Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ'

ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / ВИКТИМОЛОГИЗАЦИЯ ПАССАЖИРОВ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рачицкая Виктория Анатольевна, Тимошина Елена Михайловна

В статье содержится виктимологическая характеристика пре ступности на объектах транспорта в России, указывается на важность предупреждения преступлений на его объектах. Анализируется количество потерпевших от преступлений на объектах транспорта в России как в целом, так и в зависимости от категории совершаемого преступления за последние пять лет, рассматривается их структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рачицкая Виктория Анатольевна, Тимошина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN PROTECTION AGAINST TRANSPORT CRIMES

Russia, the importance of preventing crime at its facilities is indicated. The number of victims of crimes at transport facilities in Russia is analyzed, both as a whole and depending on the category of the crime committed over the past five years, their structure is examined.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ»



1 fMfc^

ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2019.6.5

Рачицкая Виктория Анатольевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел России, e-mail: viktorespektiv@mail.ru. Тимошина Елена Михайловна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел, e-mail: emtimoshina@rambler.ru. Аннотация. В статье содержится виктимологическая характеристика пре-

ступности на объектах транспорта в России, указывается на важность предупреждения преступлений на его объектах. Анализируется количество потерпевших от преступлений на объектах транспорта в России как в целом, так и в зависимости от категории совершаемого преступления за последние пять лет, рассматривается их структура. Ключевые слова: виктимологическая характеристика; преступления на транспорте;

виктимологизация пассажиров; виктимологическая профилактика.

В связи с тем, что пассажирский транспорт выполняет одну из важнейших социальных и экономических функций, осуществляя перевозки значительного количества населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях, предупреждению преступлений на его объектах следует уделять повышенное внимание.

По мнению экспертов и на примере зарубежной практики, виктимологическая профилактика представляет собой наиболее перспективное направление профилактики преступлений. Криминологическое изучение потерпевших от преступлений имеет практическое значение в аспекте совершенствования системы виктимологической профилактики на объектах транспорта.

Анализ общего количества потерпевших от преступлений на объектах транспорта России за последние пять лет свидетельствует о колебании данного показателя в числовом диапазоне от 20 230 до 21 935 потерпевших 1. За указанный период наивысшие показатели количества потер-

1 В статье использовались статистические данные ФКУ «ГИАЦ МВД России»: Форма 493 и Форма 130.

певших зафиксированы в 2015 г (прирост к предыдущему году составил 4,8%), а наибольшее снижение количества потерпевших (-8,4%), несмотря на прибавление к данным статистики показателей Крымского Федерального округа, наблюдалось в 2016 г.

В целом за последние пять лет общее число потерпевших сократилось на 2,6%, а в сравнении с 2017 г, — на 1,9% (рис. 1).

Это объясняется, в том числе тем, что за последние годы основные усилия транспортного комплекса были направлены на сохранение доступности транспортных услуг для пассажиров, повышение качества и работоспособности инфраструктуры, реализацию стратегически важных проектов и кадровую обеспеченность отрасли 1.

25000

20000 .•т..;;.

20926 :20230 20768 20377

15000

11069 11492 10586 10384 10694

-------------- ----------------------

10000 f 10443 9644 10384 9683

5000

0

2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. ¿018 г.

Все потерпевшие -----Юридические лица ......... Физические лица

Рис. 1. Динамика количества потерпевших от преступлений на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

В структуре потерпевших в целом за рассматриваемый период число юридических лиц незначительно превалировало над количеством физических лиц, доля которых на протяжении последних пяти лет варьировалась от 47% до 47,7%, и лишь в 2017 г их количество было абсолютно одинаковым.

По половозрастной характеристике среди потерпевших на транспорте традиционно доминируют мужчины, доля которых на протяжении всего исследуемого периода колебалась в пределах 67,5% - 71,2%. Абсолютные показатели количества потерпевших мужчин за последние 5 лет менялись волнообразно: возрастали в 2015 и 2017 гг. и снижались в 2016 и 2018 гг.

В целом за весь исследуемый период число потерпевших лиц мужского пола снизилось на 6,1%, а в 2018 г, по сравнению с предыдущим 2017 г, — на 8,4%. (рис. 2).

1 22 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на Правительственном часе в Государственной Думе РФ // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https:// www.mintrans.ru/press-center/news/7925.

8000 6000 4000 -тгч г 7293 _7-193

7015 6508 6589

2560 —2885 2926 2825

2000

282 280 2ЙС 2Й5 ш

0

2014г. 2015г. — Количество потерпевших мужчин ■■■■ Количество потерпевших несовершеннолетних 2016: 2017г Количество потерпевших женщин 2018 г.

Рис. 2. Динамика количества потерпевших от преступлений отдельных категорий лиц на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

Доля потерпевших от преступлений на объектах транспорта женщин за последние пять лет составляла от 26,0% до 29,9%. При этом в противовес тенденции сокращения числа потерпевших мужского пола число потерпевших женщин с 2014 г. выросло на 10,3%. Вместе с тем, в 2018 г., по сравнению с 2017 г, количество потерпевших на объектах транспорта женщин снизилось с 2 926 до 2 825 человек (-3,5%).

Минимальное количество потерпевших от преступлений на объектах транспорта среди основных возрастных групп приходится на лиц, не достигших совершеннолетия. На протяжении пяти последних лет потерпевшими от преступлений, в среднем, признавалось 269 детей ежегодно. Абсолютное количество потерпевших данной возрастной категории за пять лет снизилось на 4,6%. Их удельный вес в структуре потерпевших был более стабильным и составлял 2,6% - 2,9%.

В 2018 г. доля потерпевших от преступлений на объектах транспорта мужчин составляла 68,0%, женщин - 29,2%, несовершеннолетних - 2,8% (рис. 3).

Н Количество и удельный вес потерпевших мужчин Н Количество и удельный вес потерпевших женщин □ Количество и удельный вес потерпевших несовершеннолетних

Рис. 3. Структура потерпевших на транспорте по половозрастному составу (2018 г.)

В структуре потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта количество лиц пожилого возраста увеличивалось из года в год на протяжении последних пяти лет с 319 человек в 2014 г до 668 - в 2018 г.

Максимальное число потерпевших пожилого возраста в рассматриваемый период зафиксировано в 2017 г и достигло 704 человек (рис. 4).

Рис. 4. Динамика количества лиц пожилого возраста, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

Рост числа потерпевших данной категории сопровождался стабильным увеличением их удельного веса в структуре всех потерпевших. Доля лиц пожилого возраста среди всех потерпевших составляла: в 2014 г — 3,24%, в 2015 г. — 5,05%, в 2016 г — 5,67%, в 2017 г. — 6,78%, в 2018 г — 6,9%.

Рост количества потерпевших пожилого возраста в 2017-2018 гг. отчасти закономерен и объясняется как увеличением доступности транспортной инфраструктуры, так и возрастанием мобильности и транспортной активности лиц данной категории, что требует дополнительной разработки специальных мер, направленных на повышение уровня их безопасности с учётом их психовозрастных и физических особенностей.

На этом фоне обращает на себя внимание динамика количества безработных потерпевших (рис. 5).

Рис. 5. Динамика количества безработных, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

В целом за пять лет сокращение количества безработных потерпевших произошло в 33,5 раза, а с 2015 г— в 42,3 раза. Вместе с тем, в 2015 г отмечалось увеличение исследуемого показателя на 26%.

Количество иных категорий потерпевших от преступлений, данные о которых фиксируются уголовной статистикой, весьма невелико. Так, на протяжении последних пяти лет число потерпевших мигрантов ежегодно составляло от 20 до 41 человек, инвалидов 1 и 2 группы - от 17 до 43 человек, лиц без определённого места жительства - от 9 до 17, а беженцев - от 0 до 4 человек. За исследуемый период число потерпевших мигрантов снизилось почти вдвое, а количество инвалидов 1 и 2 группы, напротив, выросло в 2,5 раза (рис. 6).

Рост количества инвалидов, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта, характеризуется устойчивой стабильностью, что может объясняться увеличением числа лиц этой категории, использующих разные виды транспорта, большей доступностью и возросшими возможностями пассажирских перевозок для инвалидов в целом.

43

20

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

£1 Количество потерпевших инвалидов I и II группы Ш Количество потерпевших без определённого Лле^Та жительства В Количество потерпевших беженцев [Е Количество потерпевших мигрантов

Рис. 6. Динамика количества лиц отдельных категорий, потерпевших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

Особую тревогу вызывает динамика количества лиц, ежегодно погибающих от преступных посягательств, совершаемых на объектах транспорта. В целом за изучаемый период количество погибших выросло на 6,2% (с 161 человека в 2014 г. до 171 человека в 2018 г). Максимальное количество погибших от преступлений - 171 человек зафиксировано в 2018 г., когда прирост по сравнению с предыдущим годом составил 32,5% (рис. 7).

Высокие показатели числа погибших за 2014 г. частично обьясняют-ся произошедшими в указанный период террактами, в результате которых на объектах транспорта погибло 32 человека. Максимальное количество погибших связано с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против жизни и здоровья. В рассматриваемый период от такого вида преступлений ежегодно погибало от 38 до 67 человек. Вместе с тем, динамическая картина преступности указанных видов имеет свои различия.

60

17 2 Б: Ю

1 9 ¡■ТП..'. ]И1 2 ! 9 | 4

200 150 —

ЩЕ 146 124 .— 171

-- ___ _ — — —

100

50

0

2014г. 2015 г. — — Количество погибших 2016 г. 2017 г. -----Линейная (количество погибших) 2018 г.

Рис. 7. Динамика количества погибших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

Если число погибших от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта не имеет явно выраженной динамики, представляя из года в год поочерёдный рост и снижение показателей, то количество погибших от преступлений против жизни и здоровья демонстрирует явную тенденцию роста (рис. 8).

80

2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

щКоличество погибших отпреступлений против жизни и здоровья

Количество погибших от преступлений против конституционных прав и свобод человека и гратеданина В Количество погибших от преступлений против общественной безопасности »Количество погибших от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Рис. 8. Динамика количества отдельных видов погибших от преступных посягательств на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

Важно отметить, что число погибших от преступлений против жизни и здоровья возрастало практически ежегодно (за исключением 2015 г.) как в абсолютных значениях, так и в удельном весе. Данный показатель составлял в 2014 г. 42 человека или 26% от общего числа погибших от преступлений на объектах транспорта, в 2015 г. — 38 человек (31,6%), в 2016 г. — 51 человек (34,9%), в 2017 г. — 53 человека (41%), в 2018 г. — 67 человек (39,1%). Общий прирост за последние пять лет количества ежегодно погибающих от преступлений данной группы составил 59,5%.

Удельный вес погибших от преступлений на объектах транспорта в 2018 г. распределился следующим образом:

- от преступлений против жизни и здоровья - 39,2%;

- от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта - 32,2%;

- от преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина - 15,8%;

- от преступлений против общественной безопасности - 4,1%;

- от иных преступлений - 8,7%.

На объектах транспорта традиционно наибольшая доля погибших от преступлений приходится на мужчин. Минимальная доля погибших рассматриваемой категории лиц наблюдалась в 2014 г. (56,5%), а максимальная (75,8%) - в 2015 г

В 2018 г удельный вес погибших мужчин составил 67,8%, женщин -15,2%, несовершеннолетних - 16,9%. При этом с 2015 г наблюдается устойчивая динамика увеличения числа погибших от преступлений как несовершеннолетних, так и женщин (рис. 9).

60 50

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

Щ Количество несовершеннолетних, погибших от преступлений Ш Количество женщин, погибших от преступлений

Рис. 9. Динамика количества погибших от преступных посягательств отдельных категорий лиц на объектах транспорта Российской Федерации (2014-2018 гг.)

Таким образом, анализ виктимологических аспектов преступности на основании изучения статистических данных позволяет констатировать, что в 2018 г., в сравнении с 2017 г, на объектах транспорта Российской Федерации отмечается уменьшение числа:

- лиц, потерпевших от преступлений (-1,9%);

- потерпевших от преступлений, отнесенных к категории физических лиц (- 6,75%);

- лиц пожилого возраста, потерпевших от преступлений (- 5,11%);

- безработных лиц, ставших жертвами преступлений (- 67,8%);

- потерпевших от преступлений лиц без определённого места жительства (- 23,5%);

- беженцев, пострадавших от преступлений (-100%);

- потерпевших мигрантов (- 42,8%);

- потерпевших от преступлений против жизни и здоровья (- 4,5%), в том числе:

- женщин (-13,8%);

- несовершеннолетних (- 29,1%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инвалидов 1 и 2 группы (- 40,0%);

- лиц без определенного места жительства (- 55,5%);

- мигрантов (- 83,3%);

- несовершеннолетних потерпевших от преступлений, предусмотренных ст. ст. 105, 107,107 УК РФ (- 40,0%);

- женщин, ставших жертвами преступлений, предусмотренных ст. 111 УК РФ (- 80,0%).

Представленная виктимологическая характеристика преступности на объектах транспорта в Российской Федерации может быть использована для разработки мер виктимологической профилактики и принятия управленческих решений, направленных на снижение виктимности населения.

Библиографический список

1. 22 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на Правительственном часе в Государственной Думе РФ // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/7925.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.