Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телемедицина / цифровизация здравоохранения / умное здоровье / дистанционная медицина / телепомощь / telemedicine / digitalization of healthcare / smart health / remote medicine / telepresence

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И.И. Новикова, М.В. Червяков

В статье рассматривается международный опыт и тенденции развития цифровых платформ в сфере здравоохранения. В работе изучен опыт крупнейших зарубежных стран в сфере управления услугами телемедицины, их новейшие разработки и анализ экономической эффективности. Благодаря опыту западных стран, можно обнаружить и предотвратить возможные ошибки при внедрении услуг телемедицины в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN REGULATING TELEMEDICINE SERVICES

The article examines international experience and trends in the development of digital platforms in the field of healthcare. The paper examines the experience of the largest foreign countries in the field of telemedicine services management, their latest developments and analysis of economic efficiency. Thanks to the experience of Western countries, it is possible to detect and prevent possible errors when implementing telemedicine services in Russia.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ

И.И. Новикова, канд. экон. наук, доцент М.В. Червяков, магистр

Обнинский институт атомной энергетики - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Россия, г. Обнинск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-9-156-159

Аннотация. В статье рассматривается международный опыт и тенденции развития цифровых платформ в сфере здравоохранения. В работе изучен опыт крупнейших зарубежных стран в сфере управления услугами телемедицины, их новейшие разработки и анализ экономической эффективности. Благодаря опыту западных стран, можно обнаружить и предотвратить возможные ошибки при внедрении услуг телемедицины в России.

Ключевые слова: телемедицина, цифровизация здравоохранения, умное здоровье, дистанционная медицина, телепомощь.

С каждым годом развитие информационных технологий выходит на новый уровень - инновации внедряются во все сферы жизни современного человека, и система здравоохранения не является исключением. Прошедшая коронавирусная пандемия значительно увеличила спрос на медицинские услуги, в том числе телемедицину. Телемедицина представляет собой единую систему, которая объединяет медицину и компьютерные технологии. Она позволяет не только получать консультации врачей удаленно с помощью смартфона, но также дает возможность вести круглосуточный мониторинг, диагностику и обучение [5].

С непрерывным развитием технологий и возможностей искусственного интеллекта, телемедицина тоже претерпевает изменения. В процессе трансформации здравоохранения выявляются юридические, практические, технологически и финансовые проблемы, которые необходимо решать без ущерба здоровью человека [1].

Опыт развитых стран в сфере цифрови-зации медицины наглядно показывает, как преодолевать возникающие барьеры и эффективно использовать имеющиеся технологии на практике. В первую очередь необходимо привести в соответствие действующие нормативные акты, затрагивающие права граждан на получение медицинской помощи и деятельность самих

медицинских организаций. Разрозненность правовых положений создает непреодолимые барьеры для медицинских работников и потребителей медицинских услуг.

В процессе развития современного общества и технологий человек становится более «мобильным» в удовлетворении своих потребностей. Все больше услуг он может получать дистанционно - образование, развлечения, медицина. Технологии цифровой медицины развиваются в каждой стране по-разному, но цель одна для всех - повышать качество жизни и заботиться о здоровье своих граждан. Рассмотрим тенденции развития услуг телемедицины в разных странах мира.

1. Австралия. Система здравоохранения данной страны примечательна тем, что в ней отсутствует какое-либо законодательное закрепление оказания услуг телемедицины. Только некоторые организации и отраслевые органы в сфере здравоохранения выпустили инструкции по правилам предоставления таких услуг. Одна из инструкций, составленная австралийским агентством по регулированию деятельности практикующих врачей (ЛИРЯЛ), содержит положение, что врачам предоставляется возможность оказывать медицинскую помощь путем телемедицинских технологий без использования специального оборудования или программы. Простыми словами, врач оценивает возмож-

ность и уместность онлайн-консультации для конкретного пациента и может провести её любым удобным способом. Это могут быть доступные мессенджеры и сервисы для видео-звонков. Главное условие, чтобы данные приложения обеспечивали сохранность и защищенность персональных данных пациента. Медицинский совет Австралии также разработал свое руководство для врачей, практикующих телемедицину. Главное требование - пациент должен посетить один очный прием у врача за последние 12 месяцев до обращения за он-лайн-консультацией [6].

Большинство медицинских услуг в Австралии получают субсидирование из федерального бюджета и представляют собой единую систему Medicare. В период коро-навирусной пандемии в данную программу были внесены временные пункты, которыми предусматривалось оказание врачебной помощи с помощью информационных технологий, а именно добавление в возможные способы связи с пациентом обычный телефонный звонок. С 01 января 2022 года введенные изменения в период пандемии пролонгировали и закрепили на постоянной основе в системе Medicare. Основной принцип цифровой медицины в Австралии - телемедицинские услуги допускаются, если врач считает клинически целесообразным оказать консультацию именно таким образом.

2. Франция. Впервые услуги телемедицины были закреплены на законодательном уровне 21 июля 2009 года, путем внесения изменений в Закон о Первичной медико-санитарной помощи. В указанном законе закреплены пять возможных категорий деятельности, которые затрагивает телемедицина, а также механизм работы. Однако вплоть до 2014 года телемедицина существовала только в документах, на практике реализация произошла позднее. После легализации телемедицины в Законе о финансировании социального обеспечения, технологии телемедицины были внедрены в девяти регионах сроком на пять лет. Пилотный проект показал положительные результаты и после этого закон распространил своё действие на всю территорию Франции. С 2018 года во Фран-

ции услуги телемедицины стали компенсироваться из федерального бюджета и вошли в перечень медицинских услуг, подлежащих возмещению.

Коронавирусная пандемия также внесла свои коррективы в систему цифрового здравоохранения страны. В 2019 годы выделилось два направления телемедицина и телепомощь. Первая была ориентирована на медицинских специалистов и предусматривала под собой взаимодействие одного врача с другими узкими специалистами, а также с самим пациентом для оказания ему необходимой врачебной помощи. Например, беременная женщина была на приеме у терапевта, но внезапно начались схватки и врачу требуется содействие и поддержка акушера-гинеколога, которого нет в данной клинике. В таком случае он может воспользоваться услугами телемедицины и получить нужную консультацию от врача [2].

Что касается телепомощи, то здесь имеет место быть форма удаленного ухода за пациентом с использованием информационных технологий. В данном случае происходит взаимодействие пациента с вспомогательными специалистами сфера здравоохранения. Это могут быть фармацевты, медицинские сестры, специалисты психологической помощи.

1. Германия. Считаем, в этой стране самое масштабное законодательное закрепление услуг телемедицины. Вопросы дистанционной врачебной помощи, выписки электронных рецептов, защита персональных данных пациенты закреплены в законе Германии о защите данных пациентов (PDSG), Социальном кодексе Германии, федеральным рмочным соглашением Германии для врачей (BMW-A), законом Германии о лекарствах (AMG), законом Германии о рекламе лекарства и многими другими правовыми актами.

Услуги телемедицины были официально закреплены в законах в 2019 году с началом коронавирусной пандемии. Именно тогда онлайн-консультация добавили в перечень медицинских услуг, стоимость которых возмещалась пациенту страховыми компаниями. С этого времени врачам разрешалось предлагать пациентам

эксклюзивную телемедицинскую консультацию, если это казалось врачу доступным и целесообразным. В 2020 году вступил в силу закон о цифровом здравоохранении (DVG), который дал толчок к активной цифровизации системы здравоохранения страны. Благодаря ему, врачи могут не только оказывать онлайн-консультации, но и назначать пациенту цифровые приложения для мониторинга состояния своего здоровья. подобные приложения строго отслеживаются контролирующими органами и проходят проверку на достаточную защиту конфиденциальных данных пользователя.

Германия является первой страной в мире, которая раньше всех разрешила выписывать электронные рецепты, возмещать расходы на лечение и получать консультация через цифровые приложения. Одиннадцать из них в настоящее время работают в полной мере и помогают гражданам справляться с депрессией, нарушением сна или мигренью. Внедрение цифровых платформ для оказания медицинских услуг стало эффективным средством повышения темпов роста экономики страны. Так, после пандемии разработчикам подобных приложений предоставлялся ускоренный выход на рынок и в течение трех месяцев их приложения рекомендовали пациентам. По оценкам аналитиков,

жит расти и к 2024 годб году вырастет на 27% [3].

Опыт зарубежных стран служит хорошим примером для России и других развивающихся стран. Телемедицина может стать хорошим и надежным помощником в сфере поддержания достойного качества жизни и здоровья граждан [2].

Услуги телемедицины доступны на рынке уже продолжительное время, а пандемия только увеличила темпы развития технологий в данной сфере. В связи с высокой нагрузкой на систему здравоохранения, многие страны были вынуждены в быстром темпе разрабатывать и внедрять цифровые платформы для оказания врачебной и дополнительной помощи своим горожанам.

Учитывая необходимость оказания медицинских услуг на расстоянии, многие страны ввели временные указания и инструкции, другие закрепили сразу в нормативных актах правила оказания телемедицинских услуг. Такие действия значительно изменили устоявшееся представление о медицинской врачебной помощи. В данный момент необходимо оценить ранее действующее законодательство и механизмы цифровой медицинской помощи, решить возникающие проблемы и обеспечить дальнейшее эффективное развитие телездравоохранения.

рынок медицинских приложений продол-

Библиографический список

1. Аксенова Е.И. Регулирование услуг телемедицины в различных странах мира: экспертный обзор / Е.И. Аксенова, С.Ю. Горбатов. - М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. -35 с.

2. Мелик-Гусейнов Д.В. и др. Телемедицина: нормативно-правовое обеспечение, реалии и перспективы применения в отечественном здравоохранении // Экспериментальная и клиническая урология. - 2019. - № 1.

3. Шадеркин И.А., Шадеркина В.А. Удаленный мониторинг здоровья: мотивация пациентов / И.А. Шадеркин, В.А. Шадеркина // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2020. - № 3. - С. 37-43.

4. Записная Т.В. О формировании цифрового медицинского права // Медицинское право. - 2022. - № 1. - С. 34-38.

5. Коданева С.И. Цифровые технологии в здравоохранении: зарубежный опыт. Доклад по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Большие вызовы, научные основы прогнозирования и стратегического планирования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/medicine/01186199_0.html.

6. Перекопская В. Цифровизация здравоохранения: основные тренды. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/future/159546-cifrovizaciya-zdravoohraneniya-osnovnye-trendy.

FOREIGN EXPERIENCE IN REGULATING TELEMEDICINE SERVICES

I.I. Novikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Chervyakov, Master

Obninsk Institute of Atomic Energy - branch of the National Research Nuclear University

"MEPhI"

(Russia, Obninsk)

Abstract. The article examines international experience and trends in the development of digital platforms in the field of healthcare. The paper examines the experience of the largest foreign countries in the field of telemedicine services management, their latest developments and analysis of economic efficiency. Thanks to the experience of Western countries, it is possible to detect and prevent possible errors when implementing telemedicine services in Russia.

Keywords: telemedicine, digitalization of healthcare, smart health, remote medicine, telepresence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.