7.4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РФ
Галкина Наталия Михайловна, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин
Место учебы: Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ)
Аннотация: Анализ некоторых научных трудов обосновывает необходимость внесения в гражданское законодательство положений поставки нефти и нефтепродуктов как разновидности договора купли - продажи. Поэтому целью статьи является краткое исследование зарубежного опыта поставки нефти и нефтепродуктов с целью выявления и применения наилучших практик.
Проведенное исследование основано на применении общенаучных и специальных методов и подходов. Исходным научным материалом статьи являются только теоретические наработки ученых и специалистов применительно к договору поставки.
Предлагается кратко рассмотреть особенности договора поставки нефти и нефтепродуктов в зарубежных странах с целью применения их наилучших практик.
Ключевые слова: поставка нефти и нефтепродуктов, договор поставки, международное законодательство, федеральный закон
FOREIGN EXPERIENCE OF REGULATION OF THE SUPPLY OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN THE RF
Galkina Natalia M., Graduate student of the Department of civil and law disciplines
Study place: Moscow city Government University of management, Moscow (MGOU)
Annotation: Analysis of some scientific publications substantiates the need for the provisions of the civil law in the delivery of oil and oil products as a kind of contract of purchase - sale. Therefore, the aim of the article is a brief study of foreign experience in supply of oil and petroleum products in order to identify and apply best practices. The study is based on the application of scientific and special methods and approaches. The starting material scientific articles are only theoretical achievements of scientists and experts in relation to the supply agreement.It is proposed to consider briefly the features of a contract to supply oil and oil products in foreign countries to apply their best practices
Keywords: Supply of oil and oil products supply agreement, international law, the federal law
Важным вопросом, требующим разрешения при рассмотрении проблемы правового регулирования поставок нефти и нефтепродуктов и возможности применения в отечественном законодательстве, является исследование соотношения государственного регулирования и регулирования частноправового в правовой регламентации отношений по поставке нефти и нефтепродуктов.
Сочетание частного и публичного начала обусловливает специфику энергетической сферы именно как предпринимательской [1].
В качестве зарубежных стран, изучение опыта правового регулирования поставки нефти и нефтепродуктов которых представляет наибольший интерес, стоит рассмотреть Соединенные Штаты Америки, Норвегию, Казахстан.
Данный выбор обусловлен схожими с Российской Федерацией условиями рынка нефти и нефтепродуктов.
США среди индустриально развитых стран отличаются наименьшим вмешательством государства в деятельность нефтяного сектора.
В отличие от других стран, где трубопроводные системы изначально являлись собственностью и прерогативой государства и государственных компаний и лишь недавно перешли в руки частных собственников, в США деятельность по трубопроводной транспортировке всегда осуществлялась частными независимыми от государства компаниями.
До сравнительно недавнего времени, отношения по транспортировке нефти по магистральному трубопроводу в СшА строились на основании договоров купли-продажи, по которым трубопроводная компания приобретала нефть или газ у промысловых компаний и самостоятельно продавала его потребителям. Однако с развитием антимонопольного регулирования и законодательства об экономических отношениях между штатами, отношения по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам (далее - ТНМН) поменяли структуру.
В настоящее время отношения между отправителем и нефтепроводной компанией строятся на основании, так называемого, «тарифного соглашения». Тарифные соглашения построены по одной и той же схеме: в одном документе содержатся общие условия транспортировки, а в другом непосредственно транспортный тариф. В соответствии с законодательством (Законом о Коммерческих отношениях между штатами, 1887 года [The Interstate Commerce Act of 1887] с учетом последующих изменений) такие соглашения подлежат регистрации в Федеральной Комиссии по Энергетическому Регулированию. Функция этого органа заключается в том, чтобы контролировать условия, на которых трубопроводные компании предоставляют свои услуги, и обеспечить наличие условий для равного недискриминационного доступа третьих лиц к таким услугам. Упомянутый выше закон предусматривает, чтобы такие общие положения, а также тарифные ставки были «справедливыми и разумными», а также:
«Нефтепроводным компаниям прямо запрещено делать скидки или предоставлять какие-либо необоснованные привилегии отправителям, либо выдвигать в отношении отправителей какие-либо дискриминационные условия при транспортировке товаров, предоставлении услуг или установлении тарифов» [13]. При осуществлении транспортировки нефти многие компании в США используют технику транспортировки нефти в партиях («batches»). Это может достигаться либо с помощью поддержания особого режима давления в трубопроводе, либо с помощью специальных разделителей, передвигающихся в трубопроводе вместе с партией нефти и препятствующих ее смешению с другими партиями. В этом случае вопросов, связанных со смешением нефти, соответственно, практически не
Галкина Н. М.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РФ
возникает, и в пункте назначения получателю сдается именно та нефть, которая была сдана отправителем.
Другие же компании не осуществляют транспортировку в партиях, но смешивают нефть различных отправителей:
«В результате, тарифные соглашения обычно предусматривают, что трубопроводная компания не обязана доставить нефть идентичную сданной, а также что трубопроводная компания не несет ответственности за изменение массы и качества нефти, произошедшее во время нахождения нефти во владении трубопроводной компании».
Правовое регулирование поставки нефти и нефтепродуктов в Норвегии кардинально отличается от Соединенных Штатов Америки.
В Норвегии исторически сложилась система государственного контроля над крупнейшими сферами экономики, в том числе в нефтяной промышленности и трубопроводном транспорте. В целом норвежское законодательство характеризуется тем, что в регулировании отношений, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов преобладают публично-правовые начала, что обусловлено социально-направленным развитием норвежского общества и государства.
Базовой предпосылкой в формировании норвежской системы регулирования освоения и оборота нефтяных ресурсов является общественная собственность на них. Исходя из этого, власти Норвегии выступают одновременно и как субъект национальной экономики (владелец ресурсов), и как субъект регулирования социально-экономических процессов. Такая позиция вынуждает ограничивать чисто рыночные методы - в основном, финансовые - и более широко использовать институциональные методы [2].
Рассматриваемые отношения в Норвегии регулируются Законом от 29 ноября 1996 года № 72 «О нефтяной деятельности» [3], который в статье 4-11 определяет порядок поставки нефти для удовлетворения национальных потребностей, порядок ценообразования, оплаты, возмещение транспортных расходов, получателя продукции. В случае если соглашение об условиях поставке не достигается, условия таковой определяются Королевским министерством нефти и энергетики.
Статья 4-12 указанного правового акта устанавливает порядок исполнения обязанностей по поставке нефти в случае войны или другого чрезвычайного кризиса. Стоит отметить, что в указанном случае цена поставленной нефти определяется не рыночной конъюнктурой, а Королем Норвегии.
Предусматриваются некоторые ограничения вмешательства государства в коммерческую деятельность. Так, согласно ст.8 Постановления к Закону о нефтяной деятельности государство или его представители не должны получать информацию о поставщиках или иметь право голова при разрешении вопросов, относящихся к поставщикам.
Тем не менее после реализации нефти регламентируется предоставление соответствующей информации после окончания каждого квартала о конкретных объемах проданной продукции, кому она была продана и по каким ценам (ст.30 Постановления) [4].
Так, указанные правовые акты регламентируют порядок осуществления государственного контроля (и соответствующие обязанности поставщиков) за объемами поставки нефти, ценами, условиями оплаты, по-
купателями, целевым назначением поставляемой нефти .
Общее правило установления нормативной цены на нефть, установленное статьей 2 указанного правового акта: «Нормативная цена должна соответствовать цене нефти, по которой она может быть продана в торге между двумя независимыми сторонами на свободном рынке»1.
Анализ законодательства Норвегии об обороте нефти и нефтепродуктов показал наличие обоснованного и эффективного взаимообусловленного взаимодействия как рыночных, так и административных способов регулирования поставки нефти и нефтепродуктов.
Как показал анализ законодательства зарубежных стран, распространенной практикой, которая себя в полной мере оправдала, является наличие в правовой системе нормативных правовых актов, достаточно детально регламентирующих отношения, регулирующие особенности оборота нефти и нефтепродуктов как специфического товара.
При этом представляется необходимым провести мониторинг соответствующих нормативных правовых актов в отношении стран ближнего зарубежья, в том числе государств-участников Содружества Независимых Государств, которые имеют схожие политические, социальные, экономические условия, устойчивые хозяйственные и деловые связи, а также во многом сходное, имеющее единую основу, законодательство [5,6,7,8].
Правовые акты государств Содружества регулируют соответствующие отношения с учетом специфических особенностей хозяйствования, уровня административного регулирования, обеспеченности собственными углеводородными ресурсами и другими обстоятельствами.
Наиболее разработанным, отвечающим современным потребностям рынка и соответствующим опыту мировой практики является Закон республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».
Под нефтепродуктами рассматриваемый закон понимает лишь отдельные его виды: бензин, авиационное и дизельное топливо, мазут (п. 10 ст.1 Закона).
Также даются определения понятий производителя, оптового поставщика и оптовой реализации нефтепродуктов.
Отношения по реализации нефтепродуктов рассматриваемый закон регулирует только на отношения, связанные с предпринимательской деятельностью (ст.3 Закона).
Правовая система Российской Федерации, бесспорно, нуждается в подобном правовом акте, который бы разрешил имеющиеся в настоящее время правовые коллизии и пробелы регламентации указанных отношений, создал бы необходимую нормативную базу, как для разработки ведомственных документов, так и совершенствования договорной работы по поставке нефти и нефтепродуктов.
Необходимо отметить, что соответствующие федеральные законы неоднократно разрабатывались и вносились на рассмотрение законотворческих органов Российской Федерации [9], однако в силу ряда обстоятельств они так и не были приняты.
1 Такие нормативные цены используются не для регулирования рынка, а только в расчетных целях при начислении налогов на нефтедобывающие компании, чтобы исключить попытки уклонения от налогов путем искусственного занижения прибыли.
Однако и сегодня проекты указанных правовых актов продолжают разрабатываться.
Так, стоит отметить проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» [10], подготовленный Федеральной антимонопольной службы (далее - проект Закона об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов).
Так, проект Закона об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов регулирует особенности отношений, возникающих при производстве (добыче), торговле, хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов, а его основными целями являются:
- обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, осуществляющих оборот нефти и нефтепродуктов, баланса экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей;
- создание условий для эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов.
Так, проект Закона об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов вводит следующие термины:
- оборот нефти и нефтепродуктов - производство (добыча), передача, хранение, оптовая и розничная торговля, отгрузка, транспортировка, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;
- оптовая торговля нефтепродуктов - приобретение и продажа моторного топлива для использования его в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием, в том числе:
- крупнооптовая торговля нефтепродуктов - предпринимательская деятельность, связанная с поставкой нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов;
- мелкооптовая торговля нефтепродуктов - предпринимательская деятельность, связанная с поставкой нефтепродуктов с мест хранения нефтепродуктов (хранилищ, нефтебаз).
Также необходимо обратить внимание на установление статьей 4 проекта Закона об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов ограничений на совмещение оптовой реализации различных видов нефтепродуктов (моторного топлива и автомобильного бензина, дизельного топлива).
Вместе с тем, несмотря на явно прогрессивные положения указанного проекта нормативного правового акта, он не в полной мере разрешает все имеющиеся проблемы в области оборота нефти и нефтепродуктов и требует серьезной доработки с учетом интересов всех участников гражданского оборота.
Проведенное исследование позволяет прийти к выводу о том, что законодательство Российской Федерации в части регулирования договора поставки в основном соответствует условиям рынка, имеет необходи-
2 В соответствии с Пояснительной запиской к проекту Закона об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов указанный законопроект разработан в целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации, усовершенствования законодательства в нефтяной отрасли обеспечения прозрачности ценообразования, унификации требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упрощения процедуры организации торговой деятельности для субъектов мелкооптовой и розничной торговли, создания основы для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации нефтепродуктов, а также формулирования требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке.
мые правовые институты, позволяющие обеспечивать гарантии защиты и восстановления прав и законных интересов участников гражданского оборота, также публичных интересов, поступательно развивается как с учетом преемственности достижений цивилистики дореволюционного периода истории, так и принимая во внимание специфику современного гражданского права и существующего мирового опыта правового регулирования отношений по поставке продукции.
Вместе с тем, правовая регламентация договора поставки нефти и нефтепродуктов не в полной мере соответствует требованиям времени и не учитывает имеющиеся потребности субъектов гражданско-правовых отношений. Отсутствие специального правового акта уровня федерального закона, регулирующего особенности оборота нефти и нефтепродуктов, несмотря на неоднократные попытки его принятия, крайне отрицательно сказывается как на развитии и дальнейшем совершенствовании отношений по поставке нефти и нефтепродуктов, негативно отражается на уровне инвестиционной привлекательности рынка Российской Федерации, прозрачности соответствующих процедур и других важнейших обстоятельствах.
Таким образом, принятие указанного правового акта является одной из главных задач развития законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
Список литературы:
1. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательство // Правовые проблемы. М., 2005. С. 10.
2. http://www.oilgasindustry.ru/print.php?id=8345.
3. Законодательство Норвегии по нефти и газу. «ЭПИцентр». М., 2010. С. 105-108.
4. Постановление к Закону о нефтяной деятельности. Введено Королевским указом от 14 июня 1985 г. в соответствии с Законом от 22 марта 1985 г. № 11, регулирующим нефтяную деятельность, Статья 57. В последний раз поправки внесены Королевским указом от 20 декабря 1996 г. // Законодательство Норвегии по нефти и газу // http://www.yabloko.ru/Publ/Norway/p17-12-76A.html
5. Закон Республики Молдова от 30 июля 2001 года №461-XV «О рынке нефтепродуктов» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5124;
6. Закон Республики Таджикистан от 30 июля 2007 года № 309 «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» // http://base2.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18411;
7. Закон Туркменистана от 20 августа 2008 года № 208-III «Об углеводородных ресурсах» // http://www.turkmenbusiness.org/content/zakon-turkmenistana-ob-uglevodorodnykh-resursakh;
8. Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» // http://mgm.gov.kz/index.php?option=com_content&view=categ ory&layout=blog&id=55&Itemid=80&lang=ru;
9. http://www. ngv. ru/i/magazi ne_article/pdf_fi le_205. pdf;
10. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base= PRJ;n=99064;div=PRJ;mb=PRJ;ts=1848020C96D98BEE8513549 2C2FF81 F9;ts=F0164A4BB7E2279F3EAD7DB2C89AE66F;
11. Галкина Н.М. Особенности договора поставки нефти и нефтепродуктов // Журн. Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 113-118;
12. Галкина Н.М. Специфика предмета договора поставки нефти и нефтепродуктов // Журн. Бизнес в законе. 2014. №4. С. 87-91;
13. B.Nielson, Tariffs atad other agreements relating to transportation on interstate oil pipelines, in Oil and Natural Gas Pipe-
Галкина Н. М.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РФ
lines: Wellhead to End User, Rocky Mt. Min. L. Fdn. 1995, p.8B-3.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Галкиной Наталии Михайловны на тему: «Зарубежный опыт регулирования поставки нефти и нефтепродуктов и возможность его применения в РФ» В статье рассматривается специфика предмета договора одного из самых распространенных, в договорных отношениях нефтяных компаний, договора поставки нефти и нефтепродуктов. Данный вопрос является актуальным, так как договор поставки нефти и нефтепродуктов в настоящее время является наиболее распространенным в договорных отношениях компаний и холдинговых групп.
Автор проводит сравнительную характеристику опыта правового регулирования поставки нефти и нефтепродуктов на примере Соединенных Штатов Америки, Норвегии, Казахстана, так как вышеперечисленные страны обладают схожими с Российской Федерацией условиями рынка нефти и нефтепродуктов. Как показал анализ законодательства зарубежных стран, распространенной практикой, которая себя в полной мере оправдала, является наличие в правовой системе нормативных правовых актов, достаточно детально регламентирующих отношения, регулирующие особенности оборота нефти и нефтепродуктов как специфического товара.
Таким образом, автор делает вывод о том, что необходимо внести и утвердить дополнения в правовой системе Российской Федерации, которые бы разрешили имеющиеся в настоящее время правовые коллизии и пробелы регламентации указанных отношений; создали бы необходимую нормативную базу, как для разработки ведомственных документов, так и совершенствования договорной работы по поставке нефти и нефтепродуктов.
Полагаю, что рецензируемая статья представляет научный интерес и, безусловно, заслуживает публикации в ведущих российских рецензируемых журналах.
Руководитель юридического отдела ООО «Аквахим», канд. юрид. наук
Савельева Н.С.