Научная статья на тему 'Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса'

Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9860
1335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / ОТЧЕТ О КСО / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SOCIAL LIABILITY OF BUSINESS (SLB) / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / CSR REPORT / MAIN PERFORMANCE INDICATORS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / HUMAN RIGHTS RESPECT / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даньшина Варвара Владимировна

В статье рассмотрены особенности реализации политики в области корпоративной социальной ответственности в Соединенных Штатах Америки, Европе и Китайской Народной Республики, в том числе на примере бизнес-организаций, которые являются лидерами крупнейшего индекса-оценки корпоративной социальной ответственности Dow Jones Sustainability Index (Hewlett Packard, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc, Metro Group, Nestle, Unilever) и организаций-лидеров КСО в КНР (China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даньшина Варвара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign realization experience of Social Liability of Business

The article examines specifics of the policy realization in the field of Corporate Social Responsibility in the United States of America, Europe and the People's Republic of China, including the business organizations example, which are leaders of the largest index assessment of CSR, Dow Jones Sustainability Index (Hewlett Packard, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc, Metro Group, Nestle, Unilever) and CSR leaders in PRC (China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group).

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса»

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338.1+330.34

DOI: 10.17223/19988648/40/13

В.В. Даньшина

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

В статье рассмотрены особенности реализации политики в области корпоративной социальной ответственности в Соединенных Штатах Америки, Европе и Китайской Народной Республики, в том числе на примере бизнес-организаций, которые являются лидерами крупнейшего индекса-оценки корпоративной социальной ответственности Dow Jones Sustainability Index (Hewlett Packard, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc, Metro Group, Nestle, Unilever) и организаций-лидеров КСО в КНР (China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group).

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность (КСО), отчет о КСО, ключевые показатели эффективности, устойчивое развитие, охрана окружающей среды, соблюдение прав человека, толерантность.

Современный этап развития экономики требует от бизнес-структур тесного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами поиска взаимовыгодных решений и их эффективной реализации. И в таких условиях одним из важнейших институтов развитой экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО).

Важно отметить, что КСО способствует социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию из-за увеличения положительного влияния бизнеса на общество. Актуальность вопроса обусловлена необходимостью анализа опыта и тенденций развития общества и в первую очередь зарубежного.

Принципы социальной ответственности бизнеса (СОБ), или корпоративной социальной ответственности бизнес-организаций, сегодня устойчиво распространяются по всему миру, вовлекая новые страны и организации - от мелких предприятий до транснациональных компаний. Хотя принципы СОБ едины, они приобретают характерные черты той страны, компании которой внедряют их в свою деятельность. Свой отпечаток накладывают приоритеты в развитии государства, политическое устройство, положение экономики в стране, ключевые глобальные проблемы.

В ранее проведенном исследовании «Классификация видов социальной ответственности бизнеса» мы проанализировали определения СОБ и КСО, встречающиеся в русскоязычном и англоязычном научном пространстве, рассмотрели контексты их употребления в тех или иных ситуациях, в результате чего пришли к выводу, что понятия КСО и СОБ - синонимичны и их можно использовать как равноправные. В данной работе объектом исследо-

вания является СОБ, но, изучая опыт зарубежной практики реализации социальной ответственности, мы будем использовать понятие КСО.

В представленной статье рассмотрим современный опыт реализации КСО в Соединенных Штатах Америки, Европе и Китайской Народной Республике. Такой выбор обусловлен тем, что на мировом рынке, торговых биржах именно они выступают основными конкурентами Российской Федерации. В США и Европе принципы КСО применяются уже давно, сформирована культура КСО в компаниях, тогда как для Китая КСО - относительно новое явление, которое только начинает входить в политику управления компаниями.

В рамках данной статьи, рассматривая зарубежный опыт реализации корпоративной социальной ответственности, под КСО мы будем понимать определение, представленное в международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», в котором данное понятие трактуется как «продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологическому устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативной нагрузки на окружающую среду» [19], а также «обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, в трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения качества их жизни» [19] и «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде» [19].

Впервые о КСО заговорили в Америке в конце XIX - начале XX в. 16 июля 1933 г. была создана Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НИРА) для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Она предполагала правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участие в заключении коллективных договоров [1]. Однако в конце 30-х гг. в период Великой депрессии этот вопрос отошел на второй план и был возобновлен в 50-60-е гг. В 1953 г. была опубликована книга американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», где данный термин упоминается впервые. Изначально в понятие КСО вкладывали такие принципы, как необходимость поддерживать рабочих, создавать рабочие места, оказывать заботу о жизни и здоровье сотрудников. В дальнейшем обеспокоенность состоянием окружающей среды и влиянием на нее производственных предприятий потребовала от компаний принятия мер в этом отношении, затем последовала необходимость принятия действия для внесения вклада в решение ряда других глобальных проблем.

Для американской модели КСО характерно минимальное вмешательство в политику КСО компаний и корпораций, но при этом созданы такие условия, согласно которым бизнес-организации США прикладывают максимум усилий к созданию и реализации инновационных стратегий КСО (в частности, для компаний, делающих значительный вклад в КСО, применяются льготные условия налогообложения).

С целью обзора деятельности компаний США в области реализации принципов КСО обратимся к компаниям-лидерам, по данным ведущего ин-

декса, оценивающего компании по степени участия в реализации стратегий КСО, Dow Jones Sustainability Index за 2016 г. [21]. Это такие корпорации, как Hewlett Packard Company, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc. Анализ КСО бизнес-организаций представлен в табл. 1.

Таблица 1. КСО бизнес-организаций США

Направ- Наименование корпорации

ление деятельности КСО Hewlett Packard Company Abbott Laboratories Cisco Systems Inc

1 2 3 4

Экология Сокращение «углеродного следа»; сокращение «водного следа»; сокращение выбросов парниковых газов в цепочке поставок; сокращение использования электроэнергии; сокращение количества производственных отходов; применение в производстве продуктов переработки; утилизация оборудования, вышедшего из строя Сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу; сокращение использования водных ресурсов; сокращение количества отходов; сокращение потребления электроэнергии Сокращение выбросов вредных веществ; сокращение выбросов парниковых газов; сокращение потребления электроэнергии; использование возобновляемых источников энергии; переработка отработанной продукции и ее повторное использование

Социальная работа Предо ставление рабочих мест молодежи и мест прохождения стажировок; помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий (финансовая, обеспечение экстренной связи); вклад в создание доступного высококачественного образования; проект HP LIFE (обучение предпринимателей); онлайн-платформы для микрокредитования; работа в области снижения кибер-рисков Развитие инноваций; защита от подделок и борьба с ними; помощь в борьбе со вспышкой эбола; помощь в борьбе с сокращением распространения гепатита С в Египте; забота о здоровье женщин; подготовка индийских врачей в направлении оперирования катаракты Обучение предпринимательству; поддержка некоммерческих организаций

Окончание табл. 1

1 2 3 4

КСО в Обучение и пере- Обучение и пере- Обучение и переобуче-

отноше- обучение сотрудников; обучение сотрудников; ние сотрудников в Cisco

нии Работникам предостав- стимулирование к рабо- Networking Academy;

сотруд- ляется как минимум те в компании предста-

ников один день отдыха еже- вителей разных мень- поддержка толерантно-

недельно; шинств; сти и терпимости в ком-

поддержка женщин и охрана здоровья сотруд- пании;

семьи; ников;

привлечение сотруд- мероприятия, направ- привлечение к участию в

ников к участию в ленные на ликвидацию проектах КСО;

программах ксо (во- нарушений прав чело-

лонтерство, участие в века привлечение и поощре-

информационно-прос- ние к работе в компании

ветительских лиц разных полов, на-

проектах); циональностей, сексу-

привлечение и поощ- альной ориентации;

рение к работе в ком- забота о здоровье со-

пании лиц разных по- трудников;

лов, национальностей, выплаты дополнитель-

сексуальной ных пособий и вознагра-

ориентации ждений

Работа с Регулярный аудит Проведение аудита по Работа над соблюдением

постав- поставщиков; социальной ответствен- прав человека в наиболее

щиками мотивация поставщиков к реализации КСО; проведение просветительских форумов по вопросам КСО и влияние КСО на экономическую эффективность ности поставщиков уязвимых звеньях цепочек поставок

Корпора- Следование стандартам Следование стандартам Следование стандартам

тивное корпоративной этики корпоративной этики корпоративной этики

направ-

ление

Проведенный анализ показал, что в американских компаниях, особенно если речь идет о крупных корпорациях, сформировалась устойчивая культура КСО, которая подразумевает наличие, обнародование и популяризацию стратегии корпоративной социальной ответственности, добровольное следование ее принципам всеми сотрудниками компании, ежегодная (или иной периодичности) публикация отчетов о КСО.

Основные положения КСО американских корпораций ярко отражают направления деятельности государства и американского социума. Так, забота об экологии, соблюдении прав человека и основных конституционных прав являются частью менталитета американского общества («...в США свобода слова и совести не только защищена Конституцией страны и всей ее полити-

ческой системой, но и является одним из краеугольных камней, на которых построена вся американская государственность и ментальность» [16]). Общая линия КСО корпорации транслируется и на филиалы в других регионах, однако далеко не на всех территориях они приживаются и развиваются (например, 100% американских филиалов используют возобновляемые источники энергии, их поддерживают только 7% всемирных представительств).

Америка оказалась одной из первых стран, где начали проявлять обеспокоенность ухудшением состояния окружающей среды. Первыми символами этого стали создание Сьерра Клуба в 1892 г. и выход в 1962 г. книги биолога Рейчел Карсон «Тихая Весна». Сегодня забота об окружающей среде входит в круг основных задач КСО бизнес-организаций в США.

Что касается КСО в направлении соблюдения прав человека, принципов толерантности и терпимости, то данный момент, безусловно, играет важную роль во всем мире, однако приобретает особое значение именно для США, где исторически территория объединила представителей разных национальностей и нередко возникали конфликты на национальной и религиозной почве.

Особенно интересен опыт КСО и подход корпорации Abbott Laboratories. Занимаясь разработкой и созданием медицинских препаратов, корпорация, помимо экологических, социальных, благотворительных проектов КСО, направила ряд программ на решение наиболее сложных, актуальных локальных региональных проблем (борьба с лихорадкой Эбола, сокращение уровня заболеваемости гепатитом С в Египте, подготовка индийских специалистов в направлении оперирования катаракты).

Иначе складывается развитие стратегий КСО в Европе. Активное внедрение КСО бизнес-организаций в Европе началось с момента официального закрепления ее положений на Лиссабонском европейском саммите в 2000 г. и с момента публикации «Зеленой книги о КСО» Европейской комиссией. В объединенной Европе КСО определяется как «концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой» [8].

В странах Европы, как правило, работа компаний в направлении реализации стратегий КСО регламентирована государством: на бизнес-организации возложены обязанности по обязательному медицинскому страхованию, обеспечению пенсиями, охране окружающей среды. Все эти положения закреплены в Международной организации труда, Всеобщей декларации прав человека, Организации экономического сотрудничества и развития, решениях всемирных саммитов и др. [9]. Регулирование КСО с точки зрения права осуществляется на трех уровнях: наднациональном, национальном и местном, а основные принципы КСО закреплены в таких общеевропейских документах, как Интегрированная продуктовая политика, Десять принципов глобального договора ООН, Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития для многонациональных компаний, Стандарт по социальной ответственности ISO 26000, Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека, Схема экологического менеджмента и аудита.

Таблица 2. КСО в бизнес-организациях стран Европы

Направление Наименования корпораций

деятельности Nestle SA Unilever NV METRO AG

КСО (Switzerland) (Netherlands) (Germany)

1 2 3 4

Экология Защита водных ре- Сокращение выбро- Сокращение выбросов

сурсов; сов парниковых га- парниковых газов;

повышение эффек- зов; сокращение потребле-

тивности использо- сокращение количе- ния водных ресурсов;

вания ресурсов на ства отходов, связан- сокращение потребле-

производстве; ных с утилизацией ния электроэнергии на

улучшение эколо- изделий; производстве;

гичности производ- уменьшение исполь- сокращение отходов и

ства; зования водных ре- увеличение скорости

климатическая по- сурсов при производ- их переработки

литика; стве продукции

информационная

работа по экологии

и сохранению при-

родных богатств

Социальная Сокращение коли- Пропаганда мытья Повышение качества

работа чества солей, сахара рук, гигиены полости продукции, сертифи-

и насыщенных жи- рта; цированной как орга-

ров в продукции; использование в со- ническая;

обогащение продук- ставе производимых следование принципам

тов питания пита- продуктов питания справедливой торгов-

тельными микро- полезных микроэле- ли продуктами;

элементами; ментов; реализация региональ-

размещение инфор- сотрудничество с ной продукции;

мации о правильном небольшими фермер- благотворительные

и здоровом питании скими хозяйствами и проекты;

на упаковках; малым бизнесом; инвестирование в ме-

продвижение диет и применение сельско- стные сообщества

здорового образа хозяйственного сы-

жизни; рья, произведенного в

поддержка фермер- соответствие с прин-

ства; ципами устойчивого

сотрудничество с развития

фермами по произ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

водству какао;

политика ответст-

венного маркетинга;

продвижение со-

блюдения основных

прав и свобод чело-

века;

противодействие

коррупции и взяточ-

ничеству

Окончание табл. 2

1 2 3 4

КСО в отно- Соблюдение толе- Соблюдение прав Соблюдение тендерно-

шении рантности и уваже- человека и гендерно- го равноправия в ком-

сотрудников ние прав человека го баланса на произ- пании;

бизнес- на производстве; водстве сокращение рабочего

организации ликвидация детского труда; обязательная сертификация работников по охране и гигиене труда дня сотрудников; предоставление рабочих мест сотрудникам разных возрастных категорий, национальностей; повышение безопасности труда; обучение и переобучение сотрудников

Работа с по- Использует ответст- Контролирует по- Выбор поставщиков и

ставщиками венные источники в ставщиков на пред- партнеров, следующих

цепочке поставок мет следования по- принципам КСО

продукции литике КСО и устойчивого развития

Корпоратив- Следование прин-

ное направ- ципам корпоратив-

ление ной этики

Несмотря на значительное количество документов, регламентирующих деятельность КСО, многие компании не только следуют их положениям, но и сами разрабатывают программы и проекты КСО. В рейтинге лидеров индустриальных групп DJSI из 24 групп европейские компании лидируют в 17, при этом большинство представляют такие страны, как Швейцария, Нидерланды, за ними следуют Германия, Франция, Испания, далее в одной группе представлена бельгийская компания и в одной группе - итальянская компания.

В рамках данного исследования мы рассмотрели, каким образом осуществляется реализация стратегий КСО в следующих компаниях-лидерах индустриальных групп DJSI: Nestle SA (Switzerland) группа «Food, Beverage & Tobacco», Unilever NV (Netherlands) группа «Household & Personal Products» и METRO AG (Germany) группа «Food & Staples Retailing», результаты анализа приведены в табл. 2.

Таким образом, в странах Европы большинство программ КСО бизнес-организаций также направлено на решение характерных для этих территорий проблем: экология, ведение фермерских хозяйств.

В связи с высокой концентрацией промышленных, производственных предприятий на сравнительно небольшой территории забота об охране окружающей среды для стран Европы особенно актуальна (зарубежная Европа давно уже стала едва ли не главным из трех мировых центров дестабилизации окружающей среды. Во многих ее районах доля ненарушенных территорий сократилась до минимума, а частично нарушенных колеблется в пределах от 5 до 25%. Остальные же земли относят к полностью нарушенным. При этом во второй половине XX в. процесс дестабилизации окружающей среды продолжался [17]). Особое внимание в этом направлении бизнес-организации

уделяют сохранению водных ресурсов, что также актуально в связи с небольшими запасами пресной воды (например, в рейтинге из 173 стран по объему общих возобновляемых водных ресурсов, составленном по данным CIA The World Factbook, Дания занимает 145-е место, Чехия - 130-е, Германия -52-е, Швейцария - 90-е, Нидерладны - 73-е [18]).

Также важен для Европы вопрос ведения сельского хозяйства, поддержка и развитие фермерства, поскольку небольшие территории, качество земель значительно усложняют работу фермеров.

КСО активно внедряется в стратегии бизнес-организаций не только развитых стран. Обратимся к реализации инициатив КСО в Китайской Народной Республике. Для крупных транснациональных компаний Китая характерны три смежные роли:

1. Они являются легкодоступными объектами для государственного вмешательства.

2. Они являются игроками глобального рынка, серьезно уязвимыми перед международными требованиями по КСО.

3. Они являются наиболее заметными и признанными участниками КСО на национальных рынках.

Например, Государственная комиссия КНР по надзору и управлению государственными активами (SASAC) утверждает, что основная причина, по которой требования КСО предъявляются к крупным государственным предприятиям, заключается в том, что «показатели социальной ответственности стали важным критерием оценки предприятий для международного сообщества». В то же время КСО помогает упрочить «имидж Китая как ответственной развивающейся страны». В этих условиях ведущие ТНК Китая выступают первопроходцами и подают пример в сфере КСО другим национальным компаниям. На практике мы отмечаем выделение группы крупнейших ТНК Китая, которые также лидируют в национальных рейтингах и присуждении премий в сфере КСО.

В последние годы количество отчетов по КСО постоянно растет. Невзирая на возросшую популярность, направление и содержание развития КСО в Китае испытывают сильное влияние государства. Государство играет важную роль в развитии предпринимательства в Китае по крайней мере по трем причинам. Во-первых, государство контролирует жизненно важные для бизнеса ограниченные ресурсы. Во-вторых, государство часто вмешивается в решения и деятельность бизнеса. В-третьих, бизнесу необходима государственная защита для выживания в условиях нормативно-правовой и политической неопределенности. Перечисленные факты превращают КСО в еще одну арену борьбы компаний за легитимность и другие ресурсы путем взаимодействия с официальными государственными органами. В Китае ведение благотворительной деятельности является удобным способом укрепления личных связей с государственными должностными лицами или усиления поддержки местных органов управления для развития бизнеса в регионе.

Лидеры КСО из числа китайских ТНК обычно организуют благотворительную деятельность с использованием бюрократических связей, сопровождая ее проправительственными выступлениями и выполняя административные требования государственных органов. Основное направление такой дея-

тельности связано с сокращением бедности и помощью во время стихийных бедствий, что осуществляется главным образом путем участия в государственных программах помощи и внесения пожертвований через государственные благотворительные фонды.

В Китае КСО считается обязательным элементом, необходимым для реализации национальных целей построения гармоничного общества и возрождения великого китайского народа. Китай отличается подходом «сверху вниз» к регулированию развития КСО. Китайское правительство провело работу по подготовке руководящих указаний, политики и предложений. Китайское правительство и различные учреждения опубликовали обширный список рекомендаций, руководящих указаний и принципов политики в отношении практики и отчетности о КСО. В 2005 г. Китайская ассоциация текстильной промышленности первой издала документ «Система управления социальной ответственностью для текстильных предприятий Китая». Поправка в Закон Китайской Народной Республики «О компаниях» в 2006 г. впервые предусматривала внесение КСО в основные правовые акты. В ноябре 2007 г. Совет по устойчивому развитию Конфедерации предприятий Китая издал «Рекомендованные стандарты и образцы для корпоративной социальной ответственности в Китае». В январе 2008 г. комиссия SASAC опубликовала «Рекомендации по практике социальной ответственности для центральных предприятий» и т. д.

В результате реализации исходящих от государственных органов инициатив середина первого десятилетия века стала поворотной точкой развития КСО в Китае. При анализе отчетов КСО можно выявить пять основных форм отношений между бизнесом и государством. Первая форма, «бюрократия», относится к официальной и иерархической связи компании с государством в рамках отношений собственности или участия. Вторая форма, «приверженность», отражает одобрение или принятие компанией направления политики государства, ценностей или принципов. Третья форма, «соблюдение», характеризует соответствие компании государственным распоряжениям, запросам, политике или постановлениям. Четвертая форма, «признание», определяет случаи, когда компания получает признание государства за счет официальных наград, позиций в рейтингах, призов или других форм одобрения. И, наконец, пятая форма, «партнерство», указывает на взаимовыгодную по своей природе совместную работу компании с органами государственного управления. Лидеры КСО из ТНК Китая предпринимают значительно больше усилий, чтобы описать бюрократические связи с государственными органами и то, как они поддерживают политику государства или основополагающие принципы. Государственное право собственности порождает внутренние механизмы благотворительности в Китае.

К сожалению, отчеты о КСО большинства организаций Китая существуют только на китайском языке. В рамках данного исследования мы рассмотрели опыт реализации программ и проектов КСО таких компаний, как China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group. Отчеты о КСО этих компаний и информацию о них возможно найти в англоязычных источниках. Результаты проведенного анализа отчетов приведены в табл. 3.

Таблица 3. КСО в бизнес-организациях Китайской Народной Республики

Направление деятельности КСО Наименования корпораций

China Huadian Corporation China Minmetals Corporation Alibaba Group

Экология Экономное потребление электроэнергии; сокращение выбросов парниковых газов; сокращение количества отходов Мониторинг качества воды и поиск ее источников

Социальная деятельность Борьба с дискриминацией; борьба за свободное выражение убеждений; борьба за достойный уровень жизни; борьба за права коренных народов Реализация благотворительных программ, связанных с поддержкой образования, медициной, ликвидацией последствий стихийных бедствий

КСО в отношении сотрудников бизнес-организации Обучение и переобучение сотрудников в регионах; предоставление возможности работать на дому; привлечение сотрудников компании к волонтерской деятельности

КСО китайских компаний менее содержательна и разнообразна, чем деятельность американских и европейских компаний, что связано в основном с тем, что КСО в Китае находится только на стартовом уровне, однако ее поддержка со стороны государства закладывает базу для дальнейшего формирования и развития. Рассмотренные китайские бизнес-организации при реализации КСО делают упор на экологическую деятельность. Для Китая проблемы экологии также важны, поскольку на территории страны сосредоточено множество предприятий, чьи экологические стандарты оставляют желать лучшего. В данном случае бизнес-организации реализуют подобные проекты по причине внимания к этим вопросам государства. Однако можно предположить, что на государственном уровне охрана окружающей среды становится одной из задач в связи с внешнеполитическими взаимоотношениями и желанием Китая следовать общеевропейским, американским тенденциям. Такое предположение возникает еще и потому, что экологические программы и проекты схожи с европейскими и американскими, но они не учитывают специфику территории, особенности экологических проблем Китая. Такой же характер носит и КСО, направленная на борьбу с дискриминацией, соблюдением прав человека.

Таблица 4. Сравнение направлений деятельности КСО бизнес-организаций в странах

Западной Европы, США и КНР

Направление КСО США Западная Европа КНР

1 2 3 4

Экология Общее Защита водных ресурсов, сокращение потребления электроэнергии; сокращение выбросов парниковых газов; сокращение количества отходов

Различия Сокращение «углеродного следа»; применение в производстве продуктов переработки; утилизация оборудования, вышедшего из строя; использование возобновляемых источников энергии Повышение эффективности использования ресурсов на производстве; улучшение экологич-ности производства; климатическая политика; информационная работа по экологии и сохранению природных богатств

Социальная деятельность Общее Продвижение соблюдения основных прав и свобод человека; реализация благотворительных программ, связанных с поддержкой образования, медициной, ликвидацией последствий стихийных бедствий

Различия Предоставление рабочих мест молодежи и мест прохождения стажировок; поддержка малого бизнеса; работа в области снижения кибер-рисков; развитие инноваций; защита от подделок и борьба с ними; помощь в подготовке специалистов для лечения различных заболеваний в регионах; поддержка некоммерческих организаций Продвижение диет и здорового образа жизни; поддержка фермерства; сотрудничество с фермами по производству какао; политика ответственного маркетинга; использование при производстве продукции полезных для здоровья веществ и микроэлементов; инвестирование в местные сообщества; применение сельскохозяйственного сырья, произведенного в соответствии с принципами устойчивого развития; противодействие коррупции и взяточничеству Борьба за права коренных народов

Окончание табл. 4

1 2 | 3 | 4

КСО в отношении сотрудников бизнес-организации Общее Обучение и переобучение сотрудников

Различия Работникам предоставляется как минимум один день отдыха еженедельно; поддержка женщин и семьи; привлечение сотрудников к участию в программах КСО (волонтерство, участие в информа-ционно-просвети-тельских проектах); привлечение к работе и поощрение в компании лиц разных полов, национальностей, сексуальной ориентации; охрана здоровья сотрудников; мероприятия, направленные на ликвидацию нарушений прав человека Сокращение рабочего дня сотрудников; предоставление рабочих мест сотрудникам разных возрастных категорий, национальностей; повышение безопасности труда; ликвидация детского труда; обязательная сертификация работников по охране и гигиене труда Предоставление возможности работать на дому; привлечение сотрудников компании к волонтерской деятельности

Работа с поставщиками Общее Выбор поставщиков и партнеров, следующих принципам КСО

Различия Регулярный аудит поставщиков; мотивация поставщиков к реализации КСО; проведение просветительских форумов по вопросам КСО и влияние КСО на экономическую эффективность; работа над соблюдением прав человека в наиболее уязвимых звеньях цепочек поставок

Корпоративное направление Общее Следование стандартам корпоративной этики

В табл. 4 мы объединили полученные при анализе данные о КСО бизнес-организаций США, стран Западной Европы и КНР и выделили схожие и различные направления деятельности.

120

100

80

60

40

20

I. Ни

ют I Европа Китай

3 ¡3 и я

<а и

е5

ю

»и К

з з

И я

<а и

З,5

ю

п ё « и С Л

О о о " и С м о

, и з ^

л о в о ^ ^ Я-

15 з

л & <и

и м м м

О о

с &

я

И

Я * 2 °

Ё & &

ч. ^ £ & с с

Рис. 1. Экология

Анализируя и сравнивая КСО бизнеса в США, Западной Европе и КНР, важно отметить следующее: в каждом регионе есть сильные и слабые стороны КСО. В рамках данного исследования мы отметим сильные стороны. Так, на наш взгляд, важно в экологическом направлении реализовывать такую деятельность, как использование возобновляемых источников энергии на производстве, содействие утилизации вышедшего из строя оборудования, упаковок, контейнеров и т. д. В социальном направлении важно проводить работу, связанную с поддержкой местного предпринимательства и сельхозпроизводителей региона, организовывать рабочие места для молодежи и места для прохождения стажировок обучающимся. В отношении поддержки сотрудников бизнес-организации актуальны такие направления работы, как предоставление рабочих мест людям разных возрастных категорий, разных полов и национальностей, повышение безопасности труда, охрана здоровья сотрудников.

Работа с поставщиками и следование стандартам корпоративной этики относятся к высшей стадии развития КСО в бизнес-организации, а именно к гражданской стадии [20], когда компания не только следует нормам законодательства и активно реализует проект и программы КСО, но и прилагает усилия для продвижения идей КСО. Ряд организаций США и Западной Европы уже находится на этой стадии, тогда как для бизнес-организаций КНР -это скорее цели и планы на будущее.

Основные, наиболее характерные направления КСО по рассмотренным бизнес-организациям США, Европы и Китая приведены на рис. 1-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[¿и 100 эо 60 40 20 П 3

Забота о здоровье общества Образовательные проекты Поддержка фермерских хозяйств Поддержка уязвимых слоев населения (женщины, дети, старики) Благотворительность

1США I Европа Китай

Рис. 2. Социально ориентированная деятельность

I

Ез ё

в

ао дан

нс ао

& 3 с а

роен рд

с ¡2

л

ю

о

Э ю рао рв

р о

е

ю

о

-

а О и

- о о §

с я би г е ^ ти ас -я е д

дл а в о с о о б а у й о

р ) к к

т с е ещ п( в о я ен дн е ен с р ерт н

му дник ащ ^ е о л

и уд р л о

е к в

Пр тр о с При в

1США I Европа

Рис. 3. КСО в отношении сотрудников бизнес-организаций

120

Рис. 4. Прочие направления деятельности КСО

Как видно из рис. 1, проанализированные бизнес-организации США проявляют наибольшую активность по всем направлениям экологической работы, уделяя меньшее внимание, чем в странах Западной Европы, только экономии водных ресурсов. Рассмотренные бизнес-организации стран Западной Европы и КНР не реализуют деятельность в направлении использования продуктов переработки на производстве, кроме того, бизнес-организации КНР не стремятся к содействию переработки отходов.

Рисунок 2 показывает, что акценты в социальной работе рассмотренных бизнес-организаций в разных странах расставлены по-разному. Так, бизнес-организации США уделяют наибольшее внимание образовательным проектам, благотворительности. Кроме того, бизнес-организации США и Западной Европы уделяют примерно равное внимание реализации проектов, направленных на поддержку уязвимых слоев населения. Бизнес-организации Западной Европы делают основной акцент на заботу о здоровье общества и поддержку фермерских хозяйств. В Китае социальная работа в основном связана с благотворительностью.

Из рис. 3 видно, что основные направления КСО в отношении сотрудников бизнес-организаций связаны с обучением и переобучением сотрудников, а также с пропагандой соблюдения основных прав и свобод человека. Привлечение к участию в волонтерской деятельности в основном характерно для рассмотренных бизнес-организаций США.

Рисунок 4 иллюстрирует, что работа с поставщиками в отношении КСО и следование стандартам корпоративной этики характерны для бизнес-организаций США и Западной Европы.

Таким образом, в представленных странах сформированы собственные модели реализации стратегий КСО. Основой для формирования тех или иных проектов КСО служат, во-первых, исторические и географические предпосылки, а во-вторых, взаимоотношения бизнеса и государства.

Исторические предпосылки формирования народности, ментальности и географические особенности, связанные с объемами тех или иных ресурсов, источников энергии, масштабами территорий, качеством земель, развитием инфраструктуры, определили ряд приоритетных направлений КСО для бизнес-организаций разных стран:

Для США:

• борьба за соблюдение основных конституционных прав и свобод (равенство рас, религий, гендерное равноправие, соблюдение свободы слова и убеждений и т.д.);

• сокращение количества отходов, выбросов парниковых газов, потребления электроэнергии.

Для Западной Европы:

• сокращение потребления водных ресурсов;

• поддержка местного фермерства;

• укрепление здоровья общества.

Для Китая:

• сокращение выбросов вредных веществ;

• борьба за соблюдение прав и свобод.

Относительно принципа формирования КСО бизнес-организаций, основанного на отношении государства к социальной ответственности бизнеса и отношениях бизнес-организаций с государством, стоит отметить, что в США инициативы по реализации стратегий СОБ исходят в первую очередь от бизнес-организаций, хотя и всесторонне поддержаны государством. Европейский подход к стратегиям СОБ подразумевает регламентацию этой деятельности государством, что подтверждается значительным перечнем документов и положений, закрепляющих принципы СОБ и направляющих деятельность компаний.

Для стран Европы и США, как для регионов, наиболее развитых в плане КСО, характерны также следование принципам корпоративной этики и активная работа с поставщиками, связанная с сотрудничеством с поставщиками, следующими принципам КСО, а также пропаганда принципов КСО среди поставщиков.

В КНР в силу того, что применение принципов КСО в деятельности бизнес-организаций началось относительно недавно, отношение бизнес-организаций к КСО не сформировано, но однозначно поддерживается государством, а, следовательно, в силу устройства политического управления в КНР должно и исполняться всеми организациями. Безусловно, наибольший вклад в этот процесс вносят государственные корпорации или корпорации с высокой долей участия государства.

Рассмотренный зарубежный опыт КСО может быть применен и в Российской Федерации. Ряд проектов, реализуемых за рубежом, уже осуществляется и в бизнес-организациях России (например, сокращение отходов производства, сокращение количества вредных веществ, обучение и переобучение сотрудников, сокращение потребления электроэнергии (ОАО «РЖД», «Сбербанк»), благотворительные проекты, связанные с поддержкой образования, здравоохранением, молодежной политикой («Сбербанк», Группа ВТБ), фи-

нансовая поддержка природоохранных проектов, формирование и сохранение корпоративных ценностей (Группа ВТБ) и т.д.). Другие проекты, например поддержка сельхозпроизводителей региона, малого бизнеса, защита от подделок и борьба с ними, меры, направленные на борьбу с коррупцией и взяточничеством, работа с поставщиками по вопросу СОБ, внедрение стандартов корпоративной этики, могут уже сейчас более активно внедряться в социально ответственные программы и проекты.

Проведенный анализ КСО бизнес-организаций США, Западной Европы и КНР является одной из важнейших основ в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России и при формировании модели КСО. Наилучший зарубежный опыт должен браться за основу, несмотря на имеющиеся различия в методах ведения бизнеса и в законодательстве. Но необходимо понимать, что деятельность в области КСО будет эффективна только в случае, если она будет осуществляться рационально, т.е. с ориентацией на передовой зарубежный опыт, с учетом российских реалий.

Таким образом, вопросу развития КСО на современном этапе уделяется большое внимание. Основными направлениями развития КСО являются продвижение социально-экологической ответственности, развитие нефинансовой отчетности, которое охватывает в основном крупные компании, особенно те, что котируются на мировых биржах, оперируют на глобальных рынках, действуют в различных регионах присутствия. Важнейшим новым этапом развития и продвижения КСО в мире становится использование современных коммуникаций со стейкхолдерами через социальные сети. Ведущиеся в научном мире дискуссии по корпоративной социальной ответственности способствуют появлению и развитию масштабных программ и инициатив, способных перевести целые регионы на новый уровень устойчивого развития и применения эффективных современных методов ведения социально и экологически ответственного бизнеса.

Литература

1. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 4(24).

2. HP 2015 Sustainability Report [Electronic resourse]. URL: http:// www8.hp.com/h20195/v2/GetPDF.aspx/c05154920.pdf (access date: 22.04.2017).

3. Социальная практика компании HP [Электронный ресурс]. URL: http:// csrjournal.com/1688-socialnaja-praktika-kompanii-hp.html (дата обращения: 25.04.2017).

4. Sustainability. Environment. Improving the environmental performance of our customers, operations, and supply chain [Electronic resourse]. URL: http://www8.hp.com/us/en/hp-information/environment/product-recycling.html?jumpid=in_r138_us/en/corp/sustainability/main-menu-environment (access date: 25.04.2017).

5. Sustainability. Society. Strengthening our communities and enabling the sustainable development of society [Electronic resourse]. URL: http://www8.hp.com/us/en/hp-information/global-citizenship/society/supplychain.html (access date: 25.04.2017).

6. Abbott Global Citizenship Report 2015 [Electronic resourse]. URL: http://dam.abbott.com/global/documents/pdfs/abbott-citizenship/global-reports/Abbott_Global_Citizenship_Report.pdf (access date: 23.04.2017).

7. Corporate Social Responsibility 2016 Report [Electronic resourse]. URL: http://www.cisco.com/assets/csr/pdf/CSR-Report-2016.pdf (access date: 25.04.2017).

8. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.

9. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки [Электронный ресурс]. URL: http:// permtpp.ru/upload/iblock/58c/kso.pdf (дата обращения: 26.04.2017).

10. Nestle in society. Creating shared Value and meeting our commitments 2015 [Electronic re-sourse]. URL: http://www.nestle.com/asset-library/Documents/Library/Documents/ Corpo-rate_Social_Responsibility/Nestle-in-Society-Summary-Report-2015-EN.pdf

11. Unilever Sustainable living plan summary of progress 2015 [Electronic resourse]. URL: https://www.unilever.com/Images/uslp-mobilising-collective-action-summary-of-progress-2015_tcm244-424809_en.pdf (access date: 23.04.2017).

12. Corporate Responsibility Report 2015/16 [Electronic resourse]. URL: http://reports.metrogroup.de/2015-2016/corporate-responsibility-report/ (access date: 24.04.2017).

13.Contemporary corporate social responsibility (CSR) in China: a сase study of a chinese compliant [Electronic resourse]. URL: http://sevenpillarsinstitute.org/wp-content/uploads/2012/10/Corporate-Social-Responsibility-in-China-EDITED.pdf (access date: 26.04.2017).

14. The corporate responsibility to respect human right in China and globally [Electronic re-sourse]. URL: http://www.global-business-initiative.org/wp-content/uploads/2014/10/EN-China-Learning-Project-Report.pdf (access date: 26.04.2017).

15. Иванова В.А. Корпоративная социальная ответственность в азиатских странах // Транспортное дело России. 2010. № 9.

16.Злобин Н. Империя свободы. Ценности и фобии американского общества. М.: Эксмо, 2016.

17.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. Региональная характеристика мира. 4-е изд. М.: Дрофа, 2009. 480 с.

18. Запасы воды в мире. Список стран по водным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/zapasi-vody-v-mire (дата обращения: 15.05.2017).

19.ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности/ Консорци-умКодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012 (дата обращения: 21.05.2017).

20. Даньшина В.В. Оценка компаний в области социально ответственного бизнеса // Бизнес. Образование. Право: вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2016. № 4 (37), С. 44-50.

21.Industry Group Leaders 2016/ RobecoSam .We are sustainability investing [Electronic resourse]. URL: http://www.robecosam.com/en/sustainability-insights/about-sustainability/corporate-sustainability-assessment/industry-group-leaders.jsp (access date: 20.05.2017).

Danshina V.V., Ph.D., Associated Professor. Institute of Business Development and Strategies of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, director of the Institute of business development and strategies. E-mail: antipovanv@irbis-edu.ru

FOREIGN REALIZATION EXPERIENCE OF SOCIAL LIABILITY OF BUSINESS Keywords: Social Liability of Business (SLB), Corporate Social Responsibility (CSR), CSR report, main performance indicators, sustainable development, environmental protection, human rights respect, tolerance.

The article examines specifics of the policy realization in the field of Corporate Social Responsibility in the United States of America, Europe and the People's Republic of China, including the business organizations example, which are leaders of the largest index assessment of CSR, Dow Jones Sustainability Index (Hewlett Packard, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc, Metro Group, Nestle, Unilever) and CSR leaders in PRC (China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group).

References

1. Kuznecova N.V., Maslova E.V. Modeli korporativnoj social'noj otvetstvennosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. EHkonomika № 4(24). 2013. № 4(24).

2. HP 2015 Sustainability Report [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www8.hp.com/h20195/v2/GetPDF.aspx/c05154920.pdf (data obrashcheniya: 22.04.2017).

3. Social'naya praktika kompanii HP [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://csrjournal.com/1688-socialnaja-praktika-kompanii-hp.html - (data obrashcheniya: 25.04.2017).

4. Sustainability. Environment. Improving the environmental performance of our customers, operations, and supply chain. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www8.hp.com/us/en/hp-information/environment/product-recycling.html?jumpid=in_r138_us/en/corp/sustainability/main-menu-environment (data obrashcheniya: 25.04.2017).

5. Sustainability. Society. Strengthening our communities and enabling the sustainable development of society [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www8.hp.com/us/en/hp-information/global-citizenship/society/supplychain.html (data obrashcheniya: 25.04.2017).

6. Abbott Global Citizenship Report 2015 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dam.abbott.com/global/documents/pdfs/abbott-citizenship/global-reports/Abbott_Global_Citizenship_Report.pdf (data obrashcheniya: 23.04.2017).

7. Corporate Social Responsibility 2016 Report [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cisco.com/assets/csr/pdf/CSR-Report-2016.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2017).

8. Kostin A.E. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' i ustojchivoe razvitie: mirovoj opyt i koncepciya dlya RF // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2005. №3.

9. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' v Evrope: chto nuzhno znat' predprinimatelyu, vy-hodyashchemu na evropejskie rynki [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://permtpp.ru/upload/iblock/58c/kso.pdf - (data obrashcheniya: 26.04.2017).

10.Nestle in society. Creating shared Value and meeting our commitments 2015 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.nestle.com/asset-library/Documents/ Library/ Docu-ments/Corporate_Social_Responsibility/Nestle-in-Society-Summary-Report-2015-EN.pdf

11. Unilever Sustainable living plan summary of progress 2015 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.unilever.com/Images/uslp-mobilising-collective-action-summary-of-progress-2015_tcm244-424809_en.pdf. (data obrashcheniya: 23.04.2017).

12. Corporate Responsibility Report 2015/16 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://reports.metrogroup.de/2015-2016/corporate-responsibility-report/ (data obrashcheniya: 24.04.2017).

13. Contemporary corporate social responsibility (CSR) in China: a sase study of a chinese compliant [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://sevenpillarsinstitute.org/wp-content/ up-loads/2012/10/Corporate-Social-Responsibility-in-China-EDITED.pdf (data obrashcheniya: 26.04.2017).

14. The corporate responsibility to respect human right in China and globally [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.global-business-initiative.org/wp-content/uploads/2014/10/EN-China-Learning-Project-Report.pdf (data obrashcheniya: 26.04.2017).

15. Ivanova V.A. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' v aziatskih stranah // Transportnoe delo Rossii. 2010. № 9.

16. Zlobin N. Imperiya svobody. Cennosti i fobii amerikanskogo obshchestva. M.: EHksmo, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Maksakovskij V.P. Geograficheskaya kartina mira. Kniga II. Regional'naya harakteristika mira. 4-e izd. M.: Drofa, 2009. 480 s.

18. Zapasy vody v mire. Spisok stran po vodnym resursam [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.statdata.ru/zapasi-vody-v-mire (data obrashcheniya: 15.05.2017).

19. GOST R ISO 26000-2012. Rukovodstvo po social'noj otvetstvennosti/ KonsorciumKodeks: ehlektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012 (data obrashcheniya: 21.05.2017).

20. Dan'shina V.V. Ocenka kompanij v oblasti social'no otvetstvennogo biznesa / V.V. Dan'shina // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2016. № 4 (37), S. 44-50.

21. Industry Group Leaders 2016/ RobecoSam .We are sustainability investing [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.robecosam.com/en/sustainability-insights/about-sustainability/ corporate-sustainability-assessment/industry-group-leaders.jsp (data obrashcheniya: 20.05.2017).

Danshina V.V. Zarubezhnyi opyt realizacii social'noi otvetstvennosti biznesa [Foreign realization experience of social liability of business]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Eko-nomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2017, no 40, pp. 152-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.