Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ / ELEARNING / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьёва Ирина Владимировна, Зрютина Анна Васильевна, Немцова Виктория Викторовна, Покидова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются основные подходы к внедрению дистанционных технологий в медицинском вузе. Обозначены преимущества и недостатки дистанционного обучения будущего медицинского специалиста. Среди преимущество отмечена экономическая выгода, повышение мотивации студентов к учебе; среди недостатков - возможное снижение качества образования. Открытым является вопрос о достоверности информации и надежности источниковой базы при работе онлайн. Оптимальной признана идея о смешении традиционного и дистанционного обучения, реализованная в концепции blended learning. Рассмотрены различные виды дистанционных технологий, имплементированных в зарубежных медицинских вузах. Изначально дистанционное обучение в медицинских вузах осуществлялось на базе внутренних (локальных) вузовских сетей, электронных методических пособий, электронных библиотек и архивов. Многие медицинские учреждения высшего уровня внедрили «мобильное обучение», повышающее гибкость и адаптивность обучения. Широко используются видеоролики и видеоконференции. Вузы в странах с высоким уровнем экономического развития применяют дистанционные технологии на базе технологий дополненной и виртуальной реальности. Совокупность дистанционных средств объединяются в единую виртуализированную педагогическую среду Smart Campus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьёва Ирина Владимировна, Зрютина Анна Васильевна, Немцова Виктория Викторовна, Покидова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE REMOTE LEARNING FOR MEDICAL STUDENTS

The article discusses the main approaches to the implementation of remote technologies in a medical university. The advantages and disadvantages of e-learning for a future medical specialist are identified. The advantages are: economic benefits, increasing the motivation of students to study; among the shortcomings is a possible decrease in the quality of education. The issue of the reliability of information and the reliability of the source base when working online is of great interest. The idea of mixing traditional and distance learning modes, implemented in the concept of blended learning, was recognized as optimal. Various types of remote technologies implemented in foreign medical universities are considered. Initially, distance learning in medical universities was carried out on the basis of internal (local) university networks, electronic teaching aids, electronic libraries and archives. Many top-tier medical institutions have adopted mobile learning to increase the flexibility and adaptability of learning. Videos and videoconferencing are also widely used. Universities in countries with a high level of economic development use remote technologies based on augmented and virtual reality technologies. A set of remote tools are combined into a single virtualized Smart Campus educational environment.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

Зарубежный опыт применения дистанционного обучения студентов-медиков

Муравьёва Ирина Владимировна,

к.б.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» E-mail: iv.muravieva@mail.ru

Зрютина Анна Васильевна,

ст. преподаватель кафедры анатомии и топографической анатомии Медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» E-mail: anna_zryutina@mail.ru

Немцова Виктория Викторовна,

ст. преподаватель кафедры медицинской биологии Медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» E-mail: vi.nemtsova@yandex.ru

Покидова Елена Анатольевна,

ст. преподаватель кафедры медицинской биологии Медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» E-mail: pokidova.lena@yandex.ru

В статье рассматриваются основные подходы к внедрению дистанционных технологий в медицинском вузе. Обозначены преимущества и недостатки дистанционного обучения будущего медицинского специалиста. Среди преимущество отмечена экономическая выгода, повышение мотивации студентов к учебе; среди недостатков - возможное снижение качества образования. Открытым является вопрос о достоверности информации и надежности источниковой базы при работе онлайн. Оптимальной признана идея о смешении традиционного и дистанционного обучения, реализованная в концепции blended learning. Рассмотрены различные виды дистанционных технологий, имплементированных в зарубежных медицинских вузах. Изначально дистанционное обучение в медицинских вузах осуществлялось на базе внутренних (локальных) вузовских сетей, электронных методических пособий, электронных библиотек и архивов. Многие медицинские учреждения высшего уровня внедрили «мобильное обучение», повышающее гибкость и адаптивность обучения. Широко используются видеоролики и видеоконференции. Вузы в странах с высоким уровнем экономического развития применяют дистанционные технологии на базе технологий дополненной и виртуальной реальности. Совокупность дистанционных средств объединяются в единую виртуализированную педагогическую среду Smart Campus.

Ключевые слова: дистанционное обучение, медицинское образование, высшее образование, видеоконференция, eLearn-ing, виртуальная реальность, электронный учебник.

о с

U см

Под дистанционным образованием понимают, как правило, удаленную форму получения образования, в рамках которой взаимодействие обучающего и обучаемого происходит в режиме онлайн при условии наличия обязательных компонентов образовательного процесса - его целей, содержания, методов. Некоторые авторы под дистанционным образованием понимают обучение, реализуемой посредством специфичного Интернет-инструментария или инструментария, предполагающего интерактивность [8, с. 123].

Практики дистанционного образования в медицинской сфере имеют долгую историю становления; в качестве его прообраза можно отметить обучение по переписке, зародившееся более 100 лет назад в ряде европейских медицинских университетов. На смену бумажной переписке наставников и студентов пришли иные коммуникативные каналы: факсимильная связь, телефон, телеграф, но существенные технические ограничения, накладываемые подобными каналами коммуникаций, безусловно, не позволяли говорить о дистанционном получении полноценного медицинского образования.

Позднее попытки дистанционного обучения в медицинских вузах по всему миру осуществлялись на базе внутренних (локальных) вузовских сетей (Интранета), а также разработки электронных методических пособий, электронных библиотек и архивов [2, с. 37]. Сегодня такие средства обучения уже перестали восприниматься в качестве инновационных и являются привычным способом получения образования студентом-медиком. Сама идея дистанционного вузовского образования чрезвычайно расширилась и перестала отождествляться с электронными носителями информации: дистанционное образование стало обозначать, скорее, полноценный переход в виртуальную педагогическую среду.

В современной педагогической науке все чаще поднимается вопрос о перспективных векторах применения дистанционных технологий в высшей школе; существующие взгляды исследователей можно условно разделить на пессимистичные и оптимистичные, в соответствии с тем, что акцентируют авторы - недостатки или преимущества дистанционных форм обучения.

Естественно, наиболее остро вопрос о целесообразности применения дистанционных инструментов обучения стоит в отношении тех специальностей, которые обладают повышенной (критической) социальной значимостью и тех профессий, деятельность которых подразумевает преимущественно личное присутствие или мануальные навыки специалиста, априори невозможные к вос-

произведению в онлайн. Речь идет, прежде всего, о специалистах в сфере медицины.

Преимущества получения дистанционного образования студентами-медиками, в принципе, применимы к любым специальностям: речь идет об экономических выгодах (студент экономит время и финансовые ресурсы на проживание, дорогу до места учебы и проч.); выгодах в плане повышения личной ответственности и мотивации; выгодах в плане качества обучения (данная группа преимуществ, как можно предположить, является наиболее дискуссионной) [8, с. 123].

В качестве дополнительных преимуществ Л.В. Моисеева с соавт. указывает возможность переориентации традиционной парадигмы обучения в сторону активизации обучающегося, который получает возможность активно участвовать в процессе получения знаний и умений и перестает быть пассивным реципиентом контента образовательной программы. Кроме того, по мнению исследователей, имплементация дистанционных обучающих систем, как правило, подразумевает упор на визуализацию образовательного контента, что, с точки зрения когнитивного аспекта обучения, позволяет более эффективно усваивать новый материал и проникнуть в глубинную сущность изучаемой тематики [8, с. 123].

С.Г. Котюжинская, Л.В. Гончарова и Д.А. Уман-ский, в свою очередь, указывают, что в области медицинского образования ограничения превалируют над возможностями, что обусловлено самой сущностью профессиональной деятельности медика, следовательно, применять дистанционные технологии рационально исключительно на этапе «дополнительного образования или повышения квалификации, так как обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения» [4, с. 31].

В англоязычных публикациях все чаще звучит мнение о том, что доступность дистанционного медицинского образования иллюзорна. Фактически множество семей сталкиваются с финансовыми трудностями, что не позволяет предоставить студенту собственное оборудование, программное обеспечение или высокоскоростную связь для обеспечения обучения по видео. Проведенные социологические исследования по исследуемой нами тематике показывают, что респонденты указывают на трудности в организации дистанционного образования на дому, поскольку вся семья пользуется одним гаджетом, поэтому во время занятий он часто бывает занят другим членом семьи (такие ситуации существенно участились во время недавней пандемии, когда и студент, и его родители учатся и работают удаленно) [14, с. 32].

Еще одним недостатком дистанционного образования в медицинской сфере является проблема достоверности информации и надежности источ-никовой базы. Студент, выполняющий учебные задания удаленно, прибегает к широкому спектру ресурсов в Сети, а недостаток цифровой и меди-аграмотности не позволяет им фильтровать по-

лучаемые данные по степени из достоверности. Студент-медик вполне может обратиться к материалам блога или вики-ресурса, контент которых создается самими пользователями. Все это порождает проблему качества полученного образования. Британские исследователи Х. Зери, Н. Холдер и Л. Теодосиу в данной связи отмечают: «вики-ре-сурсы особенно уязвимы для вандализма и дезинформации - либо злонамеренных, либо обусловленных коммерческими интересами влияния» [18, p. 3163]. Студент-медик может обращаться к бесплатным медицинским ресурсам, но, тем не менее, большинство авторитетных периодических изданий о медицине, особенно в странах Запада, не предоставляют доступ к материалам на безвозмездной основе. Данный тезис, безусловно, может стать существенным аргументом против довода о снижении финансового бремени при переходе на дистанционную форму образования.

Вышеотмеченные авторы говорят о том, что возрастает роль преподавателя как модератора процесса самостоятельного обучения: преподаватель должен сориентировать студентов в том, где и как получить качественную медицинскую информацию, верно расставить акценты в обучении; «самообучение может стать неэффективным, если оно не направлено должным образом - студенты могут пропустить важную информацию или учебные материалы или обучаться, используя некачественный образовательный контент» [18, p. 3166]. Подобную точку зрения выражает и ряд русскоязычных авторов: М.В. Мажитова с соавт. говорит о том, что текущая ситуация переноса образовательного процесса на цифровые платформы «требует от специалистов и обучающихся приобретения новых навыков работы в информационной среде» [7, с. 27].

Альтернативой, которая особенно активно предлагается при имплементации дистанционной формы работы в медицинском вузе, представляется смешение традиционного и дистанционного обучения. Данная идея была реализована в концепции blended learning (досл. «смешанное обучение»). Основная задача blended learning заключается в обеспечении совместимости двух методов и высокой достижении эффективности при небольших затратах [9, с. 26].

Современная зарубежная литература располагает рядом взаимозаменяемых и практически тождественных терминов для обозначения смешанной формы обучения: blended («смешанное»), hybrid («гибридное»), technology-mediated education («обучение посредством компьютерной технологии»), web-enhanced education («обучение на основе сетевых технологий») и mixed mode education («обучение в смешанном режиме») [3, с. 119]. Согласно мнению большинства исследователей, именно такая образовательная стратегия следования интегрированному подходу оптимальна как для преподавателей, так и для студентов-медиков.

Усилия современных западных ученых направлены на то, чтобы понять и экспериментально до-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

казать, какая доля традиционных форм обучения и инновационных форм будет наиболее эффективной в высшем учебном заведении медицинского профиля. Новейшие исследования сосредоточены на анализе каждого метода обучения (включая лекции, практические занятия, видеолектории, видеоконференции) по каждой из академических дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе, что, в свою очередь, продемонстрирует, какой метод обучения (электронное обучение или традиционные занятия) будет более предпочтительным и эффективным по каждому из предметов медицинской специальности [10, с. 6].

Помимо вышеперечисленных, в публикациях и диссертационных работах по методике преподавания в медицинских вузах все чаще употребляется термин, обозначающий новую педагогическую технологию - flipped classroom (досл. «перевернутый класс»). Концепция flipped classroom представляет собой систематизированную совокупность технологий, сочетающих традиционное и инновационное медицинское образование. Смешение двух педагогических парадигм в рамках идеи flipped classroom - не синхронно; оно представляет, скорее, две взаимосвязанные фазы образовательного процесса: внеаудиторную учебную деятельность на базисе онлайн-курса и последующее аудиторное обучение. Зарубежный опыт применения flipped classroom оказался показательным и для российских педагогов, которые применили данную технологию в ряде медицинских вузов страны (по данным Г.У. Сагдуллаевой и М.И. Му-стафаевой, применение педагогической технологии flipped classroom при преподавании доклинических предметов в Бухарском государственном медицинском институте доказало высокий уровень эффективности и качества образования будущего врача [9, с. 27]).

М.В. Мажитова, В.В. Уранова и О.В. Близняк указывают, напротив, на негативный опыт внедрения смешанного обучения в медицинских вузах по всему миру, полученных во время пандемий-ных ограничений; следует согласиться с авторами в том, что ключевыми в образовательных программах, разработанных для студентов, обучающихся на медико-биологических факультетах, являются лабораторно-практические занятия, провести которые посредством дистанционных методов невозможно, ведь «навыки формируются непосредственно при работе с лабораторной посудой, приборами и оборудованием» [7, с. 27].

Рассмотрим специфику внедрения различных методик и технологий, используемых сегодня в дистанционном образовании медиков в мире.

Дистанционное образование будущего специалиста начинается гораздо раньше, чем принято думать. Уже в тот момент, когда студент использу-5 ет смартфон и специальные приложения для полу-g чения информации по учебе, он, по сущности, уже й оказывается задействованным в процессе дистан-еЗ ционного образования. В данной связи мобильные ¡в технологии стали учитываться и в программах

крупнейших медицинских вузов мира. Исследователи отмечают [14; 16], что студенты-медики принимают, адаптируют и используют качественные электронные (мобильные) информационные ресурсы гораздо чаще, чем практикующие клиницисты. Учащиеся, использующие смартфоны и медицинские приложения, утверждают, что смартфоны положительно влияют на качество образования [14]. Более того, в литературе сообщается о связи между использованием смартфонов и успеваемостью студентов-медиков.

Многие медицинские учреждения высшего уровня внедрили так называемое «мобильное обучение», повышающее гибкость и адаптивность обучения. Стэндфордский университет, к примеру, предоставляет студентам iPad вместо бумажных учебников. Студенты-медики используют смартфоны для доступа к различным ресурсам в целях изучения анатомии, получения информации о лекарствах, ознакомления с системами клинической оценки.

Одним из наиболее распространенных средств обучения в медицинских вузах являются видеоматериалы. Видеоролики позволяют студентам просматривать реальные объекты и наблюдать реалистичные сцены, видеть последовательности в движении и слушать повествование (применяются, к примеру, видео с записью хирургической операции). В пользу подобного средства обучения можно отметить повышение удовлетворенности студентов и их мотивации в процессе обучения. Некоторые авторы отмечают экономию затрат при использовании видеоресурсов [1, с. 28], ожидаемую за счет повторного просмотра, т.е. видео представляет собой практически «неисчерпаемый», неизнашиваемый обучающий ресурс. В мире предпочтение отдается просмотру тематических видеороликов, посвященных выполнению врачебных манипуляций; видеоресурсы применяются также при решении ситуационных задач [5, с. 105].

Видеоконференции - еще один довольно эффективный способ решения групповых задач и проведения лекционных занятий [12, с. 459]. Видеоконференция как средство обучения достаточно удачно «встроилась» в принятую в западном образовании концепцию TBL - Team-Based Learning (обучения в малых группах). Видеоконференции позволяют эффективизировать процесс обучения за счет его пофазной организации: (а) получение массива новых знаний, (б) индивидуальная работа по их освоению и закреплению, (в) командная работа в условиях предоставления обратной связи «преподаватели - одногруппники - обучающийся» [6, с. 17].

Как правило, дистанционная форма обучения в медицинском вузе предполагает использование множества различных информационных ресурсов, а не какого-то определенного. Западные исследователи приводят ситуации, когда студент-медик в ходе практикума заполняет таблицу в гу-гл-формах, составляет по ней презентации, в те-

чение курса собирает интерактивную тетрадь, загружает материалы в Google Classroom или пересылает их в мессенджере. Крупные медицинские университеты в большинстве своем располагают унифицированной системой, которая обладает функционалом сразу все необходимых типов ресурсов - сайт с личными кабинетами студентов, электронными экзаменационными ведомостями, мессенджерами, расписанием, архивом видео-и фотоматериалов, записями онлайн-занятий1. Онлайн-платформы разрабатывают также для аспирантов и исследователей, а также для лиц, получающих дополнительное образования в медицинской сфере2.

Как известно, за рубежом при университетах функционируют клиники, которые позволяют студентам отрабатывать профессиональные навыки и вовлекаться в деятельность в реальных условиях. Известен ряд примеров, когда операционные в таких клиниках оснащены системой видеонаблюдения (CCTV), которые позволяют студентам наблюдать за операциями [15, p. 11-12]. Вузы в странах с высоким уровнем экономического развития широко используют дистанционные технологии на базе технологий дополненной и виртуальной реальности. Целесообразность их применения объясняется тем, что они позволяют будущим врачам и медсестрам совершать ошибки в реалистичной среде с низким уровнем риска [11].

В ряде американских медицинских колледжей в качестве особых виртуальных справочников имплементированы решения VK Creative Learning (VKCL) - они представляют собой двумерные и трехмерные изображения различных органов, вен, артерий и других частей тела. По сравнению с обычными справочниками, снабженными иллюстративным материалом, решения VKCL предлагают наглядные визуализации органов и тканей, что позволяет сократить разрыв между тем, что студент видит в рамках учебы и тем, с чем он столкнется в реальной врачебной практике [13].

Рассмотрим еще одну концепцию, внедряемую в медицинских вузах западного мира. Речь идет о системе Smart Campus («Умный кампус»). Университеты расширяют подход к онлайн-обучению с использованием университетской платформы электронного обучения Moodle и оснащением кампуса для создания «умных» классов [17, p. 3].

Средства дистанционного обучения в медицинских вузах далеко не исчерпываются вышеперечисленными. Набирают популярность средства подготовки врачей к оказанию консультаций онлайн и диагностики пациентов без личного присут-

ствия; более того, разрабатываются стандарты для оценки состояния пациента и диагностирования по видеосвязи3. На смену офлайн-университетам, которые внедряют онлайн-технологии, приходят полностью «оцифрованные» медицинские образовательные учреждения4. Известно несколько примеров онлайн систем симуляций поведения и симптоматики пациентов5.

Таким образом, в современных условиях, особенно если принять во внимание недавнюю пандемию COVID-19, внедрение дистанционных технологий в вузах, включая медицинские, крайне актуально. Несмотря на пессимистические прогнозы о снижении качества медицинского работника, получившего образования онлайн, все же применение дистанционного обучения будущих врачей -тенденция необратимая. Конечно, далеко не все занятия могут быть переведены в дистанционный формат - многие из них априорно требуют физического присутствия студента на занятии. Это приводит к широкому распространению такой формы получения образования, как смешанное обучение, где часть занятий проводится в традиционном формате, а часть - в дистанционном. Безусловно, информационные технологии обеспечивают эффективное формирование профессиональных компетенций студентов в вузе, и отказ от использования подобных инновационных преобразований в технологии обучения в современном медицинском вузе, по крайней мере, нецелесообразен, что неоднократно подтверждено мировым опытом.

Литература

1. Бородина, К.М. Дистанционное обучение - новая парадигма преподавания анатомии человека студентам медикам / К.М. Бородина // БГЖ. - 2020. - № 4 (33). - С. 27-29.

2. Бушмина, О.Н. Дистанционное обучение в условиях медицинского университета / О.Н. Буш-мина // АНИ: педагогика и психология. - 2021. -№ 1 (34). - С. 37-39.

3. Кизатова, С. Т. интеграция онлайн и традиционного метода обучения профессиональным компетенциям в медицинском вузе / С.Т. Кизатова, Б.Т. Тукбекова, С.Б. Дюсенова, А.А. Исаева, К.С. Тлегенова, Т.А. Кирьянова, Г.А. Сар-манкулова, Г.Ш. Рахметова // Медицина и экология. - 2020. - № 1 (94). - С. 118-124.

4. Котюжинская, С.Г. Грани дистанционного обучения в медицине / С.Г. Котюжинская, Л.В. Гон-

1 Harvard Medical School - Live Courses. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cmecatalog.hms.harvard. edu/courses?title=&term_node_tid_depth%5B246%5D=246. - Дата доступа: 18.07.2022.

2 New Online Tool Designed To Promote Collaborations Among Yale Researchers Yale Center for Clinical Investigation. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medicine.yale. edu/ycci/news/research_accelerator_032510/. - Дата доступа: 18.07.2022.

3 An international initiative to develop a standard for virtual patients: - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.medbiq.org/working_groups/virtual_patient/index.html. - Дата доступа: 18.07.2022.

4 The International Virtual Medical School: - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivimeds.org/. - Дата доступа: 18.07.2022.

5 Web-SP (Web-based Simulation of Patients): - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://websp.lime.ki.se/. - Дата доступа: 18.07.2022.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U см

чарова, Д.А. Уманский // Вюник морськоУ меди-цини. - 2021. - № 3 (92). - С. 28-32.

5. Красносельских, Т.В. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза / Т.В. Красносельских, И.В. Тельнюк, В.А. Ху-дик // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 3-1. -С.100-114.

6. Крутий, И.А. Групповое взаимодействие аспирантов-медиков в условиях дистанционного обучения / И.А. Крутий, Г.В. Молчанова, Н.В. Шестак // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2021. - Т. 12, № 2. - С. 16-27.

7. Мажитова, М.В. Применение информационных технологий в среде дистанционного формата обучения у студентов медико-биологического профиля / В.В. Мажитова, В.В. Уранова, О.В. Близняк // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - № 6. - С. 24-42.

8. Моисеева, Л.В. Эффективность дистанционной образовательной технологии изучения дисциплины «Экологическая химия» студентами медицинского вуза / Л.В. Моисеева, Н.А. Белоконова, Е.Ю. Ермишина [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2020. -№ 4. - С. 121-128.

9. Сагдуллаева, Г.У. Blended learning - современный подход к преподованию в медицинском образовании / Г.У. Сагдуллаева, М.И. Муста-фаева // НАУ. - 2021. - № 74-4. - С. 26-28.

10. AlQhtani, A. Online versus classroom teaching for medical students during COVID-19: measuring effectiveness and satisfaction / A. AlQhtani, N. AlSwedan, A. Almulhim, et al. // BMC Med Educ. - 2021. - № 21. - 7 р.

11. eLearning in the Healthcare Industry // Learning Rooms. - 2022 [Electronic source]. - Mode of access: https://thelearningrooms.com/elearning-healthcare-industry/. - Date of access: 18.07.2022.

12. Guzachchova, N. Zoom technology as an effective tool for distance learning in teaching English to medical students / N. Guzachchova // Бюллетень науки и практики. - 2020. - № 5. - С. 457-460.

13. How Virtual Reality based eLearning Solutions can help Medical Students to Enhance Learning? - 2022 [Electronic source]. - Mode of access: https://www.vkcreativelearning.com/blog/how-virtual-reality-based-elearning-solutions-can-help-medical-students-to-enhance-learning. - Date of access: 18.07.2022.

14. Mutalib, A. A systematic review of health sciences students' online learning during the COVID-19 pandemic / A. Mutalib, A.A. Akim, M.H. Jaafar // BMC Med Educ. - 2022. - № 22. - 34 р

15. Nagunwa, T. Developing eLearning technologies to implement competency based medical education: Experiences from Muhimbili University of Health and Allied Sciences / T. Nagunwa, E. Lwo-ga // International Journal of Education and Development using Information and Communication

Technology (IJEDICT). - 2012. - Vol. 8, Issue 3. -Pp. 7-21.

16. Sabin, S. Future of e-Learning in Medical Education - Perception, Readiness, and Challenges in a Developing Country / S. Sabin, R. Aayushi, B. Akanksha, K. Ashish, J. Ankur, P. Arun, A. Gau-rav, V. Mohit // Frontiers in Education. - 2021. -#6. - Pp. 90-99.

17. Singh, K. Smartphones and Educational Apps Use Among Medical Students of a Smart University Campus/ K. Singh, S. Sarkar, U. Gaur, S. Gupta, O.P. Adams, M. A.A. Majumder // Front. Commun. - 2021. - #6. - 9 p.

18. Zehry, K. E-Learning in medical education in the United Kingdom / K. Zehry, N. Halder, L. Theodo-siou // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2011. - Volume 15. - Pp. 3163-3167.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE REMOTE LEARNING FOR MEDICAL STUDENTS

Muravieva I.V., Zryutina A.V., Nemtsova V.V., Pokidova E.A.

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

The article discusses the main approaches to the implementation of remote technologies in a medical university. The advantages and disadvantages of e-learning for a future medical specialist are identified. The advantages are: economic benefits, increasing the motivation of students to study; among the shortcomings is a possible decrease in the quality of education. The issue of the reliability of information and the reliability of the source base when working online is of great interest. The idea of mixing traditional and distance learning modes, implemented in the concept of blended learning, was recognized as optimal. Various types of remote technologies implemented in foreign medical universities are considered. Initially, distance learning in medical universities was carried out on the basis of internal (local) university networks, electronic teaching aids, electronic libraries and archives. Many top-tier medical institutions have adopted mobile learning to increase the flexibility and adaptability of learning. Videos and videoconferencing are also widely used. Universities in countries with a high level of economic development use remote technologies based on augmented and virtual reality technologies. A set of remote tools are combined into a single virtualized Smart Campus educational environment.

Keywords: distance learning, remote learning, medical education, higher education, video conference, eLearning, virtual reality, electronic textbook.

References

1. Borodina, K.M. Distance learning - a new paradigm of teaching human anatomy to medical students / K.M. Borodina // BGJ. -2020. - No. 4 (33). - P. 27-29.

2. Bushmina, O.N. Distance learning in a medical university / O.N. Bushmina // ANI: Pedagogy and Psychology. - 2021. - No. 1 (34). - P. 37-39.

3. Kizatova, S.T. Integration of online and traditional methods of teaching professional competencies in a medical university / S.T. Kizatova, B.T. Tukbekova, S.B. Dyusenova, A.A. Isaeva, K.S. Tlegenova, T.A. Kiryanova, G.A. Sarmankulova, G. Sh. Rakhmetova // Medicine and Ecology. - 2020. - No. 1 (94). - P. 118-124.

4. Kotyuzhinskaya, S.G. Facets of distance learning in medicine / S.G. Kotyuzhinskaya, L.V. Goncharova, D.A. Umansky // Bulletin of Marine Medicine. - 2021. - No. 3 (92). - P. 28-32.

5. Krasnoselskikh, T.V. Prospects for the use of distance learning in the educational process of a medical university / T.V. Krasnoselskikh, I.V. Telnyuk, V.A. Khudik // Lecturer XXI century. -2020. - No. 3-1. - P. 100-114.

6. Krutiy, I.A. Group interaction of graduate students in distance learning / I.A. Krutiy, G.V. Molchanova, N.V. Shestak // Medical education and professional development. - 2021. - T. 12, No. 2. - S. 16-27.

7. Mazhitova, M.V., Uranova V.V., Bliznyak O.V. Application of information technologies in the environment of distance learning for students of medical and biological profiles // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - No. 6. - S. 24-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Moiseeva, L.V. Efficiency of distance educational technology for studying the discipline "Environmental Chemistry" by students of a medical university / L.V. Moiseeva, N.A. Belokonova, E. Yu. Ermishina [et al.] // Pedagogical education in Russia. -2020. - No. 4. - P. 121-128.

9. Sagdullaeva, G.U. Blended learning - a modern approach to teaching in medical education / G.U. Sagdullaeva, M.I. Musta-fayeva // NAU. - 2021. - No. 74-4. - P. 26-28.

10. AlQhtani, A. Online versus classroom teaching for medical students during COVID-19: measuring effectiveness and satisfaction / A. AlQhtani, N. AlSwedan, A. Almulhim, et al. // BMC Med Educ. - 2021. - No. 21. - 7 p.

11. eLearning in the Healthcare Industry // Learning Rooms. -2022 [Electronic source]. - Mode of access: https://thelearnin-grooms.com/elearning-healthcare-industry/. - Date of access: 07/18/2022.

12. Guzachchova, N. Zoom technology as an effective tool for distance learning in teaching English to medical students / N. Gu-zachchova // Bulletin of science and practice. - 2020. - No. 5. -S. 457-460.

13. How can Virtual Reality based eLearning Solutions help Medical Students to Enhance Learning? - 2022 [Electronic source]. -

Mode of access: https://www.vkcreativelearning.com/blog/ how-virtual-reality-based-elearning-solutions-can-help-medical-students-to-enhance-learning. - Date of access: 07/18/2022.

14. Mutalib, A. A systematic review of health sciences students' online learning during the COVID-19 pandemic / A. Mutalib, A.A. Akim, M.H. Jaafar // BMC Med Educ. - 2022. - No. 22. -34 r

15. Nagunwa, T. Developing eLearning technologies to implement competency based medical education: Experiences from Mu-himbili University of Health and Allied Sciences / T. Nagunwa, E. Lwoga // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). -2012. - Vol. 8, Issue 3. - Pp. 7-21.

16. Sabin, S. Future of e-Learning in Medical Education - Perception, Readiness, and Challenges in a Developing Country / S. Sabin, R. Aayushi, B. Akanksha, K. Ashish, J. Ankur, P. Arun, A. Gaurav, V. Mohit // Frontiers in Education. - 2021. - #6. - P.p. 90-99.

17. Singh, K. Smartphones and Educational Apps Use Among Medical Students of a Smart University Campus/ K. Singh, S. Sarkar, U. Gaur, S. Gupta, O.P. Adams, M. A.A. Majumder // Front. commun. - 2021. - #6. - 9p.

18. Zehry, K. E-Learning in medical education in the United Kingdom / K. Zehry, N. Halder, L. Theodosiou // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2011. - Volume 15. - Pp. 31633167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.