Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования экономических отношений'

Зарубежный опыт регулирования экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ / ECONOMY / ECONOMIC RELATIONS / PRINCIPLES OF ECONOMIC SYSTEMS / ORGANS OF STATE POWER / CONSTITUTION OF INDIVIDUAL STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безрукова Олеся Владимировна

Актуальность и цели. Цель работы на основе анализа конституций отдельных зарубежных стран рассмотреть особенности регулирования вопросов экономики, финансов, бюджета. Материалы и методы. Статья подготовлена на основе анализа конституций отдельных зарубежных стран в части, касающейся регулирования экономических отношений. Основные методы, использованные при написании статьи, сравнительно-правовой, формально-юридический. Результаты. В ходе исследования норм зарубежного законодательства в части регулирования экономических отношений отмечена взаимообусловленность социально-экономического и конституционно-правового развития, их взаимосвязь. Представленный анализ зарубежного законодательства констатирует значимость как закрепления, так и разъяснения в конституциях приоритетов, в частности социально-экономических. При этом не имеет принципиального значения, какой государственный строй провозглашен в той или иной стране, политика реализуется в зависимости от гарантируемых конституционных ценностей, как ими государство обеспечивает общество, как они будут доступны правосознанию народа. Выводы. Обобщая содержание норм зарубежных конституций, можно сформулировать следующее: выделяется особая роль экономики страны в текстах зарубежных конституций от фиксации базовых положений в отдельных нормах до включения специальных разделов или глав; закрепляется базовая роль публичных институтов в регулировании стратегии экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безрукова Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS

Background. The purpose of the work is to consider peculiarities of regulation of questions of economy, finance, budget on the basis of the analysis of constitutions of certain foreign countries. Materials and methods. This article was prepared on the basis of the analysis of constitutions of certain foreign countries in respect of regulation of economic relations. The main techniques used when preparing the article included comparative-legal, formal-legal methods. Results. In the course of the study of the norms of foreign legislation regulating economic relations the author marked the interdependence of socio-economic and constitutional development, the relationship between them. The presented analysis of foreign legislation acknowledges the importance of consolidation as well as clarification of priorities in constitutions, in particular the socio-economic ones. In this case, it does not matter what system of government is proclaimed in the country, the policy is implemented depending on guaranteed constitutional values, on how the state ensures the society, on their availability to legal awareness of people. Conclusions. Summarizing the content of norms of foreign constitutions, the following can be stated: a special role of the economy in the texts of foreign constitutions is distinguished from fixing basic provisions in individual standards to introduction of special sections or chapters; a basic role of public institutions in regulation of economic development strategies of countries is fixed.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования экономических отношений»

УДК 342.417

О. В. Безрукова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация.

Актуальность и цели. Цель работы - на основе анализа конституций отдельных зарубежных стран рассмотреть особенности регулирования вопросов экономики, финансов, бюджета.

Материалы и методы. Статья подготовлена на основе анализа конституций отдельных зарубежных стран в части, касающейся регулирования экономических отношений. Основные методы, использованные при написании статьи, - сравнительно-правовой, формально-юридический.

Результаты. В ходе исследования норм зарубежного законодательства в части регулирования экономических отношений отмечена взаимообусловленность социально-экономического и конституционно-правового развития, их взаимосвязь. Представленный анализ зарубежного законодательства констатирует значимость как закрепления, так и разъяснения в конституциях приоритетов, в частности социально-экономических. При этом не имеет принципиального значения, какой государственный строй провозглашен в той или иной стране, политика реализуется в зависимости от гарантируемых конституционных ценностей, как ими государство обеспечивает общество, как они будут доступны правосознанию народа.

Выводы. Обобщая содержание норм зарубежных конституций, можно сформулировать следующее: выделяется особая роль экономики страны в текстах зарубежных конституций - от фиксации базовых положений в отдельных нормах до включения специальных разделов или глав; закрепляется базовая роль публичных институтов в регулировании стратегии экономического развития страны.

Ключевые слова: экономика, экономические отношения, принципы экономического строя, органы государственной власти, конституции отдельных государств.

О. V. Bezrukovû.

FOREIGN EXPERIENCE OF REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS

Abstract.

Background. The purpose of the work is to consider peculiarities of regulation of questions of economy, finance, budget on the basis of the analysis of constitutions of certain foreign countries.

Materials and methods. This article was prepared on the basis of the analysis of constitutions of certain foreign countries in respect of regulation of economic relations. The main techniques used when preparing the article included comparative-legal, formal-legal methods.

Results. In the course of the study of the norms of foreign legislation regulating economic relations the author marked the interdependence of socio-economic and constitutional development, the relationship between them. The presented analysis of foreign legislation acknowledges the importance of consolidation as well as clarification of priorities in constitutions, in particular the socio-economic ones. In this

case, it does not matter what system of government is proclaimed in the country, the policy is implemented depending on guaranteed constitutional values, on how the state ensures the society, on their availability to legal awareness of people.

Conclusions. Summarizing the content of norms of foreign constitutions, the following can be stated: a special role of the economy in the texts of foreign constitutions is distinguished - from fixing basic provisions in individual standards to introduction of special sections or chapters; a basic role of public institutions in regulation of economic development strategies of countries is fixed.

Key words: economy, economic relations, principles of economic systems, organs of state power, constitution of individual states.

Важной особенностью конституций большинства зарубежных стран является наличие самостоятельных разделов, глав, которые регулируют вопросы экономики, финансов, бюджета. Подобное свойство выражает логичность создания не только конституционной основы для данных приоритетов, подчеркивая их первостепенную значимость, но и последующее их разъяснение. К примеру, Конституция Японии 1947 г. содержит раздел VII «Финансы» [1], Конституции ФРГ 1949 г. - раздел Х «Финансы» [2], Конституция Итальянской Республики 1947 г. - гл. III «Экономические отношения» [3], Конституции Республики Кипра 1960 г. - ч. Х! «Положения о государственных финансах» [4], Конституция Литовской Республики 1992 г. - гл. ХI «Финансы и государственный бюджет», Конституция Великого герцогства Люксембурга - гл. VIII «О финансах» [5], Конституция Республики Македония 1991 г. - ч. 4 гл. II «Основы экономических отношений» [6], Конституция Республики Мальты 1964 г. - гл. К «Финансы» [7], Конституция Республики Молдова 1994 г. - раздел IV «Национальная экономика и публичные финансы» [8], Конституция Княжества Монако 1962 г. - титул IV «Публичное достояние, публичные финансы» [9], Конституция Республики Польша 1997 г. -раздел Х «Публичные финансы» [10], Конституция Португальской Республики 1976 г. - ч. II «Экономическая организация общества», раздел IV «Финансовая и фискальная система», Конституция Румынии 1991 г. - ч. IV «Экономика и публичные финансы», Конституция Словацкой Республики 1992 г. -гл. III (раздел I) «Экономика Словацкой Республики», Конституция Республики Словения 1990 г. - гл. III «Экономические и социальные отношения», гл. IV «Публичные финансы» [11], Конституция Турецкой Республики 1982 г. -ч. 4 «Финансовые и экономические положения», Конституция Финляндии 1999 г. - гл. 7 «Государственные финансы» [12], Союзная конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г. - раздел 7 «Экономика» (ст. 94 «Принципы экономического строя»), гл. 3 «Финансовое устройство», Конституция Швеции - гл. 9 «Финансовая власть» [13], Конституция Эстонской Республики 1992 г. - гл. VIII «Финансы и государственный бюджет» [14], Конституция Союзной Республики Югославия 1992 г. - раздел III «Экономическое устройство» [15].

Конституция Испании 1978 г. содержит ч. VII «Об экономике и хозяйстве». Статья 128 Конституции Испании [16] провозглашает: «1. Все виды богатств страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам. 2. Признается право государственной инициативы в экономической деятельности. Закон может резервировать за государствен-

ным сектором важнейшие ресурсы или услуги, особенно в случаях монополии, а также разрешать участие в управлении предприятиями, когда этого требуют общие интересы». Раздел седьмой Конституции Испании, в котором помещена цитируемая норма, отводит особую роль государству. Так, ст. 129 указывает на то, что органы государственной власти «активно развивают разные формы предпринимательской деятельности». Согласно ст. 130 органы государственной власти заботятся о модернизации и развитии всех отраслей экономики, в частности земледелия, животноводства, рыболовства и различных ремесел, в целях выравнивания уровня жизни всех испанцев. Статья 131 непосредственно предусматривает возможность «планирования экономической деятельности в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатства, а также наиболее справедливого их распределения».

Конституция Литовской Республики [17] в гл. IV «Народное хозяйство и труд» также уделяет внимание роли государства в регулировании экономических отношений. Статья 46 устанавливает, что государство оказывает поддержку общественно полезным хозяйственным усилиям и инициативе. Государством регулируется хозяйственная деятельность таким образом, чтобы она служила благу народа. Статья 14 Конституции Княжества Лихтенштейн [18] провозглашает: высшей обязанностью государства является способствовать общественному благосостоянию. Статья 20 Конституции Королевства Нидерландов [19] закрепляет, что государственные органы должны заботиться о справедливом распределении богатства. Статья 166 Конституции Турецкой Республики [20] предусматривает: «Планирование экономического, социального и культурного развития, быстрое сбалансированное и гармоничное развитие промышленности и сельского хозяйства по всей стране, эффективное использование национальных ресурсов на основе всестороннего анализа и оценки, а также создание необходимой организации для этой цели - обязанность государства». Сквозь последующие нормы Конституции проведена линия «общественного интереса»: о контроле за состоянием рынков и регулированием внешней торговли (ст. 167), об исследованиях эксплуатации природных ресурсов (ст. 168), о защите лесных ресурсов (ст. 169), о содействии кооперативам (ст. 171) и др.

Союзная конституция Швейцарской Конфедерации [21] подробно регулирует порядок реализации государством публичных интересов в экономической сфере и различных отраслях народного хозяйства. Например, ст. 75 определяет принципы «пространственного планирования», которое должно служить целесообразному и экономному использованию земли и упорядоченному заселению страны. Раздел 7 называется непосредственно «Экономика». Статья 94 «Принципы экономического строя», помимо провозглашения принципа экономической свободы, дополняет тем, что государство соблюдает интересы швейцарского народного хозяйства и содействует частному хозяйству в интересах благосостояния и экономической безопасности населения. Отдельные статьи раздела раскрывают общие положения денежной, валютной, внешнеэкономической политики, политики в отношении конъюнктуры и т. д.

Наибольший интерес среди европейских стран вызывает Конституция Португальской Республики [22], содержащая ч. II «Экономическая организация общества». Статья 80 определяет принципы социально-экономической организации, к которым относит:

- подчинение экономической власти демократической политической власти;

- сосуществование государственного сектора, частного сектора и кооперативного и общественного сектора;

- свобода предпринимательской организации и инициативы в рамках смешанной экономики;

- обобществление средств производства и земель, а также природных ресурсов в соответствии с общественными интересами;

- демократическое планирование социально-экономического развития;

- защита кооперативной и общественной собственности на средства производства;

- участие организаций, представляющих трудящихся, и организаций, представляющих экономически активных лиц, в определении главных социально-экономических мер.

В ст. 81 Конституции Португальской Республики закреплены обязанности государства в экономической и социальных сферах. В тексте Конституции используются такие формулировки, как «стратегия устойчивого развития», «социальная справедливость», «распределение национального богатства», «сбалансированный рост всех секторов и регионов», «эффективное функционирование рынка» и т.д. Они указывают на реальное стремление публичных институтов к идеалам социального государства. Провозглашен отход от принципов индивидуализма, стихийного развития рынка, участия государства в экономике страны на основе функций «ночного сторожа». В Конституции четко проведено понятие общественного интереса, которое определяет частные моменты правового регулирования в заявленной сфере: требования к обобществлению (ст. 83), содержание общественного владения (ст. 84), цели иностранных капиталовложений (ст. 87), судьба средств производства, оставленных владельцами (ст. 88). Специальные разделы посвящены сельскохозяйственной, торговой и промышленной политике (раздел III) и финансовой и фискальной системам (раздел IV). Кстати, ст. 103 фиксирует основную цель фискальной системы - справедливое распределение доходов и богатств, а ст. 104 дополняет, что специальный налог нацелен на приспособление потребления к эволюции потребностей экономического развития и социальной справедливости. Раздел II закрепляет конституционные основы планирования экономического и социального развития государства, которое должно сочетать как стимулирование экономического роста, так гармонизированное развитие секторов и областей, справедливое распределение национального продукта между всеми гражданами страны, координацию экономической политики с социальной, защиту сельской округи, охрану качества жизни португальского народа. Нетрудно увидеть, что индивидуалистические ценности отсутствуют в приведенном перечне. Раздел III ч. I Конституции Португальской Республики содержит полный комплекс социально-экономических прав и обязанностей. Предназначение ч. II «Экономическая организация общества» заключается в стремлении гармонизировать индивидуализм и коллективизм на благо развития как единичного, так и целого.

К сущностным характеристикам Конституции Румынии [23] следует отнести провозглашение присущего данной стране типа экономики, его принципов, характеристику содержательных элементов рыночной экономики; проиллюстрирована неразрывная взаимосвязь экономики с финансовой политикой. В рамках единой ч. IV «Экономика и публичные финансы» законодатель сосредоточил нормы, закрепляющие полномочия Счетного Суда как органа, контролирующего осуществление экономической, финансовой и бюджетной политики. Так, ст. 134 гласит: «1. Экономика Румынии является рыночной экономикой. 2. Государство должно обеспечить: а) свободу торговли, защиту добросовестной конкуренции, создание благоприятных правил для реализации всех факторов производства; Ь) защиту национальных интересов в экономической, финансовой и валютной деятельности; с) стимулирование национальных научных исследований; ф эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с национальными интересами; е) восстановление и охрану окружающей среды, а также сохранение экологического равновесия;

создание условий, необходимых для повышения качества жизни». В Конституции Румынии легитимирован предел собственности. Статья 135 Основного закона «Собственность» определяет: «1. Государство охраняет собственность. 2. Собственность является публичной или частной. 3. Публичная собственность принадлежит государству или административно-территориальным единицам. <...> 6. Частная собственность неприкосновенна при условиях, установленных законом».

Конституция Республики Сан-Марино [24] небольшая по объему, но содержательная в своей основе. В частности, ст. 10 указывает: «Собственность и частная экономическая инициатива гарантируются. Закон очерчивает их пределы с целью защиты публичного интереса».

Конституционной регламентации вопросов экономики Словацкой Республики [25] присущи некоторые особенности. Во-первых, присутствует специальный раздел (хотя небольшой по своему объему), посвященный регулированию вопросов экономики. Во-вторых, к сущностным характеристикам следует отнести то, что экономика Словацкой Республики строится на принципах социально и экологически ориентированного рыночного хозяйства. В-третьих, установлению подлежит тот факт, что государство поддерживает и поощряет «экономическое соревнование» [26, с. 106] (ст. 55). В-четвертых, вызывает интерес при регулировании вопросов экономики конституционно-правовая формулировка: «подробности устанавливаются законом». Данное положение свидетельствует первоочередно о конституционно-правовой регламентации с последующей детализацией. Краткость и лаконичность норм, свойственная экономической структуре Конституции Словацкой Республики, характеризуется содержательным закреплением основ экономики. Следовательно, содержательная сторона подобного конституционно-правового регулирования оказывает значительное влияние на отраслевое законодательство.

Обобщая содержание норм зарубежных конституций, можно сформулировать следующее: выделяется особая роль экономики страны в текстах зарубежных конституций - от фиксации базовых положений в отдельных нормах до включения специальных разделов или глав; закрепляется базовая роль публичных институтов в регулировании стратегии экономического развития страны. Столь подробная справка есть свидетельство взаимообусловленности социально-экономического и конституционно-правового развития,

их взаимосвязи. Представленный анализ зарубежного законодательства констатирует значимость как закрепления, так и разъяснения в конституциях приоритетов, в частности социально-экономических. При этом, как показывает проведенное исследование, не имеет принципиального значения, какой государственный строй провозглашен в той или иной стране, политика реализуется в зависимости от гарантируемых конституционных ценностей, как ими государство обеспечивает общество, как они будут доступны правосознанию народа.

Список литературы

1. Конституции Японии 1947 года. - URL: http://asiapacific.narod.ru/countries/japan/ constitusion_ofJapan.htm

2. Конституция Федеративной Республики Германии (Основной закон Федеративной Республики Германии) от 23 мая 1949 года. - URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864885.htm

3. Конституция Итальянской Республики 1947 года. - URL: http://constitution. garant.ru/DOC_3864831.htm#sub_para_N_992

4. Конституция Республики Кипр от 16 августа 1960 года. - URL: http://constitution. garant.ru/DOC_3864835.htm

5. Конституция Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 года. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864843.htm

6. Конституция Республики Македонии от 17 ноября 1991 года. - URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864845.htm

7. Конституция Республики Мальты от 1964 года. - URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864847.htm

8. Конституция Республики Молдовы от 29 июля 1994 года. - URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864849.htm

9. Конституция Княжества Монако от 17 декабря 1962 года. - URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864851.htm

10. Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 года. - URL: http://constitution. garant.ru/DOC_3864857.htm

11. Конституция Словении (Республики Словения) от 23 декабря 1990 года. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864903.htm

12. Конституция Финляндии (Финляндской Республики) от 11 июня 1999 года. -URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864909.htm

13. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 года. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864917.htm

14. Конституция Эстонии (Эстонской Республики) от 28 июня 1992 года. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864919.htm

15. Конституция Югославии (Союзной Республики Югославия) от 27 апреля 1992 года. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864921.htm

16. Конституция Королевства Испании от 27 декабря 1978 года. - URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864829.htm/DOC_3864829.htm#sub_para_N_10000

17. Конституция Литовской республики [принята 25 октября 1992 года. Вступила в силу 2 ноября 1992 года]. - URL: http://www3.lrs.lt/home/Konstitucija/Konstitucija_ RU.htm

18. Конституция Лихтенштейна (Княжества Лихтенштейн) от 5 октября 1921 года. -URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864841.htm

19. Конституция Нидерландов (Королевства Нидерландов) от 17 февраля 1983 года. -URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864853.htm

20. Конституция Турецкой Республики [принята на всенародном голосовании 7 ноября 1982 года]. - URL: http://www.turtsia.ru/rus/index/tureckoe_zakonodatelstvo/ konstituciya_tureckoj_respubliki

21. Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 года. -URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm

22. Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976 года. -URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864859.htm

23. Конституция Румынии от 21 ноября 1991 года. - URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864899.htm

24. Конституция Сан-Марино (Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино (Республики Сан-Марино)) от 8 июля 1974 года. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864897.htm

25. Конституция Словакии (Словацкой Республики) от 1 сентября 1992 года № 460/1992 Z.z. - URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864901.htm

26. Конституции государств Европы : в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. и со вступ. ст. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л. А. Окунькова ; коммент. канд. юрид. наук С. С. Новиковой. - М. : НОРМА, 2001. - С. 106.

References

1. Konstitutsii Yaponii 1947 goda [The constitution of Japan of 1947]. Available at: http://asiapacific.narod.ru/countries/japan/constitusion_ofjapan.htm

2. Konstitutsiya Federativnoy Respubliki Germanii (Osnovnoy zakon Federativnoy Res-publiki Germanii) ot 23 maya 1949 goda [The constitution of the Federaal Republic of Germany (The basic law of the Federal Republic of Germany) from 23 May 1949]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864885.htm

3. Konstitutsiya Ital'yanskoy Respubliki 1947 goda [The constitution of the Italian Republic of 1947]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864831.htm#sub_para_ N_992

4. Konstitutsiya Respubliki Kipr ot 16 avgusta 1960 goda [The constitution of the Republic of Cyprus from 16 August 1960]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_ 3864835.htm

5. Konstitutsiya Velikogo gertsogstva Lyuksemburg ot 17 oktyabrya 1868 goda [The constitution of the Grand Dutchy of Luxembourg from 17 October 1868]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864843.htm

6. Konstitutsiya Respubliki Makedonii ot 17 noyabrya 1991 goda [The constitution of the Republic of Macedonia from 17 November 1991]. Available at: http://constitution. garant.ru/DOC_3864845.htm

7. Konstitutsiya Respubliki Mal'ty ot 1964 goda [The constitution of the Republic of Malta of 1964]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864847.htm

8. Konstitutsiya Respubliki Moldovy ot 29 iyulya 1994 goda [The constitution of the Republic of Moldova from 29 July 1994]. Available at: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864849.htm

9. Konstitutsiya Knyazhestva Monako ot 17 dekabrya 1962 goda [The constitutions of the Principality of Monaco from 17 December 1962]. Available at: http://constitution. garant.ru/DOC_3864851.htm

10. Konstitutsiya Respubliki Pol'shi ot 2 aprelya 1997 goda [The constitution of the Republic of Poland from 2 April 1997]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_ 3864857.htm

11. Konstitutsiya Slovenii (Respubliki Sloveniya) ot 23 dekabrya 1990 goda [The constitution of Slovenia (the Republic of Slovenia) from 23 December 1990]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864903.htm

12. Konstitutsiya Finlyandii (Finlyandskoy Respubliki) ot 11 iyunya 1999 goda [The constitution of Finland (The republic of Finland) from 11 June 1999]. Available at: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864909.htm

13. Konstitutsiya Shvetsii (Korolevstva Shvetsiya) ot 27 fevralya 1974 goda [The constitution of Sweeden (the Kingdom of Sweeden) from 27 February 1974]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864917.htm

14. Konstitutsiya Estonii (Estonskoy Respubliki) ot 28 iyunya 1992 goda [The constitution of Estonia (The Republic of Estonia) from 28 June 1992]. Available at: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864919.htm

15. Konstitutsiya Yugoslavii (Soyuznoy Respubliki Yugoslaviya) ot 27 aprelya 1992 goda [The constitution of Yugoslavia (the Federal Republic Yugoslavia) from 27 April 1992]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864921.htm

16. Konstitutsiya Korolevstva Ispanii ot 27 dekabrya 1978 goda [The constitution of the Kingdom of Spain from 27 December 1978]. Available at: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864829.htm/DOC_3864829.htm#sub_para_N_10000

17. Konstitutsiya Litovskoy respubliki [prinyata 25 oktyabrya 1992 goda. Vstupila v silu 2 noyabrya 1992 goda] [The constitution of the Republic of Lithuania (adopted on 25th October 1992). Has become effective since 2nd November 1992]. Available at: http://www3.lrs.lt/home/Konstitucija/Konstitucija_RU.htm

18. Konstitutsiya Likhtenshteyna (Knyazhestva Likhtenshteyn) ot 5 oktyabrya 1921 goda [The constitution of Liechtenstein (the Principality of Liechtenstein) from 5 October 1921]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864841.htm

19. Konstitutsiya Niderlandov (Korolevstva Niderlandov) ot 17 fevralya 1983 goda [The constitution of the Netherlands (The Kingdom of the Netherlands) from 17 February 1983]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864853.htm

20. Konstitutsiya Turetskoy Respubliki [prinyata na vsenarodnom golosovanii 7 noyabrya 1982 goda] [The constitution of the Republic of Turkey (adopted by the nationwide vote on 7th November 1982)]. Available at: http://www.turtsia.ru/rus/index/tureckoe_ zakonodatelstvo/konstituciya_tureckoj_respubliki

21. Konstitutsiya Shveytsarii (Shveytsarskoy Konfederatsii) ot 18 aprelya 1999 goda [The constitution of Switzerland (the Swiss Confederation) from 18 April 1999]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm

22. Konstitutsiya Portugalii (Portugal'skoy Respubliki) ot 2 aprelya 1976goda [The constitution of Portugal (the republic of Portugal) from 2 April 1976]. Available at: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864859.htm

23. Konstitutsiya Rumynii ot 21 noyabrya 1991 goda [The constitution of Romania from 21 November 1991]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864899.htm

24. Konstitutsiya San-Marino (Deklaratsiya prav grazhdan i osnovnykh printsipov gosu-darstvennogo ustroystva San-Marino (Respubliki San-Marino)) ot 8 iyulya 1974 goda [The constitution of San-Marino (Declaration of rights to citizens and principles of the state structure of San-Marino (the republic of San-Marino)) from 8 July 1974]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864897.htm

25. Konstitutsiya Slovakii (Slovatskoy Respubliki) ot 1 sentyabrya 1992 goda № 460/1992 Z.z. [The constitution of Slovakia (The Slovak Republic) from 1 September 1992]. Available at: http://constitution.garant.ru/DOC_3864901.htm

26. Konstitutsii gosudarstv Evropy: v 3 t. T. 3 [Constitutions of European states: in 3 volumes. Vol. 3]. Moscow: NORMA, 2001, p. 106.

Безрукова Олеся Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: olesia_8013-10@mail.ru

Bezrukovа Olesya Vladimirovna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of criminal law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 342.417 Безрукова, О. В.

Зарубежный опыт регулирования экономических отношений /

О. В. Безрукова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.