Е.А. Лебедева
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
В статье рассматривается зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Анализируются формы и методы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних в Европе и США. Раскрывается общая специфика деятельности правоохранительных органов зарубежных стран в исследуемой сфере.
Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетние, предупреждение, профилактика, сотрудники правоохранительных органов, зарубежный опыт.
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа», - говорил английский просветитель XVII в. Джон Локк, его воззрения поддерживал французский философ XVIII в. Клод Адриан Гельвеций: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы» [5, с. 106, 107].
Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних как часть социума, актуальна для всех государств, независимо от политических или финансовых проблем, так как все государства рано или поздно сталкиваются с данной проблемой.
Прежде, чем выработать эффективную законодательную модель в такой борьбе, необходимо учитывать не только практику российскую, основанную на правовых основах, но и практику тех зарубежных государств, где работа превентивного характера имеет положительную динамику.
В США разработаны комплексные программы профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, которые подразделяются на два основных вида:
1.Комплексные программы контроля над преступностью или сдерживания ее методами предупреждения, пресечения и судебного преследования. Такие программы предусмотрены на всех уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном и местном.
2.Профилактические программы, реализуемые как полицией (обычно в сотрудничестве с жителями общины), так и силами и средствами самой общественности. Данные программы отличаются тем, что они нацелены на решение конкретной проблемы или на предупреждение определенного вида правонарушений.
Полиция всегда играла определенную роль в предотвращении правонарушений среди несовершеннолетних, а в настоящих условиях подобная функция приобрела особое значение, поэтому главными исполнителями программ по предупреждению преступности являются местные полицейские органы (около 70% личного состава полиции США), а также жители местных общин [3, с. 98].
Так, были разработаны специальные программы, среди которых: D. А. R. Е. - просвещение по вопросам устойчивости к наркотикам; SRO - сотрудники полиции, работающие в большом количестве школ по всей территории Соединенных Штатов с целью предупреждения преступности среди подростков.
Сущность программы состоит в том, что руководители школ нанимают сотрудников полиции на полный или неполный рабочий день во время школьных занятий.
Школьные офицеры могут:
-дать совет, рекомендации или провести неформальное общение с учащимися;
-проводить занятия по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
-консультировать школьный персонал и учащихся по вопросам безопасности;
-предлагать обучение по вопросам безопасности и предупреждения преступности учащимся, сотрудникам и родителям;
-работать в направлении улучшения охраны и безопасности школы;
© Лебедева Е.А., 2021.
Научный руководитель: Шишкин Сергей Иванович - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права и теории права, Иркутский государственный университет, Россия.
-быть в курсе издевательств, домогательств, употребления алкоголя и наркотиков, а также деятельности банд; фиксировать, расследовать и документировать критические инциденты;
-служить связующим звеном между школой и системой уголовного правосудия.
Школьные сотрудники полиции играют важную роль в содействии сокращению числа инцидентов, связанных с преступностью, в районе вокруг школ и в часы, не связанные с учебой. Эффективность программы достигается благодаря тесному взаимодействию между полицией, работниками школы и учащимися. Программа основывается на правоохранительной стратегии, направленной на улучшение отношений между несовершеннолетними и полицией путем лучшего понимания роли и функций полиции.
Одну из интересных программ правового воспитания, разработали правоохранительные органы штата Флориды. Данная программа предназначена для учащихся 8-9 классов и для ознакомления несовершеннолетних с системой ценностей, которая сформировалась в обществе, а также для формирования представления о том, что ожидает правонарушителя за совершение противоправного деяния [2, с. 178].
Так же большое значение играет тот факт, что данный предмет должны проводить сотрудники полиции, что значительно повышает интерес к изучаемому предмету у детей, с которыми проводится встреча. Во время таких встреч дети привыкают рассматривать полицейского как человека, который стремиться им помочь.
В Лос-Анджелесе сотрудники полиции на практике, как главным методом профилактики правонарушений несовершеннолетних, используют как главный фактор посещение с несовершеннолетними 10 исправительных колоний. Цель программы — это психологическое воздействие на несовершеннолетних, которые еще не совершили никаких противоправных деяний, но уже состоят на учете по делам несовершеннолетних, как склонные совершить правонарушение.
В Великобритании действуют суды по делам несовершеннолетних, которые характеризуются некоторыми особенностями. Так, дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, подлежат рассмотрению отдельно от дел остальных и, как правило, в утреннее время. Каждое подобное дело рассматривается индивидуально и отдельно от дел соучастников (при их наличии) преступления, а на судебном заседании должны обязательно присутствовать законные представители подростка (что приемлемо и для практики России). В Великобритании также при таком суде существуют так называемые службы пробации, в обязанности служащих которых входят такие немаловажные функции, как изучение личности молодого преступника, осуществление надзора, а также дальнейшее устройство несовершеннолетнего [7, с. 178].
Кроме судов по делам несовершеннолетних, Великобритания отличается и количеством принимаемых нормативных правовых актов, направленных на защиту и охрану прав детей, к числу которых стоит отнести:
Закон «О детях и подростках»; Общие инструкции об устройстве детей; Правила устройства детей на фостерное воспитание; Национальные Стандарты Великобритании по организации фостерного воспитания.
Общая суть данных актов сводится к тому, что при поступлении первого заявления, из содержания которого можно сделать вывод о необходимости оказания помощи ребенку, соответствующие органы обязаны отреагировать и в течение сорока недель «устроить» судьбу последнего, тем самым защитив его интересы. При этом в обязанности соответствующих местных органов входит получение независимой юридической консультации в отношении каждого случая.
Кроме того, Министерство внутренних дел Великобритании рекомендовало создать при полицейских управлениях отделы (отделения) по привлечению общественности. Штаты таких отделов (отделений) должны составлять 2 % полицейских сил.
Развернута широкая кампания за укрепление сотрудничества между школой и полицией. Что касается форм работы, то это, главным образом, заранее запланированные посещения полицией школ для организации и проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы, необходимых для понимания детьми задач и роли полиции, ее полномочий, принципов и методов работы, подотчетности.
Учащиеся могут задавать любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции. Главное - создать атмосферу доверия.
Нельзя отрицать тот факт, что Англия в решении вопросов, касающихся охраны жизни, прав и свобод детей, занимает лидирующее место ввиду того, что на проблемы в данной сфере государство обратило внимание более 20 лет назад, ранее, чем Россия.
В Германии на территории Северного Рейн-Вестфалии во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Комиссариатам передали разбор дел, в которых в роли виновных, свидетелей или жертв выступали несовершеннолетние. Общая координация работы с подростками осуществляется руководством уголовного розыска. В системе информации управления был создан банк данных, в котором собираются сведения о правонарушениях, допущенных несовершеннолетними.
На основе данных, которые входят в данный банк, проводится анализ причин и особенностей развития правонарушений среди несовершеннолетних. Результаты данных исследований используются для подготовки сотрудников с целью повышения их уровня знаний и скорейшего формирования в них специалистов, а если речь идет о уже действующих сотрудниках, то данные знания необходимы ему для повышения квалификации.
На территории Баден-Вюртемберга отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей созданы только в крупных подразделениях уголовного розыска, а во всех остальных выделяется один сотрудник, который будет заниматься только правонарушениями несовершеннолетних. В задачу данных подразделений входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние фигурируют и как правонарушитель, и как потерпевший.
В городе Бремен действуют специальные службы, занимающимися делами несовершеннолетних. Данные службы четко разделили свои функции между собой и делятся на службы охранной полиции и уголовной полиции. Охранные занимаются исключительно профилактикой правонарушений несовершеннолетних, а уголовные расследованием данных правонарушений.
В городе Гамбург в аппарате уголовной полиции создано специальное подразделение, которое занимается расследованием исключительно насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В Гессене нет специальных служб, которые уделяли бы внимание предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних, но основной целью здесь является подготовка специальных сотрудников полиции, которые вместе с комиссариатами разбирают правонарушения, совершаемые подростками.
В Японии действуют семейные суды и пункты по руководству детьми административные органы, находящиеся в ведении Министерства народного благосостояния, призванные принимать активное участие в деятельности по ранней профилактике преступности [4, с. 4].
Практика показывает, что во многих государствах семейные суды действуют очень эффективно. В них рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с семьей и детьми. Преимущество семейных судов состоит в том, что там работают юристы, психологи, педагоги, социологи, имеющие не только глубокие профессиональные знания, но и опыт работы в этой области.
За рубежом многие специалисты (врачи, педагоги, психологи) считают, что лишение подростка свободы - это крайняя мера. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних путем активного воздействия на их поведение и образ жизни, а также на образ мышления - вот путь, который может дать положительные результаты.
Обобщая зарубежную практику деятельности специализированных субъектов, функционально призванных осуществлять профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, следует отметить, что эта работа осуществляется по трем основным направлениям.
Первое направление - это создание правового поля, внедрения новых социальных технологий, социально-правовых конструкций и негосударственных структур.
Второе направление связано с созданием специализированных судов, играющих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних основную организующую и координирующую роль.
Третье направление - это образование специальных субъектов профилактики, в том числе в структуре полицейских органов и возложение на них на ряду с традиционными не полицейских, гуманистических функций.
В зарубежной правоохранительной практике утвердилось мнение о том, что для правового воспитания подростков необходим новый тип сотрудника полиции. Он должен быть другом и наставником детей, энтузиастом своего дела, совмещать в себе качества адвоката, социолога и психолога, быть энергичным и инициативным.
Таким образом, зарубежная практика деятельности полицейских структур убедительно свидетельствует о том, что повсеместно на них возлагаются, так называемые «несвойственные» функции, связанные с оказанием воспитательного воздействия на подростков.
В этой связи квалификация таких сотрудников предусматривает более широкий спектр знаний, нежели у иных работников.
Зарубежная практика работы с несовершеннолетними правонарушителями представляет серьезный интерес не только для правоохранительных органов России. Ее изучение важно для определения государ-
ственной политики борьбы с преступностью, совершенствования правовых регуляторов общественных отношений и разработки мер повышения эффективности взаимодействия самых разных структур нашего общества в этом направлении.
Опыт, формы и методы их работы весьма полезны для разработки путей совершенствования профилактики со стороны органов внутренних дел России.
Несомненно, международный опыт учитывать необходимо, однако в части, касающейся предупреждения и профилактики деликтов несовершеннолетних в России, все же следует в наибольшей степени обращать внимание на существующие проблемные аспекты превенции именно в нашей стране, а соответствующие меры принимать, учитывая специфику российского общества.
Библиографический список
1.Бобченова А.С. Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262).
2.Бутова М.В. Зарубежный опыт организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Общество и право. - 2019. - № 2 (68).
3.Душенко К.В. 2000 лучших афоризмов всех времен и народов. Серия: За словом в карман. Издательство: «Эксмо», 2018.
4.Махина С.Н. Нормативно-правовое и программно-целевое регулирование превенции административной де-ликтности несовершеннолетних: проблемы и перспективы совершенствования // Юридические записки. - 2014. - №4 (27).
5.Меркулов Р.И. Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2-2 (53).
ЛЕБЕДЕВА ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА - магистрант, Иркутский государственный университет, Россия.