Научная статья на тему 'Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности полицейских структур'

Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности полицейских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2589
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / POLICE / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / EVALUATION CRITERIA / EFFECTIVENESS OF ACTIVITY / OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подгайный Андрей Михайлович, Шиенкова Анна Сергеевна

Статья посвящена исследованию критериев оценки эффективности правоохранительной деятельности полицейских подразделений за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подгайный Андрей Михайлович, Шиенкова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of assessment of effectiveness of activity of police structures

The article investigates the criteria for assessing the effectiveness of law enforcement activity of police units abroad.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности полицейских структур»

Подгайный Андрей Михайлович

кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

Шиенкова Анна Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

(e-mail: k_admin_deyat@krdu-mvd.ru)

Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности полицейских структур

Статья посвящена исследованию критериев оценки эффективности правоохранительной деятельности полицейских подразделений за рубежом.

Ключевые слова: полиция, правоохранительная деятельность, критерии оценки, эффективность деятельности, оперативно-служебная деятельность.

A.M. Podgainyi, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

A.S. Shienkova, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: k_admin_deyat@krdu-mvd.ru

Foreign experience of assessment of effectiveness of activity of police structures

The article investigates the criteria for assessing the effectiveness of law enforcement activity of police units abroad.

Key words: police, law enforcement activity, evaluation criteria, effectiveness of activity, operational and service activity.

Действующее в России законодательство обязывает органы внутренних дел обеспечивать защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, охрану общественного порядка и противодействие преступности. Во исполнение этих требований МВД России последовательно осуществляет комплекс организационных и практических мер по совершенствованию форм и методов оперативно-служебной, служебно-боевой и управленческой деятельности во всех звеньях системы МВД России.

Выполнение стоящих перед МВД России задач требует от руководителей всех уровней максимальной концентрации усилий на приоритетных направлениях деятельности. Одним из условий повышения эффективности функционирования полицейских подразделений является приведение их оперативно-служебной деятельности в соответствие с требованиями

Президента РФ по противодействию преступности, неотвратимости ответственности для любого нарушителя, по снижению доли тяжких преступлений, «повороту вспять» динамики уличной, организованной, экономической преступности и коррупции, сформулированными в его обращениях к Федеральному Собранию, выступлениях на заседаниях коллегии МВД России; с рекомендациями науки, требованиями нормативных правовых актов МВД России. Для этого необходимо владеть методикой анализа и оценки эффективности деятельности органов внутренних дел.

Проблема разработки системы критериев и показателей эффективности деятельности органов внутренних дел актуальна на протяжении нескольких десятилетий. Она развивается параллельно эволюции правоохранительной функции государства. Всегда возникал вопрос: как сопоставить цель и результат. В разные пе-

126

риоды времени внимание акцентировалось на различных аспектах, таких как оценка эффективности деятельности по конечному результату, фактически затраченным ресурсам, общественному мнению и т.д.

Все эти подходы отличались внутренними противоречиями. Расчет на конечный результат приводил к тезису «результат любой ценой». А цена нередко была неоправданно выше самого результата. Оценку по затратам очень трудно осуществить технически. Учет общественного мнения затруднителен тем, что «на всех не угодишь».

Сложность проблемы разработки критериев и показателей оценки деятельности органов внутренних дел вызвана прежде всего многофункциональностью системы МВД России, количественной неопределенностью ряда параметров ее функционирования как социальной системы, наличием явных и скрытых факторов, влияющих на конечные результаты деятельности, недостаточным качеством исходной статистической базы и иными обстоятельствами.

Вопросы оценки эффективности правоохранительной деятельности находятся в центре внимания ученых и практиков различных стран. Изучение международного опыта в этой области говорит о наличии самых разных подходов к оценке состояния дел в национальных правоохранительных системах. Еще в 1970-е гг. специалисты зарубежных государств признали, что выработка критериев оценки эффективности деятельности полиции - проблема, имеющая мировое значение. В то же время анализ зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что на сегодня в мире не существует единых подходов к оценке результативности полицейской деятельности.

Специалисты многих государств склонны считать полицейскую деятельность не поддающейся ни количественной, ни качественной оценке, считая, что результаты правоохранительной деятельности не имеют стандартных норм выполнения, поэтому не представляется возможным выработать методики их оценки [1, с. 258-259].

В условиях отсутствия прямого способа оценки эффективности борьбы с преступностью зарубежные специалисты предлагают использовать три косвенных метода, позволяющих вывести общую оценку эффективности правоохранительной деятельности полиции, в наибольшей степени отражающую реальное положение дел:

1) достаточно разумное использование официальных данных об уровне преступности;

2) опросы жертв преступлений;

3) по возможности количественные оценки тех видов полицейской деятельности, которые с профессиональной точки зрения вносят вклад в борьбу с преступностью.

Наиболее часто используемыми в США критериям для оценки общей эффективности деятельности полиции являются: количество арестов по каждой категории преступлений; процентный показатель дел, следствие по которым завершено; количество жалоб на полицию; служебная нагрузка на полицейского, с которой он справляется; имидж полиции в глазах общественности.

Кроме того, США используют еще два вида оценок эффективности оперативно-служебной деятельности полиции: оценка полученного результата при достижении той или иной цели; оценка использованных ресурсов (рациональное использование людских и материальных ресурсов). Положительная оценка эффективности деятельности полиции в этом случае предполагает рост ее результативности.

В Великобритании, учитывая децентрализованный характер полиции, существуют различные наборы критериев оценки полицейской деятельности.

Одни из них включают такие показатели, как текучесть кадров; количество жалоб на полицию; рост или снижение количества преступлений; способность устранять недостатки в работе.

Другими показателями являются: уменьшение и удержание на приемлемом уровне внутри-общественных трений, конфликтов и столкновений; взаимоотношения с населением, в особенности с некоторыми социальными группами и национальными меньшинствами.

В ФРГ первое место среди критериев оценки эффективности деятельности полиции отводится раскрываемости преступлений.

Наряду с этим показателем, характеризующим в большей степени работу криминальной полиции, используются и другие показатели: профессиональное выполнение своих функций; наиболее оптимальное использование материальных и людских ресурсов; скорость реагирования на происшествия; надежность охраны объектов; умелое предотвращение и пресечение массовых беспорядков и эксцессов; степень готовности к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

В Бразилии борьбу с преступностью осуществляет Управление общественного порядка, в структуре которого имеются гражданская и военная полиция. Гражданская полиция осу-

127

ществляет раскрытие преступлений. Для учета выполненной работы введена система баллов: количество раскрытых дел или завершенных расследований оценивается в 14 баллов, а нераскрытые дела - в 2 балла, количество ордеров на арест - 8 баллов, а на обыск - 4 балла и т.д. [2, с. 35].

Для военной полиции, которая осуществляет уличное патрулирование, установлен единственный критерий - уровень преступности.

В Чили действуют две государственные полицейские организации: Carabineros (карабинеры в униформе) и следственная полиция (в штатском), в чьи функции входят обеспечение общественного порядка и дорожного движения, расследование преступлений, контроль за исполнением законов.

Установлены стратегические цели Carabineros: обеспечить необходимый уровень общественной безопасности; эффективно использовать имеющиеся ресурсы; сохранять и повышать профессиональный уровень (имеются в виду, в том числе, нравственные, этические качества работников); повышать качество жизни служащих (забота начальников о подчиненных).

Полиция разрабатывает критерии оценки уровня реализации каждой названной цели: критерии-результаты, объяснительные критерии, критерии стратегии развития.

Критерии-результаты фиксируют объективно существующие итоги конкретной деятельности полиции, такие, например, как частота совершения преступлений, восприятие населением собственной безопасности (т.е. в какой степени граждане страны чувствуют себя в полной безопасности) и др.

Объяснительные критерии имеют целью объяснить руководству полиции, а в конечном счете и населению те или иные результаты работы: неформальное посредничество в конфликтах, оперативность реагирования на вызовы, количество раскрытых преступлений, прогулы личного состава, состояние служебного транспорта, текучесть кадров и иные.

Критерии стратегии развития включают проекты эволюции полицейских структур, их совершенствование в ближайшем и отдаленном будущем [3, с. 105].

Таким образом, проведенный нами сравнительно-правовой анализ оценки эффективности правоохранительной деятельности полиции за рубежом позволяет прийти к выводу о том, что оценка эффективности - это ключ к оптимизации кадровой политики и действенному решению организационных задач. Система оценки эффективности не единообразна, а

порой субъективна. Она в значительной степени зависит от общественно-политической ситуации в стране, которая определяется поликультурным характером государства.

Все вышеприведенные примеры разработки и применения различных оценочных систем для полицейских подразделений содержат много полезного, что может быть применено в МВД России, в частности внедрение критериев оценки личности сотрудника правоохранительных органов, касающихся его интеллекта, порядочности, эрудиции, профессионального мастерства, коммуникабельности, материальной обеспеченности и, что особенно важно для современной России, - умения работать с населением, вызывая у него не страх и пренебрежение, а уважение и желание помочь.

Таким образом, имеет смысл поразмышлять о дифференциации оценочных систем в зависимости от условий, в которых осуществляют деятельность органы внутренних дел Российской Федерации, группируя их по каким-либо значимым для оценки признакам, которые можно свести в несколько групп.

В первую группу входят показатели, которые опосредованно отражают итоги оперативно-служебной деятельности. Это прежде всего показатели движения (изменения) правона-рушительства. Их анализ и оценка позволяют сделать предварительный общий вывод относительно влияния работы личного состава органов внутренних дел на состояние правопорядка.

Вторую группу представляют показатели, прямо отражающие фактический объем оперативно-служебной деятельности: количество проведенных рейдов, оперативных отработок, засад, захватов, встреч с населением и многое другое.

Третью группу составляют показатели, отражающие результаты использования сил и средств, осуществляющих оперативно-служебную деятельность: данные об использовании личного состава и дополнительных сил (раскрытие преступлений по горячим следам, задержание патрульными постовыми нарядами правонарушителей, установление виновных по результатам экспертиз).

Четвертую группу образуют так называемые показатели-нормативы, в которых количественно выражены различного рода требования, касающиеся оперативно-служебной деятельности, например сроки рассмотрения заявлений, расследования преступлений, проведения дознания, нормативы нагрузок на личный состав.

Как и всякий процесс, в котором участвуют люди, анализ и оценка эффективности правоохранительной деятельности имеют свои

128

объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в том, что анализируемые и оцениваемые сведения существуют независимо от занимающихся этой работой

людей. Субъективная сторона проявляется в том, что все суждения аналитиков базируются на выводах, сделанных на основе субъективного индивидуального мышления.

1. The Police Journal. 1974. Vol. XLVII. № 3. July - Sept.

2. Клушин О.З. Практика оценки эффективности деятельности правоохранительных структур зарубежных стран и возможности ее адаптации в Российской Федерации // Тр. Акад. управления МВД России. 2007. № 4.

3. Быков А. В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем: дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2008.

1. The Police Journal. 1974. Vol. XLVII. № 3. July - Sept.

2. Klushin O.Z. The practice of assessing the effectiveness of the law enforcement agencies of foreign countries and the possibility of its adaptation to the Russian Federation // Proc. of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2007. № 4.

3. Bykov A.V. Theoretical and applied problems of functioning national police systems: diss.... Dr of Law. Moscow, 2008.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.