Научная статья на тему 'Зарубежный опыт организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса'

Зарубежный опыт организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PBL / КОМАНДНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ / TEAM PROJECT ACTIVITY / PROJECT TRAINING / PROJECT TECHNOLOGIES IN EDUCATION / SCHOOL PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загороднюк Татьяна Игоревна

В статье рассматриваются вопросы организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса в странах Западной Европы, США и Тайване. Актуальность данной темы заключается в потребности потребности современных школьников в развитии компетенций, связанных с организацией межличностного общения, решением нестандартных задач, что может быть реализовано в рамках проектного командного обучения. В европейской системе образования идет формирование нового направления проектного обучения командное проектное обучение. В США уже реализован крупный проект по созданию в школах страны команд-популяризаторов здорового образа жизни. Европейские исследователи делают упор в своих работах на изучение психологии командного взаимодействия с учетом возрастных, национальных и языковых особенностей участников исследования. До сих пор остаются не изученными вопросы методологи формирования и управления школьными проектными командами. Опыт зарубежных стран важен для внедрения командных проектных технологи в российскую систему образования.The article deals with the organization of team project activities in the framework of the educational process in Western Europe, the United States and Taiwan. The relevance of this topic is to meet the needs of modern students in the development of competencies related to the organization of interpersonal communication, the solution of non-standard tasks that can be implemented in the framework of project team training. In the European education system there is a formation of a new direction of project training team project training. In the United States, a major project has already been implemented to create teams in the country’s schools-popularizers of a healthy lifestyle. European researchers focus their work on the study of the psychology of team interaction, taking into account the age, national and linguistic characteristics of the study participants. Questions of methodology of formation and management of school project teams are still not studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загороднюк Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса»

Зарубежный опыт организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса

Загороднюк Татьяна Игоревна

аспирант, Академия педагогики и психологии Южного федерального университета E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса в странах Западной Европы, США и Тайване. Актуальность данной темы заключается в потребности потребности современных школьников в развитии компетенций, связанных с организацией межличностного общения, решением нестандартных задач, что может быть реализовано в рамках проектного командного обучения. В европейской системе образования идет формирование нового направления проектного обучения - командное проектное обучение. В США уже реализован крупный проект по созданию в школах страны команд-популяризаторов здорового образа жизни. Европейские исследователи делают упор в своих работах на изучение психологии командного взаимодействия с учетом возрастных, национальных и языковых особенностей участников исследования. До сих пор остаются не изученными вопросы методологи формирования и управления школьными проектными командами. Опыт зарубежных стран важен для внедрения командных проектных технологи в российскую систему образования.

Ключевые слова: PBL, командная проектная деятельность, проектное обучение, проектные технологии в образовании, управление школьными проектами.

о с

U

сэ см о см

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ряда компетенций школьников, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Одним из важнейших навыков для современных выпускников образовательных учреждений уровня общего образования является умение работать в команде и ориентироваться в мире профессии. В стандарте основного общего образования данные положения прописаны как: «личностные характеристики выпускника: уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».[17; с. 7]

Выработке умения работать в группе в учебных заведениях и освоению понимания основ профессиональной деятельности способствует реализация групповых проектов, которая позволяет развить навыки диалога, целеполагания, timemanagement, умение разбивать большие задачи на подзадач, делегировать полномочия и так далее, а также требует практического применения знания и навыков, полученных во время обучения. Все эти качества необходимы, как для дальнейшего продолжения обучения, так и для работы в современных условиях. Проектная деятельность - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей обучающегося посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Проектная командная деятельность более приближена к реальным условиям профессиональной деятельности, чем деятельность, направленная на реализацию индивидуальных проектов. Кроме того, ряд всероссийских международных олимпиад предполагает участие и работу команд, организованных наставниками. Победы в данных олимпиадах позволяют приблизиться к реализации задачи поставленной в указе президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: о вхождении России в 10 стран с лучшим уровнем общего образования.[18] В научной психолого-педагогической литературе, в исследованиях и практике уже широко используются понятия «деятельности», «проекта» и «проектной деятельности». Например, согласно американскому национальному стандарту Своду

знании по управлению проектами: «проект - это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата». В свою очередь немецкий стандарт по управлению проектами объясняет, что: «проект есть предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности».

В.В. Давыдов построил психологическую теорию коллективной деятельности, полагая что необходимо учитывать коммуникацию между людьми, входящими в коллектив, поскольку человек в процессе деятельности должен уметь понять других и иметь развитый «социальный интерес». [11]

По мнению исследователей, проектная деятельность представляет собой способ организации учебного процесса, ориентированный на развитие коммуникативных компетенций учащегося, творческую самореализацию его личности, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов, которые являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования.[7]

В странах Западной Европы и США внедрение проектных технологий в педагогическую деятельность проводится с конца 80-х годов В 1984 году Д. Колб ввел представление об обучении через опыт. В данном обучении выделяется четыре этапа: опыт, проживание некоторой ситуации; рефлексия произошедшего; обобщение результатов рефлексии; формирование понятий, концепций.[6] Учебный проект в рамках данной модели призван создать ситуацию нового опыта, в рамках которого происходит процесс самостоятельного усвоения знаний учащимися.

Обучение на основе проектов (PBL) было введено в начале ХХ века для мотивации самостоятельного обучения студентов. [15; с. 27]Тогда как в странах бывшего соцлагеря внедрение технологий проектного обучения началось только к концу 90-х годов XX века. Как отмечается в исследовании Андро-ничеану Ар., Ристеа Б., Уда М. 2016 года «Лидерские компетенции для успеха управления школой». За последние 10 лет в Румынии система образования столкнулась с важными изменениями, начиная с децентрализации, преобразования школ в самоуправляющиеся системы и заканчивая вовлечением заинтересованных сторон в управление школами и развитием международного сотрудничества по проектам. [2] Тогда как в Европе данные нововведения проводились в жизнь еще в 80-90-х годах XX века. К примеру, проектное обучение в Дании рассматривалось Кнуд Иллерис еще в 1991 году.[9] Потому, в странах бывшего СССР и СЭВ внедрение новых технологий проектного обучения отстает от общеевропейской практики на 10-15 лет. В России и бывших странах социалистического лагеря возможно создание нормативно-правовой базы и внедрение различных форм проектного обучения, в т.ч. командного, с опорой на разработки в данном направлении западноевропейских стран.

Для чего необходимо начать с изучения опыта проектной деятельности, реализованного в странах Западной Европы и США. Что позволит сформулировать вектор развития российского образования и избежать ошибок, уже допущенных при внедрении разнообразных видов проектного обручении в педагогическую практику.

Одним из новых реализуемых направлений проектного обучения является командное проектирование, оно внедряется в европейских странах как в рамках школьных программ, так и на базе высшего и послевузовского образования. Команды способны к большей адаптивности, гибкости и креативности, в сравнении с работой индивида. Им удается достигать более высоких показателей в отношении сложных, неоднозначных и взаимозависимых задач, а также содействие многочисленным и быстрые процессы принятия решений. [12]

В США реализовывается несколько проектов, направленных на создание школьных команд-популяризаторов здорового образа жизни. Реализация данных проектов ведется в рамках гранто-вых программ Национального института по вопросам здоровья меньшинств и диспропорций в области здравоохранения - Национальных институтов здравоохранения (проект Team Up For Healthy Living)[l0], проект Национального института сохранения здоровья США HS / HSL SHARE: Student Health Advocates Redefining Empowerment и проект F5 ("Wellness Champions for Change" (WCC))[14].

Проекты реализуются с привлечением родителей, учителей, школьные кафе и СМИ. Наставниками школьных команд являлись студенты колледжей, обученные основам диетологии и правилам ведения здорового образа жизни. Студентов привлекли к проекту, так как они относятся к зоне ближайшего развития школьников.т.е. являются авторитетами - людьми, к которым в роли равных консультантов подростки прислушаются с большим интересом, нежели ко взрослым специалистам в области диетологии.

Основными участниками проектов стали обучающиеся школ. Реализация проекта велась в оздоровительных группах, а не в классах, поскольку на участников налагался ряд ограничений. Участники не должны были: 1) на время проведения проекта принимать участие в другой программе управления весом, 2) иметь диагнозы, связанные с расстройствами пищевого поведения, такие как анорексия и булимия, 3) иметь синдромы (устойчивые генетические нарушения), влияющих на вес состояния, такие как гипотиреоз, синдром Кушин-га, или хронического использования стероидов, 4) уже находиться на диете и быть ограниченными в двигательной активности в связи с артериальной гипертензией, диабетом, или серьезными ортопедическими проблемами и другими диагнозами 5) быть беременными. Кроме того, принимать участи в проекту могли исключительно школьники, получившие на это согласие родителей.

Реализация проекта в школьных командах позволяет создавать разновозрастные группы

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

школьников, в которых присутствует как соревновательность, так и поддержка, что способствует продвижению идей здорового питания и упрощает похудение участников проекта в сравнении с индивидуальными программами питания, реализуемыми после консультаций специалистов.

Задачей проектов было формирование лидеров мнений, способных привлечь к ведению здорового образа жизни членов своих семей. В регионе Аппалачей проект реализовывался на базе двадцати одной школы (12 начальных/9 средних), которые посещают дети из малообеспеченные семей в трех школьных округах. Его участниками стали 572 учащихся 3/4-й или 6/7-й классов. Обучение в проектных группах длилось в течение двух лет.

Причиной внедрения проекта практически во всех штатах США стало массовая эпидемия ожирения в среде американских школьников. По данным Национального обследования в области здравоохранения и питания (NHANES) за 20112012 годы свидетельствуют о том, что 17,7% детей в возрасте 6-11 лет и 20,5% молодежи в возрасте 12-19 лет страдают ожирением. (Студенты - посредники). В регионе Южных Аппалачей, на примере которого был рассмотрен план реализации проекта обучения школьников ЗОЖ, занимает одно из самых высоких мест в США по проценту ожиревших старшеклассников. Аппалачский регион имеет население в размере 23 миллионов человек, проживающих в 420 округах и 13 штатах. Сорок два процента населения области-это сельские жители. По сравнению с другими районами страны, люди, живущие в Аппалачах, чаще страдают более тяжелыми формами хронических заболеваний, таких как ожирение, диабет и болезни сердца, а также в их среде более высок показатель преждевременной смертности от этих заболеваний.[10]

По итогам реализации ряда проектов был сделан ряд выводов исследовательским коллективом Алексон Натошия: в целом участники проектов оценили их эффект положительно, однако заинтересованные стороны проекта заявили, что было бы полезно расширить коммуникационное и техническое сопровождение, в особенности до начала осуществления проекта. Кураторы проектов по вопросам питания отметили, что уроки имеют слишком много содержания для отведенного времени и что некоторые виды деятельности (например, совместное пение) не соответствуют возрасту. Руководители школьных столовых запросили дополнительную подготовку и техническую помощь. Уроки по вопросам питания, как правило, проводились в соответствии с планом, но зачастую не включали все мероприятия, как это обсуждалось в ходе бесед. Все школы реализовали по крайней мере одну из стратегий обучения, но различия данных стратегий затрудняют 5 сравнение между школами.[1] § Следующим направлением, изучаемым зарубежными исследователями является опыт созда-° ния межнациональных и межконфессиональных ав команд, а также изучение особенностей приня-

тия решения в данных командах и преодоления конфликтов, Так, наблюдательное исследование межкультурной коммуникации в краткосрочных, разнородных профессиональных учебных группах, проводилось в течение 3 недель в августе 2013 года в Университете Солфорда. В летней школе для студентов и квалифицированных рентгенологов участвовали психологи и физики (студенты и преподаватели) из Великобритании, Швейцарии, Норвегии, Португалии и Нидерландов. В исследовании представлен опыт работы команд, объединяющих представителей разных национальностей с разным уровнем знания английского языка.[13]

Отдельно определились вопросы психологии межличностных отношений, выстраивающихся в рамках команд. В работе «Может ли адекватный командный климат для обучения предсказать эффективность команды и Инновационный потенциал? Психометрическая валидация опросника климата коллектива для обучения в организационном контексте» рассмотрены несколько вариантов опросников для изучения психологического климат, сложившегося в коллективе или проектной команде. [12]

Особой категорией исследуемых участников выделены представители нового поколения мил-лениалов, которые в настоящее время учатся на уровне общего и высшего образования. В исследовании «О когнитивных особенностях команд миллениалов. Влияет ли разнообразие когнитивных стилей на эффективность работы в диади-ческих (парных) студенческих командах?» отмечается, что новое поколение студентов («милле-ниалы») в настоящее время поступает в высшие учебные заведения. Это поколение является самым разнородным поколением из всех когда-либо изучаемых. На их способ обработки информации и взаимодействия со сверстниками оказали воздействия высокие технологии. С вступлением этой категории обучающихся в высшее образование, в сочетании с возросшей распространенностью командной работы в современной образовательной и организационной среде, крайне важно разобраться со свойственными миллениалам различными способами мышления и влиянием, которое они оказывают на взаимодействие.[4]

Отдельным направлением стало практическое изучение процесса командного проектирования на базе высших школ. Основным местом внедрения командных проектных технологий стали школы бизнес-администрирования (MBA), однако в США командные проектные технологии внедряются также в медицинские высшие учебные заведения. «Стратегии межпрофессионального образования: межпрофессиональная команда объективно структурированное клиническое обследование для студентов акушерских и медицинских специальностей» раскрывает особенности обучения будущих врачей работе во взаимодействии. Необходимость в подобном обучении возникла в США после слияния академических подразделений охраны здоровья детей, акушерских корпусов и гинекологи, что повлекло за собой создание единой систем,

направленной на расширение возможностей для межпрофессионального сотрудничества в области научных исследований материнства и детства и образования врачей данных практик.[8]

Отдельно выделяется формирование на базе MBA нового подхода к проектному обучению и к управлению проектами: ответственные формам проектного менеджмента в рамках бизнес-школ. Данный вариант проектного менеджмента предполагает отказ от традиционных универсальных способов создания проектов, повышает ответственность руководителя проекта не только за результат, но и за тот эффект, который проект окажет на окружающую среду и общество. Вопросы преподавания в формате ответственного проектного управленческого образования (RPME) рассматриваются в исследовании «Ответственные формы обучения проектному менеджменту: теоретическая множественность и рефлексивная педагогика». В статье концептуализируются и обосновываются совокупность педагогических и теоретических принципов ответственного проектного управленческого образования (RPME), ориентированных на теоретическую множественность и рефлексивную эмпирическую педагогику. А далее рассматривается реализация RPME на практике. В рамках работы выявлен ряд трудностей, касающихся восприятия студентами дискомфорта, вызванного столкновением с другим «управлением проектами», трудности в принятии неожиданных решений и в осознании «момента лампочки» в поиске нового способа понимания и решения конкретной ситуации на своем рабочем месте в целом.

Как отмечают авторы, RPME требует пересмотра роли менеджера проекта (PM), сосредоточения внимания на навыках, знаниях и компетенциях PM, а также на разнообразном, политическом и неоднозначном контексте современных проектов и проецируемого общества. Руководитель проекта должен открыто поощрять размышления об этике, подотчетности и многочисленных ценностях, играющих важную роль в его практике. В RPME понимание процесса проектирования, экзистенциальная рефлексия над сложностью и развитие способности реализовывать знания полученные на практике (житейский опыт) рассматриваются как не менее важные, чем обучение традиционным моделям и методам проектного менеджмента.^]

Вопросы практического формирования команд - одни из важнейших вопросов, однако он мало изучен в рамках западноевропейских и американских исследований. Единственное исследование «Сбор команды: методы назначения студенческих рабочих групп в школах фармации США» представляет лишь обзор литературы по командному проектированию, при отсутствии практических результатов исследования реализации методов создания школьных команд.[4]

Командное обучение внедряется как на уровне подготовки учащихся, так и на уровне работы преподавателей. Интересный опыт командного взаи-

модействия преподавателей предметников и преподавателей информатики реализован на Тайване. На Тайване компьютерные курсы, как правило, преподаются в течение первого года средней школы (10-й класс). Поскольку компьютерные курсы не входят в Национальный предметно-компетентностный тест (НСКТ), их преподаватели имеют свободу в том, что и как они преподают. Как правило, преподаватели информатики дают обучающимся вводные понятия информатики, а также практические программные средства. Тем не менее, учителя-предметники НСКТ должны следовать жестким правилам в отношении содержания обучения и прогресса. Поэтому большинство учителей-предметников не желают отходить от своей обычной учебной программы и экспериментировать с новыми учебными стратегиями и видами деятельности. Тем не менее, следующая модель коллективного обучения использует преимущества учебной свободы, предоставленной преподавателям компьютерных дисциплин, и может быть реализована, чтобы позволить студентам выполнять деятельность PBL в предметной области NSCT с минимальными затратами времени и усилий со стороны преподавателя-предметника.

Учитель информатики и учителя-предметники сформировали педагогическую команду для внедрения проектного обучения (PBL) в традиционную модель обучения. Предлагаемая модель состоит из двух этапов. На первом этапе преподаватель информатики проводит PBL по темам, связанным с компьютером, чтобы ознакомить студентов с процессом выполнения PBL-деятель-ности и обучить их необходимым технологическим навыкам, включая продуктивное использование программного обеспечения, поиск фактов в интернете и эксплуатацию аппаратных средств (таких как цифровые фотоаппараты, видеокамеры, сканеры и другие устройства). На этапе II учитель-предметник может проводить предметно-ориентированную деятельность по ПБЛ, зная, что учащиеся уже прошли предварительную подготовку для выполнения проектной работы. Хотя учитель-предметник все еще должен планировать деятельность PBL, никакая другая подготовка студента не требуется. Таким образом, из-за обучения студентов теряется мало или вообще нет времени на занятия, и только минимальные усилия требуются со стороны преподавателя-предметника.[15]

Значимость проектного обучения для европейской системы образования исследовали испанские ученые. Они аккумулировали опыт проектного обучения реализуемого в данной стране на основании опроса 310 учителей и вот пришли к каким выводам. Проектное обучение в дальнейшем будет только расширять свое присутствие в системе европейского образования, поскольку полученные результаты свидетельствуют о положительной оценке данной методики. Большинство преподавателей отметили, что эти проекты способствовали активному участию студентов (95%), мотивировали их к обучению (96%) и помогли им

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

приобрести различные учебные навыки (90%).[3; с. 233]

Кроме того, Интернет оказывает большую помощь в применении модели PBL. Проекты могут быть созданы и совместно использованы с использованием веб-технологий общения, сбора и хранения информации. Изображения, видео и звуки могут быть включены в дизайн проекта и различные соответствующие ресурсы могут быть централизованы в пределах одной веб-страницы.

Кроме того, технология имеет потенциал для поддержания мотивации студентов и поддержки обучения и работы студентов на различных этапах проектов. Технология может дополнять и дополнять учебно-методическую работу педагогов, избавляя их от некоторых сложностей реализации проектов.

Однако технология имеет ряд трудностей с внедрением. Так педагоги сообщали об отсутствии поддержки со стороны руководства некоторых школ. Этот аспект имеет первостепенное значение, поскольку, как показало данное исследование, проекты должны поддерживаться и возглавляться командой менеджеров школы.

Еще одна трудность, с которой столкнулись некоторые преподаватели, связана с нехваткой времени не только в плане их координации с другими преподавателями, но и в плане коллективного осмысления студентами рабочего процесса. PBL работа требует времени для студентов, чтобы обсудить, обдумать и достичь ожидаемых результатов обучения. Как уже было отмечено, рефлексия очень ценна в PBL.[3; с. 237]

Выводы по статье. В странах западной Европы активное применение проектных образовательных технологий началось еще в конце 80-х годов XX века, потому накопленный опыт европейский важно использовать при внедрении данных технологий в РФ. В настоящее время эффективность проектного обучения положительно оценивается европейскими педагогами, потому спектр применение данной образовательной технологии в дальнейшем будет только расширятся

Одним из развивающихся направлений проектной деятельности является командное проектирование. Командные проекты внедряются в деятельность образовательных организаций всех уровней: общеобразовательные школы, высшие учебные заведения и послевузовское обучение. В США разработана командная программа для школьников дополнительного образования, направленная на распространение идей рационального питания и здорового образа жизни. Особое внимание европейские исследователи уделяют формированию межнациональным и межконфессиональных команд, а также изучению поведения в командных условиях представителей поколения 5 миллениалов. В странах развивающихся (на при-§ мере Тайваня) для повышения популярности проектных технологий в обучении предложена систе-° ма построения командной работы преподавателей ав с проектами.

Однако европейские исследования не охватывают ряд вопросов, касающихся практического формирования проектных школьных команд, руководства им и компетентностных особенностей наставника. Данная тематика нуждается в детальнейшем изучении.

Литература

1. Алексон Натошия, Бради Патрикк, Райн Грейс, Счедел Карие FP5 Lessons Learned From the Healthy Schools Healthy Students Project: Strategies to Improve Future Team Nutrition Interventions [Электронный ресурс]: электронное издание/ Режим доступа: https://www.jneb. org/article/S1499-4046(19)30597-4/fulltext

2. Андроничеану Армения, Ристеа Бьянка, Уда Михаэла маску Leadership Competencies for Project Based School Management Success [Текст]// Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - № 182. - С 232-238.

3. Басилотта Гомес-Паблос Вероника, Мартин-дель-Посо Марта, Гарсия-Валькарсель Муньос-Реписо Ана Project-based learning (PBL) through the incorporation of digital technologies: An evaluation based on the experience of serving teachers [Текст]// Computers in Human Behavior. - 2017. - № 68. - С 505-517.

4. Вандерхейден Карлиен, Де Баец Шари Does cognitive style diversity affect performance in dyadic student teams? [Текст]// Learning and Individual Differences. - 2015. - № 38 - С 143150.

5. Дженика В., Дженсон М., Мишель Дж. Picking teams: Student workgroup assignment methods in U.S. schools of pharmacy Currents in Pharmacy [Текст]// Teaching and Learning. - 2015. - № 7. -С 745-752.

6. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст]/ Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

7. Зиятдинов Е.В. Формирование коммуникативных компетенций школьников в проектной деятельности [Текст]: автореф. дисс...канд. пед. Наук 13.00.01/ БГПУ. - Уфа, 2014. - 30 с.

8. Каллен Линдсей, Фрейзер Диана Strategies for interprofessional education: the Interprofessional Team Objective Structured Clinical Examination for midwifery and medical students [Текст]// Nurse Education Today. - 2003. - № 6 - С 427-433

9. Кнуд Иллерис Project education in Denmark [Текст]// International Journal of Project Management. - 1991. - № 1. - С 45-48.

10. Майо Алекса, Туйя М. Дж. Chapter 7 - Successful Collaborations at the Local and National Level Build Teenagers' Skills to Advocate for Improved Health: Project SHARE [Текст]// Strategic Collaborations in Health Sciences Libraries. - 2019. - № 1. -С 95-107.

11. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза [Текст]// Научный вектор на Балканите. - 2017. - № 1. - С 18-21.

12. Рамирес Хеллер Бенджамин, Бергер Рита, C. Бродбек Феликс Does an Adequate Team Climate for Learning Predict Team Effectiveness and Innovation Potential? A Psychometric Validation of the Team Climate Questionnaire for Learning in an Organizational Context [Текст]// Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2014. - 114. - С 543-550.

13. Робинсон Леслия, Хогг Ритер, Хигинс Роберт An observational study of cross-cultural communication in short-term, diverse professional learning groups [Электронный ресурс]: электронное издание/ Режим доступа: https:// www.radiographyonline.com/article/S1078-8174(14)00091-1/fulltext

14. Хагер Эрин, Дич Рейчел NP17 Approaches to Enhancing Wellness Policy Implementation in Schools to Prevent Obesity: Implementation/Plans for Dissemination [Текст]// Journal of Nutrition Education and Behavior. - 2019. - № 7. - С 17-18.

15. Ханг Х.-Тинг Team Learning Model Waiting for Project Learning Practices in Senior School [Текст]// The International Journal of Management Education. - 2017. - № 1. - С. 27-33.

16. Чичмиль Светлана, Гагиоти Ньюго Responsible forms of project management education: Theoretical plurality and reflective pedagogies [Текст]// International Journal of Project Management. - 2018. - № 1. - С 208-218.

17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., дата обращения: 19.12.2019.

18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года», дата обращения: 19.12.2019.

THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IS IMPORTANT FOR THE IMPLEMENTATION OF TEAM DESIGN TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

Zagorodnyuk T.I.

Academy of pedagogy and psychology of the southern Federal University

The article deals with the organization of team project activities in the framework of the educational process in Western Europe, the United States and Taiwan. The relevance of this topic is to meet the needs of modern students in the development of competencies related to the organization of interpersonal communication, the solution of non-standard tasks that can be implemented in the framework of project team training. In the European education system there is a formation of a new direction of project training - team project training. In the United States, a major project has already been implemented to create teams in the country's schools-popularizers of a healthy lifestyle. European researchers focus their work on the study of the psychology of team interaction, taking into account the age, national and linguistic characteristics of the study participants. Questions of methodology of formation and management of school project teams are still not studied.

Keywords: PBL, team project activity, project training, project technologies in education, school project management

References

1. Alexon Natoshia, Brady Patrick, Rhine Grace, Naughty Karie FP5 Lessons Learned From the Healthy Schools Healthy Students Project: Strategies to Improve Future Team Nutrition Interventions [Electronic resource]: electronic edition / Access mode: https: //www.jneb. org / article / S1499-4046 (19) 30597-4 / full-text

2. Andronican Armenia, Ristea Bianca, Uda Michaela mask Leadership Competencies for Project Based School Management Success [Text] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2015. - No. 182. - P. 232-238

3. Basilotta Gomez-Pablos Veronica, Martin del Poso Marta, Garcia-Valcarcel Munoz-Repiso Ana Project-based learning (PBL) through the incorporation of digital technologies: An evaluation based on the experience of serving teachers [Text] // Computers in Human Behavior. - 2017. - No. 68. - P. 505-517.

4. Vanderheiden Karlien, De Bayec Shari Does cognitive style diversity affect performance in dyadic student teams? [Text] // Learning and Individual Differences. - 2015. - No. 38 - P. 143150.

5. Jenica W., Jenson M., Michelle J. Picking teams: Student workgroup assignment methods in U.S. schools of pharmacy Currents in Pharmacy [Text] // Teaching and Learning. - 2015. -No. 7. - P. 745-752.

6. Dewey J. Democracy and Education [Text] / J. Dewey. - M.: Pedagogy-Press, 2000. - 384 p.

7. Ziyatdinov E.V. Formation of communicative competences of schoolchildren in project activities [Text]: author. diss ... cand. ped Science 13.00.01 / BSPU. - Ufa, 2014. - 30 p.

8. Cullen Lindsay, Fraser Diana Strategies for interprofessional education: the Interprofessional Team Objective Structured Clinical Examination for midwifery and medical students [Text] // Nurse Education Today. - 2003. - No. 6 - P. 427-433.

9. Knud Illeris Project education in Denmark [Text] // International Journal of Project Management. - 1991. - No. 1. - P. 45-48.

10. Mayo Alexa, Thuja M.J. Chapter 7 - Successful Collaborations at the Local and National Level Build Teenagers' Skills to Advocate for Improved Health: Project SHARE [Text] // Strategic Collaborations in Health Sciences Libraries. - 2019. - No. 1. -P. 95-107.

11. Odarich I.N. Project activity in the educational process of the university [Text] // Scientific vector on the Balkanite. - 2017. -No. 1. - From 18-21.

12. Ramirez Heller Benjamin, Berger Rita, C. Broadback Felix Does an Adequate Team Climate for Learning Predict Team Effectiveness and Innovation Potential? A Psychometric Validation of the Team Climate Questionnaire for Learning in an Organizational Context [Text] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2014. - 114. - P. 543-550.

13. Robinson Leslia, Hogg Rieter, Higgins Robert An observational study of cross-cultural communication in short-term, diverse professional learning groups [Electronic resource]: electronic edition / Access mode: https://www.radiographyonline.com/ar-ticle/ S1078-8174 (14) 00091-1 / fulltext

14. Hager Erin, Ditch Rachel NP17 Approaches to Enhancing Wellness Policy Implementation in Schools to Prevent Obesity: Implementation / Plans for Dissemination [Text] // Journal of Nutrition Education and Behavior. - 2019. - No. 7. - From 17-18.

15. Hang H.-Ting Team Learning Model Waiting for Project Learning Practices in Senior School [Text] // The International Journal of Management Education. - 2017. - No. 1. -P. 27-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Chichmil Svetlana, Gagioti Nyugo Responsible forms of project management education: Theoretical plurality and reflective pedagogies [Text] // International Journal of Project Management. -2018. - No. 1. - From 208-218.

17. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education" With amendments and additions from: December 29, 2014, December 31, 2015, appeal date: 19.12. 2019.

18. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024", appeal date: 12/19/2019.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.