Научная статья на тему 'Зарубежный опыт повышения скоростей пассажирских поездов на примере Японии'

Зарубежный опыт повышения скоростей пассажирских поездов на примере Японии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
121
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / HIGH-SPEED RAILWAY / ROLLING STOCK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Масьянова Ильмира Тальгатовна

В статье рассматривается опыт Японии в организации и техническом обслуживании высокоскоростных магистралей и высокоскоростного подвижного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Масьянова Ильмира Тальгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE RAISED SPEED PASSENGER TRAIN IN THE EXAMPLE OF JAPAN

The article discusses the experience of Japan in the organization and maintenance of high-speed highways and high-speed trains.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт повышения скоростей пассажирских поездов на примере Японии»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТЕЙ ПАССАЖИРСКИХ

ПОЕЗДОВ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ

Масьянова Ильмира Тальгатовна

аспирант, ЧИПС-УрГУПС, г. Челябинск

E-mail: hit@chirt. ru

INTERNATIONAL EXPERIENCE RAISED SPEED PASSENGER TRAIN IN

THE EXAMPLE OF JAPAN

Ilmira Masyanova

postgraduate, CHIRT-USURT, Chelyabinsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается опыт Японии в организации и техническом обслуживании высокоскоростных магистралей и высокоскоростного подвижного состава.

ABSTRACT

The article discusses the experience of Japan in the organization and maintenance of high-speed highways and high-speed trains.

Ключевые слова: высокоскоростные магистрали; подвижной состав.

Keywords: high-speed railway, rolling stock.

Япония является небольшой страной — это островное государство, большинство из островов являются горными и вулканическими, с общей площадью 378 тыс. км из них примерно 60 % составляют горы. Населенность Японии составляет 127 млн. человек, что обеспечивает её десятое место в мире по численности. Япония относительно бедна полезными ископаемыми, поэтому нет необходимости в грузовых перевозках из центра страны, все необходимые ресурсы поставляются в страну водными путями. Воздушный транспорт не является приоритетным на внутренних перевозках из-за большого пассажиропотока и малых расстояний.

В 50-х годах ХХ века было принято решении по развитию высокоскоростного железнодорожного движения. В 1964 году был запущен скоростной участок JR-East. В дальнейшем высокоскоростные магистрали проектировались так, чтобы стыковались станции метро, станции скоростные и местного назначения [2, с. 62]. Перевозочный процесс обеспечивает максимальность пассажирских перевозок и организован так, что интервалы отправления с двенадцати путей вокзала Токио высокоскоростных поездов составляет 4 минуты. Высокоскоростные поезда «Shinkansen» состоят из восьми вагонов, но для повышения пропускной способности и увеличения пассажиропотока составы сдваивают и эксплуатируют с шестнадцатью вагонами. Восьми вагонные поезда вмещают 800 человек, а шестнадцати вагонные 1600 соответственно [1, с. 202]. Формирование составов: соединение и разъединение производится автоматически.

Центральный вокзал Токио пропускает 3600 поездов за сутки, один миллион человек транзитом и 750 тысяч отправляются с пункта формирования.

Железнодорожный комплекс состоит из двадцати двух платформ и одной станции метро, на его территории расположено четырнадцать пунктов продажи билетов. Чтобы сократить время обслуживания пассажиров работает электронная система расчетов, с использованием карточной системы и мобильных телефонов. При совершении покупки мобильный телефон или карту пассажир прикладывает к специальному считывающему устройству, после чего происходит процесс приобретения проездного документа. Данная система позволила повысить доход комплекса от продаж за сутки до 120 млн. йен.

Все платформы оборудованы системой видеонаблюдения с контролем в специальных пунктах, где установлены устройства связи с диспетчерами, машинистами, мониторы и системы оповещения пассажиров. Платформы содержат устройства, которые автоматически срабатывают при падении пассажира с платформы, при нагрузке свыше 10 килограмм система торможения

поездами приводится в действие. Также платформы оборудованы тревожными кнопками, необходимыми при возникновении чрезвычайных ситуаций. Нажатие кнопки также приводит в действие систему торможения поездов. Все в режиме он-лайн контролируется персоналом вокзального комплекса в специально оборудованных пунктах. Введение таких систем позволяет практически исключить случаи травмирования пассажиров и задержки при прибытии и отправлении поездов.

Управление движением поездов и контроль осуществляется с использованием программных средств посредством центрального пункта управления движением поездов «Shinkansen», расположенным на вокзале.

Для обеспечения безопасности движения используется комплексная система безопасности «Kosmos», контролирующая параметры внешней среды и наличие факторов угрожающих безопасности движения поездов. Данная система объединяет различные приборы и устройства, регистрирующие на разных расстояниях неблагоприятные факторы (землетрясения, обвалы, выпадение высокого уровня осадков) и передает информацию машинисту, который при необходимости принимает решение о снижении скорости или полной остановки состава на опасных участках. Располагается данная система на железнодорожных путях.

Единый диспетчерский центр управления Ж предназначен для отслеживания выполнения графика движения поездов.

С применением специального системного оборудования, установленного у диспетчеров и старших смен, отвечающих за определенное направление, отслеживается движение всех поездов в реальном времени и при необходимости система автоматически вносит корректировку в график расписания движением поездов (в случае задержки), либо выдает рекомендации об отмене поезда (в случае сбоя графика).

На высокоскоростных линиях отсутствует пересечение с другими видами наземного транспорта и подвижного состава в одном уровне. Она построена отдельным путепроводом, проходящей по всей территории Японии.

Обеспечение максимальной скорости движения поездов на участках и управление торможением обеспечивается автоматической системой управления поездом (АТС) с использованием специальных датчиков, расположенных через каждые 800 метров по инфраструктуре. Данная система отслеживает расположение поезда, контролирует скорость движения последующего состава , обеспечивая его остановку или движение на безопасном расстоянии.

Поезда «Shinkansen» эксплуатируются на четырех участках,

обслуживаемых одним или двумя диспетчерами исходя из протяженности участка, а также ответственным за данное направление. Различают восемь серий высокоскоростных поездов с максимальной скоростью 275 км/ч, при этом допускается сцепление поездов разных серий.

Максимальная величина среднегодового опоздания поездов «Shinkansen» составляет 30 секунд, отмена поездов происходит не чаще одного раза в год. Это свидетельствует о высокой надежности самого подвижного состава и уровне технического обслуживания, грамотно спланированной системе управления движением поездов и четкой организации системы обслуживания пассажиров.

Отличительной особенностью японских высокоскоростных магистралей является отсутствие пересечения с другим наземным транспортом, однако во многих странах повышение скорости движения поездов ограничивается уже построенными линиями, по которым осуществляется движение как пассажирских, так и грузовых поездов разных скоростных категорий [1, с. 333]. Так же внедрение высокоскоростных магистралей связано с реконструкцией уже имеющейся инфраструктуры — замена стрелочных переводов, увеличение несущей способности мостов и путепроводов, сглаживанию имеющихся крутых уклонов и кривых малого радиуса. Подвижной состава с разными скоростными

категориями затруднит составление оптимального графика движения поездов и приведет к снижению пропускной способности. Также во многих странах нет соответствующей нормативной базы для внедрения высокоскоростного движения, а разработка норм и стандартов достаточно длительный и дорогостоящий процесс.

Несмотря на указанные проблемы, высокоскоростные магистрали повышают мобильность пассажиров, позволяют создавать транспортные системы совместно с общественным и пригородным транспортом, обеспечивают более высокий уровень комфорта и безопасности, по сравнению с автомобильными и воздушными транспортными средствами, а также является наиболее экологичным видом транспорта по сравнению с наземным и авиатранспортом.

Список литературы:

1. Гурьев А.И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта / Андрей Гурьев. — СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009. — 360 с.

2. Якунин В.И. В будущее России — с высокой скоростью. Монография. М.: Научный эксперт, 2012. — 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.