Научная статья на тему 'Зарубежный опыт борьбы с коррупцией'

Зарубежный опыт борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7486
977
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЗАРУБЕЖНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ПРАКТИКА / ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТЫЕ ГОСУДАРСТВА / КОРРУПЦИОННЫЙ СКАНДАЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / ПОДКУП ЗАРУБЕЖНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Килясханов Хизри Шапиевич

Задача написания статьи заключается в исследовании проблем зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Над исследуемыми проблемами коррупционных отношений работали и работают зарубежные исследователи, такие как Р. Пребиш, А. Эммануэль, И. Валлерстайн, Э. де Сото, Й. Шумпетер и др. Методологическую основу исследования в данной статье составляют концепции экономической теории коррупции, развивающейся в рамках институциональной экономической теории. При проведении исследования применялась система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа состояния социально-экономической безопасности. Выводы: в данной статье автор обосновывает проблемы зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Приведены аргументы по определению основных направлений борьбы с коррупцией исходя из зарубежного опыта. Полученные в ходе исследования теоретические положения, сформулированные в статье выводы и практические рекомендации, могут способствовать проведению согласованной государственной политики России в области борьбы с коррупцией и обеспечения экономической безопасности, противодействия организованной и экономической преступности. Практическая значимость результатов исследования в данной статье заключается в их направленности на решение задач, стоящих перед органами власти, по обеспечению защиты экономических интересов государства, общества и личности от преступных коррупционных посягательств с учетом зарубежного опыта. Выводы и рекомендации статьи с учетом зарубежного опыта могут быть использованы при обосновании государственных мер и механизмов борьбы с коррупцией, обеспечения экономической безопасности России, борьбы с организованной преступностью экономической направленности, противодействия криминально-коррупционным угрозам реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ и инновационного развития национальной экономики; при подготовке докладов в высшие органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и руководству МВД России. Научная новизна статьи определяется комплексным рассмотрением проблем зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Статья предназначена для научных и практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in fighting corruption

The task of writing this article is to study the problems of foreign experience in fighting corruption. Above the test problems of corruption relations work and work overseas researchers such as R. Prebisch, Emmanuel A., I. Wallerstein, Hernando de Soto, Schumpeter and other methodological basis of the research in this article constitute the concept of economic theory of corruption in developing framework of institutional economics. The survey system was used scientific methods of dialectical cognition system and factor analysis of the socio-economic security.Conclusion: In this article the author proves the problem of foreign experience of combating corruption. Arguments on the definition of the main directions of corruption on the basis of foreign experience. The findings of the study theoretical principles stated in Article conclusions and practical recommendations can contribute to a coordinated state policy of Russia in the fight against corruption and economic security, combating organized and economic crime. The practical significance of the research results in this paper lies in their focus on the tasks facing the authorities to ensure the protection of the economic interests of the state, society and the individual from criminal encroachments corruption including foreign experience. Conclusions and recommendations of the article including foreign experience can be used in the justification of national measures and mechanisms to combat corruption, the economic security of Russia, the fight against organized crime, economic orientation, counter-corruption criminal threats implementation of priority national projects, the federal target programs and innovative development of national the economy; in preparing reports top executive authorities of the Russian Federation on combating corruption and the MIA of Russia. Scientific novelty item is determined considering the complex problems of international experience of combating corruption. This article is intended for researchers and practitioners.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт борьбы с коррупцией»

Килясханов Х. Ш.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

6.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Килясханов Хизри Шапиевич, доцент, кандидат философских наук

Место работы: Академии управления МВД России

kelyschanov@mail.ru

Аннотация: Задача написания статьи заключается в исследовании проблем зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Над исследуемыми проблемами коррупционных отношений работали и работают зарубежные исследователи, такие как Р. Пребиш, А. Эммануэль, И. Валлерстайн, Э. де Сото, Й. Шумпетер и др.

Методологическую основу исследования в данной статье составляют концепции экономической теории коррупции, развивающейся в рамках институциональной экономической теории. При проведении исследования применялась система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа состояния социальноэкономической безопасности.

Выводы: в данной статье автор обосновывает проблемы зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Приведены аргументы по определению основных направлений борьбы с коррупцией исходя из зарубежного опыта.

Полученные в ходе исследования теоретические положения, сформулированные в статье выводы и практические рекомендации, могут способствовать проведению согласованной государственной политики России в области борьбы с коррупцией и обеспечения экономической безопасности, противодействия организованной и экономической преступности.

Практическая значимость результатов исследования в данной статье заключается в их направленности на решение задач, стоящих перед органами власти, по обеспечению защиты экономических интересов государства, общества и личности от преступных коррупционных посягательств с учетом зарубежного опыта.

Выводы и рекомендации статьи с учетом зарубежного опыта могут быть использованы при обосновании государственных мер и механизмов борьбы с коррупцией, обеспечения экономической безопасности России, борьбы с организованной преступностью экономической направленности, противодействия криминально-коррупционным угрозам реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ и инновационного развития национальной экономики; при подготовке докладов в высшие органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и руководству МВД России.

Научная новизна статьи определяется комплексным рассмотрением проблем зарубежного опыта борьбы с коррупцией.

Статья предназначена для научных и практических работников.

Ключевые слова: коррупция, зарубежный опыт, зарубежная коррупционная практика, индустриально развитые государства, коррупционный скандал, предупреждение и пресечение коррупции в государственной гражданской службе, подкуп зарубежных должностных лиц.

FOREIGN EXPERIENCE IN FIGHTING CORRUPTION

Kilyaskhanov Khizri Shapievich, associate professor, PhD Work place: the Academy of the Interior Ministry of Russia

kelyschanov@mail.ru

Annotation: The task of writing this article is to study the problems of foreign experience in fighting corruption. Above the test problems of corruption relations work and work overseas researchers such as R. Prebisch, Emmanuel A., I. Wallerstein, Hernando de Soto, Schumpeter and other methodological basis of the research in this article constitute the concept of economic theory of corruption in developing framework of institutional economics. The survey system was used scientific methods of dialectical cognition system and factor analysis of the socio-economic securi-ty.Conclusion: In this article the author proves the problem of foreign experience of combating corruption. Arguments on the definition of the main directions of corruption on the basis of foreign experience. The findings of the study theoretical principles stated in Article conclusions and practical recommendations can contribute to a coordinated state policy of Russia in the fight against corruption and economic security, combating organized and economic crime. The practical significance of the research results in this paper lies in their focus on the tasks facing the authorities to ensure the protection of the economic interests of the state, society and the individual from criminal encroachments corruption including foreign experience. Conclusions and recommendations of the article including foreign experience can be used in the justification of national measures and mechanisms to combat corruption, the economic security of Russia, the fight against organized crime, economic orientation, counter-corruption criminal threats implementation of priority national projects, the federal target programs and innovative development of national the economy; in preparing reports top executive authorities of the Russian Federation on combating corruption and the MIA of Russia. Scientific novelty item is determined considering the complex problems of international experience of combating corruption. This article is intended for researchers and practitioners.

Keywords: corruption, foreign experience, foreign corrupt practices, industrialized state corruption scandal, prevention and suppression of corruption in the civil service, bribing foreign officials.

Коррупция не зависит от политического и экономического режима. Явление коррупции в современный период можно обнаружить практически в любом государстве. По признанию многих исследователей коррупция является всеобщим аспектом осуществления государственной власти в форме конкретных действий государственных служащих[4, С.45].

Проанализировав общетеоретический аспект коррупции в государственной гражданской службе РФ, представляется необходимым обратить внимание на зарубежный опыт соответствующей деятельности. Это обстоятельство обусловлено многими причинами. Одна из причин использования зарубежного опыта состоит в том, что индустриально развитые государства, как правило, имеют более совершенную систему работы государственной службы.

Изучение зарубежного опыта реализации средств предупреждения и пресечении коррупции в государственной гражданской службе показывает, что многие государства сформировали меры предупреждения и пресечения коррупции, не зависящие от национальной специфики. При этом заметим, что содержание концепций предупреждения и пресечения коррупции в системе гражданской службы зарубежных государств сводится к детальному определению административно-правового статуса государственного служащего и

77

Бизнес в законе

3’2014

основывается на защите прав человека. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть ряд положительных примеров, касающихся практики реализации средств предупреждения и пресечения коррупции в таких странах, как США, Канада, Италия, Германия, Сингапур и Китай.

Однако, учитывая объем и цели данного материала, представляется целесообразным рассмотреть опыт наиболее успешных стран в этой области. Таких, например, как США, Италия и Сингапур. Одним из инициаторов активного противодействия коррупции внутри страны и на международной арене выступили США, имеющие значительный опыт борьбы с этим явлением. Термин «коррупция» употребляется в США для обозначения продажности общественных, государственных и политических деятелей, государственных служащих [3, C. 196].

В Конституции сШа, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление Президенту США может быть объявлен импичмент. Начало реальной борьбы с коррупцией в США относится к 70м гг. прошлого столетия. Шок от громкого коррупционного скандала, связанного с деятельностью американской компании «Локхид» в Японии и приведшего к отставке правительства страны, побудил американских законодателей принять в 1977 г. «Акт о зарубежной коррупционной практике».

Принятый акт ставил вне закона подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями. Однако после принятия данного закона американское деловое сообщество общество стало жаловаться на то, что жесткая позиция США в отношении коррупции серьезно подрывает позиции американских компаний, работающих в коррумпированном окружении стран Третьего мира . В результате Акт был отменен в 1988 г.[ 2, С. 149]. Однако ситуация не изменилась.

В одном из материалов, опубликованном в журнале «Экономист» в 1995 г., утверждалось, что в 1994-1995 гг. американские компании упустили около 100 контрактов за рубежом на общую сумму примерно 45 млрд долл., доставшихся менее принципиальным соперникам и конкурентам. Согласно отчету Департамента торговли США, подготовленному 1996 г. при содействии спецслужб США, американские фирмы понесли убытки, оцениваемые в 11 млрд долл., из-за того что их конкуренты прибегали к взяточничеству. На этом основании в США была инициирована кампания за то, чтобы заставить другие страны - участницы ОЭСР объявить преступлением дачу взяток иностранным чиновникам. В тот период администрация Б. Клинтона объявила переговоры в ОЭСР по поводу взяточничества одним из приоритетов в деятельности Государственного департамента США.

Таким образом, американцы хотели поставить своих конкурентов в равные условия. В целях усиления мер по борьбе с коррупцией и оказания содействия американским компаниям в решении этой проблемы на международном уровне в начале третьего тысячелетия Министерство торговли США создало на своем сайте в сети Интернет «горячую линию». Интересно отметить, что в США сформирована система контроля за правонарушениями коррупционного характера. Так, с 1946 года в США действует Закон «О федеральном регулировании лоббистской деятельности», в соответствии с которыми любая организация, оказывающая давление

на конгресс, обязана регистрировать своих лоббистов и сообщать о своих интересах в законодательной сфере.

Как известно, в Российской Федерации нет закона, который регулировал бы лоббистскую деятельность, в связи с этим институт лоббизма находится вне правового регулирования. Такой законодательный вакуум ведет к неурегулированному лоббизму и, как следствие, к коррупции в государственном аппарате.

В настоящее время объективно необходимо законодательное регулирование лоббистской деятельности в нашей стране по опыту США и Великобритании, что позволит выявлять и пресекать факты коррупционного лоббизма уже на его ранних стадиях. В законе следует ограничить право заниматься лоббистской деятельностью лицам, занимающим должности в органах государственной власти в течение всего срока государственной службы и определенного периода после увольнения со службы.

В последние годы масштабы взяточничества в американской экономике вновь достигли такого уровня, что правительство было вынуждено начать широкомасштабную атаку против компаний, использующих взятки для продвижения своих интересов за рубежом[ 1, С. 58-59].

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что законодательство США, регламентирующее порядок прохождения государственной службы, включает в себя административные кодексы и этические нормы поведения, не допускающие конфликта интересов на государственной службе, обеспечивающие надлежащее использование государственных ресурсов и требующие достижения самого высокого уровня профессионализма и честности среди сотрудников.

Особого внимания в сфере предупреждения и пресечения коррупции заслуживает такое европейское государство, как Италия, которая имеет весьма успешный опыт масштабной борьбы с коррупцией, где в 1992-1993 гг. была проведена получившая всемирную известность операция «чистые руки». Правительство Италии вынуждено было пойти на эти неординарные меры, поскольку масштабы мафиозных преступлений достигли в стране критической точки. По официальным данным, за год преступными группировками было совершено 718 убийств и 822 похищения, 830 покушений и 886 случаев запугивания представителей местных властей. Жертвами коррупционеров стали многие работники следственных органов и представители прокуратуры. Для проведения операции государством были задействованы все возможные инструменты борьбы с мафией.

Одной из важных мер было назначение специального прокурора по борьбе с коррупцией, наделенного особыми полномочиями. В структуре исполнительной власти страны было создано специальное ведомство по борьбе с коррупцией штатной численностью до трех тысяч сотрудников. Кроме того, был принят закон о борьбе с мафией, который позволял спецслужбам инфильтрироваться в ряды преступников, облегчал проведение арестов и следствия, предусматривал ужесточение наказаний за подкуп политиков и разрешал амнистировать раскаявшихся преступников, давших важные для следствия показания. Были приняты поправки к уголовному и процессуальному кодексам, в законодательном порядке расширены права судебных и правоохранительных органов и спецслужб. В частности, следственным органам разрешили свободно доп-

78

Килясханов Х. Ш.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

рашивать членов парламента, что сильно облегчило ход операции «Чистые руки». Именно поэтому Ди Пьетро, начавший кампанию, которая осложнила жизнь очень многим влиятельным людям, не был уволен и смог продолжить начатое. Вся информация о действиях против коррупционеров в официальном порядке предоставлялась в средства массовой информации. Для борьбы с мафией в ряд провинций страны были направлены воинские подразделения.

В настоящее время коррупция в Италии не ликвидирована, но ее масштабы и характер претерпели существенные изменения. Мафиозные явления в виде регулярных убийств судей и прокуроров отошли в прошлое, общая атмосфера в обществе изменилась к лучшему.

Среди новых индустриальных стран одним из первых комплексную борьбу с коррупцией начало правительство Сингапура, которое добилось впечатляющих успехов на этом поприще. В стране создана весьма эффективная система противодействия и искоренения коррупции. Стратегия борьбы с коррупцией в этой стране отличается строгостью и последовательностью и ориентирована на минимизацию или исключение условий, создающих как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. Тактика снижения уровня коррупции была построена на применении комплекса административных и законодательных мер, в том числе: упрощение бюрократических процедур; регламентация действий чиновников; строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов.

Юридическую основу для борьбы с коррупцией в Сингапуре заложил принятый в 1960 г. законодательный Акт о предотвращении коррупции. Был создан специальный государственный орган - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчиняется напрямую премьер-министру страны. В структуре АБК функционируют три отдела: оперативный, административный и информационный.

Принятый закон устранил несколько серьезных препятствий. Прежде всего, закон дал четкое определение всех видов коррупции и регламентировал работу агентства, наделив его особыми полномочиями. Закон ужесточил наказание за взяточничество. Были увеличены тюремные сроки за получение взятки, введены жесткие меры за дачу взятки или за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Сотрудники агентства получили право задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Граждане Сингапура могут обращаться с жалобами в агентство на государственных служащих и требовать их наказания. Позже сингапурское законодательство несколько раз дополняли. В частности, в 1989 г. была введена форма наказания, предусматривающая конфискацию имущества. Ряд мер был направлен на повышение независимой судебной системы. Судьи получили привилегированных статус и высокую заработную плату.

Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть признан виновным в совершении тяжкого преступления, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. В рамках борьбы с коррупцией практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и других государственных организациях и службах. Указанные меры сочетались с дерегулированием экономики,

повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

Начиная со второй половины 80-х гг. XX в. правительство Сингапура стало серьезно работать над «качеством» бюрократии. Прежде всего, чиновникам решили значительно увеличить зарплаты, что должно было удержать их от взяток. Правительство сделало профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой. Местная бюрократия считается одной из самых эффективных в мире. В политике подбора и расстановки высокопоставленных кадров в

Сингапуре на государственном уровне проповедуется

1

принцип меритократии .

В Сингапуре создана система, которая позволяет отбирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, способствует их образовательному и профессиональному росту. Отбор кандидатов в чиновники происходит еще в школе. Затем представителям будущей элиты помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу. В частности, детям государственных чиновников оплачивается обучение в Оксфорде, Сорбонне, Гарварде и других наиболее престижных зарубежных вузов. Тем самым поощряется появление чиновничьих династий. Государственный служащий, польстившийся на взятку, ставит под удар не только свое будущее, но и будущее своих потомков.

За подготовку будущих чиновников отвечает Агентство по борьбе с коррупцией. Так постепенно государственный аппарат управления обновлялся профессиональными, выученными и воспитанными кадрами, многие из которых пополняли ряды самого агентства. Каждые три года чиновник любого ранга в Сингапуре проходит переаттестацию, в которой скрупулезно анализируются результаты и эффективность его работы, формулируются замечания и предложения по повышению качества работы.

Проведенное в этой стране социологическое исследование в конце прошлого века показало, что почти 100% опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закона и не брал взяток [ 1, С. 63-64].

Таким образом, проблемы, связанные с предупреждением и пресечением коррупции в государственном аппарате, актуальны не только для нашей страны. Данная проблема также важна и актуальна для США, Канады, Италии, Германии, Сингапура, Китая и ряда других стран.

Подводя итог изучению зарубежного опыта, необходимо сказать, что сразу и полностью избавиться от коррупции в системе государственной службы практически невозможно. Изучение законодательства и практики борьбы с коррупционными проявлениями, показывает, что ни одно государство не располагает в настоящее время действенными средствами противостояния им. Проведенный анализ международноправовых актов и антикоррупционного законодательства зарубежных государств показал, что в ряде случаев вопросы правового регулирования борьбы с коррупцией отражены в них значительно полней и глубже, чем в российском законодательстве, а уровень право-

1 Меритократия (букв. «власть достойных», от лат. Meritas- достойный и греч. Kratos-власть, правление)-принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения.

79

Бизнес в законе

3’2014

вой урегулированности данной проблемы в ряде зарубежных государств заметно выше, чем в России.

Несмотря на очевидные успехи реформ государственной службы в развитых странах, ни одна из масштабных реформ в вышеназванных государствах не завершилась полным успехом. Как представляется, это связано с тем, что государственная служба в стране не должна опережать реальное состояние общественных отношений и уровень развития общества, из которого она берет кадры и которым призвана руководить. В противном случае неизбежно либо полное отторжение внедренной модели государственной службы, либо заимствование лишь формальных аспектов государственной службы с их последующим искажением и приспособлением к реально существующим в стране общественным отношениям. В конечном счете, это приведет к консервации существующих в стране недостатков под «прикрытием» проведенных реформ.

Список литературы:

1. Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность / В.Д. Андрианов.-2-е изд., - М.: Волтерс Клувер, 2011.

2. Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. - 1994,- №5.С. 149.

3. А.Ю. Борьба с коррупцией в США в XIX веке и государственная модернизация // Правоведение. - 2001. - № 3. С. 196.

4. Симонян Н.А. Особенности национальной коррупции // Свободная мысль.-ХХ1.-2001 .-№ 7-8.С.45.

Reference list:

1. Andrianov VD Bureaucracy, corruption and government effectiveness: Past and Present / VD Andrianov.-2nd ed., - M.: Wolters Kluwer, 2011.

2. Mikhailov LV Fighting corruption in the U.S. (80 years) / / Questions of history. - 1994, - № 5.S. 149.

3. Salomatin AY Fighting corruption in the United States in the XIX century and the state mo - ernization / / Jurisprudence. -2001. - № 3. S. 196.

4. Simonian NA Peculiarities of the National Corruption / / Free mysl.-XXI.-2001. - № 7 8.S.45.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.