УДК 338
И.А. Косорлуков* ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В РЕФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И СОЗДАНИИ СВОБОДНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ
В статье приводятся опыт и достижения стран Европы, Северной Америки и Средней Азии в процессах преобразования рынка электроэнергетики и создании свободного рынка электроэнергии и мощности. Подробно рассмотрен неудачный опыт в попытке организации рынка электроэнергетики в штате Калифорния и кризис 2000 года. Представлены основные векторы развития общемировой электроэнергетики на сегодняшний день.
Ключевые слова: рынок электроэнергии, реформирование, свободный рынок электроэнергии, регулирование, зарубежный опыт.
До 80—90-х гг. XX в. в большом количестве стран мира вертикально интегрированная структура электроэнергетической отрасли рассматривалась как естественная монополия. Государство устанавливало и жестко контролировало тарифы на услуги вертикально интегрированных компаний, составляющих основу электроэнергетического комплекса страны. В условиях роста углеводородного топлива, необходимости постоянной модернизации и ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей, а также обеспечения постоянного долгосрочного спроса на электроэнергию эта система функционирования отрасли оказалась низкоэффективной.
Обозначенные предпосылки предопределили необходимость кардинального преобразования всей отрасли электроэнергетики. Это привело к тому, что в конце прошлого столетия большинство зарубежных государств разработали концепции и предприняли первые шаги по реализации структурного реформирования электроэнергетического сектора.
Несмотря на различия в национальной специфике отрасли, в большинстве стран имеется возможность выделить общие цели и методологию реформирования электроэнергетического сектора промышленности.
В качестве одной из первостепенных задач можно выделить увеличение эффективности функционирования энергосистем посредством разделения монополистических предприятий с выделением из их состава конкурентных предприятий (Чили, страны Скандинавии и др.) и/или предоставления права доступа в данную отрасль новых, не задействованных ранее участников — независимых поставщиков электроэнергии (США), а также либерализации рынков электроэнергии [1, с. 93].
Сегодня в большинстве европейских стран, Австралии, Канаде, США и некоторых отдельных странах Латинской Америки реформы энергетического сектора уже получили большое развитие. Вместе с тем страны Африки и Ближнего Востока немного отстали в осуществлении реформ, Восточной Европе и Азии реформы также постепенно вступают в силу. Далее приводится опыт стран Северной Америки и Восточной Европы в проведении реформ электроэнергетики как одних из наиболее показательных во все мире.
На протяжении большей части своей истории электроэнергетический сектор в США был во власти крупных вертикально интегрированных и крайне неповоротливых частных предприятий. США никогда не реализовывали обязательных всеобъемлющих программ реформ рынка электроэнергии на федеральном уровне, оставляя наиболее существенные решения штатам. Как результат, многие штаты США провели лишь ограниченную либерализацию без коренной перестройки электроэнергетического сектора.
Начиная с конца 1970-х годов были предприняты шаги по реформированию традиционной структуры. К концу 1990-х годов новую американскую отрасль электроэнергетики характеризовала интенсивная дезинтеграция, значительное ослабление регулирования, а также большое количество рыночно ориентированных процессов. Реформы были в основном направлены на активизацию конкуренции на оптовом рынке. Конкуренция среди независимых производителей должна была создать базу для оптового рынка мощности, чтобы розничные потребители и местные распределительные компании могли приобретать мощность у широкого спектра альтернативных поставщиков [6, с. 14]. Результатом должно было
* © Косорлуков И.А., 2013
Косорлуков Игорь Андреевич ([email protected]), кафедра автоматизированных электроэнергетических систем Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.
стать уменьшение оптовой стоимости и таким образом снижение розничных цен. К 2000 году примерно в половине штатов либо изменилась структура энергетического сектора, либо планировалось это сделать. Аналитики утверждают, что темпы роста конкуренции на розничном рынке замедлились в последние годы в США и переход к национальному конкурентному рынку электроэнергии застопорился. Причины этого следующие:
1) очевидный неудачный опыт в попытке организации рынка электроэнергетики в штате Калифорния;
2) неоднозначные результаты в ряде штатов, которые создали конкурирующий рынок электроэнергии;
3) проблемы на некоторых оптовых рынках, которые не работают, как планировалось;
4) отсутствие интереса со стороны Конгресса США выдвинуть конкурентный рынок на национальный уровень.
Среди этих причин, Калифорнийский кризис требует более детального внимания. Реформа рынка электроэнергетики в штате Калифорния должна была обеспечить надежное предоставление услуг по низким и стабильным ценам.
В 1996 г. губернатор Калифорнии подписал ряд законопроектов, которые определяли основные векторы для реформирования электроэнергетики. В результате утверждения законов последовали следующие изменения: три энергетические компании, имевшие вертикально интегрированную структуру, продали большую часть имевшихся у них генерирующих мощностей организациям, занимающимся эксплуатацией электростанций, и таким образом преобразовались в три распределительные компании. Были созданы две абсолютно новые независимые организации — Калифорнийская Энергетическая Биржа и Независимый Системный Оператор. Магистральные электрические сети остались в собственности распределительных энергетических компаний, но оперативное управление было передано Независимому Системному Оператору. Летом 1998 года наметилась тенденция к росту оптовой цены на электроэнергию, но в остальном не было каких-либо острых проблем, и рынок вроде бы функционировал относительно хорошо до 2000 года. В США летние месяцы по обыкновению характеризуются увеличением отпускных цен в часы пик. Однако летом
2000 года были вынуждены вмешаться регулирующие органы, поскольку цены имели непомерный рост. В Калифорнии в течение нескольких месяцев оптовые цены увеличились с 3 до 16 центов за кВт.ч. В это время в большом количестве других штатов США цены на электричество оставались стабильными. Кризис развивался по следующей цепочке. Оптовые цены на электричество повысились в результате резкого увеличения
нагрузки и уменьшения импорта электроэнергии в штат. В это же время розничный тариф на электроэнергию остался на прежнем уровне, ввиду того что регулирующие органы не желали реагировать на столь резкое изменение оптовых цен. Долг распределительных энергетических компаний перед генерирующими компаниями увеличивался и к концу 2000 года составил порядка 12 млрд долл.). Генерирующие энергетические компании внутри и за пределами штата начали приостанавливать поставку электроэнергии неплатежеспособным покупателям. Однако в связи с желанием не накалять обстановку перед грядущими президентскими выборами практически полностью отсутствовала реакция со стороны регулирующих органов и руководства штата. Осенью 2000 г. Федеральная энергетическая комиссия стала проводить расследование вероятных предпосылок случившегося кризиса и начала поиски путей для выхода из сложившейся ситуации. Но это происходило крайне медленно, и к началу 2001 г. стало очевидно, что ситуация на энергетическом рынке критическая. Резервы мощности приблизились к минимально допустимым уровням и составили порядка 1,5 %. Это привело к тому, что концу января
2001 г. в штате начались веерные отключения потребителей электроэнергии. Показательный кризис в штате Калифорния, а также в ряде других штатов заморозил начавшуюся реформу рынка электроэнергетики в США, но в некоторых штатах уже была необратима запущенная реструктуризация. На сегодня реформа рынка электроэнергетики близится к завершению в некоторых регионах США, однако в других она находится в гораздо более ранней стадии и далека от завершения [2—3].
В Канаде реформа электроэнергетики началась в провинции Альберта в 1996 году, где конкуренция была среди производителей электроэнергии и был создан оптовый рынок электроэнергии. С одной стороны, положительный результат Альберты в проведении реформ привел к значительным инвестициям, снижению и стабилизации цен. С другой стороны, в провинции Онтарио неправильные политические решения привели к отказу от реформы и вмешательству государства в формирование цены.
Реформа электроэнергетики Украины началась в 1996 году. Были расформированы вертикально интегрированные национальные компании и создана модель единого покупателя. Процесс приватизации электроэнергетических компаний начался в 1997 году, но она была отменена в 1999 году из-за коррупции. Реформирование украинской электроэнергетики предусмотрено как программой президента Украины до 2014 года, так и рядом проектов нормативных актов. Рано или поздно Украине придется перейти на конкурентную модель,
как это уже произошло в России. Реформы в Армении, Грузии и Азербайджане в целом проходили в форме приватизации и быши направлены на привлечение иностранных инвестиций. Армения начала реформы энергетического сектора в 1997 году. Расформирование и приватизация распределительных компаний привлекли крупный зарубежный капитал. В Грузии разукрупнение началось в 1997 году наряду с приватизацией распределительных и генерирующих компаний. В Азербайджане одной из ключевыгх задач в реструктуризации было отделение распределительных компаний от генерирующих и сетевых и приватизация распределительных компаний. В настоящее время сетевые и генерирующие компании входят в вертикально интегрированные государственные корпорации.
Казахстан пошел гораздо дальше, чем любая другая страна в регионе, с точки зрения реформирования энергетического сектора. Он начал разделение и приватизацию в 1996 году. Сначала правительство отделило производство электроэнергии от передачи и провело приватизацию большинства генерирующих мощностей. Управление компаниями передачи и распределения электроэнергии оставалось в ведении государства. В 1998 году быш создан оптовый рышок электроэнергии. Сегодня Казахстан имеет несколько генерирующих компаний, продающих мощность по свободным ценам, а оптовые цены являются предметом переговоров между поставщиками и потребителями, которые могут выбрать, с какими генерирующими компаниями иметь дело. В Таджикистане вертикально интегрированные коммунальные компании быши акционированы в 2001 году в целях содействия дальнейшим структурным изменениям и улучшения коммерческой деятельности в секторе. Но, кроме этого, до сих пор не бышо предпринято никаких шагов. Кыргызстан также акционировал свою вертикально интегрированную энергетическую компанию и разделил ее на несколько генерирующих компаний, сетевую компанию и четыре распределительные компании в 2001 году [4, с. 3, 21].
Таким образом, можно констатировать, что на сегодня кардинальные изменения в электроэнергетике стали общемировой тенденцией, которая так или иначе затронула абсолютное большинство развитых и целый ряд развивающихся стран мира. Технологическое развитие отрасли и ее либерализация ведут к качественно новому расширению рышков: в Северной Америке и Европе они уже смогли перейти границы не только отдельных энергосистем, но также и национальные границы и теперь приобретают межнациональный и международный масштаб.
В настоящее время основными векторами развития общемировой электроэнергетики являются: глобализация, диверсификация и консолидация.
Базовыши движущими силами названный: процессов служат снижение увеличения спроса на электроэнергию в развитый: странах, реформа электроэнергетической системы в разных странах, уменышение межгосударственных барыеров для передвижения капиталов, товаров, рабочей силы.
Цели, преследуемые корпорациями, заключаются в росте прибыши, увеличении стоимости активов, уменышении риска благодаря диверсификации компании как географически, так и по видам услуг.
Введенное в Великобритании в начале реформы запрещение на вертикалыную интеграцию позже бышо ослаблено, что позволило наиболее круп-ныш генерирующим корпорациям Великобритании поучаствоваты в приватизации ряда распре-делителыных энергетических компаний. Так Scottish Power приобрела компанию Manweb, а Powergen выкупила East Midlands Electricity.
Серыезные изменения произошли и в немецких компаниях. В резулытате слияния компании Veba, занимавшей 7-е место по мощности в Европе, и компании Viag (10-е место) быша зарегистрирована новая энергетическая компания E.ON, занявшая 4-е место во всей Европе по мощности, а объединение RWE и VWE закрепило третыю позицию RWE в Европе. В 2002 г. произошло еще одно объединение — между английской PowerGen и немецкой E.ON. Резулытатом бышо создание в Европе производителя электроэнергии, который занял второе место по объему производимой мощности после французской государственной компании EdF.
Процессы консолидации происходят и в США, где в период с 1995 года по настоящее время на энергетическом рынке утверждено уже более 60 объединений среди энергетических компаний.
Диверсификация энергетических компаний происходит за счет их выхода на смежные рынки услуг и производств — газоснабжение, водоснабжение либо за счет предоставления более широкого спектра услуг уже имеющимся потребителям, например, в области связи. Так, например, вышеуказанная компания E.ON в 2003 году вышла на рынок газа путем покупки компании Ruhrgas. Объединение энергетических и газовыгх компаний распространено в связи с тем, что маркетинг электроэнергии во многом имеет схожесты с маркетингом газа, продажа как электричества, так и газа зачастую направлена на тех же самых потребителей. Газовая и электроэнергетическая отраслы ис-полызуют схожую инфраструктуру и проходят в практически той же деловой среде (регулирование, защита окружающей среды, законодателыство и т. п.). К примеру, на территории США за последние пяты лет произошло более 25 таких объединений.
В качестве примера глобализации в электроэнергетике можно привести приватизацию энергосбытовых компаний в Великобритании, где в процессе реформы 7 из 12 сбытовых компаний были приобретены энергетическими компаниями из США [5, с. 78].
Библиографический список
1. Вишнякова A.C. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. C. 92— 100.
2. Синюгина В.Ю. Энергетический кризис в Калифорнии: причины и уроки // Электронный журнал
энергосервисной компании «Экологические системы». 2003. № 7 (19).
3. Слатов Д.Г. Истоки, проблемы и перспективы энергетической геополитики России. Региональный аспект // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 8-15.
4. Erkan Erdogdu. Electricity Market Reform: Lessons for developing countries. PHD first year report. December, 2010.
5. Путин B.B. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» Т. I / Москва, Кремль 3 апреля 2001 г. URL: www.libertarium.ru/l_energy_kr.
6. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журн. экон. теории. 2007. № 3.
I.A. Kosorlukov* FOREIGN EXPERIENCE IN ELECTRICITY MARKET REFORM AND CREATION OF FREE ELECTRICITY AND POWER MARKET
In the article the experience of European, North American and Middle Asia countries in the processes of electricity market reform and creation of free energy and power market is given. California state negative experience in energy market organization and crisis of 2000 year is examined thoroughly. Main vectors of today world energy development are given.
Key words: energy market, reform, free energy market, regulation, foreign experience.
* Kosorlukov Igor Andreevich ([email protected]), the Dept. of Computer-Aided Electricity and Energy Systems, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.