Научная статья на тему 'Зарубежный опыт кооперативного движения и его применение в России'

Зарубежный опыт кооперативного движения и его применение в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Людмила Петровна, Емельянов Сергей Петрович

This article describes problems, present situation and perspectives of development of Desjardins Canadian cooperative movement. The basic problems in activity of caisses populaires has been revealed and the methods of their solutions has been presented. The structure of Desjardins Group has been studied and positives and negatives sides from implementation the reengineering project has been researched. In the final analysis efficiency of activity of this Group has been proven and possibility of use of rich Canadian credit cooperative movement in Russia, for example in education, infrastructure service, member's service has been proven. Also positives and negatives sides from using the structure of Desjardins group in Russian credit unions has been described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COOPERATIVE MOVEMENT AND ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA

This article describes problems, present situation and perspectives of development of Desjardins Canadian cooperative movement. The basic problems in activity of caisses populaires has been revealed and the methods of their solutions has been presented. The structure of Desjardins Group has been studied and positives and negatives sides from implementation the reengineering project has been researched. In the final analysis efficiency of activity of this Group has been proven and possibility of use of rich Canadian credit cooperative movement in Russia, for example in education, infrastructure service, member's service has been proven. Also positives and negatives sides from using the structure of Desjardins group in Russian credit unions has been described.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт кооперативного движения и его применение в России»

УДК 336.77

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ

Л. П. Федорова, С. П. Емельянов

Кредитные кооперативы - одна из самых массовых и привлекательных для населения финансовых организаций, составляющих альтернативу банкам.

Кредитные кооперативы являются особой формой потребительской кооперации. Это организации финансовой взаимопомощи граждан, основанные на членстве и строящие свою деятельность на кооперативных принципах и кооперативной демократии. Они создаются как добровольные объединения граждан, связанных какой-либо социальной общностью: местом работы, местом жительства, профессией или каким-либо другим общим интересом.

Экономической основой кредитных кооперативов являются финансы домашнего хозяйства. Цель кредитных кооперативов -обеспечить стабильность домашнего хозяйства, гарантировать своим членам приоритет их финансовых интересов.

Кредитный кооператив способствует эффективному сбережению личных денежных средств своих членов, получению ими кредитов из этих средств в образовательных, жилищных и иных программах, социальной поддержке и социальному развитию своих членов. Кредитные кооперативы осуществляют преимущественно потребительское кредитование.

Значение кредитных кооперативов не ограничивается ролью социального агента, они - важный элемент социальной инфра-

структуры общества и фактор социальной стабильности и прогресса.

Кредитные кооперативы выполняют функцию социальной защиты своих членов в жизненно важной для граждан сфере -рынке финансовых услуг. Они заботятся о повышении финансовой грамотности населения, активно работают над экономическим образованием своих членов и своих работников.

Кредитная кооперация в мире

В современном мире страны с высоко -развитым аграрным производством обладают большим опытом развития кооперативных финансовых организаций, удовлетворяющих значительную потребность в сельскохозяйственных кредитах - от 30 до 90 %. Даже в небольших государствах кредитная кооперация - заметное и динамично развивающееся явление. В результате деятельности систем кооперативного кредитования в ряде стран образованы кооперативные банки, входящие в число ведущих банковских структур: Рабобанк (Нидерланды), Креди Агриголь и Креди Мютюель (Франция), Норинчукин Банк (Япония), Дежарден (Канада).

По данным Всемирного Совета кредитных союзов, в 96 странах мира действуют около 50 тыс. кредитных союзов, обслуживающих около 178 млн пайщиков. Общие активы кредитных союзов составляют более 1,2 трлн долл. (табл. 1) [3].

Показатели Годы 2007 г.

сумма в % к 2003 г.

2003 2004 2005 2006

Число кредитных союзов, ед. 49134 121,4

Число пайщиков, тыс. чел. 123497 128338 157103 172007 177384 143,6

Сбережения пайщиков 656 707 764 904 988 150,6

Кредитный портфель 483 531 612 758 848 175,6

Активы 758 825 894 1092 1181 155,8

Таблица 1

Показатели деятельности кредитных союзов в мире за 2003-2007 гг.

(млрд долл.)

Сбережения пайщиков в этих кредитных союзах в 2007 г. составили 988 млрд долл. с ростом по сравнению с 2003 г. на 51 %, кредитный портфель - 848 млрд долл. с опережающим ростом на 76 %.

Как следует из данных табл. 1 средний прирост сбережений пайщиков в кредитных

союзах составлял 11 %, а кредитного портфеля - 15 %. Это свидетельствует о росте популярности и доверия кредитных кооперативов как некоммерческих организаций в мире.

Необходимо заметить, что распределение пайщиков и активов кредитных союзов в мире крайне неравномерно (табл. 2).

Таблица 2

Кредитные союзы в странах мира в 2007 г. (млн долл. США)

Страны Число кредитных союзов, ед. Число пайщиков, тыс. чел. Сумма сбережений, млн долл. Кредитный портфель, млн долл. Активы, млн долл.

2007 г. доля, % 2007 г. доля, % 2007 г. доля, % 2007 г. доля, % 2007 г. доля, %

США 8269 16,8 88504 49,9 646819 65,5 538603 63,5 770099 65,2

Иран 1584 3,2 485 0,3 664 0,1 1481 0,2 - 0,0

Канада 1059 2,2 10868 6,1 180670 18,3 177888 21,0 212862 18,0

Бразилия 910 1,9 3020 1,7 9170 0,9 8596 1,0 15524 1,3

Украина 785 1,6 2392 1,3 888 0,1 878 0,1 1023 0,1

Ирландия 521 1,1 2900 1,6 19723 2,0 11039 1,3 22225 1,9

Россия 223 0,5 391 0,2 272 0,0 276 0,0 324 0,0

Австралия 135 0,3 3500 2,0 30499 3,1 20469 2,4 35817 3,0

Индия 1813 3,7 20000 11,3 30679 3,1 19947 2,4 40535 3,4

Другие 33835 68,9 45323 25,6 68477 6,9 68719 8,1 83056 7,0

Всего 49134 100,0 177383 100,0 987861 100,0 847896 100,0 1181465 100,0

Большая часть активов и пайщиков сосредоточена в странах Северной Америки. В этих же странах и наибольшая доля экономически активного населения являются пайщиками кооперативов (рис. 1) [2].

Рис. 1. Доля пайщиков кредитных союзов в составе экономически активного населения в странах мира в 2007 г.

Анализ деятельности кооперативных банков свидетельствует, что они предоставляют услуги значительно более широкой, чем совокупность их членов, клиентской базе, демонстрируют свою жизнеспособность во время кризисов, представляют собой наиболее устойчивую часть финансовых систем данных государств и превратились в видных представителей международного кредита. В связи с этим представляется целесообразным более подробно рассмотреть международный опыт

кооперативного кредитования зарубежных государств, в частности, кооперативного движения в провинции Квебек «Дежарден», крупнейшего регионального финансового института и пятого по величине в Канаде. Данный кредитный кооператив также представлен в таких франко-говорящих регионах Канады, как Акадия, Манитоба и Онтарио. Кроме этого, Дежарден предлагает полный комплекс финансовых продуктов и услуг своим клиентам (физическим и юридическим лицам).

История развития движения «Дежарден»

К концу XIX века, население Квебека составляло 1,6 млн чел., большая часть населения была франкоговорящей и проживала в городах.

Фермеры были в сложной ситуации. Прошедшие декады были бедны урожаем; стоимость продукции была высокой, а доход низким. Многие фермеры были обременены долгами.

Из-за высокого коэффициента рождаемости, городские районы Долины Святого Лаврентия были перенаселены, и из-за открытия новых зон они не смогли обеспечить избыток рабочей силы. Это было связано с тем, что многие люди мигрировали в города и в Новую Англию.

Условия работы на фабриках были не лучше: заработная плата была низкой одновременно с нестабильным спросом на рабочую силу. В большинстве своём работники жили в многоквартирных арендуемых домах. Монреаль был одним из больных городов в мире с очень высоким коэффициентом детской смертности.

В то время, банки работали только с купцами, промышленниками и богатыми семьями, рабочий класс имел небольшой доступ к сберегательным услугам и займам. Многие из них стали жертвами ростовщиков.

Альфонс Дежарден, будучи франкого-ворящим журналистом, узнал о ситуации в провинции Квебек из стен Канадского Парламента. Во время очередных дебатов члены Парламента описывали случаи, когда проценты по кредитам, выдаваемым ростовщиками, доходили до 3000 %! Шокированный данной несправедливостью, в апреле 1897 г., Альфонс Дежарден решил выяснить, как искоренить эту практику в мире.

Исследование вывело его на книгу под названием «Народные банки», автором которой являлся Генри Вольф, там были описаны народные банки и городские кассы в Европе. Он написал автору письмо, который вскоре и показал ему офисы этих организаций.

Дежарден нашёл совершенно новый тип кредитной организации, которая включила бы рабочий класс в банковскую деятельность. Это - кооператив, где вклады членов аккумулируются и служат источником кредитов для них самих, устанавливается определённый срок погашения кредита. В конечном счёте, Дежарден планировал бороться с ростовщичеством и обеспечить его общество инструментами экономической организации.

Будучи на своей родине, он познакомился с небольшой группой соотечественников, которым он представил свою идею и с ними же определил статус будущих народных касс.

История кооперативного движения берёт своё начало 6 декабря 1900 г., когда была основана первая народная касса в городке Левис Альфонсом Дежарденом. Стратегической целью было способствование тому, чтобы простые трудящиеся-франкоканадцы научились делать сбережения, планировать своё будущее и могли бы получать кредит, необходимый для решения экономических проблем.

У кооператива было несколько задач:

• ввести в общее потребление сбере-

жения и обеспечить средствами к существованию такие незапланированные события как безработица и болезнь;

• использовать сбережения пайщиков с целью учреждения системы народного кредита, доступного простым работникам, фермерам и любым честным, трудолюбивым людям;

• продвигать укрепление семьи и городского бизнеса;

• истребить ростовщичество;

• инициировать общественных лидеров к экономической организации и ведению бизнеса;

• улучшить материальное положение рабочего класса и содействовать прогрессу франко-говорящего населения в Канаде.

100 лет спустя эти принципы по-прежнему будут двигать обширной сетью касс: предлагать людям финансовые услуги на основе сбережений пайщиков [4].

В развитии кооперативного движения «Дежарден» в процессе проведения данного научного исследования авторами выделены шесть этапов (табл. 3).

Членом кооператива мог стать любой человек, проживающий, а также работающий на территории, обслуживаемой кассой, в т. ч. и дети, а также корпорации и компании. Дети принимались только дополнительными членами кассы. Дополнительными членами становились также те, кто уезжал или прекращал работать на территории, обслуживаемой кассой. Дополнительные члены могли присутствовать на заседаниях кассы, но они лишались права голоса и не могли замещать руководящие должности. Женщины, в т.ч. и замужние, имели равные права с мужчинами, т.е. право голоса и право занимать любую должность в кооперативе. Дети могли приобретать акции, помещать вклады, получать проценты на них, а также изымать свои вклады.

В первую очередь новая организация должна была завоевать доверие народа. Альфонс Дежарден искал поддержку духовенства, чтобы завершить основную задачу.

Вместе с поддержкой нескольких священников из Левисского Университета, где он был одновременно студентом и учителем, Дежарден добился благословения Архиепископа Квебека, Монсиньора Бегина, и других церковных сановников. А некоторые священники пошли дальше, предложив основать кассы в их церковных приходах.

В 1906 г. Национальная Ассамблея Квебека приняла благоприятный для Дви-

Таблица 3

Этапы развития кооперативного движения «Дежарден» за 1990-2008 гг.

Период Количество кооперативов и точек обслуживания к концу периода, ед Активы к концу периода, млн долл. Численность пайщиков, чел. Присоединённые корпорации Достижения

Начало деятельности (1900-1920) 220 6 35000 Юридическое признание кредитных кооперативов открытие филиала в США в 1909 г. Создание в 1920 г. первого регионального союза кредитных кооперативов.

Образование сети кооперативов (1920-1944) 877 88 300000 создание первого страхового общества в 1944 г. Создание 9 новых кредитных союзов. Создание в 1932 г. Федерации кредитных союзов.

Консолидация и диверсификация (1944-1971) 1000 2500 2000000 компания по страхованию жизни, La Sauvegarde, Дежарден Траст, Вахон Ввод интегрированной компьютерной системы SIC. начало выпуска газеты «Еженедельник Дежарден». Участие Группы в запуске Канадской платёжной Ассоциации.

Рост (1971-1990) 1600 44000 5000000 компания автострахования, покупка Лаврентийской Группы Принятие нового закона о кредитной кооперации. Реформа структуры Движения. Выход Группы на брокерский рынок ценных бумаг.

Реформы движения (1990-2000) 1603 76000 5500000 Запуск масштабного реинжинирингового проекта. Запуск Интернет-сайта. Объединение Федераций и Конфедераций.

Модернизация (2000 г. - по настоящее время) 1427 144000 5796312 Грум Капитал Рампарт Секьюритиз Ликвидация кредитного комитета.

жения Закон о кооперативных кредитных союзах, отдавая таким образом народные кассы под юрисдикцию провинции.

За несколько месяцев до своей смерти Альфонс Дежарден составил план по объединению касс в Союзы. В связи с ростом народных касс, он чувствовал, что будет лучше объединить их под контролем центральной организации.

После его смерти в 1920 г. кооператоры начали реализовывать его план и 15 декабря 1920 г. создали первый региональный союз кредитных кооперативов в городе «Три реки». В следующем году возникла аналогичная организация, обслуживающая регион города

Квебек. Затем они были созданы в Монреале и в Гаспеси.

В 1932 г. была образована Федерация, объединяющая региональные кредитные союзы «Дежарден».

Данное объединение включало в себя 4 кредитных союза, затем добавились 6 других, основанные за период 1934-1944 гг. Их целью являлось обеспечение технической поддержки касс и контроль за их деятельностью.

В начале 1920-х гг. в связи с рецессией рост замедлился, а затем в 1930-х гг. с приходом Великой Депрессии позиции кредитных союзов существенно пошатнулись. Кассы сокращались и в численности, и в количестве

пайщиков и в сумме активов. К 1934 г. бизнес начал подниматься. Затем началась Вторая мировая война, которая стала сигналом к началу эры процветания, что содействовало финансовому росту касс. В 1944 г. число народных касс составило 877 с активами в сумме 88 млн. долл. В течение 1944 г. было основано 115 новых касс.

В 1945 г. 9 касс отсоединились от Регионального союза Монреаля и создали небольшую федерацию. Но группа Дежарден продолжила экспансию, хотя и более современным курсом.

Чтобы улучшить финансовое положение пайщиков и членов их семей, в 1948 г. была создана дочерняя компания по страхованию жизни. Это решение было своевременным, т.к. в стране реализовывалась инновационная программа по страхованию семей, которая была запущена одновременно с программой по страхованию займов и сбережений.

С наймом нескольких новых бухгалтеров, статистов, преподавателей и административных специалистов, внутренние услуги очень быстро стали более структурирован -ными и консолидированными.

«Дежарден Групп» активно содействовала созданию Сосьете Женераль Де Фай-ненсмент, инструмента, используемого правительством с целью стимулирования промышленного развития Квебека.

В 1970 г. Группа ввела в эксплуатацию систему SIC - интегрированную компьютеризированную систему для народных касс, таким образом автоматизировав все операции.

Несмотря на то, что реклама «Группы Дежарден» была практически во всех средствах массовой информации, Группа начала выпуск своей собственной газеты под названием «Еженедельник Дежарден».

Видя важность движения, его размер и инновационный характер, Квебекцы начали активно пополнять ряды пайщиков «Группы Дежарден». В то же время Группа просила правительство предоставить ей больше прав на участие в развитии экономики Квебека.

В 1971 г. был принят специальный закон о создании «Инвестиционного общества Де-жарден», которое затем присоединилось к компании «Дежарден Индастриал Кредит».

За период 1971-1990 последовал ряд слияний и унификаций кооперативных сил в сфере сбережений и займов. Например, Федерация кредитных союзов присоединилась к «Группе кредитных союзов Дежарден»

в 1979 г. А затем последовало создание «Квебекской Лиги Кредитных союзов».

В 1988 г. произошло совершенствование законодательной базы о кредитных кооперативах, которая в связи с ростом кооперативного движения устарела. Согласно новому законодательству, которое было более адаптировано к размеру Движения и разнообразию его активов, Движение получило самостоятельность в решении вопросов о группировке дочерних компаний под контроль холдинговых компаний.

Региональные союзы кредитных кооперативов стали называться федерациями, тогда как провинциальные федерации -конфедерациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятый в 1988 г. новый Закон о кредитных кооперативах разрешил Союзам реорганизовывать дочерние компании. Дочерние компании создают корпоративную сеть, которая наиболее тесно связана со страте -гическими целями кооперативной сети и их ассортимент услуг расширялся.

В 1995 г. был запущен масштабный реинжиниринговый проект. Его целью являлось упростить и модернизировать операции народных касс, улучшить обслуживание пайщиков, уменьшить операционные расходы.

В 1996 г. на ежегодном конгрессе трансформирована структура касс, ликвидирован кредитный комитет и переопределена их собственная роль в кредитовании. В сентябре «Дежарден» запустил Интернет сайт.

Развитию и модернизационной реорганизации деятельности «Дежарден» в провинции Квебек способствовал принятый Национальной Ансамблеей в 1998 г. закон «О кре-дитно-сберегательных кассах».

В 1999 г. было принято решение объединить федерации и конфедерации в единую организацию.

Реорганизация была завершена в июле 2001 г., когда существующие 11 федераций были сгруппированы в единую Квебекскую Федерацию Народных Касс им. Дежардена. Эта новая федерация затем обеспечила надзор за 15 новыми региональными офисами, основанными на существующих региональных границах в Квебеке.

В настоящее время «Дежарден» характеризуется следующими показателями [10]:

• активы в сумме 144,1 млрд. долл.;

• 6 млн пайщиков во всей Канаде, из них 5,8 зарегистрированы в провинциях Квебек и Онтарио, включая около 400000 юридических лиц;

• 6925 выборных чиновников и около 42000 специализированных рабочих по всему миру;

• 1427 точек в Квебек и Онтарио: 536 филиалов и 891 обслуживающих центров;

• 114 обслуживающих точек в Манитобе и Нью-Брунсуике: 39 филиалов и 75 центров обслуживания;

• 49 бизнес-центров в Квебек и 3 в Онтарио;

• 28 кредитных кооперативов «Дежарден» в Онтарио;

• 3 филиала во Флориде (США) и филиал «Центральной кассы Дежарден» в Соединённых Штатах;

• 2769 банкоматов по всему миру. Движение «Дежарден» имеет развитую

инфраструктуру - страховые, инвестиционные и консалтинговые фирмы, которые входят в состав Движения на корпоративных началах.

Структура Группы «Дежарден»

Рис. 2. Структура группы «Дежарден»

Все корпорации являются дочерними компаниями Федерации. В дополнение, корпорациям свойственна горизонтальная кооперативная структура, которая включает (рис. 2):

• стабилизационный фонд. Был создан в 1980 г. с целью обеспечить финансовую безопасность народных касс. Основан на финансовых резервах, накопленных в течение 18 лет. Обеспечивает поддержку филиалам, которые испытывают временные трудности в денежных средствах и контролирует процесс принятия необходимых мер по исправлению проблемной ситуации;

• капитал «Дежарден» (1995 г.). Единст-

венная роль данной корпорации состоит в продаже своих собственных ценных бумаг на финансовых рынках и затем в инвестировании вырученной суммы в ценные бумаги, выпущенные кассами Дежарден. Кассы могут произвести эмиссию ценных бумаг, с целью повышения ликвидности. Для того, чтобы не производить данную операцию на едино -личной основе, кассы делают это совместно с Капитал «Дежарден», которая является посредником между кассами «Дежарден» и институциональными инвесторами, консолидируя акции, которые они выпускают. Активы данной компании состоят из акций, выпущенными кассами «Дежарден»;

• центральная касса «Дежарден». Центральная касса является кооперативом, принадлежащим Федерации народных касс Квебека и предлагает финансовые услуги Группе, правительству, а также членам среднего и крупного бизнеса. Как финансовый агент, Центральная касса является уполномоченным представителем Группы в Канадской платёжной системе и Банке Канады. В случае если Группа нуждается в увеличении оборотных средств, Центральная Касса производит это через эмиссию ценных бумаг или программы займов. Специальное Бюро по финансовому мониторингу и контролю -компонент, который гарантирует защиту активов пайщиков. Данное бюро ответственно также за разбор жалоб частных лиц. Цель создания Центральной кассы - концентрация финансовых ресурсов. Концентрация свободных средств каждой из касс в централизованных структурах одновременно гарантирует доступ к кредитному ресурсу из средств центральной кассы при возникновении повышенного спроса на займы, обеспечивает экономию на трансакционных издержках и способствует получению кумулятивного финансового эффекта от использования пула ресурсов. А поскольку к осуществлению финансовых операций не привлекаются посредники, добавочный доход остаётся в распоряжении Движения. Наконец, большая часть финансовых ресурсов не выходит на внешний (по отношению к Движению) рынок, в связи с этим народные кассы вносят ощутимый вклад в экономическое развитие провинции;

• банк «Дежарден». Расположен во Флориде, США и полностью принадлежит Центральной Кассе. Является фактически первым финансовым институтом за пределами Канады;

• филиал Центральной кассы «Дежар-ден» в США;

• союз кредитных кооперативов «Дежарден» был создан в 2002 г. при поддержке группы «Дежарден». Кооператив был основан на основе купленного Группой «Дежарден» Сельскохозяйственного сберегательного банка Онтарио, официально принадлежащего правительству Онтарио. Организация обеспечивает финансовыми услугами 75000 пайщиков. Активы составляют 1,8 млрд долл. В сеть данного кредитного союза входит 25 кооперативов, включая 7 в Торонто;

• компания «Международное развитие «Дежарден» (1970) - финансовый институт, предлагающий техническую поддержку и

инвестиции в микрофинансовый сектор развивающихся стран. Предоставляет поддержку в создании и развитии жизнеспособных финансовых институтов, которые укоренились в обществе в 25 странах Африки, Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы. Благодаря этому институту миллионы бедных людей имеют возможность сберегать денежные средства и получить займы а также доступ к другим финансовым услугам, например, к страхованию;

• общественный фонд «Дежарден» (1970). Фонд затрачивает примерно 700 тыс. долл. США на образовательные программы, исследования и гранты. 70 % всех средств поступает студентам университетов всех специальностей. Фонд оказывает множество типов финансовой поддержки, особенно юношам от 18 до 30 лет, профессионально-техническим училищам. Также фонд оказывает поддержку предпринимательской деятельности, направленной на создание рабочих мест и выдаёт ежегодные вознаграждения предприятиям, которые активно содействуют повышению качества жизни населения;

• общество историков Альфонса Дежар-дена. Общественная организация, миссией которой является защита и продвижение истории и наследия Группы «Дежарден» и его основателя, в пользу сегодняшних и будущих поколений;

• «Дежарден» Траст (1965) - это доверительная компания Группы «Дежарден». Осуществляет инвестирование средств, управление имуществом, предлагая своим клиентам брокерские услуги по недвижимости, трастовые услуги и услуги по дополнительному пенсионному обеспечению;

• основанная по инициативе Группы «Дежарден» в 2001 г., Капитал Регионал эт Кооператив «Дежарден» - это открытое акционерное общество, управляемое компанией «Дежарден» Венчур Капитал. Главной целью этой компании является поднятие венчурного капитала через привлечение сбережений населения и введения фондов в кооперативы и компании. Таким образом, Капитал Регионал эт Кооператив «Дежарден» продвигает экономическое развитие всех регионов Квебека;

• Сертас Директ Иншюранс. Компания была основана в 1993 г. и стала главным игроком на рынке страхования домов и автострахования с клиентурой в провинциях Онтарио и Альберта;

• «Дежарден» Дженерал Иншюранс.

Занимается страхованием собственности и автострахованием как физических, так и юридических лиц. В ведении этой компании находится около 600 страховых агентов, которые работают в основном через кассы Дежарден;

• фирма Финансовых услуг «Дежарден». Данная фирма осуществляет продажу акций инвестиционных фондов и услуг финансового планирования пайщикам кооператива. Была создана с целью соответствия правилам безопасности. Данные правила требовали, чтобы финансовые институты, такие как Народные Кассы «Дежарден», предлагали фонды во взаимное пользование только через инвестиционную фирму;

• товарищество на вере «Дежарден Вен-чур капитал» — фирма, управляющая активами венчурного фонда, находящаяся под управлением Федерации. Дежарден Венчур Капитал является более чем финансовым партнёром, строя свою сеть и делясь опытом с фирмами, помогая им в расширении и росте бизнеса. В декабре 2006 г. в портфель данной организации входило 274 подконтрольные компании. В настоящий момент организация имеет 24 точки, расположенные по всей провинции, большая часть которых находится в бизнес-центрах;

• Дежарден Дженерал Иншьюранс Групп - является одной из крупнейших страховых компаний в Канаде и самой крупной в Квебеке. Действуя через сеть дочерних компаний, Дежарден Дженерал Иншьюранс Групп предоставляет страховые услуги непосредственно потребителю, малому и среднему бизнесу. Страховой группе подчиняются 4 дочерние компании, 2 из которых являются основными игроками на рынке страхования. Также данной компании принадлежит бренд The Personal (Персонал Дженерал Иншьюранс и Компания Персонал Иншьюранс). The Personal занимается преимущественно страхованием имущества и автострахованием.

Все корпорации являются дочерними компаниями Федерации. В задачу Федерации входит: предоставление различных услуг народным кассам, включая повышение квалификации работников, техническую помощь, а также подбор клиентов, координация деятельности народных касс, разработка планов финансового развития, внутренний аудит и маркетинговые исследования.

Управление кредитными кооперативами Группы «Дежрден»

Народные кассы составляют основу

движения «Дежарден». Кассы - это то место, где важную часть в управлении занимает согласование между пайщиками. Необходимо подчеркнуть, что движение само по себе имеет комплексную взаимосвязь между независимыми экономическими единицами. Тем не менее, Кассы являются отдельными и независимыми субъектами, взаимосвязанными лишь с Федерацией. У них есть свой собственный отчёт о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс и таким образом они вынуждены постоянно заботиться об их собственном балансе доходов и расходов, причём все действия должны быть согласованы с Федерацией.

Под контролем Федерации находится деятельность многих региональных Исполнительных Подразделений, а также деятельность кредитного союза. Каждый из этих элементов ежедневно обслуживает определённое число касс. Сеть поддерживается 17 советами представителей - 16 от народных касс и 1 от кредитного союза. Краеугольный камень демократического процесса «Дежар-ден», Совет представителей, представляет интересы регионов в Федерации. Таким образом, Совет гарантирует, что интересы малых субъектов будут защищены в Федерации. Каждый Совет представителей состоит из 10 чиновников-добровольцев и 5 генеральных директоров народных касс, в общей сложности 255 членов от всей сети, избранных управлением региональных кооперативов. 17 консульских президентов являются членами Федерального Совета Директоров, который также включает 4 генеральных директора, выбираемых членами совета представителей и Президента Группы Дежарден, в общей сложности 22;

Любой может стать членом кредитного кооператива, заплатив вступительный взнос в размере 5 долл. США. В 1997 г. в среднем на один кредитный кооператив приходилось 3686 пайщиков, а к 2007 г. их число увеличилось до 10000. Такой резкий рост связан с реорганизацией кредитных кооперативов, в результате чего число касс сократилось почти в 2,5 раза, а численность пайщиков продолжала расти. Членский взнос в размере 5 долл. оставался постоянным с момента основания первой кассы и остаётся таковым до сих пор.

Кассы оказывают практически весь комплекс финансовых услуг пайщикам. Основная деятельность Касс, разумеется, предоставление простейших финансовых услуг - приём сбережений, выдача займов и платёжные системы. Во всех кассах при-

сутствуют банкоматы. Обычно в Кассах присутствует финансовый консультант, основной задачей которого является обсуждение финансовых вопросов клиентов. Эти консультанты первоначально являлись кредитными инспекторами, но с возросшей автоматизацией основных задач, роль некоторых работников была пересмотрена.

В дополнение к финансовым услугам, предоставляемым напрямую Народными кассами, Касса также действуют как трассировочный канал для других услуг Группы.

Так, финансовый консультант, в дополнение к продаже сберегательных услуг и займов осуществляет продажу услуг пенсионных фондов и инвестиционных фондов пайщикам. Кроме того, Кассы также продают услуги по страхованию пайщикам, однако при продаже этих услуг, кассы не получают доход напрямую, но он остаётся у юридического лица, являющегося частью движения «Дежарден», т.е. доход от продажи страховых услуг через Кассы остаётся в Федерации. Т.е. фактически Кассы конкурируют не только между собой в пределах региона деятельности, но и с некоторыми ассоциированными организациями. Например, когда Кассы продают пенсионный фонд пайщику, они, по существу, лишаются своей собственной депозитной базы, потому что пайщик перемещает свои сбережения в пенсионный фонд.

Вполне возможно, что один и тот же человек может являться пайщиком более чем одного кооператива. Так, в округе Фрамп-тона, где проживают около 1300 резидентов, в кооперативе зарегистрировано 2800 пайщиков. Обычно такое случается, если место работы пайщика находится в отличном от места проживания округе и человек предпочитает являться пайщиком двух кооперативов: находящихся радом с домом и работой. Частично причина, почему во Фрамптоне пайщиков больше, чем резидентов, объясняется автономией, которой обладает кооператив - Кооператив Фрамптона не взимает платы за операции (которые взимаются в других кооперативах при произведении операций со счётом пайщика) и таким образом привлекая пайщиков с других регионов. Это означает, что фактически не существует никакого разделения на регионы, которые обслуживают кооперативы. И это является нормальным явлением, что большая часть пайщиков может проживать в том же городе (деревне), где находится кооператив, а также могут быть и из соседних регионов.

Таким образом, кассы конкурируют между собой за регионы деятельности.

Кассы управляются тремя представительными органами - административный комитет, комитет по аудиту и этике и кредитный комитет. Однако в связи с изменившимися обстоятельствами кредитный комитет в большинстве кооперативов был ликвидирован ещё в 1996 г. Это являлось результатом того факта, что в прошлом, когда информационные технологии не были такими развитыми, как сейчас, кредитный комитет действовал как орган, который лично знал кандидатов и таким образом выносил решение о выдаче займа. Но сейчас усовершенствованные информационные технологии произвели ряд изменений в управлении кооперативами:

1. На уровне касс, доступ к кредитной истории заёмщика происходит через компьютер. Причём система отражает не только кредитную историю заёмщика, но и все другие операции, которые производил заёмщик, включая сберегательные операции и другие действия со счетами.

2. В связи с возросшей конкуренцией и присутствием на рынке других финансовых институтов, личное знание кредитоспособности пайщика уже не столь очевидно, как это имело обыкновение в прошлом. Сегодня пайщик может легко получить доступ к другим источникам финансирования и может заключить сделку с другими банками, которые не знают детали финансовых операций пайщика.

3. В связи с возросшей конкуренцией предлагаются всё более и более модернизированные услуги по займам и они очень часто терпят неудачу в связи с тем, что кредитный комитет оказывается не в состоянии оценить займ. Кроме того, кредитный комитет состоит из местных пайщиков, а не опытных банкиров. Таким образом, становится всё более и более необходимым передать эти задачи квалифицированным профессионалам, которые прошли специальное обучение в этой области.

Комитет за надзором осуществляет внутренний аудит кооперативов. В случае возникновения конфликта интересов среди пайщиков, данный конфликт пытается решить комитет по Этике. У контрольно-инспекционного отдела есть детальная система аудита и система надзора, которая разработана для того, чтобы быть очень эффективной.

Административный комитет осуществ-

ляет свою деятельность как правление любого подразделения. Но не все политические решения принимаются этим органом. Некоторые политические директивы исходят от Федерации. А административный комитет принимает эти директивы. Например, кооперативы регулярно получают от Федерации процентные ставки, которые они должны принять в своём кооперативе. Теоретически, кооперативы могут принять свою собственную процентную ставку, чтобы быть конкурентоспособными, но на самом деле Федерация предотвращает данную политику кооперативов, чтобы не допустить конкуренции внутри движения. Например, если один из кооперативов понизит ставки по кредитам вопреки Федерации, то за ним будут вынуждены последовать и другие кооперативы, а за этим может последовать и развал всего движения «Дежарден».

Комитет также авторизирует и утверждает счета Касс. Но многими из них управляют широкие директивы относительно требований капитализации Касс.

С развитием технологии и ростом взаимосвязанности кооперативов, замечено, что идёт тенденция к стандартизации Касс. Роль различных комитетов теперь всё более и более ограничивается формальностями.

В связи с ростом конкуренции Группа была вынуждена провести реорганизацию касс. Реинжиниринг кооперативов заключался в следующем:

1. Росло давление на руководство компании о необходимости переориентировать персонал кооперативов. Во-первых, персонал ушёл от монотонной деятельности к более творческой работе. Рутинная деятельность, такая как подсчёт операций была передана банковским автоматам, банковским услугам по телефону и Интернет-банкингу. Однако в небольших регионах данный шаг нашёл на сопротивление ряда пайщиков, которые отказались использовать банковские автоматы. Но выгода, полученная от использования автоматов перевесила все недовольства пайщиков. Следующим шагом в реформе персонала стало перепрофилирование работников кооперативов в финансовых советников, т.е. что теперь стали продавать другие услуги Группы, которые раньше могли быть проданы конкурентами.

2. Закрытие ряда касс с целью увеличения числа обслуживаемых пайщиков при меньшем количестве касс. В результате закрытия нескольких филиалов нагрузка на кассы практически утроилась. Теперь касса охваты-

вает большую территорию и обслуживает большее количество пайщиков.

3. Третья проблема, которую решили кооперативы - служить широкому кругу клиентов, включая малых клиентов. Это было сделано путём возложенного на самих себя мандата «открытого членства», где любой человек мог воспользоваться членством в кооперативе, уплатив вступительный взнос в размере 5 долл. США. В некоторых кооперативах существует избирательный подход к основным пайщикам кооператива и предложение им лучших условий, забывая при этом о малых пайщиках Касс. Это препятствует жизнеспособности Касс, в особенности потому, что они традиционно занимались внутренним перекрёстным субсидированием между большими и малыми пайщиками. Также существует дилемма между гибкостью и стандартизацией. Стандартизация гарантирует кассам отсутствие конкуренции внутри Группы, однако в то же время она наносит ущерб способности касс конкурировать с другими финансовыми институтами в попытке удерживать больших клиентов. Это является наиболее важной задачей для кооператива. Так, во Фрамптоне 6 % пайщиков представляют 80 % депозитов в Кассе. Среднее соотношения в других кассах Группы примерно 5 к 30, т.е. 5 % пайщиков представляют 30 % депозитной базы.

Аудит и ревизия Движения «Дежарден» - наиболее яркий пример саморегулирования. Ревизионному отделу, как части Федерации была предоставлена огромная автономия, которой пользуются внешние аудиторы или ревизоры. Центральный офис расположен отдельно от офиса Федерации и функционирует автономно.

Отдел по аудиту и ревизии называется «Бюро по финансовому наблюдению и контролю». Главный Инспектор и Аудитор назначаются Советом директоров Федерации. Бюро наблюдает за правильностью ведения бухгалтерии во всех организациях Движения. Таким образом, Бюро исполняет роль местных властей. Все кооперативы движения полностью проходят аудиторские проверки Бюро и они выпускают сертификаты аудита.

Бюро проводит не только аудит и ревизии Касс, но также разрабатывает систему по надзору и наблюдению через компьютер -ные программы. Фактически, перед тем как приступить к аудиту определённого кооператива, данные Кассы полностью анализируются в Бюро и база данных загружается на ноутбук инспектора. Это помогает инспектору

сфокусироваться на тех местах, в которых он (она) думает, что аудит должен проводится более детально.

Бюро не только проводит аудит кооперативов, но и консультирует их по вопросам бухгалтерского учёта.

Бюро использует специальный пакет, разработанный для контроля за деятельностью кооперативов и Кассы не имеют доступа к нему, хотя там может содержаться полезная информация, которая может быть использована Кассами. Специфические особенности, которые касаются ревизии и аудита местных Касс включают - согласование с законами и постановлениями органами местной власти, систему внутреннего контроля, деловую этику.

Кроме этого, бюро проводит внутренний аудит самой Федерации. Федерация и Бюро имеют долгие взаимоотношения, и как результат возможен и внутренний аудит. Бюро оказывает помощь Федерации в регулярных докладах, публикациях и отчётности. У корпораций есть свои собственные аудиторы, т.е. у бюро ограниченные возможности на то, чтобы влиять на деятельность корпораций.

Наряду с аудитом и ревизией, Движение Дежарден использует другие способы саморегуляции. Одно из исключительных особенностей Движения является огромное количество внутренних систем, которые они создали. Стабфонд один из таких шагов, предпринятый Группой, чтобы застраховать каждого пайщика от возможных неприятностей. Фонд был создан в 1980 г. и в настоящий момент здесь накоплено свыше 590 млн. долл. Ежегодно кооперативы делают взносы в Стабфонд. В случае, если кооперативы испытывают недостаток оборотных средств, Стабфонд приходит им на помощь, чтобы они завершили отчётный год без убытков. Но в тот момент, когда кооперативы получают средства из Стабфонда, они незамедлительно привлекают внимание Бюро и Федерации. Во-первых, те требуют от руководства кооператива привести дела в порядок. Они могут также произвести изменение в управлении, временное вступление во владение вместо прежнего руководства от Федерации и повышение надзора и контроля.

Создавая Стабфонд, Движение обеспечивает двойную безопасность своим членам. Во-первых, в случае, если один из кооперативов испытывает трудности, Стабфонд оказывает им помощь через общественные взносы. Во-вторых, Гарантийный Фонд вкладов населения Муниципалитета используется

только в том случае, если все фонды, доступные в пределах движения исчерпаны. Учитывая объём Стабфонда на уровне Группы, такие непредвиденные обстоятельства маловероятны. Фактически, Кооперативы ни разу не обращались за помощью к Правительству. Данную структуру активно переняли ряд кредитных Союзов России. Стабфонд кредитных союзов не раз помогал кредитным кооперативам избежать различных кризисных явлений. Было бы рациональным создание Стабфонда и на региональном уровне. Это обезопасило сбережения пайщиков и придало бы им уверенности в завтрашнем дне.

Пайщики народных касс одновременно являются их владельцами и получают дивиденды.

Дивиденды, которые получает пайщик, пропорциональны сумме произведённых им сделок, т.е. чем больше сделок совершает пайщик, тем больше дивидендов он получает (табл. 4).

О выплате или невыплате дивидендов или размере выплачиваемой суммы, решается пайщиками на ежегодном собрании.

Курсы процентных ставок по дивидендам являются средними по всему движению и зависят от финансовых результатов в кооперативе и от решений годового собрания. Средние процентные ставки по займам составляют 7 %, а по пенсионному сберегательному плану - 14 % и 25 центов за каждые 100 долл. сберегательного вклада (табл. 4).

Каждая касса функционирует по принципу «один пайщик-один голос». Любой пайщик может выразить свою точку зрения, приняв участие в ежегодном собрании, а также выставить свою кандидатуру в качестве председателя народной кассы. Каждый пайщик получает дивиденды в том случае, если народная касса функционирует прибыльно.

Собрания проводятся ежегодно, обычно сразу после публикации отчётности за прошедший финансовый год. Внеочередное собрание может созываться в случае необходимости обсуждения важных вопросов, таких как объединение касс, либо утверждения новых уставов.

Пайщики могут также влиять на направление деятельности касс. Например, они могут использовать ежегодное собрание как возможность предложить создание фонда в поддержку общественного проекта. Либо они могут проинформировать других о каких-либо локальных проблемах, если они думают, что кассы могут решить. Пайщики также могут выразить своё мнение об обслуживании в кассах.

Таблица 4

Показатели выплат дивидендов в Группе «Дежарден» в 2007 г.

(в долл. США)

Услуга Сумма Среднегодовой баланс Процентная ставка, % Выплачиваемая сумма дивидендов Процентная ставка по дивидендам Итоговая скидка, %

Займы под залог недвижимости 75000 - 6,05 317,63 7% -0,42

Займы на потребительские нужды 10000 10,5 73,5 7% -0,70

Зарегистрированный пенсионный сберегательный план 20000 3% 84 14% +0,42

Фонды «Дежарден» 28000 70 0,25 долл/100 долл.

Итого 545,13

Группа «Дежарден» основала специальный отдел по кредитным рискам, основной задачей которого является развитие широкого спектра компонентов по контролю за кредитными рисками. Отдел является ответственным за единую политику, которая основывается на главных элементах управления кредитными рисками в Группе «Дежарден».

Комитет по управлению кредитными рисками Группы Дежарден состоит из старших исполнителей и управляющих членов.

Ответственность за предоставление кредита принимают на себя единицы управления рисками каждого компонента, где они существуют, для того, чтобы ознакомиться с характеристиками каждого продукта или клиента. Это делается с использованием специалистов и специфических процедур.

Для того, чтобы оценить риск кредитной деятельности физических и юридических лиц, используется система кредитной оценки, основанная на проверенной статистике. Эти системы были разработаны с использованием истории заёмщика, с краткими биографическими очерками или характеристиками аналогичных кандидатов, с целью установить операционный риск.

Эти системы используются для первоначального утверждения и впоследствии непрерывной оценки риска портфеля. В конце концов, поведенческий подсчёт вычисляется на основе данных, собранных на операциях заёмщика. Риск заёмщика обновляется на ежемесячной основе, позволяя Группе таким образом управлять кредитными рисками. Эф-

фективность этих систем анализируется на постоянной основе и корректировка проводится регулярно.

Предоставление кредита юридическим лицам основана на анализе разнообразных параметров с каждым заёмщиком, где каждому заёмщику присваивается кредитный рейтинг. Здесь также используется трендовый анализ, чтобы определить стабильность, недостатки и улучшения в ситуации.

Глубина анализа и необходимый уровень утверждения зависит от продукции, сложности и сферы деятельности операционного риска. Большие займы утверждаются кредитными комитетами, куда входят старшие руководители.

Управление высокорискованными займами осуществляет специальная команда, которая специально созывается для управления более сложными ситуациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение опыта Движения «Дежарден» в России

Сегодня кредитные кооперативы являются неотъемлемой частью рынка заемно-сберегательных услуг России. Мировой опыт свидетельствует, что эта форма вполне отвечает современным задачам инвестирования и развития производительных сил. Кредитные кооперативы привлекают людей одним неоспоримым преимуществом - понятным, надежным, основанным на самоконтроле механизмом функционирования. Они полностью реализуют идею самоактивности, саморегулирования и самофинансирования граждан.

В результате эволюции группа «Дежар-

ден» стала по-настоящему универсальным банком, которая помимо кредитования рабочих и приёма сбережений занимается финансированием инвестиций, управлением активами, предоставлением специальных финансовых услуг, страхованием и оказанием розничных услуг, в т.ч. за границей.

Изучение опыта Движения «Дежарден» может помочь России в обсуждении страте -гии развития кредитной кооперации России.

Движение «Дежарден» развивалось сложно, что было связано с его структурой, ролью и позицией на рынке.

В Канадской финансовой системе действуют следующие типы игроков: банки, созданные на основе закона о банках, компании по страхованию жизни, дилеры по ценным бумагам и кооперативы. Большинство из этих учреждений выполняет работу, которая, в сущности, дублирует друг друга, в связи с нарастающей конкуренцией некоторые работники выполняют несколько функций. За более чем 100 лет своего существования «Дежарден» разнообразил список финансовых услуг, чтобы быстро реагировать на нужды пайщиков. Но группа создала комплексную структуру корпораций, т.к. Кассам не разрешалось осуществлять специализированную деятельность. Имелся смысл держать сложную предпринимательскую деятельность в специализированных компаниях, по причине как сложности операций, так и эффекта масштаба.

В то время, как Движение «Дежарден» создавалось против ростовщичества и оказания услуг в финансовой взаимопомощи пайщикам, в настоящий момент оно достигло такой сложности, где каждая отдельно взятая Касса не может существовать отдельно от системы.

Основная проблема, с которой сталкивается «Дежарден» - это борьба с агрессивной конкуренцией, исходящей от частного сектора. Игроки частного сектора конкурируют с «Дежарден» в некоторых областях деятельности. Также в связи с рядом макроэкономических факторов, особенно низкой инфляцией и падающей процентной ставкой, традиционные инструменты сбережений становятся непопулярными среди пайщиков. Пайщики и население, в основном, переходят к сберегательным продуктам, которые являются более выгодными и рискованными, такие как инвестиционный фонд. Это ставит деятельность движения «Дежарден» по мобилизации ресурсов под давление, потому что теперь Группа вынуж-

дена конкурировать с господствующими учреждениями, чтобы мобилизовать ресурсы от рынка.

Перемены случаются из-за технологических усовершенствований и улучшений в информированности населения. Так, в настоящий момент 73 % населения Канады - моложе 50 лет и поэтому они более активны в совершении рисковых финансовых операций, таких, как инвестиционные фонды и фонды акций. Население предпочитает вкладывать их средства непосредственно в рынок долгосрочного ссудного капитала или через инвестиционные фонды. Аналогичным образом, корпорации напрямую заимствуют в форме бондов, нежели берут кредиты в банках. В Канаде можно выделить две тенденции - доход от персональных финансовых услуг в Канадской банковской системе падает, а доходы от абонентской платы растут. Около 69 % прибыли банковской индус -трии составляет персональные финансовые услуги и лишь незначительную часть составляют страхование и банковские операции с юридическими лицами. В случае с «Дежарден», около 27 % всего дохода составляют различного рода сборы и взносы, тогда как незначительной является доля доходов от процентов осуществляемых финансовых операций. Канадские потребители не собираются переплачивать посредникам, они предпочитают платить за специфические услуги, предлагаемые банковской системой. Необходимо отметить, что специализированные корпорации предоставляют новые услуги, в которых нуждаются потребители.

Финансовые операции становятся более механизированными и обезличенными. С каждым годом доля электронных операций возрастает, одновременно с падением доли бумажных трансакций. Исследования экспертов свидетельствуют, что средняя стоимость одной электронной трансакции составляет менее 0,05$, тогда как трансакция, когда клиент физически присутствует в банке составляет 1,07$.

Из-за прибыльности и экономии осуществления электронных трансакций, «Де-жарден» вынужден был перейти на виртуальные трансакции. Пайщикам необязательно приходить в кооператив ради осуществления обычных финансовых операций. Ту же самую операцию они могут совершить по Интернету, банкомату или по телефону.

Также необходимо рассмотреть социологический аспект Движения «Дежарден». В умах многих людей оно ассоциируется не как

финансовый институт, а как часть их стиля жизни. Особенно это относится к пожилым людям, которые видят в кооперативе неотъемлемую часть франкоговорящего народа.

Можно извлечь уроки из опыта движения «Дежарден».

Без сомнения, технология в России устанавливается и проникает в самые отдалённые уголки страны. Сейчас практически все деревни и сёла имеют доступ к Интернету, не говоря уже о сотовой связи.

В России по имеющимся данным (по состоянию на 01.10.2008 г.) зарегистрировано более 2500 организаций кредитной кооперации, которые обслуживают почти 1 млн пайщиков. Положительным моментом является то, что в стране есть устойчивые финансовые структуры, имеющие значительный собственный капитал, формирующие резервные фонды и постоянно увеличивающие объёмы финансирования своих членов. Но, в отличие от Канады, здесь нет определённого человека или организации, которая бы продвигала общества взаимопомощи.

Существующая структура «Дежарден» устойчивая и успешная. Однако то, что уже в прошлом для «Дежардена», для новых поколений кооперативов России может являться сегодняшним днём. Но это не значит, что структура «Дежарден» с её размером и комплексностью приживётся в кооперативах России. Стране необходима структура, которая будет удовлетворять локальные нужды и нужды соседей. России необходима структура, в которой пайщики играют центральную роль, а не техническую.

Если создать крепкую, глубоко вложенную структуру для кредитных кооперативов, то затем будет очень трудно перепроектировать её в случае изменившихся обстоятельств. Во всех практических целях Движение «Дежарден» напоминает большой многоквартирный дом, в котором любой ремонт может затронуть всех жителей, в то время как собственники отдельных квартир не могут ничего сделать со своей собственной квартирой, не повлияв при этом на структуру.

В идеале, сельскохозяйственным кредитным кооперативам следует удовлетворять потребности пайщиков через локальные ресурсы. И было бы замечательно для сети кооперативов разбираться только со сложными сберегательными инструментами и инструментами риск-менеджмента. Преимущество такого кооператива состоит в том, что общество может оказывать влияние на ценообразование через кооперативы.

Кроме простейших биржевых сделок по соседству, кооперативы могли бы принять на себя роль поставщика информации. С проникновением Интернета, роль посредников, получающих прибыль от скупки и продажи ценных бумаг, уменьшается. Даже крупные банки могли бы сосредоточить своё внимание на обмене информацией с клиентами, чем на обмене валюты.

Могло бы быть лучше, если бы все рискованные операции кредитных кооперативов были переданы в аутсорсинг, тем самым обезопасив сбережения пайщиков. Данная структура показала свою надёжность в Группе «Дежарден».

Так, Республиканский союз кредитных кооперативов граждан в Чувашии передал в аутсорсинг все бухгалтерские дела кредитных кооперативов, создав дочернюю фирму ООО «Центр бухгалтерского учёта», которая затем стала вести бухгалтерскую отчётность других организаций Чувашской Республики. Также данный Союз передал в аутсорсинг все факторинговые операции, создав коллекторское агентство.

Необходимо предоставить самостоятельность отдельным кооперативам в принятии текущих решений, независимо от Союзов, т.к. отдельные кооперативы, ведущие свою деятельность в определённом регионе, лучше знают рынок, характер потребителей их нужды, традиции. Кроме того, руководители филиалов должны участвовать в принятии централизованных решений так, как это делается в группе «Дежарден», т.к. на данное время Союзы недостаточно советуются с отдельными кооперативами в принятии важных решений и недостаточно прислушиваются к их предложениям. Это становится одной из основных проблем кооперативных союзов России. И опыт кооперативного Движения «Дежарден» поможет решить эту проблему (как было указано выше, 17 из 22 мест в Совете директоров «Дежарден» занимают представители региональных касс); такая структура гарантирует то, что интересы малых субъектов будут защищены в Федерации.

Как свидетельствует опыт движения «Дежарден», для формирования и устойчивого развития региональных систем кредитной кооперации важное значение имеет их инфраструктурное обслуживание. Среди регионов страны наиболее высокий уровень инфраструктурного обслуживания имеют системы кредитной кооперации, созданные при участии Общества международного развития «Дежарден». Так, в Волгоградской

области кредитная кооперация представлена следующими функциональными подразделениями: областным фондом гарантий и поддержки, комиссией по санации, областным аудиторским союзом, страховым фондом, учебно-методическим центром.

Практика деятельности кредитных кооперативов в рамках сформированных региональных систем демонстрирует, что такие системы позволяют каждому отдельному кооперативу совершенствовать свою структуру, стабильно получать поддержку, в т.ч. и финансовую, со стороны кооператива второго уровня, осуществлять финансовое регулирование их деятельности в целях снижения рисков, применять единую нормативную документацию, единую систему подбора и подготовки кадров, единую систему гарантий, аудита и сотрудничества с государственными органами.

На федеральном и региональном уровне целесообразно создать аудиторские союзы, объединяющие хорошо знающих специфику работы кредитных кооперативов аудиторских организаций, имеющих лицензии на право осуществления этой деятельности. Помимо выполнения чисто контрольных функций, она может осуществлять правовое, налоговое, экономическое, финансовое, управленческое и бухгалтерское консультирование, представлять кредитные кооперативы в судебных и налоговых органах, проводить оценку стоимости залогового имущества, проводить постановку и организацию бухгалтерского учёта и др. Выбор аудитора должен быть правом отдельно взятого кредитного кооператива.

Необходимо создать специальное страховое общество кредитных кооперативов. Преимущество страхования кредитных кооперативов в страховом обществе кредитных кооперативов по сравнению со страхованием в различных коммерческих страховых организациях заключается в диаметрально противоположных взаимоотношениях между ними. При страховании в коммерческих страховых организациях кооперативы всегда вынуждены играть по их правилам. Это касается размера тарифа, страхового платежа, необходимости предоставления многочисленных справок и документов и пр. Данное страховое общество должно учреждаться самими участниками кооперативов, которые будут являться как его членами, так и страхователями. Таким образом, они сами могут вырабатывать правило и условия страхования.

Примечателен опыт Движения «Дежар-ден» в решении проблем кадрового обеспечения. Группа осуществляет поддержку образования через 3 общественные организации: Общество историков им. Дежарде-на, Общественный фонд им. Дежардена и Общество международного развития им. Дежардена. Таким образом, Движение содействует как финансово, так и технически развитию кооперативного образования и продвижению идей кредитной кооперации среди молодого поколения. Кроме того, сами кредитные кооперативы предоставляют льготное кредитование студентам, обучающимся по специальностям, связанным с кредитной кооперацией.

Итак, во многих странах мира специфические проблемы потребительского кредита, как в городах, так в сельской местности решаются посредством создания специализированных кооперативных институтов.

Как доказывает опыт развития кредитных кооперативов в Канаде, они занимают ведущее положение в банковском секторе экономики страны в области потребительского кредита.

Кредитные кооперативы, решая проблему потребительского кредита, содействуя эффективному сбережению средств своих членов, обеспечивают развитие предпринимательства и домашнего хозяйства своих членов. Тем самым кредитные кооперативы помогают государству в решении главной социальной задачи - повышении благосостояния своих граждан.

Кредитные кооперативы, используя свободные сбережения своих членов, инвестируя их в различные отрасли экономики, помогают государству в решении экономических задач.

В свою очередь, государство, понимая важность развития этого сектора экономики, должно оказывает постоянную поддержку кредитным кооперативам. Прежде всего, эта поддержка должна быть связана с созданием необходимой законодательной базы и органов регулирования деятельности кредитных союзов.

Сегодня кредитные кооперативы Канады, опираясь на действующее законодательство, создали многоуровневые структуры, имеющие банки, страховые, ипотечные, трастовые, консалтинговые компании. Применяя современные технологии, эти компании помогают пайщикам кредитных кооперативов в решении жизненно важных задач.

Таким образом, опыт Движения «Дежар-ден» демонстрирует жизнеспособность и перспективность развития кредитных кооперативов - от простых касс взаимопомощи до крупнейших универсальных банков, занимающих ведущие позиции на национальном и международном рынках. В целом кооперативы и кооперативные банки, созданные в Канаде, способствуют формированию и успешному функционированию жизнеспособных производственных единиц, которые во многом компенсируют на местном уровне недостаток частной и государственной инициативы.

Литература

1. Космачёва Н.М. Кредитная оперативная система. Санкт-Петербург, 2002. - 160 с.

2. Кредитные союзы. Опыт Ирландии. М.: 2000. - 82 с.

3. Кредитные союзы. Теория и практика (под общей редакцией Плахотиной Д.Г.). М.: 2000. -240 с.

4. Кривошеее В.В. История развития Дежар-ден / Вопросы кредитной кооперации. Ростов-на-Дону. 2000. № 4-5. С. 46-54.

5. Медведева Н.А. Организация системы сельской кредитной кооперации в России и зарубежных странах. ВНИТЭИагропром. М.: 2000. - 82 с.

6. Пахомов ВМ. Кредитная кооперация: теория и практика. М.: 2002. - 252 с.

7. Российская региональная модель кредитной кооперации. Санкт-Петербург, 2000. - С. 77.

8. Сушкевич А.Г. Эволюция кредитных союзов США / США и Канада. 2001. №4.

9. http://www.woccu.org/

10. http://www.desjardins.com/

L.P. Fedorova, S.P. Emelyanov. INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COOPERATIVE MOVEMENT AND ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA.

This article describes problems, present situation and perspectives of development of Desjardins Canadian cooperative movement. The basic problems in activity of caisses populaires has been revealed and the methods of their solutions has been presented. The structure of Desjardins Group has been studied and positives and negatives sides from implementation the reengineering project has been researched. In the final analysis efficiency of activity of this Group has been proven and possibility of use of rich Canadian credit cooperative movement in Russia, for example in education, infrastructure service, member's service has been proven. Also positives and negatives sides from using the structure of Desjardins group in Russian credit unions has been described.

ФЕДОРОВА Людмила Петровна, родилась в 1956 г., окончила Московский кооперативный институт Центросоюза (1979), доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 135 работ.

ЕМЕЛЬЯНОВ Сергей Петрович, родился 1986 г., окончил Чебоксарский кооперативный институт (2008), аспирант кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 5 работ.

УДК 334.735.008.2

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Т. Я. Сильвестрова

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и посте -пенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило

название «антикризисного». По название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.