Зарубежный опыт функционирования земельного рынка1
Продолжение2 В.И. Назаренко
руководитель Центра аграрных исследований Института Европы Российской академии наук
Весь опыт земельного рынка за рубежом имеет многовековую историю и, безусловно, требует особого исследования. Мы же предлагаем лишь общую современную картину функционирования рынка земли в развитых странах и основополагающие положения законодательства некоторых государств.
Рынок земли, включая аренду и наследование, является не самодостаточной экономической и юридической категорией, а служит инструментом соответствующей аграрной политики, а также общей политики по использованию земельных ресурсов государства. В какой-то мере рынок земли отражает и степень землеобеспеченности стран, и национальные традиции с большей или меньшей либерализацией экономики.
Пожалуй, в качестве общей тенденции можно указать на концентрацию производства, определяемую прежде всего потребностями современного высокомеханизированного сельского хозяйства. Конечно, размеры хозяйств в Европе и заокеанских странах разительно отличаются, т. к. фермы создавались в совершенно различных природных и исторических условиях. Естественно, что в США размер хозяйства существенно больше, чем в странах Европы, но тем не менее тенденция к росту хозяйств средних размеров наблюдается во всех развитых государствах, за исключением, пожалуй, Новой Зеландии, для которой характерен процесс раздела крупных поместий. Но, повто-
ряем, тенденция к росту хозяйств средних размеров - это всеобщее явление (табл. 1).
Увеличение хозяйств средних размеров и консолидация земельных владений происходят как за счет действия рыночных сил, так и в соответствии с государственной политикой, прежде всего это касается государств, входящих в Европейский Союз, в которых в течение длительного периода времени (причем это связано с огромными финансовыми затратами) идут процессы выкупа мелких хозяйств, продажи их более крупным, ускоренного выхода фермеров на пенсию3 с целью освобождения их земель для укрупнения других ферм, ликвидации чересполосицы, проведения землеустроительных работ. Укрупнению хозяйств способствуют и законодательства государств, входящих в Европейский Союз. Однако целью процесса укрупнения хозяйств является способствование развитию коммерческих фермерских предприятий, а не латифундий. Проведение аграрных реформ в Испании, на юге Италии и до какой-то степени в Японии было направлено именно на ликвидацию помещичьего землевладения, которое обычно рассматривается как пережиток феодального строя в сельском хозяйстве, поэтому в ряде государств существуют законы, лимитирующие размеры земельных владений. Правда, в заокеанских странах подобных законов нет. Так, в США и Канаде, собственно, и не было латифундий фе-
1 Материал подготовлен при поддержке «Российского гуманитарного научного фонда».
2 Начало см. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2002. №№ 8, 10.
3 Фермерам, не достигшим пенсионного возраста, в случае продажи ими земли в государственный перераспределительный фонд выплачивается пенсия.
Таблица 1
Размеры ферм
Страна Первоначальный год учета Средний размер, га Последний год учета Средний размер фермы, га Среднегодовой темп прироста, %
Австралия 1986 2718 1993 3813 5,0
Австрия 1980 12 1990 12 -
Бельгия 1979 12 1997 18 2,8
Канада 1981 207 1991 242 1,6
Дания 1979 24 1993 37 3,2
Франция 1979 23 1993 35 3,1
Финляндия 1970 7 1994 10 0,5
Германия 1979 14 1993 20 2,6
Греция 1979 4 1993 4 -
Ирландия 1975 22 1993 27 1,1
Италия 1979 6 1993 6 -
Япония 1975 0,8 1993 1,2 2,6
Нидерланды 1979 14 1993 17 1,3
Новая Зеландия 1977 310 1990 224 -2,7
Норвегия 1975 8 1993 11 2,4
Португалия 1987 5 1993 8 8,4
Испания 1987 14 1993 18 4,1
Швеция 1975 23 1990 29 1,8
Швейцария 1975 9 1990 10 0,8
Великобритания 1979 64 1993 67 0,3
США 1970 368 1993 473 1,2
Европейский Союз (12 стран) 1980 12 1997 16 2,4
одального типа, да и землеобеспеченность гораздо выше. Но в этих странах местное земельное законодательство, обычно определяющее условия функционирования рынка, запрещает скупку фермерской собственности корпорациями. Вообще, западное законодательство отрицательно относится к приобретению земель юридическими лицами. В особенности это касается Европы. Здесь земли могут приобретать лишь физические лица, причем подпадаю-
щие под определенные, довольно жесткие ограничения. К ним относятся требования наличия специального сельскохозяйственного образования, опыта работы, а также требование проживания в сельской местности и обладания соответствующим капиталом для ведения сельского хозяйства. Смысл этих ограничений состоит в том, что земля должна находиться в руках у эффективного земельного собственника, как правило, в рамках семейной фермы.
Решение же вопроса о самом характере землевладения и землепользования, в особенности путей концентрации землепользования, целиком зависит от национальных традиций и хозяйственной целесообразности. По существу, в подавляющем большинстве государств собственность на землю не противопоставляется аренде. При том и другом виде землепользования возможно ведение эффективного сельского хозяйства и нет никаких идеологических, юридических или экономических ограничений или предпочтений в виде землепользования. В каждой стране, повторяем, это вопрос национальных условий и хозяйственной целесообразности. Тенденции в этой области по отдельным странам продемонстрированы в таблице 2.
Существенным фактором как в системе землепользования, так и на рынке земли в целом является государственное регулирование. Изменение самого понятия собственности с неограниченного к ограниченному со значительной социальной ответственностью и соблюдением целей общегосударственной политики привело к развитой государственной системе регулирования рынка земли, покупке и продаже, аренде, прав наследования и всех форм передачи земельной собственности. Важной сферой государственного регулирования является и сохранение сельскохозяйственного земельного фонда. В условиях урбанизации и индустриализации при существующих колоссальных различиях в ценах на сельскохозяйственные земли и земли, предназначенные под жилищную и промышленную застройку, такая политика государства является важной функцией регулирования земельного рынка с жесткими правилами отвода земель. Кроме чисто административных мер, существенную роль играют и экономические рычаги, в частности налогообложение с дифференциацией поземельного налога в зависимости от использования земли. В целом это создает весьма сложный конгломерат современного земельного рынка с сочетанием действия чисто рыночных сил и многостороннего государственного регулирования.
Покупка и аренда земли
Покупка и аренда земли являются наиболее распространенными способами передачи прав землевладения и землепользования. В современных условиях это часто происходит с целью укрупнения ферм и создания экономически более стабильных хозяйств. Они составляют важнейшие элементы рынка земли и как таковые являются объектом действия гражданского права и во многих, если не в большинстве случаях -объектом государственного регулирования, причем последнее определяется как национальной спецификой, так и более общими факторами таким, как землеобеспечен-ность и стремление сохранить землю в жизнеспособных хозяйствах. Как уже указывалось, в аграрной политике некоторых развитых стран проявляется тенденция к борьбе с созданием латифундий, препятствованию сосредоточению в одних руках слишком больших массивов земли. Довольно частыми условиями для получения прав аренды или покупки являются требования, чтобы арендатор или покупатель был местным жителем, имел профессиональную подготовку, опыт работы и необходимый капитал для использования арендованной или покупаемой земли.
Рассмотрим законоприменительную практику разных стран с учетом различий в их законодательствах. Примером страны с наиболее развитым земельным законодательством является Дания. В этой стране от арендатора, так же как от покупателя земли, требуется обеспечение таких целей, как сохранение земли в сельскохозяйственном производстве, здоровья скота, а также сохранение природы и окружающей среды. Законодательство требует от фермера хорошего ведения сельского хозяйства. Лица, ведущие сельское хозяйство как на арендованных, так и на собственных землях, обязаны постоянно проживать на принадлежащей им ферме.
В целях борьбы с созданием латифундий законодательство устанавливает верхнюю границу землепользования (собственной и арендованной земли) в 150 гектаров сельскохозяйственных угодий. Исключения делаются лишь в том случае, если фермер
Таблица 2
Структура хозяйств стран Европейского Союза по типу землевладения и землепользования, %
1975 1987
Страна фермер- владелец фермер- арендатор фермер- издоль- щик фермер- владелец фермер- арендатор фермер- издоль- щик
Бельгия 27 73 0 32 68 0
Дания 86 44 0 82 18 0
Германия 71 29 0 66 36 0
Франция 52 47 1 47 53 0
Греция 77 22 1
Ирландия 96 4 0 96 4 0
Италия 78 17 3 80 19 1
Люксембург 59 41 0 52 48 1
Нидерланды 56 44 0 64 33 1
Португалия 66 22 12
Испания 70 22 8
Великобритания 56 44 0 63 37 0
Европейский Союз (12 стран) 65 33 2
1990 1993
Бельгия 33 66 1 33 66 1
Дания 81 19 0 79 21 0
Германия 57 42 1 54 45 1
Франция 43 56 1 39 60 1
Греция 76 22 2 75 24 1
Ирландия 88 12 0 88 12 0
Италия 81 18 1 78 22 0
Люксембург 50 49 1 48 52 0
Нидерланды 67 31 2 65 34 1
Португалия 69 25 6 70 24 6
Испания 72 20 8 73 21 6
Великобритания 62 38 0 62 37 1
Европейский Союз (12 стран) 61 36 3 62 36 2
сможет доказать, что вследствие специфики его производства ему требуется больше земли, и при отсутствии возражений со стороны окрестных крестьян.
Законодательство также устанавливает расположение участков или расстояние между ними с целью создания по возможности единых массивов, связанных с необходимой инфраструктурой.
Законодательство обусловливает, что расстояние между дорогами, ведущими на ферму, не должно превышать двух километров. Если ферма состоит из нескольких участков земли, то их число не должно превышать пяти и они не должны отстоять от центральной усадьбы более, чем на 10-25 километров. Правда, законодательство допускает исключение в случаях, если, например, требуются дополнительные участки земли для вывоза и задела навоза. Однако для этого необходимо специальное разрешение. Лица, желающие приобрести дополнительный участок земли в собственность или взять его в аренду, должны отвечать необходимым требованиям. Арендатор, также как и покупатель, должен прожить в сельской местности не менее 8 лет. Если размер фермы превышает 30 гектаров, гражданин должен доказать свою профессиональную квалификацию, иметь опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующее образование, а также обязуется проработать на этой ферме не менее 8 лет (это означает, что в течение установленного срока он не может ни продать, ни сдать в аренду или субаренду полученную им землю). Законодательством разрешается покупать или получать в аренду до трех участков земли при условии, что расстояние между ними не будет превышать 10 километров, и ни один из соседей не будет возражать против такого приобретения земли. Покупка земли запрещается, если эта операция является лишь средством помещения капитала или цена покупаемой земли не соответствует ее реальной стоимости. Если кто-либо живет не более чем в километре от продаваемого участка и уже имеет 70 гектаров земли, то этот человек имеет преимущество по его приобретению, если он готов оплатить рыночную стоимость земли.
Юридические лица не имеют права как на покупку сельскохозяйственных угодий, так и на их аренду. Это право предоставляется только физическим лицам, которые уже вели сельскохозяйственное производство, имеют соответствующую квалификацию и берут на себя обязательство непосредственно заниматься сельским хозяйством в течение длительного времени.
Одним из требований датского законодательства является условие, согласно которому в случае раздела земли каждый участок должен иметь размер, позволяющий вести современное сельское хозяйство. Таким образом, законодательство этой страны проводит последовательную линию на поддержку относительно крупных семейных коммерческих ферм, не допуская ни создания латифундий, ни помещичьих хозяйств, ни скупки земли юридическими лицами и превращения ее в объект спекуляции. Такая земельная политика является одним из факторов, обеспечивающих Дании лидирующее место в мире по эффективности сельского хозяйства. Итак, земельное законодательство Дании носит комплексный и целенаправленный характер, имеющий вполне определенные социальные, экономические и производственные цели.
Попытаемся обобщить цели и инструменты проведения земельной политики других развитых стран и те ограничения, которые накладываются на земельный рынок этих стран (табл. 3). Эти общие положения можно продемонстрировать и на примере других стран.
Так, развитое земельное законодательство существует в Германии.
В этой стране осуществляется постоянный контроль за любыми изменениями собственности или аренды сельскохозяйственных угодий. Переход прав на любые сельскохозяйственные угодья требует специального разрешения, которое необходимо в трех случаях:
• когда этот переход приводит к нежелательному распределению земель, например, перевод сельскохозяйственных угодий на несельскохозяйственные виды пользования, что, как правило, считается нежелательным. При наличии нескольких лиц, желающих приобрести или арендовать землю,
Таблица 3
Основные виды государственного влияния на земельный рынок
Тип контроля Основные цели определения земельного рынка Страны
Регулирование покупки и аренды земли Обеспечение приобретения земли только квалифицированными фермерами (уровень подготовки и опыт, место жительства, сельское хозяйство как основной источник дохода и т. д.) Дания, Германия, Япония
Предотвращение чрезмерной концентрации земли Дания, Германия, Новая Зеландия, Швейцария, Испания, Франция
Предотвращение чрезмерного дробления участков земли Дания, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Португалия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Норвегия
Удержание на местах проживания квалифицированных фермеров Норвегия
предпочтение отдается лицу, которое уже ведет сельскохозяйственное производство;
• когда этот переход грозит нежелательной фрагментацией участков (ни один участок не должен иметь размер менее одного гектара);
• когда этот переход приводит к излишней концентрации земли (максимальный размер участка - от 400 до 500 гектаров).
Однако это не относится к Восточным землям Германии (бывшей ГДР). Что касается аренды земли, то на нее распространяются те же ограничения, что и на покупку.
В целом законодательство Германии запрещает изъятие сельскохозяйственных земель для их использования в несельскохозяйственных целях, но в этой стране существует закон о планировании землепользования, который предоставляет властям право отвода земель в определенных пределах для строительства дорог, общественных сооружений и т. д.
В 1994 году в Швейцарии было принято новое аграрное законодательство, названное «Законом о собственности на землю», целью которого является сохранение земли в руках тех, кто ее обрабатывает. В соответствии с этим законодательством и строится структурная политика в землевладении, направленная на поддержание минимального и максимального размеров одного хозяйства. Рациональные размеры хозяйств определяются по нормативам, согласно которым минимальный размер фермы должен обеспечить занятость одного человека на 75 процентов (2100 часов в году). Максимальным считается участок, который обеспечивает разумный уровень доходов 2,5-3 работников. В равнинных местах минимальный размер участка определен в 5-7,5 гектара. При аренде же земли минимальный размер участка должен обеспечивать занятость 1,5 работника.
В Италии, Португалии и Испании, земельное законодательство которых до какой-то степени имеет общие корни, основной упор делается на определении нижней границы фермерского хозяйства, чтобы избежать чрезмерной фрагментации с учетом аграрного перенаселения. Законодательством этих стран определяется такое понятие, как «минимальное жизнеспособное хозяйство», и оно запрещает какие-либо сделки по продаже или аренде земли, которые нарушили бы этот минимальный размер. Вследствие различных природных и экономических условий минимальный размер хозяйства устанавливается на региональном уровне.
В Японии земельное законодательство основано на послевоенной аграрной реформе. Учитывая крайне ограниченную площадь сельскохозяйственных угодий, государство стремится проводить жесткую политику по охране сельскохозяйственных земель. Любые изменения собственности на землю и аренду требуют разрешения властей и даются лишь при выполнении следующих условий:
• собственник должен сам обрабатывать землю, которую он имеет и арендует;
• крестьянин или один из членов его семьи должен быть постоянно занятым сельскохозяйственным производством на принадлежащей семье ферме;
• приобретенная или арендуемая общая площадь сельскохозяйственных угодий должна быть не менее 0,5 гектаров (на Хоккайдо - не менее 2-х гектаров), за исключением отдельных случаев ведения особо интенсивного типа производства;
• крестьянин должен иметь квалификацию, финансовые и прочие возможности для ведения эффективного производства на всей площади фермы, он также должен постоянно проживать на своей ферме.
Таким образом, законодательство Японии не разрешает приобретать или арендовать какую-либо сельскохозяйственную землю, если человек не характеризуется как «физическое сельскохозяйственное лицо». Эта формулировка и внесена в закон. В качестве важных составляющих этого понятия в него также включены «постоянное
трудовое участие» и «способность осуществлять необходимые капиталовложения».
В Новой Зеландии положение с землей совершенно иное, нежели чем в Европе или Японии. С самого начала сельскохозяйственное производство Новой Зеландии было ориентировано на создание крупных хозяйств с использованием наемной рабочей силы. Но все земельные площади уже практически заняты. С ростом населения наблюдается тенденция к разделу прежних огромных владений и созданию более мелких хозяйств европейского типа. Вследствие этого Новая Зеландия является одной из немногих стран, в которой средний размер земельного участка сокращается. Государственная политика, направленная на поддержку такого типа развития землевладения, препятствует увеличению крупных поместий. На покупку земли площадью более двух гектаров требуется специальное разрешение. То же касается и аренды. Но тем не менее земельное законодательство Новой Зеландии все же значительно более либерально, чем в Европе.
В Норвегии одной из основных целей аграрной политики является сохранение крестьянского хозяйства и препятствование обезлюдиванию и так не очень благоприятных для сельского хозяйства регионов в особенности на севере страны и в центральной ее части. При этом ориентация идет на фермера - собственника земли. Поэтому законодательство ограничивает возможность раздробления участков. Аренда же регламентируется законодательством и местными властями. В общем, аграрная политика скорее ориентирована на социальные и экологические цели.
Нидерланды. От других стран Западной Европы эта страна отличается специфичностью земельной политики. Дело в том, что значительные площади осушенных польдеров находятся в государственной собственности и используются на основе длительной аренды. Арендуются и другие земли. 30 процентов всей земли находится в арендном пользовании и около половины хозяйств частично или полностью работают на арендованной земле. С учетом важности института аренды государство регулирует все его ви-
ды. При этом принимаются во внимание многие факторы, на основе которых выдаются разрешения на аренду. Причиной такой государственной политики является, с одной стороны, нежелание дробить ранее существующие хозяйства, а с другой - чрезмерная концентрация земли в одних руках. Этот принцип соблюдается как в отношении аренды, так и в отношении покупки земли. Также принимается во внимание и тип сельскохозяйственного производства, и размеры площадей, которые необходимы для жизнеспособной коммерческой фермы. При наличии соответствующего разрешения контракты на аренду могут быть продлены, дополнены или прекращены.
По земельному закону Испании аренда земли подлежит государственному регулированию. Его основная цель - не допустить создания крупных поместий. Как правило, не разрешается получать в аренду более 50 гектаров орошаемых земель или 1 тысячи гектаров экстенсивных пастбищ.
В Ирландии, в которой несколько веков господствовала система английских лендлордов - владельцев земли и ирландцев-арендаторов - аренда рассматривается как нечто, противоречащее национальному духу ирландцев. Аграрная политика ориентирована на фермера - собственника земли. На получение прав на аренду требуется специальное разрешение властей. Это приводит к тому, что в Ирландии существует самый низкий процент в Европе фермеров-арендаторов - всего лишь
12 процентов.
Во Франции уже более 30 лет существует сложная система контроля над рынком земли. Законодательство требует разрешения властей на проведение любой сделки, связанной с куплей-продажей земли или сдачей ее в аренду, т. е. в случае изменения землепользователя. Акцент делается именно на фактическом землепользовании. Если же, например, собственник земли меняется, а арендатор остается прежним, то в этом случае разрешения не требуется. Если же меняется арендатор, а собственник остается прежним, то в этом случае, наоборот, разрешение необходимо.
При выдаче разрешения власти исходят из положения, соответствует ли сделка принципу сохранения или создания, как сказано в законе, «семейной ферме с личной ответственностью». При выдаче таких разрешений в качестве требования выдвигается минимальный размер площади земли. Этот минимум устанавливается законом. Приобретенное в собственность или арендованное хозяйство должно обеспечивать полную занятость и надлежащий доход как минимум двух человек. В настоящее время по всей стране средний минимальный размер земельного участка составляет 25 гектаров. Однако по разрешению Министерства сельского хозяйства Франции установлен региональный коэффициент -30 процентов отклонения от среднего размера участка. Верхняя же граница размера хозяйства не устанавливается. При увеличении хозяйства до размера, превышающего два минимальных размера (путем покупки земли или ее аренды), фермер должен получить разрешение властей. Аналогичное разрешение требуется и в том случае, если ферма, имеющая два минимальных размера, планируется к сокращению.
При организации нового хозяйства от фермера требуется опыт работы и соответствующая квалификация, а при наличии нескольких кандидатов на один и тот же участок земли предпочтение отдается наиболее квалифицированному.
Таким образом, большинство западных стран осуществляет достаточно плотный контроль над рынком земли. В то же время есть страны с гораздо более либеральным режимом рынка земли (имеется в виду торговля и аренда земли), хотя и в этих странах существуют ограничения по выводу сельскохозяйственных земель из оборота, налогообложению, праву наследования и т. д. Но там, повторяем, рынок более либерализован, что обусловлено национальными традициями и наличием земельных ресурсов. К таким странам, прежде всего, относятся США, Австралия, Канада. Несколько меньший контроль над рынком земли также осуществляется в Великобритании, Бельгии и Гоеции. Однако и в этих странах власти резервируют за собой право вмеша-
тельства, если речь идет, например, об экологии. Так, в Австралии, в которой большая часть земли является государственной собственностью, выдача разрешений на ее использование или сдачу в аренду обусловливается соблюдением фермерами соответствующих правил использования земли, в частности контроля над эрозией и предотвращением опустынивания.
Даже в США с их либеральным режимом в наиболее развитых сельскохозяйственных районах действует законодательство, которое запрещает не фермерам приобретать сельскохозяйственные угодья. Так, в
13 наиболее важных в сельскохозяйственном отношении штатах Среднего Запада юридическим лицам запрещено покупать сельскохозяйственные угодья. Однако, если фермеры сами создают какие-либо объединения, имеющие по американскому законодательству статус корпорации, например, семейные корпорации, в которых собственниками фермы являются члены семьи, то на них такое ограничение не распространяется. Смысл закона - запрет на скупку земли не фермерам, а также предотвращение потенциального вывода земли из сельскохозяйственного оборота.
Особое значение имеет законодательство, касающееся аренды. В целом можно констатировать стремление многих государств увеличить сроки аренды и стабилизировать арендные ставки. Суммарно эти положения представлены в таблице 4, которая дает общее представление о разнообразии условий аренды в различных государствах: от более либеральных
(США) до более регламентируемых (большинство стран Европы) законодательством и практикой.
Кроме США, к числу стран, имеющих либеральную практику рынка аренды, также можно отнести Австралию, Канаду и Новую Зеландию.
В Западной Европе в большинстве случаев предусмотрен минимальный срок аренды как фермы в целом, так и участка земли. Только в таких странах, как Норвегия, Дания, а из развитых неевропейских - Япония, установлен максимальный срок аренды. Минимальный срок установлен, напри-
мер, в Ирландии, т. е. в странах, в которых сама по себе аренда не играет существенной роли. В Дании установлен максимальный срок аренды - 30 лет. Законодательство этой страны не разрешает продление строка аренды и поощряет арендатора выкупать землю и становиться ее собственником. В других же странах срок аренды может быть продлен и сверх установленного срока. Таким образом, создается система долговременной аренды.
Различная практика существует и по установлению размеров арендной платы. В Дании, Ирландии, Греции, Люксембурге и Норвегии землевладелец и арендатор сами договариваются о размере арендных платежей. В государствах же, в которых аренда играет значительно большую роль, существует законодательство по регулированию арендной платы.
В Великобритании землевладелец и арендатор также могут самостоятельно определить размер арендной платы, но затем установленный размер платы за аренду рассматривается и утверждается местными властями, которые руководствуются соответствующими стандартами, регулирующими размер такой оплаты.
В Ирландии и во Франции законодательство также предусматривает регулирование или административное утверждение размера арендной платы. Власти могут контролировать арендную плату путем установления максимальных или стандартных ее размеров. Контракты по аренде фактически готовятся на этой основе. Подобная практика существует в Нидерландах, Испании, Бельгии, Португалии и Японии. При этом арендная плата исчисляется в денежной форме исходя из потенциального урожая и цен за прошедшие годы.
Таким образом, практика регулирования арендной платы определяется исходя из специфики каждой страны и здесь трудно найти общую закономерность, видно лишь различие между более либеральной заокеанской и более регламентируемой европейской и японской системами. Здесь опять-таки важную роль играют как национальные традиции, так и землеобес-печенность.
Таблица 4
Законы, регулирующие аренду сельскохозяйственных угодий
Страна Длительность и регулирование контрактов по аренде
США (42,8 % земли арендуется) Срок зависит от контракта. Как правило, преобладают долговременные контракты, ставки арендной платы определяются рынком
Великобритания (38,4 % земли арендуется) Срок зависит от контракта. Существуют как долгосрочные, так и краткосрочные арендные договоры. Уровень оплаты определяется арбитражным судом
Исландия Срок зависит от контракта. Размер арендной платы определяется законодательством
Ирландия (12,4 % земли арендуется) Срок аренды - минимум 3 года. Размер арендной платы определяется рынком
Греция (22,2 % арендованной земли) Срок аренды - минимум 4 года. Размер арендной платы определяется рынком
Люксембург Срок арендной платы - минимум 6 лет для участка и 8 лет - для всего хозяйства. Размер арендной платы определяется рынком
Швейцария Срок аренды - минимум 6 лет для земли без построек, 9 лет - для всего хозяйства с постройками. Размер арендной платы определяется нормами, зафиксированными в законодательстве
Нидерланды (31,5 % земли находится в аренде) Срок аренды - минимум 6 лет для земли без построек, 12 лет - для всей фермы. Максимальный уровень арендуемой платы устанавливается законодательством
Испания (19,9 % земли находится в аренде) Минимальный срок аренды - 6 лет, максимальный - 15 лет. Размер арендной платы ориентирован на стандарты, установленные властями
Бельгия (66,2 % земли находится в аренде) Срок аренды - минимум 9 лет. Максимальный размер арендной платы устанавливается законодательством
Франция (56,2 % земли находится в аренде) Срок аренды - минимум 9 лет. Размер арендной платы определяется нормами законодательства
Португалия (24,6% земли находится в аренде) Срок аренды - минимум 10 лет для тех, кто применяет наемный труд. Без использования наемного труда - 7 лет. Уровень арендной платы устанавливается на основе государственных стандартов
Норвегия (21 % земли арендуется) При заключении арендных договоров сроком более, чем на 10 лет требуется разрешение властей. Арендная плата определяется рынком
Германия (42 % земли находится в аренде) Срок аренды зависит от контракта. Суд по сельскохозяйственным спорам может продлить срок договора аренды максимум до 12 лет, если это касается отдельных участков земли, и до 18 лет, если это касается хозяйства в целом
Италия (18,4 % арендованной земли) Минимальный срок аренды в 15 лет является правилом для низинных земель и 6 лет - для горных. Арендная плата рассчитывается исходя из стандартов, установленных властями
Япония (13,1 % арендованной земли) Максимальный срок аренды - 20 лет. Арендная плата устанавливается исходя из стандартов, установленных властями
Дания (13,1 % арендованной земли) Максимальный срок аренды - 30 лет, если речь идет о хозяйстве в целом. Арендная плата определяется рынком