Научная статья на тему 'Российская и зарубежная практика взаимодействия корпоративных и властных структур оптового рынка электроэнергии и мощности'

Российская и зарубежная практика взаимодействия корпоративных и властных структур оптового рынка электроэнергии и мощности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мощность / оптовый рынок / потребитель / потребление электроэнергии / риски / сектора / станция / электроэнергия / энергия / энергосбытовая компания. / power / wholesale market / consumer / electricity consumption / risks / sectors / station / electric power / energy / power sales company.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. А. Канапелько

В данной работе автором рассмотрена проблема взаимодействия корпоративных и властных структур оптового рынка электроэнергии и мощности, а также отражение данной проблемы в зарубежной и отечественной практике. Автор утверждает, что реализация мощности является обязательством и способностью держать производственное оборудование готовым для производства электроэнергии предписанного качества в той степени, которая необходима для удовлетворения потребностей потребителя в электроэнергии, продажа электроэнергии представляет собой поставку физика электричества для потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE OF INTERACTION BETWEEN CORPORATE AND GOVERNMENT STRUCTURES OF THE WHOLESALE ELECTRICITY AND CAPACITY MARKET

In this paper, the author considers the problem of interaction between corporate and government structures of the wholesale electricity and capacity market, as well as the reflection of this problem in foreign and domestic practice. The author argues that the realization of power is an obligation and the ability to keep production equipment ready for the production of electricity of prescribed quality to the extent that is necessary to meet the consumer's electricity needs, the sale of electricity represents the supply of electricity physics to the consumer.

Текст научной работы на тему «Российская и зарубежная практика взаимодействия корпоративных и властных структур оптового рынка электроэнергии и мощности»

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНЫХ И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

Р.А. Канапелько, магистрант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10364

Аннотация. В данной работе автором рассмотрена проблема взаимодействия корпоративных и властных структур оптового рынка электроэнергии и мощности, а также отражение данной проблемы в зарубежной и отечественной практике. Автор утверждает, что реализация мощности является обязательством и способностью держать производственное оборудование готовым для производства электроэнергии предписанного качества в той степени, которая необходима для удовлетворения потребностей потребителя в электроэнергии, продажа электроэнергии представляет собой поставку физика электричества для потребителя.

Ключевые слова: мощность, оптовый рынок, потребитель, потребление электроэнергии, риски, сектора, станция, электроэнергия, энергия, энергосбытовая компания.

Рынок электроэнергии и мощности Российской Федерации делится на две части на оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭМ).

Рынок ОРЭМ - это место, на котором продается вся электроэнергия в России. На

нем присутствуют крупные генерирующие станции и потребители электроэнергии [2, с. 8-15].

Таблица 1. Преимущества и недостатки выхода на ОРЭМ

Преимущества Недостатки

Снизить затраты на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не выплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; Получить свободу выбора энергосбытовой компании. Предприятие может выбирать поставщика электроэнергии; Выход на оптовый рынок - долгосрочная инвестиция. Предприятия, работающие на ОРЭМ, экономят на электроэнергии уже более 13 лет. Для работы на оптовом рынке электроэнергии нужна высокая платежная дисциплина. При задержке платежей предприятие лишается статуса субъекта оптового рынка; Проект по выходу на оптовый рынок электроэнергии занимает до 12 месяцев.

Выход на оптовый рынок электроэнергии это долгосрочный проект. Он занимает около одного календарного года. Для этого клиент или энергосбытовая компания, которую он выбрал, должны:

1. Согласовать с администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии группу точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии;

2. Построить автоматизированную информационно измерительную систему коммерческого учета электроэнергии, отвечающую требованиям оптового рынка

электроэнергии. На предприятии строится современная система учета электроэнергии, устанавливается сервер со специализированным программным обеспечением и настраиваются каналы связи с администратором торговой системы. Система строится для того, чтобы регулятор в режиме реального времени получал сведения об объеме потребления электроэнергии на предприятии;

3. Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией;

4. Получить допуск к торговой системе от совета рынка.

Выход на оптовый рынок чаще всего производится с нового периода регулирования (с 1 января нового года). Если выходить внутри периода регулирования - придется выплатить гарантирующему поставщику выпадающие доходы, которые были учтены в тарифе.

Таблица 2. Варианты покупки на оптовом

Выйти на оптовый рынок может потребитель, который владеет на праве собственности или ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 мВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА [3].

Существует два варианта покупки на оптовом рынке электроэнергии (табл. 2):

рынке электроэнергии

Самостоятельно Через энергосбытовую компанию

Предприятие само выходит и покупает электроэнергию на оптовом рынке. Технические требования: строительство АИИС КУЭ; присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА; присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА. Предприятие заключает договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией. Энергосбытовая компания по договору покупает электроэнергию на оптовом рынке в интересах клиента. Технические требования: строительство АИИС КУЭ; присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА.

Сравнение самостоятельного выхода на энергосбытовую компанию представлено в оптовый рынок электроэнергии и выход на таблице 3. оптовый рынок электроэнергии через

Таблица 3. Сравнение самостоятельного выхода на оптовый рынок электроэнергии и выход на оптовый рынок электроэнергии через энергосбытовую компанию_

Самостоятельно Через энергосбытовую компанию

Требования по присоединенной мощности Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА. Присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА

Требования по строительству АИИС КУЭ оптового рынка Необходимо строительство всех уровней системы Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании

Процедура выхода на оптовый рынок На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании

Оплата членских взносов в ассоциацию НП «Совет рынка» Ежеквартальный платеж в размере 300 000 р Не нужно выплачивать. Затраты несет энергосбытовая компания

Экономический эффект от выхода на оптовый рынок Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии Энергосбытовая компания забирает часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги

Риски снижения экономического эффекта Полностью несет предприятие Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения

Правила ОРЭМ работают в регионах, объединенных в так называемые ценовые зоны. На территории РФ их две: первая

ценовая зона включает в себя Европейскую часть России и Урала, вторая Сибирь (рис. 1).

Первая ценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности

Рис. 1. Ценовые зоны ОРЭМ

Также выделены неценовые зоны, где продажа электроэнергией осуществляется по утвержденным тарифам. Такие правила действуют на Дальнем Востоке, в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми.

Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, операторы, энер-госнабжающие организации, сетевые компании. Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В настоящий момент работа на ОРЭМ разделена на сектора, каждый из которых имеет свои условия заключения сделок и сроки поставки:

- сектор свободных договоров

- сектор регулируемых договоров,

- рынок на сутки вперед,

- балансирующий рынок.

Сектор регулируемых договоров (РД)

Торговля электроэнергией на этом секторе осуществляется на основании заключения регулируемых договоров (РД). В этом случае тарифы на продажу/покупку электроэнергии с оптового рынка устанавливает ФСТ России. Поставщиков и поку-

пателей выбирает Администратор торговой системы (ОАО АТС).

С 2011 года сектор работает только в отношении поставок электроэнергии и мощности для населения, приравненных к ним группам потребителей и гарантирующих поставщиков, работающим в республиках Северного Кавказа и Республике Тыва [3, с. 24-27].

При этом поставщики вправе реализовать не более 35% от планового объема производства и поставки электроэнергии и мощности на условиях регулируемых договоров. Остальные объемы электроэнергии реализуются на других секторах рынка.

Сектор свободных двухсторонних договоров (СДД)

В рамках работы на этом секторе участниками рыка заключаются свободные договоры, при этом все показатели, такие как объем продаваемой электрической энергии, цена поставки, и контрагенты для работы выбираются участниками самостоятельно.

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Рынок основан на организации конкурентного отбора ценовых заявок от поставщиков и покупателей. Организует отбор коммерческий оператор ОАО АТС за сутки до фактической поставки электроэнергии. Цена и объем поставки определяется на каждый час суток. При ценообра-

зовании на РСВ используется маржинальный метод, принцип которого состоит в выборе равновесной цены (баланс спроса и предложения). На РВС заявки с наименьшей ценой удовлетворяются в первую очередь. Цена РВС определяется для каждого узла ценовых зон, таких узлов насчитывается порядка 8000. Информация об индексах и объемах торговки на рынке на сутки вперед публикуется ежедневно на сайте ОАО АТС.

Балансирующий рынок (БР)

Сектор, на котором происходит торговля отклонениями фактического графика производства от планового. Цены формируются с использованием маржинального принципа путем конкурентного отбора (каждые 3 часа до часа фактической поставки) заявок участников данного сектора (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой).

Сегодня в большинстве европейских стран, Австралии, Канаде, Соединенных Штатах и некоторых странах Латинской Америки, реформы энергетического сектора уже стали большим шагом вперед. Однако страны Африки и Ближнего Востока отстают в осуществлении реформ; в Восточной Европе и Азии реформы также вступили в силу постепенно. Далее следует опыт стран Северной Америки и Восточной Европы по реформированию электроэнергетического сектора, одного из наиболее показательных в мире [3].

На протяжении большей части своей истории в электроэнергетическом секторе США доминировали крупные, вертикально интегрированные и чрезвычайно тяжелые частные компании. Соединенные Штаты никогда не осуществляли комплексные и обязательные программы реформирования рынка электроэнергии на федеральном уровне, оставляя наиболее важные решения штатам. В результате многие штаты США осуществили лишь ограниченную либерализацию без радикальной реструктуризации электроэнергетического сектора.

С конца 1970-х годов были предприняты шаги по реформированию традиционной структуры. В конце 1990-х годов новый энергетический сектор США характе-

ризовался интенсивной дезинтеграцией, значительным ослаблением регулирования и большим количеством рыночных процессов. Реформы были направлены главным образом на усиление конкуренции на оптовом рынке. Конкуренция между независимыми производителями должна была создать основу для оптового рынка электроэнергии, чтобы розничные потребители и местные распределительные компании могли приобретать мощности у широкого круга альтернативных поставщиков [6, с. 14]. Результатом должно было стать снижение оптовых затрат и, следовательно, снижение розничных цен. К 2000 году около половины штатов либо изменили структуру энергетического сектора, либо планировали это сделать. Аналитики говорят, что в последние годы темпы роста розничной конкуренции в Соединенных Штатах замедлились и что переход к конкурентному национальному рынку электроэнергии застопорился [4, с 74-76]. Причины следующие:

1) очевидный неудачный опыт попыток организовать калифорнийский рынок электроэнергии;

2) неоднозначные результаты в ряде государств, которые создали конкурентный рынок электроэнергии;

3) проблемы на некоторых оптовых рынках, которые работают не так, как ожидалось;

4) отсутствие интереса Конгресса США к продвижению конкурентного рынка на национальном уровне.

Запрет вертикальной интеграции, введенный в Великобритании в начале реформы, был затем ослаблен, что позволило крупнейшим электроэнергетическим компаниям Великобритании принять участие в приватизации ряда распределительных компаний. Таким образом, Scottish Power приобрела Manweb, а Powergen купила East Midlands Electricity.

Серьезные изменения произошли также и в немецких компаниях. После слияния компаний Veba, занимающей 7-е место по мощности в Европе, и Viag (10-е), была зарегистрирована новая энергетическая компания E.ON, которая заняла 4-е место по всей Европе, и которая обеспечивает

третью позицию RWE в Европе. В 2002 году произошло еще одно объединение -между британским PowerGen и немецким E.ON. Результатом стало создание производителя электроэнергии в Европе, который занял второе место по производству электроэнергии после французской публичной компании EdF [1, с. 92-100].

Таким образом, выход на оптовом рынке электрической энергии и мощности и работа на нем может стать одним из мероприятий по снижению затрат на электроэнергию. Существует два варианта работы на опте: самостоятельно, что обычно выгодно только крупным промышленным предприятиям либо через энергосбытовую компанию.

Работая самостоятельно, предприятие

пании, но и одновременно несет дополнительные затраты на членство в НП «Совет рынка» и на содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Также все риски, связанные с работой на оптовом рынке, ложатся на само предприятие.

Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком в регионе и других параметров.

экономит на оплате энергосбытовой ком-

Библиографический список

1. Вишнякова A.C. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - № 2. - C. 92-100.

2. Слатов Д.Г. Истоки, проблемы и перспективы энергетической геополитики России. Региональный аспект // Основы экономики, управления и права. - 2017. - № 2 (2). - С. 815.

3. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журнал экономической теории. - 2017. - № 3. - С. 24-27.

4. Erkan Erdogdu. Electricity Market Reform: Lessons for developing countries. PHD first year report. December, 2015. - С. 74-76.

5. Косорлуков И. А. Зарубежный опыт в реформировании рынка электроэнергии и создании свободного рынка электроэнергии и мощности // Основы ЭУП. 2013. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-v-reformirovanii-rynka-elektroenergii-i-sozdanii-svobodnogo-rynka-elektroenergii-i-moschnosti (дата обращения: 11.02.2019).

6. Синюгина В.Ю. Энергетический кризис в Калифорнии: причины и уроки // Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы». - 2013. - № 7 (19). - С. 14.

RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE OF INTERACTION BETWEEN CORPORATE AND GOVERNMENT STRUCTURES OF THE WHOLESALE ELECTRICITY AND

CAPACITY MARKET

R.A. Kanapelko, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. In this paper, the author considers the problem of interaction between corporate and government structures of the wholesale electricity and capacity market, as well as the reflection of this problem in foreign and domestic practice. The author argues that the realization of power is an obligation and the ability to keep production equipment ready for the production of electricity of prescribed quality to the extent that is necessary to meet the consumer's electricity needs, the sale of electricity represents the supply of electricity physics to the consumer.

Keywords: power, wholesale market, consumer, electricity consumption, risks, sectors, station, electric power, energy, power sales company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.