Научная статья на тему 'Зарубежный опыт обеспечения безопасности и надежности электроэнергетических систем на примере Великобритании и Германии и целесообразность его применения в России'

Зарубежный опыт обеспечения безопасности и надежности электроэнергетических систем на примере Великобритании и Германии и целесообразность его применения в России Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
354
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Петюков Сергей Эдуардович

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Великобритании и Германии, регулирующие отношении в сфере безопасности и надежности электроснабжения. Автором рассматриваются формы интеграции европейских операторов высоковольтных сетей и перспективы их развития. Раскрываются ключевые полномочия британских и немецких органов государственной власти, а также национальных институтов стандартизации в части обеспечения стабильного функционирования энергосистемы и приводится их сравнительная характеристика. В настоящей статье анализируются требования, предъявляемые к энергосистемам, а также к эксплуатирующим их сетевым операторам, порядок взаимодействия сетевых операторов с пользователями электросетей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок взаимодействия сетевых операторов и регулирующих органов. В процессе подготовки исследования были использованы актуальное законодательство в области технологического регулирования электроэнергетики, технические стандарты проектирования и регламенты работы энергосистем анализируемых стран, а также иные справочные материалы. Опыт европейских стран показывает, что даже в условиях обеспечения конкурентного рынка электроэнергии необходимо принятие на государственном уровне единых общеобязательных требований функционирования технологического комплекса. В статье предложена унификация требований в части безопасности и надежности отечественной энергосистемы, а также обоснованы направления совершенствования объединенной энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы с учетом проведенного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт обеспечения безопасности и надежности электроэнергетических систем на примере Великобритании и Германии и целесообразность его применения в России»

Зарубежный опыт обеспечения безопасности и надежности электроэнергетических систем на примере Великобритании и Германии и целесообразность его применения в России

Петюков Сергей Эдуардович,

аспирант Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, smart3578@mail.ru

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Великобритании и Германии, регулирующие отношении в сфере безопасности и надежности электроснабжения. Автором рассматриваются формы интеграции европейских операторов высоковольтных сетей и перспективы их развития. Раскрываются ключевые полномочия британских и немецких органов государственной власти, а также национальных институтов стандартизации в части обеспечения стабильного функционирования энергосистемы и приводится их сравнительная характеристика. В настоящей статье анализируются требования, предъявляемые к энергосистемам, а также к эксплуатирующим их сетевым операторам, порядок взаимодействия сетевых операторов с пользователями электросетей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок взаимодействия сетевых операторов и регулирующих органов. В процессе подготовки исследования были использованы актуальное законодательство в области технологического регулирования электроэнергетики, технические стандарты проектирования и регламенты работы энергосистем анализируемых стран, а также иные справочные материалы. Опыт европейских стран показывает, что даже в условиях обеспечения конкурентного рынка электроэнергии необходимо принятие на государственном уровне единых общеобязательных требований функционирования технологического комплекса. В статье предложена унификация требований в части безопасности и надежности отечественной энергосистемы, а также обоснованы направления совершенствования объединенной энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы с учетом проведенного анализа.

Ключевые слова: электроэнергетика, энергосистемы, безопасность и надежность, оператор высоковольтной сети, оператор распределительной сети, системный оператор.

Электроэнергетика является важнейшей отраслью народного хозяйства, которая обеспечивает жизнедеятельность всех субъектов экономики. В каждом государстве органы власти и отраслевые инфраструктурные организации устанавливают нормативные требования к функционированию энергосистем для обеспечения надежного и безопасного электроснабжения потребителей, и по мере повышения качества жизни эти требования усиливаются. В этой связи показателен опыт нормативного регулирования ведущих европейских стран, таких как Великобритания и Германия, который целесообразно учитывать для эффективного управления отечественной электроэнергетикой и определения перспектив дальнейшей интеграции национальной энергосистемы в транснациональную. Безопасное и надежное электроснабжение является приоритетным стратегическим направлением развития единой энергетической системы России1.

Опыт европейских стран демонстрирует, что даже в условиях обеспечения конкурентного рынка электроэнергии необходимо принятие на государственном уровне единых общеобязательных требований функционирования технологического комплекса. Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии Постановлениями Европейского Парламента перспективным направлением развития европейской энергосистемы является создание единой интегрированной электросети2. В 2009 года наивысшей формой интеграции европейских системных операторов стала Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E), в которую вошли европейские операторы (UCTE), операторы Ирландии (ATSOI), операторы Балтии (BALTSO), операторы скандинавских стран (NORDEL), операторы Великобритании (UKTSOA). Глобальной целью ENTSO-E является разработка унифицированных требований к функционированию общеевропейской энергосистемы, таких как сетевые кодексы, но в на-

1 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»

2 Regulation (EC) No 713/2009 of the European parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators Regulation (EC) No 714/2009 of the European parliament and of the council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) No 1228/2003

О

R >

£

R

n

4

fr

и

у

а

стоящий момент энергосистемы стран Европейского Союза находятся на разных уровнях интеграции. Более того, Постановлением ЕС 714/2009 предусматривается сохранение национальных системных (сетевых) кодексов в электроэнергетике, устанавливающих общеобязательные правила, необходимые для планирования и управления работой энергосистем.

Рис. 1. Карта электросетей в зоне ответственности ЕМТЭО-Е1

Так, например, в Великобритании требования британского законодательства и национальных системных операторов к функционированию энергосистемы преобладают над требованиями европейских регуляторов. При этом, генерация, распределение и сбыт электроэнергии являются лицензируемыми Федеральной службой по газовому и электроэнергетическому рынкам видами деятельности2. Два оператора высоковольтных электросетей обеспечивают электроснабжение Шотландии и один - Англии и Уэльса. Распределительные сети также находятся в собственности у нескольких операторов, каждый из которых действует на своей территории (рис.2).

5

*

а

6

Рис. 2. Компании, имеющие лицензии операторов высоковольтных и распределительных сетей Великобритании3

1 https://www.entsoe.eu/map/Pages/default.aspx - (режим доступа: 07.09.2016)

2 Electricity Act 1989. PART I ELECTRICITY SUPPLY.[4 Licensing of supply etc.], [6 Licences authorising supply, etc], IVIay 2000

3 https://www.ofgem.gov.uk/ - (режим доступа: 07.09.2016)

В соответствии с Законом об Электроэнергии 1989г., который является основным нормативно-правовым актом Великобритании, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики, ответственность за обеспечение безопасности и надежности электроснабжения несут государственный секретарь и Федеральная служба по газовому и электроэнергетическому рынкам (OFGEM - Office of Gas and Electricity Markets). Служба является отдельным подразделением, не входящим ни в одно из министерств, и подчиняется Органу государственной власти по газовому и электроэнергетическому рынкам (GEMA - Gas and Electricity Markets Authority)4.

Обеспечение безопасности и надежности в высоковольтных сетях Великобритании являются одной из важнейших задач для их операторов, поскольку аварии на них влияют на значительное количество потребителей и могут нанести существенный ущерб. В целях снижения данных рисков Национальной высоковольтной сетевой компанией (NGET), которая является оператором магистральных сетей в Англии и Уэльсе, был разработан Сетевой кодекс (The Grid Code). Документ регулирует операционные процессы и принципы управления взаимоотношениями между операторами высоковольтных сетей и всеми пользователями высоковольтной системы и включает в себя5:

• Кодекс планирования (Planning Code - PC);

• Кодекс балансирования (Balancing Code -BC);

• Эксплуатационный кодекс (Operation Codes - OC);

• Кодекс технических условий для технологического присоединения (Connection conditions -CC),

• Кодекс правил предоставления информации субъектами электроэнергетики и потребителями (Data Registration Code - DC).

Сетевой кодекс утвержден Федеральной службой по газовому и электроэнергетическому рынкам и способствует росту эффективности и безопасности в электрогенерации, а также в высоковольтных и распределительных электросетях в зоне ответственности каждого оператора высоковольтной сети. В соответствии со стандартными условиями лицензии на передачу электроэнергии в высоковольтных сетях данный кодекс является обязательным к исполнению всеми операторами высоковольтных сетей.

Требования к обеспечению безопасности и качества электроснабжения при взаимодействии операторов высоковольтных сетей между собой

4 Electricity Act 1989. PART I ELECTRICITY SUPPLY.[3A The principal objective and general duties of the Secretary of State and the Authority], May 2000

5 Grid Code. Preface. 17.08.2012

устанавливаются Кодексом системного оператора - владельца сети (System Operator - Transmission Owner Code, 2004). Документ определяет условия операционной деятельности, планирования или развития систем операторов высоковольтных сетей в рамках совместных соглашений.

Примечательно, что технические характеристики систем безопасности высоковольтных сетей отражены в стандартах электрооборудования для Англии и Уэльса и отдельно в стандартах электрооборудования для Шотландии, которые также разработаны NGET1. Более частные национальные стандарты разрабатываются Британским институтом стандартов (BSI - British Standards Institution).

В целях определения конструкции договоров и регулирования договорных отношений, определяющих права и обязанности сторон, которые возникают в процессе использования высоковольтных сетей, в т.ч. в отношении безопасного и надежного электроснабжения, используется Кодекс технологического присоединения и использования системы (The Connection and Use of System Code).

Основные аспекты безопасности электроэнергетической системы рассмотрены в экс-плуатационом кодексе, где меры предосторожности при работе с/вблизи высоковольтного оборудования включают в себя:

• заземление - установление контакта между проводниками и землей с помощью заземляющего устройства;

• изоляция - отключение высоковольтного оборудования от электрической системы, которое может осуществляться с помощью изолирующего устройства или путем физического отделения в соответствии с принятыми правилами безопасности2.

Согласование данных аспектов безопасности обеспечивается на основании локальных инструкций по безопасности, которые подготавливаются и согласовываются как со стороны оператора высоковольтной сети, так и со стороны

3

пользователя , или на основании записей межсистемных мер предосторожности (RISSP -Record of Inter System Safety Precautions)4.

При RISSP процесс согласования представляет собой обмен сообщениями между назначенными со стороны оператора и пользователя координаторами по безопасности (рис.3)5.

1 http://www2.nationalgrid.com/UK/Industry-information/ Electricity- codes/ Grid-code/Electrical-Standards-Documents/ - - (режим доступа: 07.09.2016)

2 Grid Code. Operating Code NO.8. Safety Co-ordination. 10.06.2014 (ОС8А.1.6.3.)

3 Grid Code. Operating Code NO.8. Safety Co-ordination. 10.06.2014 (ОС8А.4.1.1.)

4 Grid Code. Operating Code NO.8. Safety Co-ordination. 10.06.2014 (ОС8А.4.3, ОС8А.5.4)

5 Grid Code. Operating Code NO.8. Safety Co-ordination.

10.06.2014 (ОС8А, Appendix C)

Рис. 3. Взаимодействие оператора высоковольтной сети и пользователя в рамках Я/ЭЭР

В части надежности электроснабжения эксплуатационный кодекс регулирует действия сторон в случае непредвиденных обстоятельств и порядок информирования сторон, а кодекс технических условий для технологического присоединения устанавливает необходимые для стабильной работы электрооборудования технические параметры.

Согласно требованиям, в случае полного/частичного отключения электросети оператор высоковольтной сети информирует об этом пользователей и инициирует процедуру самостоятельного восстановления электроснабжения в разных частях сети и их дальнейшую синхронизацию между собой6. При этом стороны могут придерживаться как локального плана восстановления, совместно разработанного операторами генерирующего оборудования, высоковольтной сети и распределительной сети по отношению к конкретной восстанавливающей электроснабжение электростанции, так и отдельных инструкций оператора высоковольтной сети7.

При возникновения инцидента, оказывающего существенное влияние на электроснабжение,

0

В »

£

В

m fi 4

Grid Code. Operating Code NO.9. Contingency Planning. 24.05.2016 (ОС9.4,ОС9.5)

7 Grid Code. Operating Code NO.9. Contingency Planning. 24.05.2016 ^9.4.7.3.)

fr

у

tt

пользователь или оператор, направляет соответствующий отчет в течение 2 часов с момента поступления соответствующей информации1.

В кодексе технических условий для технологического присоединения указаны основные требования к частоте и напряжению в высоковольтной сети .

В соответствии с условиями лицензий распределительные сетевые компании обязаны соблюдать условия Кодекса распределительных сетей (Distribution Code), разработанного Энергосетевой ассоциацией (ENA - Energy Network Association), который устанавливает технические требования к технологическому присоединению и операционной деятельности распределительных сетей3. Членами ENA являются крупнейшие операторы высоковольтных и распределительных сетей, такие как NGET, UK Power Networks и другие. Кодекс распределительных сетей в себя:

• Кодекс планирования и технологического присоединения распределительных сетей (Distribution Planning and Connection Code -DPC);

• Операционный кодекс распределительных сетей (Distribution Operating Code - DOC);

• Кодекс правил предоставления информации субъектами электроэнергетики и потребителями (Distribution Data Registration Code -DDRC).

Более частные вопросы отражены в инженерных рекомендациях и технических спецификациях для проектирования распределительных сетей.

В части обеспечения надежности и безопасности электроснабжения Кодекс распределительных сетей во многом схож с Сетевым кодексом. В нормативных документах присутствуют требования по согласованию мер предосторожности (заземление и изоляция) для обеспечения безопасности при работе с электрооборудованием путем согласования правил безопасности между оператором распределительной сети и пользователем4. В распределительных сетях применяется аналогичная процедура самостоятельного восстановления электроснабжения в разных частях сети и их синхронизация между собой, инициируемая оператором распределительной сети . Согласно порядку ин-

5

*

tt

6

1 Grid Code. Operating Code NO.10. Event Information Supply. 17.08.2012 (ОС10.4.)

2 Grid Code. Connection Conditions. 29.06.2016 (СС6.1.2.- СС6.1.3)

3 http://www.dcode.org.uk/the-gb-distribution-code/ - (режим доступа: 07.09.2016)

4 The Distribution Code of Licensed Distribution Network Operators of Great Britain. Issue 27 - 01 January 2016. DOC8. Safety Co-ordination. 01.12.2015

5 The Distribution Code of Licensed Distribution Network Opera-

tors of Great Britain. Issue 27 - 01 January 2016. DOC9. Con-

tingency Planning. 01.12.2015

формационного обмена в случае возникновения инцидента, оказывающего существенное влияние на электроснабжение в распределительных сетях, отчет об инциденте должен быть предоставлен в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации6 7. Требования к номинальной частоте работы системы и напряжению также идентичны.

Национальная энергосистема Германии в значительной степени интегрирована в европейскую. В части технических требований к безопасности энергоснабжения действовавшие на национальном уровне начиная с 2007г. Кодекс магистральных сетей (TransmissionCode 2007) и Кодекс распределительных сетей (DistributionCode 2007), разработанные Ассоциацией сетевых операторов (VDN - beim VDEW - Der Verband der Netzbetreiber e. V.), в настоящий момент утратили силу, а сама ассоциация - ликвидирована.

Основным нормативно-правовым актом Германии, регулирующим безопасность и надежность электроснабжения, является Закон об энергетике, целью которого является обеспечение эффективности поставок электроэнергии и газа, основанных на принципах конкуренции, а также обеспечение безопасности, долгосрочной эффективности и надежности работы сетей энергоснабжения. Достижение данной цели осуществляется путем внедрения и применения законодательства ЕС в области энергоснабжения8.

Закон об энергетике устанавливает требования к соответствию оборудования по производству, передаче и распределению электроэнергии национальным техническим правилам, разработанным Ассоциацией по электротехническим и информационным технологиям (VDE -Verband Der Elektrotechnik Elektronik Informationstechnik E.V.)9.

Форум сетевых технологий (FNN - Forum Netztechnik/Netzbetrieb im VDE) при Ассоциации по электротехническим и информационным технологиям, являющийся правоприемником Ассоциации сетевых операторов, представляет интересы Германии и осуществляет контакт с ев-

The Distribution Code of Licensed Distribution Network Operators of Great Britain. Issue 27 - 01 January 2016. DOCIO. Contingency Planning. 01.12.2015

7 The Distribution Code of Licensed Distribution Network Operators of Great Britain. Issue 27 - 01 January 2016. DPC4. Design Principles and Standards. 01.12.2015

8 § 1 Zweck und Ziele des Gesetzes. Teil 1. Allgemeine Vorschriften. "Energiewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist"

9 § 49 Anforderungen an Energieanlagen. Teil 6 Sicherheit und Zuverlässigkeit der Energieversorgung. "Energiewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist"

ропейскими органами власти и ЕЫТБО-Е по техническим вопросам1.

Непосредственную ответственность за разработку и сопровождение стандартов и спецификаций по безопасности в электротехнике, электронике и информационных технологиях Германии несет учрежденная Немецким институтом стандартизации (DIN - Deutsches Institut für Normung e.V.) и VDE Немецкая комиссия по электротехнике, электронике и информационным технологиям (DKE - Deutsche Kommission Elektrotechnik Elektronik Informationstechnik)2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответственность за обеспечение технической и эксплуатационной безопасности и гибкости энергосистем, функциональной совместимости электростанций и электросетей в силу закона возложена на Федеральное министерство экономики и энергетики (Bundesministerium für Wirtschaft und Energie). Министерство обязано обеспечить прозрачность и независимость проверок во время монтажа оборудования и осуществить контроль за испытаниями на этапах ввода оборудования в эксплуатацию.

Федеральное министерство экономики и энергетики обязано проводить мониторинг безопасности и надежности электроснабжения путем3:

• контроля за соотношением спроса и предложения на внутреннем рынке;

• прогнозирования ожидаемого будущего спроса и аварийных резервов мощности;

• планирования создания дополнительных мощностей;

• анализа качества работы электросетей;

• принятия мер для покрытия пикового спроса;

• установления значения аварийного резерва мощности для крупных электростанций для поддержания энергосистемы.

Федеральное сетевое агентство (BNetzA -Bundesnetzagentur), входящее в состав Федерального министерства экономики и энергетики, является федеральным органом по регулированию рынков электроэнергии и газа4 и осуществляет лицензирование электросетевых операто-ров5. Всего в Германии зарегистрировано четы-

ре оператора высоковольтных сетей, и большое количество операторов распределительных сетей (рис.4).

https://www.vde.com/de/fnn/arbeitsgebiete/ seiten/netzcodes.aspx - (режим доступа: 07.09.2016)

2 http://www.vde.com/en/dke/Aboutourselves/Pages/ The% 20Mandate%20of%20the%20DKE.aspx - (режим доступа: 07.09.2016)

3 § 50 Vorratshaltung zur Sicherung der Energieversorgung. Teil 6 Sicherheit und Zuverlässigkeit der Energieversorgung. "Energiewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist".

4 § 54 Allgemeine Zuständigkeit. Teil 7 Behörden. "Energiewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I 5S. 2034) geändert worden ist".

5 § 4a Zertifizierung und Benennung des Betreibers eines

Transportnetzes. Teil 1. Allgemeine Vorschriften. "Ener-

giewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970, 3621),

das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist".

Рис. 4. Компании, имеющие лицензии операторов высоковольтных сетей Германии6

Агентство обязано осуществлять мониторинг управления нагрузкой в энергосистеме. Для этой цели у регулятора имеются полномочия потребовать информацию, которую он считает необходимым для анализа текущего и прогнозируемого спроса на электроэнергию, у хозяйствующих субъектов с большим годовым потреблением электроэнергии7. Операторы систем энергоснабжения должны ежегодно представлять Федеральному сетевому агентству отчет обо всех произошедших сбоях в энергоснабже-нии8.

Проанализировав национальное законодательство Великобритании и Германии в части безопасности и надежности электроснабжения, можно сделать вывод, что энергосистемы двух стран в разной степени интегрированы в европейскую. В обеих странах существуют свои национальные институты стандартизации, которые внедряют технические стандарты в тесном сотрудничестве с европейскими и международными организациями.

В Великобритании параллельно с европейскими действуют собственные национальные кодексы, регулирующие деятельность как магистральных, так и распределительных электросе-

https://www.enet.eu/assets/media/images/karten/2016/ Netzbetreiber _Strom_HS_2016.jpg - (режим доступа: 0t.09.2016)

7 § 51a Monitoring des Lastmanagements. Teil 6 Sicherheit und Zuverlässigkeit der Energieversorgung. "Energiewirtschaftsgesetz vom t. Juli 2005 (BGBl. I S. 19t0, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist"

8 § 52Meldepflichten bei Versorgungsstörungen. Teil 6 Sicherheit und Zuverlässigkeit der Energieversorgung. "Energiewirtschaftsgesetz vom t. Juli 2005 (BGBl. I S. 19t0, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist"

О R t* £

R

n

4

у

а

s

а б

тей. При этом, решение о выходе из состава Европейского союза ставит под угрозу дальнейшую интеграцию британской национальной энергосистемы в европейскую. В Германии же первостепенное значение имеют европейские кодексы и технические стандарты, а национальные стандарты имеют к ним подчиненное положение. Более того, в то время, как технические требования к организации энергосистем в Великобритании варьируются в зависимости от территории (Англия и Уэльс, Шотландия), в Германии данные требования унифицированы для всей территории страны.

В Великобритании национальный кодекс магистральных сетей был разработан национальным оператором высоковольтных сетей (ЫСЕТ), требования которого обязательны к исполнению другими операторами высоковольтных сетей, и только кодекс распределительных сетей был разработан ассоциацией сетевых операторов, являющейся совместной организацией участников рынка. В Германии все утратившие силу сетевые кодексы были разработаны ассоциацией сетевых операторов.

Еще одним важным отличием является структура государственных органов, на которые возложены задачи по обеспечению безопасности и надежности электроснабжения. В Великобритании таким органом является Федеральная служба по газовому и электроэнергетическому рынку, которая не подведомственна ни одному министерству. В Германии существует вертикаль «Федеральное министерство экономики и энергетики - Федеральное сетевое агентство», между которыми разделены основные полномочия.

Таким образом, в Европе система диспетчерского управления режимами энергосистемы является функцией сетевых компаний, объединенных в ассоциацию ЕЫТБО-Е. Разработанные сетевые кодексы и технические правила едины для всех участников синхронной работы. На их основе на национальном уровне составляются сетевые кодексы, утверждаемые регуляторами и имеющие обязательный характер. Значительная часть единых технических правил посвящена регламентированию задач планирования и управления электрическими режимами и взаимодействию сторон.

В России же планирование ремонтов, энергетических и электрических режимов, ликвидация аварийных ситуаций и подобные функции возложены на системного оператора, не отвечающего за надлежащее выполнение этих задач и не обладающего ресурсами для несения ответственности. Параллельно наблюдается значительное устаревание текущей нормативной документации - с момента реформы ОАО РАО «ЕЭС России» не было принято ни одного нормативно-правового

акта, устанавливающего требования к надежности электроэнергетических систем1. В этой связи в России необходима разработка и принятие актуальных единых общеобязательных требований функционирования энергосистемы, включающих порядок взаимодействия системного оператора, сетевого оператора и пользователей, основные меры предосторожности при работе с объектами энергосистемы, нормативные показатели работы системы и пр. В свою очередь финансирование и реализация инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов и электросетевой инфраструктуры должно осуществляться с учетом требований по обеспечению стабильности и непрерывности работы энергосистемы.

В настоящий момент между энергетическими компаниями Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ), электрические сети которых работают в едином электрическом кольце, действует Соглашение о параллельной работе энергосистем от 7 февраля 2001 года. Условия параллельной работы определены в совместно разработанных документах, позволяющих осуществлять взаимодействие диспетчерских центров и сотрудничество операторов высоковольтных сетей. Но Соглашение БРЭЛЛ не содержит положений, регулирующих ключевые аспекты совместной работы - централизованное скоординированное планирование, диспетчеризация в реальном времени, урегулирование отклонений перетоков электроэнергии. Корпоративный характер соглашения не позволяет снимать разногласия, вытекающие из принадлежности сторон к разным юрисдикциям. Таким образом, в масштабах региональной энергосистемы целесообразно осуществить совместную разработку и согласование унифицированных требований к обеспечению безопасности и надежности электроснабжения по аналогии с сетевыми кодексами ENTSO-E.

Литература

1. Regulation (EC) No 713/2009 of the European parliament and of the council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators

2. Regulation (EC) No 714/2009 of the European parliament and of the council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) No 1228/2003

3. Electricity Act 1989, May 2000

4. The Grid Code, ISSUE 5, REVISION 17, 29 June 2016

5. National Electricity Transmission System

http://so-ups.ru/index.php?id=press_release_view&no_ cache= 1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=8885 - режим доступа: 18.05.2016

Security and Quality of Supply Standard, Version 2.3, December 4 2014

6. The Distribution Code of Licensed Distribution Network Operators of Great Britain. Issue 27 - 01 January 2016

7. Energiewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970, 3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist

8. https://www.ofgem.gov.uk/ - официальный сайт Федеральной службы по газовому и электроэнергетическому рынкам

9. http://www2.nationalgrid.com/ - официальный сайт Национальной высоковольтной сетевой компании

10. http://www.energynetworks.org/ - официальный сайт Энергосетевой ассоциации

11. http://www.dcode.org.uk/ - официальный сайт Кодекса распределительных сетей

12. http://www.bsigroup.com/ - официальный сайт Британского института стандартов

13. http://www.bmwi.de/ - официальный сайт Федерального министерства экономики и энергетики

14. http://www.bundesnetzagentur.de/DE/Hom e/home_node.html - официальный сайт Федерального сетевого агентства

15. https://www.vde.com/ - официальный сайт Ассоциации по электротехническим и информационным технологиям

16. http://www.din.de/en - официальный сайт Немецкого института стандартизации

17. https://www.entsoe.eu/ - официальный сайт Европейской сети операторов электропередачи

18. https://www.cenelec.eu/ - официальный сайт Европейского комитета по электротехнической стандартизации

19. http://www.iec.ch/ - официальный сайт Международной электротехнической комиссии

20. https://www.enet.eu/ - информационный портал ene't

21. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике"

22. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»

Foreign Experience of Providing Safety and Security in

Power Grids of the Great Britain and Germany and

necessity of its Implementation in Russia Petyukov S.E.

Financial University under Government of the Russian

Federation

The subject of the research is legislation and standards of the Great Britain and Germany that regulate relations concerning safety and security of electric power supply. The author considers the forms of integration of European transmission network operators and prospects of its development. Key duties of the British and German authorities and national standards institutions are revealed and its comparative characteristics are provided in terms of sound performance of the power grids. In the present article power grids' requirements, transmission and distribution operators' responsibilities, interaction of operators and users in emergency circumstances, interaction of operators and regulating authorities are investigated. During the investigation relevant legislation related to technological regulation, technical standards of engineering and performance regulations of analyzed countries' power grids are used. The experience of European countries shows that even in a competitive electricity market for the government there is a necessary to create unified mandatory requirements of the technological complex.

Based on the analysis unification of safety and security requirements in the Russian national power grid is proposed and the ways of improvement of Belarus, Russia, Estonia, Latvia and Lithuania interconnected power grid are justified.

Key words: electric power industry, power grids, safety and security, transmission operator, distribution operator, system operator.

References

1. Regulation (EC) No 713/2009 of the European parliament and

of the council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators

2. Regulation (EC) No 714/2009 of the European parliament and

of the council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) No 1228/2003

3. Electricity Act 1989 May 2000

4. The Grid Code, ISSUE 5, REVISION 17, June 29, 2016

5. National Electricity Transmission System Security and Quality

of Supply Standard, Version 2.3, December April 2014

6. The Distribution Code of Licensed Distribution Network Operators of Great Britain. Issue 27 - 01 January 2016

7. Energiewirtschaftsgesetz vom 7. Juli 2005 (BGBl. I S. 1970,

3621), das durch Artikel 3 des Gesetzes vom 29. August 2016 (BGBl. I S. 2034) geändert worden ist

8. https://www.ofgem.gov.uk/ - the official website of the Federal

Service for the gas and electricity markets

9. http://www2.nationalgrid.com/ - the official website of the National high-voltage grid company

10. http://www.energynetworks.org/ - official site Association of Energy Grid

11. http://www.dcode.org.uk/ - the official website of the distribution networks of the Code

12. http://www.bsigroup.com/ - the official website of the British Standards Institute

13. http://www.bmwi.de/ - the official website of the Federal Ministry of Economy and Energy

14. http://www.bundesnetzagentur.de/DE/Home/home_node.html -the official website of the Federal Network Agency

15. https://www.vde.com/ - the official site of the Association for Electrical and Information Technology

16. http://www.din.de/en - the official website of the German Institute for Standardization

17. https://www.entsoe.eu/ - the official website of the European network of transmission operators

18. https://www.cenelec.eu/ - the official website of the European Committee for Electrotechnical Standardization

19. http://www.iec.ch/ - the official website of the International Electrotechnical Commission

20. https://www.enet.eu/ - information portal ene't

21. The federal law from 26.03.2003 N 35-FZ (ed. Of 12.28.2016) "On Electric Power Industry"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Order of the RF Government of 13.11.2009 №1715-r "On the Energy Strategy of Russia for the period till 2030"

О

R >

£

R

n

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.