ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
© Абрамова Э.К.1
Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
В статье рассматриваются основные принципы подоходного налогообложения в зарубежных странах. Проанализировано устройство подоходного налога в развитых странах, а также оценена возможность применения зарубежной практики в России.
Ключевые слова налог на доходы физических лиц, зарубежный опыт подоходного налогообложения, основные принципы налогообложения физических лиц.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых распространенных в мировой практике налогов, уплачиваемых из личных доходов населения. На долю НДФЛ приходится 17 % всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет России [1]. Как один из важнейших экономических рычагов государства, подоходный налог решает такие задачи как обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирование уровня доходов населения, помощи наименее защищенным категориям населения.
На сегодняшний день в нашей стране стоит острая проблема выполнения социальной функций НДФЛ, достижения справедливости налогообложения, а также максимизации его фискальной функции. В связи с чем, тема совершенствования налога на доходы физических лиц все чаще становится предметом дискуссий и споров.
В большинстве европейских стран налогообложение физических лиц основано на сокращении неравенства доходов населения, воздействии на демографические показатели страны. Поэтому целесообразно начать процесс преобразования с изучения зарубежного опыта налогообложения физических лиц, с последующей проекцией на налоговый механизм, действующий в Российской Федерации. При этом важно учесть его особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими факторами.
Принципы подоходного обложения в большинстве зарубежных странах едины. Налогоплательщиками признаются физические лица, которые делятся на резидентов и не резидентов. Так же как и в России, критерием для оп-
1 Магистр кафедры Финансового и налогового менеджмента.
ределения резидентства является пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода времени в течении календарного года (свыше 183 календарных дней). Резиденты платят подоходный налог со всех доходов - как внутренних, так и внешних. Нерезиденты же несут ограниченную налоговую ответственность, то есть платят налог только с дохода, полученного от источников, расположенных в данной стране. Однако, в США эта система применяется только в отношении граждан других государств и лиц без гражданства. Граждане США несут полную налоговую ответственность, независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход.
Основными различиями между налогообложением физических лиц в нашей стране и за рубежом являются: шкала налогообложения, порядок определения величины налоговой базы (облагаемого дохода), правила применения налоговых льгот, вычетов и скидок, техника взимания налога.
С принятием главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ и введением ее в действие с 1 января 2001 года ставка подоходного налога является фиксированной для основных видов доходов и составляет 13 %. Плоская шкала подоходного налога существует также в Гонконге, Джерси, Гернси, Эстонии, Литве, Латвии, России, Украине, Словакии, Грузии, Румынии, Исландии, Киргизии, Казахстане, Македонии, Албании, Чехии, Болгарии, Монголии.
Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии, что является показателем достаточно высокого уровня экономики. Стоит отметить, что прогрессивная шкала также действует и в странах БРИК (кроме России): в Китае - до 45 %, в Бразилии - до 27,5 %, в Индии - до 30 %. Размер ставки полностью зависит от суммы, полученного за налоговый период, дохода.
В Германии диапазон прогрессивной шкалы варьируется от 19 % до 53 %. Максимальная ставка налога 53 % применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Самая высокая предельная ставка установлена в Швеции Здесь подоходный налог подразделяется на муниципальный и национальный. Доход в размере не более 209 100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке 32 %. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57 % [8].
Физические лица Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50 %. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15 %, а также местные подоходные налоги.
В Соединенных Штатах Америки физические лица уплачивают 3 вида подоходного налога: федеральный, штатный и местный. Здесь разные виды
доходов облагаются по разным схемам. К облагаемому доходу граждан применяется соответствующая из шести ставок - 10, 15, 25, 28, 33 и 35 %. Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные подоходные налоги. Каждый штат вправе устанавливать свои ставки налога. Минимальная ставка 1,4 % установлена в Нью-Джерси, а максимальная ставка 12 % в Северной Дакоте.
В Дании дифференциация ставок происходит не только в зависимости от суммы, но и в зависимости от вида доходов. Они делятся на личные доходы и на доходы от капитала. К личным доходам относятся заработная плата, суммы возвращенного налога, стоимость бесплатного жилья, чистый доход от предпринимательской деятельности, пенсия. Доход от капитала включает в себя чистые проценты, полученную арендную плату за предоставляемое в аренду жилье, прибыль, возникающая от операций по акциям, а также дивиденды от зарубежных компаний в случае, если налог иностранного государства меньше налога, удерживаемого в Дании. Личный доход и доход от капитала в совокупности за минусом льгот, вычетов и освобождений составляют налогооблагаемый простой доход. Максимальная ставка налога составляет 55,6 % [2].
Базой для расчета налоговых обязательств в зарубежных странах выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, основными составляющими которого являются:
- заработная плата рабочих и служащих, премии, вознаграждения сверх основной заработной платы;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- дивиденды, проценты по вкладам в банках, по государственным бумагам и др.;
- алименты, выплачиваемые на содержание детей;
- выплаты по безработице, по болезни;
- взносы по страхованию жизни;
- доходы от коммерческого использования недвижимости;
- пенсии и др.
По сравнению с совокупным годовым доходом, налогооблагаемый доход, к которому применяется действующая шкала ставок, всегда меньше, так как прогрессивное налогообложение в зарубежных странах применяется в сочетании с широкой системой налоговых вычетов, льгот. По ней можно оценить уровень налогообложения в той или иной стране исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.
К основным налоговым льготам по подоходному налогу в развитых странах относятся необлагаемый минимум для налогоплательщика, так называемая стандартная налоговая скидка. В Австрии, например, эта сумма составляет 11 000 евро. Законодательство некоторых государств предусмат-
ривают скидки также и на детей и иждивенцев в форме дополнительного необлагаемого минимума.
Помимо этого, в развитых странах действует широкий спектр льгот, получивших название нестандартных налоговых скидок. Их отличие от стандартных скидок заключается в том, что сумма налоговой льготы зависит от фактической суммы произведенных налогоплательщиком расходов на те или иные цели, которые принимаются в расчет определении налоговой базы.
Ярким примером является весьма распространенная практика предоставления налогоплательщику права вычета из облагаемого дохода от предпринимательской деятельности всех производственных издержек. Также, могут быть применены особые правила по взиманию налогов с дивидендов, процентов по счетам в банках, процентов по государственным бумагам и другим долговым инструментам. Например, в Финляндии и Греции из обложения исключаются проценты по банковским счетам, а в Австралии, Финляндии и Турции - по государственным ценным бумагам.
Подоходный налог во Франции предусматривает большой перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. В большинстве своем эти вычеты направлены на стимулирование вкладов населения в недвижимость, покупку акций, благотворительность и накопления сбережений. Это говорит об ориентированности системы налогообложения физических лиц на поддержку социально незащищенных слоев населения, выполнение государством социальных функций.
Еще одной особенностью зарубежного опыта налогообложения физических лиц выступает система семейного налогообложения доходов, где супружеская пара рассматривается в качестве единицы налогообложения. Во Франции, исходя из доходов, заявленных в декларации семьи, налоговые ставки составляют от 0 % до 40 %: сумма доходов до 5875 евро - 0 %; от 5875 евро до 11720 евро - 5,5 %; от 11720 евро до 26030 евро - 14 %; от 26030 евро до 69783 евро - 30 %; от 69783 евро - 40 %. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей. Если же плательщик холост, для налога это семья из одного человека [3]. А в США и Германии применяется подход совместного декларирования доходов супругами.
Что касается системы изъятия налога у источника, зарубежная практика не отличается от российской: подоходный налог взимается работодателями с текущих доходов рабочих и служащих. Это обеспечивает относительную равномерность и регулярность поступления налога в бюджет при выплате работникам заработной платы. Налоговая база остается стабильной, независимо от происходящих изменений в экономической и политической
сферах. Исключением являются Франция и Швейцария, где налог с заработанного в предыдущий год дохода платят сами рабочие и служащие, а не работодатели.
В Германии подоходный налог делится на налог с зарплаты (ЬоЬш1еиег) и налог с доходов физических лиц (Е^отте^еиег). Основное их различие заключается в том, что налог с зарплаты уплачивается работодателем, а налог с доходов уплачивается в налоговую службу ^патат^) самим лицом. На основании предыдущих периодов, налоговая служба самостоятельно рассчитывает ожидаемый размер налога в текущем году, который необходимо уплачивать ежеквартально авансовыми платежами. По итогам года налоговый орган сверяет авансовые платежи и необходимый размер уплаты налогов, после чего производит взаиморасчет.
Весьма своеобразная система администрирования подоходного налога Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Соответственно, налоговые органы этой страны имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых и заполняют декларации и исчисляют сумму налога, подлежащую уплате. Налогоплательщик в свою очередь имеет право опровергнуть содержащуюся в декларации информацию в вышестоящем налогом органе. Законодательство этих стран предусматривает довольно жесткие штрафы за недоплату налога, однако в случае обнаружения переплаты эти суммы подлежат возврату с начисленными процентами [4].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что системы подоходного обложения в зарубежных странах построены на основе общих принципов, которые в каждой отдельной стране имеют свое конкретное наполнение и национальные особенности. Каждая страна по-разному использует подоходный налог в качестве инструмента социальной политики, манипулируя налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами.
В Российской Федерации разница между доходами бедных и богатых слоев населения стремительно увеличивается. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с каждым годом растет. В 2015 году этот показатель составил 13,3 % от общей численности населения страны. Поэтому одним из приоритетных направлений при разработке налоговой политики в Российской Федерации должна стать ее постепенная социализация, предполагающая направленность не только на реализацию фискальной функции налога, которая приводит к увеличению поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, но и выполнение социальный функции налога, направленной на общечеловеческие ценности. Необходимость и целесообразность реформирования налога на доходы физических лиц для достижения оптимального соотношения между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога оче-
видна. Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить и в российской практике подоходного налогообложения, соответственно, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране.
В настоящее время все чаще обсуждается переход на прогрессивную шкалу налогообложения. Однако мгновенное увеличение налоговых ставок может привести к отрицательным последствиям, поскольку общество не готовок кардинальным изменениям, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность. Это преобразование целесообразно начать с установления необлагаемого минимума, который будет равен прожиточному минимуму. При этом важно учесть размер прогрессивных ставок, для избегания нарушений основного принципа налогообложения, в части учета платежеспособности налогоплательщиков. Также, потребуется преобразование системы вычетов по налогам, управление которыми даст способность для реализации социальной функции налога на доходы физических лиц.
Важно понимать, что внедрение каких-либо нововведений в налоговое законодательство должно осуществляться с учетом особенности экономики Российской Федерации и ее социальной сферы. Новая система должна обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.
Список литературы:
1. «Россия в цифрах». Официальное издание Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/24-01.doc.
2. Налоговые системы зарубежных стран / В.Г. Князева, Д.Г. Черника.
3. Терентьева С.Н. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. -М., 2000-2011. - Режим доступа: http://www.finman.ru.
4. Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции // Налоги и налогообложение. - № 12.
5. Deloitte. Touche Tohmatsu Limited [Электронный ресурс]. - 2015. -Режим доступа: http://www.deloitte.com.
6. World Tax Rates 2013/2014: сб. информации по налогообложению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taxrates.cc.
7. Stephen, B. Cohen Cohen's Federal Income Taxation: A Conceptual Approach (University Textbook Series®) / Stephen B. Cohen. Питер, 2016.
8. World Tax Rates 2014/2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.taxrates.cc.
9. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 5 (38).