Научная статья на тему 'Зарубежный опыт построения электронного правительства'

Зарубежный опыт построения электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВЛАСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / GOVERNMENT / STATE / ELECTRONIC GOVERNMENT / POWER / FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосновский А.А.

Рассматриваются модели построения электронных правительств в различных государствах, сходства и их различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF CREATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT

Models of creation of the electronic governments in various states, similarities and their distinctions are considered.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт построения электронного правительства»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 6 2015

УДК 331.108

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Сосновский Андрей Александрович

магистрант

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск аиШг@арпоп-]оигпа!. ги

Аннотация. Рассматриваются модели построения электронных правительств в различных государствах, сходства и их различия.

Ключевые слова: правительство; государство; электронное правительство; власть; зарубежные страны.

FOREIGN EXPERIENCE OF CREATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT

Sosnovsky Andrey Aleksandrovich

undergraduate Northeast federal university, Yakutsk

Abstract. Models of creation of the electronic governments in various states, similarities and their distinctions are considered.

Key words: government; state; electronic government; power; foreign countries.

Ситуация вокруг проводимых преобразований в сфере публичного управления в Российской Федерации характеризуется своими особенностями: цели, задачи, этапы и мероприятия административной реформы тщательно сформулированы, последовательно реализуемы, имеют законодательную базу в виде Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», но назвать реформу успешной, особенно на уровне муниципального управления, пока нельзя. Существует потребность в прозрачном регулировании процесса предоставления муниципальных услуг и упрощения порядка их получения. Благодаря современному развитию информационных технологий, в особенности Интернета, ведущая роль в государственном и муниципальном управлении принадлежит информационной составляющей. Перевод взаимоотношений в дистанционный режим должен дать серьёзный социальный и экономический эффект. Одним из способов предоставления информации и оказания комплекса государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу, другим ветвям государственной власти, при котором личное взаимодействие между органами власти и заявителем минимизировано и максимально использует информационные технологии является электронное правительство (e-Government). Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. Термин «электронное правительство» появился изначально в середине 1990-х годов, когда государственные структуры во всем мире осознали потенциал Интернета. Новый термин подразумевал перевод государственных услуг в Интернет, применение электронного документооборота в органах власти и прочие технологические процедуры, снижающие нагрузку на бюрократическую машину. Однако в дальнейшем термин

приобрел дополнительную нагрузку - выстраивание новой системы общения с населением. Варианты систем различны и зависят от конкретных условий, системы взаимоотношений между властью и обществом и менталитета. В настоящее время можно выделить четыре основные модели построения электронного правительства [1]:

- континентально-европейская (страны Западной, Центральной и Восточной Европы);

- англо-американская (США, Канада, Великобритания);

- азиатская модель (Сингапур, Южная Корея);

- российская модель.

Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

- наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Евро-комиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами Европейского союза;

- высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;

- жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате

налогов и штрафов. Европейский союз главный акцент в вопросах построения электронного государства делает на достижении социального единства наций, в него входящих, и европейского сообщества в целом. При этом в качестве основной опасности европейцы видят для себя цифровой разрыв между стремительно увеличивающимся числом пенсионеров, не готовых и часто неспособных к работе в сети Интернет, и молодым динамичным поколением. Информационное общество для европейцев - это средство сохранения многонационального богатства Европы. Инвестиции в технологии информационного общества для нее -это, прежде всего, инвестиции в человека [2, с. 349].

На уровне Евросоюза была согласована минимальная правовая база для развития системы электронного правительства, выраженная в форме Директив Европейской комиссии, которые все страны-участницы обязаны внедрить в национальное законодательство. Соответственно, во всех вышеперечисленных европейских странах приняты законы, касающиеся:

- электронных цифровых подписей;

- электронной торговли;

- защиты данных;

- государственных заказов.

Во всех странах ЕС приняты законы о доступе к информации. Требования Евросоюза к законодательству, регулирующему системы электронного правительства, охватывают как технические аспекты (цифровая подпись, электронная торговля), направленные на упрощение создания систем электронного правительства, так и этические и политические вопросы (распределение госзаказов, доступ к информации), определяющие новые обязанности государственных учреждений по защите прав граждан и организаций в новом контексте предоставления публичных услуг электронными средствами.

Одной из первых в мире еще в 1994 году стала решать проблему открытого доступа к информации государственных структур Канада. Разбив проект на три этапа реализации, канадцы поставили задачу за пять лет построить систему «электронного правительства». В результате применения модульного принципа система была разделена на четыре контура:

- сайт Канады;

- информационный портал, объединяющий подпорталы;

- промежуточное программное обеспечение, включающее поисковую машину, системы автоматизации бизнес-процессов, системы интеграции приложений и данных;

- инфраструктурное ПО, состоящее из системы управления бумажными и электронными документами, электронного хранилища и системы управления базами данных.

Сегодня в рамках проведенных работ по реализации проекта канадские власти работают и напрямую взаимодействуют с населением посредством мощнейшего информационного портала, объединяющего до 500 Интернет-сайтов. Отказ от необходимости непосредственного посещения служб гражданами и обработки бумажной документации, по оценке Canada eGovernment Resource Centre, за последние три года позволил канадскому бюджету сократить госрасходы почти на 10 млрд. долларов [3].

Американский подход заметно и во многом отличается от европейского, что обусловлено и структурой, и традициями государственного управления в США. Системный подход к развитию электронного правительства был заложен в 90-х годах прошлого века. В США разработан документ «Стратегия электронного правительства (EGovernment Strategy)». Стратегия нацелена на повышение эффективности работы федерального правительства такими способами, как: упрощение информационного сервиса; исключение дублирующих друг друга и избыточных уровней правительственного управления; облегчение поиска информации и получения услуг от федерального правительства для

граждан, предпринимателей, правительственных и федеральных служащих; нацеленность правительственных структур на быстрое удовлетворение потребностей граждан; создание условий для претворения в жизнь других инициатив федерального правительства по повышению эффективности его деятельности. Согласно разработанной стратегии, одной из главных целей развития е-Government является сокращение масштабов, а в идеале и полное искоренение дублирования одних и тех же функций в разных правительственных агентствах для того, чтобы облегчить гражданам доступ к ним и сократить расходы на содержание избыточных служб и ведомств [4, с. 118-120]. Из технических аспектов лишь некоторые регулируются федеральным законодательством, а остальные либо определяются законами штатов, либо рассматриваются лишь в контексте федеральных стандартов построения архитектуры госпредприятий (Federal Enterprise Architecture). Несмотря на отсутствие законодательства о свободе доступа к информации, подход американского правительства к вопросам защиты данных отличается гораздо большим либерализмом, чем политика Европейского Союза. Наиболее популярная в Соединенных Штатах услуга электронного правительства - подача налоговых деклараций в электронной форме. По оценке Налогового управления США, в 2007 г. 57 % всех заявлений на налоговые вычеты будет подано через Интернет. В 2007 г. 22 млн. налогоплательщиков заполняли электронные формы с домашних компьютеров.

Азиатская модель опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования [5]. В 2010 году ООН признала систему «электронного правительства» Юж-

ной Кореи самой лучшей и эффективной в мире. Южная Корея с солидным отрывом опережает другие государства и по уровню развития системы, и по степени ее популярности среди граждан. Решение о разработке инфраструктуры и базы электронного правительства в Южной Корее было принято в 1987 году. Благодаря этой системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатой счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Южная Корея ежегодно занимает первое-второе место в мире как по средней скорости Интернета, так и по степени охвата широкополосной сетью населения. Несколько лет назад в госсекторе страны была введена 100-процентная система электронного документооборота. На бумагу ложатся немногие, только самые важные доклады и справки на уровне министра и выше. Функционирование системы электронного правительства позволило за последние два года сэкономить для госбюджета более 1 млрд. долларов и сократить число служащих почти на 9 тысяч человек. Общий социально-экономический эффект оценивается в 16 млрд. долл. [2, с. 339-360].

Сингапур относится к странам, которые не располагают большим количеством природных ресурсов. Поэтому в долгосрочной перспективе Сингапур стремится к созданию наукоемкой экономики. У Сингапура -четкий и интегрированный подход к национальной компьютеризации. На протяжении двух прошедших десятилетий был целый ряд национальных программ, каждая из которых базировалась на успехе предыдущей в неуклонном следовании к превращению Сингапура в страну, охваченную сетью. Национальные программы по ИКТ вылились во множество государственных администраций и услуг, эксплуатирующих технологии для повышения эффективности, качества обслуживания и доступа через электронные каналы. Эти достижения были работающими примерами

государственных электронных услуг, которым суждено было стать предвестниками электронного правительства. Услуги, предоставляемые ранее различными Министерствами и ведомствами правительства Сингапура, теперь предоставляются в рамках программы «Электронное правительство» на сайте www.egov.gov.sg. Порталы государственных услуг максимально ориентированы на интеграцию с мобильными устройствами. Кроме того интегрируются разрозненные сайты в единое информационное пространство.

Из стран бывшего Советского Союза следует отметить Эстонскую Республику. В Эстонии не существует государственной программы по развитию «электронного правительства». Отсюда следует, что нет и многомиллиардных бюджетов. Ставка делается на конкретные проекты, которые выдвигают органы местного самоуправления, граждане и независимые организации, которые потом сводятся в общую схему. При замене рубля на крону в 1992 году была создана электронная база данных лиц, получивших право менять деньги, т.е. первый электронный регистр населения. В 1996 году был принял Закон о защите персональных данных. Законодательно закреплено право граждан на бесплатный доступ к Интернету в каждой библиотеке страны. В 2001 году возникло так много регистров и баз данных, что возникла необходимость в их интеграции. Чтобы соединить их в Сети, был создан уникальный программный продукт «Х-путь». Сегодняшняя версия «Х-пути» обеспечивает предоставление электронных услуг с использованием различных баз данных, расположенных в различных организациях, превращая страну в единый офис [6]. В 2002 году создан единый государственный портал, объединивший все электронные сервисы для граждан, бизнеса и чиновников. Регистрация на Портале www.eesti.ee происходит при помощи Ю-карты, которая является электронным удостоверением личности гражданина. Ю-карта - это идентификационный документ жителя Эстонии с 15 лет, а так же иностранца, получившего вид на жительство или разрешение на

работу. Дополнительно Ю-карту дает право ставить на документах электронную подпись, приравненную законом к собственноручной. Для того, чтобы высокие технологии приносили результаты, в Эстонии попутно упрощают законы и бюрократические процедуры. К тому же власти отказались от централизованного подхода. Министерства и ведомства сами развивают свои информационные системы, тратя на информатизацию около 1 % бюджета. Одно из сложных мест - это здравоохранение. В этой области пересекаются интересы государства и частных структур, населения. Затрагиваются персональные данные. Проблемы лежат в области создания общих правил игры и соблюдения договоренностей. Государство развивает доступность электронных услуг для населения через строительство сетей связи. Причем линии прокладываются операторами и в сельской местности. Государство дотирует экономически невыгодные участки. В итоге в 70 % домохозяйств есть Интернет, 92 % процента физических лиц заполняют налоговые декларации через Интернет. 98 % территории страны покрыто беспроводным интернетом. Выступая перед делегатами 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил, что Эстония - первая страна, где есть возможность участвовать в парламентских и местных выборах через Интернет. В 2012 году в стране была проведена перепись населения - в основном через онлайн [7].

Таким образом, все рассмотренные модели построения электронного правительства обусловлены развитием информационных технологий и ориентированы на будущее. Условиями реализации данных моделей выступает сетевая организация общества, эффективно работающая обратная связь и высокий технологический уровень оснащенности государственного аппарата. Правительства большинства стран, осознавая перспективы использования Интернет-технологий в государственном и муниципальном управлении, разработали и реализуют национальные концепции информатизации государства.

Список используемых источников

1. Станкевич Л.Т., Новоженкина Н.О. Электронное правительство: теоретические модели и реальная практика // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: тр. VI Все-рос. Объединенной конф., Санкт- Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во Филол. Фак. СПбГУ, 2003.

2. Сединкин М.А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 3.

3. Зайко А. Русь электронная // Энергия промышленного роста. 2009. № 3/31. март. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eprmagazine.ru/prompolitics/maintheme/cyber_russ

4. Гутри И.С. Основные стратегии формирования электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: тр. VI Всерос. объединенной конф., Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во Филол. фак. СПбгУ, 2003. С. 118-120.

5. Макович Г.В. Менеджмент знаний: документальное обеспечение управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/ monographs/84

6. Журнал «Огонек». № 17 (5176). 02.05.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1628769

7. Официальный сайт ООН в России. URL: http://www.un.org/russian

8. United Nations e-Government Survey 2012. E-Government for the People / Department of Economic and Social Affairs. Division for Public Administration and Development Management. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.unpan.org/egovkb/datacenter/ CountryView.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.