УДК 342.8
DOI: 10.24412/2713-1033-2021-2-18-29
Д. А. Волгина
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия e-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ
РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ
Сегодня и в России, и в мире молодежь и ее взгляды наконец-то оказались в центре внимания власти и политических сил. Это произошло в силу того, что молодежь, оставленная один на один с потоком разнонаправленной информации из интернет-пространства, закрылась и от «врослых» проблем, и от самих взрослых. Однако для того, чтобы обеспечить расширенное социальное воспроизводство, необходимо готовить молодежь к самореализации и ориентировать ее на позитивные изменения социальной среды.
В этой связи приобретают актуальность различные формы вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь, повышения ее правовой грамотности. В этих процессах заинтересованы как образовательные организации, так и избирательные комиссии.
По результатам проведенного исследования автор сформулировал вывод о необходимости пересмотра модели взаимодействия ВУЗов и избирательных комиссий в целях повышения уровня электоральной активности молодежи, а также разработал примерный алгоритм действий на региональном уровне.
Ключевые слова: избирательная комиссия, электоральная активность молодежи, образовательные организации высшего образования, зарубежный опыт.
D. A. Volgina
Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia,
e-mail: [email protected]
FOREIGN EXPERIENCE OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS WITH ELECTION COMMISSIONS OF
DIFFERENT LEVELS
Today, young people and their views are finally at the center of attention of the authorities and political forces of the country, not only in Russia, but throughout the
world. This happened due to the fact that, left alone with the flow of multidirectional information from the Internet space, young people were closed both from "adult" problems, and from the adults themselves. However, in order to ensure extended social reproduction, it is necessary to prepare young people for self-realization and orient them towards positive changes in the social environment.
In this regard, various forms of involving young people in social and political life, increasing their legal literacy are becoming relevant. Both educational organizations and election commissions are interested in these processes.
Based on the results of the study, the author formulated a conclusion about the need to revise the model of interaction between universities and election commissions in order to increase the level of electoral activity of young people, and also developed an approximate algorithm of actions that all regions must adhere.
Keywords: election commission, electoral activity of youth, educational institutions of higher education, foreign experience.
Введение
Деятельность избирательных комиссий Российской Федерации распространяется на всю территорию нашей страны, а также на каждого гражданина Российской Федерации, находящегося за ее пределами. Избирательные комиссии формируются в каждом из 85-ти субъектов Российской Федерации. На современном этапе развития как политической, так и образовательной системы, в условиях кадрового реформирования особенно важно уделить внимание такому вопросу, как взаимодействие избирательной системы с учебными заведениями с целью подготовки кадров для избирательной системы.
Сотрудничество избирательных комиссий с высшими учебными заведениями занимает довольно важное место при: подготовке будущих специалистов в области избирательного права и процесса, проведении различных обучающих мероприятий. Благодаря этому сотрудничеству повышается уровень правовой культуры молодежи [Сурменев, 2013].
На сегодняшний день Центральная избирательная комиссия РФ заключила соглашения о сотрудничестве с ведущими российскими ВУЗами, а региональные избирательные комиссии заключают аналогичные соглашения на уровне субъектов с местными ВУЗами. Однако, проведенный нами анализ свидетельствует о том, что эффективность существующих форм взаимодействий избирательных комиссий и высших учебных заведений достаточно мала. По этой причине трансформация форм взаимодействия избирательных комиссий и высших учебных заведений с целью подготовки кадров избирательной системы представляется особенно необходимой. Для поиска новых форм взаимодействия автор обращается к зарубежному опыту организации подобных практик.
Материалы и методы
На различных этапах исследования были использованы как общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.), так и специальные методы. Социологический метод исследования (анкетирование) позволил выявить эффективность существующих форм взаимодействия избирательных комиссий и ВУЗов. Сравнительно-правовой метод позволил оценить существующие формы в России и зарубежных странах. Метод прогнозирования позволил сформировать примерный план работы на 2022 год, который можно применить в различных субъектах Российской Федерации в целях повышения электоральной активности в регионе и популяризации Избирательной комиссии для привлечения перспективных кадров.
Результаты и обсуждение
Для того чтобы понять, насколько эффективны существующие формы взаимодействия избирательных комиссий и ВУЗов, автором было проведено анкетирование. В нем приняли участие: студенты; лица, недавно окончившие учебные заведения; работающие, в частности, учителя, преподаватели колледжа и высшей школы. Респондентам были заданы различные вопросы, которые непосредственно связаны с взаимодействием избирательной комиссии с образовательными организациями.
На вопрос «Знаете ли Вы о деятельности избирательной комиссии Вашего региона?» большинство респондентов (55,6 %) ответило положительно. В основном такой ответ дали работающие люди старше 21 года. Остальные 44,4 % либо не знают о деятельности избирательной комиссии региона (18,5 %), либо что-то слышали об этом (25,9 %). Данная категория респнодентов представлена, в основном, студентами, возраст которых менее 21 года.
На вопрос «Принимали ли Вы участие в мероприятиях, организуемых избирательной комиссией?», 66,7 % ответили «Никогда», 22,2 % ответили «Да, бывает» и лишь 11,1 % ответили «Да, и довольно часто». Поскольку, разрабатывая программу исследования, мы предполагали, что многие респонеднты могут дать на этот вопрос отрицательный ответ, в анкету был включен вопрос, направленный на выявление желания опрашиваемых принять участие в мероприятиях, организуемых избирательной комиссией региона. На данный вопрос более половины респондентов ответили положительно (52 % дали ответ «Почему бы и нет?», 12 % - «Да, очень»), а 36 % указали, что их такие мероприятия не интересуют.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать ряд выводов:
во-первых, представители старшего поколения больше знают о деятельности избирательной комиссии, чем молодежь, а это, в свою очередь, дает понять, что избирательные комиссии региона должны видоизменить подход к работе с ВУЗами;
во-вторых, большинство людей никогда не принимали участия в мероприятиях, организуемых избирательной комиссией региона, но при этом не отказались бы от такой возможности.
Для того чтобы понять, что конкретно может привлечь граждан, никогда не участвующих в мероприятиях избиркома, какие новшества они хотели бы видеть, мы предоставили им возможность выбрать самые эффективные, по их мнению, формы взаимодействия избирательных комиссий и образовательных организаций, а также обозначить свои предложения по данному вопросу.
По мнению респондентов, самыми эффективными формами взаимодействия являются:
• Проведение мероприятий (заседания «круглых столов»; конференции, выставки) - 66,7 %;
• Проведение конкурсов - 40,7 %;
• Реализация просветительских проектов - 33,3 %.
На вопрос «Что на Ваш взгляд может усилить пропаганду деятельности избиркома среди молодежи?» были даны следующие ответы:
• высокий уровень правовой культуры;
• повышение уровня правовой культуре молодежи путем ознакомления с предвыборной программой агитаторов;
• внимание к молодежным проблемам, учет интересов молодежи;
• проведение мероприятий;
• проведение мастер-классов;
• поиск новых, ярких форм, интересных для молодых избирателей;
• совместная работа.
Российские исследователи подобные формы также считают весьма эффективными и востребованными [Городецкая, 2020; Заславский, Тюков, Шаповалов, 2021; Пырма, 2019].
В поисках новых форм взаимодействия мы обратились к опыту зарубежных стран по взаимодействию избирательных комиссий с высшими учебными заведениями. Работниками избирательных комиссий зарубежных стран были предложены следующие идеи:
• разрабатывать учебные программы по гражданскому воспитанию и просвещению избирателей [Современное зарубежное избирательное право, 2013];
• укреплять потенциал поставщиков услуг по гражданскому просвещению населения;
• подписывать соглашения о преподавании демократии в учебных заведениях;
• организовывать различные мероприятия (семинары, практикумы, дебаты, конференции), в которых могут принимать участие политические партии, ученые и студенты 2021].
Приведем далее примеры программ взаимодействия, которые реализовывались в разных странах.
Так, например, в Непале, благодаря образовательно-информационному центру по выборам (далее - EEIC), который входит в состав Избирательной комиссии Непала, была разработана зона ресурсов для молодого поколения, включающая в себя библиотеку, аудио- и видео-комнату, интерактивную комнату и тренировочный зал для имитационного голосования с целью профессиональной ориентации выпускников ВУЗов на работу в системе избирательных комиссий.
EEIC реализует свою программу в группах, состоящих примерно из 40 человек. В состав таких групп входят школьники, студенты, учителя. Первая часть анализируемой программы предусматривает знакомство с мини-музеем. Это дает подрастающему поколению знания об истории избирательной системы страны. Затем группа посещает мини-театр, где идет просмотр и обсуждение документальных фильмов. В Непале всем, кто посещает кинолектории, транслируют фильм «Демократия и выборы», в котором продемонстрированы преобразование государства от самодержавия к демократическому режиму и хронология избирательной практики в Непале [Voter Education... ].
Изучив базовые исторические знания о работе Избирательной комиссии Непала, посетители направляются в интерактивную комнату, где могут иметь ознакомиться с пятью различными тематическими экспозициями, а именно: демократия, Конституция и выборы; индивидуальные права и ответственность; избирательная система и избирательный процесс; политические партии и политический процесс, роль заинтересованных сторон. В этой интерактивной комнате группа делится на 5 рабочих групп, которые перемещаются, по очереди взаимодействуя с разными методиками и технологиями обучения. После этого мероприятия посетителям дается возможность принять участие в имитационном голосовании, где практические аспекты голосования узнают посетители, участвующие в ролевой игре в качестве кандидата, сотрудника избирательного штаба, сотрудника службы безопасности и т.д. По результатам проведенного мероприятия ожидается получение знаний и опыта по всему избирательному процессу. За годы существования EEIC там побывало около 24 тысяч посетителей. Большинство из них - студенты и учащиеся старших классов, которые являются потенциальными избирателями и работниками избирательных комиссий. Опыт EEIC заставил ECN расширить свой доступ к региональным уровням населения путем создания регионального EEIC в Покхаре и Дхангадхи. Создается новый региональный EEIC в Биратнагаре.
В Канаде существует программа «Elections Canada» («Выборы в Канаде»). В ней объединены две подпрограммы - «Студенческое голосование» и «Канадская Неделя демократии». Известны участники избирательных процессов, которые на регулярной основе вносят денежные вклады в развитие программ обучения: Woda Jago, Abdiwahidi Hussein, Subhadayak Shah, Norbert Masson и др. [Youth Civic Education. ].
Недавние избирательные инициативы Канады через серию надежных программ с участием партнерств («Студенческое голосование» (CIVIX) и др.), использованием социальных сетей и новых технологий помогли в улучшении явки избирателей, особенно среди молодежи. Выборы в Канаде и анализ инициатив по вовлечению молодежи позволили сформулировать три стратегических рекомендации Парламенту: разрешить предварительную регистрацию новых, молодых избирателей; предоставить избирателям информационную карту как документальное свидетельство адреса и позволить молодым людям работать в избирательной системе.
В США Закон под условным названием «Помогите Америке проголосовать» 2002 г. предусматривает специальные мероприятия на уровне школы, включая имитационное голосование в кампусе для студентов под руководством Избирательной Комиссии США [Larcinese, Miner, 2018]. Закон предусматривает поддержку школы, а также избирательное и гражданское образование на уровне колледжа.
Избирательная Комиссия Великобритании провела серию стратегических мероприятий по устранению барьеров для регистрации партнерства с Национальным студенческим союзом, использования интернета и социальных сетей в решении проблем социальной, политической и экономической изоляции и вовлечения молодых людей в избирательный процесс.
В Шотландии развитие гражданственности и участие молодежи в выборах получило высокий приоритет. Рассматривается возможность снизить возраст голосования до 16 лет.
В Бразилии программа «Избиратель будущего» была запущена в 2002 году в формате параллельных имитационных выборов молодежи от 10 до 15 лет. Программа была направлена на привитие чувства гражданской ответственности за повышение избирательной активности и участия в будущем в работе избирательных комиссий. Таким образом, основная цель заключалась в вовлечении молодежи в политический процесс и обучении навыкам, необходимым для ее дальнейшего профессионального ввключения в работу избирательных комиссий.
В Бутане еще в 2012 году на базе школ и учебных заведений было создано 153 «демократических клуба». Их целью было привлечь и обучить учащихся ролям и обязанностям в современном демократическом обществе. Эти клубы можно назвать «мини-избирательными комиссиями». Они организуют различные мероприятия для ознакомления студентов с избирательным процессом страны, а также стремятся расширять участие молодого поколения в процессах, в которых необходимо принимать решения. Для того чтобы увеличить влияние и роль демократических клубов в 2015 году был подписан закон о создании молодежного парламента.
В Фиджи перед началом выборов 2018 года плотно сотрудничали избирательные комиссии и министерство образования. Их целью было создание
учебной программы для обучения 16-летних учащихся, которые в последующем станут избирателями. Задачами реализации этой программы были:
• подготовить учителей;
• разработать учебный модуль (рабочую тетрадь);
• привлечь ресурсы (специальные веб-сайт, набор для проведения выборов);
• интегрировать новую учебную программу в обновленную национальную.
Ежегодно студенты Фиджи принимали участие в программах, которые включали в себя проведение десяти занятий на протяжении двух недель.
В Украине агентство США, Канады и Великобритании стали разработчиками инновационного семестрового курса гражданского образования «Демократия - от теории к практике». Его основанием стала методология гражданского образования на уровне высших учебных заведений «Международного фонда избирательных систем» (International Foundation for Electoral Systems (IFES)). Он был опробирован в сентябре 2018 года на базе 8 украинских университетов.
В Кении благодаря финансированию Канады реализуется программа «Поддержка избирательной системы Кении»; IFES предоставляет гранты молодежным организациям. Они основаны на поощрении участия молодого поколения в избирательном процессе Кении. Для того чтобы эта цель осуществилась, IFES сотрудничает с Kubamba Trust и Кенийской ассоциацией мира университетов и студентов.
В Грузии курс, опробованный шестью тбилисскими университетами в 2011-2012 году и двадцатью двумя университетами из семи городов в 2014 году, ознакамливает грузинских студентов с основными концепциями демократической гражданственности и гражданского участия. Студенты используют эти концепции при выполнении проектов гражданских действий. В рамках проектов они анализируют потребности общества, и, в соответствии с этим, разрабатывают планы гражданских действий. Эти действия должны быть направлены на решение социальных проблем, которые студенты должны сами определить. Данный курс является предметом, которому должны обучать на протяжении одного семестра.
Избирательный Учебный центр в Грузии создан 6 января 2010 года. Учебный центр носит статус юридического лица публичного права и является активным партнером Центральной Избирательной комиссии Грузии (далее -ЦИК Грузии). Миссия Учебного центра - поощрение развития среды, в которой свободно, справедливо и прозрачно организованы выборы. В соответствии с миссией, одна из важнейших стратегических целей Учебного центра -поддержание развития электоральной культуры. На этом основании Учебный центр фокусируется на продвижении интенсивных информационных кампаний для повышения активности и доверия среди избирателей и других
заинтересованных сторон. В его нынешнем виде для грузинской избирательной администрации и ее Учебного центра - это один из самых эффективных инструментов и способов решения проблем гражданского образования и просвещения избирателей.
В этих целях Учебный центр обеспечивает подготовку различных материалов (иллюстрированных брошюр; учебных фильмов; программ электронного обучения избирателей) и организует мероприятия:
• чемпионаты по дебатам среди членов студенческих дискуссионных клубов;
• предвыборные выставки в ЦИК Грузии для молодых избирателей, в том числе, представителей этнических меньшинств;
• ежегодные грантовые конкурсы ЦИК Грузии, которые проводятся совместно с Учебным центром и ориентированы на молодых избирателей, жензин, представителей этнических меньшинств.
Таким образом, в последние годы осуществляется активное развитие взаимодействия избирательных комиссий с образовательными организациями в зарубежных странах. Специальные программы и мероприятия, которые проводятся избирательными комиссиями для студентов, крайне востребованы. Поэтому избирательные комиссии ответственно подходят к созданию, развитию, а главное, к реализации просветительских программ.
Заключение
Анализ опыта взаимодействия российских и зарубежных ВУЗов с избирательными комиссиями позволяет сделать вывод о том, что систему взаимодействия в России необходимо переработать и обновить в соответствии с духом времени. Преспективным представляется разработка планов-графиков взаимодействия избирательных комиссий субъектов РФ с образовательными организациями с учетом особенностей каждого региона. Один из таких планов-графиков предложен автором данной статьи.
«Примерный план-график взаимодействия Избирательной комиссии субъекта с образовательными организациями в целях подготовки кадров
избирательной системы» на 2022 год
1. «Ярмарка вакансий» - выезд работников Избирательной комиссии региона в ВУЗы субъекта с целью информирования о деятельности Избирательной комиссии, анонсирования мероприятий на год. Выезды должны сопровождаться викторинами, использование презентационного материала._
1. Во время выездов сотрудники Избирательной комиссии доводят до населения информацию о
деятельности Избирательной
комиссии, ее структуре, видах деятельности.
Обязательно необходимо довести до населения информацию об анонсах мероприятий Избирательной
комиссии.
2. Создание контента в социальных сетях с целью пропаганды деятельности Избирательных комиссий. 2. Контент в Инстаграмм, ВКонтакте позволит популяризировать деятельность Избирательной комиссии субъекта, размещать актуальную информацию о проведенных и предстоящих мероприятиях.
февраль Организация бесплатного обучения по программе повышения квалификации «Основы избирательного права» для всех заинтересованных выпускников ВУЗов региона. При помощи бесплатных курсов можно выявить талантливую молодежь, которая будет готова работать в системе избирательных комиссий в регионе.
март Региональный интеллектуальный турнир в формате парламентских дебатов для школьников 9-11 классов и студентов ВУЗов региона. Тематика для дебатов может быть различна. Главный критерий -дискуссионность вопроса (в частности, может быть использована следующая тема: «Установления юридической ответственности за неучастие в голосовании: за или против».
апрель Открытый мастер-класс в онлайн и оффлайн форматах «Один день из жизни избирательной комиссии» Цель мастер-класса - знакомство с процедурными аспектами деятельности Избирательной комиссии
май Запуск электронной газеты Избирательной комиссии региона на платформе в социальных сетях и на официальном сайте. Газета должна включать актуальную информацию обо всех событиях, происходящих в системе избирательных комиссий различных уровней.
июнь Посещение ВУЗов работниками избирательной комиссии с открытыми лекториями и творческими лабораториями. На подобного рода мероприятиях студенты будут получать углубленную информацию об Избирательной комиссии и ее деятельности.
июль Летний молодежный тренинговый лагерь в онлайн формате «ИзбирТочка» «Избирточка» - проект, рассчитанный на 2 летних месяца. В этот период студенты, школьники и все, интересующиеся деятельностью избирательной комиссии, могут в режиме онлайн слушать лекции и участвовать в тренингах, которые проводят известные специалисты в области избирательного, конституционного, муниципального и административного права.
сентябрь Запуск осеннего марафона «ИзбирСтарт». Данное мероприятие Марафон «ИзбирСтарт» предполагает, что один ВУЗ, выполнив свое творческое задание,
рассчитано, в первую очередь, на студентов 2 и 3 курсов. определенное Избирательной комиссией, передает эстафету другому ВУЗу региона. Смысл марафона в том, что все команды стремятся к одной цели, но выполняют при этом разные задачи. Это позволит наглядно продемонстрировать участникам марафона, что Избирательные комиссии работают по такому же принципу: за каждую часть процесса отвечают разные люди, однако все стремятся к одному результату.
октябрь Региональный творческий конкурс для студентов и преподавателей ВУЗов «Избирательный процесс будущего» Для участия в данном конкурсе участники могут создавать модели избирательного процесса в будущем, а затем публично защищать свои проекты. Главный смысл и мотивация для участников -включение победителей в кадровый резерв, чтобы впоследствии претендовать на поступление на государственную службу по конкурсу.
ноябрь Проведение социологического молодежного исследования вместе с молодежью региона. Цель исследования - определить уровень избирательной активности в районах региона. Каждый муниципальный район формирует команду из активной молодежи, которая будет проводить полномасштабное социологическое исследование. Далее, все районы объединяют данные, и получается статистика по субъекту в целом. Это позволяет, во-первых, массово задействовать молодежь; во-вторых, провести анализ электоральной активности в регионе; в-третьих, на основании полученных результатов сформулировать предложения по стимулированию избирательной активности; в-четвертых, выявить талантливую молодежь, которая в перспективе может пополнить кадровый резерв.
декабрь Проведение ежегодных традиционных конкурсов и Олимпиад. Подведение итогов года. Планирование сетки мероприятий 2023 года. По результатам конкурсов хорошим стимулятором для молодого поколения стало бы приглашение на стажировку или практику в Избирательную комиссию, что также позволит популяризировать деятельность избирательных
комиссий и сформировать кадровый __ резерв._
Автор полагает, что систематическое проведение мероприятий с учетом уже имеющегося инструментария в каждом регионе за несколько лет позволит добиться желаемого результата.
Список литературы (References)
1. Городецкая Е. А. Пути повышения доверия молодежи к выборам и активизации ее участия в электоральных процессах // Избирательное законодательство и практика. 2020. № 1. С. 32-34.
Gorodetskaya E. A. (2020) Puti povyshenija doverija molodezhi k vyboram i aktivizacii ee uchastija v jelektoral'nyh processah (Ways of increasing youth confidence in elections and enhancing their participation in electoral processes). Election legislation and practice. No. 1. P. 32-34. (In Russ.)
2. Заславский С. Е., Тюков Н. А., Шаповалов В. Л. Участие российских педагогов в электоральных и политических процессах // Избирательное законодательство и практика. 2021. № 3. С. 33-40.
Zaslavsky S. E., Tyukov N. A., Shapovalov V. L. (2021) Uchastie rossijskih pedagogov v jelektoral'nyh i politicheskih processah (Participation of Russian teachers in electoral and political processes). Electoral legislation and practice. No. 3. P. 3340. (In Russ.)
3. Пырма Р. В. Электоральная активность молодежи в США, Великобритании, Франции, Германии и России (сравнительное исследование) // Полития. 2019. № 4 (95). С. 188-204.
Pyrma R. V. (2019) Jelektoral'naja aktivnost' molodezhi v SShA, Velikobritanii, Francii, Germanii i Rossii (sravnitel'noe issledovanie) (Electoral activity of youth in the USA, Great Britain, France, Germany and Russia (comparative study). Polity. No. 4 (95). P. 188-204. (In Russ.)
4. Современное зарубежное избирательное право: монография / под ред. А. Г. Орлова, Е. А. Кремянской. М.: МГИМО Университет, 2013. 336 с.
Modern foreign electoral law: monograph / ed. A. G. Orlova, E. A. Kremyanskaya. Moscow: MGIMO University, 2013. 336 p. (In Russ.)
5. Сурменев С. А. Взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества в современной России // Вестник ПАГС. 2013. № 3. С. 34-40.
Surmenev S. A. (2013) Vzaimodejstvie izbiratel'nyh komissij s organami gosudarstvennoj vlasti, mestnogo samoupravlenija i institutami grazhdanskogo obshhestva v sovremennoj Rossii (Interaction of election commissions with state authorities, local self-government and civil society institutions in modern Russia). Bulletin of PAGS. No. 3. P. 34-40. (In Russ.)
6. Larcinese V., Miner L. (2018) Was Obama Elected by the Internet? Broadband Diffusion and Voters' Behavior in US Presidential Elections. Available at: SSRN: https://ssrn.com/abstract=3156861. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3156861
7. Voter Education: Building Awareness for Qualitative and Inclusive Electoral Participation. Available at: http://voicenet.in/IC_Booklet/VOICE_International.pdf (accessed 12.11.2021).
8. Youth Civic Education is Crucial to a Country's Democratic Health by Bill Sweeney. Available at: http://voicenet.in/IC_Booklet/VOICE_International.pdf (accesssed 12.11.2021).
9. Zhu C. (2021) A Data-Driven Analysis of Youth Turnout Impact on U.S. Presidential Elections. APSA Preprints, doi: 10.33774/apsa-2021-xt23f.
Сведения об авторе
Волгина Диана Алексеевна - студент Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске. Начинающий исследователь в области теории и практики формирования гражданского общества в России. E-mail: [email protected]
About the author
Volgina Diana Alekseevna - student of Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk. Novice researcher in the field of theory and practice of the formation of civil society in Russia.
E-mail: [email protected]