Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАН'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
управление / человеческий капитал / опыт / государственные программы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетеринец Т.А, Чиж Д.А

Изучен опыт государственного управления развитием человеческого капитала в высокоразвитых странах. Выявлено, то образовательная компонента оказывает наиболее весомое влияние на данный процесс. Определены основные ключевые направления развития системы образования в развитых странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАН»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАН хТетеринец Т.А., 2Чиж Д.А.

1 кандидат экономический наук, доцент, ученый секретарь, Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь E-mail:talad79@mail.ru 2кандидат экономический наук, доцент, доцент кафедры почвоведения и геоинформационных систем,

Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

E-mail: chyzh@yandex.ru https://doi.org/10.5281/zenodo.11033115

Аннотация. Изучен опыт государственного управления развитием человеческого капитала в высокоразвитых странах. Выявлено, то образовательная компонента оказывает наиболее весомое влияние на данный процесс. Определены основные ключевые направления развития системы образования в развитых странах.

Ключевые слова: управление, человеческий капитал, опыт, государственные программы.

Annotation. The experience of state management of human capital development in highly developed countries is studied. It is revealed that the educational component has the most significant influence on this process. The main key directions of education system development in developed countries are defined.

Key words: management, human capital, experience, state programs.

Izoh. Yuqori rivojlangan mamlakatlarda inson kapitalini rivojlantirishni davlat tomonidan boshqarish tajribasi o'rganiladi. Ma'lum bo'lishicha, bu jarayonga ta'lim komponenti eng katta ta'sir ko'rsatadi. Rivojlangan mamlakatlarda ta'lim tizimini rivojlantirishning asosiy asosiy yo'nalishlari belgilab berilgan.

Kalit so'zlar: menejment, inson kapitali, tajriba, davlat dasturlari.

Введение. В современном мире человеческие ресурсы выступают основным драйвером экономического роста, интенсивность обеспечения которого обусловлена скоростью их трансформации в человеческий капитал. Бенчмаркинг ведущих зарубежных практик теоретически и эмпирически оказывает данный тезис. Стремительность преобразования человеческих ресурсов в высоколиквидный капитал во многом обусловлена мерами и механизмами государственной поддержки устойчивого формирования и накопления последнего. В свете вышеизложенного изучение передового опыта развитых стран, занимающих лидирующие позиции в области развития человеческого капитала, является особенно актуальным.

Материалы и методы исследований. Методология проведенного исследования базируется на монографическим подходе, позволяющем комплексно изучить передовой опыт государственного управления развития и накопления человеческого капитала в контексте программного регулирования различных направлений социальной политики.

Результаты и их обсуждение. В современных условиях цифровой трансформации происходит непрерывный процесс интеллектуализации социально-экономических,

политических, правовых и иных сфер жизни. Человеческий капитал, как наиболее весомый и приоритетный фактор создания национального богатства, предопределяет темпы научно-технического прогресса и экономического развития. По мнению большей части мирового научного сообщества, человеческий капитал выступает основополагающим фактором, обеспечивающих достижение прогрессивного социально-экономического роста. Степень его влияние более интенсивна и значима нежели иные природные и материальные факторы, т.к. отдача от его использования существенно превышает потенциальный эффект от иных капитальных благ [1-2].

Формирование, сохранение и использование человеческого капитала повержено ряду факторов, основными из которых являются биологические, фактор здоровья, социальный фактор, экономический фактор, природные, экологические и др. По мнению ряда исследователей, сложившуюся систему фактор целесообразно классифицировать на внешние и внутренние. Факторы внешней среды классифицируются на группы прямого и косвенного воздействия. Первая группа носит ярко выраженную субъектную направленность и включает потребителей, производителей, конкурентов, поставщиков всех видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, информационных и др. Факторы косвенного воздействия выступают экономическим фоном, увеличивающим или уменьшающим устойчивость предприятия. Данная группа детерминантов включает систему нормативно-правового регулирования сельскохозяйственной отрасли, сложившиеся тренды развития аграрного сектора, природные условия, социально-политические факторы [3].

Учитывая вышеизложенное возникает необходимость детального изучения передового зарубежного опыта, раскрывающего основные направления, меры и механизмы развития и накопления человеческого капитала в эпоху цифровизации. Во многих развитых странах доля человеческого капитала достигает 80 % от общего достояния, в России 14 %. По качеству человеческого капитала Республика Беларусь занимает 60-е место в мире [4].

По данным Всемирной организации здравоохранения расходы на здравоохранение должны составлять не менее 5-10% валового внутреннего продукта (ВВП), образование -5-7% с целью обеспечения устойчивого воспроизводства человеческого капитала. Доля расходов в ВВП на научные разработки и исследования в ведущих развитых странах составляет 3 %, а в Китае и Индии 10 %. В Беларуси эти расходы составляют около 0,5 % ВВП.

Высокоразвитые страны имеют значительный опыт инвестирования в развитие человеческого капитала. Увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, науку, культуру характерно для США, Швеции, Южной Кореи, Китая, Финляндии. Следует отметить, что Швеция, Германия и США отдают предпочтение строительству 3-х и 4-х комнатных квартир для многодетных семей, что улучшает их жилищные условия. В США расходы на образование в предыдущие годы составляли 1133,0 млрд долл. США, науку 405,3 млрд долл. США или 2,7 % ВВП, здравоохранение - 2695 млрд долл. США или 17,9 % ВВП. Количество студентов, обучающихся в вузах США, выросло до 20 583 тыс. чел. За это время продолжительность обучения увеличилась с 8 до 12,5 лет [5]. Система образования США достигла наибольшего результата в охвате подрастающего населения. Количество обучающихся в США возросло до 75286 тыс. чел. При этом только расходы федерального правительства (по линии министерства образования) возросли до 92,9 млрд

долл. США. Основную часть расходов осуществляют штаты и муниципальные власти. Различия в стоимости обучения в американских вузах связывают не только с его статусом, но и местом жительства студента, нахождением учреждения. Как правило, местные студенты имеют большие льготы, чем иногородние или иностранцы, особенно в государственных учебных заведениях. Образование в Америке в большей степени государственное, контролируемое и финансируемое на трех уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными органами. Высшие учебные заведения главным образом частные, которые привлекают студентов и аспирантов со всего мира. Уровень грамотности в США составляет 97 % [5].

Важным направлением накопления человеческого капитала в условиях цифровизации выступает научная сфера. США стабильно удерживают лидерство в инвестициях в НИОКР. Вследствие этого в США сосредоточено 85 % всех ученых, в том числе и Нобелевских лауреатов. На долю США пришлось 34 % мировых расходов на данную сферу. Государственным и частным секторами в предыдущие годы в совокупности было потрачено 405,3 млрд долларов, что составило 2,8 % от ВВП страны [6].

Не менее важной сферой деятельности общества в формировании человеческого капитала является здравоохранение. В США расходы на здравоохранение выросли до 2695 млрд долл. или 17,9% ВВП. На долю частного сектора приходится около 60 % расходов на медицинские услуги, государственного - 40 %. США тратят на здравоохранение в расчете на душу населения примерно в 1,5 раза больше, чем другие развитые страны [5].

Цифровизация экономики наряду с позитивным воздействием на интенсивность экономического роста обуславливает ускорение износа знаний. В этой связи в Японии осуществляют переподготовку работников через каждые 1,5-2 года и пожизненный наем работников. В таких странах, как США, Южная Корея, Япония успешно применяется дифференцированная оплата труда в зависимости от уровня образования. Германия уделяет большое внимание освоению практических навыков по будущей специальности в учебных заведениях, пересмотрев в этих целях образовательные программы. Сегодня очень важно по опыту Германии осуществлять постоянную ротацию кадров в организациях, учреждениях, на предприятиях. Представляет интерес опыт Германии в составлении и реализации программы совместной многопрофильной подготовки специалистов вузами и компаниями [7].

В Великобритании удалось добиться значительного прогресса в области образования, на которое страна тратила около 7 % ВВП по сравнению с 5,2% в среднем по ОЭСР. Расходы на одного учащегося в начальной школе составляли 11,4 тыс. долл., в ОЭСР - 8,7 тыс., в средней школе - соответственно 12,5 и 10,1 тыс. и в высшей школе - 24,5 и 16,1 тыс. долл. В результате в Великобритании достигнуты высокие показатели доступа к образованию, измеряемому средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения [7].

Качество рабочей силы и человеческого капитала зависит от уровня профессионально-технического образования. Между тем расходы на него и охват этим видом образования учащихся здесь ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. В 2014 г. затраты на профессионально-техническое обучение в Великобритании составляли 0,5 % ВВП, в среднем по странам ОЭСР - 0,6%. В 2015 г. по профессиональной программе среднего образования соответственно обучалось 40% и 46% учащихся всех возрастов [8-9].

За последние 20 лет растущая обеспокоенность тем, что Ирландия может потерять экономическую конкурентоспособность, если она не будет производить достаточное и устойчивое количество высококачественных ученых, инженеров, экспертов в области технологий и математиков, привела к разработке в 2016 году национальной политики в области STEM-образования (наука, технологии, инженерия и математика) [10]. Политика STEM определяет действия по четырем основным направлениям, которые должны быть достигнуты к 2025 году:

- содействие вовлечению и участию учащихся в дисциплинах STEM;

- повышение квалификации учителей и специалистов дошкольного возраста;

- поддержка практики STEM-образования;

- использование фактических данных для поддержки STEM-образования.

Таким образом, пример стран ЕС и США убедительно доказывает обеспокоенность

в этих странах потери экономической конкурентоспособности, в первую очередь, недостатка высококачественных ученых, инженеров, экспертов в области технологий, математиков. На примере Республики Беларусь необходима реализация политики STEM, заключающейся: в вовлечении и участии учащихся в дисциплинах STEM; повышении квалификации учителей и специалистов дошкольного возраста и др.

Благодарности. материал подготовлен в рамках выполнения проекта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований «Теоретико-методологические основы и механизмы повышения эффективности инвестиций в развитие человеческого капитала в условиях цифровизации экономики» совместно с Ташкентским государственным экономическим университетом (договор от 20.11.2023, № гос. регистрации 20240002).

Библиографические ссылки

1. Лысков А.Ф. Проблемы инвестирования в человеческий капитал //Менеджмент в России и за рубежом, 2005. - №4. - С. 17-21.

2. Тетеринец Т. А., Попов А. И. Теоретические основы управления человеческим капиталом в условиях инновационных преобразований агропромышленного комплекса: монография /. - Тамбов : Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2021. - 216 с.

3. Устинова К. А., Гордиевская А.Н. Анализ влияния социально-демографических и институциональных факторов на человеческий капитал // Экономика труда.- 2019.- Т. 6 - № 4.- С. 1505-1522.

4. Беларусь в цифрах [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/numbers (дата обращения: 04.03.2024).

5. Масленников М. И. Развитие человеческого потенциала в России и в зарубежных странах. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/razvitie-chelovecheskogo-potentsiala-v-rossii-i-v- zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 04.03.2024).

6. Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Human capital contribution into innovation progress: word experience. - 2014. - Т. - 11.-№ 11. - С. 626-629.

7. Тамахина Л.Ф., Хагажеева Л.М. Зарубежный опыт инвестирования в человеческий капитал // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №10-10. - С. 111-113.

8. Тетеринец Т. А. Управление человеческим капиталом в АПК: опыт стран Европейского Союза // Агропанорама. - 2020. - № 6. - С. 41-45.

9. Тетеринец Т. А. Бенчмаркинг американской и азиатской модели управления развитием человеческого капитала в АПК // Вестник БГСХА. - 2021. - № 1. - С. 24-30.

10. STEM Education Policy Statement 2017-2026 // Department of Education and Skills [Электронный ресурс]. URL: https://assets.gov.ie/43689/294d916c264f4d0c87eb61661a426eb0.pdf (дата обращения: 08.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.