FOREIGN EXPERIENCE OF APPLICATION OF INDIRECT TOOLS OF STATE STIMULATION OF ENTREPRENEURIAL INTENTIONS Guba E.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Guba Ekaterina Vladimirovna — Student, THE DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, VLADIVOSTOK
Abstract: the article considers the main provisions of entrepreneurial intentions and various factors influencing them. The methods considered are applied directly by the government through economic policy, to stimulate and activate entrepreneurial intentions. In addition, we study the main directions of state support of small business in foreign countries. The article also examines the use of indirect instruments of state contradictionary (stimulation) of entrepreneurial intentions in the developed world. Keywords: entrepreneurship, factors, support, small business, foreign countries.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ Губа Е.В. (Российская Федерация)
Губа Екатерина Владимировна — студент, кафедра государственного и муниципального управления, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье рассматривают основные положения предпринимательских намерений, и разнохарактерных факторов, на них влияющих. Рассматриваются методы, непосредственно применяемые государством в рамках экономической политики, для стимулирования и активизирования предпринимательских намерений. Кроме этого изучены основные направления государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Также в статье анализируется применение косвенных инструментов государственного контркондиционирования (стимулирования) предпринимательских намерений в развитых странах мира.
Ключевые слова: предпринимательство, факторы, поддержка, малый бизнес, зарубежные страны.
Развитие предпринимательства в развитых странах мира стоит на одном из первых мест развития экономики. Для некоторых стран мира предпринимательство в целом является основой экономики и как следствие требует от государства мероприятий, влияющих на развитие намерений создавать свой бизнес.
Для анализа косвенных инструментов государственного стимулирования предпринимательских намерений в зарубежных странах использовались данные Глобального исследования предпринимательского духа GUESSS (2013/2014 гг.), а также данные Всемирного банка по развитию предпринимательства в странах мира.
При изучении вопросов косвенных инструментов государственного стимулирования предпринимательских намерений необходимо в первую определить с понятием предпринимательские намерения. По своей сути данное понятие означает желание личности начинать или развивать собственный бизнес [1].
На формирование предпринимательских намерений сказывается огромное количество факторов, которые представлены 6 группами, разделенными на внутренние и внешние (рисунок 1 ).
Рис. 1. Факторы формирования предпринимательских намерений [2]
В развитых странах мира (таких как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия и др.) число малых и средних предприятий достигает 80-90% общего числа предприятий. В данном секторе экономике занято две трети всего трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится целенаправленная и последовательная политика поддержки предпринимательских намерений со стороны государства.
Глобальные исследования предпринимательского духа студентов (ОиЕВББ) показывает, что в 2013/2014 гг. наибольший индекс предпринимательских намерений характерен для стран с развивающейся экономикой, а наименьший - для стран с развитой (рисунок 2).
Мексика Колумбия Аргентина Малайзия Россия Лихтенштейн Сингапур Румыния Бразилия Австралия Польша Канада Португалия Испания Англия Греция Бельгия Италия Венгрия Эстония Люксембург США Словения Франция Нидерланды Израиль Финляндия Австрия Швейцария Германия Шотландия Япония Дания
67
0
1
2
3
4
5
6
Рис. 2. Индекс предпринимательских намерений студентов разных стран мира [4]
Таким образом, исследования, представленные на рисунке 2, явно показывают, что уровень предпринимательских намерений студентов намного выше в развивающихся странах. Это во многом определяется отсутствием качественной поддержки предпринимательства со стороны государства, ведь ее наличие приводит к формированию ряда строгих правил, которые необходимо выполнять.
Для развитых стран, где государственная поддержка развита на высоком уровне сниженный индекс предпринимательских намерений может говорить лишь о действительных намерениях студентов открыть свой бизнес, так как они четко понимают, какие будут сложности и чем сможет в данной ситуации помочь государство.
Рассмотрим итоги исследования, проведенного Мировым Банком (World Bank, 2013) с применением комплексной методики и учитывающего влияние норм законодательства и правоприменительной практики на величину затрат (финансовых, организационных, трудовых) по 10 важнейшим аспектам обеспечения предпринимательской деятельности: регистрация предприятий, затраты на оформление строительства, трудовые отношения, регистрация прав собственности, кредитование, защита инвесторов, налоговые издержки, оформление внешнеторговых операций, решение хозяйственных споров по контрактам, ликвидация предприятий. Обследование проходило в 175 странах мира [5].
Анализ структуры косвенных государственных инструментов поддержки предпринимательских намерений в развитых странах позволяет установить, что неизменными инструментами поддержки являются:
- информационные сети и центры;
- социально-ориентированные и консультационные центры;
- центры поддержки экспорта;
- бизнес-инкубаторы;
- уполномоченные кредитно-финансовые организации;
- технопарки;
- структуры общественной поддержки и защиты интересов МСП.
Слайс-анализ этих представлений о малом бизнесе в некоторых странах мира позволяет сделать следующие выводы (рисунок 3).
Экономика каждой отдельно взятой страны несёт на себе отпечаток национального хозяйственного уклада, который складывался на данной территории эволюционно. Темпы перемен этого уклада существенно более медленные по сравнению с динамикой мировой экономической конъюнктуры.
Исследования, представленные на рисунке 3 показывают, что среди инструментов поддержки со стороны государств предпринимательства имеются не только экономические меры воздействия (в первую очередь снижение ставок по налогам, доступность финансово-кредитных ресурсов), но также и инфраструктурные (развитие инвестиционной поддержки, инновационной деятельности и пр.).
Очень важно, что малый и средний бизнес занимает собственную нишу в экономике развитых стран. Он не противопоставляется крупной промышленности (как еще совсем недавно представляла нам официальная советская экономическая наука).
Косвенные инструменты регулирования предпринимательских намерений во многом направлены на обеспечение развития территориальной инфраструктуры предпринимательства. Экономическая составляющая государственной поддержки важна, однако не является приоритетной.
США 1
Гармонизированы процессы, связанные с решением хозяйственных споров по контрактам и кредитованием Налоговая система весьма развита и опирается на работу с недвижимостью,
Издержки производства компенсируются на этапе рыночной реализации товара
Открытие бизнеса облегчено, но ответственность при этом ложится на предпринимателя и реализуется на стадии закрытия предприятия
Великобритания ^
Достаточно свободный доступ инвесторов к финансово-кредитным ресурсам
Простота налоговой системы компенсируется на этапе регистрации собственности,
Хозяйственные споры разбираются весьма тщательно Опора экономики - предприятия реального сектора, выпускающие высококачественную серийную продукцию, востребованную на мировом рынке
•Процедур^откр^и^^акр^и^изнес^балансирован^^^^^^^^^^^
Германия
• Облегчён доступ к кредитно-финансовым ресурсам для внешнеторговых операций
• Налоговая система базируется на социальной защите трудовых ресурсов
• Развитое опытно-конструкторского производство для серийной, крупно серийной и массовой продукции
• Новый бизнес труднее открывается, чем закрывается
Италия
Облегчена регистрация собственности
Налоговая система в равной степени стимулирует новое строительство и социальную защиту трудовых ресурсов
Экономика в целом опирается на предприятия среднего размера в секторе реального производства, связанного с муниципальной собственностью Вопросы открытия и закрытия предприятий сбалансированы и потому решение принимается в каждом конкретном случае, существенно роль суда
Китай
• Облегчена регистрация прав собственности Экономика сбалансирована по диагонали «защищённость инвесторов-трудовые отношения»
Налоговая система в большей мере опирается на обеспечение собственного строительства и возможности кредитования Эффективно обеспечивается разрешение споров по контрактам по внешнеэкономической деятельности
Открытие нового бизнеса существенно более затруднено по сравнению с его закрытием
Япония ^
• отработаны вопросы нового строительства и решения хозяйственных споров, по контрактам, связанным со строительством Налоговая система опирается на социальную защиту трудовых ресурсов Регистрация прав собственности затруднена, особенно по контрактам, связанным с экспортно-импортной деятельностью
Осуществляется существенный контроль качества продукции со стороны потребителей
Открытие нового бизнеса затруднено, зато закрытие особых трудностей не вызывает
Источник: [5].
Рис. 3. Особенности государственной поддержки развития предпринимательских намерений в различных
странах мира
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость
наличия в любой национальной экономике высокоразвитых и эффективных инструментов
косвенной государственной поддержки развития предпринимательских намерений.
Список литературы / References
1. Левушкина С.В. Качественные характеристики предпринимательских намерений // Молодой ученый, 2013. № 3. С. 245-248.
2. Щеголев В.В., Николаев Н.А. Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=16745/ (дата обращения: 25.03.2016).
3. Проект «Факторы формирования предпринимательской активности студентов: институциональный подход». [Электронный ресурс]: ВШМ СПбГУ - бизнес-школа № 1 в России. Режим доступа: http://gsom.spbu.ru/images/upload/research/conferences/GTM/1_literatu re_review.pdf./ (дата обращения 30.03.2016).
4. Широкова Г.В. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет Россия 2013/2014 / Г.В. Широкова, Т.В. Цуканова, К.А. Богатырева. [Электронный ресурс]: Национальная ассоциация обучения предпринимательству. Режим доступа: http://www.ruaee.ru/about/documents/GUESSS_2013_Rus.pdf/ (дата обращения: 30.03.2016).
5. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. Иркутск, 2011. 287 с.
PRICING FACTORS WHEN THE COMPANY ENTERS INTERNATIONAL
MARKET
Bakhcheev E.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Bakhcheev Egor Sergeevich — Student, DEPARTMENT OF ECONOMY AND FINANCE, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, ST. PETERSBURG
Abstract: the article deals with Factors that affect the choice of pricing policy when the company enters world market. It is spoken in detail value of these factors. Different classifications of pricing factors of the organization are studied in this article. Author examines the problems, goals, methods that help organizations to choose the correct behavior when trying to win a position in the world market. Conclusions are drawn that the company must consider all the pricing factors for effective work in the international market. Keywords: pricing factors, international market.
ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ВЫХОДЕ НА МИРОВОЙ
РЫНОК
Бахчеев Е.С. (Российская Федерация)
Бахчеев Егор Сергеевич — студент, кафедра экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассмотрены факторы, влияющие на выбор ценовой политики при выходе на мировой рынок. Изучены различные классификации ценообразующих факторов работы организации. Рассмотрены проблемы, цели, способы, помогающие организации выбрать правильное поведение при попытке завоевать позицию на мировом рынке. Обозначено значение каждой группы ценообразующих факторов на ценовую политику компании. Выявлена необходимость учитывать все группы ценообразующих факторов для эффективной деятельности компании на мировом рынке. Определены особенности разработки ценовой политики при выходе на мировой рынок.
Ключевые слова: ценообразующие факторы, мировой рынок.
111