Статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено проведение такого оперативно-разыскного мероприятия, как оперативное внедрение. В то же время, непродолжительный отечественный опыт его правоприменения требует тщательной проработки, обобщения и изучения в том числе зарубежного опыта.
Как показало изучение автором имеющихся материалов, правовое регулирование оперативного внедрения сотрудников в уголовную среду, осуществляемого полицией зарубежных государств, в различных странах регламентируется либо официально опубликованными законодательными актами, либо отдельными внутриведомственными нормативными правовыми актами, носящими закрытый характер.
Так, в США единых федеральных законов, регламентирующих проведение подобных операций, не существует. Использование оперативно-разыскных мероприятий в борьбе с преступными проявлениями регламентируется инструкциями Генерального атторнея, директивами Президента страны и другими ведомственными подзаконными нормативными актами, в частности, инструктивным письмом Генерального атторнея директору ФБР от 15.12.1976 «Использование осведомителей в расследовании по делам внутренней безопасности, организованной преступности и по другим уголовным делам», Инструкцией Генерального атторнея «О порядке проведения секретных операций ФБР (январь 1981 г.), Исполнительным приказом президента США № 12333 от 04.12.1981, Инструкцией Генерального атторнея «О порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, деятельности предприятий, организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме» от 07.03.1983, а также правилами и нормами, упорядочивающими проведение оперативных внедрений в каждом штате [1].
Указанные мероприятия в США именуются «тайными операциями», «секретными операциями» или «операциями под прикрытием». Проводятся они исключительно штатными сотрудниками, которые, как правило, являются офицерами полиции или ФБР.
Под «тайной операцией» подразумевается деятельность в течение длительного времени полицейских, выдающих себя за гражданских лиц, направленная на раскрытие таких преступлений, как торговля наркотиками, содержание притонов для азартных игр, проституция, подпольная торговля запрещенными товарами, а также на изобличение граждан, находящихся под подозрением.
В рамках указанного мероприятия различаются два типа тайных операций: требующие легкой или глубокой конспирации. Легкая конспирация предполагает несение службы без униформы и сбор информации на улицах, в общественных местах, путем личных контактов с преступным элементом, ведения наблюдения «под прикрытием», то есть офицер или специальных агент выдает себя за посетителя мест развлечения, используя документы, зашифровывающие его личность, в том числе совершая контакты с осведомителями, становясь очевидцем совершения преступлений или создавая условия провокаций совершения преступления при определенных контролируемых обстоятельствах.
При глубокой конспирации происходит полный переход внедренного сотрудника на положение лица, за которое выдает себя сотрудник, на весь период выполнения задания, и такая форма конспирации наиболее полно отвечает характеру секретной операции, при которой сотрудник выступает в роли разведчика с целью сбора информации о характере деятельности подозреваемых лиц.
В частности, Инструкция «О порядке проведения операций под прикрытием» предусматривает использование негласных сотрудников для следующих целей:
- получение информации или доказательств в интересах судебного преследования по делам первостепенной важности;
- установление и поддержание доверительных отношений с лицами, связанными с преступной деятельностью, по которой ведется расследование;
- предотвращение серьезной опасности, угрозы смерти или нанесения тяжких телесных повреждений сотруднику или другому лицу [2, с. 244-262; 3, с. 212-213].
Под секретной операцией согласно инструкциям Генерального атторнея 1981 г. понимаются любого рода оперативные мероприятия, связанные с созданием и функционированием фиктивных организаций, деловых предприятий, корпораций, торговых точек, частных учреждений, фирм, снабженных соответствующей легендой, которые осуществляются, как правило, сотрудниками ФБР,
направленными против «беловоротничковой» преступности, политической коррупции, организованной преступности.
Секретным сотрудникам не запрещается для поддержания надежной легенды вводить в заблуждение третьих лиц относительно своей личности или подлинного владельца делового предприятия, служащего «крышей», делать ложные заявления в ходе официальных процедур получения водительских прав, регистрационных документов на автомобиль, разрешения на функционирование делового предприятия, либо действовать в пределах необходимой обороны для защиты своей жизни или жизни других лиц от преступных посягательств.
Кроме того, в США сведения, содержащиеся в документах об оперативной и следственной работе, не выдаются ни по каким запросам, если их разглашение может помешать оперативным мероприятиям или расследованию, что также является мерой защиты сведений о внедренных сотрудниках [4].
Другой эффективной мерой защиты данных оперативных сотрудников при проведении тайных операций, секретных операций или операций «под прикрытием» в США является обеспечение сотрудников соответствующими документами, не дающими возможности установить их истинную личность.
Одним из наиболее известных фактов подобного рода стало успешное проведение операции проникновения агента ФБР Джо Пистоуна в высшие слои «La Cosa Nostra», где на протяжении 6 лет указанным агентом с использованием легенды и документов, обеспечивших ему успешную проверку, стало возможным судебное преследование целого ряда лидеров американской мафии и ряд других успешных операций [5].
Несмотря на достаточно проработанный практический и тактический механизмы проведения подобных операций, в спецслужбах США и Великобритании, где применяются очень похожие правовые механизмы, происходит утечка информации вследствие тактических ошибок при подготовке и использовании документов, зашифровывающих личность офицеров, осуществляющих внедрение, стремления максимально упростить себе задачу, что в итоге ведет к грубому нарушению правовых и морально-этических норм, а в некоторых случаях - и к гибели сотрудника.
Так, в феврале 2013 г. в Великобритании по результатам журналистского расследования о деятельности сотрудников секретного подразделения Скотланд-Ярда, внедрявшихся в протестные и экстремистские группировки, было выявлено, что с 1960-х гг. офицеры, работавшие под прикрытием, на протяжении десятилетий в ходе применения документов, зашифровывающих личность, использовали данные примерно 80 умерших детей, на имена которых были выданы фальшивые паспорта для секретных агентов полиции. Эти сведения стали известны после того, как один из внедренных агентов, встречавшийся с радикальной активисткой, исчез из ее жизни. После этого она начала разыскивать его, пытаясь найти по документам, для чего связалась с родителями ребенка, умершего более 20 лет назад [6].
Аналогичные ситуации, а также трудности, с которыми сталкивается агент «под прикрытием» в ходе осуществления своей деятельности, описаны бывшим сотрудником американского Управления по борьбе с наркотиками Робертом Мазуром, который также использовал анкетные данные умершего ребенка [7].
В законодательстве ФРГ оперативное внедрение осуществляется штатными негласными сотрудниками (Verdeckte Ermittler; далее - ШНС), под которыми понимаются служащие полиции, имеющие право на основании измененных личных данных (под легендой) и на протяжении необходимого по длительности времени проводить расследования. В соответствии с § 110а УПК ФРГ они могут с использованием легенды принимать участие в уголовном процессе. В той мере, в которой это необходимо для создания или поддержания легенды, могут изготавливаться, изменяться и использоваться соответствующие документы.
Гражданские лица не могут считаться ШНС, равно как и сотрудники полиции, которые залегендированно, но на короткий период времени принимают участие в оперативно-разыскных мероприятиях.
ШНС могут использоваться для раскрытия преступлений, если имеются достаточные фактические основания для предположения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Их
использование допустимо только в том случае, если раскрытие иным способом будет бесперспективным или существенно затрудненным.
При необходимости создания легенды могут изготавливаться или использоваться соответствующие документы. ШНС для выполнения порученного задания должен залегендированно принимать участие в уголовном процессе.
Использование ШНС для устранения угроз со стороны преступности допускается и законами федеральных земель [8].
Использование ШНС разрешается только с согласия руководителя органа полиции. Задействование ШНС допускается с согласия прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, решение об использовании ШНС может быть принято и без его согласия, но с обязательным последующим уведомлением.
Если оперативно-разыскные мероприятия направлены в отношении конкретного разрабатываемого лица и возникла необходимость входа в его жилище, не доступное для общего посещения, то в данном случае требуется решение судьи. В случаях, не терпящих промедления, достаточно согласие прокурора. Однако мероприятие должно быть прекращено, если решения судьи не последует в течение трех дней. Посещение помещения для общественного доступа (рестораны, торгово-деловые центры и так далее) не требуют получения разрешения прокурора.
На практике, при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, но при отсутствии своевременного согласия прокурора либо судьи решение о задействовании ШНС (либо на другие действия в рамках уже существующего оперативного внедрения) принимается руководителем полицейского подразделения либо уполномоченным на это сотрудником полиции (в исключительных случаях -непосредственно самим ШНС).
При выполнении указанного мероприятия ШНС должен руководствоваться полномочиями согласно закону о полиции. Полномочий на совершение преступлений и правонарушений у него нет. В исключительных случаях ШНС может действовать в соответствии с вынужденной обороной или в состоянии правомерного вынужденного положения. Вынужденная оборона есть защита, которая требуется, чтобы отразить наличное противоправное нападение на себя или другого.
Правомерное вынужденное положение связано с тем, что лицо действует непротивоправно ввиду наличной, неотвратимой или иным способом опасности для жизни, здоровья, свободы, чести, собственности или другого правового блага, чтобы отвратить опасность от себя или другого лица, если при оценке противостоящих интересов, а именно соответствующих правовых благ и степени угрожающей им опасности, защищаемый интерес существенно превосходит нарушенный интерес. Однако это положение применимо только в том случае, если деяние является соразмерным средством для предотвращения опасности [9].
ШНС могут определенным образом воздействовать на разрабатываемых лиц. Если ШНС переступает порог допустимой провокации правонарушения, то данное действие не ведет к оправданию ШНС, а оценивается в рамках уголовного процесса.
ШНС освобожден от обязанности разъяснять разрабатываемым лицам неправомерность совершаемых деяний, так как иначе легендированное внедрение станет невозможным.
О проведенных в соответствии с УПК ФРГ мероприятиях участвующим лицам сообщается тогда, когда это может быть сделано без угрозы для цели расследования, общественной безопасности, жизни или здоровья определенного лица, а также возможности дальнейшего использования служащего, ведущего скрытое расследование.
Указанные мероприятия могут быть осуществлены только по отношению к подозреваемому. По отношению к другим лицам допустимы мероприятия, если выяснение обстоятельств дела или установление места пребывания преступника иным способом значительно менее перспективно или может быть существенно затруднено. Распоряжение о мероприятиях по отношению к другим лицам может быть отдано только в том случае, если на основании определенных фактов можно предположить, что они связаны с преступником или такая связь устанавливается, а названное мероприятие приведет к выяснению обстоятельств дела или установлению места пребывания преступника и если иным способом это бесперспективно или может быть существенно затруднено. Мероприятия могут проводиться, даже если будут неизбежно затронуты интересы третьих лиц.
Идентичность ШНС может сохраняться в тайне и после окончания оперативно-разыскных мероприятий. Прокурор и судья, которые полномочны давать согласие на его использование, могут потребовать, чтобы его идентичность была раскрыта. В остальном, сохранение идентичности в тайне допустимо в тех случаях, когда имеется основание для опасения, что раскрытие поставит под угрозу жизнь, здоровье или свободу ШНС или другого лица или возможность дальнейшего использования ШНС. Тогда требование должностных лиц истребовать материалы об использовании ШНС не могут быть удовлетворены. Высший должностной орган в данном случае налагает гриф доступа, который не может быть снят без согласия федерации или федеральной земли.
Как и все сотрудники полиции, ШНС также защищены ведомственными актами. Согласно Закону о государственных служащих полицейские, связанные гостайной, не могут давать без соответствующего разрешения показания либо делать заявления в суде либо в ином общественном месте.
В Австрийской криминальной полиции оперативной работой занимаются сотрудники специальных подразделений. Там под агентурной работой понимается внедрение оперативных сотрудников в преступную среду, но исключительно по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств. По другим преступлениям, как правило, сотрудники полиции пользуются услугами информаторов.
Во Франции законодательство в области оперативно-разыскной деятельности относительно оперативного внедрения, особенно по сравнению с ФРГ, разработано менее детально. Французские специальные службы и правоохранительные ведомства в области оперативно-разыскной деятельности в основном руководствуются декретами Правительства страны и Премьер-министра, носящими закрытый характер.
Легендированное проникновение сотрудников китайских правоохранительных органов в уголовную среду регламентируется внутренними документами, имеющими ограниченный доступ.
В открытых документах данный вид деятельности отражен в Уголовно-процессуальном кодексе КНР [10].
При необходимости в интересах выяснения обстоятельств дела по решению соответствующих ответственных лиц возможно проведение скрытого расследования. Однако при этом нельзя провоцировать других на совершение преступления, нельзя использовать методы, которые могут нанести ущерб общественному порядку или здоровью людей.
В ходе расследования дел, связанных с поставками наркотических или других запрещенных веществ, а также с незаконным оборотом ценностей, при необходимости правоохранительные органы могут проводить контролируемые поставки.
Материалы, полученные в результате расследования в соответствии со статьями данного раздела, могут рассматриваться в ходе процесса в качестве доказательств. Если использование таких доказательств может угрожать безопасности людей или иметь для них серьезные последствия, необходимо принять защитные меры, в том числе технические, с тем, чтобы не раскрывать этих людей. При необходимости судья может проверять такие доказательства вне судебного заседания.
Интересен опыт нормативного правового регулирования расследования с помощью сотрудников под прикрытием в Республике Болгария.
Деятельность и личность сотрудника под прикрытием в болгарском законодательстве регламентирована в основном Законом Республики Болгария о специальных разведывательных средствах, Уголовным кодексом Республики Болгария и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Болгария.
Расследование с помощью сотрудника под прикрытием - это специальное разведывательное средство, оперативный способ, который используется для подготовки вещественных доказательств: кинозаписи, видеозаписи, звукозаписи, фотоснимков и меченых предметов. Специальные разведывательные средства используются, когда это требуется для предотвращения и раскрытия тяжких умышленных преступлений, если необходимые данные не могут быть собраны иным образом или сбор их крайне сложен [11].
Сотрудниками под прикрытием являются сотрудники Государственного агентства «Технические операции», Государственного агентства «Национальная безопасность», Вооруженных сил или
Национальной разведывательной службы, правомочных устанавливать и поддерживать контакты с контролируемым лицом, чтобы получить или раскрыть информацию о совершении тяжкого умышленного преступления или об организации преступной деятельности.
Когда осуществляется досудебное производство, надзирающий прокурор подает письменный мотивированный запрос в суд по применению специальных разведывательных средств.
Когда данный запрос по расследованию осуществляется с помощью сотрудника под прикрытием, руководитель подразделения, которое его предоставляет и применяет, или уполномоченное им лицо представляют соответствующему судье письменную декларацию от сотрудника о том, что он ознакомлен с обязанностями и задачами по конкретному расследованию. Декларация хранится в суде, в ней вместо данных личности сотрудника указывается его личный идентификационный номер, присвоенный подразделением, которое обеспечивает и проводит расследование с помощью сотрудников под прикрытием.
В неотложных случаях, когда это единственная возможность по осуществлению расследования, сотрудник под прикрытием может использоваться и по разрешению надзирающего прокурора. Деятельность сотрудника под прикрытием прекращается, если в течение 24 час не будет получено разрешения от соответствующего суда.
Руководители указанных органов или надзирающий прокурор предоставляют письменный мотивированный запрос на использование специальных разведывательных средств председателю Софийского городского суда, соответствующим окружным судам и специализированному уголовному суду или уполномоченным ими своим заместителям, которые дают письменное разрешение на использование этих средств или отказывают в этом, мотивируя свой отказ. Перед вынесением решения соответствующий судья может потребовать от заявителя предоставить ему любые материалы, на которых основывается запрос.
После получения письменного разрешения от судьи Председатель Государственного агентства «Технические операции» или письменно уполномоченный им заместитель или Председатель Государственного агентства «Национальная безопасность» или письменно уполномоченный им заместитель дают письменное распоряжение о применении разведывательных средств.
Срок по использованию специальных разведывательных средств составляет до двух месяцев. В случае необходимости этот срок может быть продлен по новому запросу, но не более чем на шесть месяцев с даты получения судебного разрешения.
Применение специальных разведывательных средств прекращается, когда истекает срок разрешения, а также когда достигнута поставленная цель либо применение не дало результатов.
Применение специальных разведывательных средств может не начаться или быть прекращено:
- при опасности раскрытия оперативных методов;
- когда невозможно их применение;
- при возникновении опасности для жизни или здоровья сотрудника под прикрытием или его родным по восходящей и нисходящей линии, братьям, сестрам, супругу(е) или лицу, с которым он находится в особенно близких отношениях, когда эта опасность возникает от решения возложенных задач.
Результаты применения специальных разведывательных средств отражаются на бумаге или других носителях соответствующим органом подразделения, который их использует. Сразу же после изготовления носителя он отправляется в орган, сделавший запрос на применение специального разведывательного средства вместе с предметами, полученными при контрольной поставке или доверительной сделке, а по запросу заявителя - изготовленные снимки, записи, наброски, планы.
Результаты, полученные с помощью специальных разведывательных средств, не могут быть использованы для других целей, кроме как для предотвращения, раскрытия и доказывания преступления при условии и в порядке, указанных в законе.
Допрос сотрудника под прикрытием в качестве свидетеля осуществляется путем видео- или телефонной конференции. При этом в ходе судебного разбирательства изменяется голос, а при видеоконференции - изображение. В ходе досудебного производства допрос проводится перед судьей соответствующего суда первой инстанции. Перед его началом руководитель подразделения, которое обеспечивает и проводит расследование с помощью сотрудника под прикрытием, или
уполномоченные им лица свидетельствуют, что допрашиваемое лицо то же, на которое дан идентификационный номер.
Сотрудник под прикрытием не может быть допрошен в качестве свидетеля, когда есть основания предполагать, что в результате свидетельствована может возникнуть реальная опасность для жизни или здоровья сотрудника, его родственникам по восходящей и нисходящей линии, братьям и сестрам, супругу(е) или лицу, с которым он находится в особенно близких отношениях, а также если это является препятствием для исполнения им своих обязанностей. Руководитель подразделения, которое обеспечивает и проводит расследование с помощью сотрудника под прикрытием или уполномоченное им лицо определяет возможность возникновения опасности и уведомляет в письменной форме надзирающего прокурора и суд. Данные личности сотрудника под прикрытием могут быть предоставлены надзирающему прокурору и суду после мотивированного письменного запроса руководителю подразделения, который дает письменное распоряжение по раскрытию личности, если нет возникающей опасности. Органы досудебного производства и суд принимают все возможные меры по сохранению в тайне данных личности сотрудника под прикрытием.
Обвинение и приговор не могут основываться только на показаниях свидетеля - сотрудника под прикрытием.
Сотрудники под прикрытием - это специально подобранные и обученные государственные служащие. Они используются в оперативно-разыскной деятельности и в досудебном производстве по запросу компетентных органов и в порядке, установленном законом [12].
Сотрудники под прикрытием используются только при мотивированной необходимости, когда поставленные задачи не могут быть решены другим способом, и при наличии объективных возможностей по их применению. Для выполнения своих задач сотрудники под прикрытием проникают в окружение или в среду лиц, представляющих законно установленный интерес, используя прикрытие для осуществления наблюдения за ними с целью получения данных по планированию, подготовке, проведению или завершению тяжких умышленных преступлений и с целью защиты национальной безопасности. Для создания прикрытия сотрудникам выдаются и ими используются болгарские документы, удостоверяющие личность, с измененными данными. Также могут создаваться и использоваться некоммерческие организации или торговые общества.
Сотрудники под прикрытием выполняют свои обязанности таким образом, чтобы не раскрыть свою принадлежность к соответствующим органам, не представлять угрозу прикрытию и применять свои полномочия только в случаях явной и непосредственной опасности для своей жизни или жизни других лиц.
Созданное прикрытие может использоваться только для законного выполнения задач. Имущественные расходы от действий сотрудников под прикрытием несет соответствующий орган, если они не являются результатом виновного поведения сотрудников под прикрытием.
Для создания и использования прикрытия государственные органы, органы местной власти и органы местного самоуправления, организации и юридические лица немедленно оказывают необходимое содействие, в том числе создание и издание необходимых актов гражданского состояния, удостоверений, разрешений, регистрации и других необходимых документов. Данные, связанные с прикрытием, своевременно вводятся в соответствующие информационные системы на время осуществления прикрытия. Содействие по созданию прикрытия осуществляется при соблюдении требования по защите информации, классифицированной как государственная тайна. Выдача этих документов производится только с целью создания прикрытия. Документы личности с измененными основными данными выдаются только сотруднику под прикрытием и уничтожаются за минованием надобности в их использовании. По изданию и уничтожению документов личности в Министерстве внутренних дел ведется служебный регистр, информация в котором классифицируется как государственная тайна.
Конкретный и детальный порядок и условия по осуществлению деятельности сотрудников под прикрытием регулируются внутриведомственными актами с соответствующим грифом информации, которая классифицируется как государственная тайна.
Согласно Уголовному кодексу Республики Болгария не является общественно опасным деяние, совершенное лицом, которое действовало в качестве сотрудника под прикрытием, в рамках определенных ему правомочий в соответствии с законом.
Литература
1. Информационное письмо Представителя Министерства внутренних дел России в США от 12 ноября 2013 г. № 13/253.
2. Костылева Э. Р., Чикинова Т. Н. Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран: сборник материалов. М., 2001. Вып. I.
3. Мансуров O. A. Зарубежные законодательства об уголовной ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа // СПС КонсультантПлюс.
4. Смирнов М. П. Комментарий законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом. М., 2012.
5. Адашкевич Ю. Н. Выступления в рамках круглого стола «Организованная преступность-2» / под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М., 1993.
6. Police spies stole identities of dead children // The Guardian. 2013. 3 February.
7. Выбить дурь: интервью бывшего сотрудника американского Управления по борьбе с наркотиками Роберта Мазура // Esquire. 2011. 28 October.
8. Закон о полиции земли Северный Рейн-Вестфалия.
9. Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ.
10. Уголовно-процессуальный кодекс КНР.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Болгария.
12. Приказ МВД Республики Болгария от 03.05.2007 № 98.