Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом'

Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7471
1082
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОПЫТ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOUTH CRIMINALITY / OFFENSES / POLICE EXPERIENCE / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнов Арсен Батырханович

В данной публикации автор, исходя из тезиса о необходимости системного подхода к профилактике молодежной преступности в России, провел краткий анализ работы в этом направлении в других государствах. По его мнению, наиболее эффективно эта работа проводится в Германии, США, Франции и Японии. Изучив зарубежный опыт профилактической работы с несовершеннолетними, он проанализировал деятельность правоохранительных органов в этом направлении, считая опыт названных стран наиболее приемлемым для нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive maintenance of offenses of minors abroad

In the given publication the author, proceeding from the thesis about necessity of systems of the approach to preventive maintenance of youth criminality in Russia, has carried out the short analysis of work in this direction in other states. In its opinion, it is the most effective this work it is spent to Germany, the USA, France and Japan. Having studied foreign experience of preventive work with notfull age, it has analysed activity of law enforcement bodies in this direction, including experience of the named countries most reception-lemym for our country.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом»

УДК 343 Г-96

Гусейнов Арсен Батырханович

соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России тел. (928) 836-79-99

Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом

Аннотация:

В данной публикации автор, исходя из тезиса о необходимости системного подхода к профилактике молодежной преступности в России, провел краткий анализ работы в этом направлении в других государствах. По его мнению, наиболее эффективно эта работа проводится в Германии, США, Франции и Японии. Изучив зарубежный опыт профилактической работы с несовершеннолетними, он проанализировал деятельность правоохранительных органов в этом направлении, считая опыт названных стран наиболее приемлемым для нашей страны.

Ключевые слова: молодежная преступность, правонарушения, зарубежный опыт, полицейский опыт, правовое воспитание.

Совершенствование деятельности государственных и негосударственных субъектов профилактики преступности несовершеннолетних предполагает изучение опыта зарубежных правоохранительных структур. Практика показывает, что во многих государствах достаточно эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними.

Полицейские органы большинства зарубежных стран уделяют большое внимание проблеме профилактики преступности несовершеннолетних, которая занимает одно из главных мест в этой деятельности.

Рассмотрим более подробно деятельность органов полиции по предупреждению преступлений несовершеннолетних за рубежом.

Полицейский департамент г. Вирджиния-Бич, третьего по величине быстрорастущего города в США, придает большое значение проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних и работе с детьми и подростками. Внимание к воспитанию молодого поколения нашло свое отражение в разработке и проведении трех специальных программ. Первая из них представляет собой учебный курс, предназначенный для учащихся начальной школы, который знакомит ребят с основными задачами правоохранительных органов, правами и обязанностями граждан, а также мерами обеспечения индивидуальной и коллективной безопасности. Курс предназначен для учащихся 4-х классов и включает в себя следующие основные темы: закон и преступность, безопасность жилища, магазинные кражи, вандализм и личная безопасность. В конце курса предусматривается проверка усвоения материала и выдача всем ребятам специальных удостоверений и значков. Учебный курс рассчитан на шесть уроков по 45 минут каждый и читается в течение трех недель (по два урока в неделю) специально подготовленными сотрудниками полиции, непременно в форме (это считается важным фактором морального воздействия). Возраст детей - 10 лет - выбран неслучайно, именно в этом возрасте сочетается необыкновенная восприимчивость и тяга к самостоятельности и независимости. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, в учебном процессе широко используются игровой материал и короткометражные фильмы. Разработчики программы считают, что у ребенка с детства должно воспитываться правильное понимание социальных явлений, формироваться благоприятное отношение к полиции и умение избегать потенциально опасных ситуаций. Предполагается, что у ребят, прослушавших курс, в дальнейшем будет меньше шансов для того, чтобы стать преступниками или жертвами преступления.

Заслуживает внимания программа правового воспитания, разработанная правоохранительными органами штата Флорида и введенная в большинстве государственных и частных школ. Программа, предназначенная для учащихся 7-8 классов, ее задачей является знакомство несовершеннолетних с существующей в обществе системой ценностей, основами уголовного права и обязанностями гражданина, а также формирование представления о том, что ждет нарушителей правопорядка.

186

С помощью удобной для восприятия вопросно-ответной формы программа знакомит учащихся с законами, касающимися таких правонарушений, как мародерство, бродяжничество, нарушение права владения, вандализм, оказание сопротивления при аресте, незаконное владение оружием, магазинные кражи, воровство, автокражи, избиение, поджог, алкогольное опьянение, незаконное употребление наркотиков и убийство. В отдельных главах рассматриваются последствия преступной деятельности, а также необходимость для общества законов и органов, осуществляющих контроль за их выполнением.

Учебный материал представлен в доступной форме в учебнике, объемом 135 страниц. Имеется также книга для учителя. Большое значение придается выступлению по каждому изучаемому закону сотрудников полиции, специально приглашенных на занятия. Это не только повышает интерес к изучаемому материалу, но и является сильным фактором морального воздействия: учащиеся привыкают рассматривать полицейских как людей, симпатизирующих им и заботящихся об их благополучии.

В управлении полиции Лос-Анджелеса (США) проведен необычный эксперимент - на практике опробована эффективность программы по профилактике преступности среди подростков с посещением исправительных учреждений.

Цель этой программы заключалась в психологическом воздействии на подростков, еще не совершавших преступлений, но состоящих на учете в полиции за склонность к правонарушениям, злоупотребление наркотиками или антиобщественное поведение. Для участия в эксперименте родителями, дирекцией школы и местными органами полиции было рекомендовано 17 подростков.

Ключевым фактором реализации программы явился отбор ее непосредственных исполнителей - сотрудников полиции, который проходил на добровольной основе с учетом строгих требований к их личностным качествам, знанию психологии подростков, близких к преступной среде, умению устанавливать контакт со своими подопечными. Второй важный момент заключался в точности отбора подростков для участия в данном эксперименте, которые еще не привлекались к уголовной ответственности, но находились на грани совершения преступления.

Родители подростков знакомились с целью и содержанием программы и давали письменное согласие на участие в ней ребенка. По завершении программы проводилась повторная беседа, в ходе которой они узнавали о впечатлениях, вынесенных ребенком из посещения учреждений, предусмотренных программой, и о рекомендуемых методах педагогического воздействия на подростка с целью его перевоспитания.

В первом пункте программы предполагалось посещение полицейского участка, где подросток непосредственно наблюдал за представителями преступной среды, сталкивался со своими сверстниками, арестованными за различные преступления, в том числе за злоупотребление наркотиками. Затем сотрудник полиции вел подростка в центр по лечению несовершеннолетних наркоманов для ознакомления с методами лечения, а также строгим режимом содержания больных. Далее следовала «экскурсия» в исправительный центр для подростков, где содержатся преступники в возрасте от 14 до 20 лет, ожидающие суда. Подростка проводили через приемное отделение, камеры предварительного заключения, тюремный двор, знакомили с условиями жизни и правилами поведения содержащихся там лиц. В сопровождении своего «опекуна» (полицейского) подросток посещал тюрьму для несовершеннолетних преступников, а также морг [1, с. 181-184].

Поучителен опыт полиции по профилактике подростковой преступности в Германии.

Стратегия борьбы с преступностью несовершеннолетних в Германии строится на основе следующих положений:

- предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после завершения процесса становления личности;

- репрессивные меры со стороны государственных учреждений часто приводят к негативным последствиям.

На территории Северного Рейн-Вестфалии во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Комиссариатам был передан разбор именно тех дел, в которых чаще других в роли виновных, жертв или свидетелей выступают подростки. Контроль и общая координация работы с подростками осуществляются руководством управления полиции. В информационной системе управления уголовной полиции создан специальный массив сведений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. На основе входящих в него данных проводится анализ причин и характерных особенностей развития преступности среди подростков. Результаты таких исследований используются при обучении, подготовке и переподготовке сотрудников полиции.

187

На территории Баден-Вюртенберга при крупных подразделениях уголовной полиции организованы отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей. В остальных службах выделен сотрудник, занимающийся только правонарушениями подростков. В задачу специальных отделов и сотрудников входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние выступают не только в качестве виновного, но и пострадавшего лица или свидетеля.

В Баварии нет единой формы организации работы полиции с правонарушителями-подростками, хотя в штате мюнхенской полиции имеются специальные сотрудники, занимающиеся профилактикой преступности среди несовершеннолетних.

На территории земли Бремен в рамках уголовной и охранной полиции действуют специальные службы, занимающиеся делами несовершеннолетних. Функции этих служб четко разграничены. Специальные службы охранной полиции занимаются профилактикой преступности среди несовершеннолетних, а уголовной полиции - расследованием правонарушений, совершенных детьми и подростками.

В полиции города Гамбурга используется аналогичный принцип организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Единственной особенностью является то, что в аппарате уголовной полиции, наряду с упоминавшимися, создана специальная служба, занимающаяся расследованием только насильственных преступлений, совершенных подростками и молодежью.

В организации структуры полиции земли Гессен отсутствуют специальные службы по делам несовершеннолетних правонарушителей. Основное внимание здесь уделяется подготовке и использованию специальных сотрудников полиции, которые в составе комиссариатов занимаются разбором правонарушений, совершаемых подростками. В ближайшие годы предполагается создать для этого специальные группы дознания и комиссариаты.

В Нижней Саксонии полиция при разборе дел о правонарушениях несовершеннолетних работает в тесном контакте с другими социальными службами. Такое сотрудничество предполагает четкое разграничение функции полиции и обязанностей соответствующих социальных служб. Для этого при земельном ведомстве криминальной полиции и некоторых полицейских участках введена новая должность - уполномоченный по разрешению вопросов, связанных с правонарушениями несовершеннолетних.

Аналогичные структуры действуют и в пределах земли Рейнланд-Пфальц.

На территории Саар до сих пор практикуется использование для работы с правонару-шителями-подростками полицейских-женщин, которые проходят курс специальной подготовки.

C 1978 г. в полиции г. Кельна действует подразделение по делам молодежи, полицейские которого ориентированы на установление контактов со школами и ведение профилактической работы среди учащихся.

Достаточно высокий уровень организации работы с подростками-правонарушителями был достигнут в Западном Берлине. Для работы с подростками в составе управления полиции создан специальный комиссариат, который принимает меры по всем донесениям и протоколам о правонарушениях, совершенных детьми и подростками, а также по заявлениям о пропавших без вести несовершеннолетних. Сотрудники комиссариата не только расследуют эти дела, но и проводят профилактическую работу [2, с. 131-134].

Не менее интересен опыт работы полиции и в других европейских странах.

В 1971 г. Министерство внутренних дел Великобритании направило всем начальникам полиции циркулярное письмо, в котором рекомендовалось создать при полицейских управлениях отделы (отделения) по привлечению общественности. Штаты таких отделов (отделений) должны составлять 2% полицейских сил.

В общие обязанности этих отделов (отделений), которые распространяются и на служащих других подразделений полиции, входят:

- действия по привлечению общественности и родителей для осуществления контроля за поведением и воспитанием детей;

- установление связей с молодежью, ассоциациями квартиросъемщиков, церковью и другими организациями;

- проведение бесед в школах;

- проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними и другим населением о функциях и задачах полиции, ознакомление с ее деятельностью;

- подбор полицейских кадров, привлечение к работе в полиции молодежи, налаживание работы «специальных полицейских сил» по привлечению общественности и несовершеннолетних к предупреждению правонарушений.

В полицейских префектурах департаментов Франции учреждены подразделения по предупреждению детской и молодежной преступности и координации действий всех служб в области социальной превенции, находящихся под контролем префекта полиции и сил национальной жандармерии.

188

В мае 1982 г. по инициативе премьер-министра Франции Пьера Моруа была создана комиссия мэров по выработке предложений по обеспечению безопасности в городах и поддержанию общественного порядка. В состав комиссии вошли мэры, представляющие различные политические партии (в том числе и оппозиционные).

Комиссия совместно с муниципалитетами подготовила и представила в январе 1983 г. в Совет Министров Французской Республики более 70 предложений по обеспечению безопасности и общественного порядка.

Среди них можно выделить операции под названием «Лето-молодежь» и «Каникулы» по организации в летнее время досуга молодежи, не выезжающей на каникулы из города. С этой целью в существующих и вновь созданных молодежных лагерях инструкторами работают специально отобранные и прошедшие соответствующую психологическую и педагогическую подготовку у профессиональных педагогов сотрудники СRS-корпуса республиканской безопасности - мобильных сил французской полиции (наш аналог ОМОНа). Начиная с 1982 г., систематическое проведение подобных операций позволило существенно снизить уровень правонарушений среди молодежи, особенно относимых к категории «мелкой преступности».

В июне 1983 г. декретом премьер-министра Франции был создан Национальный совет по предупреждению правонарушений. Согласно положениям данного декрета в состав Национального совета по предупреждению правонарушений вошли 68 членов, назначаемых постановлением премьер-министра. Среди них 5 парламентариев (3 депутата нижней палаты и 2 сенатора) назначаются сроком на 3 года, 35 мэров и 28 должностных лиц, представляющих различные организации, заинтересованные в проведении превентивных мероприятий.

Кроме того, указанный выше декрет предусматривал создание департаментских и коммунальных советов по предупреждению правонарушений. В настоящее время на территории Франции функционирует более 400 таких советов. Представители многих полицейских служб участвуют в работе данных советов, в частности, в специальных комиссиях по борьбе с наркоманией, по защите престарелых, по работе с молодежью и т. д.

С 1980 г. в Японии функционирует семь центров по делам несовершеннолетних, нахо-

дящиеся в ведении главного полицейского управления. Аналогичные центры создаются также под эгидой полицейских органов префектур и муниципалитетов. Кроме того, в 1978 г. в стране было создано 548 центров по делам несовершеннолетних в городах, населенных пунктах и деревнях [2, с. 136-137].

Анализ практики деятельности специализированных субъектов, функционально призванных осуществлять профилактику правонарушений несовершеннолетних за рубежом, позволяет выделить три основных направления этой работы:

- первое направление - это создание правового поля для деятельности института

ювенальной юстиции, внедрения новых социальных технологий, социально-правовых конструкций и негосударственных структур. Причем в значительном числе стран Запада этот институт введен достаточно давно и за многие годы своего существования доказал не только свою жизнеспособность, но и безусловную необходимость;

- второе направление связано с созданием специализированных судов, играющих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних основную организующую и координирующую роль, являющихся ядром ювенальной юстиции.

третье направление - это образование специальных субъектов профилактики, в том числе в структуре полицейских органов, и возложение на них наряду с традиционными не полицейских, гуманистических функций [1, с. 193-194].

Сноски:

1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. С. 181-184.

2. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2003. С. 131-134.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.