Научная статья на тему 'Зарубежный опыт мотивации персонала и возможность его применения в отечественной практике'

Зарубежный опыт мотивации персонала и возможность его применения в отечественной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7350
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / INTRINSIC MOTIVATION / EXTRINSIC MOTIVATION / MOTIVE / MATERIAL MOTIVATION / IMMATERIAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Валентина Валерьевна

Рассмотрена методология управления мотивацией персонала за рубежом, на примере США, Японии и Европы. Изучены понятия трудовой мотивации. Дано разделение мотивационных механизмов на материальные и нематериальные. Сформированы общие составляющие современного универсального подхода к мотивации. Проанализирована отечественная составляющая мотивационного процесса. Предложены пути заимствования зарубежной практики управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF STAFF MOTIVATION ITS APPLICABILITY IN NATIVE PRACTICE

The author considers the methodology to control staff motivation abroad on example of the USA, Japan and Europe. The concept of work motivation is studied. The classification of motivation mechanisms into material and immaterial is given. General components of a modern universal approach to motivation are formulated. The native component of the motivation process is analysed. The ways to borrow foreign management practice are proposed.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт мотивации персонала и возможность его применения в отечественной практике»

проектом, руководителю и наблюдателям проекта.

Заключение. Мы рассмотрели основные функции системы мониторинга работ «Таймлайн» и реализованные в ней подходы к решению некоторых проблем ИТ-компании. Первая версия данной системы уже

представлена на рынке, но система продолжает развиваться далее. Планируется ее интеграция с системами бактрекинга (Trac, OmniTracker), MSProject, дальнейшее усовершенствование форм отчетности и пользовательского интерфейса.

Библиографический список

1. http://www.ii.spb.ru/material/methodical_m/m_4_2/2_4_13_ Portfolio%20projects.pdf.

2. Нащеева А.А. Специфика программного обеспечения для управления ИТ-проектами// Материалы 3-й Всероссийской конф. «Винеровские чтения» [электронный ресурс]. Иркутск: ГОУ ВПО ИрГТУ, 2009.

3. Tom DeMarco, "Software Engineering: An Idea Whose Time Has Come and Gone?," IEEE Software, vol. 26, no. 4, pp.

96, 95, July/Aug. 2009, doi:10.1109/MS.2009.101.

4. http://habrahabr.ru/blogs/development/65343/.

5. Хенрик Книберг. «Scrum и XP: заметки с передовой», в переводе сообщества Agile Ukraine, http://www.infoq.com/minibooks/scrum-xp-from-the-trenches, С. 28.

6. http://timeline.ipoint.ru.

УДК 33.331.1

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В.В. Никитина1

НЧОУ ВПО Южный институт менеджмента, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 216.

Рассмотрена методология управления мотивацией персонала за рубежом, на примере США, Японии и Европы. Изучены понятия трудовой мотивации. Дано разделение мотивационных механизмов на материальные и нематериальные. Сформированы общие составляющие современного универсального подхода к мотивации. Проанализирована отечественная составляющая мотивационного процесса. Предложены пути заимствования зарубежной практики управления. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: мотивация; внутренняя мотивация; внешняя мотивация; мотив; материальная мотивация; нематериальная мотивация.

FOREIGN EXPERIENCE OF STAFF MOTIVATION ITS APPLICABILITY IN NATIVE PRACTICE V.V. Nikitina

NPEI HPE Southern Institute of Management, 216 Stavropolskaya St., Krasnodar.

The author considers the methodology to control staff motivation abroad on example of the USA, Japan and Europe. The concept of work motivation is studied. The classification of motivation mechanisms into material and immaterial is given. General components of a modern universal approach to motivation are formulated. The native component of the motivation process is analysed. The ways to borrow foreign management practice are proposed. 10 sources.

Key words: motivation; intrinsic motivation; extrinsic motivation; motive; material motivation; immaterial motivation.

Сегодня в экономике большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. В разных странах существуют значительные различия в подходах к управлению персоналом на предприятиях. Наиболее ярко они проявляются между практикой управления в России и на Западе. В свою очередь, западная практика управления так же неоднородна. Существуют принципиальные различия между тем, как управляют в США и Японии; срединное положение между этими крайностями занимает Европейское управление [2].

Чтобы не остаться в один прекрасный день в офисе одному, каждому начальнику нужно знать, как заинтересовать своих подчиненных в работе на благо компании. Конечно, каждый менеджер выбирает свой способ мотивации персонала: кто-то кормит сотрудни-

ков пряниками, а кто-то и грозит им кнутом. Какой же инструмент лучше для управления современным работником: поощрять или постоянно держать в страхе, угрожая увольнением или снижением зарплаты. На Западе уже давно поняли, что ценного сотрудника нужно уважать и лелеять, поскольку от его знаний, трудоспособности и лояльности во многом зависит успех компании на рынке.

Прежде чем перейти к подробному изучению методологии управления мотивацией на предприятиях США, Японии и Европы, следует дать определения основной экономической терминологии.

Итак, для начала рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся определений мотивации персонала. В современной литературе данное понятие трактуется по-разному, и все авторы рассматривают

1 Никитина Валентина Валерьевна, аспирант, тел.: 89286617085, e-mail: [email protected] Nikitina Valentina Valerievna, postgraduate student, tel.: 89286617085, e-mail: [email protected]

мотивацию со своих точек зрения. Мы же обратим внимание на те определения трудовой мотивации, которые наиболее полно отражают ее сущность.

Мотивация в современном ее понимании - это система мер, направленная на создание условий, побуждающих персонал к наиболее эффективному, добросовестному и инициативному исполнению своих должностных полномочий, а также на адекватное поощрение (в некоторых случаях порицание) этих действий [8, с. 59].

Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей

[7].

Мотивация - побудительная сила, желание человека что-либо сделать [3].

В современной экономической практике мотивацию принято делить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя мотивация - самостоятельно создаваемые факторы, которые влияют на людей, заставляя их вести себя определенным образом или двигаться в определенном направлении (желание выполнить интересный проект). Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления негативных факторов, например снижения монотонности труда и др. Данный тип мотивации требует от менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.

Внешняя мотивация - то, что делается для людей, чтобы мотивировать их. Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования руководителю необходимо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок: это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения [1].

В производственной деятельности оба вида мотивирования тесно взаимодействуют. Внутренняя мотивация в большей степени определяется содержанием или значимостью самой работы. Если эта работа интересует работника, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активной трудовой деятельности. Наряду с этим существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека, а также полезность данного вида деятельности для профессиональной группы работников и т.д. В процессе мотивации персонала, как правило, прибегают к двум ее основным направлениям: материальной и нематериальной сторонам. Материальная сторона вопроса всем более понятна, т.к. подавляющее большинство руководителей ошибочно считают ее главной (хороший оклад, выплата премий или процентов от продаж), забывая, что сотрудник рассчитывает не только на

достойную оплату результатов своего труда, но и на комфортные рабочие условия. Однако руководители сталкиваются и с тем, что удерживать сотрудника деньгами становится практически невозможно. Какие же механизмы мотивирования будут эффективны -только те, которые соответствуют мотивационному профилю отдельного сотрудника [9, с. 45]

Здесь вступает в противовес нематериальная составляющая.

Нематериальные инструменты мотивации чаще всего представлены социальными мероприятиями, которые организуются и проводятся на предприятии. Это может быть вручение почетного звания, организация летнего отдыха для детей лучших сотрудников. Создание благоприятных условий труда - это своего рода социальная ответственность руководства предприятия перед своими сотрудниками [10, с. 62].

Мотивирование - это процесс воздействия на человека, с целью осуществления им определенных действий, путем пробуждения в нем тех или иных мотивов [7].

Мотив - состояние предрасположенности, готовности, склонности сотрудника фирмы действовать тем или иным образом [5].

Мотив - причина для того, чтобы что-то делать [1].

Выделяют два основных вида мотивов:

1. Эмоциональные - ориентированные на действия и находящие удовлетворение в самом труде.

2. Рациональные - преследующие определенную цель [5].

На основании обозначенной выше терминологии, переходим к рассмотрению основных подходов к мотивации персонала на предприятиях США:

1. Американское управление характеризуется подходом к человеку как к рабочей силе, упором на индивидуализм (работают отдельные личности), индивидуальным принятием решения на основе служебных полномочий, осуществлением краткосрочного найма.

2. Американской организации свойственны быстрая оценка и продвижение персонала по службе, специализация деятельности, формальные, количественные методы оценки персонала.

3. Человек рассматривается в качестве одного из средств достижения целей организации. Игнорируются его собственные цели.

4. Основными стратегическими средствами реализации целей функционирования организации в США являются материальная заинтересованность, а так -же конкуренция, приводящая к победе сильного.

5. Американцы приспособлены к системе, в которой рабочий продает свой труд за определенную плату. Это не дает рабочим бездельничать; они знают, что должны трудиться, чтобы получить свою зарплату, иначе они будут уволены [2].

Менеджеры являются ведущим классом современного общества, именно через них предприятие может достичь конкурентных преимуществ. Но они же, присваивают себе непропорционально большую долю общественного пирога. Сейчас в США генеральные директора корпораций зарабатывают в среднем в 475

раз больше, чем средний заводской рабочий. В 1980 году - всего в 42 раза [4].

Нематериальная мотивация, которая регулирует поведение работника на основе выражения общественного признания, производится путем вручения грамот, знаков отличия, публичных поощрений, помещения фотографий на доску почета. В США также используется модель оценки по заслугам, т.е. вознаграждение работник получает прямо пропорционально объему или качеству выполненной работы. Это вознаграждение может быть как материальным (выплата премии или процентного бонуса), так и нематериальным. В основном это зависит от характера выполненной работы. Скажем, при проведении социальных соревнований между одинаковыми должностными категориями сотрудников или отделами победитель скорее будет награжден почетной грамотой или званием «Лучший работник» или «Работник месяца (года)», получит дополнительные дни к отпуску или билеты на концерт. Но если речь идет о привлечении в компанию крупного клиента или совершении солидной сделки, здесь работник наверняка получит денежное вознаграждение в виде дополнительной премии к заработку либо определенного процента от совершенной сделки [6].

Теперь перейдем к рассмотрению системы мотивации персонала на японских предприятиях, где подходы отличаются принципиально:

1. В Японии управленческая практика отличается ориентацией на человека (человек - центр хозяйственной деятельности). Подход к человеку как к личности. Японского работника оценивают не по индивидуальной выработке, а по его вкладу в работу коллектива и в совокупную производительность корпорации.

2. Коллективное принятие решений (полное сотрудничество, коллективизм). Японские компании тщательно отбирают и комплектуют своих сотрудников по функциональным группам. Это обеспечивает максимальное взаимодействие друг с другом и, как следствие, приводит к наиболее качественному результату работы.

3. Осуществление долгосрочного (пожизненного) найма является, пожалуй, главной отличительной чертой японских компаний. Уверенность в завтрашнем дне - вот что необходимо каждому работнику, и японские компании знают это.

4. Японская организация отличается также постепенной, медленной оценкой и продвижением, неформальными тонкими механизмами контроля деятельности работников, отсутствием жесткой специализации персонала. Важными критериями оценки считаются: отношение к труду, аккуратность и пунктуальность, взаимодействие с коллегами, нацеленность на выполнение производственных программ.

5. Основными стратегическими средствами реализации целей функционирования в Японии считают верность и единство работников организации, их плотное и непрерывное сотрудничество.

Для Японии характерно избегать публичных выговоров, как правило, вопросы негативного характера решаются один на один. Японское предприятие - это не столько технико-экономическая система, в которой

работники объединяются для совместного труда, сколько система социальная, общество единомышленников, связанных взаимными обязательствами в единую «производственную семью». «Фирменная семья» - один из самых распространенных лозунгов японских компаний, который на практике реализуется следующим образом. Занятые - «дети» - должны постоянно демонстрировать свою преданность и «всего себя отдавать родной семье», упорно трудиться и ставить благосостояние своей фирмы на первое место. За это, благодаря заботам «отцов» руководителей, они будут обеспечены работой, хорошими условиями жизни и постоянно возрастающими доходами. Не забывая о материальной основе такой системы, обратим внимание на социально-психологическую составляющую. Система трудовой мотивации переориентируется, на первое место выходят моральные факторы: ты не можешь плохо работать на свою фирму, не можешь не выполнить своих обязательств и не оправдать ожиданий и доверия коллег. Если преобладают такие мотивы труда, то необходимость в жесткой регламентации и контроле отпадает [2].

Что касается европейских компаний, то здесь каких-то «своих» отличительных черт в мотивации персоналом выделить нельзя. Все является в той или иной мере заимствованным у американских и японских компаний. Но, тем не менее, мы рассмотрим данный вопрос.

Итак, основные мотивационные подходы в европейских компаниях:

1. Отбор персонала происходит по принципу: для каждой должности свой работник, т.е. целенаправленно ищут человека с узкой специализацией. Данный специалист вправе принимать решения только в тех вопросах, в которых он компетентен. С другой стороны, человек занят конкретно своей работой и точно понимает, в каком направлении ему стоит себя совершенствовать. Положительный результат, которого он может добиться в своем деле, будет способствовать росту профессиональной квалификации и не останется не замеченным для руководства.

2. В основе оплаты труда персонала лежат единые тарифные соглашения, определяющие оплату по тарифу и различные виды дополнительных выплат, с учетом конкретных условий труда. Отклонения в тарифном соглашении возможны только в лучшую сторону, но для этого работнику придется больше работать, т.к. постоянный тариф практически не меняется, а вот от переменных как раз и зависит доход работника.

3. Руководство компаний постоянно разрабатывает мероприятия по стимулированию деятельности персонала, которые нацелены на высокопроизводительный и эффективный труд. По окончании данных мероприятий проводится аттестация работников. Работники, получившие наивысшие оценки, премируются, остальные - работают над своими ошибками.

4. Процесс обеспечения разностороннего обучения и повышения квалификации сотрудников идет непрерывно.

5. Участие рядовых работников в управлении

осуществляется через наблюдательный совет. Кроме того, на европейских предприятиях есть производственные советы, которые избираются производственными коллективами и представляют интересы трудящихся. Производственный совет не является профсоюзной организацией и представляет интересы только работников данного предприятия. Мнения и идеи каждого работника могут быть услышаны, а это означает, что если его предложение рационализаторское, то руководство обязательно почетно отметит своего работника [2].

Согласно исследованиям, проведенным некоторыми западными рекрутинговыми компаниями, небольшие компании с численностью персонала 60-100 чел. больше уделяют внимание денежному компоненту, чем крупные. Они вынуждены платить на 20-60% больше, чем известные в мире компании-брэнды. Типичная стратегия небольших компаний - это привлечение высококвалифицированных сотрудников и резкое увеличение им жалованья. При этом замечено, что сотрудники, получающие повышенную зарплату, вовсе не лояльны к фирме, и текучка среди «перекупленных» специалистов гораздо выше, чем среди сотрудников, выращенных внутри фирмы. Чтобы избежать развития таких негативных моментов, эксперты рекомендуют создавать в структурах благоприятный психологический климат. Рабочий должен почувствовать сопричастность к тому, чем занимается компания. Тогда размер зарплаты отойдет на задний план (возможно, временно) и сотрудник перестанет думать о приложении своих способностей в других фирмах, где труд оплачивается выше.

Как утверждают эксперты, спектр человеческих устремлений и желаний такой огромный, что измерять его только деньгами не стоит. Не случайно сегодня многие известные международные компании при приеме на работу «ценного кадра» стараются выяснить внутреннюю его мотивацию. Руководство не против высокой зарплаты, но оно должно быть уверено, что сотрудником, в первую очередь, движет не любовь к большим деньгам, а интерес к новому делу.

Если сопоставить практики японского и американского управления, то может показаться, что их «создатели» придерживались принципа «сделай наоборот», т.к. любой элемент управленческой практики демонстрирует противоположность подходов [2, С. 88].

Итак, проанализировав основные направления американских и японских компаний в мотивации персонала, можно сформировать общие составляющие современного универсального подхода к мотивации:

1. Долговременные связи работников со своей фирмой. С ростом длительности этих связей увеличиваются возможности оптимизации системы мотивации персонала. В Японии это реализуется в рамках пожизненного найма, а в ведущих корпорациях США долговременные связи мотивируются соответствующими материальными и моральными методами.

2. Постоянное и всеобщее обучение и воспитание персонала. Высокие темпы научно-технического прогресса обуславливают всевозрастающую скорость «амортизации» знаний. Поэтому процесс постоянного

внутрифирменного обучения, подготовки и переподготовки кадров, а также регулярного повышения квалификации идет непрерывно. Это способствует повышению мотивации персонала, т.к. работник с более высокой квалификацией является наиболее ценным кадром для компании и, соответственно, приносит большую прибыль.

3. Широкое участие занятых всех уровней в управлении. Это участие имеет различные формы: от делегирования работников в высшие органы управления до самоуправления на рабочих местах. Самоуправление проявляется в том, что исполнителю (в рамках его компетенции) на рабочем месте предоставляется право самостоятельно осуществлять планирование, организацию, контроль и регулирование производственного процесса. Он вправе самостоятельно принимать и реализовывать решения с целью оптимизации своего труда [2].

Рассмотрев основные подходы к мотивации персонала в США, Японии и Европе, можно наглядно увидеть причины их такого быстрого и, что немаловажно, стабильного экономического развития. Каждая из этих стран нашла для себя приемлемую пропорцию материальных и нематериальных подходов в мотивации. Этот баланс построен на таком принципе, что оба этих подхода взаимодополняют друг друга. Делая ставку на персонал, компании этих стран и по сей день добиваются высоких результатов. Осуществление в России в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, направленных на стимулирование предприимчивости и развитие рыночных отношений предприятий с разными формами собственности, часто не достаточно эффективно и не достигает поставленных целей.

Почему же на практике мировые модели по мотивации персонала так и не прижились в нашей стране? Большинство современных ученых считают, что всему виной наш менталитет, традиции, которые исторически складывались веками, но есть ученые, которые полагают, что наши руководители еще просто «не доросли» до должного профессионального уровня, чтобы суметь не только адекватно оценить, но и правильно применить методы западной системы мотивации. Одной из основных причин этого является слабая обеспеченность проводимых реформ необходимыми кадрами, способными нетрадиционно, на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи перехода к рыночной экономике. Разрешению данной проблемы должна способствовать продуманная система работы с персоналом.

Сложившаяся система, неэффективность которой все более очевидна, каких-либо радикальных изменений не претерпевает. Российские руководители полагают, что лишь деньги в полном объеме могут регулировать производительность труда работников. Тогда как на Западе уже давно взяли во внимание социальную сторону вопроса. Зарубежная практика мотивации зародилась гораздо раньше, чем наша отечественная, и путем проб и ошибок вышла на тот уровень, который сейчас пытаются освоить и внедрить многие страны.

Между тем, за последние 20 -30 лет в мировой практике управления персоналом произошли кардинальные изменения. И эти изменения помогли многим зарубежным странам поднять свою экономику на высокий уровень. Однако все большее число отечественных предприятий предпринимает попытки внедрения концепции зарубежной мотивации. Эти попытки не всегда, а точнее, практически никогда не заканчиваются успешно. Зачастую эти неудачи зависят не от социально-экономических условий, в которых пребывает предприятие, а непосредственно от склада ума и характера руководителя.

В России большинство предприятий не считают нужным вкладывать в своих работников деньги и знания, т.к. процесс отдачи занимает определенное время. Высококвалифицированный сотрудник может потребовать повышенную оплату труда, а это еще одна не самая желанная статья расходов. При этом руководство как бы не хочет понимать: чем больше вложено в персонал, тем лучше он работает, приносит больше прибыли и, соответственно, выводит предприятие на более конкурентоспособный уровень. Понимание этой пропорции становится чуть ли не главным вопросом для отечественных руководителей. Поэтому в последние годы становятся все более популярными тренинговые направления для руководителей высшего и среднего звена, где объясняются преимущества зарубежной практики мотивации персонала, предлагаются способы внедрения комплексных систем мотивации или их отдельных элементов на отечественные предприятия, обосновывается необходимость беспрерывного и разностороннего обучения персонала, разъясняется важность введения социальной составляющей, которая напрямую влияет на производительность труда.

Несмотря на многочисленные попытки обернуть зарубежный опыт в мотивации персонала из теоретического в практический, становится очевидным, что в России таким системам мотивации прижиться очень тяжело, но это не исключает возможности заимствовать и внедрять наиболее приемлемые к нашему подходу в управлении персоналом отдельные элементы американской или японской модели мотивации.

Вот некоторые практические рекомендации из зарубежной практики по повышению трудовой мотивации, способные внести качественные изменения в работу компании:

1. Введение системы сдвинутого графика работы. Работники предприятия имеют возможность в течение недели (месяца) свободно распоряжаться своим рабочим временем, что удобно в быту, устранять излишнюю напряженность на производстве в связи с невозможностью в нужное время решить свои бытовые проблемы, снимает проблему «самоволок» и скрытую потерю рабочего времени. Система применяется практически во всех западных фирмах.

2. Премирование временем. Работникам предоставляется возможность выполнить положенную норму в то время, в которое они способны это сделать. Излишки рабочего времени работник может использовать по своему назначению. Применяется при условии

четкой договоренности об исключении пересмотра норм выработки.

3. Введение платы за любое рационализаторское предложение. Принимаются все предложения и сразу выплачивается небольшое вознаграждение.

4. Доплата или приз для некурящих работников. Вводится либо постоянная доплата некурящим, то есть ежемесячная доплата к тарифу (окладу) в объеме определенного процента, либо постоянное премирование некурящих сотрудников. Применяется в большинстве фирм Запада. Возможны два источника доплат: за счет курящих (то есть недоплата), за счет специального фонда.

5. Введение ежегодной аттестации персонала. По специальной программе и методике оцениваются количество и качество труда за год. От результатов аттестации зависят рождественский бонус и присвоение очередного класса, разряда и.т.д. Проводят все фирмы Японии и большая часть фирм Западной Европы. В Японии проводится 2 раза в год, в Европе - 1 раз.

6. Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства. Конкурсы проводятся по отдельным массовым профессиям. Призер получает крупный приз и становится известным всему коллективу. Наиболее развито в США.

7. Неформальное общение в коллективе. Практикуются регулярные неформальные встречи сотрудников, которые помогают сплотить коллектив, позволяют выделить неформального лидера, через которого в дальнейшем можно решать вопросы работников. На Западе широко практикуются совместные поездки на природу, организация вечеров отдыха, соревнования и.т.д.

Неудивительно, что слабая мотивация персонала к труду занимает третье место в перечне причин, препятствующих росту бизнеса любой компании. Сегодня каждый руководитель должен осознавать значимость мотивации персонала, ведь именно от нее зависит продуктивность работы людей и предприятия в целом. Эффективная программа мотивации - это одновременно и цель компании, достижение которой позволит наиболее полно раскрыть потенциал каждого сотрудника, и средство для достижения других целей компании. Работу по мотивированию сотрудников необходимо начинать уже с момента их прихода в организацию.

Цель мотивационных программ - повышение эффективности и качества труда, и в конечном итоге, успех компании на рынке и ее конкурентоспособность. Работодателю всегда необходимо помнить, что сотрудники - это долгосрочные инвестиции, а подлинная мотивация возможна только тогда, когда работа в организации способствует непрерывному развитию и совершенствованию профессиональных навыков сотрудника, позволяя ему чувствовать себя востребованным.

Не стоит рассматривать мотивацию по частям, т.к. материальная и нематериальная ее составляющие всегда образуют единый комплекс, грамотное практическое применение которого незамедлительно даст предприятию положительные результаты. Кроме того,

опыт лучших западных руководителей показывает, что успеха достигают те, кто не просто ставит задачи перед подчиненными и любыми способами добивается их выполнения, а обладает способностью заинтересовать, зажечь, вдохновить персонал на выполнение

задач компании, сформировать команду единомышленников. Сказанное означает, что мотивация трудовой деятельности работников в современном производстве служит экономической основой высокой эффективности труда всех категорий персонала.

Библиографический список

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / пер с англ. под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2004. С. 154-156.

2. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Монография. М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 76143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. М.: Дело, 2002. С.170.

4. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. С. 21.

5. Руководство сотрудниками фирмы: учебное пособие для вузов / Н.В.Родионова [и др.] М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.172.

6. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 376.

7. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: учебное пособие М.: Изд. Экзамен, 2003. С. 252.

8. Васильева О. Стимул к труду: точное попадание // Справочник по управлению персоналом. №3 (09). С. 59-64.

9. Дебро Ж. Система нематериальной мотивации персонала // Справочник по управлению персоналом. №12 (08). С. 45-47.

10. Шиповалова М., Кузьмина С. Сделать сотрудников счастливыми // Справочник по управлению персоналом. №2 (09). С. 60-63.

УДК 334.7

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И.М. Осипова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена схема поэтапной организации программы ТОП как управленческого подхода к совершенствованию технического и организационного уровня производства на промышленном предприятии, выявлены основные принципы её успешной работы. Табл. 5. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: тотальная оптимизация производства; план организационно-технических мероприятий; эффективность предприятия.

Effective system of CONTROLLABILITY INNOVATION OF RUSSIAN COMPANIES IM Osipova

Irkutsk State Technical University, 664074, Irkutsk, ul. Lermontov, 83.

The scheme of a phased program organization TOP as a management approach to improve the technical and organizational level of production on an industrial enterprise, identified key principles for its success. 5 tables. 4 sources.

Key words: total production optimization; plan of organizational and technical measures, the effectiveness of the enterprise.

Экономический кризис - время поиска креативных решений, которые позволят значительно повысить производительность труда, сократить издержки и, что немаловажно, сохранить коллектив компании.

В последнее время предлагается множество теорий и концепций по повышению управляемости предприятия и улучшению его деятельности. В качестве примеров можно привести систему управления качеством, технико-экономический аудит, бюджетирование. При использовании подобных практик все большее внимание собственников обращается к резервам, заложенным в производстве. Обобщенно можно вы-

делить два подхода к оптимизации работы предприятия - технологический и управленческий. Технологическая оптимизация может проявиться во внедрении усовершенствованного технологического оборудования. Управленческий подход рассматривает оптимизацию производства, прежде всего, как процесс управления затратами и только в случае необходимости затрагивает модернизацию производства. Таким образом, управленческий подход первичен. Это означает, что, даже если предприятию потребуются какие-либо технологические новации, решение о них должно приниматься только после выстраивания системы

1Осипова Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, тел.: (3952) 405096. Osipova Irina Mikhaylovna, a senior lecturer in Economics and Management, tel.: (3952) 405096.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.