ИНФОРМАЦИИ ОБ ИМУЩЕСТВЕ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Александр Иванович КОНОВАЛОВ, заведующий кафедрой гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент E-mail: konovalov54@yandex.ru

Олег Олегович НАЗАРОВ, студент 4-го курса Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В рамках данной статьи исследуются вопросы защиты и охраны информации об имуществе граждан и юридических лиц. В частности, поднимаются аспекты системы правового регулирования указанных вопросов, осмысляются научные точки зрения, касающиеся защиты информации об имуществе вышеуказанных лиц. На основании вышеизложенного делаются выводы, формулируются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере отношений.

Ключевые слова: защита информации, защита информации об имуществе граждан, защита информации об имуществе юридического лица, правовой режим защиты информации об имуществе.

Annotation. In this article the author examines the issues of protection of information about the property of citizens and legal persons. In particular, raises issues of the legal regulation of these issues are understood the scientific point of view and relating to the protection of information about the property above-mentioned persons, based on the foregoing conclusions and proposals on improving legislation in this sphere of relations.

Keywords: protection of information, protection of information on property of citizens, protection of information on property of legal entity, legal regime of protection of information on property.

Введение. Актуальность исследования темы «Защита и охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц» обусловливается несколькими фактами.

Во-первых, «слабой» проработанностью данного вопроса в законодательстве Российской Федерации, в частности, комплекс мероприятий по правовой защите и охране имущества вышеуказанных субъектов осуществляется посредством общих положений законодательства о защите информации, которое в указанной части содержит большое количество пробелов и неудачных формулировок, что создает «ваккум» в системе правового регулирования по данному вопросу.

Во-вторых, мы можем отметить отсутствие комплексных исследований, связанных с защи-

той и охраной информации об имуществе граждан и юридических лиц; данные вопросы, как правило, рассматриваются в исследованиях в рамках общего правового режима защиты информации либо же отдельных точечных исследований, посвященных правовому режиму того или иного имущества.

Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что в 2018 — 2019 гг. вопросы, связанные с защитой и охраной информации об имуществе граждан и юридических лиц, так или иначе отражались в работах таких авторов, как: Н.Д. Саврун1, A.B. Дудченко2, Д.Г. Рощупкин3 и других ученых.

Вместе с тем в проанализированных публикациях данные вопросы рассматриваются опи-

ЗАКОН И ПРАВО 02-2020

сательно либо в незначительном объеме, что также говорит о необходимости проведения комплексного исследования по этому вопросу.

Свою работу в рамках данной статьи мы построим следующим образом. Сначала кратко определимся с понятийным аппаратом, а именно, выясним, что представляют собой категории «защита информации об имуществе граждан и юридических лиц» и «охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц». Затем охарактеризуем действующую систему правового регулирования в рассматриваемой сфере, выделим отдельные проблемы и предложим пути их решения. В заключение сделаем общий вывод.

Основной раздел. Начать непосредственное рассмотрение вопросов, посвященных теме исследования, представляется необходимым с указания на то, что в наиболее общем виде понятие «защита информации» представляет собой определенный перечень мероприятий, которые направлены на защиту сведений от посягательства извне, в целях предотвращения разглашения защищаемой информации и соблюдения режима конфиденциальности.

В свою очередь, категория «охрана информации» — это определенный комплекс мероприятий, которыми обеспечивается нормальное функционирование и развитие объекта охраны, т.е. конкретных сведений информационного характера.

Иными словами, «защита информации об имуществе граждан и юридических лиц» и «охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц» — это различные понятия, которые отражают собой различную деятельность.

Так, применяя общие формулировки, указанные выше, к категории «имущество граждан и юридических лиц», мы можем определить, что защита информации об имуществе граждан и юридических лиц — это определенный перечень мероприятий, которые направлены на защиту сведений об имуществе граждан или юридических лиц от посягательства извне в целях предотвращения разглашения защищаемой информации и соблюдения режима конфиденциальности.

В свою очередь, «охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц» — это определенный комплекс мероприятий, которыми обеспечивается нормальное функционирование и развитие состояния режима конфиденциальности относительно имущества граждан и юридических лиц.

Отметим, что вопросы, связанные с защитой и охраной информации об имуществе граждан и юридических лиц, в настоящее время находят свое отражение в различных актах правового регулирования, как международного, так и национального характера. Определим основные из них и условно их классифицируем.

Международные правовые акты.

Так, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что «никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции, или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств 4.

Из этого базового, неотчуждаемого права на неприкосновенность личной жизни вытекает право индивида на защиту информации об этом имуществе, так как все сделки купли-продажи имущества, иного отчуждения или приобретения относятся к категории «частная жизнь» человека.

В части 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод БТБ № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) закреплено правило о том, что «каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспон-денции»5. Указанное правило также является международным основанием для режима правовой защиты и охраны имущества граждан.

Руководящие принципы ООН по регламентации компьютеризированных картотек, содержащих данные личного характера (1990), требуют соблюдения следующих норм: любое лицо, удостоверяющее свою личность, имеет право знать, подвергаются ли касающиеся его данные обработке; получать сообщение о соответствующих исправлениях, внесенных в данные, или об уничтожении их в случае их незаконной, необоснованной или неточной регистрации; в том случае, если эти данные сообщались кому-либо, имеет право знать их получателя (ст. 4); в любом законодательстве должен быть указан орган, который должен гарантировать соблюдение принципов беспристрастности, независимости по отношению к лицам или органам, ответственным за их обработку и применение, а также техническую компетентность (ст. 8)6 . Указанный перечень можно продолжить.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

Национальное законодательство. В Российской Федерации действует большое количество законов, которые так или иначе направлены на регулирование правового режима охраны информации об имуществе граждан и юридических лиц. Приведем основные из них:

■ Конституция РФ7;

■ ГК РФ8;

■ КоАП РФ9;

■ УК РФ10;

■ Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ11;

■ Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ 12;

■ Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 13;

■ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

■ Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ14 и многие другие акты.

Судебная практика. Российская Федерация относится к романо-германской правовой семье и, соответственно, судебные акты не признаются источниками права, но, вместе с тем, совершенно очевидно, что на практике акты высших судебных органов и Европейского Суда по правам человека также осуществляют правовое регулирование сферы охраны и защиты информации об имуществе граждан и юридических лиц. Приведем наглядные примеры.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 июня 2005 г. № 248-О указал, что «право на неприкосновенность частной жизни означает возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного, интимного ха-рактера»15. В понятие «частная жизнь», подытоживает Суд, включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Подводя краткий итог вышеизложенному, мы можем отметить, что сфера правового регулирования защиты и охраны информации об имуществе граждан и юридических лиц характеризуется значительным количеством разнообразных норм и правил, которые «разбросаны» по многочисленным законам, а, кроме того, данные законы в основном регулируют общие категории личных сведений, относящихся к гражданам и юридическим лицам, редко оперируя категорией «имущественное положение», что, естественно, создает определенные проблемы в правовом регулировании.

В этих условиях представляются необходимыми разработка и принятие федерального закона «О защите информации об имуществе граждан и юридических лиц», в рамках которого следует предусмотреть: во-первых, основные принципы защиты информации об имуществе граждан и юридических лиц; во-вторых, границы и пределы защиты подобной информации; в-третьих, установить жесткие меры гражданско-правовой ответственности за разглашение указанной информации (о них поговорим ниже по тексту); в-четвертых, определить порядок получения информации об имущественном положении и т.д.

Проанализировав систему правового регулирования исследуемой сферы отношений, перейдем непосредственно к проблемным вопросам.

На наш взгляд, в настоящее время, несмотря на наличие прямых запретов, касающихся разглашения сведений об имуществе граждан и юридических лиц, получить такую информацию любому человеку фактически не составляет труда, поскольку в Интернете присутствует огромное количестве предложений, связанных с «раскрытием» информации об имуществе как отдельно взятого гражданина, так и юридического лица.

В частности, даже бегло введя несколько поисковых запросов в сети Интернет, мы установили, что доступ к базе ГИБДД, с указанием автотранспорта, находящегося в собственности, стоит всего 1500 руб.; и подобных «объявлений» огромное количество. Более того, существуют специальные форумы, на которых любой желающий за небольшую сумму может купить абсолютно любую информацию из государственных баз данных, касающихся имущества того или иного лица (см.: Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3).

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

Приложение № 1

Приложение № 2

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

Приложение № 3

Соответственно, у нас возникает вопрос, почему при достаточно разработанной системе правового регулирования защиты информации о гражданах и юридических лицах, в том числе и об их имуществе, сегодня получить данную информацию может без особых затруднений практически любое лицо?

Как нам представляется, дело тут заключается не в каких-то «технических утечках» информации или недостаточном уровне технической информационной безопасности, поскольку указанную информацию изначально «продают» сами недобросовестные сотрудники государственных органов и банковских учреждений (в которых аккумулируются массивы сведений об имуществе клиентов), которые в установленном законом порядке имеют доступ к тем или иным закрытым базам информации.

В обоснование указанного утверждения мы можем привести следующие примеры.

30-летний оперуполномоченный уголовного розыска ОМВД России по Богородскому району г. Нижнего Новгорода в 2015 г. за денежное вознаграждение организовал незаконную передачу информации из ведомственных банков данных МВД РФ, касающихся имущества граждан16.

Сотрудница банка незаконно использовала персональные данные клиентов о счетах и вкладах, осуществляя их продажу третьим лицам17.

В Воронежской области суд рассмотрел дело 38-летней начальницы отдела ПАО СК «Росгос-трах», которая незаконно передавала третьим лицам сведения об имущественном положении клиентов ПАО СК «Росгострах»18 и т.д. (К сожалению, указанный перечень случаев можно продолжать достаточно долго).

Совершенно очевидно, что указанная ситуация абсолютно неприемлема и требует своего исправления.

Так, мы считаем, что необходимо ужесточение уголовной санкции (все приговоры были

ЗАКОН И ПРАВО 02-2020

вынесены по ч. 1, ч. 2 ст. 137 УК РФ) именно в размере штрафа.

Например, ст. 137 УК РФ предусматривает минимальный размер штрафа — 150 тыс. руб., а максимальный размер штрафа равен 350 тыс. руб. При этом назначается максимальный размер очень редко, как правило, штраф колеблется в диапазоне от 50 000 до 100 000 руб. (с учетом имущественного положения обвиняемого лица).

У нас возникает вопрос, как подобное наказание может способствовать предупреждению совершения незаконного распространения сведений об имущественном положении граждан и юридических лиц, если даже за сравнительно короткий промежуток своей «работы» виновное лицо может получить доход гораздо больший, нежели сумма уголовного штрафа?

При этом реальные сроки лишения свободы по данной статье нами выявлены не были, присутствует либо условное осуждение и штраф, либо принудительные или исправительные работы (ч. 1 относится к категории преступлений небольшой тяжести, части 2, 3 — к категории преступлений средней тяжести; при нынешней уголовной политике реальное наказание за преступления небольшой и средней тяжести практически не назначается).

В связи с этим представляется, что в целях предупреждения совершения указанных преступлений и повышения уровня охраны информации об имуществе граждан и юридических лиц следует поднять планку уголовного штрафа по частям 1/13 ст. 137 УК РФ до суммы в 500 тыс. руб., что будет способствовать целям уголовной превенции по данному направлению.

Далее следует отметить, что в настоящее время разглашение информации об имущественном положении граждан и физических лиц, безусловно, является основанием для предъявления иска к виновному лицу с требованием возмещение ущерба подобным разглашением. Однако сумма исковых требований высчитывается крайне сложно, поскольку физически невозможно определить объем вреда, который причиняется гражданину или организации подобным разглашением. В связи с этим судебная практика по-разному разрешает данный вопрос.

На наш взгляд, следует в нормах предлагаемого федерального закона «О защите информации об имуществе граждан и юридических лиц» установить нижний императивный размер суммы, которая может быть истребована с лица, которое виновно в разглашении информации. Представляется, что указанная сумма должна

составлять не менее 100 000 руб. в случае разглашения информации о гражданине и не менее 500 000 руб. в случае разглашении информации о юридическом лице.

Заключение. Подводя итог вышеизложенному в рамках настоящей статьи, можем отметить, что мы установили понятия «защита информации об имуществе граждан и юридических лиц» и «охрана информации об имуществе граждан и юридических лиц», охарактеризовали действующую систему правового регулирования в рассматриваемой сфере, выделили отдельные проблемы и предложили пути их решения.

При этом подчеркнем, что проблем в исследуемой сфере правоотношений гораздо больше, нежели установлено в рамках настоящий статьи. Однако представляется, что изначально надо подвести необходимый правовой фундамент для целей защиты и охраны сведений об имуществе граждан и юридических лиц в виде федерального закона «О защите информации об имуществе граждан и юридических лиц».

Далее необходимо обеспечить защиту данных сведений посредством ужесточения уголовно-правовой и гражданско-правовой санкции, а затем непосредственно решать иные проблемы рассматриваемого правового института.

1 Саврун Н.Д. Защита прав граждан на обращения и информацию // Законность. 2019. № 2. С. 3.

2 Дудченко A.B. Удаление информации в сети Интернет как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации // Закон и право. 2019. № 4. С. 75.

3 Рощупкин Д.Г. Вопросы правового регулирования защиты персональных данных граждан // Аллея науки. 2018. № 5. С. 88.

4 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР.1976. № 17. Ст. 291.

5 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

6 Руководящие принципы, касающиеся компьютеризированных картотек, содержащих данные личного характера (приняты резолюцией 45/95 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

8 Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2019г.) // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

9 Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

10 Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 04.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11 О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

13 Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 (ред. от 23.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

14 О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

15 Определение КС РФ от 09.06.2005 г. № 248-О // СПС «Консультант Плюс»

16 Приговор Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской обл. от 19.06.2015 г. по делу № 227-03/15 // СПС «Консультант Плюс»

17 Приговор Октябрьского районного суда г. Липецка от 17.05.2017 г. по делу № 114-02/17 // СПС «Консультант Плюс»

18 Приговор Бобровского городского суда Воронежской обл. от 15.09.2018 г. по делу № 103-02/18 // СПС «Консультант Плюс»

Библиографический список

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР.1976. № 17. Ст. 291.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11. 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

3. Руководящие принципы, касающиеся компьютеризированных картотек, содержащих данные личного характера (приняты резолюцией 45/ 95 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

5. Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 04.11. 2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от

31.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

10. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 (ред. от

23.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07. 2010 г. № 224-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12. Определение КС РФ от 09.06.2005 г. № 248-О // СПС «Консультант Плюс»

13. Приговор Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской обл. от 19.06.2015 г. по делу № 227-03/15 // СПС «Консультант Плюс»

14. Приговор Октябрьского районного суда г. Липецка от 17.05.2017 г. по делу № 114-02/17 // СПС «Консультант Плюс»

15. Приговор Бобровского городского суда Воронежской обл. от 15.09.2018 г. по делу № 10302/18 // СПС «Консультант Плюс»

16. Дудченко A.B. Удаление информации в сети Интернет как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации // Закон и право. 2019. № 4.

17. Рощупкин Д.Г. Вопросы правового регулирования защиты персональных данных граждан // Аллея науки. 2018. № 5.

18. Саврун Н.Д. Защита прав граждан на обращения и информацию // Законность. 2019. № 2.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.