корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
INTERNATIONAL EXPIERENCE OF STATE SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY IN
REGIONS
В статье приведены результаты анализа особенностей развития инновационно-активных стран мира и их регионов посредством сравнения уровня их инновационного развития и форм господдержки, что позволило установить модели и стратегии инноваци-онного развития территорий. Практическая значимость состоит в обосновании выбора стратегических критериев для формирования успешной инновационной политики в реги-оне и использовании опыта государств и регионов. В отличие от имеющихся моделей развития в ходе анализа рассматривались также регионы с низкой инновационной активностью
The results of analysis of the innovative countries and their regions development features through a comparison of their innovative development rate and forms of innovation state support are given in the article. The results allow to define models and strategies of territories innovative development. The author justify choices of strategic criteria for formation of successful innova-tion policy in a region by analyzing experience of countries and regions. Unlike available models of development, regions with low innovation activity were considered in the analysis
Ключевые слова: инновационные активные страны и регионы, формы государственной поддержки, модели инновационного развития стран, схема определения стратегии
Keywords: innovative countries and regions, forms of state support, models of innovative development of countries, scheme for determining the strategy
Развитие инновационной сферы - одна их приоритетных задач государства и её регионов. Мировая экономика устанавливает высокие стандарты к инновационному развитию государств, иначе благополучие экономики страны может оказаться под угрозой. Не секрет, что в развитии инновационной системы России имеется множество проблем. Для их решения важно рассмотреть опыт успешного развития инноваций в других странах - в странах-лидерах в инновационной сфере и их систему государственной поддержки инноваций.
Прежде всего, необходимо рассмотреть, какие рейтинги инновационного развития государств имеются. В феврале 2013 года международное агентство Bloomberg Rankings опубликовало собственный рейтинг инновационного развития стран мира. В основе анализа лежали 7 факторов, относящихся к образовательной, научной и технологическим сферам. Каждая страна ранжировалась в соответствии с фактором и занимала позиции в списке рейтинга. Первые места заняли следующие
Напалков А.А.
Napalkov A.A.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
страны: США, Южная Корея, Германия, Финляндия, Швеция, Япония, Сингапур. 13-е место заняла Норвегия, после неё - Россия, которая обогнала такие страны как Канада, Великобритания, Швейцария [25].
В глобальном инновационном рейтинге государств, составляемом европейской бизнес-школой «INSEAD» и Всемирной организацией по контролю над интеллектуальной собственностью, среди лидеров в сфере инноваций отмечают Швейцарию, Швецию, Великобританию, Нидерланды и Соединенные штаты. Шестое места занимает Финляндия. Россия заняла 51-е место [16]. «При этом во всех случаях эксперты отмечают важную роль местного потенциала, который и позволяет двигаться вперед в области инновационных исследований» [24]. Таким образом, экспертами отмечена важная роль развития инноваций на местах, в регионах.
Рассмотрим подробнее результаты инновационной деятельности в отдельных странах.
США стремится к обеспечению лидерства во многих направлениях научных знаний. И, прежде всего, в инновационном развитии основополагающую роль играют университеты. Они связаны с созданием человеческого капитала, отвечающего современным требованиям, в области науки и технологий. При этом государство постоянно поддерживает высокий уровень конкуренции между участниками рынка, с одной стороны, а с другой — предоставляет им меры стимулирования (безвозмездное использование промышленного оборудования и научных лабораторий государств; авансовые платежи по заказам; льготные условия на покупку сырья, материалов; приобретение сырья и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; налоговой льготы на прибыли корпораций; долгосрочная амортизация основных фондов и т.д.) [26].
Следующим важным элементом механизма развития инновация в Соединенных штатах являются венчурные фонды. Развитие этих фондов позволило дать толчок для успешной деятельности многих известных технологических компаний, таких как Hewlett Packard.
Среди регионов США выделяются свои лидеры инновационной активности: Флорида, Техас, Мэриленд. Аризона, Аляска, Калифорния [17]. Успешность штата Флорида в инновациях объясняется следующими факторами: 1. На территории штат располагаются 13 университетов и 29 колледжей. 2. Более 7 миллиардов долларов тратиться ежегодно на научные исследования и разработки. 3. Штат предоставляет налоговые льготы, а также гранты таких программ как «Small Business Innovation Research (SBIR)» и «Small Business Technology Transfer (STTR)» [2]. В остальных штатах система поддержки аналогичная. Различие составляют лишь суммы поддержки инновационной деятельности.
Швейцария — инновационный центр Европы. Передовое развитие инновационной сферы в этой стране обеспечивают технопарки [9]. Причём акционерами выступает не государство, а частный бизнес. В качестве фундаментальной и прикладной основы для научных исследований выступают
США
Швейцария
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
швейцарские ВУЗы (их всего 20). Университеты патентуют изобретения, созданные ими, занимаются лицензированием и трансфером технологии на рынок.
Государственная Комиссия по технологиям и инновациям Швейцарии вот уже более 60 лет содействует трансферу знаний и технологий между предприятиями и вузами страны с одной стороны, и способствует созданию и внедрению новых технологий - с другой [27].
В Южной Корее высшее профессиональное образование нацелено не только на учебный процесс, но и на коммерциализацию своих инновационных продуктов. Государство отказалось от массового финансирования науки и выделяет деньги под конкретные проекты. Множество бизнес-инкубаторов и Корейская ассоциация технопарков нацелены на развитие региональной индустрии и технологии и успешного возрождения региональных экономик. Причём в отличие от большинства научных парков в Великобритании и «Gründer-Und Technologiezentren» в Германии, которые в основном нацелены на технологически ориентированных стартапы, малые и средние предприятия, технопарки Южной Кореи должны содержать также научные центры, производственные предприятия, предприятия для экспериментов или обучения, которые используются студентами университетов.
Ключевым моментом инновационного преобразования Южной Кореи является базовый план действий, направленный на модернизацию системы управления научно-технологического развития, осуществляющий управление инвестициями в научно-исследовательском секторе, повышение информированности общества о технологиях и науке, развитие человеческого капитала, содействие продвижению технологий на рынок. Патентная система в Южной Корее считается одной из самых результативных в мире. Опыт по работе патентной системы Южная Корея переняла из США. Патентная политика Кореи сыграла важную роль в развитии малых и средних предприятий и капитализации университетов. Ранее работнику научно-преподавательского состава необходимо было передавать свои патенты государству, т.к. сделанные в институтах, принадлежащих государству, изобретения считались достоянием страны. Но патентные права были пересмотрены, в результате чего была облегчена технология передачи патентов через юридические лица.
Среди основных направлений инновационной политики Южной Кореи можно выделить тесное сотрудничество с другими странами, особенно с европейскими. Корейская научная сеть сотрудничества (The Korean Scientific Cooperation Network (KORANET)) с европейским научным сообществом организована в 2009 году и стимулирует тесное взаимодействие совместных научных и инновационных работ. Например, около 70% всех докторов наук Кореи проходили программы обучения за рубежом, включая страны Европы, в соответствии с этой сетью [10].
Южная Корея
Швеция
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Швеция представляет собой одну из передовых скандинавских стран в инновационной сфере. В Швеции имеется подобие американской Кремневой долины — Линчопинг, в котором сосредоточены научные исследования, бизнес-инкубаторы, технопарки.
Основная часть исследований, осуществляемых в Швеции - около 75 процентов - финансируется за счет средств частных компаний. Эти инвестиции помогли компаниям, включая Ericsson, Sandvik и Volvo Group стать лидерами в своих областях.
Швеция достаточно успешно осуществляет открытость ВУЗов в развитии инновационной деятельности, законодательно обязав университеты представлять информацию о своей инновационных проектах Агентству по высшему образованию.
В качестве основной тенденции инновационной политики Швеции можно выделить смещение полномочий от национального на региональный уровень с целью определения специфики регионального развития промышленности.
Ещё одной формой сотрудничества бизнеса, государства и ВУЗов в Швеции являются центры экспертизы, выступающие звеном связи нескольких исследовательских групп из университетов и партнеров из сферы индустрии [22].
В качестве инновационного агента государством в 1995 году было создано Шведское правительственное агентство инновационных систем, цель которого передача научных разработок между научно-исследовательскими организациями и производственным сектором. Шведским агентством в рамках программы VINN Excellence Center Program в 2005 года профинансировано создание 4 центров, когда в 2007 году уже 15 центров, которые показали чрезвычайно хорошие долгосрочные результаты для компаний-участниц [4].
Инновационная политика Германии основывается на финансовой поддержке научных исследований и инновационной деятельности со стороны правительства. Государство составляет основополагающий элемент в развитии научных исследований: «до 80% исследовательской деятельности вузов осуществляется за счет финансирования, которое выделяется через гранты пяти крупных научных обществ» [22].
Кроме того, государство осуществляет финансирование в развитие фундаментальных, долгосрочных и рискованных научных исследований в ключевых областях деятельности. Данная поддержка осуществляется по нескольким направлениям:
• финансирование рискованных проектов со стороны правительства Германии, что должно привлечь в проекты частных инвесторов,
• прямое предоставление финансовых средств частным инвесторам.
Германия
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Германия в соответствии с Законом о стимулировании рискового капитала представляет налоговые льготы для предприятий, осуществляющих создание фондов рискового капитала (в размере 50%).
Экономическое стимулирование инновационной деятельности Германии включает в себя ряд программ, подразделяющихся на следующие направления:
- стимулирование инноваций в малом и среднем предпринимательстве (включает 17 программ), в т.ч.:
• поддержка новых инновационных проектов, не связанных с конкретными технологиями и отраслями (5 программ, в т.ч. одна программа с тремя субпрограммами);
• консультирование (2 программы, в т.ч. одна программа с двумя субпрограммами);
• научные исследования в целях укрепления конкурентоспособности малого и среднего бизнеса (три программы, в т.ч. 1 программа с двумя этапами);
• цифровизация малого и среднего бизнеса (3 программы);
- трансферт технологий и инноваций (3 программы);
- стимулирование развития ключевых технологий [21].
В стране существенно развита инновационная инфраструктура: например, Штудгардский центр в области программного обеспечения работает в тесном контакте с научными организациями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего бизнеса. Активно развиваются и технопарки Германии. Германия ежегодно устраивает конкурс на звание лучшего технопарка страны. В числе победителей вошёл наукоемкий кластер Solarvalley Mitteldeutschland (г. Халле), специализирующийся на разработке новых материалов, технологий и оборудования для солнечной энергетики.
Среди федеральных земель ФРГ характерны 2 типа: 1) федеральные земли, обладающие высоким инновационным потенциалом; 2) федеральные земли, обладающие средним инновационным потенциалом с уклоном трансфера технологий и тенденции размещения высокотехнологичных предприятий.
В первую категорию входят 11 федеральных земель, которые являются частью списка 35 самых инновационно развитых регионов Европы. К примеру, затраты Баварии в области научных работ превышают затраты России в целом [28]. Бавария является инновационно развитым субъектом Германии благодаря 19 кластерам в самых различных отраслях промышленности (биотехнология, авиация, космос и т.д.), многочисленным университетами, исследовательским центрам промышленных компаний.
Ко второй категории относится федеральная земля Саар, отличающаяся достаточно масштабной научной поддержкой и развитой инфраструктурой. Система поддержки федеральной земли включает
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
прямую финансовую поддержку инновационных проектов, формирование комфортных условий для трансфера технологий, консультационную поддержку, поддержку коммерческих организаций, осуществляющих реализацию продукции [19].
Великобритания в сфере инновационной деятельности примечательна сильным акцентом на осуществление инноваций в общественном секторе. Примерами такого акцента могут служить такие программы, как NHS Direct — телефонная информационная программа медицинской службы Великобритании, Companies House electronic incorporation scheme — программа онлайн регистрации и аннулирования юридических лиц, HM Land Registrye-conveyancing — программа онлайн-составления актов о передаче собственности на землю и т.д. [5].
Развитие спроса на инновационную продукцию британское правительство оказывает через государственную программу Small Business Research Initiative, состоящую в том, что компании предлагают свои инновационные идеи для участия в конкурсе. Инновационные проекты, которые выиграли в конкурсе, получают государственное финансирование.
Информационная политика Великобритании связана, прежде всего, с размещением Министерством инноваций, высших учебных заведений и повышения квалификации на своём официальном сайте документов, которые актуальны для субъектов инновационной деятельности [3].
Что касается регионов (графств) Великобритании, то развитие инноваций в том или ином регионе зависит от наличия или отсутствия научно-технологического парка. Кембриджский технопарк и Шотландский научный парк (г. Эдинбург) — яркие примеры элементов инновационного развития графств. После прихода Лейбористской партии к власти в 1997 году государству удалось преодолеть «долину смерти» путём повышения финансирования региональных инновационных кластеров [11].
Финляндия продемонстрировала блестящий опыт молниеносного становления одного из мировых инновационных лидеров. Основы преображения финской экономики подобны инструментам всех инновационно развитых государств: эффективное взаимодействие с бизнесом, долгосрочные вложения в науку, инновации и образование.
Финская система инноваций включает большое количество предприятий и организаций, где научно-технические парки ^ТР) и бизнес инкубаторы (BICs) являются локомотивами инновационного развития. Финские технопарки стали лучшим мировым образцом инновационной деятельности, причём в основе каждого из них стоит ВУЗ Финляндии.
Важную роль в формировании высокой инновационной активности является Национальное фондовое агентство по технологиям и инновациям TEKES, которое распределяет большую часть бюджетных средств, выделяемых на прикладные исследования, а также предоставляет экспертную поддержку для инновационных проектов. Бюджет TEKES составляет 577 млн. евро в год [15].
Великобритания
Финляндия
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Займы компаниям для реализации инновационных проектов осуществляются без залога под 1% годовых. Главное преимущество подобных займов перед субсидиями является предоставление 30% средств инвестиций вперед, а не по факту понесения затрат. В случае, если проект организации стал успешным - займ возвращается, если проект стал нерентабельным или не реализовался по каким-то причинам - займ не истребуется, но коллектив исполнителей «ставится на заметку». Если невозвраты займов одной компании происходят часто, то компания вносится в чёрный список.
Инновационное развитие губерний Финляндии, включая Лапландию, на первоначальном этапе зависело от результатов исследования анализа технологических конкурентных преимуществ всех регионов страны. В результате каждый регион получил свою инновационную специфику в соответствии со своими первоначальными условиями. Лапландия, например, осуществляет инновационное производство оленины.
Инновационная политика Голландии отличается преобладанием региональной составляющей, характеризующейся неравномерной поддержкой регионов страны: регионы-лидеры в сфере экономики получают большую государственную инновационную поддержку, чем менее развитые северные регионы.
Направлениями государственной поддержки инноваций в Нидерландах являются следующие: •стимулирование использования инноваций на практике в отраслях; •стимулирование долгосрочных инвестиций в инновации;
•стимулирование новых разработок через научные исследования посредством национальных и международных научно-образовательных программ;
•устранение барьеров (барьеров в чем?), например, за счет сокращения срока возврата инвестиций.
Директор по международным связям Нидерландской организации прикладных научных исследований Герт Шох отмечает следующие формы поддержки инноваций в Голландии [23]:
- налоговые льготы для инновационных организаций;
- устранение административных барьеров и упрощение административных процедур для инновационных компаний;
- государственное субсидирование инновационной деятельности малых организаций;
- содействие развитию квалификации трудовых ресурсов;
- стимулирование международного сотрудничества в инновационной сфере;
Нидерланды
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
-формирование системы инновационных контрактов между промышленной отраслью, научными организациями и государственными органами;
- создание условий для участия прикладных исследовательских институтов в инновационных контрактах.
Утрехт, Северная Голландия Северный Брабант, Либмург — провинции Нидерландов, показывающие высокие показатели в сфере инноваций. Как показывают цифры, только 45 % всех промышленных R & D в Нидерландах происходит в Северном Брабанте и Лимбурге [18]. Фрисландия является отстающим регионом Нидерландов в инновационной сфере. В восточных регионах Нидерландов достаточно развиты аэрокосмические и морские кластеры.
Безусловно, при рассмотрении зарубежных систем поддержки инноваций было бы неправильно не упомянуть Японию. Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в Японии широко осуществляются различные меры финансовой и научно-технической поддержки: льготное кредитование, предоставление грантов, финансовая помощь при обучении персонала, техническое консультирование, компенсация расходов на патентование и др. В соответствии с «Основным планом развития науки и технологий» расходы государства на науку и инновации в период 2011-2016 гг. должны составить 25 трлн. йен [1].
Вместе с различными агентствами Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan (SMRJ)^ разных городах страны и мира проводит регулярные ярмарки и выставки, на которых выставляются наиболее успешные инновационные проекты. Это стимулирует продвижение многих проектов и обеспечивает их коммерциализацию. Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационного развития регионов Японии имеет обширную сеть на территории всей страны: 9 представительств в каждом регионе, 9 университетов, 800 работодателей и около 3000 экспертов [13].
Государство также обращает особое внимание на инновационные предприятия, которые планируют использовать новые в стране и мире методы организации производства или управления, либо производить новые товары, работы или услуги, отвечающие национальным, региональным и местным приоритетам развития.
Все элементы поддержки инноваций в Японии образуют кластеры или технопарки. Кластеры могут быть трёх видов: региональные, секторальные и производственные цепи [7].
В зависимости от сложившихся условий и этапов развития страны, её правительство определяет то или иное направление инновационной политики.
Различные социально-политические, географические и экономические условия развития стран определили различные типы моделей государственного регулирования инновационного развития стран. В настоящее время выделяют 3 типа моделей инновационного развития стран [20]:
Япония
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Великобритания, Франция);
2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Отдельно можно выделить четвёртый тип инновационного развития страны. К таким странам относятся те государства, которые в своей политике нацелены на создание развитой индустриальной среды с использованием инновационного фактора. В этой группе стран осуществляется модернизация всей экономической системы, в основе которой заложены заимствования результатов интеллектуальной деятельности всего мира, а также и формирование условий, способствующих восприимчивости к нововведениям социально-экономической среды (Китай, Индия).
Обобщим проведённый анализ в таблице.
Таблица 1
Государственная поддержка инноваций в инновационно активных странах мира и их регионах
Номер 3, 2014
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
№ Страна Особенности и формы поддержки инноваций Регионы Особенности региональной системы поддержка инноваций
1 США Безвозмездное использование оборудования и научных лабораторий государства; авансовые платежи по заказам; льготные условия на покупку сырья и материалов; налоговой льготы на прибыль корпораций; долгосрочная амортизация основных фондов. Инновационно активные регионы: Флорида, Техас, Мэриленд, Аризона, Аляска, Калифорния, Колорадо, Нью-Йорк Высокий уровень развития инноваций обусловлен большим количеством университетов и колледжей. В штатах предоставляются налоговые льготы, а также гранты по таким программам как «Small Business Innovation Research (SBIR)» и «Small Business Technology Transfer (STTR)»
Регионы с низкой инновационной активностью: Небраска, Пенсильвания, Алабама, Миннесота, Канзас, Луизана, Миссисипи, Оклахома Форма поддержки состоит в помощи при проектировании и разработке новых продуктов через экспертов и современное оборудование. Осуществляется также помощь в построении бизнес-стратегии и составлении бизнес-планов, формирование службы поддержки для проекта. Имеется грантовая помощь.
2 Швейц ария Развитые научно-технические парки, в основе которых лежат частные предприятия, а также университеты. Трансфером технологий на рынок занимаются агенты по продвижению инновационных проектов Инновационно активные регионы: Северо -Западная Швейцария, Цюрих В данных регионах размещаются кластеры с большим количеством работников и научных организаций.
Регионы с низкой инновационной активностью: Восточная Швейцария Создание бизнес-инкубаторов, развитая система наставничества над проектом. Развитие поддержки инноваций вне определённого региона.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Южная Коре
Финансирование конкретных проектов. Развиты бизнес-инкубаторы. Корейская
ассоциация технопарков
рассредоточена по стране. В политике Южной Кореи прослеживается единый базовый план действий.
Инновационно активные регионы: Кенги, Сеул, Гангвон
Регионы с низкой инновационной активностью: Тэджон, Кванджу_
Децентрализованная поддержка малых и средних предприятий. Развитие индустриальных комплексов в регионах, в которых работают региональные агенты по продвижению инноваций._
Отсутствие финансирования Небольшой поддержки._
государственного технопарков. объём грантовой
Швеци я
Государственное субсидирование, тесное
сотрудничество с крупными национальными компаниями. Наличие сети бизнес-инкубаторов, технопарков.
Свобода университета в реализации результатов
интеллектуальной деятельности.
Инновационно активные регионы: Стокгольм,
Центральная и
Восточная Швеция
с
Тесное сотрудничество
университетами. Различная поддержка проекта от концептуальной разработки до выхода на рынок.
Регионы с низкой инновационной активностью: Север средней Швеции
Инновационная система формируется вокруг нескольких форм поддержки в кластерах, сотрудничества с региональными вузами и инновационными платформами._
Герман ия
Большая роль
инновационной
состоящая из
поддержки
исследований и
деятельности
правительства.
государства в системе, финансовой научных инновационной со стороны
Инновационно активные регионы: Баден-Вюнтемберг, Байерн, Берлин_
Наличие развитых технопарков, помощь в лицензировании и патентовании, грантовая поддержка.
Регионы с низкой
инновационной
активностью:
Бранденбург,
Макленбург-
Форпроммен_
Гранты для стартап-орагнизаций, тесное сотрудничество университетов и предприятий, развитие кластеров.
Велико брита ния
Большое внимание уделяется проектам общественного сектора. Развитие спроса на
инновационную продукцию государство оказывает через программу Small Business Research Initiative. В стране применяются налоговые льготы.
Инновационно активные регионы: Восточная Англия, Южный Восток,
Южный Запад
Грантовая поддержка инноваций, гибкий механизм предоставления аренды помещений, помощь в решение вопросов, доступ к специальному оборудованию, помощь в поставке инновационной продукции._
Регионы с низкой инновационной активностью: Северная Ирландия
Программы по повышению квалификации работников инновационных компаний, сотрудничество между организациями, помощь в поиске инвесторов._
Финля ндия
Построение государственной инновационной политики с учётом особенностей развития региона. Развитие инноваций происходит благодаря бизнес -инкубаторам, консалтинговым фирмам и технопаркам.
Инновационно активные регионы: Южная Финляндия, Южная Остроботния
Развитые технопарки, поддержка конкретных отраслей, специфичных для каждого региона. Развитые кластеры, включающие все ступени разработок и производства._
Регионы с низкой инновационной активностью: Аландские острова
Государственная поддержка через гранты и льготы определённых отраслей экономики, а именно судоходства и туризма._
Нидер ланд ы
Инновационная политика
отличается неравномерной
поддержкой регионов страны: регионы-лидеры в сфере экономики получают большую государственную инновационную поддержку, чем менее развитые северные
Инновационно активные регионы: Утрехт, Северная
Голландия Северный Брабант, Либмург
Тип поддержки различается в зависимости от потребности отрасли и дорожной карты развития каждого сектора. Кроме финансовой поддержки предприятий Нидерланды осуществляют программы по стимулированию компаний на заключение контрактов с университетами на исследования._
3
я
4
5
6
7
8
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: еШ1:огс@^^шк-ки.ги
регионы. Регионы с низкой инновационной активностью: Фрисландия Инновационные центры поддержки инноваций, которые поддерживают различные направления научных исследований и разработок, включают лаборатории и опытные заводы.
9 Япони я Государство предоставляет льготное кредитование, гранты, финансовую помощь при обучении персонала, техническое консультирование, компенсацию расходов на патентование и т.д. Инновационно активные регионы: Токио, Осака и Киото Наличие региональных кластеров. Грантовая поддержка инноваций. Помощь в разработке бизнес-планов, консультирование на всех стадиях проекта.
Регионы с низкой инновационной активностью: Омута, Ото Грантовая поддержка инноваций, консультирование.
Таким образом, на основе анализе выделены особенности государственной поддержки инновационной деятельности в различных странах мира и их регионах. Построим схему, представляющую собой объединение особенностей инновационного развития стран в единой системе (рисунок).
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Рис.1. Схема определения моделей инновационного развития стран (регионов) мира
С позиции формирования инновационной активности страны или его региона предлагаются следующие стратегические решения, представленные на рисунке. При систематизированном подходе к инновационной деятельности управление должно строиться не по отдельным проектам, а по следующим один за другим инновационным процессам. Выбор какой-либо из приведённых
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
инновационных моделей развития или их набора предполагает формирование определенных организационных правил. На схеме продемонстрировано влияние принимаемых решений на выбор соответствующих стратегий и модели инновационного развития страны (региона).Данная схема отражает наиболее ярко выраженные черты модели каждой страны. При этом необходимо учитывать, что в каждой стране в той или иной степени имеются элементы моделей инновационного развития других стран.
Исходя из представленной схемы становится ясно, что для успешного развития такого региона России, как Республика Коми, необходимо кластерное развитие инновационной деятельности в определённых отраслях экономики. В этом роде примечателен опыт Финляндии, сначала определивший особенности регионов, а потом сформировавший кластеры в регионе той отрасли, которая характерна для каждого региона.
Список литературы:
1. Basic Law on Science and Technology Japan № 130. Adopted by the Parliament of Japan on
2. Business Innovation and High Tech Entrepreneurship. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.eflorida.com/ContentSubpage.aspx?id=346 (дата обращения 23.06.2014)
3. Department for Business Innovation & Skills. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.dius.gov.uk/policy/innovation.html (дата обращения 23.06.2014)
4. Douglas Reeve et al. Second Evaluation of VINN Excellence Centres. Vinnova Publ. 2013. 178 p. (в России не опубликовано)
5. East of England technopole report an overview of the UK's leading high-technology region. 2013. EEDA Publ. 31 p. (в России не опубликовано)
6. Ibata-Arens Kathryn C. Innovation & Entrepreneurship in Japan. Cabridge Publ. 2005. 251 p.
7. Innovation nation. Department for innovation, Universities and Skills. March. 2008. 96 p.
8. Intellectual property office. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.uk/lambertagreements (дата обращения 23.06.2014)
9. OECD Reviews of Innovation Policy: Switzerland. OECD. 2007. 148 p. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/edu/ceri/38011677.pdf (дата обращения 23.06.2014)
10. Overview on Existing Publications on S&T and Cluster/Networks Statistics. Korean scientific cooperation network with the European Research Area. UNESCO Publ. 2010. 28 p. (в России не опубликовано)
11. Productivity in the UK: the evidence and the Government's approach. British Innovation Policy. The Public Enquiry Unit. 2005. 55 p. (в России не опубликовано)
12. Regional Innovation Scoreboard 2012 . European Commission. Enterprise and Industry Publ. 2012. 6 p. (в России не опубликовано)
13. SME support, Japan. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.smrj.go.jp/ (дата обращения 23.06.2014)
14. Spotlight on the Netherlands: Public research and innovation support. № 92. April 2011. Eureka Publ. 16 p. (в России не опубликовано)
15. Tekes Company. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.tekes.fi
15.11.1995.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
16. The Global innovation index 2013. The human factor of innovation. 2013. 428 p. (в России не опубликовано)
17. The United States of Innovation: Ranking the States (And A District) For Innovation. [Электронный ресурс] URL: http://www.fastcompany.com/3007772/united-states-innovation-ranking-states-and-district-innovation (дата обращения 23.06.2014)
18. Tindemans P. [East Netherlands as innovation region]. Pathways to High-Tech Valleys and Research Triangles, 2005. pp. 276-293. (в России не опубликовано)
19. Диваева Э.А., Мухамедьяров А.М. Зарубежный опыт формирования инновационный системы в регионах. Экономика и управление: научно-практический журнал. № 3. 2011. С. 92-99.
20. Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики индустриального общества. Инновации. СПб., №5. 2004.
21. Институты развития для господдержки инноваций: опыт Германии. [Электронный ресурс]
http://www.ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analytical_materials/development_institutions_to_sup port_innovation/ (дата обращения 23.06.2014) 22. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций. Российский Юридический Журнал. № 1 (76). 2011. С.
23. Коцемир М.Н. Научная, технологическая и инновационная политика в Нидерландах. Лучшие практики государственно-частного партнерства в инновационной сфере. [Электронный ресурс] URL: http://lsts.hse.ru/news/38943494.html (дата обращения 23.06.2014)
24. Названы самые инновационные страны мира. [Электронный ресурс] URL: http://www.rosbalt.ru/style/2013/07/03/1148212.html (дата обращения 23.06.2014)
25. Рейтинг инновационных стран агентства Bloomberg. [Электронный ресурс] URL: http://www.i-regions.org/association/news/ratings/2792/ (дата обращения 23.06.2014)
26. Фиговский О.Л. Опыт инновационного развития за рубежом. [Электронный ресурс] URL: http://www.nanonewsnet.ru/blos/nikst/oleg-figovskii-opyt-innovatsionnogo-razvitiya-za-rubezhom (дата обращения 23.06.2014)
27. Финансирование и поддержка. [Электронный ресурс] URL: http://www.swissworld.org/ru/know/innovacii_v_shveicarii/finansirovanie_i_podderzhka/ (дата обращения 23.06.2014)
28. Экономический обзор Германии: рынок, производительность, инновации. Изд.: Germany: Trade and Invest. 2013. С. 11.
1. Basic Law on Science and Technology Japan № 130. Adopted by the Parliament of Japan on
2. Business Innovation and High Tech Entrepreneurship. Official site. Available at: http://www.eflorida.com/ContentSubpage.aspx?id=346. (accessed 23.06.2014)
3. Department for Business Innovation & Skills. Official site. Available at: http://www.dius.gov.uk/policy/innovation.html. (accessed 23.06.2014)
4. Douglas Reeve et al. Second Evaluation of VINN Excellence Centres. Vinnova Publ. 2013. 178 p.
URL:
1-12.
References
15.11.1995.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
5. East of England technopole report an overview of the UK's leading high-technology region. 2013. EEDA Publ. 31 p.
6. Ibata-Arens Kathryn C. Innovation &Entrepreneurship in Japan. Cabridge Publ. 2005. 251 p.
7. Innovation nation. Department for innovation, Universities and Skills. March. 2008. 96 p.
8. Intellectual property office. Available at: http://www.innovation.gov.uk/lambertagreements (accessed 23.06.2014)
9. OECD Reviews of Innovation Policy: Switzerland. OECD. 2007. 148 p.
10. Overview on Existing Publications on S&T and Cluster/Networks Statistics. Korean scientific cooperation network with the European Research Area. UNESCO Publ. 2010. 28 p.
11. Productivity in the UK: the evidence and the Government's approach. British Innovation Policy. The Public Enquiry Unit. 2005. 55 p.
12. Regional Innovation Scoreboard 2012 . European Commission. Enterprise and Industry Publ. 2012. 6 p.
13. SME support, Japan. Official site. Available at: http://www.smrj.go.jp/. (accessed 23.06.2014)
14. Spotlight on the Netherlands: Public research and innovation support. № 92. April 2011. Eureka Publ. 16 p.
15. Tekes company. Official site. Available at: http://www.tekes.fi. (accessed 23.06.2014)
16. The Global innovation index 2013. The human factor of innovation. 2013. 428 p.
17. The United States of Innovation: Ranking the States (And a District) For Innovation. Available at: http://www.fastcompany.com/3007772/united-states-innovation-ranking-states-and-district-innovation. (accessed 23.06.2014)
18. Tindemans P. [East Netherlands as innovation region]. Pathways to High-Tech Valleys and Research Triangles, 2005. pp. 276-293.
19. Divaeva Je.A., Muhamed'jarov A.M. Zarubezhnyj opyt formirovanija innovacionnyj sistemy v regionah [Foreign experience of formation of an innovative system in the regions]. Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal - Economy and management: scientific journal, 2011, no. 3. pp. 92-99.
20. Ivanov V.V. Nacional'naja innovacionnaja sistema kak institucional'naja osnova jekonomiki industrial'nogo obshhestva [National innovation system as the institutional basis of the economy of the industrial society]. Innovacii - Innovations, St. Petersburg, № 5. 2004.
21. Instituty razvitija dlja gospodderzhki innovacij: opyt Germanii [Institutes of development of state support of innovation: the German experience]. Available at: http://www.ved.gov.ru/moder innovac/analitic/analytical materials/development institutions
to support innovation/. (accessed 23.06.2014)
22. Kalyatin V.O., Naumov V.B., Nikiforov T.S. Opyt Evropy, SShA i Indii v sfere gosudarstvennoj podderzhki innovacij. [Experience of Europe, the U.S. and India in the sphere of state support of innovation]. Rossijskij Juridicheskij Zhurnal - Russian Journal of Law, 2011, № 1 (76).
23. Kotsemir M.N. Nauchnaja, tehnologicheskaja i innovacionnaja politika v Niderlandah. Luchshie praktiki gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v innovacionnoj sfere [Scientific, technological and innovation policy in the Netherlands. The best practices of public-private partnerships in the innovation sphere]. Available at: http://lsts.hse.ru/news/38943494.html. (accessed 23.06.2014)
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
24. Nazvany samye innovacionnye strany mira [The most innovative countries of the world are announced]. Available at: http://www.rosbalt.ru/stvle/2013/07/03/1148212.html (accessed 23.06.2014)
25. Rejting innovacionnyh stran agentstva Bloomberg [The Agency Bloomberg's rating of innovative countries]. Available at: http://www.i-regions.org/association/news/ratings/2792/. (accessed 23.06.2014)
26. Figovsky O.L. Opyt innovacionnogo razvitija za rubezhom [Experience of the innovative development abroad]. Available at: http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/oleg-figovskii-opyt-innovatsionnogo-razvitiya-za-rubezhom. (accessed 23.06.2014)
27. Finansirovanie i podderzhka [Funding and support]. Available at: http://www.swissworld.org/ru/know/innovacii_v_shveicarii/finansirovanie_i_podderzhka/. (accessed 23.06.2014)
28. Jekonomicheskij obzor Germanii: rynok, proizvoditel'nost', innovacii [Economic overview of Germany: the market, productivity, innovation]. Publ.: Germany: Trade and Invest. 2013. P. 11.