Научная статья на тему 'Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы'

Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2776
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / НАБОР КАДРОВ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / PROFESSIONAL STAFF TRAINING / RECRUITMENT / CAREER DEVELOPMENT / GOVERNMENT OFFICIALS / PERSONNEL RESERVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздев Василий Анатольевич

Цель данной статьи рассмотреть опыт организации системы образования государственных служащих в ряде европейских стран. Новизну работы определяет использование не только исследований отечественных авторов по проблеме статьи, но и материалов зарубежных сайтов государственной службы. Дан анализ подготовки кадров для государственного управления Великобритании. Изучена организация образования во французской Национальной школе управления. Рассмотрена многоуровневая структура подготовки государственных чиновников в Германии. Сделан акцент на участии в процессе подготовки профессиональных кадров органов государственного управления. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения представленного в ней опыта в практике подготовки кадров для государственной гражданской службы в Российской Федерации. Представляется перспективным изучение традиций и инноваций в подготовке государственных чиновников не только в западных, но и в некоторых восточных странах, например в Японии. При этом, несомненно, важно учитывать российские условия и возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN TRAINING STAFF FOR STATE CIVIL SERVICE

The purpose of this article is to consider the experience in organizing the education system of government officials in several European countries. The novelty of the work is determined by the use of not only domestic authors’ research on the problem of the article, but by materials of foreign public service sites as well. The article analyses staff training for the state management in Great Britain. Organization of training in the French National School of Management is studied. A multi-level structure of training government officials in Germany is considered. Emphasis is placed on participation of professional personnel of state administration bodies in staff training. The practical significance of the article lies in the possibility of applying the experience described in it in practical staff training for the civil service in our country. It is deemed promising to study traditions and innovations in training government officials not only in Western but in some eastern countries as well, for example, in Japan. In this case, of course, it is important to take into account Russian conditions and opportunities.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы»

УДК 351.71 ББК 67.404

В .А. ГВОЗДЕВ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые слова: профессиональная подготовка кадров, набор кадров, карьерный рост, государственные служащие, кадровый резерв.

Цель данной статьи - рассмотреть опыт организации системы образования государственных служащих в ряде европейских стран. Новизну работы определяет использование не только исследований отечественных авторов по проблеме статьи, но и материалов зарубежных сайтов государственной службы. Дан анализ подготовки кадров для государственного управления Великобритании. Изучена организация образования во французской Национальной школе управления. Рассмотрена многоуровневая структура подготовки государственных чиновников в Германии. Сделан акцент на участии в процессе подготовки профессиональных кадров органов государственного управления. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения представленного в ней опыта в практике подготовки кадров для государственной гражданской службы в Российской Федерации. Представляется перспективным изучение традиций и инноваций в подготовке государственных чиновников не только в западных, но и в некоторых восточных странах, например в Японии. При этом, несомненно, важно учитывать российские условия и возможности.

Реформирование института государственного управления в нашей стране - довольно длительный и сложный процесс. Несомненно, он связан и с трансформацией системы подготовки кадров для государственного и муниципального управления. России при этом логично обратиться к опыту различных стран мира с целью анализа и учета положительного опыта в этой области [9].

Подготовка кадров для государственной гражданской службы должна быть системной и проводиться при участии образовательных учреждений, осуществляющих их подготовку, и органов власти, для которых по их заказу они готовятся [7]. Формы двухстороннего взаимодействия могут быть различными, их реализация позволит решить имеющиеся проблемы. При этом важно использовать положительный практический опыт в этом вопросе. Обращаясь к зарубежному потенциалу вопроса взаимодействия органов государственной власти и образовательных учреждений по подготовке кадров для государственной гражданской службы, можно увидеть ряд полезных моментов, реализация которых позволит благоприятно повлиять на решение возникающих проблем. При этом важно отметить, что речь идет не о простом копировании зарубежного опыта, а о его творческом использовании в российских и региональных условиях [6].

В некоторых странах мира профессиональной подготовке кадров для государственной службы уделяется большое внимание. Основательно к процессу подготовки кадров для государственной службы относятся во Франции. Опыт французской Национальной школы управления показывает, что целенаправленное выращивание кадров для государственной службы приводит к формированию политических убеждений. Обучающиеся как бы пропитываются основной спецификой своей будущей профессии, у них складывается определенный менталитет служителя народа, осознается необходимость помогать гражданам. Такие установки могут отсутствовать у специалистов другой сферы профессионального обучения. Служба должна рассматриваться как

выполнение своих функциональных обязанностей во благо населения, а не просто как доходное и надежное место работы. Во время обучения молодым специалистам предоставляется возможность пройти стажировку в федеральном аппарате управления, учреждениях государственного управления в регионах, органах муниципальной власти, на государственных промышленных предприятиях [8].

Национальная школа администрации во Франции занимает особое место среди всех учреждений образования. Она входит в число высших школ, где стоит на первом месте не столько по уровню образования, сколько по открываемым перспективам карьерного роста и жизненного успеха.

Во Франции, кроме Национальной школы, упомянутой выше, центры для подготовки государственных чиновников имеются в ряде институтов политических исследований. Они готовят кандидатов уже после получения диплома в течение года к конкурсу на получение места в органах государственного управления. Некоторые министерства Французской Республики проводят конкурсы для прямого набора кадров на государственную службу. Также стоит упомянуть Парижский институт политических исследований. Данное образовательное учреждение обеспечивает подготовку по экономическим, общественным и политическим наукам в соответствие со своим профилем - государственного учреждения научного, культурного и профессионального профиля [5].

В Германии по Конституции всем гражданам страны гарантируется равный доступ к труду в органах государственного управления. Условия данного равного доступа - работоспособность и демонстрация качеств, необходимых для исполнения обязанностей по этому виду деятельности. Религиозная принадлежность, мировоззрение при этом не должны стать препятствием для поступления на государственную службу. К претенденту предъявляют следующие требования: высшее образование, опыт работы, соответствующие компетенции. Все эти принципы и условия учитываются при подборе граждан на государственную службу, их дальнейшее карьерное продвижение.

Необходимое образование для поступления на государственную службу в Германии получают обычно в нескольких университетах. Специальные академические программы для подготовки государственных служащих есть в университете в Потсдаме, в Констанце. Существуют также программы подготовки специалистов для Европейского Союза - в Бонне, Берлине, Саарбрю-кене, Гамбурге.

В программах подготовки госслужащих упор делается не только на передачу необходимых знаний, но и на формирование определенного образа мыслей и поведения чиновников соответствующего ранга. Именно поэтому довольно значительное время тратится в период обучения на освоение реальной практики. Здесь предусмотрена стажировка, в том числе, за рубежом и на определенных рабочих местах. В преподавании используются активные методы обучения. Среди них - круглые столы, мозговые атаки, дискуссии, дебаты. Данные методы, среди прочего, дают навыки коллективного решения проблем.

В целом в образовании, которое дается в высших учебных заведениях Германии, большой упор делается на практику. В частности, для будущих и настоящих государственных служащих производственная практика организуется на предприятиях (крупных и средних) Баден-Вюртемберга. «Практиканты» не только знакомятся с деятельностью предприятий, но и участвуют в заседаниях их правлений и даже принимают участие в руководстве предприятиями. Зарубеж-

ную практику обучающиеся могут проходить в учреждениях и на предприятиях таких стран, как Франция, Великобритания, США, Япония, Канада. Организации, предоставляющие места для практики, самые разнообразные: конгресс США, Всемирный банк, какое-нибудь французское министерство или губернаторство одного из штатов Соединенных Штатов Америки [4].

В Германии при обучении молодых кадров акцент сделан на юридическую подготовку, которая наиболее полно отвечает реальному положению дел в административном управлении этого государства. Подготовка специалистов в этой стране характеризуется направленностью на приобретение знаний и навыков, которые необходимы для профессионального исполнения должностных обязанностей, развитие коммуникабельности и умения работать в команде, формирование системного видения проблем и их решения, определенного образа мышления и поведения, характерного для конкретного ранга чиновников.

Большой упор при обучении в зарубежных (в первую очередь - европейских) странах делается на экономические и юридические дисциплины, анализ современной политической и социально-экономической ситуации в геополитическом разрезе, практикоориентированность в учебном процессе. Таким образом, во Франции и Германии система подготовки государственных служащих носит централизованный характер и имеет многоуровневую структуру, ранжированную в зависимости от целей обучения и степени профессиональной подготовки слушателей. Но если немецкие образовательные программы отличаются высоким уровнем сбалансированности экономических и правовых дисциплин, то французский подход ориентирован на углубленное изучение экономики.

В системе подготовки кадров для государственной службы в Великобритании выделяются отличительные особенности содержания учебных программ: они гибки, позволяют оперативно откликаться на цели и задачи текущей политической и социально-экономической ситуации. В этой стране при подготовке государственных служащих существует четкая система контроля качества полученного образования. В нашем государстве это одна из главных проблем, еще только требующая своего решения.

В образовательных учреждениях Англии считают, что подготовка молодых специалистов занимает важное место, так как осуществляет помощь организациям и учреждениям по выполнению стоящих перед ними целей и задач. Причем явно подчеркивается, что процесс является взаимовыгодным и организуется совместно. Данная особенность отражается в разработанных в рамках формирования системы государственной службы критериях оценки компетентности специалистов. Существует ведущее учебное заведение Великобритании, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена - Колледж государственной службы, образованный в 1970 г., где занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей.

Подготовка кадров считается одним из приоритетных направлений. Различные министерства и ведомства этой страны входят в широкую систему по подготовке и проведению семинаров, образовательных курсов, конференций, круглых столов и т.п. У каждого ведомства - свои разработанные программы подготовки кадрового резерва для государственного управления. При этом присутствует мониторинг потребностей в обучении данных категорий служащих для кадрового резерва и планирования его применения в дальнейшем

[3]. План реформирования государственной службы правительства Великобритании, опубликованный в 2012 г., призвал к тому, чтобы государственная служба стала «более спокойной, более инновационной, менее иерархичной, ориентированной на результаты, а не на процесс». В нем изложено желание правительства найти «новые способы предоставления услуг» и разработать политику, «связанную с развитием» [12]. Аспекты концепции блестящей государственной службы, реализуемой в настоящее время в Великобритании: улучшение результатов; эффективные лидеры; опытные люди; отличное место работы [10].

Местная государственная служба (CS Local), являющаяся частью кабинета министров, является межведомственной командой, базирующейся в разных частях Великобритании. Она объединяет департаменты и агентства на местах и предоставляет возможности для воплощения в жизнь концепции блестящей государственной службы, побуждая к участию в ней все больше людей. Программа Академии CS Local - одна из таких возможностей. За последние 7 лет CS Local организовала 31 академию, тем самым оказав помощь более 1600 госслужащим, работает с более чем 30 департаментами и агентствами и 250 фасилитаторами. В 2017-2018 гг. 39% её служащих получили повышение в течение 12 месяцев, а 43% приняли к исполнению новые обязанности в своих отделах. В 2018 г. они руководили 9 академиями по всей Великобритании для подготовки служащих на руководящие должности первого и среднего звена [11].

В 2017 г. в этой стране была опубликована Стратегия ученичества государственной службы. В этом документе изложены стратегические цели в отношении Программы стажировки на государственной службе:

- увеличить разнообразие и улучшить социальную мобильность;

- укрепить навыки нынешней и будущей рабочей силы;

- обеспечить высококачественные возможности обучения, которые включены в планирование рабочей силы и профессиональной карьеры.

Данная стратегия направлена на привлечение талантов на государственную службу из всех слоев общества и развитие опыта в таких областях, как коммерческая деятельность, управление проектами и цифровое вещание. Предоставление нынешним сотрудникам возможности получить новые навыки также является фундаментальной частью стратегии. Государственная служба уже является крупнейшим работодателем высшего образования в стране. Её целью является стать самым привлекательным работодателем в Великобритании к 2020 г.

Важно участие в процессе подготовки профессиональных кадров самих органов власти, так как именно для них готовятся специалисты. Здесь идет речь о специальных ведомствах, основным профилем деятельности которых является регулирование кадровой политики в органах управления. Целью этой деятельности является регулирование процесса подготовки кадров, количественный и качественный контроль за ним, разработка совместно с учебными заведениями содержания учебных предметов, форм и методов их проведения.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, органы власти должны оказывать непосредственное влияние на процесс подготовки кадров для государственной службы путем определения своей потребности в специалистах, предоставления для них мест прохождения практики. Важно принятие

на постоянную работу молодых специалистов, обученных специально для государственной гражданской службы по заказу, с учетом специфики и особенностей профессиональной деятельности органа власти [1]. Так, во Франции и в Германии создаются специальные образовательные курсы при министерствах и ведомствах для обучения кадров для органов власти. В них практические работники выступают в качестве преподавателей. Государственные ведомства активно участвуют в разработке образовательной программы, используемой в учреждениях при обучении кадров для государственной гражданской службы. Программы формируются исходя из целей, должностных обязанностей и современной мировой ситуации.

Опыт зарубежных стран говорит о взаимодействии органов государственной власти и образовательных учреждений, о регулировании организационных, методических и другие основ учебной подготовки специалистов в учебных заведениях, направленных в первую очередь на создание кадрового резерва. Положителен иностранный опыт для российских высших учебных заведений в плане организации учебных занятий, их содержания, предоставления мест для прохождения студентами учебной, производственной и преддипломной практики, стажировки [2].

В различных странах мира практикуются профессиональная переподготовка и повышение квалификации уже работающих в государственном аппарате специалистов. Но о целевой подготовке кадров для государственной службы речь не идет. В связи с этим стоит говорить о творческой адаптации накопленного позитивного опыта разных стран к существующим условиям в плане организации учебного процесса в России.

Литература

1. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. М.: Дашков и Ко, 2014. С. 219-225.

2. Бакушев В.В., Демидов Ф.Д. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовка государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2013. С. 56-68.

3. Василенко И.А. Административные реформы в Великобритании // Государственная служба. 2011. № 2. С. 23-30.

4. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Проспект, 2013. 200 с.

5. Конов А.В. Государственная служба Франции: комплексный подход. М.: Дело, 2014. С. 15-34.

6. Кудаев П.П. Управленческие технологии профессионального развития государственных гражданских служащих [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 663-667. URL: http://www.moluch.ru/archive/59/8542 (дата обращения: 01.02.2019).

7. Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. М.: Евразия+, 2015. С. 149-157.

8. Национальная школа администрации Франции (ENA) [Электронный ресурс]. URL: http://www.vparis.net/vysshie-shkoly-frantsii/natsionalnaya-shkola-administratsii-frantsii-ena.html (дата обращения: 01.02.2019).

9. Основы государственной службы и кадровой политики [Электронный ресурс] // Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих. URL: http://isfic.info/ gossab/civserv87.htm (дата обращения: 01.02.2019).

10. A Brilliant Civil Service. Available at: https://civilservice.blog.gov.uk/category/a-brilliant-civil-service (Accessed 6 February 2019).

11. How the Civil Service Local Academy can help you fulfill your potential. Available at: https://civilservice.blog.gov.uk/2019/01/10/how-the-civil-service-local-academy-can-help-you-fulfil-your-potential (Accessed 6 February 2019).

12. UK Government Civil Service Training A training programme to embed design thinking within the work of UK public servants Available at: http://designforeurope.eu/case-study/uk-government-civil-service-training (Accessed 5 February 2019).

ГВОЗДЕВ ВАСИЛИИ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).

V. GVOZDEV

FOREIGN EXPERIENCE IN TRAINING STAFF FOR STATE CIVIL SERVICE

Key words: professional staff training, recruitment, career development, government officials, personnel reserve.

The purpose of this article is to consider the experience in organizing the education system of government officials in several European countries. The novelty of the work is determined by the use of not only domestic authors' research on the problem of the article, but by materials of foreign public service sites as well. The article analyses staff training for the state management in Great Britain. Organization of training in the French National School of Management is studied. A multi-level structure of training government officials in Germany is considered. Emphasis is placed on participation of professional personnel of state administration bodies in staff training. The practical significance of the article lies in the possibility of applying the experience described in it in practical staff training for the civil service in our country. It is deemed promising to study traditions and innovations in training government officials not only in Western but in some eastern countries as well, for example, in Japan. In this case, of course, it is important to take into account Russian conditions and opportunities.

References

1. Averin A.N. Sotsialnaya politika i podgotovka upravlencheskikh kadrov [Social policy and management training]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2014, pp. 219-225.

2. Bakushev V.V., Demidov F.D. Professionalnoye obrazovaniye v nachale Novogo veka i podgotovka gosudarstvennykh sluzhashchikh [Vocational education at the beginning of the New Century and the training of civil servants]. Moscow, RAGS Publ., 2013, pp. 56-68.

3. Vasilenko I.A. Administrativnyye reformy v Velikobritanii [Administrative Reforms in the UK]. Gosudarstvennaya sluzhba [Public administration], 2011, no. 2, pp. 23-30.

4. Vasilenko I.A. Administrativno-gosudarstvennoye upravleniye v stranakh Zapada: SShA. Velikobritaniya. Frantsiya. Germaniya [Administrative and state management in Western countries: USA, UK, France, Germany]. Moscow, Prospekt Publ., 2013, 200 p.

5. Konov A.V. Gosudarstvennaya sluzhba Frantsii: kompleksnyy podkhod [Public Service of France: an integrated approach]. Moscow: Publ. Delo. 2014. pp. 15 - 34.

6. Kudayev P.P. Upravlencheskiye tekhnologii professionalnogo razvitiya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Managerial technologies for professional development of civil servants]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2013, no. 12, pp. 663-667. Available at: http://www.moluch.ru/ar-chive/59/8542/ (Accessed 1 February 2019).

7. Makhov Е.N. Innovatsionnaya kul'tura v kadrovoi sfere [Innovative culture in the field of personnel]. Moscow, Evraziya+ Publ., 2015, pp. 149-157.

8. National School of Administration of France. Available at: http://www.vparis.net/vysshie-shkoly-frantsii/natsionalnaya-shkola-administratsii-frantsii-ena.html (Accessed 1 February 2019).

9. Fundamentals of civil service and personnel policy [Legal framework and principles professional development of civil servants]. Available at: http://isfic.info/gossab/civserv87.htm (Accessed 1 February 2019).

10. A Brilliant Civil Service. Available at: https://civilservice.blog.gov.uk/category/a-brilliant-civil-service (Accessed 6 February 2019).

11. How the Civil Service Local Academy can help you fulfill your potential. Available at: https://civilservice.blog.gov.uk/2019/01/10/how-the-civil-service-local-academy-can-help-you-fulfil-your-potential/ (Accessed 6 February 2019).

12. UK Government Civil Service Training A training programe to embed design thinking within the work of UK public servants Available as: http://designforeurope.eu/case-study/uk-government-civil-service-training (Accessed 5 February 2019).

GVOZDEV VASILY - Post-Graduate Student of History Department, Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk ([email protected]).

Формат цитирования: Гвоздев В.А. Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 2. - С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.