Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОМ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОМ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опыт управления / гостиничный бизнес / франчайзинг в гостиничном бизнесе / инвестиции в гостиничный бизнес / гостиничная цепь / бренд

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцевс Д. Н., Коновалова Е. Е.

В статье рассматривается зарубежный опыт управления гостиничным бизнесом, роль гостиничного бизнеса в развитии туризма региона, а также эволюция ранчайзинга в гостиничном бизнесе в Европе и России. Описываются тенденции развития франчайзинга в гостиничном бизнесе. Проанализирован опыт управления и история развития известных мировых гостиничных брендов. Представлен утверждённый список Правительством Таджикистана туристических объектов, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Приведены данные Федеральной службы государственной статистики в части развития туризма в России. В ходе проведенного анализа определен мировой опыт управления, тенденции и перспективы развития франчайзинга в индустрии гостеприимства с целью развития туризма в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОМ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ»

УДК 338

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОМ

В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Зайцевс Д.Н.

Директор по развитию ООО «Альянс проект»

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

diana23-84@mail.ru

Научный руководитель:

Коновалова Е.Е.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. ги

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт управления гостиничным бизнесом, роль гостиничного бизнеса в развитии туризма региона, а также эволюция ранчайзинга в гостиничном бизнесе в Европе и России. Описываются тенденции развития франчайзинга в гостиничном бизнесе. Проанализирован опыт управления и история развития известных мировых гостиничных брендов. Представлен утверждённый список Правительством Таджикистана туристических объектов, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Приведены данные Федеральной службы государственной статистики в части развития туризма в России. В ходе проведенного анализа определен мировой опыт управления, тенденции и перспективы развития франчайзинга в индустрии гостеприимства с целью развития туризма в стране.

Ключевые слова: опыт управления, гостиничный бизнес, франчайзинг в гостиничном бизнесе, инвестиции в гостиничный бизнес, гостиничная цепь, бренд

Зарубежный опыт управления сферой туризма показывает, что для привлечения инвестиций в сектор туризма государству в первую очередь, необходимо определить его приоритетные направления и выделить льготы. Также важно, чтобы на первом этапе государство поощряло частный сектор для инвестирования и обеспечивало необходимую экономическую и правовую базу для благоустройства туристических зон, что после определенного промежутка времени станут важным источником поступления иностранной валюты в отрасль. На мировом рынке туризма, несмотря на высокий потенциал, Республика Таджикистан не занимает высокое место и соответственно на долю страны приходится незначительная часть мирового туристического потока. Туризм в Таджикистане признан важным фактором создания рабочих мест и экономического роста [6, с.136]. Улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма, повышение уровня обслуживания, поиск новых мировых

рынков и привлечение большего числа туристов, придаст серьёзный толчок экономическому росту и уровню благосостояния населения Таджикистана.

С 2018 года Правительство Республики Таджикистан предоставило важные налоговые и таможенные льготы для развития туристической отрасли. В частности, туристические компании освобождены от налога на прибыль в течение первых пяти лет их деятельности, а импорт оборудования, техники и строительных материалов для строительства туристических объектов освобождены от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 12 апреля 2018 года, №189 утверждён список туристических объектов, на строительство которых, ввоз оборудования, техники и строительных материалов, освобождены от налога на добавленную стоимость и таможенные пошлины [1]. В этот список включены туристические объекты, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Утверждённый Правительством Таджикистана список туристических объектов, освобожденных от налога на добавленную стоимость и таможенные

пошлины

№ Перечень объектов

1. Гостиницы, в том числе специальные гостиницы (небольшие, гестхаусы, хостелы)

2. Лечебные санатории, дома отдыха, курорты

3. Комплексные сервисные центры туризма (туристический комплекс)

4. Придорожные пункты обслуживания (мотели)

5. Культурно-развлекательные парки

6. Культурные исторические и религиозные зоны (музеи, святыни, исторические объекты)

7. Рыболовная и охотничья инфраструктура для туристических целей

8. Рестораны с международным брендом

9. Центры по производству ремесленных изделий

10. Специальные базы по адаптации высокогорных районов для туристов

11. Лыжно-туристический комплекс

12. Учебные центры по альпинизму, катанию на лыжах, экскурсоводству

Из данной таблицы следует, что открытие/строительство гостиниц освобождены от налогов, данное обстоятельство является привлекательным, как для предпринимателей, так и для привлечения инвесторов в гостиничный бизнес. Однако ситуация на рынке гостиничных услуг в Республике Таджикистан с 2019 года, когда функционировало 182 гостиницы, к 2023 году изменилась незначительно (рисунок 1) [4].

КОЛИЧЕСТВО ГОСТИНИЦ В ТАДЖИКИСТАНЕ

ю л «5 41 Й | | | ^ ГЛ г-. гч Щ 11а Г" "1 ГЛ ■ ■ _ ч 14 с г и П О э Г) о о 0 0 Т- Н О

гостиницы 5* ГОСТИНИЦЫ 4* гостиницы 3* гостиницы 2* гостиницы 1* ГОСТИНИЦЫ без звезд ИТОГО количество гостиниц

■ на сентябрь 2019г. 5 16 24 7 1 129 182

■ на июнь 2020 г. 5 15 23 5 4 136 188

■ 2022 г. 6 20 16 3 2 136 183

Рисунок 1 - Количество гостиниц в Таджикистане Прослеживая динамику изменения количества гостиниц за три года в Республике Таджикистан, видно, что общее количество гостиниц изменилось только на одну единицу, но рост пятизвездочных и четырехзвездочных гостиниц соответствует и росту въехавших иностранных туристов из стран дальнего зарубежья (рисунок 2) [4].

Рисунок 2 - Динамика въехавших иностранных граждан, тыс. человек [4] В связи с тем, что гостиничный бизнес в мировой экономике рассматривается, как вид предпринимательской деятельности, составляющий базу для роста национального туризма, поэтому именно сфера гостеприимства формирует определенный бренд страны в глазах международного сообщества. Гостиничный бизнес также несет в себе огромный

потенциал для устойчивого дохода в государственный бюджет и способствует расширению внешнеэкономической деятельности государства через систему интеграционных связей и специфику построения систем управления гостиничным хозяйством. Поэтому на гостиничный бизнес возложена ответственная роль - поставлять на рынок качественный, отвечающий мировым стандартам гостиничный продукт, без которого развитие отечественной индустрии туризма невозможно в принципе. Однако важно понимать, что для соответствия мировым стандартам, необходим соответствующий опыт, как в управлении, так и в строительстве гостиниц, отвечающим требованиям безопасности и сервиса. В связи с этим предприниматели, желающие создавать качественный гостиничный продукт, обращаются к фрачайзингу или привлекают инвесторов, кто желающих расширять гостиничные сети по всему миру. В европейском пространстве франчайзинг рассматривается, как перспективная система управления гостиничным бизнесом, поэтому франчайзинговые системы активно формируются и продвигаются, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 2 [7].

Таблица 2 - ТОП-10 крупнейших международных отельных сетей мира

Название гостиничной корпорации Кол-во номеров/объектов на начало 2023 года. Примерная стоимость франшизы

Marriott International (штаб-квартира в США) 1 502 513 номеров количество объектов: 8 484 31 брендом отелей, в т.ч. EDITION, W, отели Luxury Collection Hotels & Resorts, St. Regis, JW Marriott, Bulgari Hotels & Resorts. $120 000

Jin Jiang International (штаб-квартира в Китае) 1 240 507 номеров количество объектов: 11 959 Более 20 брендов, в т.ч. Jinjiang Hotels, Peace Hotel, Jinjiang Inns, Radisson Hotel, Radisson Collection, Radisson Blu, Radisson, Radisson RED, Radisson Individuals, Park Plaza, Park Inn by Radisson, Country Inn & Suites by Radisson, prizeotel.

Hilton Worldwide (штаб-квартира в США) 1 113 527 номеров количество объектов: 7 165 Владеет 17 отельными брендами, в т.ч. Waldorf Astoria, LXR Hotels & Resorts, CONRAD, CANOPY, SIGNIA, Hilton Hotels & Resorts и другие. $95 000

Intercontinental Hotel Gro up (штаб-квартира в Великобритании) 902 805 номеров количество объектов: 6 164. В сети 18 гостиничных брендов: Six Senses, Regent Hotels and Resorts, InterContinental Hotels & Resorts, Vignette Collection, Kimpton Hotels & Restaurants, Hotel Indigo, voco, HUALUXE, Crowne Plaza Hotels & Resorts. $75 000

Wyndham Hotels & Resort s (штаб-квартира в США) 842510 номеров на начало количество объектов: 9 280 Отельных брендов - 23, в т.ч. Registry Collection, Wyndham Grand, Dolce Hotels and Resorts, Esplendor, Dazzler, Wyndham Hotels and Resorts, Vienna House, TRYP by Wyndham, Wyndham Alltra, Wyndham Garden, отели La Quinta, Wingate by Wyndham, AmericInn by Wyndham, Baymont, Ramada, Microtel Inn & Suites, Days Inn, Super 8, Howard Johnson, Travelodge. $54 500

Accor (штаб-квартира во Франции) 802 269 номеров. количество объектов: 5 300 39 отельных брендов, в т.ч. Emblems Collection, Delano, Faena, Savoy, Fairmont Hotels and Resorts, Morgans Originals, Orient Express, Raffles Hotels and Resorts, Rixos, Sofitel. $50 000

H World Group (штаб-квартира в Китае) 724 141номер количество объектов: 8176 Более 20 отельных брендов, в т.ч. Hi Inn, Elan Hotel, Han Ting Hotel, JI Hotel, Starway Hotel, Orange Hotel, Crystal Orange Hotel, Manxin Hotel, Madison Hotel, Joya Hotel, Blossom House, Ni Hao Hotel, CitiGO Hotel, Steigenberger Hotels & Resorts, MAXX, Jaz in the City, InterCityHotel, Zleep Hotels, Steigenberger Icon и Song Hotels.

Choice Hotels (штаб-квартира в США) 627 804 номера количество объектов: 7500 Брендов отелей - 15, в т.ч. Comfort® Hotels, Cambria® Hotels, Ascend Hotel Collection®, Quality Inn®, Sleep Inn®, Clarion®, Clarion Pointe®, MainStay Suites®, Everhome Suites®, WoodSpring Suites®, Suburban Studios®, Econo Lodge®, Rodeway Inn®. $ 900058000

BTG Hotels (штаб-квартира в Китае) 465 829 номеров количество объектов: 5916 Владеет 17 отельными брендами, в т.ч. BTG, Shindom, Ykinns.

Best Western Hotels & Resorts (штаб-квартира в США) 343 220 номеров количество объектов: 4300 Сеть владеет 19 отельными брендами: WorldHotels Luxury, WorldHotels Elite, WorldHotels Distinctive и WorldHotels Crafted, Best Western, Best Western Plus, Best Western Premier, Executive Residency by Best Western, Vib, Glo, Aiden, Sadie, BW Premier Collection и BW Signature Collection, SureStay, SureStay Plus, SureStay Collection и SureStay Studio.

Анализ брендов, представленных в таблице 2, говорит о том, что данная модель управления и развития в сфере гостеприимства удобна также и для самостоятельных предпринимателей, открывающих средства размещения с целью расширения бизнеса с помощью сети, которая в последующем приводит к узнаваемости бренда по всему миру. Об этом свидетельствуют истории успеха предприятий, продающих свои франшизы в гостиничной сфере, где четко отслеживается начало развития с малых гостиниц, мотелей, но с четко выстроенной целью предоставлять услуги высокого качества и быть узнаваемым брендом во всем мире. Поэтому разработка концепции по развитию франчайзинга для масштабирования в гостиничном бизнесе необходима сразу, как только выстроилась концепция гостиницы или возможно выбрана своя целевая аудитория, которой наилучшим образом получается предоставлять гостиничные услуги. Например, известный гостиничный бренд «Holiday Inn», принадлежащий Великобритании и являющийся дочерней компанией «Intercontinental Hotels Group», была основана, как сеть мотелей в США. В далеком 1952 году в штате Теннеси господин Кеммонс Вилсон основал компанию «Holiday Inn», которая впоследствии стала гостиничной компанией, продающей франшизу. Сегодня этот бренд входит в состав одной из крупнейших в мире сетей гостиничного бизнеса, управляет более чем 5300 отелями в 100 странах мира и

объединяет 14 знаменитых торговых марок, среди которых «Holiday Inn Club Vacations», «Holiday Inn Resort», «Holiday Inn Express, Staybridge Suites» и другие. Минимальные первоначальные инвестиции при покупке франшизы этого бренда оцениваются на уровне 7 500 000 долларов (более 566 000 000 рублей), паушальный взнос равен 50 000 долларов (более 3 700 000 рублей), роялти — 5-6% [8].

Проанализируем также подход к развитию франчайзинга гостиничных предприятий из топ гостиничных франшиз в Великобритании на 4 ноября 2021 года по данным каталога мировых франшиз, представленных в таблице 3 [9].

Таблица 3 - ТОП гостиничных франшиз в Великобритании на 04.11.2021г. по данным

каталога мировых франшиз

Бренд Дата основания/ дата запуска франшизы Кол-во Франчайзи Стоимость франшизы/ роялти/ плата за рекламу Первоначальные инвестиции Требования

«Easyhotel» 2004г. /2007г. 40 £2,250,0003,250,000 минимум 50 номеров.

«Best Western» 1946г. /1978г. 4200+ £47 000 £420 000 объединяются на условиях некоммерческой организации

«Choice Hotels International» 1941г. /1968г. 7000+ $ 900058000 £580 000 гостиница должна быть достойным представителем отельной индустрии.

«Days Inn» 1970г. /1972г 1728 $35000 /5,5% /3,8 $ 292 634 - 8 281 441 Требование к чистому капиталу: 292634 долларов

«Travelodge» 1939г./ 1946г. 450 $35000/ 4,5% $178081 - 8077783 минимальный ликвидный капитал в размере 178683 долларов.

«Radisson Blu» 2009г./ 2009г. 124 /5% £16000000 -94000000 минимальный ликвидный капитал в размере 75000 долларов.

«Visit Journals» 2008г./ 2009г. 20+ £ 12 500/ £ 12 500+

Обращаясь к истории, представленных в таблице 3 гостиничных брендов, прослеживается уникальность управления гостиничным бизнесом. Так например, тщательно отбираются франчайзи у гостиничной сети «Best Western», которая заявляет, что каждый из ее отелей должен быть уникален и обладать собственной индивидуальностью, предлагая клиентам широкий выбор - от постоялых дворов до замков, современных зданий или памятников архитектуры, а также видов на горы или море. «Best Western» позволяет своим франчайзи вести свой бизнес так, как они хотят, при

условии, что они соблюдают приверженность качеству, ценности и стандартам обслуживания, которые остаются неизменными для всего бренда.

Основатель бренда «Travelodge» с момента первого открытия гостиницы в 1940 году работал над созданием базового капитала, необходимого для распространения истории о калифорнийском наследии по всему континенту, а мощная иконография бренда, такая как талисман «Sleepy Bear», способствовала высокой узнаваемости бренда. Но для этого пять лет понадобилось основателю Скотту Кингу, чтоб понять, что развивать гостиничный бизнес необходимо с помощью франчайзинга. Первый свой объект размещения он открыл, как мотель «King's Auto Court» в 1935 году, как раз к приему гостей, посещающих Всемирную выставку в Сан-Диего. В течение следующих пяти лет он открыл еще 24 отеля по всей Южной Калифорнии. В 2022 году бренд «Travelodge» входит в группу гостиничных сетей «Wyndham Hotels & Resorts group».

С бюджетных средств размещения в Лондоне началась и история гостиничного бренда «Visit Journals». В 2009 году, выбрав свою целевую аудиторию и нишу по размещению туристов в хостеле «Journeys Hostels». А в 2010 году собственник бюджетного бизнес-хостела «Visit Journals» уже нанял бывшего директора и эксперта по франчайзингу Брайана Кэрролла. Поскольку целью компании было заключение франчайзинговых сделок в 20 крупных городах Великобритании и расширение присутствия в других городах Великобритании, компания достигла своей цели.

Всеми известный гостиничный бренд «Hilton» считается одной из роскошных в мире. Масштабировать бизнес по франчайзингу мистер Хилтон начал в 60-х годах, предлагая будущим партнерам купить франшизу за 5 миллионов долларов. Обратимся к истории всемирно известного бренда, основатель которого Конрад Хилтон, начавший свой гостиничный бизнес в 1919 году. Он поставил себе цель сделать отель лучшим в Техасе. Изучив индустрию и разгадав секрет успеха, уже в 1925 году мистер Хилтон открыл следующий отель в городе Даллас, назвав его «Hilton».

Проанализировав все известные на сегодняшний день мировые бренды, прослеживается начало ведения гостиничный деятельности с малых отелей, мотелей или хостелов. Временной путь от открытия первой гостиницы до старта продаж франшизы занимал от 1 до 3 лет. Данный факт свидетельствует о том, что необходимо на первых этапах продумывать стратегию управления и развития гостиничного бизнеса с помощью франчайзинга.

Положительное влияние развития франчайзинга на сферу туризма в стране можно увидеть на примере России. С введением санкций в 2022году с российского рынка ушли мировые гостиничные бренды, но опыт управления остался. В числе ушедших оказался

гигант мирового гостиничного бизнеса — американская корпорация «Marriott International» и ее бренды. Всего у компании в России на момент ухода было 29 отелей. Второй по количеству гостиниц стала британская компания «Intercontinental Hotels Group». Прекратили управление российскими отелями финская сеть «Sokos», американские «Best Western» и «Hyatt», канадская Four Seasons.

В результате ухода «Marriott International» московский отель «Ritz-Carlton» сменил свое название и начал работать под брендом «The Carlton Moscow». Но эти изменения практически не повлияли на работу гостиницы, т.к. юридическое лицо и собственники не изменились, а также стандарты управления и культура остались прежними. Из России также ушла сеть «Four Seasons Hotels and Resorts», но при этом позволила отелям в стране продолжать работать под этим брендом. По словам представителя «Four Seasons» в Москве, компания приостановила оказание услуг по прямому управлению отелями «Four Seasons Hotel Moscow» и «Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg», которые теперь продолжают независимую операционную деятельность. Отказ от прямого управления, как и в случае с «The Carlton Moscow», означает, что отели должны запустить собственное программное обеспечение и создать новый, независимый от корпоративной платформы, сайт.

Данные факты свидетельствуют о том, что с помощью франчайзинга предприниматель получает опыт управления согласно мировым стандартам, что является необходимым инструментом для развития туризма. Таким образом уход международных гостиничных франчайзеров с российского рынка не влияет на работу отелей с точки зрения управления и сервиса для гостей. Как правило, 99% объектов гостиничной сферы находятся в собственности российских компаний или бенефициаров. При поддержке правительства, консолидации российских инвесторов и создании дополнительных условий недостроенные проекты, которые остались без зарубежных вложений, могут быть переданы локальным управляющим компаниям и запущены в дальнейшем в работу под российскими гостиничными брендами на основании приобретенного мирового опыта [10].

Развитие туризма напрямую сопряжено с ростом количества номерного фонда, о чем свидетельствуют итоги совещания Правительства от 26.07.2023 года, о развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации, на котором выявлен потенциал роста внутреннего и въездного туризма, что соответственно, позволяет выйти на цель - 140 млн. туристических поездок к 2030 году [2]. Обращаясь к данным Федеральной службы государственной статистики России можно еще раз убедиться в стремительном росте номерного фонда [3]. Значение введенных в действие объектов

туризма (гостиниц) по количеству мест с 2017 года выросло практически в 2 раза (рисунок

3).

Рисунок 3 - Кол-во введенных мест в гостиницах по данным Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2023г.

Даже с учетом сложного «пандейминого» периода и введенных санкций, в отношении России, численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения за последние пять лет увеличилась на 50 млн. благодаря опыту франчайзингу в том числе (рисунок 4) [3].

Рисунок 4 - Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения в РФ по данным Федеральной службы государственной статистики от 02.06.2023г.

Таким образом, чтобы поддержать рост туристической отрасли в долгосрочной перспективе, важно создать необходимое количество номерного фонда, а значит и грамотное управление в сфере гостеприимства. Данные факты приводят предпринимателей к заинтересованности инвестировать в гостиничный бизнес. Силаева А.А. и Коновалова Е.Е. в своей работе также отмечают, что франчайзинговая форма управления бизнесом является наиболее выгодным и перспективным направлением, которое не требует столь значительных капиталовложений и представляет массу преимуществ для франчайзи - это узнаваемый бренд, опыт управляющей компании, рекламная поддержка, единый call-центр и ряд других привилегий. В то время как в условиях нарастающей конкуренции создание собственных предприятий стало неоправданно рискованным делом для предпринимателей [5 с.80]. К такому же мнению пришли и представители Российской Ассоциации Франчайзинга, т.к. франчайзинг позволяет быстро развивать отрасли, отвечающие массовому спросу потребителей, за счет выстроенных бизнес-моделей, доверия потребителей к бренду, узнаваемости бренда и действующей рекламы.

Литература

1. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 12 апреля 2018 года, №189 "О списке туристических объектов, для создания которых ввоз оборудования, техники и строительных материалов освобождается от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин"

2. Правительство России. government.ru/news

3. Федеральная служба государственной статистики. rosstat.gov.ru

4. Официальный сайт агентства по статистике при президенте Республики Таджикистан. stat.tj

5. Силаева А.А. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А. А. Силаева, Е. Е. Коновалова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7(45). - С. 79-89

6. Исроилова Т.З. Современное состояние и перспективы развития туризма в Республике Таджикистана / Т. З. Исроилова, О. В. Пирогова // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Уфа, 09 апреля 2021 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки" - 2021. - С. 135-140.

7. Данные Ассоциации Туроператоров (АТОР). www.atorus.ru

8. Официальный сайт Topfranchise.com. Франшиза Holiday Inn на продажу — отели и курорты. topfranchise.com

9. Официальный сайт Topfranchise.com. topfranchise.com

10. Американский финансово-экономический журнал Forbes. www.forbes.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.