Зарубежный опыт реализации проектов реновации жилой застройки Implementation of residential renovation projects in foreign countries
УДК 332.1; 332.8
Прохорова Елена Александровна,
студент 2 курса уровня магистратура. Направление: Землеустройство и кадастры. Профиль: Оценка и управление городскими территориями. Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Prokhorova Elena Alexandrovna,
Second year student. Master's degree in Land use planning and cadastre science. Master's degree program: Assessment and management of urban territories. State university of land use planning, Moscow, e-mail: gzn.prokhorova@yandex.ru
Аннотация: В данной статье приводится опыт европейских и иных страх в реализации проектов реновации жилой застройки. Поскольку программа реновации жилищного фонда в городе Москве отличается по своей сути от понятия об этом институте в зарубежных странах, а также поскольку осуществление подобных мероприятий не является повсеместным в России, механизм реализации не отработан детально, возникает множество проблемных вопросов, связанных с реализацией данной программы. В приведенной статье приводятся подходы к обновлению жилой застройки других стран: предпосылки необходимости реновации, методы осуществления, результаты.
Summary: This article presents the experience of European and other fear in the implementation of residential renovation projects. Since the program of renovation of the housing stock in Moscow differs in its essence from the concept of this Institute in foreign countries, as well as the implementation of such activities is not widespread in Russia, the implementation mechanism is not worked out in detail, there are many problematic issues related to the implementation of this program. The article presents approaches to the renovation of residential buildings in other countries: the prerequisites for the need for renovation, methods of implementation, results.
Ключевые слова: реновация, программа реновации в Москве, жилищный фонд, среда жизнедеятельности.
Key words: renovation, Moscow program of renovation, housing stock, living environment.
Термин «реновация», в широком смысле, можно определить, как процесс, в котором старые строения или исторические здания реконструируются, модернизируются или восстанавливаются [1].
С экономической точки зрения, реновация - это инвестиционный проект, предполагающий совокупность практических действий - проектных, экспертных, строительных и других работ, направленных на обновление жилищного фонда и решение социально-экономических задач эффективной эксплуатации жилья [2].
Президент Российской Федерации В.В. Путин 1 июля 2017 года подписал поправки к закону «О статусе столицы Российской Федерации» в части установления особенностей правовых отношений в целях реновации жилищного фонда. Текст закона был принят Государственной Думой в третьем (окончательном) чтении 14 июня 2017 года и одобрен Советом Федерации 28 июня того же года.
Согласно данному закону, реновация жилищного фонда в Москве (реновация) -совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации в городе Москве, направленная на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного порядка в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства [3].
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-
ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» Департамент градостроительной политики города Москвы, наряду с прочими департаментами и комитетами, обеспечивает принятие нормативных правовых актов города Москвы, необходимых для реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, обеспечивает подготовку показателей программы реновации в соответствии с ее задачами, направлениями и ожидаемыми результатами, определяет перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2019 годов «стартовых» многоквартирных домов, обеспечивающих начало «волнового переселения» граждан в целях реализации программы реновации, разрабатывает этапы ее реализации с указанием сроков их выполнения, то есть непосредственным образом осуществляет вверенные полномочия по реализации программы реновации жилищного фонда в Москве
[4].
Глава Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин сообщил представителям средств массовой информации, что столичные власти изучают и
учитывают опыт реновации в других странах. Это позволяет избежать градостроительных ошибок при проведении таких масштабных проектов, как программа сноса домов первого периода индустриального домостроения [5].
Таким образом, изучение зарубежной практики реализации программ реновации жилой застройки может стать ключом к пониманию программы реновации, осуществляемой в настоящее время в городе Москве. Вместе с тем, это поможет оценить, какие направления и методы реновации, используемые в других странах, оказались наиболее эффективными и за счет каких мероприятий это было достигнуто.
Для преодоления жилищного кризиса на Западе в послевоенные годы возводились типовые панельные, исказившие облик небольших европейских городов, привычных нам как очень аккуратных, уютных и эстетически цельных. Естественно, что в какой-то момент власти пришли к решению изменить облик и формат таких строений, как «морально устаревших» и не отвечающих требованиям современной городской жизни [6].
В Восточной Германии, в городках Галле (Халле) и Лайнефельде, реконструкцию зданий советского наследия доверили бюро архитектора Штефана Форстера (Stefan Forster Architekten). Со своей задачей он справился великолепно, а за реновацию дома в Галле даже получил премию на международной выставке, как лучший пример обновления городов в землях Саксония-Анхальт [6].
Суть проведенных мероприятий по реновации устаревшей панельной жилой застройке заключалась не в сносе и утилизации существующих объектов, а в модернизации, как самих объектов недвижимости, так и придомовой территории.
Из серых панельных коробок по проекту архитекторов здесь были убраны целые этажи и части зданий для создания более современного и динамичного облика, а также для размещения площадок и террас, предназначенных для свободного отдыха жильцов. На придомовой территории были добавлены крытые площадки для бытовых нужд, места для клумб, палисадники, парковочные места, пешеходные дорожки, а также пандусы, то есть есть элементы необходимые для создания комфортной и благоприятной среды для жизни. Кроме того, модернизации подверглись сами квартиры: были предусмотрены двухэтажные объекты, улучшена планировка помещений. Даже изменение цветового решения оформления фасадов здания с серого на яркий стало существенным улучшением, хотя, казалось бы, настолько простым и очевидным.
Всего архитектором было выполнено 8 таких проектов по модернизации существующих панельных жилых домов. Однако, по сравнению с программой реновации жилищного фонда города Москвы, масштабы проекты Штефана Форстера несравнимо
малы. В условиях Московской программы реализация подобных проектов была бы невозможна для огромного массива «серых коробок», поскольку на ее реализацию необходимо гораздо больше средств, в том числе времени, специалистов. Вместе с тем, Москва является слишком густонаселенным городом, в связи с чем, для органов местного самоуправления не целесообразно рассматривать проекты, не предусматривающие значительное уплотнение застройки и повышение этажности новостроек.
Всего пятиэтажки составляли порядка 60% всего жилого фонда Германии. Мероприятия, которые здесь были проведены, получили название «эволюционная реновация», так как по их экономике было дешевле реконструировать пятиэтажки, чем сносить. Реконструкция пятиэтажек составляла 30 процентов от стоимости сноса и нового строительства домов, то есть практически в три раз экономнее.
Глава архитектурного бюро «WALL» Рубен Аракелян сообщил, что реконструкторы брали по отдельности каждое здание, сканировали его на предмет несущей способности, изучали те сегменты, которые находились в аварийном состоянии, и их реконструировали. Из-за того, что сносили некоторые секции, у дома появлялся силуэт. Это обогащало визуальный фронт улицы, и свет поступал во дворы. Технологии позволяли делать это без массового переселения, у пятиэтажных зданий меняли облик, инженерные системы, несущие конструкции, у них утепляли перекрытия, расширяли оконные проемы, переделывали первые этажи, делая благоустроенные палисадники.
Реновацию на территории Германии завершили в течение шести лет. С 1994 года была наработка проектов и документации, но потом начали быстро реализовывать. Все риски были учтены еще на стадии проектирования, а на стадии реализации просто было минимальное количество ошибок. В итоге основные работы проходили с 2000-го по 2006-й год. Власти полностью переделали порядка трех миллионов квартир. Из всего фонда пятиэтажек около 60 процентов полностью заменили [8].
Однако, следует отметить, что такой подход к точечной реновации зданий мог бы быть использован для ветхих и аварийных зданий, являющихся историческими или архитектурными памятниками, расположенными в историческом центре города.
Необходимо отметить, что также в Германии имело место воссоздание районов на месте старых. Многие кварталы создавались заново, какие-то части их сносились, и делалась новая застройка. Смысл заключался в том, что в старых районах была недостаточная плотность застройки, поэтому они дополнялись кварталами. Но неизменным оставалось одна: улучшение качества жизни населения, создание наиболее благоприятных условий для проживания.
К разновидностям реновации можно отнести джентрификацию (от англ. Gentrifюatюn - облагораживание). На Западе этим термином именуют процесс, когда непрезентабельные жилые территории становятся привлекательными с точки зрения капиталовложения и комфортности проживания [7].
Протекает джентрификация преимущественно стихийно. Различные эмигрантские гетто, бедные и ветхие промышленные районы, начинает заселять креативный класс. Образуются сквоты, арт-кластеры, креативные пространства, которые организуют разного рода художники, артисты, поэты, музыканты и прочие творческие и маргинальные группы населения, и которые в последствие притягивают ценителей искусства и галеристов, затем примешиваются молодые предприниматели, стартаперы. Растёт количество молодёжных заведений, ресторанов, клубов, магазинов, арт-галерей, офисов (которые изначально притягивают дешевизной). С экономической точки зрения муниципальным властям выгодно поддерживать эти начинания и инициативы, поэтому они тоже вкладывают деньги в стартапы и арт-кластеры и (а также) занимаются привлечением иностранных компаний.
Престижность района, его экономический потенциал растут и, следовательно, стимулируют рост цен на недвижимость. Бедные слои населения уже не справляются с повышенной арендной платой (которая иногда повышается втрое), съезжают, и район постепенно занимает средний класс. Соответственно этому меняется и архитектурный облик района: проводится реконструкция и обновление отдельных зданий и целых архитектурных ансамблей, строится новое жильё [7].
Ярким примером джентрификации является парижский Монмартр. Так с начала 1990-х годов и до настоящего времени происходит с районами бывшего ГДР, представляющих собой образец джентрификации.
Процесс возрождения начался с Пренцлауэр-Берг. До падения Берлинский стены жилые помещения, заселённые рабочими, отапливали углём, отсутствовало горячее водоснабжение. В начале 1990-х дешевизна аренды привлекла сюда студентов и творческих людей. По логике джентрификации, в середине 2000-х район преобразился, появилось новое качественное жильё, повлекшее инвестиции, а это в свою очередь повысило арендную плату. К 2007 году в Пренцлаур-Берг почти совсем не осталось пенсионеров, население составилось из граждан 35-45 лет [7].
С позиции развития городских территорий, джентрификация, несомненно, положительна, с другой стороны - способствует «выдавливанию» «коренных» бедных слоёв населения с насиженного и дешёвого жилья, приводя к не всегда благоприятным поворотам их судеб.
Такой процесс реновации, развития городского пространства мало применим к городу Москве, поскольку здесь сложно встретить подобные бедные районы, а всевозможные культурные и арт-пространства организуются властями и девелоперами централизованно, как правило, в результате «реновации» заброшенных, не эффективных промышленных зон.
Более применимым в сравнении в Московской программой реновации является пример французского города Бордо.
Мэр города здесь провел целый комплекс мероприятий по привлечению капиталов и увеличению инвестиционной привлекательности города, сделав акцент на торговый и туристический потенциал Бордо, обладающий приморским положением, богатой историей и статусом винной столицы.
Здесь была проведена транспортная реформа, реконструкция исторически ценных зданий, разбиты скверы, проложено много прогулочных маршрутов, велосипедных дорожек, появилось большое количество зелёных насаждений.
Реновация активно коснулась жилого фонда. Для удовлетворения запросов жителей и во избежание возможных недомолвок и проблем, была развёрнута специальная кампания. Создали восемь советов в разных районах города и каждые три месяца организовывали общественные собрания, где совместно с жителями обсуждалось развитие проектов. По итогам этих собраний публиковалась брошюра, которую затем размещали в сети. При возникновении спорных вопросов проводился онлайн-референдум.
Позже центр Бордо был включен в список ЮНЕСКО, количество туристов за 20 лет повысилось от 1 до 7 млн. Город стал лидировать по количеству магазинов и бутиков во всей Франции. После запуска скоростных поездов между Бордо и Парижем, многие просто переселились сюда жить, а Париж оставили для работы. И это несмотря на то, что стоимость жилья поднялась в четыре раза [7].
Подобная практика по учету общественного мнения населения была бы отличным решением при реализации Московской программы реновации. Возможно, учет мнения каждого человека, проживающего в Москве, не столь необходим, хотя косвенным образом программа реновации из-за своих масштабов касается практически всего населения города, но мнение людей, чья собственность попала в список домов, которые будут снесены и расселены, учитывать необходимо. Во-первых, это снизило бы социальное напряжение вокруг программы реновации, если бы у людей была возможность влиять на решение конкретных вопросов и задач. Во-вторых, практика учета общественного мнения на этапах составления проектов и программ реализации выступила бы неким гарантом того, что в последующем департаменты и комитеты не столкнутся с таким количеством
общественного недовольства, задержками в реализации программы, судебными разбирательствами. На практике, на начальном этапе подготовки программы реновации жилищного фонда в городе Москве мнение жильцов было испрошено лишь единожды при решении вопроса о включении их домов в программу реновации.
В Париже был реализован национальный план городской реновации Большой Париж, который охватил 490 кварталов и 4 миллиона жителей. Еще одной реновируемой территорией Франции является квартал Дюшер в Лионе, который был построен в 1960-х годов, а начиная с 2001 года, стал объектом масштабной реновации для организации более привлекательных и сбалансированных открытых пространств [12]. Вместо ветхих домов квартала были возведены новые многоквартирные дома с социальным жильем. Реновация данного квартала основывается на принципах устойчивого территориального планирования, тем самым реализуя концепцию «экоквартала»: здания и сооружения сертифицированы по французскому зеленому стандарту HQE, городские тепловые сети на биомассе, улучшенная транспортная и общественная доступность квартала, организация общественных и зеленых пространств, принцип полицентризма района с активной социальной часть квартала. В совокупности французские проекты реновации направлены на повышение энергетической эффективности, улучшение состояния ЖКХ, замену и модернизацию технического оборудования, благоустройство общественных зон и повышение привлекательности жилых селитебных территорий [13].
Во Франции в целях реновации применяли способы для увеличения площади каждой квартиры дома: как путем расширения самого фасада, возведения пристроек, так и сокращения общего числа квартир. Реконструкция жилья проводилась без отселения, а финансировали проект на равных жильцы (50 процентов) и муниципалитет (50 процентов) [8].
В Токио после Великого землетрясения Канто в 1923 году, власти построили около 2,5 тысячи домов на месте разрушенных. В 50-х годах XX века эти здания были полностью перестроены, сегодня в городе можно найти только маленький памятник архитектуры, напоминающий об этих зданиях. Масштабные программы реновации также изменили Пекин, Бразилию, страны Европы. Помимо Германии и Франции, проекты реновации были реализованы в Чехии, Великобритании, Китае и многих-многих других городах мира [8].
В Пекине программа реновации ветхого и аварийного жилья действует с 1949 года. В 1978 году она была выведена на новый уровень, а в 1990 году муниципальное правительство Пекина издало резолюцию об ускорении реновации жилья и запустило одновременно 37 новых проектов в качестве только первой ее фазы. Таким образом,
китайская столица уже почти 70 лет занимается вопросами реновации. А по информации местных СМИ, в 2017 году правительство Пекина потратит на программу около 30,8 миллиарда юаней или 4,5 миллиарда долларов, что на 60 процентов превышает показатель 2016 года [8].
Для сравнения, согласно годовому отчету Московского фонда реновации жилой застройки за 2017 год (отчет публикуется по состоянию на июль), в Москве предусмотрено строительство на 139 площадках, общий объем капительных вложений по которым составит порядка 251 миллиард рублей.
В бюджете города Москвы на 2017 год и проекте бюджета на 2018-2020 годах предусмотрены средства для предоставления Московскому фонду реновации жилой застройки для реализации взятых на себя обязательств, объем которых отражен в таблице 1.
Таблица I - Инвестиции муниципального бюджета Москвы в реализацию программы реновации
Год 2017 2016 2019 2020 2017-2020
Поступления средств, млн. ру5. 100 000 6S 500 100 000 100 000 368 500
Таким образом, на реализацию программы реновации жилой застройки в городе Москве только из муниципального бюджета города будет выделено порядка 3,5 млрд. рублей. Необходимо отметить, что полная реализация программы рассчитана на 10-15 лет, и финансироваться будет из различных источников [9].
По состоянию на 1949 год две трети жилого фонда китайской столицы были признаны ветхими, а еще пять процентов - структурно опасными. И только за первое десятилетие власти реконструировали более одного миллиона зданий, то есть порядка 60 процентов жилого фонда. В дальнейшем программа продолжалась, но более медленными темпами. Был проведен обзор качества всего существующего жилья в городе [8].
По его результатам установлено, что реновации подлежали 16,1 миллиона квадратных метров, что сопоставимо с планируемым объемом программы в Москве. Таким образом, четыре центральных района Пекина практически стали основной целью реновации.
Программа реновации в Пекине предлагает следующие решения: строительство энергоэффективных домов и повышение энергоэффективности, улучшение качества предоставляемых услуг, модернизация инженерных систем, замена угольных печей, увеличение микроциркуляции в узких переулках исторической части города. Также в
масштабном проекте реновации участвует традиционный тип жилья Китая - хутуны, представляющие собой четыре стоящих квадратом здания, образующих внутренний дворик с большой плотностью населения. Благодаря реновации хутуны приобретают более аккуратный и благоустроенный для проживания облик [11].
Для реализации аналогичной московской программе реновации власти Токио также создали государственный фонд. Сначала законы были очень строги - все жители дома должны были поддержать реновацию. Однако некоторое жилье начало просто пустовать -жители опасались ветхости дома и уезжали оттуда, не принимая участия в голосовании. Тогда закон смягчили: теперь за снос должны проголосовать более четырех пятых жильцов здания. Новые дома строились на месте старых, из-за чего приходилось расселять жителей во временные квартиры. Иногда ожидание затягивалось до пяти-шести лет [8].
Впервые масштабные работы реновации жилья в Японии там произошли в начале XX после землетрясения. Весь жилой фонд тогда был деревянный, и появилась задача построить новые дома для жителей, которые пострадали. И появился такой формат жилья, который называется «doujunkai» - это переход из деревянного жилья в построенное из бетона. Так появилось около 15 кварталов, а было построено порядка 2,500 домов - но они уже все исчезли, они уже не соответствуют современной жизни и потребностям [8].
Следующая волна реновации началась в Японии в 1950-х годах, когда требовалось строить огромное количество новых домов. Появилось социальное жилье Danchi - по всей стране было построено порядка 80 миллионов квадратных метров [8].
В Tama new town в Японии для решения проблемы реновации жилого фонла был привлечен частный девелопер, который полностью перестроил район. Новые здания уплотнили - там, где было пять корпусов, сделали три, за счет этого в кварталах появилось больше растений и социальной инфраструктуры внутри самого здания. В домах появились детские сады, музыкальные школы, помещения для отдыха и пространства для проведения вечеринок. При этом квартиры в этих домах строились небольшими, однако дополнительные функции - создавали комфорт для жителей [8].
Помимо развитых Европейских стран, интересным опытом реновации жилой застройки обладает столица Турции.
Программу реновации жилья в турецкой столице можно условно разделить на две большие категории. К первой относится переселение жителей из так называемых «геджеконду» (в переводе с турецкого - «построенный за ночь»). Вторая часть реновации включает в себя снос старых многоэтажных домов [10].
«Геджеконду» это самовольно построенное жилье. Такие дома часто строились мигрантами из камня, не отвечали никаким санитарным нормам, не имели подключения к коммуникациям: водоснабжению, электричеству или канализации.
В 90-ые годы началась массовая программа расселения. Не смотря на описанные неудобства, многие выступали против сноса, хотя юридически построенное жилье являлось самовольной постройкой. Стамбульцы требовали гарантий от правительства. Они настаивали на получении денежной компенсации, а также получении жилья в конкретных районах города [10].
На месте бывших трущоб начали появляться многоэтажные дома. По условиям, часть квартир переходила в собственность бывшим жителям «геджеконду», а часть квартир девелоперам разрешалось продать. Став собственниками жилья в престижных кварталах Стамбула, «бедняки» из лачуг стали массово продавать жилье или сдавать в аренду, поскольку не могли себе позволить оплачивать непомерные счета за газ, воду и электроэнергию [10].
Ко второй части реновации относится обновление жилищного фонда Стамбула. На месте старых-ветхих строений появляются современные дома. Определяющую роль в этом процессе играют сами жители дома, а не государство. Строительство происходит за счет девелоперов, заинтересованных в продаже квартир в новых домах, которые превышают по суммарной площади ветхое жилье. На это время собственникам жилья предлагается арендовать жилье и предоставляется выплата в размере 20000 долларов. По окончании строительства жители въезжают в обновленные дома по тому же адресу. Выбор компании, которая будет осуществлять проект, остается за жителями. На основании репутации компании и отзывах о построенном жилье собственники принимают окончательное решение [10].
Таким образом, модель реновации, которая реализуется на территории города Москвы, наибольшим образом напоминает модель реновации Стамбула, при которой сносились самовольно построенные трущобы. Только в условиях Московской реновации сносятся полноценные здания, выполненные не только из панелей и блоков, но из кирпича. На фоне протестующих переселенцев из самовольно выстроенных лачуг, реакция жителей Москвы на реновацию их зачастую качественного жилья, не удивительна. Кроме того, муниципалитетом Москвы для жителей расселяемых домов также предусмотрены юридические гарантии, денежные компенсации.
Исходя из анализа опыта реновации жилой застройки в различных странах, можно заключить, что «модель» реновации, мероприятия, направленные на обновление
жилищного фонда и улучшение условий жизни населения, выбирается в каждом случае на основании поставленных задач, наличия ресурсов, исторически сложившейся ситуации в сфере градостроительства. Необходимо отметить, что европейские страны предпочитают реконструкцию и модернизацию объектов недвижимости путем частичного изменения конструктивных элементов, использования современных технологий, что позволяет поддерживать исторически сложившийся жилой фонд в современном, эффективном состоянии. Но также встречается опыт полной замены устаревшего жилищного фонда на новый, как в Стамбуле, Париже, Токио. Каждый конкретный случай дает понимание о том, какие мероприятия необходимы для успешной реализации программы реновации жилого фонда в городе Москве.
Список использованной литературы
1. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2019).
2. Капитальный ремонт в многоквартирных домах: вопросы и ответы. Комментарии и разъяснения экспертов государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Текст] М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. 80 с.
3. Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве».
4. Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-1111 «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве».
5. Сергей Лёвкин: Москва учтёт опыт реновации в других странах [Электронный ресурс]; URL:http://sroportal.ru/news/regional/sergej-lyovkin-moskva-uchtyot-opyt-renovacii-v-drugix-stranax/ (дата обращения: 10.06.2019).
6. Часть 1. Реновация жилого фонда. Зарубежный опыт [Электронный ресурс]; URL: http://www.berlogos.ru/article/chast-1-renovaciya-zhilogo-fonda-zarubezhnyj-opyt/ (дата обращения: 11.06.2019).
7. Часть 3. Реновация районов и городов. Зарубежный опыт [Электронный ресурс]; URL: http://www.berlogos.ru/article/chast-3-renovaciya-rajonov-i-gorodov-zarubezhnyj-
opyt/ (дата обращения: 11.06.2019).
8. Как проводили реновацию в крупнейших городах мира [Электронный pecvpc1;URL:https://www.m24.ru/articles/stroitelstvo/28062017/144882?utm source=CopyBuf (дата обращения: 11.06.2019).
9. Годовой отчет о деятельности Московского фонда реновации жилой застройки за 2017 год [Электронный ресурс]; URL:https://fr.mos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Godovoj-otchet-za-2017g.-1.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
10. Реновация жилья, опыт других стран. Стамбул [Электронный ресурс]; URL:https://pikabu.ru/story/renovatsiya_zhilya_opyit_drugikh_stran_stambul_5271350 (дата обращения: 12.06.2019).
11. Мировая реновация [Электронный ресурс] URL:https://moslenta.ru/urbanistika/mirovaya-renovaciya.htm (дата обращения: 13.06.2019).
12. Мочалова О., Дешамбр Ж. Реновация жилых кварталов. Пример Франции// Здания высоких технологий. 2017. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://zvt.abok.ru/upload/pdf articles/441.pdf (дата обращения: 13.06.2019).
13. Дудина А.Г. Зарубежный опыт реализации проектов реновации жилой застройки [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0/Desktop/%D0%94%D0%BB %D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81 %D1 %81%D0%B5%D1 %80%D1%82%D0%B0% D1%86%D0%B8%D0%B8/tekhnologii_v_inzhenerno_ekologicheskom_stroitel_stve_mekhan.p df (дата обращения: 13.06.2019).