корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Библиографическая ссылка:
Тишков С.В. Региональная инновационная подсистема и инновационное развитие северного приграничного региона на мезоуровне // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. - №3.- С. 123-133.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА НА МЕЗОУРОВНЕ
REGIONAL INNOVATION SYSTEM AND INNOVATION DEVELOPMENT OF THE BORDER
REGION AT THE MESO-LEVEL
В статье разработана методика и сформирована система показателей, характеризующая состояние и развитие региональной инновационной системы. На основе динамики индекса развития научного и инновационного потенциала разработан индекс инновационного развития регионов. Индекс включает в себя три блока: потенциал в создании инноваций, потенциал в коммерциализации инноваций и результативность инновационной политики региональных властей. Проведена оценка степени влияния составляющих инновационного потенциала на развитие инновационной подсистемы. На основе динамики индекса развития научного и инновационного потенциала разработан индекс инновационного развития регионов. В ходе исследования факторов, оказывающих влияние на развитие региональной инновационной подсистемы, обоснована необходимость выделения подсистемы производства новшеств и подсистемы коммерциализации инноваций. На основе сформированной системы показателей проведён анализ с выявлением наиболее значимых факторов, влияющих на развитие региональной инновационной подсистемы на мезоуровне.
The article details on developed and established system of indicators characterizing the condition of the regional innovation system. Data based on the dynamics of the index of development of scientific and innovative potential developed index of innovative development of regions. Index includes three blocks: the potential in the creation of the innovation, potential in the commercialization of innovation and effectiveness of the innovation policy of the regional authorities. Assess the degree of influence of the components of the innovation potential for the development of innovative subsystem. Based on the dynamics of the index of development of scientific and innovative potential of the developed index of innovative development of regions. The study of factors influencing the development of regional innovation subsystem, the necessity of allocation subsystem production innovations and subsystems for commercialization of innovation.
С.В. Тишков
S.V. Tischkov
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Based on a system of performance analysis with detection of the most significant factors influencing the development of regional innovation subsystem at the meso-level.
Ключевые слова: инновационная подсистема, индекс инновационного развития, мезоуровень, факторы роста, экономическая политика, инновации.
Key words: innovation subsystem, innovation index, meso-level, growth factors, economic policy, innovation.
Для более полного понимания сущности региональной инновационной подсистемы (РИП) целесообразно обратиться к обзору имеющихся трактовок данного понятия. При этом необходимо отождествлять понятия региональной инновационной подсистемы и региональной инновационной системы, учитывая, что региональная инновационная подсистема является частью как национальной инновационной, так и региональной социально-экономической системы. Первое формализованное определение РИП привел в своих работах Ф. Кук. Он рассматривал данную систему как совокупность элементов инновационного процесса - от организаций, создающих новые идеи и воплощающих их в готовый продукт, до структур, их использующих, финансирующих, распространяющих, дающих им дальнейшее развитие [2].
Ю.В. Иода рассматривает инновационную систему в региональном аспекте как многоплановую систему, характеризующуюся территориальной общностью законодательных, структурных, функциональных элементов, позволяющих развивать инновационные процессы в рамках отдельных регионов.
В некоторых исследованиях наблюдается отождествление РИП и НИС. Так, С.В. Матвиенко полагает, что РИП является организационно-экономическим механизмом, способствующим ориентации научных исследований и работ на улучшение конкурентных характеристик региональной экономики, а предприятий и организаций - на внедрение результатов научно-технического и организационного процессов для развития производственной сферы. РИП выступает как элемент НИС и основывается на интеграции рыночных законов и социально-экономической политики конкретных регионов.
В работах А.А. Пермяковой РИП рассматривается в качестве системы, функционирующей в границах конкретной территории, созданной как элемент НИС, при этом отличающейся от соседних РИП целями, составом, взаимосвязями [5].
Отсутствие в федеральном законодательстве специфического нормативно-правового акта дает возможность регионам по-разному трактовать термин РИП. Обобщая изложенное, на основе анализа различных подходов необходимо привести определение РИП, позволяющее описать ее не только как часть НИС или как часть региональной социально-экономической системы, а как сложную структуру, находящуюся на стыке отмеченных систем.
Введение
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Таким образом, РИП - это подсистема НИС, комплекс субъектов и объектов инновационного процесса, функционирующих на территории конкретного региона по установленным в нем правилам с целью осуществления экономического роста на основе инновационного развития.
Структура региональной инновационной системы, как и любой системы, состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем, каждую из которых составляют определенные элементы. В научной литературе существует множество подходов, описывающих структуру инновационной системы в разрезе составляющих ее компонентов.
Вместе с тем И.В. Бережная и Е.А. Смирнова в качестве компонентов инновационной системы предлагают научно-образовательную подсистему, инфраструктурную подсистему, подсистему ресурсного обеспечения и предпринимательскую подсистему.
Таким образом, анализ позиций по выделению структурных элементов региональной инновационной системы позволяет судить об отсутствии принципиальных различий авторских концепций.
Пространственный подход в исследовании научно-инновационного комплекса на Северо-Западе России позволяет определить чёткую связь в регионах - субъектах РФ -между величиной доли в них добывающих отраслей и показателем оценки их инновационности - удельным весом инновационной продукции [3].
В регионах развитию инновационной инфраструктуры уделяется пристальное внимание. Например, в настоящий момент времени на территории г. Санкт-Петербурга зарегистрировано 11 инновационно-технологических центров (ИТЦ). Для координации деятельности создан городской координационный центр по развитию инновационной деятельности в науке и образовании, основная цель которого - интеграция усилий научных, образовательных, опытно-конструкторских и технологических организаций Санкт-Петербурга по формированию и развитию городской инновационной системы в науке и образовании. К основным направлениям деятельности координационного центра относятся: разработка и реализация программы мероприятий «Создание и развитие городской инновационной инфраструктуры в науке и образовании Санкт-Петербурга»; развитие системы подготовки кадров для инновационной сферы; развитие технологий управления нововведениями; развитие инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга; поддержка инновационной деятельности промышленных предприятий [4].
Региональные инновационные подсистемы призваны стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной и региональной экономики путём:
1) обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научного-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов региона и страны;
Основная часть
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
2) формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий;
3) создания системы научно-технической информации, информационного обеспечения инновационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создания электронной среды для деятельности бизнеса и государства, использовании сети Интернет;
4) формирования механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса на основе баланса их интересов [1].
Одним из важных направлений расширения возможностей инновационного развития является расширение инновационной основы взаимодействия регионов - с учётом регионального инновационного смещения. Это может быть специальным проектом по объединению инновационных усилий ряда регионов - не обязательно территориально близких, главное, взаимодополняющих по функциям инновационного процесса - производства, распространения и адаптации инноваций [3].
Наиболее значимыми проблемами в модернизации НИС является формирование научного потенциала, а также развитие предпринимательства в сфере прикладного использования научных разработок [4].
Для оценки результативности инновационной деятельности, инновационного потенциала регионов используют мониторинг инновационной и научной деятельности. Для этого необходимо выбрать основные показатели и рассчитать на их основе индексы развития.
Индекс представляет собой комплексную оценку потенциала инновационного развития регионов с учетом вероятной успешности и эффективности реализации новых инновационных проектов на основе совокупного анализа потенциала региона.
С учетом возможностей получения информации для предварительных расчетов было выбрано 10 показателей. Из них 6 в большей степени оценивают научный потенциал для инновационного развития, 3 показателя - собственно инновационные процессы и 1 показатель, с помощью которого оценивается результативность инновационной деятельности.
К первой группе отнесены: численность занятых в науке, численность организаций выполняющих исследования и разработки, затраты на технологические инновации к ВРП, внутренние затраты на исследования и разработки к ВРП, затраты на исследования и разработки отнесённые к доходам консолидированного бюджета и число выданных патентов на интеллектуальную собственность. В расчете индекса были взяты равные удельные веса. Показатель «затраты на технологические инновации» содержит затраты на разработку и внедрение как новых продуктов, так и процессов.
По первой группе показателей за 2001-2014 гг. получается следующая таблица их динамики относительно 2001 г.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Таблица 1
Показатели, характеризующие научный потенциал для инновационного развития - Республике
Карелия (2001 год - 100%)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
100 108,1 102,9 97,4 79,8 74,0 80,7 81,2 77,5 79,8 83,5 84,2 87,3 89,5
100 222,0 109,8 114,6 53,7 175,6 282,9 668,3 78,0 139,0 295,1 190,2 180,2 174,5
100 112,5 112,5 137,5 87,5 112,5 150,0 183,3 187,5 195,8 133,3 116,7 112,4 113,7
100 100,0 102,7 117,8 80,1 100,0 139,7 130,8 118,5 129,5 97,9 82,9 81,3 96,4
100 177,8 288,9 177,8 188,9 77,8 166,7 177,8 300,0 288,9 311,1 288,9 267,2 254,3
В результате получаем индекс научного потенциала для инновационного развития (2001 г. - 100 %) при условии равных удельных весов показателей.
Таблица 2
Индекс развития научного потенциала для инновационного развития в Республике Карелия (2001 г. -
100 %)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
индекс развития научного потенциала 100 144,1 143,4 129 98 108 164 248,3 152,3 166,6 184,2 152,6 145,3 132,8
Ко второй группе отнесены показатели, определяющие развитие инновационной деятельности: динамика инновационно активных организаций (%), число созданных передовых производственных технологий, число использованных передовых производственных технологий.
Показатели «число созданных передовых производственных технологий» и «число используемых передовых производственных технологий» отражают технологии, управляемые с помощью компьютера суммарно по обрабатывающим и добывающим производствам. В регионах со значительной долей добывающей промышленности оценка инновационности не может быть сведена лишь к показателю удельного веса инновационной продукции.
По второй группе показателей за 2001-2014 гг. получается следующая таблица их динамики относительно 2001 г.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Таблица 3
Показатели, характеризующие развитие инновационной деятельности в Республике Карелия (2001
год -100 %)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
100 106,3 75,0 187,5 187,5 190,6 181,3 190,6 165,6 206,3 187,5 156,3 143,2 136,4
100 400 200 300 500 200 800 100 100 100 100 600 300 400
100 107,3 63,8 69,8 55,8 64,1 64,4 77,1 73,5 88,0 53,8 69,2 78,4 84,2
В результате получаем индекс развития инновационной деятельности (2001 г. - 100 %) при условии равных удельных весов показателей по 3 показателям.
Таблица 4
Индекс развития инновационной деятельности в Республике Карелия (2001 г. - 100 %)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
индекс развития инновационной деятельности 100 204,5 112,9 185,8 247,8 151,6 348,5 122,6 113 131,4 113,8 275,1 214,5 178,6
Высокие значения в 2007 г. объясняются большими относительно других лет созданными производственными технологиями. При выделении важнейших показателей при соответственно других удельных весах динамика будет несколько отличаться. В целом можно сказать, что если не учитывать 2007 г., то в последние годы есть рост индекса.
К третьей группе отнесены показатели, определяющие развитие собственно результативности инновационной деятельности: объём инновационных товаров, работ и услуг. По данному показателю за 2001-2014 гг. получается следующая таблица их динамики относительно 2001 г.
Таблица 5
Индекс развития результативности инновационной деятельности в Республике Карелия
(2001 г. - 100 %)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
100 114,9 27,7 87,2 51,1 80,9 48,9 68,1 91,5 83,0 72,3 83,0 89,2 96,3
Надо отметить неустойчивость первичных показателей, что приводит к отсутствию четкой тенденции для результирующего индекса. Проблемы статистики инновационной деятельности только сейчас начинают изучать, возможно ВШЭ сможет написать ясные инструкции и организовать их распространение.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Одной из задач Правительства Республики Карелия является помощь в продвижении выпускаемой инновационной продукции карельских предприятий на внешние рынки.
В перечень отгруженной инновационной продукции Республики Карелия входят: продукция предприятий целлюлозно-бумажной, машиностроительной, пищевой, горной и др. отраслей промышленности. Заметную долю инновационной продукции обеспечивают малые предприятия. В республике успешно развиваются следующие инновационные предприятия (табл. 6).
Таблица 6
Малые и средние инновационные предприятия Республики Карелия
№ п/п Наименование компании Производят инновационный продукт или услугу Обладают инновационной технологией Внедряют инновационный продукт или технологию на других предприятиях
1 ИТ парк ПетрГУ + +
2 ООО «Прорыв» + +
3 ЗАО «ЭФЭР» + +
4 Неосистемы + +
5 Телекомстрой + + +
6 ООО «Нелан - оксид» +
7 ООО «Лаб 127» + +
8 ПлазмаЛаб + +
9 ТД Ярмарка + +
10 Сведвуд Карелия +
11 ООО «Технологии прорыва» + +
12 ООО «Чистая вода» + + +
13 ООО «Энергоресурс» + +
14 ООО «Шунгитон» +
15 ООО «Карбон-шунгит» + +
16 MB BARBELL + +
17 ООО «Энергоресурсоэффективная экономика» + + +
18 ЗАО «СИБИРИТ-3» + + +
19 ОАО «Стройтехника» + + +
20 ООО «Инвестбизнесконсалтинг» + +
При этом удельный вес малых предприятий Карелии, осуществлявших технологические инновации, составил 5,5 % при общем уровне показателя 5,9 % в целом по СЗФО округу. Аналогичные и более высокие показатели наблюдались в Вологодской области - 5,5%, Псковской области - 5,9 %, г.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц ? ^ду ^
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Санкт-Петербурге - 8,4 %, Новгородской области - 8,8 %, а наиболее высоким оказался показатель по Мурманской области - 9,6 %.
Активно в Карелии внедряются в производственную деятельность (табл. 7) инновации при 6 единицах вновь созданных передовых производственных технологий. Однако в разрезе СевероЗападного федерального округа показатель использования инноваций, как видно из приведенных ниже данных, пока еще не достаточен.
Регионы сегодня активно вовлекаются в приграничное сотрудничество. Наряду с хозяйствующими субъектами — непосредственными участниками процесса, представляющими сугубо материальную сторону отношений, - региональные власти включаются в международный экономический процесс. Они являются регулирующим звеном приграничного сотрудничества, принимающим участие в проведении внешней политики и создающим необходимые условия и нормативную базу.
Таблица 7
Используемые передовые производственные технологии по субъектам Российской Федерации
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Российская Федерация 168311 180324 184374 201586 203330 191650 191372 193830 204546
Северо -Западный федеральный округ 10901 11671 13452 14473 16622 17894 17473 19697 20840
Республика Карелия 547 549 658 627 751 1191 572 551 498
Республика Коми 131 258 422 467 550 609 491 529 564
Архангельская область 494 729 846 1146 1298 1414 1367 1384 1362
в том числе Ненецкий автономный округ 23 14 18 33 15 18 25 8 3
Вологодская область 3027 2765 2949 2942 3209 2228 2196 2184 2379
Калининградская область 785 1067 1060 894 916 1040 1050 1044 812
Ленинградская область 254 258 439 676 913 1195 1178 1532 1648
Мурманская область 729 828 1035 1055 1112 1557 1154 1106 1135
Новгородская область 1144 1326 1210 1411 1680 1944 1786 1684 1864
Псковская область 762 906 1207 1502 1609 1594 1140 1171 1292
г. Санкт-Петербург 3028 2985 3626 3753 4584 5122 6539 7128 7924
В современных условиях формирование и развитие региональной инновационной подсистемы определяется как одна из важнейших задач на пути к повышению эффективности функционирования экономики региона в целом, уровня социально-экономического развития территории в частности.
Выводы
Управление инновационными процессами на национальном уровне все более усложняется в связи с распространением транснациональными корпорациями своих представительств на основании
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
локальных признаков. В сферу их интересов попадают регионы с конкретными характеристиками и преимуществами. Именно поэтому региональные власти должны наиболее привлекательно организовывать процессы по поиску и удержанию глобальных инвесторов на своей территории.
Региональные инновационные подсистемы составляют базис инновационного развития экономики региона, способный создать условия для ее перевода на инновационный тип развития и интенсифицировать инновационную деятельность, в конечном счете формируя среду для поступательного развития территории.
Инновационные подсистемы российских регионов не имеют типовой структуры. В работах ряда отечественных исследователей приводятся возможные структурные элементы региональных инновационных подсистем. Так, выделяют такие структурные элементы, как генерация знаний, образовательная сфера и кадровый процесс, производство инновационных продуктов, инновационная инфраструктура. Однако ряд субъектов инновационной деятельности выполняют функции не одного структурного элемента (например, вузы или бизнес-инкубаторы, технологические парки и т.д.). Это обусловливает усложнение самой структуры региональной инновационной подсистемы, формирование определенных надстроек, а соответственно и сложность в реализации поставленных в регионе инновационных задач.
Ключевым элементом механизма формирования инновационных подсистем на мезоуровне является разработка и реализация соответствующих программ федерального, регионального и муниципального уровней.
Мезоуровень характеризует всеобщие условия производства и в отношениях между национальной экономикой и отдельной фирмой. Это также инфраструктура межотраслевых комплексов и крупных региональных систем, например в федеральных округах РФ и экономических районах отдельных стран [7].
Глобализация экономики приводит к формированию инфраструктуры на мегауровне. Телекоммуникации, информационные технологии, Internet изменяют всеобщие условия производства. Возникает инфраструктура межстрановых экономических образований, расширяющая масштабы всеобщих условий производства.
Международная интеграция, трансграничное сотрудничество, перераспределение функций между центральными и региональными властями при развитии инфраструктуры - все это требует теоретического осмысления для формирования инфраструктуры, способной эффективно обеспечивать производственный процесс в условиях глобализации и международной конкуренции, обоснования перспектив развития инфраструктуры [10].
Принципы, виды, формы и содержание программ создания и функционирования инновационных подсистем на мезоуровне должны быть регламентированы специальными законодательными и нормативными актами, составляющими в совокупности правовую базу решения данной задачи, как в масштабе всей страны, так и каждой отдельной территориальной инновационной системы.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Список литературы:
1. Бородин В.А., Кобозев О.В. Региональная инновационная подсистема как элемент современной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 4. С. 911.
2. Гусаков М.А., Проскура Д.В. Инновационное обеспечение конкурентоспособности регионов: концепция, понятийный аппарат // Экономика и управление. 2007. №6 (32). С. 34 - 40.
3. Гусаков М.А. Модернизация научно-инновационного процесса // Экономика и управление. 2009. № 10 (48). С. 36-41.
4. Гусаков М.А. Роль Санкт-Петербурга в развитии науки и инноваций // Экономика и управление. 2010. № 10. С. 34-36.
5. Пермякова А.А. Оценка возможности формирования региональной инновационной системы на примере республики Удмуртия // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 34. С. 35-43.
6. Румянцев А.А. О роли стратегических инноваций в технологическом подъеме экономики // Инновации. 2010. № 4. С. 40-43.
7. Рыбаков Ф.Ф. Инфраструктура как подсистема национальной экономики: проблемы развития и инвестирования // Проблемы современной экономики. 2004. № 1-2 (9-10). С. 23 - 34.
8. Тишков С.В. Научный и инновационный потенциал как основные факторы развития экономики северного приграничного региона // Вопросы управления. 2014. № 2 (8). С.157-163.
9. Розанова Л.И., Морошкина М.В., Тишков С.В. Структурные различия в формировании валового продукта в российских регионах // Тренды и управление. 2014. № 3. С. 293-301.
10. Шиенсток Г. Инновационные системы: концептуальные вопросы и проблемы создания // Инновации. 2007. №11. С. 81-84.
References:
1. Borodin V.A., Kobozev O.V. Regional'naja innovacionnaja podsistema kak jelement sovremennoj jekonomiki [Regional innovation subsystem as an element of the modern economy]. Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava, 2013, no. 4, pp. 9-11.
2. Gusakov M.A., D.V. Proskura Innovacionnoe obespechenie konkurentosposobnosti regionov: koncepcija, ponjatijnyj apparat [Innovation competitiveness of regions: concept, conceptual system]. Jekonomika i upravlenie, 2007, no.6 (32), pp.34 - 40.
3. Gusakov M.A. Modernizacija nauchno-innovacionnogo processa [Modernization of the research and innovation process]. Jekonomika i upravlenie, 2009, no.10 (48), pp.36 - 41.
4. Gusakov M.A. Rol' Sankt-Peterburga v razvitii nauki i innovacij [The Role of St. Petersburg in the development of science and innovation]. Jekonomika i upravlenie, 2010, no.10, pp. 34-36.
5. Permjakova A.A. Ocenka vozmozhnosti formirovanija regional'noj innovacionnoj sistemy na pri-mere respubliki Udmurtija [Assess the possibility of formation of regional innovation system on the example of the Republic of Udmurtia]. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2009, no. 34. pp. 35 - 43.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
6. Rumjancev A.A.O roli strategicheskih innovacij v tehnologicheskom podeme jekonomiki [About the role of strategic innovation in the technology economy].Innovacii, 2010,no. 4. pp. 40-43.
7. Rybakov F.F. Infrastruktura kak podsistema nacional'noj jekonomiki: problemy razvitija i investirovanija [Infrastructure as a subsystem of the national economy: problems of development and investment]. Problemy sovremennoj jekonomiki, 2004, no.1-2 (9-10), pp.23 - 34.
8. Tishkov S.V. Nauchnyj i innovacionnyj potencial kak osnovnye faktory razvitija jekonomiki severnogo prigranichnogo regiona [Scientific and innovative potential as the main factors of economic development of the Northern border region]. Voprosy upravlenija, 2014, no.2 (8), pp.157-
9. Rozanova L.I., Moroshkina M.V., Tishkov S.V. Strukturnye razlichija v formirovanii valovogo produkta v rossijskih regionah [Structural differences in the formation of the gross product in the Russian regions]. Trendy i upravlenie, 2014, no. 3, pp. 293-301.
10. Shienstok G. Innovacionnye sistemy: konceptual'nye voprosy i problemy sozdanija [Innovation systems: conceptual issues and issues of creation]. Innovacii, 2007, no. 11, pp. 81-84.
163.