Научная статья на тему 'Зарубежный опыт цифровизации финансовых услуг: банки новой волны'

Зарубежный опыт цифровизации финансовых услуг: банки новой волны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация финансовых услуг / цифровая трансформация / финтех-компании / финансовые технологии / банки новой волны / digitalization of financial services / digital transformation / fintech companies / financial technologies / new wave banks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криворучко Светлана Витальевна, Медведева Марина Борисовна, Ризванова Ирина Азатовна

В условиях обострения конкуренции на рынках финансовых услуг в связи с проникновением в сегменты доходных продуктов новых игроков и повышения требовательности со стороны клиентов цифровизация создает уникальные возможности для банков и других финансовых организаций. Потенциал сокращения операционных издержек, повышения эффективности работы с клиентами, ускорение и удешевление транзакций требуют от банков обратить внимание на финансовые технологии, и особенно не игнорировать успехи небанковских провайдеров услуг, а адекватно использовать их достижения. В статье раскрывается сущность банков новой волны, преимущества банков Challenger перед традиционными национальными банками, также проанализирован зарубежный опыт цифровизации финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN DIGITALIZATION OF FINANCIAL SERVICES: NEW WAVE BANKS

In the context of intensifying competition in the financial services markets due to the penetration of new players into profitable product segments and increasing demands on the part of clients, digitalization creates unique opportunities for banks and other financial organizations. The potential for reducing transaction costs, increasing the efficiency of working with clients, speeding up and reducing the cost of transactions requires banks to pay attention to financial technologies, and especially not to ignore the successes of non-bank service providers, but to adequately use their achievements. The article reveals the essence of the new wave of banks, the advantages of Challenger banks over traditional national banks, and also analyzes foreign experience in the digitalization of financial services.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт цифровизации финансовых услуг: банки новой волны»

Зарубежный опыт цифровизации финансовых услуг: банки новой волны

Криворучко Светлана Витальевна,

д.э.н., профессор, профессор Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: skrivoruchko@fa.ru

Медведева Марина Борисовна,

к.э.н., профессор, профессор Департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: mbmedvedeva@fa.ru

Ризванова Ирина Азатовна,

к.э.н., старший преподаватель Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: IARizvanova@fa.ru

В условиях обострения конкуренции на рынках финансовых услуг в связи с проникновением в сегменты доходных продуктов новых игроков и повышения требовательности со стороны клиентов цифровизация создает уникальные возможности для банков и других финансовых организаций. Потенциал сокращения операционных издержек, повышения эффективности работы с клиентами, ускорение и удешевление транзакций требуют от банков обратить внимание на финансовые технологии, и особенно не игнорировать успехи небанковских провайдеров услуг, а адекватно использовать их достижения. В статье раскрывается сущность банков новой волны, преимущества банков Challenger перед традиционными национальными банками, также проанализирован зарубежный опыт цифровизации финансовых услуг.

Ключевые слова: цифровизация финансовых услуг, цифровая трансформация, финтех-компании, финансовые технологии, банки новой волны.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Введение

Финансовый сектор переживает новый этап развития, который характеризуется высокой степенью автоматизации многих бизнес-процессов благодаря внедрению новейших информационных технологий. Это открывает для банков и других участников финансового рынка новые возможности, и одновременно, создает угрозы традиционным провайдерам финансовых услуг, если они не успеют адаптироваться к пришедшим новациям.

Можно утверждать, что официально цифровая трансформация российского финансового рынка была объявлена с утверждением Банком России «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.» [1], где было отмечено, что «перспективы развития банковской системы и повышение конкурентоспособности финансового сектора России в целом зависят от совершенствования способов ведения банковской деятельности на основе применения передовых информационных технологий». Далее цифровая трансформация финансового рынка стремительно развивалась: в декабре 2016 года в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации отмечалось о запуске «...масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики»; в июле 2017 г. была утверждена государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]: «.данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан.»; в феврале 2018 г. Банк России одобрил «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг.» [3] и др. Вопросы, касаемо сущности «цифровой трансформации» остаются дискуссионными несмотря на то, что данное понятие существует уже относительно давно как в российской практике, так и в зарубежной. Этому способствует тот факт, что специалисты трактуют данное понятие исходя из фактического внедрения цифровиза-ции в конкретную отрасль экономики. При анализе данного вопроса, рассмотрим различные подходы к определению «цифровая трансформация».

Цифровая трансформация как процесс

По мнению агентства Gartner [4] «цифровая трансформация - это процесс использования новейших цифровых технологий и практик для создания новой надежной цифровой бизнес-модели». В настоящее время в словарь Gartner [5] внесено более размытое

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

о. в

СП

толкование: «цифровая трансформация может относиться ко всему: от модернизации ИТ (например, облачных вычислений) до цифровой оптимизации и изобретения новых цифровых бизнес-моделей». В такой формулировке подчеркивается характер процесса и связь с моделью бизнеса организации. Циф-ровизация может охватывать как отдельные процессы, так и всю совокупность, включая управленческие решения. Например, вместо (или в дополнение) кредитного анализа, проводимого одним или несколькими специалистами, предлагается программное обеспечение для скоринга, которое выдает заключение на основе обработки вводимой информации, и таким образом, не зависит от субъективного фактора. Даже надзор за финансовыми учреждениями может быть автоматизирован до уровня системного набора триггеров, которые посылают предупредительные сигналы лицам, принимающим решения. В целом это относится к любой организации, которая использует технологии в качестве инструмента роста в своей бизнес-стратегии. Веб-портал Quixy [6] дает толкование множества терминов: автоматизация бизнес-процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, автоматизация принятия решений, облачные технологии и прочее, в том числе цифровая инновация (это создание и/или разработка новых технологий, которые помогут бизнесу или группе людей; цифровые инновации рассматривают использование существующих технологических инструментов и их максимальное использование, почти как предвестник цифровой трансформации; ускорение цифровых инноваций означает создание основы для ускорения цифровой трансформации) и цифровая модернизация (процесс модернизации существующих процессов и внедрения новых технологических систем для удовлетворения потребностей отрасли; часто этот процесс входит в компетенцию ИТ-директора и в основном предпринимается для улучшения операций и инфраструктуры в бизнесе; модернизация может помочь бизнесу повысить эффективность, улучшить существующие процессы и сократить расходы).

Мы раскрываем цифровую трансформацию как целенаправленный на повышение прибыльности, клиенториентированный процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления бизнес-процессами. Без целеполагания такой процесс будет хаотичным и безуспешным.

Таким образом, можно утверждать, что цифровая трансформация - основанное на применении цифровых технологий преобразование структур, форм и способов производства, изменение целевой направленности деятельности, обеспечивающее существенное изменение параметров и свойств производимых услуг/продуктов, создание новых услуг/продуктов и получение новых рыночных возможностей.

Финтех-компании или технологизация банков

Одним из ключевых индикаторов цифровой трансформации финансовых услуг являются применяе-

мые финансовые технологии. Которые включают платежные, страховые технологии, технологии для регулятивных требований, для обеспечения кибер-безопасности, и для операций с цифровыми деньгами. Технологии изменяют рынок финансовых услуг, поскольку предлагают ряд технологических инструментов, включая отслеживание расходов, чат-ботов для обслуживания клиентов, а также инструменты бюджетирования, которые улучшают пользовательский опыт для клиентов. В результате инновации, технологии и стартапы, работающие в сфере финансовых услуг, являются одними из факторов, стимулирующих цифровизацию на этом рынке. Быстрые изменения, которые финтех-компании привносят в финансовые услуги, заставляют традиционных финансовых посредников принимать решительные меры, чтобы наверстать упущенное и переосмыслить продукты и услуги, которые они предлагают. Традиционные посредники все чаще сотрудничают с финтех-компаниями, чтобы предлагать клиентам более быстрые и экономичные услуги.

По мнению аналитиков KPMG [7], расширение масштабов в сочетании с растущей зрелостью ряда подсекторов финансовых технологий, увеличением инвестиций в менее зрелые юрисдикции и растущим корпоративным интересом будет поддерживать высокий уровень инвестиций в 2023 году на рынке финансовых технологий в мире.

1. Все больше банков предлагают встроенные решения. Встроенные финансы стали растущей тенденцией за последний год и имеют хорошие возможности для дальнейшего роста, поскольку многие банки стремятся стать поставщиками услуг для небанковских и нефинансовых организаций, стремящихся обеспечить обслуживание клиентов или предложение услуг, связанных с финансовыми услугами в качестве составляющей более крупного предложения.

2. Предложения по встроенному финансированию подвергаются все более строгому контролю со стороны регулирующих органов. Ожидается, что увеличение финансовых продуктов или услуг, встроенных в бизнес нерегулируемых организаций и предоставляемых через них, приведет к повышению уровня осведомленности и вмешательства регулирующих органов в течение следующих 6-12 месяцев, поскольку регулирующие органы стремятся защитить клиентов, разъясняя такие вопросы, как подотчетность и доступные средства правовой защиты.

3. Финтех-компании сосредотачиваются на том, чтобы позиционировать себя как организации управления данными. Многие финтехи заново изобретут себя в организации данных и поставщиков данных, которые будут предоставлять платежи и другие финансовые услуги, чтобы выделить свои организации в глазах инвесторов и рынка.

4. У финтех-компаний, ориентированных на ESG, имеется большая траектория роста. Учитывая растущую приоритетность ESG в более широком смысле, будет расти интерес к финтех-компаниям с возможностями ESG, включая компа-

нии, занимающиеся изменением климата, декарбонизацией и экономикой замкнутого цикла.

5. Больше внимания уделяется заключению сделок в слаборазвитых регионах. Инвесторы нацелены на юрисдикции, которые считаются недостаточно развитыми с точки зрения финансовых услуг, заключая больше сделок в таких регионах, как Африка, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Ближний Восток.

6. Статус уникальности частично утрачен на развитых рынках, но остается ключевым на развивающихся. Невероятный рост числа финтех-компаний, особенно в США, сделает статус менее ценным для компаний на развитых рынках, хотя он должен оставаться важным строительным блоком для стартапов на развивающихся рынках и менее зрелых финтех-центров.

Как признают эксперты Делойт [8], «тенденции в области финансовых технологий показывают, что людям удобнее управлять своими деньгами и бизнесом в Интернете, и они менее склонны мириться с иногда торможением и бюрократией некоторых традиционных финансовых услуг. В целом, сектор финансовых технологий находится на пике популярности: традиционные финансовые учреждения увеличивают свои инвестиции в финтех и конкурируют со стартапами, предлагая продукты финансовых услуг быстрее и эффективнее» (рис. 1).

Возможности и преимущества блокчейна становятся очевидными

Финансовые компании все больше инвестируют в новые технологии

Участники пути реализации финтех

Ключевые тенденции финтех рынка ищут возможностей

Органы регулирования обращают внимание на деятельность финтех компаний

Для инвестиций в финансовые технологии требуется изменения в продуктах и архитектуре

Рис. 1. Ключевые тенденции финансовых технологий Источник: составлено авторами по данным [8].

Инвестиции в финансовые технологии не всегда приносят ожидаемую прибыль, или эффект реализуется в среднесрочной перспективе. В отчете CB Insights [9] признается угасание активности финтех-компаний, если брать во внимание количество сделок поглощения и слияний. Также количество новых участников на глобальном рынке упало ниже 30, что наблюдается впервые после 2020 года, а объемы инвестиций западных банков в финансовые технологии по итогам 2022 года снизились до 1,9 млрд долл., или на 77% в годовом выражении. В докладе «Рынок финансовых технологий: глобальные отраслевые тенденции, доля, размер, рост, возможности и прогноз на 2022-2027 годы» [10] отмечается, что в 2021 году размер мирового рынка финансовых технологий составил 131,14 млрд долларов США, и достигнет 385,93 млрд долларов США к 2027 году.

Быстрая цифровизация индустрии банковских, финансовых услуг и страхования во всем мире создает позитивные перспективы для рынка. Финтех

трансформирует банковскую систему, повышая производительность работы и удержание клиентов за счет скорости и удобства. В соответствии с этим широкое внедрение технологий для обработки больших объемов данных за короткий период, повышения эффективности и сведения к минимуму вероятности человеческой ошибки способствует росту рынка. Импульс к росту рынка придает интеграция финтех-решений с искусственным интеллектом для выявления и предотвращения мошенничества в каналах цифрового банкинга. В соответствии с этим использование машинного обучения, больших данных и эволюционных алгоритмов в финтехе для обнаружения необычной активности и улучшения мониторинга финансовых транзакций, для управления рисками и защищенного сетевого доступа к банковским учреждениям оказывает положительное влияние на рост рынка.

Правительства во всем мире поддерживают использование финтеха для расширения доступа к финансовым услугам, повышения эффективности за счет использования платежей в реальном времени и открытых интерфейсов программирования приложений и блокчейнов. Растущее проникновение Интернета и рост числа владельцев смартфонов по всему миру, наряду с растущим распространением безналичной валюты, произвели революцию в сегменте платежей и денежных переводов. Более того, растущие попытки финтех-компаний внедрить новейшие технологии и повысить удобство использования увеличивают спрос на них среди ориентированных на технологии мил-лениалов и поколения Z, что также стимулирует рост отрасли. Кроме того, множество стартапов и устоявшихся компаний предоставляют различные возможности для экономического роста различных малых и средних предприятий (ММСП), предоставляя им различные варианты финансирования и другие услуги, такие как кредитование на рынке, оплата счетов, финансирование торговли и электронной коммерции.

Банки новой волны

Новой тенденцией стало появление банков-челленджеров (банки-претенденты или «необанки» (англ. challenger banks)). Challenger bank - «это новый тип банка, созданного для конкуренции с крупными традиционными банками» [11 ]. Банки Challenger впервые появились в Великобритании на примере таких компаний, как Virgin Money и Metro Bank. Это связано с финансовым кризисом 2008 года, когда многие люди потеряли деньги и потеряли веру в авторитетные финансовые организации. Гибкое регулирование в сочетании с высоким спросом на онлайн-банкинг со стороны потребителей привело к появлению банков новой волны. Отметим, что одним из факторов развития банков новой волны является распространение действия Схемы компенсации финансовых услуг (FSCS): если цифровой банк станет неплатежеспособным, то вкладчику покроют до 85 000 фунтов стерлингов на каждый

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

соответствующий депозитный счет. Если же провайдер не является банком, то при наличии счета для электронных денег, его деятельность лицензируется Управлением финансового надзора ^СА). Преимуществами банков новой волны являются следующие.

Во-первых, банки, работающие только в цифровом формате, стараются предлагать более удобный мобильный банкинг, чем традиционные банки, например, это касается доступности к управлению счетом, уведомлений в режиме реального времени.

Во-вторых, большинство банков-претендентов предлагают сберегательные счета с более высокой процентной ставкой, чем традиционные банки. Причина заключается в меньшей сумме чистой процентной маржи для покрытия операционных расходов.

В-третьих, новые банки также предоставляет функции управления финансами, такие как инструменты бюджетирования, что важно для выработки адекватной модели финансового поведения в финансах. Поэтому можно сказать, что банки-претенденты «воспитывают» и обучают клиентов.

В-четвертых, такие банки предлагают лучшие условия вознаграждение или кэшбэк для покупок с использованием кредитной карты в банках-претендентах, а также взимают более низкие комиссии и процентные ставки, чем традиционные банки. Ряд банков предлагают транзакции без комиссии.

Однако и у традиционных банков есть свои преимущества перед новыми игроками финансового рынка. Во-первых, у таких банков есть своя клиентура, которая ценит сервис не столько с точки зрения дешевизны, сколько надежности и физического, а не виртуального присутствия. То есть новые игроки способны привлечь и удержать только определенную (хотя и немалую) часть клиентов. Во-вторых, ведущие банки вовсе не собираются оставаться в позиции сторонних наблюдателей, а внимательно отслеживают инновации, чтобы внедрить

Таблица 1. Основные показатели банков новой волны

у себя уже апробированные технологии. В-третьих, традиционные банки могут просто присоединить наиболее удачные стартапы вместе с персоналом и оригинальными продуктами. Следует заметить, что по мере взросления клиентов новых банков и старения существующих клиентов традиционных банков неизбежно будет происходить конвергенция, когда размывается слой консервативных потребителей, и возрастает прослойка продвинутых пользователей Интернета и мобильной связи. Банки Challenger наиболее успешны в привлечении физических лиц в возрасте до 40 лет, и в отличие от традиционных банков такая клиентура более чувствительна к тарифам и скорости сервиса, чем к солидной истории банка.

На наш взгляд, эксперты обоснованно рассматривают классические банки как разновидность банков «новой волны». Выделяют несколько типов банков Challenger [12].

1. Зрелые банки Challenger - это цифровые банки, которые уже завоевали репутацию на рынке. Примеры зрелых банков-претендентов включают Starling Bank, Monzo и Revolut.

2. Новые банки Challenger - это банки, которые работают не менее трех лет.

3. Крупные банки Challenger - это цифровые банки-претенденты, которые являются ответвлениями более крупных традиционных банков.

4. Банки Challenger шариата - они работают в соответствии с правилами и положениями исламских финансов.

5. Крупные банки Challenger, как правило, избегают конкуренции с крупными банками (розничными банками).

Таким образом, банки Challenger - это цифровые банки, которые используют возможности современных технологий для предоставления клиентам необходимых им финансовых услуг в любом месте и в любое время. В настоящее время ведущими банками-претендентами являются N26, Monzo, Revolut, Mybank и Amicus, представлено в таблице 1.

Название банка Год создания Ключевые показатели по итогам 2022 года Перечень услуг

Metro Bank plc. 2010 Активы 22,6 млрд ф.ст., кредиты 12,3 млрд ф.ст., депозиты 16,4 млрд ф.ст., убытки -173 млн ф.ст. Количество счетов клиентов 2,5 млн Банковские услуги физическим и юридическим лицам

Revolut 2015 Активы 417 млн ф.ст., убытки -168 млн ф.ст. Количество счетов клиентов 15,5 млн Электронные деньги и платежные услуги, предоплаченные карту, обмен валют, торговля криптовалютами, товарами и акциями, потребительские кредиты и кредитные карты, аналогичные продукты для бизнес-клиентов

N26 2013 Чистые активы 9 млрд евро. Убытки 151 млн евро. Количество клиентов свыше 8 млн Мобильный банкинг для розничных и бизнес-клиентов. С 2021 года сконцентрировался на операциях в Европе, уйдя с американского рынка

Monzo 2015 Активы 5,2 млрд ф.ст., депозиты клиентов 4,4 млрд ф.ст., убытки 119 млн ф.ст. 5,8 млн клиентов Платежи и расчеты с использованием платежных карт, мобильного приложения

Источник: составлено авторами по данным [13-16].

Рассмотрим более подробно каждый банк, приведенный в табл. 1. Банк Metro обладает сетью из 79 мини-филиалов («магазинов»). В 2019-2021 годы в банке Метро органом надзора выявлена неправильная классификация кредитов, несколько лет подряд банк несет убытки, что вынуждает акционеров вносить дополнительный капитал. Акции банка котируются на Лондонской фондовой бирже, за последние три года преобладает тенденция к снижению курса акций. Тревогу вызывает очень высокая ротация в органах управления банком.

Компания Revolut Revolut Ltd в 2020 году привлечено фондирование в размере 580 млн долл., а в 2021 г. в размере 800 млн долларов для продолжения создания первого глобального финансового «суперприложения». Клиентская база достигла 15 млн розничных клиентов и 500 тыс. бизнес-клиентов, имеется по 1 филиалу в Польше, Португалии, Литве, Германии. Организация ведет хронически убыточную деятельность. Модель бизнеса группы больше напоминает финансовый супермаркет, а развитие носит сумбурный характер.

N26 - немецкий банк, работает более чем в 20 странах Европы и США. Банк лицензирован Центральным банком Германии, а клиенты защищены немецкой схемой гарантирования вкладов до 100 000 евро. Всего открыто 10 офисов в различных странах. В 2021 году привлек финансирование в размере 900 млн долл. Ведет хронически убыточную деятельность.

Monzo Bank Ltd - онлайн-банк, базирующийся в Великобритании. Модель бизнеса компании построена на работе без филиалов и предложения пользователям учетные записи в Интернете. В декабре 2021 года Monzo закрыл раунд финансирования на 600 миллионов долларов. Ведет хронически убыточную деятельность. В 2021 году стало известно, что FCA расследует британский банк Monzo в связи с потенциальными нарушениями отмывания денег [17]. Угрозу для таких банков представляет ужесточение режима регулирования. Пока же некоторым финансовым компаниям, предоставляя банковские услуги, удается избегать надзора.

Таким образом, многие лидирующие финтех-компании ведут убыточную деятельность, вызванную, на наш взгляд, слабым менеджментом и погоней за клиентурой за счет удешевления тарифов, что снижает их инвестиционную привлекательность. Развитие роботизации некоторых бизнес-процессов или целых сегментов бизнеса с клиентами имеют хорошую перспективу, но не приведет к отказу от человеческого фактора и личностного взаимодействия клиента и банкира. Цифровая трансформация должна охватить клиентов финансовых организаций, но это не означает, что некоторая часть клиентуры будет изолирована в силу их консерватизма или ограниченных технических возможностей.

Цифровая трансформация является насущной необходимостью и определяет конкурентоспособность финансовых организаций. Цифровизация раскрывает рынок банковских услуг и продуктов для новых участников даже без согласия ведущих

игроков, в частности банков. Традиционные банки способны перестроиться и провести модернизацию своих бизнес-моделей с адаптацией цифровых технологий. Появление «необанков» или банков-претендентов должно рассматриваться как стимул для обычных банков к инновациям. Вместе с тем возможности цифровизации нельзя переоценивать, поскольку существует риск неудачного внедрения проектов, а также угроза краха финтех-компаний, которые ведут убыточную деятельность.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы, во-первых, цифровая трансформация является необходимостью и определяет конкурентоспособность финансовых организаций. Прежде, чем начать трансформацию, руководители должны подготовить почву для внедрения технологий, четко определить потребности и увидеть возможности, прежде чем инвестировать в финансовые технологии.

Во-вторых, цифровизация раскрывает рынок банковских услуг и продуктов для новых участников даже без согласия ведущих игроков, в частности банков. Однако преждевременно говорить об отмирании или значительном отставании традиционных банков от финтех-компаний.

В-третьих, традиционные банки способны перестроиться и провести модернизацию своих бизнес-моделей с адаптацией цифровых технологий. Появление «необанков» или банков-претендентов должно рассматриваться как стимул для обычных банков к инновациям.

Литература

1. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявление Правительства РФ и ЦБР от 05 апреля 2011 г. № 1472-п-П13, 01001/1280. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: программа: утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuP-gu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 11.07.2023).

3. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг. [Электронный ресурс]: информация Банка России. -URL: http://nfo2017.ru/ru/upload/on_2018_2020. pdf (дата обращения: 11.07.2023).

4. McDonald Mark P. A Revised Working Definition of Digital Transformation. - August 24, 2020. - URL: https://blogs.gartner.com/mark-mcdonald/2020/08/24/a-revised-working-definition-of-digital-transformation/ (дата обращения: 02.08.2023).

5. Definition of Digital Transformation - IT Glossary. Gartner. - URL: https://www.gartner.com/

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

Q. в

OJ О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

en/information-technology/glossary/digital-transformation (дата обращения: 02.08.2023).

6. A Comprehensive Glossary of Digital Transformation Terms. - URL: https://quixy.com/blog/ complete-glossary-of-digital-transformation-terms/ (дата обращения: 02.08.2023).

7. Pulse of Fintech H2'21. KPMG. - January 2022. -URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/ pdf/2022/02/pulse-of-fintech-h2-21.pdf (дата обращения: 02.08.2023).

8. Five fintech trends. - URL: https://www2.deloitte. com/tr/en/pages/risk/articles/fintech-trends-insight.html (дата обращения: 02.08.2023).

9. State of Fintech Q2 2022. - URL: https://www. cbinsights.com/reports/CB-Insights_Fintech-Report-Q2-2022.pdf (дата обращения: 02.08.2023).

10. Fintech Market: Global Industry Trends, Share, Size, Growth, Opportunity and Forecast 20222027. October 2022. - URL: https://www.re-searchandmarkets.com/reports/5682547/ fintech-market-global-industry-trends-share?utm_source=GNOM&utm_medium=-PressRelease&utm_code=59wljt&utm_cam-paign=1779383+-+Fintech+Global+Market+Re-port+2022%3a+Rapid+Digitalization+of+the+B-FSI + Industries + Bodes + Well + for + Sec-tor+Growth&utm_exec=como322prd (дата обращения: 02.08.2023).

11. Cambridge Dictionary. - URL: https://dictionary. cambridge.org/dictionary/english/challenger-b (дата обращения: 04.08.2023).

12. How Challenger Banks Are Changing Personal Finance. - Banks Editorial Team - March 19, 2022. - URL: https://www.banks.com/articles/ banking/challenger-banks/ (дата обращения: 02.08.2023).

13. Metro Bank PLC Annual Report & Accounts 2021. - URL: https://www.metrobankonline.co.uk/ globalassets/documents/customer_documents/in-termediaries/metro-bank-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 02.08.2023).

14. Revolut Ltd. Annual Report & Financial Statements 2020. - URL: https://assets.revolut.com/ pdf/Revolut%20Ltd%20Annual%20Report%20 YE%202020.pdf (дата обращения: 02.08.2023).

15. N26 Group Announces FY 2021 Financial Results - Focus on Customer Activity Drives Strong Revenue Growth. 11 OCTOBER 2022. - URL: https://n26.com/en-eu/press/press-release/ n26-group-announces-fy-2021-financial-results-focus-on-customer-activity-drives-strong-revenue-growth (дата обращения: 02.08.2023).

16. Monzo Bank Ltd. Annual report 2022. - URL: https://monzo.com/annual-report/2022/ (дата обращения: 04.08.2023).

17. FCA probes UK bank Monzo over potential money laundering breaches. Financial Times. - URL: https://www.ft.com/content/3b3281ef-f992-44c8-9afe-fdd507f6e80f (дата обращения: 04.08.2023).

FOREIGN EXPERIENCE IN DIGITALIZATION OF FINANCIAL SERVICES: NEW WAVE BANKS1

Krivoruchko S.V., Medvedeva M.B., Rizvanova I.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the context of intensifying competition in the financial services markets due to the penetration of new players into profitable product segments and increasing demands on the part of clients, digitaliza-tion creates unique opportunities for banks and other financial organizations. The potential for reducing transaction costs, increasing the efficiency of working with clients, speeding up and reducing the cost of transactions requires banks to pay attention to financial technologies, and especially not to ignore the successes of non-bank service providers, but to adequately use their achievements. The article reveals the essence of the new wave of banks, the advantages of Challenger banks over traditional national banks, and also analyzes foreign experience in the digitalization of financial services.

Keywords: digitalization of financial services, digital transformation, fintech companies, financial technologies, new wave banks.

References

1. On the Development Strategy of the Banking Sector of the Russian Federation for the period until 2015: Statement of the Government of the Russian Federation and the Central Bank of April 5, 2011 No. 1472-p-P13, 01-001/1280. Access from the reference legal system «Garant».

2. Digital economy of the Russian Federation [Electronic resource]: program: approved. by order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r. - URL: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuP-gu4bvR7M0.pdf (accessed: 07.11.2023).

3. Main directions of development of financial technologies for the period 2018-2020. [Electronic resource]: information from the Bank of Russia. - URL: http://nfo2017.ru/ru/upload/ on_2018_2020.pdf (accessed: 07.11.2023).

4. McDonald Mark P. A Revised Working Definition of Digital Transformation. - August 24, 2020. - URL: https://blogs.gartner.com/ mark-mcdonald/2020/08/24/a-revised-working-definition-of-digital-transformation/ (accessed: 08.02.2023).

5. Definition of Digital Transformation - IT Glossary. Gartner. -URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glos-sary/digital-transformation (accessed: 08.02.2023).

6. A Comprehensive Glossary of Digital Transformation Terms. -URL: https://quixy.com/blog/complete-glossary-of-digital-transformation-terms/ (accessed: 08.02.2023).

7. Pulse of Fintech H2'21. KPMG. - January 2022. - URL: https:// assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2022/02/pulse-of-fin-tech-h2-21.pdf (accessed: 08.02.2023).

8. Five fintech trends. - URL: https://www2.deloitte.com/tr/en/ pages/risk/articles/fintech-trends-insight.html (accessed: 08.02.2023).

9. State of Fintech Q2 2022. - URL: https://www.cbinsights.com/ reports/CB-Insights_Fintech-Report-Q2-2022.pdf (accessed: 08.02.2023).

10. Fintech Market: Global Industry Trends, Share, Size, Growth, Opportunity and Forecast 2022-2027. October 2022. - URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5682547/ fintech-market-global-industry-trends-share?utm_ source=GNOM&utm_medium=PressRelease&utm_code=59wl-jt&utm_campaign=1779383+-+Fintech+Global+Market+ Re-port+2022%3a+Rapid+Digitalization+of+the+BFSI+Indus-tries+Bodes+Well+for+Sector+Growth&utm_exec=como322prd (accessed: 08.02.2023).

11. Cambridge Dictionary. - URL: https://dictionary.cambridge.org/ dictionary/english/challenger-b (access date: 08.04.2023).

12. How Challenger Banks Are Changing Personal Finance. -Banks Editorial Team - March 19, 2022. - URL: https://www. banks.com/articles/banking/challenger-banks/ (accessed: 08.02.2023).

13. Metro Bank PLC Annual Report & Accounts 2021. - URL: https:// www.metrobankonline.co.uk/globalassets/documents/custom-

1 The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds on a state assignment to the Financial University.

er_documents/intermediaries/metro-bank-annual-report-2021. pdf (access date: 02.08.2023).

14. Revolut Ltd. Annual Report & Financial Statements 2020. -URL: https://assets.revolut.com/pdf/Revolut%20Ltd%20Annu-al%20Report%20YE%202020.pdf (accessed: 08.02.2023).

15. N26 Group Announces FY 2021 Financial Results - Focus on Customer Activity Drives Strong Revenue Growth. 11 OCTOBER 2022. - URL: https://n26.com/en-eu/press/press-release/ n26-group-announces-fy-2021 -financial-results-focus-on-

customer-activity-drives-strong -revenue-growth (accessed: 08.02.2023).

16. Monzo Bank Ltd. Annual report 2022. - URL: https://monzo. com/annual-report/2022/ (accessed: 08.04.2023).

17. FCA probes UK bank Monzo over potential money laundering breaches. Financial Times. - URL: https://www.ft.com/ content/3b3281ef-f992-44c8-9afe-fdd507f6e80f (accessed: 08.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.