ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
А. А. КОФАНОВ,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии
E-mail: [email protected] Российский государственный торгово-экономическийуниверситет (Краснодарский филиал)
Статья посвящена изучению воздействия внешнеторговых связей региона на межрегиональную экономическую интеграцию. Выделены факторы интеграции регионов в глобальную экономику, исследованы мировые тенденции стратегического развития региональных экономических систем на фоне интеграционных процессов, изложены основы формирования региональной интеграционной стратегии.
Ключевые слова: диверсификация, государство, структурная политика, экономическая типология, классификация региональных экономических систем, уровень диверсифицированности.
Регион зачастую рассматривается как географическое понятие, т. е. территория, отличающаяся совокупностью взаимосвязанных экономико-географических характеристик [1]. В современной регионалистике_регион — территориальный субъект государственного управления, обладающий исполнительной и судебной, а в федерациях — и законодательной властью. Микрорегион — часть региона — самоуправляемое поселение (город, село и т. д.) или агломерация (совокупность поселений с единой инфраструктурой). Макрорегион — интеграционная группировка регионов одного или нескольких государств, имеющая общие надрегиональные (наднациональные) органы управления [6].
В качестве региона в России выступают субъекты РФ, а в других федерациях — штат (США, Австралия, Индия), земля (ФРГ), провинция (Канада), кантон (Швейцария). В большинстве федераций (за исключением России и Индии) регионы образованы не по этническому, а по экономическому принципу (общность инфраструктуры, специализации, потенциал самоокупаемости, наличие центра, функционально связанного с остальными поселениями). В России в последние годы также наблюдается тенденция к добровольному включению автономных национальных образований в состав более крупного региона (Пермский и Красноярский края), а также к разделению объема полномочий самоокупаемых и дотационных регионов по распоряжению бюджетными ресурсами и выходу на рынок заимствований.
Во всяком случае, определение региона как «территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий» [2], не обязательно совпадающей с границами субъекта государства, т.е. не являющейся хозяйственным субъектом, недостаточно для исследования межрегиональной интеграции. Следует отметить, что в унитарных государствах регионам в последние годы предоставляются все более широкие права в области уп-
равления (Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков, Каталония и Валенсия — в Испании и т.д.).
Следует уточнить сущность, показатели и факторы социально-экономической дифференциации регионов. Она представляет собой различие в качестве жизни, определяемое конкурентоспособностью региональной экономики (внутренний фактор) и трансфертами из других регионов и государственного центра (внешний фактор).
Качество жизни определяется уровнем доходов населения по отношению к прожиточному минимуму, состоянием демографии, миграции, окружающей среды (включая природные и техногенные условия) и доступностью социальных благ, необходимых для развития личности (комфортное жилье, образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь и телекоммуникации, бытовые и социальные услуги). Производство валового регионального продукта (ВРП) надушу населения является весьма важным, но далеко не единственным и, во всяком случае, не конечным показателем качества жизни.
Социально-экономическая дифференциация регионов — объективный и неустранимый феномен, поскольку конкурентоспособность региональной экономики определяется социальными институтами, в том числе историческими традициями, особенностями образа жизни и трудовой культуры населения региона, которые сближаются в условиях глобализации, но не могут и не должны нивелироваться. Особенно это относится к северным регионам с особо высокими издержками производства.
Такая наука, как регионалистика, призвана обосновать способы преодоления не любой, а избыточной, чрезмерной дифференциации, угрожающей социально-экономической безопасности региона.
Межрегиональную экономическую интеграцию можно определить как соответствующую целям региональной политики совместную (путем объединения ресурсов хозяйственных субъектов нескольких регионов) разработку, производство, распределение и реализацию материальных благ и услуг. В отличие от обычной межрегиональной торговли самостоятельно произведенными продуктами эта интеграция характерна для современного этапа глобализации мировой экономики.
Примером международной межрегиональной кооперации может служить программа «Северное измерение» с участием России, Норвегии и
Финляндии. «Северное измерение» охватывает наиболее динамично развивающийся регион мира с населением в 100 млн чел., с 40 % нетропических лесов планеты, с 40 % мировых запасов газа и 13 % мировых запасов нефти. Главная идея «Северного измерения» — создание так называемой позитивной зависимости стран-участниц на основе скоординированной политики в области энергетики, природных ресурсов и транспорта.
В экономической литературе проблема межрегиональной экономической интеграции стала активно исследоваться в 1990-хгг. Специальные исследования были посвящены кооперации регионов США, Мексики и Канады, созданию трансевро-пейских сетей, моделированию межрегиональной интеграции, интеграции балтийских регионов. Особый интерес для Якутии представляет анализ тенденций межрегионального сотрудничества в Тихоокеанском макрорегионе и странахАзии.
В итоге зарубежные исследователи пришли к выводу о развитии нового регионализма, основанного на прямых экономических связях регионов различных государств, глобальной экономической трансформации. Новая европейская экономика становится экономикой регионов, государственная политика в новых условиях должна способствовать развитию внешнеэкономических связей регионов, но без ущерба для социально-экономической безопасности.
В последние годы за рубежом опубликован ряд монографий по вопросам межрегиональной экономической интеграции. Она рассматривается как основа социально-экономической безопасности и стабильности в Европе, экономического развития азиатско-тихоокеанского макрорегиона, преодоления разрыва в уровне жизни в регионах Австралии.
Исследования по истории региональной науки и моделирование динамики межрегиональных связей подтверждают их растущий в условиях глобализации синергический эффект, превышающий сумму эффектов независимого развития регионов. Особую роль в развитии межрегиональной экономической интеграции в глобализирующемся мире играет создание региональных инновационных систем и повышение качества стратегического управления в регионах [5]. Экономика, основанная на знаниях, приводит к преобразованию региональной экономической структуры и созданию межрегионального рынка капиталов.
Организационно-экономической формой межрегиональной кооперации все чаще служат
не обычные корпорации, а межфирменные сети и такие новые региональные институты, как логистические и информационно-маркетинговые центры. Современные информационные технологии позволяют развивать кооперацию даже тех регионов, которые непосредственно не граничат друг с другом. В межрегиональной экономике иерархия вертикального подчинения заменяется горизонтальными сетевыми связями, а торговля готовыми изделиями — совместной разработкой, производством и сбытом конечной продукции на основе устойчивого разделения труда.
Можно выделить следующие условия и факторы межрегиональной экономической интеграции:
• наличие у региона конкурентных преимуществ в той или иной области;
• хозяйственная и финансово-налоговая самостоятельность региональной власти;
• развитие транспортно-логистической, коммуникационной, рыночной и социальной инфраструктур, благоприятного делового и инвестиционного климата;
• развитие государственно-частного партнерства;
• создание региональной и межрегиональной инновационно-образовательной системы, обеспечивающей создание, освоение и коммерциализацию нововведений. Специалисты Минэкономразвития России
лоббируют новую концепцию районирования: территория России разделяется на шесть зон — от «дискомфортных» (север) до «относительно комфортных» (юг России). В методике рассматриваются только физические факторы: низкие температуры, распространенность зоны вечной мерзлоты, высота снежного покрова, длительность зимнего периода, землетрясения. Когда речь идет о человеке, необходимо оперировать факторами, которые связаны со здоровьем, т. е. не только физическими, но и медико-биологическими [4].
Межрегиональная экономическая интеграция требует от кооперирующихся регионов создания благоприятного инновационного климата, соответствующих уровня квалификации кадров и научно-технического уровня производства. В ряде публикаций рассмотрены организационно-экономические аспекты инновационного процесса в регионе, связанные с созданием регионального механизма устойчивого инвестиционного развития.
Еще со времен плана ГОЭЛРО в России накоплен опыт формирования региональных научно-технических программ. Он подвергся анализу
и корректировке с учетом перехода от централизованного командного управления к рыночной экономике [7].
Условия мирового рынка и мировой конкуренции оставляют мало шансов странам и регионам, имеющим в основе своей конкурентоспособности лишь природно-ресурсные, а не технологические преимущества. Конкурентоспособная страна и регион должны присутствовать на быстроразвива-ющихся рынках высокотехнологичных продуктов, поскольку доступ и закрепление на них — одна из основных задач эффективного вхождения в глобальную экономику.
Для создания надежной информационной базы целесообразно в каждом регионе под эгидой администрации субъекта РФ создать аналитический центр с единой базой данных. Эта база должна включать данные:
• статистических органов, включая формы региональной отчетности по финансовым, производственным, трудовым и ресурсным балансам;
• министерств (комитетов) по экономике, финансам, управлению имуществом, научно-техническому развитию, конверсии, малому и среднему бизнесу, внешнеэкономическим связям региональной администрации;
• регионального главного управления Банка России, налоговой инспекции, управления казначейства РФ;
• регионально ориентированных подразделений федеральных органов;
• региональных отделений федеральных фондов технологического развития, фундаментальных исследований, содействия малому бизнесу и предпринимательству, занятости, экологического развития, конверсии ит.д.;
• других региональных коммерческих и общественных структур, располагающих информацией по научно-техническому и инвестиционному маркетингу и заинтересованных в ее получении, включая Российскую академию наук, более 40 других академий, Торгово-промышленные палаты ит.д.;
• данные специальных периодических исследований по мониторингу промышленных предприятий и научно-технических объединений, научно-техническому и инвестиционному маркетингу, конкурсной оценке бизнес-планов, представленных региональному экспертному органу и т. д.
Среди форм интеграции с преимущественно государственным участием выделяется добро-
вольное или инициированное государством (при хронической финансовой несостоятельности региона) объединение субъектов РФ, заключение межрегиональных инвестиционных соглашений, создание инновационных и инфраструктурных центров, особых экономических зон (ОЭЗ) на базе государственно-частного партнерства.
Проблемам региональной экономической безопасности посвящены специальные исследования [3].
Принципиальное значение для межрегиональной интеграции имеет развитие государственно-частного партнерства, объединяющего ресурсы богатых и бедных регионов для совместных проектов.
В США проблема такого партнерства регионов была весьма острой в послевоенные годы, однако затем была решена путем законодательного закрепления за штатами, городами и местными общинами своих источников доходов. Федеральные средства привлекаются лишь для реализации на данной территории государственных программ.
Важное значение для межрегиональной кооперации имеет автономная база налогов. Ряд стран Азии (Ю. Корея, Таиланд, Турция, Малайзия и др.) предоставили местным властям право в установленных законом пределах вводить, отменять или изменять налоги на имущество, землю, доходы и т.д. сообразно местным условиям. В ряде случаев это позволило ограничить неконтролируемый рост крупных городов и развить предпринимательскую активность в небольших городах и поселениях со свободными трудовыми ресурсами, где размещаются филиалы компаний из других стран и регионов.
По зарубежному опыту долевое финансирование может осуществляться в четырех основных формах:
1) венчурное — для программ приоритетных НИ-ОКР (возврат вложений предусматривается лишь в случае успешного завершения проекта, в основном за счет реализации соответствующих ценных бумаг);
2) кредитное — для проектов и программ, завершающихся сооружением новых объектов, реализацией новых товаров и технологий (безусловный возврат вложений);
3) ипотечное — для инвестиционных программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры, оказывающей бесплатные или льготные услуги физическим и юридическим лицам (безусловный возврат вложений под залог городского имущества или доходов);
4) лизинговое — для программ, предусматривающих использование дорогостоящего импортного, атакже отечественного оборудования. В качестве объектов финансирования приоритетных инвестиционных проектов (ИП) на долевой основе с государственными органами выбираются проекты:
• обеспечивающие существенный вклад в развитие перспективных отраслей производства и кластеров, направлений развития науки и техники и критически важных технологий, утвержденных решением парламента или региональных представительных органов (порядок выбора приоритетов регулируется специальным нормативным актом), либо в реализацию государственных и региональных социально-экономическихинаучно-техничес-ких программ;
• выполняемые с участием (в качестве генерального подрядчика) организаций и учреждений, расположенных и зарегистрированных в России;
• прошедшие конкурсный отбор на основе представления и экспертной оценки инвестиционных предложений и бизнес-планов (порядок их представления и оценки регулируется специальным положением).
Привлечение инвестиций в региональную экономику и создание инфраструктуры для их эффективного использования требует соединения функций инвестиционных фондов, банка развития и коммерческих банков региона, формирования базы данных об инвестиционных проектах и программах, создания в регионе таможенной зоны, строительства терминалов, логистических центров и высокоскоростных магистралей, создания бизнес-центров.
При финансировании крупномасштабных инвестиционных проектов за счет средств бюджетов, российских и иностранных инвесторов инвестиционный банк выступает в качестве агента, а при предоставлении иностранных кредитов и размещении ценных бумаг — как финансовый посредник. Банк также выполняет функции агента по контролю за эффективностью использования инвестиций в регионе и соблюдением сроков их погашения, обеспечивает интересы компаний при приватизации промышленных предприятий на инвестиционных торгах, при продаже залоговых обязательств, находящихся в собственности банка и т.д. Для развития межрегиональной экономической интеграции банк оказывает содействие в проработке инвестиционных проектов, поиске оте-
чественных и зарубежных инвесторов, организации совместного финансирования проектов.
Сбалансированная налогово-бюджетная система региона снижает уровень налоговых изъятий у эффективных участников межрегиональной кооперации, хотя этому мешает отсутствие механизма разграничения совместной компетенции Федерации и ее субъектов в этой области.
В Италии по предложению местных ученых была разработана процедура плановых соглашений о совместном участии государства, местных властей и частных фирм в развитии инфраструктуры и других инвестиционных проектах в депрессивных южных регионах (Калабрия, Сицилия, Сардиния), где ВРП на душу населения на 40 % ниже, чем на Севере. Комитеты регионального планирования разрабатывают программы инвестиций отдельных зон на основе перехода от безадресных дотаций к целевым субвенциям и расширения сотрудничества развитых северных и депрессивных южных регионов.
Весьма интересен опыт Канады — второй по территории после России страны мира, где 10 провинций и 3 федеральных территории на Севере самостоятельно принимают решения по вопросам налогообложения и внутреннего конституционного устройства, причем доходы от использования природных ресурсов используются, в основном, на социальное развитие, образование и профессиональное обучение кадров.
В России межрегиональной интеграции в последние 15 лет препятствовал сепаратизм региональных властей, их стремление получить максимальный контроль за предприятиями, расположенными на территории региона. Курс на неограниченное расширение самостоятельности и су-
веренитета регионов, провозглашенный в 1990-хгг., привел к резкому усилению центробежных тенденций, к разрушению сложившихся кооперационно-технологических цепей и дроблению производственных комплексов, к существенному росту транзакционных издержек. Поддержка государством процессов рациональной региональной интеграции становится одним из необходимых шагов на пути к преодолению структурной раздробленности промышленных отраслей и комплексов, налаживанию устойчивых хозяйственных связей между предприятиями.
Список литературы
1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
2. Гладкий М.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: учебник. СПб, 1998. С. 32.
3. Гулькова Т. М., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М., 2000.
4. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль. 1969.
5. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов, С. В. Федин; под ред. Г. В. Гутман. М: Финансы и статистика, 2001.
6. Урекян С. А. Муниципальный менеджмент и региональная экономика. Кишинев, 2002. С. 13-15.
7. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. М. , 2000. 170 с.