Grimmett R., Inskipp C., Inskipp T. 2006. Pocket Guide to the Birds of the Indian Subcontinent. London: 1-384.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1204: 3793-3797
Зарянка Erithacus rubecula в Ильменском заповеднике (Южный Урал)
В.Д.Захаров
Валерий Давидович Захаров. Ильменский государственный заповедник, Ильменский заповедник, г. Миасс, Челябинская область, 456317, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27 октября 2015
Зарянка Erithacus rubecula — обычный гнездящийся вид Ильменского заповедника. Обилие этих птиц в гнездовой период в разные годы составляет в сосново-берёзовых лесах 7-10 особей/км2, в сосновых — 3-5, в берёзовых 3-7 ос./км2. В гнездовой период зарянки скрытны, за всё время наблюдений в заповеднике, без специальных поисков, удалось обнаружить всего 3 гнезда этого вида (рис. 1). Размеры яиц, мм (n = 21): 18.0-20.9x14.3-15.2, в среднем 19.0x14.7 (Захаров 2006).
Рис. 1. Самка зарянки ЕпАасш гиЬесм1а на гнезде. Ильменский заповедник. 23 мая 2005.
В послегнездовой период зарянки часто попадают на глаза, но и в это время всегда осторожны. В связи с этим нам показалось интересным необычное поведение одной молодой птицы. Уже стало привычным, что поздней осенью и зимой многие птицы держатся возле жилья человека, где находят себе пищу в это неблагоприятное для них время. В городах жители подкармливают синиц и поползней, которые становятся настолько доверчивыми, что берут корм из рук. Пример подобного поведения обычно осторожной зарянки мы наблюдали зимой 2014 года в Ильменском заповеднике.
Наша биологическая лаборатория, в отличие от основных корпусов заповедника, расположена в лесу. Поэтому здесь обитают и гнездятся многие виды птиц. 31 июля 2014, когда мы вышли на внешнюю лестницу лаборатории, наше внимание привлекла молодая зарянка в гнездовом наряде. Она внимательно обследовала территорию и, казалось, совершенно не боялась людей (рис. 2).
Рис. 2. Молодая зарянка ЕпАасш гиЬеси1а. 31 июля 2014.
Мои коллеги предложили угостить её хлебом. Я предположил, что зарянка хлеб клевать не будет. Известно, что эти птицы питаются летом в основном насекомыми и только ближе к осени используют в пищу ягоды и семена. Когда мы бросили на землю кусочки белого хлеба, птица проявила к нему явный интерес (рис. 3).
Рис. 3. Молодая зарянка, клюющая кусочки белого хлеба. 2 августа 2014.
Рис. 4. Зарянка, сменяющая ювенальный наряд. 21 августа 2014.
После этого случая зарянка прилетала к нам каждый день. Когда я утром приходил на работу, то просто свистел, и она сразу же подлетала. Мы начали кормить её крошками белого хлеба. Пробовали давать кусочки сыра и колбасы. Сыр зарянка охотно клевала, а вот варёная колбаса пришлась ей явно не по вкусу. Привыкнув к ежедневной подкормке, птица стала отгонять других птиц и даже своих сородичей, выказывая при этом значительную агрессивность. Если я появлялся утром позднее обычного, то она подлетала и начинала гневно «цыкать», как бы говоря: «забыл о своих обязанностях!». Зарянка настолько привыкла к нам, что когда мы стали высыпать крошки на парапет
лестницы на расстоянии вытянутой руки, то она всё склёвывала, совершенно не реагируя на наши перемещения. Правда, брать пищу из рук мы её так и не приучили.
Птица быстро меняла ювенальный наряд. Уже 21 августа мы увидели на её груди рыжую манишку (рис. 4). Практически полностью взрослый наряд зарянка приобрела 7 сентября (рис. 5).
Рис. 5. Перелинявшая молодая зарянка. 7 сентября 2014.
Покинула зарянка окрестности нашей лаборатории, по всей видимости, в ночь на 18 сентября, хотя эти птицы встречаются в Ильменском заповеднике до начала ноября. Видимо, осенние миграции идут у них волнообразно; местные улетают, а им на смену подлетают птицы из более северных районов.
Таким образом, «наша» зарянка кормилась у нас с 31 июля по 17 сентября. Хотя, по литературным данным (Рябицев 2008; Зимин 2012), зарянки практически никогда не возвращаются на место своего рождения, была надежда, что она, может быть, вернётся весной. Однако она, скорее всего, не прилетела в 2015 году. Те зарянки, которые жили здесь, были более осторожными, и даже если посещали наше подкормочное место, то совершенно не интересовались хлебными крошками.
Литератур а
Захаров В.Д. 2006. Птицы Южного Урала (видовой состав, распространение, численность). Екатеринбург; Миасс: 1-228.
Зимин В.Б. 2012. Зарянка на севере ареала. Том 2. Линька и миграции. Петрозаводск: 1408.
Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1204: 3797-3798
Широтные географические различия в особенностях размножения и линьки у трёх видов воробьиных птиц в Прибалтике
Т.И.Блюменталь, В.Б.Зимин
Второе издание. Первая публикация в 1966*
Для выяснения причины внутривидовых широтных географических различий в особенностях размножения и линьки было проведено сравнение сроков и продолжительности этих циклов у веснички Phyl-loscopus trochilus, зяблика Fringilla coelebs и большой синицы Parus major. Основой для сравнения послужили данные о сроках откладки яиц в 170 гнёздах, о линьке 250 птиц, отловленных и отстрелянных с июля по октябрь 1964-1965 годов в Карелии, о сроках размножения и линьки около 50 тыс. птиц, отловленных с апреля по октябрь 19601964 годов на Куршской косе Балтийского моря, а также данные о сроках миграции этих видов по результатам визуальных наблюдений в обоих пунктах.
Показано, что у всех трёх видов птиц в Карелии как гнездование, так и линька происходят более синхронно, чем на Куршской косе. У многих взрослых птиц в Карелии начало линьки совмещается с кормлением птенцов, а у молодых птиц с окончанием роста ювенильного оперения. У куршских птиц конец размножения и начало линьки отстоят на 10-40 дней. Начальный период линьки в карельской популяции завершается быстрее вследствие более синхронного, чем на Курш-ской косе, начала линьки отдельных птиц и линьки отдельных перьев у каждой птицы. Конечные стадии интенсивной линьки у всех трёх видов в Карелии совмещены с началом миграции.
Сравнение сроков размножения показало, что в Карелии оно начинается и заканчивается на 1-3 недели позднее, чем на Куршской ко-
* Блюменталь Т.И., Зимин В.Б. 1966. Широтные географические различия в особенностях размножения и линьки у трёх видов воробьиных птиц в Прибалтике // Материалы 6-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 15-17.