1 fMfc^
ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2019.6.5
Рачицкая Виктория Анатольевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел России, e-mail: viktorespektiv@mail.ru. Тимошина Елена Михайловна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел, e-mail: emtimoshina@rambler.ru. Аннотация. В статье содержится виктимологическая характеристика пре-
ступности на объектах транспорта в России, указывается на важность предупреждения преступлений на его объектах. Анализируется количество потерпевших от преступлений на объектах транспорта в России как в целом, так и в зависимости от категории совершаемого преступления за последние пять лет, рассматривается их структура. Ключевые слова: виктимологическая характеристика; преступления на транспорте;
виктимологизация пассажиров; виктимологическая профилактика.
В связи с тем, что пассажирский транспорт выполняет одну из важнейших социальных и экономических функций, осуществляя перевозки значительного количества населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях, предупреждению преступлений на его объектах следует уделять повышенное внимание.
По мнению экспертов и на примере зарубежной практики, виктимологическая профилактика представляет собой наиболее перспективное направление профилактики преступлений. Криминологическое изучение потерпевших от преступлений имеет практическое значение в аспекте совершенствования системы виктимологической профилактики на объектах транспорта.
Анализ общего количества потерпевших от преступлений на объектах транспорта России за последние пять лет свидетельствует о колебании данного показателя в числовом диапазоне от 20 230 до 21 935 потерпевших 1. За указанный период наивысшие показатели количества потер-
1 В статье использовались статистические данные ФКУ «ГИАЦ МВД России»: Форма 493 и Форма 130.
певших зафиксированы в 2015 г (прирост к предыдущему году составил 4,8%), а наибольшее снижение количества потерпевших (-8,4%), несмотря на прибавление к данным статистики показателей Крымского Федерального округа, наблюдалось в 2016 г.
В целом за последние пять лет общее число потерпевших сократилось на 2,6%, а в сравнении с 2017 г, — на 1,9% (рис. 1).
Это объясняется, в том числе тем, что за последние годы основные усилия транспортного комплекса были направлены на сохранение доступности транспортных услуг для пассажиров, повышение качества и работоспособности инфраструктуры, реализацию стратегически важных проектов и кадровую обеспеченность отрасли 1.
25000
20000 .•т..;;.
20926 :20230 20768 20377
15000
11069 11492 10586 10384 10694
-------------- ----------------------
10000 f 10443 9644 10384 9683
5000
0
2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. ¿018 г.
Все потерпевшие -----Юридические лица ......... Физические лица
Рис. 1. Динамика количества потерпевших от преступлений на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
В структуре потерпевших в целом за рассматриваемый период число юридических лиц незначительно превалировало над количеством физических лиц, доля которых на протяжении последних пяти лет варьировалась от 47% до 47,7%, и лишь в 2017 г их количество было абсолютно одинаковым.
По половозрастной характеристике среди потерпевших на транспорте традиционно доминируют мужчины, доля которых на протяжении всего исследуемого периода колебалась в пределах 67,5% - 71,2%. Абсолютные показатели количества потерпевших мужчин за последние 5 лет менялись волнообразно: возрастали в 2015 и 2017 гг. и снижались в 2016 и 2018 гг.
В целом за весь исследуемый период число потерпевших лиц мужского пола снизилось на 6,1%, а в 2018 г, по сравнению с предыдущим 2017 г, — на 8,4%. (рис. 2).
1 22 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на Правительственном часе в Государственной Думе РФ // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https:// www.mintrans.ru/press-center/news/7925.
8000 6000 4000 -тгч г 7293 _7-193
7015 6508 6589
2560 —2885 2926 2825
2000
282 280 2ЙС 2Й5 ш
0
2014г. 2015г. — Количество потерпевших мужчин ■■■■ Количество потерпевших несовершеннолетних 2016: 2017г Количество потерпевших женщин 2018 г.
Рис. 2. Динамика количества потерпевших от преступлений отдельных категорий лиц на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
Доля потерпевших от преступлений на объектах транспорта женщин за последние пять лет составляла от 26,0% до 29,9%. При этом в противовес тенденции сокращения числа потерпевших мужского пола число потерпевших женщин с 2014 г. выросло на 10,3%. Вместе с тем, в 2018 г., по сравнению с 2017 г, количество потерпевших на объектах транспорта женщин снизилось с 2 926 до 2 825 человек (-3,5%).
Минимальное количество потерпевших от преступлений на объектах транспорта среди основных возрастных групп приходится на лиц, не достигших совершеннолетия. На протяжении пяти последних лет потерпевшими от преступлений, в среднем, признавалось 269 детей ежегодно. Абсолютное количество потерпевших данной возрастной категории за пять лет снизилось на 4,6%. Их удельный вес в структуре потерпевших был более стабильным и составлял 2,6% - 2,9%.
В 2018 г. доля потерпевших от преступлений на объектах транспорта мужчин составляла 68,0%, женщин - 29,2%, несовершеннолетних - 2,8% (рис. 3).
Н Количество и удельный вес потерпевших мужчин Н Количество и удельный вес потерпевших женщин □ Количество и удельный вес потерпевших несовершеннолетних
Рис. 3. Структура потерпевших на транспорте по половозрастному составу (2018 г.)
В структуре потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта количество лиц пожилого возраста увеличивалось из года в год на протяжении последних пяти лет с 319 человек в 2014 г до 668 - в 2018 г.
Максимальное число потерпевших пожилого возраста в рассматриваемый период зафиксировано в 2017 г и достигло 704 человек (рис. 4).
Рис. 4. Динамика количества лиц пожилого возраста, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
Рост числа потерпевших данной категории сопровождался стабильным увеличением их удельного веса в структуре всех потерпевших. Доля лиц пожилого возраста среди всех потерпевших составляла: в 2014 г — 3,24%, в 2015 г. — 5,05%, в 2016 г — 5,67%, в 2017 г. — 6,78%, в 2018 г — 6,9%.
Рост количества потерпевших пожилого возраста в 2017-2018 гг. отчасти закономерен и объясняется как увеличением доступности транспортной инфраструктуры, так и возрастанием мобильности и транспортной активности лиц данной категории, что требует дополнительной разработки специальных мер, направленных на повышение уровня их безопасности с учётом их психовозрастных и физических особенностей.
На этом фоне обращает на себя внимание динамика количества безработных потерпевших (рис. 5).
Рис. 5. Динамика количества безработных, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
В целом за пять лет сокращение количества безработных потерпевших произошло в 33,5 раза, а с 2015 г— в 42,3 раза. Вместе с тем, в 2015 г отмечалось увеличение исследуемого показателя на 26%.
Количество иных категорий потерпевших от преступлений, данные о которых фиксируются уголовной статистикой, весьма невелико. Так, на протяжении последних пяти лет число потерпевших мигрантов ежегодно составляло от 20 до 41 человек, инвалидов 1 и 2 группы - от 17 до 43 человек, лиц без определённого места жительства - от 9 до 17, а беженцев - от 0 до 4 человек. За исследуемый период число потерпевших мигрантов снизилось почти вдвое, а количество инвалидов 1 и 2 группы, напротив, выросло в 2,5 раза (рис. 6).
Рост количества инвалидов, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта, характеризуется устойчивой стабильностью, что может объясняться увеличением числа лиц этой категории, использующих разные виды транспорта, большей доступностью и возросшими возможностями пассажирских перевозок для инвалидов в целом.
43
20
2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.
£1 Количество потерпевших инвалидов I и II группы Ш Количество потерпевших без определённого Лле^Та жительства В Количество потерпевших беженцев [Е Количество потерпевших мигрантов
Рис. 6. Динамика количества лиц отдельных категорий, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
Особую тревогу вызывает динамика количества лиц, ежегодно погибающих от преступных посягательств, совершаемых на объектах транспорта. В целом за изучаемый период количество погибших выросло на 6,2% (с 161 человека в 2014 г. до 171 человека в 2018 г). Максимальное количество погибших от преступлений - 171 человек зафиксировано в 2018 г., когда прирост по сравнению с предыдущим годом составил 32,5% (рис. 7).
Высокие показатели числа погибших за 2014 г. частично обьясняют-ся произошедшими в указанный период террактами, в результате которых на объектах транспорта погибло 32 человека. Максимальное количество погибших связано с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против жизни и здоровья. В рассматриваемый период от такого вида преступлений ежегодно погибало от 38 до 67 человек. Вместе с тем, динамическая картина преступности указанных видов имеет свои различия.
60
17 2 Б: Ю
1 9 ¡■ТП..'. ]И1 2 ! 9 | 4
200 150 —
ЩЕ 146 124 .— 171
-- ___ _ — — —
100
50
0
2014г. 2015 г. — — Количество погибших 2016 г. 2017 г. -----Линейная (количество погибших) 2018 г.
Рис. 7. Динамика количества погибших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
Если число погибших от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта не имеет явно выраженной динамики, представляя из года в год поочерёдный рост и снижение показателей, то количество погибших от преступлений против жизни и здоровья демонстрирует явную тенденцию роста (рис. 8).
80
2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
щКоличество погибших отпреступлений против жизни и здоровья
Количество погибших от преступлений против конституционных прав и свобод человека и гратеданина В Количество погибших от преступлений против общественной безопасности »Количество погибших от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Рис. 8. Динамика количества отдельных видов погибших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
Важно отметить, что число погибших от преступлений против жизни и здоровья возрастало практически ежегодно (за исключением 2015 г.) как в абсолютных значениях, так и в удельном весе. Данный показатель составлял в 2014 г. 42 человека или 26% от общего числа погибших от преступлений на объектах транспорта, в 2015 г. — 38 человек (31,6%), в 2016 г. — 51 человек (34,9%), в 2017 г. — 53 человека (41%), в 2018 г. — 67 человек (39,1%). Общий прирост за последние пять лет количества ежегодно погибающих от преступлений данной группы составил 59,5%.
Удельный вес погибших от преступлений на объектах транспорта в 2018 г. распределился следующим образом:
- от преступлений против жизни и здоровья - 39,2%;
- от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта - 32,2%;
- от преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина - 15,8%;
- от преступлений против общественной безопасности - 4,1%;
- от иных преступлений - 8,7%.
На объектах транспорта традиционно наибольшая доля погибших от преступлений приходится на мужчин. Минимальная доля погибших рассматриваемой категории лиц наблюдалась в 2014 г. (56,5%), а максимальная (75,8%) - в 2015 г
В 2018 г удельный вес погибших мужчин составил 67,8%, женщин -15,2%, несовершеннолетних - 16,9%. При этом с 2015 г наблюдается устойчивая динамика увеличения числа погибших от преступлений как несовершеннолетних, так и женщин (рис. 9).
60 50
2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.
Щ Количество несовершеннолетних, погибших от преступлений Ш Количество женщин, погибших от преступлений
Рис. 9. Динамика количества погибших от преступных посягательств отдельных категорий лиц на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)
Таким образом, анализ виктимологических аспектов преступности на основании изучения статистических данных позволяет констатировать, что в 2018 г., в сравнении с 2017 г, на объектах транспорта Российской Федерации отмечается уменьшение числа:
- лиц, потерпевших от преступлений (-1,9%);
- потерпевших от преступлений, отнесенных к категории физических лиц (- 6,75%);
- лиц пожилого возраста, потерпевших от преступлений (- 5,11%);
- безработных лиц, ставших жертвами преступлений (- 67,8%);
- потерпевших от преступлений лиц без определённого места жительства (- 23,5%);
- беженцев, пострадавших от преступлений (-100%);
- потерпевших мигрантов (- 42,8%);
- потерпевших от преступлений против жизни и здоровья (- 4,5%), в том числе:
- женщин (-13,8%);
- несовершеннолетних (- 29,1%);
- инвалидов 1 и 2 группы (- 40,0%);
- лиц без определенного места жительства (- 55,5%);
- мигрантов (- 83,3%);
- несовершеннолетних потерпевших от преступлений, предусмотренных ст. ст. 105, 107,107 УК РФ (- 40,0%);
- женщин, ставших жертвами преступлений, предусмотренных ст. 111 УК РФ (- 80,0%).
Представленная виктимологическая характеристика преступности на объектах транспорта в Российской Федерации может быть использована для разработки мер виктимологической профилактики и принятия управленческих решений, направленных на снижение виктимности населения.
Библиографический список
1. 22 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на Правительственном часе в Государственной Думе РФ // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/7925.