Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ О ПРОЦЕССАХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ТРЕТЬЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА'

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ О ПРОЦЕССАХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ТРЕТЬЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бразилия / Мексика / Колумбия / Аргентина / Перу / Венесуэла / Чили / Brazil / Mexico / Colombia / Argentina / Peru / Venezuela / Chile

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Илья Анатольевич Соков

Введение статьи включает основные предпосылки для процесса внутриполитической трансформации в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК). Цель излагаемого исследования заключается в выявлении новых тенденций во внутренней политике наиболее крупных стран региона в третьем десятилетии XXI века. В качестве материалов используются исследования в основном испаноязычных авторов и испаноязычных информационных агентств, которые наиболее близко и полно владеют ситуацией в странах ЛАК, объективные данные докладов различных структур ООН и приглашенных в латиноамериканские университеты независимых англоязычных исследователей. Методологической основой данной статьи стал научный принцип объективности, который позволил из имеющегося массива информации выделить основные направления трансформации, происходящие в странах ЛАК в исследуемом периоде. Применение системного подхода позволило выделить главные события в странах ЛАК, которые характеризуют разновекторные внутриполитические тенденции. С помощью специального историко-сравнительного и историкогенетического методов автором были выявлены причины и дальнейшие перспективы развития латиноамериканских стран. Результатами исследования стали выводы автора о том, что внутренняя политика крупных латиноамериканских стран в третьем десятилетии XXI в. характеризуется тенденцией «догоняющего» развития. В политической системе этих стран отмечается неустойчивость внутриполитического курса (от либерального к консервативному курсу и обратно), а частая смена экономических моделей не дает желаемого результата. Социальные проблемы, обусловленные нищетой основного населения и особенно коренного, не могут разрешиться из-за транснациональной миграции населения и транснациональной преступности (от наркотрафика до торговли людьми и оружием). Все это объясняет разновекторность внутриполитической трансформации в латиноамериканских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN EXPERTS ON THE INTERNAL POLITICAL TRANSFORMATION’S PROCESSES IN LATIN AMERICA IN THE THIRD DECADE OF THE 21st CENTURY

The article’s introduction includes the main prerequisites for internal political transformation’s process in Latin America and the Caribbean (LAC). The study’s purpose is to identify new trends in the largest countries’ domestic policies in the region in the third decade of the 21st century. The study’s materials are used mainly by Spanish-speaking authors and Spanish-speaking news agencies who most closely and fully know the situations in LAC countries, the objective data from reports of the various UN structures, and independent Englishspeaking researchers invited to Latin American universities. The article’s methodological basis was the scientific principle of objectivity, which it made possible from the available array of information to identify the main directions of transformation taking place in LAC countries in the study period. The systematic approach’s application made it possible to identify the main events in LAC countries that characterize the multi-vector transformation trends. The article’s author identified further perspectives for LAC countries development with the help of special historicalcomparative and historical-genetic methods. The study’s results were the author’s conclusions that the domestic policy of big Latin American countries in the third decade of the 21st century is characterized by a tendency of “catching up” development. There is a noted instability of the domestic political course in the political system of these Latin American countries (from a liberal to a conservative course and vice versa), and the economic models’ frequent change does not give the desired result. The social problems are caused by the main population’s poverty, especially the indigenous one, and these problems cannot be resolved due to transnational migration of the population and transnational crime (from drug trafficking to human trafficking and weapons). All this explains the diversity of the internal political transformation in Latin American countries.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ О ПРОЦЕССАХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ТРЕТЬЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2024.1.21

UDC 327.8(7/8) LBC 66.4(70)

Submitted: 14.07.2023 Accepted: 25.11.2023

THE FOREIGN EXPERTS ON THE INTERNAL POLITICAL TRANSFORMATION'S PROCESSES IN LATIN AMERICA IN THE THIRD DECADE OF THE 21st CENTURY

Ilya A. Sokov

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article's introduction includes the main prerequisites for internal political transformation's process in Latin America and the Caribbean (LAC). The study's purpose is to identify new trends in the largest countries' domestic policies in the region in the third decade of the 21st century. The study's materials are used mainly by Spanish-speaking authors and Spanish-speaking news agencies who most closely and fully know the situations in LAC countries, the objective data from reports of the various UN structures, and independent English-speaking researchers invited to Latin American universities. The article's methodological basis was the scientific principle of objectivity, which it made possible from the available array of information to identify the main directions of transformation taking place in LAC countries in the study period. The systematic approach's application made it possible to identify the main events in LAC countries that characterize the multi-vector transformation trends. The article's author identified further perspectives for LAC countries development with the help of special historical-comparative and historical-genetic methods. The study's results were the author's conclusions that the domestic policy of big Latin American countries in the third decade of the 21st century is characterized by a tendency of "catching up" development. There is a noted instability of the domestic political course in the political system of these Latin American countries (from a liberal to a conservative course and vice versa), and the economic models' frequent change does not give the desired result. The social problems are caused by the main population's poverty, especially the indigenous one, and these problems cannot be resolved due to transnational migration of the population and transnational crime (from drug trafficking to human trafficking and weapons). All this explains the diversity of the internal political transformation in Latin American countries.

Key words: Brazil, Mexico, Colombia, Argentina, Peru, Venezuela, Chile.

Citation. Sokov I.A. The Foreign Experts on the Internal Political Transformation's Processes in Latin America in the Third Decade of the 21st Century. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2024, vol. 29, no. 1, pp. 239-249. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2024.1.21

УДК 327.8(7/8) Дата поступления статьи: 14.07.2023

ББК 66.4(70) Дата принятия статьи: 25.11.2023

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ О ПРОЦЕССАХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ТРЕТЬЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА

Илья Анатольевич Соков

^ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

(N О

^ Аннотация. Введение статьи включает основные предпосылки для процесса внутриполитической трансформации в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК). Цель излагаемого исследования « заключается в выявлении новых тенденций во внутренней политике наиболее крупных стран региона в тре-§ тьем десятилетии XXI века. В качестве материалов используются исследования в основном испаноязычных авторов и испаноязычных информационных агентств, которые наиболее близко и полно владеют ситуацией

в странах ЛАК, объективные данные докладов различных структур ООН и приглашенных в латиноамериканские университеты независимых англоязычных исследователей. Методологической основой данной статьи стал научный принцип объективности, который позволил из имеющегося массива информации выделить основные направления трансформации, происходящие в странах ЛАК в исследуемом периоде. Применение системного подхода позволило выделить главные события в странах ЛАК, которые характеризуют разновек-торные внутриполитические тенденции. С помощью специального историко-сравнительного и историко-генетического методов автором были выявлены причины и дальнейшие перспективы развития латиноамериканских стран. Результатами исследования стали выводы автора о том, что внутренняя политика крупных латиноамериканских стран в третьем десятилетии XXI в. характеризуется тенденцией «догоняющего» развития. В политической системе этих стран отмечается неустойчивость внутриполитического курса (от либерального к консервативному курсу и обратно), а частая смена экономических моделей не дает желаемого результата. Социальные проблемы, обусловленные нищетой основного населения и особенно коренного, не могут разрешиться из-за транснациональной миграции населения и транснациональной преступности (от наркотрафика до торговли людьми и оружием). Все это объясняет разновекторность внутриполитической трансформации в латиноамериканских странах.

Ключевые слова: Бразилия, Мексика, Колумбия, Аргентина, Перу, Венесуэла, Чили.

Цитирование. Соков И. А. Зарубежные эксперты о процессах внутриполитической трансформации в странах Латинской Америки в третьем десятилетии XXI века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2024. - Т. 29, №21. - С. 239-249. -DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2024.1.21

Введение. Третье десятилетие XXI в. стало отличительным периодом Новейшей истории для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК) в мировом политическом процессе. Латиноамериканские страны ощутили себя прямыми участниками глобализации и мировых процессов. «Пробуждению» или «развороту» к новым внутриполитическим трансформациям способствовала политика мировых центров силы - США, стран Евросоюза, Китая, России, Индии и других.

Исторически страны СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна) имеют различную степень суверенизации. Из 33 стран только 20 - суверены, а 13 - являются зависимыми территориями. Кроме того, все они имеют разную степень экономического и социального развития, сильно различаются по численности населения и размерам территории. Автором выбраны 7 стран из 33, имеющих наибольшую численность населения, которая составляет на 2023 г. 520,9 млн чел., или 77,5 % от общей численности населения ЛАК, имеющих 672 млн чел. и представляющих 9 % населения планеты [15], но в этих странах отражены практически все тенденции, происходящие в других латиноамериканских странах в рассматриваемом периоде.

Методы и материалы. В качестве материалов использовались исследования в

основном испаноязычных авторов и испаноя-зычных информационных агентств, которые наиболее близко и полно владеют ситуацией в странах ЛАК, объективные данные докладов различных структур ООН и приглашенных в латиноамериканские университеты независимых англоязычных исследователей.

В качестве методологической основы в данной статье использовался научный принцип объективности, который позволил из имеющегося массива информации выделить основные направления трансформации, происходящие в странах ЛАК в третьем десятилетии XXI века. Применение системного подхода позволило выделить главные события в странах ЛАК, которые характеризуют разно-векторные тенденции трансформации в этом регионе. С помощью специального историко-сравнительного и историко-генетического методов автором были выявлены дальнейшие перспективы развития стран ЛАК.

Анализ. Бразилия. Начало третьего десятилетия XXI в. в Бразилии прошло под знаком подведения итогов президентства Жаира Мессиаса Болсонару (Jair Messias Bolsonaro). Большинством западных экспертов отмечались неудачи Болсонару как в решении вопросов борьбы с пандемией COVID-19, так и экономических проблем для страны [9, р. 219-220]. Во многом последователь Д. Трампа Ж. Болсонару придерживался по-

хожей внутренней и внешней политики. В результате экономика Бразилии при росте в 2021 г. на 2,9 % в мировом ВВП по ППС сократилась до 2,3 % с инфляцией более 6 % и уровнем безработицы более 10 % [27, p. 156-157].

По данным Бразильского института географии и статистики (Instituto Brasileiro de Geografía e Estatística - IBGE) бедными в Бразилии в 2021 г. считались 62,5 млн чел., что составляло 29,4 % от численности населения страны [20]. Итоги президентства Ж. Болсо-нару привели к тому, что в результате президентских выборов в октябре 2022 г. с 1 января 2023 г. президентом Бразилии стал Лула да Силва, ранее дважды избиравшийся на этот пост в 2002 и 2006 годах.

Свой первый набор экономических мер в январе 2023 г. президент изложил необходимостью увеличения налогов и сокращения расходов с целью уменьшения первичного дефицита до или ниже 1 % ВВП [8].

Президент Лула да Силва сразу же столкнулся с сопротивлением Конгресса и Сената, в которых находятся многочисленные сторонники бывшего президента Ж. Болсонару по проведению экономических реформ. В частности, Конгресс препятствовал инициативе упрощения налогового кодекса, результатом чего могла стать большая экономическая стабильность и рост инвестиций [7].

По данным МВФ ожидается, что в 2023 г. ВВП Бразилии вырастет на 1,0 %, а инфляция составит 4,7 %, что является лучшими показателями по сравнению с другими экономиками региона. Бразилия стала привлекательной для инвестиций благодаря стабильным политическим и экономическим перспективам, а также девальвации валюты и уходу инвесторов с других развивающихся рынков.

Махешвари Бандари (Maheshwari Bandari), аналитик экономических исследований GlobalData, считает, что «экономические показатели Бразилии в 2023 г., по прогнозам, будут лучше, чем у других латиноамериканских стран, включая Аргентину (0 %) и Чили (-0,6 %), из-за возобновления роста экономики Китая, на которую приходится более 30 % всего бразильского экспорта» [7].

После назначения правительства президент Лула да Силва сразу же приступил к реализации стратегии «Бразилия без бедности»

(Plano Brasil Sem Miséria), которая включает рост минимальной заработной платы, официальное оформление занятости и политику поддержки сельских семей, разработаны пенсионные программы и жилищные проекты, направленные на борьбу с неравенством. Временно восстановлена программа социального обеспечения «Семейное пособие» (bolsa familia), которой в 2023 г. исполняется 10 лет. Эта денежная помощь выплачивается «...при условии, если дети ходят в школу и проходят вакцинацию, в размере 70 реалов на человека любой семье, живущей за чертой бедности в 140 реалов в месяц» [41].

Между тем подрыв социальной стабильности начался 8 января 2023 г. с захвата резиденции президента страны - дворца Планал-ту протестующими, сторонниками бывшего президента Ж. Болсонару. Президент Бразилии Лула да Силва был эвакуирован в безопасный район. На фоне массовых беспорядков действующий президент отдал приказ о развертывании армейских подразделений в столице страны. Хотя мятеж был подавлен, следует заметить, что полиция Рио-де-Жанейро отказалась разгонять протестующих и выразила им свою поддержку. Несмотря на то что сам Ж. Болсонару не стал публично поддерживать своих сторонников, действия протестующих, сценарий погромов в Конгрессе и Сенате был выполнен как в Вашингтоне 6 января 2021 г., своим «учителем» Болсонару назвал Д. Трампа.

Необходимо отметить, что во внутренней политике новый президент в 2023 г. запустил две важные инициативы: первая заключается в расширении национального производства приоритетных товаров для национальной системы здравоохранения и снижении иностранной зависимости от поставок, лекарств и вакцин [22], вторая направлена на борьбу с организованной преступностью и наркотрафиком, развертыванием вооруженных формирований на важнейших транспортных узлах и в приграничных районах. Это решение было принято после жуткого эпизода, когда десятки автобусов были подожжены в Рио-де-Жанейро преступной группировкой, в отместку после ликвидации полицией племянника лидера банды. Обращаясь к нации, Лула да Силва охарактеризовал текущую ситуацию как «очень

серьезную», подчеркнув приверженность федерального правительства в поддержке властей штатов в борьбе с глубоко укоренившейся проблемой организованной преступности.

Мексика. В 2021 г., как отмечали западные исследователи, после двух лет популистского правления президента Л. Обрадора наступил период «демократического спада», который выразился в изменении текста Конституции, увеличении подчиненности судебной власти, свертывании плюрализма, нападении на критиков власти [32, p. 356]. Снижение индекса демократии в Мексике отмечалось и в 2022 г. [16, p. 8].

При этом, надо признать, что поддержание демократического режима в Мексике -это задача сложная в силу различных внешних давлений (массовой миграции из стран Центральной Америки и Карибского бассейна, сращивания региональной и внутренней преступности, увеличенного потока продажи огнестрельного оружия из США) и внутренних -поддержание высокой заработной платы по условиям соглашения ЮСМКА, выполнение социальных обязательств при сокращении экономики во время и после пандемии COVID-19, проведение реформ в законодательной сфере. Так, 29 апреля 2023 г. правительством Мексики был принят «Основной закон по гуманитарным наукам, естественным наукам, технологиям и инновациям» (General Law of Humanities, Sciences, Technologies, and Innovation - HCTI), который по мнению академической общественности ограничивает университетскую свободу, «укрепляет власть президента AMLO над наукой и технологиями в правительстве, и он был принят в спешке, без соблюдения обычных парламентских процедур» [42]. Закон, по мнению критиков, может иметь долгосрочные негативные последствия.

В июне 2023 г., хотя юридически время выборов еще не наступило, гонка за пост президента Мексики уже началась. Отойдя от мексиканской традиции выбора преемника, Л. Обрадор заявил, что не будет вмешиваться в предвыборную борьбу. Вместо этого президент 1 сентября 2023 г. сосредоточил свои усилия на закреплении проекта так называемой «четвертой трансформации», в которую вошли четыре конституционные реформы: по повышению пенсий и снижению возраста ее

получения с 68 до 65 лет, государственной поддержке людей с ограниченными возможностями, созданию программы «Сеять жизнь» (Sembrando vida) как части финансовых обязательств правительства Мексики перед крестьянами и правовой реформы, предусматривающей передачу контроля над Национальной гвардией мексиканской армии до 2028 г. [43].

С 18 по 22 сентября 2023 г. в федеральном законодательном органе прошли слушания по изменению закона о труде, которые являются также частью реформы правительства Л. Обрадора. Было предложено сократить рабочую неделю с 48 до 40 часов, гарантировать минимальный ежегодный отпуск 12 дней независимо от стажа работы [1].

Колумбия. Как указывает доктор философии из университета Флориды (США) Джулиана Рестрепо Санин (Juliana Restrepo Sanin), в 2021 г. в Колумбии разразились «три сходящихся кризиса» - медицинский, социально-экономический и кризис управляемости [33, p. 256]. Пандемия COVID-19 вызвала медицинский кризис. Падение экономики усилило социально-экономические неравенства. Они вместе вызвали 28 апреля 2021 г. общенациональную забастовку, организованную Национальным комитетом по вопросам безработицы (Comité Nacional de Paro - CNP), которая продлилась почти два месяца и стала причиной новых выборов президента и членов законодательных органов в 2022 году.

Забастовку начало коренное сообщество Мисак (Misak) со снятия статуи испанского конкистадора Себастьяна де Белалькасара (Sebastián de Belalcázar), основателя Кали, в знак протеста против изолирования местных народов, непризнания их прав и исторической памяти [30]. Выступление народа Мисак «встряхнуло» всю Колумбию, вызвав кризис управляемости [25, p. 292]. Чтобы погасить выступление сообщества Мисак, Министерство юстиции 15 мая выдало им лицензию на производство каннабиса без ограничения количества выращиваемых растений, которые они могут посадить. Кроме того, лицензия разрешала производство медицинской конопли [11]. Но как отмечает журнал «Пуэбло эн Камино» (Pueblos En Camino), к этому производству подключилась местная компания Мисак Манаср, являющаяся дочерней ТНК с

канадским капиталом, которая сделала «Колумбию "Южной Канадой" и поставщиком марихуаны на экспорт в Северную Америку и остальной мир» [18]. Общенациональная забастовка длилась с апреля по декабрь 2021 года.

19 июня 2022 г. после второго тура выборов новым президентом стал политический и государственный деятель, экономист и бывший повстанец Густаво Франсиско Петро Ур-рего (Gustavo Francisco Petro Urrego). За год работы правительство Г. Петро, назвавшее себя «правительством перемен», завершило налоговую и экономическую реформу, в результате чего снизился бюджетный дефицит и инфляция, укрепилось колумбийское песо, став «одной из самых сильных валют в регионе» [28]. В стадии решения находятся пенсионная, трудовая и медицинская реформы. Между тем правительству не удалось решить проблему диалога с различными незаконными вооруженными группировками в рамках «Программы тотального мира», хотя надо признать, что с 2021 г. таких попыток было 14 [23]. Неудачи переговоров связываются с ростом производства кокаина, реализация которого «финансирует левых партизан и преступные группировки, разжигая внутренний конфликт» [14]. Ожидается, что создание «гуманитарных зон» с двусторонним прекращением огня и «участием общества в построении мира» с 3 августа 2023 г. на 6 месяцев создаст условия для закрепления мирного процесса [13].

В конце августа 2023 г. правительство Г. Петро утвердило в Конгрессе трудовую реформу. Эта реформа имеет целью осуществить дифференцированный подход к получению большего дохода работниками, который будет учитывать навыки, ограничения и задачи, до сих пор не принимавшиеся во внимание предыдущими реформами и правительствами, особенно в части удаленной работы и работы на цифровых платформах [12].

4 сентября 2023 г. президент подписал указ № 1451 о регулировании мер наказания для женщин, по которому тюремное заключение заменяется социальными или общественными работами. По этому указу более 5 000 осужденных на срок до 8 лет лишения свободы за кражи и незаконный оборот, про-

изводство или хранение наркотиков женщин выйдут на свободу [44].

Аргентина. Страна начала третье десятилетие в условиях дефолта, который она объявила 22 мая 2020 г., не выплатив своим кредиторам 500 млн долл. США за 20212022 годы. Экономика впоследствии постепенно восстановилась, но инфляция выросла до 100 %, что, конечно, сказалось на уровне одобрения президентства Альберто Фернандеса.

Засуха 4-го квартала 2022 г. «подорвала» успехи экономического роста в 5,2 % в течение года и привела к отрицательному росту (-0,5 %), который был зафиксирован уже в январе 2023 года. Прогноз снижения ВВП на этот год - до минус 2,5 %. По данным ЦБ эти факторы приведут к получению значительно меньшей выручки от экспорта сельскохозяйственного сектора [2].

Кроме засухи, в 2022 г. «все 24 провинции Аргентины сообщили о лесных пожарах. Больше всего пострадали Сальта, Корриентес и Сан-Луис. Ущерб составил 3,7 млрд долл. США» [35]. С 24 мая и по 1 июня 2023 г. от проливных дождей пострадали 221 850 аргентинских семей в муниципалитетах, расположенных вдоль берегов рек Пьедраса, Санто-Доминго и Сан-Франциско [3]. В июне 2023 г. Аргентина выплатила часть долга (44 млрд долл. США) МВФ в юанях, реструктуризировав его на 2024 и 2025 гг. [21]. Уровень городской бедности в первой половине 2023 г. в Аргентине вырос до 40,1 %, что является самым высоким уровнем за три года, и что из 46 млн жителей 8,4 млн чел. - бедные, а 4,3 млн чел. - малоимущие [31].

Президент А. Фернандес и его правительство вместо занятия экономикой стали проводить социальную трансформацию: 20 июня 2021 г. был подписан «Указ о необходимости и срочности» (Указ 476/2021), уполномочивающий Национальный реестр лиц (RENAPER) разрешать третий вариант пола во всех национальных удостоверениях личности и паспортах, отмечая его знаком «X». Эта мера стала распространяться и на постоянных жителей неграждан, имеющих аргентинское удостоверение личности. В результате страна, состоящая из 92 % католиков, стала одной из немногих стран в мире, официально признавших небинарный пол во всех офици-

альных документах. Данная неординарная мера правительства вызвала недовольство внутри аргентинского общества, которое проявилось 22 октября 2023 г. на выборах президента. Избиратели отдали свои голоса за крайне правого популиста Хавьера Милея. Хотя его называют мини-Трамп за консервативные взгляды, но он еще более популист, чем 45-й президент США. Его первыми намерениями являются не только меры по сокращению правительства, но также ликвидация Центрального банка и введение доллара в качестве национальной валюты. А результаты его экономической программы со скопированным лозунгом «Сделаем Аргентину снова великой» будут видны уже в следующем году [26].

Перу. Отличительными особенностями 2021 г. в Перу были продолжающаяся пандемия COVID-19, массовая вакцинация населения до конца года и проведение президентских выборов в разгар социально-экономической нестабильности [21, р. 408]. Новый президент Педро Кастильо (Pedro Castillo), деревенский учитель, практически неизвестный до начала президентской гонки, аутсайдер без партии и без политической поддержки, столкнулся на выборах с радикальной, но непопулярной оппозицией и победил. П. Кастильо выиграл с перевесом 0,26 % голосов у дочери бывшего президента Перу (1990-2000 гг.) японского происхождения Альберто Фухимо-ри (Alberto Ken'ya Fujimori Inomoto) - Кейко Фухимори.

Демократия, по заявлениям западных экспертов, сохранилась «как следствие связи между этими слабыми субъектами: демократия по умолчанию» [21, р. 408]. Однако неустойчивая политическая ситуация не могла продолжаться долго из-за неопытного и неумелого руководства страной президентом и развернувшейся коррупции его семьи. В начале декабря 2022 г., «когда Конгресс предпринимал третью попытку импичмента президента, П. Кастильо отреагировал попыткой "самопереворота" (self-coup), но без поддержки военных потерпел неудачу» [10]. Конгресс отстранил его 7 декабря, и он был заключен в тюрьму. Вице-президент Дина Эрсилия Болу-арте Зегарра (Dina Ercilia Boluarte Zegarra) была приведена Конгрессом к присяге в качестве нового президента, став первой жен-

щиной, занявшей этот пост за 200 лет республиканского правления в Перу. Внезапность такого решения привела к протестам сторонников П. Кастильо и противников Конгресса, а в результате действий полиции и армии по наведению общественного порядка погибли 59 чел. и более 700 были ранены, более 100 полицейских также получили ранения.

С 15 января 2023 г. в стране на 30 дней было введено чрезвычайное положение, внутренний порядок поддерживался Национальной полицией и вооруженными силами Перу. В течение первых месяцев пребывания на посту президента Д. Болуарте по всему Перу прокатились протесты против ее правительства, в ходе которых власти учинили резню в Аяку-чо и Хулиаке, в том числе массовые убийства в Перу. Аналитики заявили, что администрация Болуарте движется к авторитаризму [18]. Нового президента Д. Болуарте обвинили в геноциде из-за гибели протестующих. 25 января 2023 г. группы в Конгрессе, выступающие против Д. Болуарте, возбудили против нее ходатайство об импичменте, сославшись на ее моральную несостоятельность [5].

Между тем программа президента исходит с крайне правых консервативных позиций: невмешательство правительства в дела бизнеса и обеспечение безопасности всех групп населения. Поэтому в стране в различных районах и городах в течение 2023 г. объявлялось чрезвычайное положение с установкой многочисленных камер наблюдения, проводился усиленный контроль разведывательных служб полиции. Так, Центр управления, контроля, вычислений и связи Национальной полиции отметил в октябре 2023 г., что если общее число преступлений сократилось от 12 до 28 %, то число серьезных преступлений, связанных с торговлей людьми и вымогательством мафии, возросло [34]. При этом следует отметить, что несмотря на нестабильную внутриполитическую ситуацию Дина Болуарте усиливает свое влияние.

10 октября 2023 г. президент Д. Болуар-те объявила чрезвычайное положение в историческом центре Лимы, где расположены «дворец правительства, штаб-квартиры Конгресса, Верховного суда, Юстиции и другие государственные организации» [34].

Венесуэла. В 2021 г. правительство Венесуэлы предприняло шаги к очевидному про-

цессу политической открытости. Избранная 6 декабря 2020 г. Национальная ассамблея создала новые избирательные органы с участием гражданского общества, увеличив состав ассамблеи на 93 мандата. Национальные выборы прошли в присутствии международных наблюдателей. Но Группа Лимы, Международная контактная группа, Европейский союз и США отказались признавать парламентские выборы из-за того, что они прошли «без свободных и справедливых условий».

Положение в экономике Венесуэлы - критическое. В октябре 2021 г. правительство в третий раз провело деноминацию денежной единицы - боливара, но инфляция сократилась только до 686,4 %. При этом «государство теперь выдает "по талонам" лекарства, продовольствие, бинты, мыло и даже бензин» [36, p. 462].

На конец 2021 г. в отчете Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было зафиксировано «6 млн беженцев и мигрантов из Боливарианской Республики Венесуэла по всему миру, из которых (83 %) 4,99 млн чел. были размещены в странах Латинской Америки и Карибского бассейна» [17].

С целью поднятия экономики правительство издало два закона: Закон о продвижении стартапов и «Органический закон об особых экономических зонах» (Organic Law of Special Economic Zones), которые включали «экономические, налоговые, таможенные, фискальные, юридические, коммерческие и иные стимулы, защиту и гарантии» [6]. В результате принятых мер в 2023 г. произошло снижение инфляции. Динамика инфляции за неполных четыре года следующая: 2020 г. - 2 959,8 %, 2021 г. - 686,4 %, 2022 г. - 234 %, а за 9 мес. 2023 г. - 318 %, и хотя она еще достаточно высокая, уже можно говорить о том, что Венесуэла выходит из состояния гиперинфляции [38-40].

6 января 2023 г. прекратило свою работу посольство Венесуэлы в США, после того как бывшие депутаты от венесуэльской оппозиции отказали в поддержке Хуана Гуай-до, и он объявил о своей отставке как лидера оппозиции.

По состоянию на середину октября 2023 г. по данным правительства 900 тыс. венесуэльских мигрантов вернулись в свои дома,

в том числе и через программу «Возвращение на Родину», инициированную в 2018 г. [29].

В преддверие президентских выборов в Венесуэле в 2024 г. правительство подписало соглашение с оппозицией, лидером которой является Мария Корина Мачадо. Само соглашение состоит из 12 пунктов и гарантирует равные условия для всех кандидатов. При этом США сняли ограничения на нефтяной сектор Венесуэлы после этого соглашения и передачи выборов под международный контроль [37].

Чили. В 2021 г. Чили стала свидетелем продолжения ряда политических и социальных процессов, унаследованных от предыдущих лет - борьбы против COVID-19 (третье место по числу погибших в пандемию после Бразилии и Перу) и процедуры разработки новой конституции. Особенностью этого года стали многочисленные общественные события: от муниципальных выборов в мае, региональных в июне, законодательных в ноябре и президентских в декабре. Такой насыщенный график объясняется переносом с 2020 г. муниципальных выборов из-за пандемии. Чилийская традиция проведения выборов в единый день голосования была нарушена, «чтобы соблюсти санитарные условия, которые предотвратили бы волну массового заражения COVID-19» [21, р. 227].

В октябре 2021 г. расследование Международным консорциумом журналистов «Архива Пандоры» (Pandora Papers) показало, что президент Себастьян Пиньера (Sebastián Piñera) злоупотреблял своим политическим положением для личной финансовой выгоды. Хотя Палата депутатов одобрила обвинения в импичменте, Сенат оправдал Пиньеру. Затем в декабре 2021 г. левый законодатель Габриэль Борич (Gabriel Boric) стал самым молодым президентом, избранным в истории Чили, набрав 55,8 % голосов во втором туре выборов. Также были проведены выборы в Конституционный конвент, Палату депутатов, более половины Сената, губернаторов и региональных советников [24].

В социальном контексте в декабре 2021 г. Конгресс Чили подавляющим большинством голосов одобрил однополые браки. Ранее закон 2015 г. признавал гражданские союзы однополых и разнополых пар [24].

Верховный суд и другие апелляционные суды вынесли вердикты властям прекратить многочисленные депортации венесуэльцев на основании международного права; правозащитные группы и ООН подвергли критике использование правительством законов о борьбе с терроризмом, которые не гарантируют надлежащей правовой процедуры для судебного преследования актов насилия со стороны активистов мапуче (mapuche - «люди земли»). С октября по декабрь 2021 г. президент Пиньера объявил чрезвычайное положение в регионах Араукания и Биобио в ответ на ожесточенные столкновения между силами безопасности и активистами коренного народа мапуче.

Хотя принудительный труд является незаконным в Чили, однако он по-прежнему имеет место в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и сфере домашних услуг [24].

Одним из наиболее важных событий в Чили второй половины 2023 г. стало представление Конституционным советом текста новой конституции, состоящей из 17 глав и 216 статей. Председатель Конституционного совета Беатрис Эвиа, представляющая консервативный блок, торжественно вручила документ Г. Боричу. Обсуждение прошло 7 ноября и было вынесено на плебисцит 17 декабря текущего года [4]. По мнению экспертов, большинство противников президента в Конгрессе смогут принять «откровенно правую и консервативную конституцию» [19]. Основные разногласия в предложенном проекте конституции касаются: «защиты не рожденной жизни» (возможного полного запрета абортов), о домашнем аресте неизлечимо больных заключенных (как тень из прошлой жизни генерала Аугусто Пиночета), отмена налога на недвижимость для основного жилья, важнейшего потока государственных доходов, традиционно получаемого из более богатых слоев [19].

Следует напомнить, что прошлый референдум в 2022 г. отверг прогрессивную конституцию, которая стремилась переопределить Чили как многонациональное государство, признать территории коренных народов и выдвинуть на первый план проблемы окружающей среды и гендерного равенства [19].

Результаты. Проведенная экспертиза внутриполитического анализа латиноамери-

канских стран в третьем десятилетии XXI в. западными исследователями выявила характерное «догоняющее» развитие стран региона, что характерно в попеременной смене внутриполитического курса (от консерваторов к либералам и обратно), экономические модели которых в большинстве случаев не дали желаемого результата. Глубоких аналитических работ по периоду последнего десятилетия пока не опубликовано. В то же время видимые внутренние проблемы стран региона тянутся из их прошлого. Экономические проблемы не могут полностью решиться из-за отсутствия развития необходимой инфраструктуры, которая не создавалась в течение многих десятилетий, более активного участия в региональной и международной торговле, получения значительных инвестиций странами ЛАК. Социальные проблемы, обусловленные нищетой основного населения и особенно коренного, не могут разрешиться из-за транснациональной миграции населения, транснациональной преступности (от наркотрафика до торговли людьми и оружием). Все это объясняет разновекторность внутриполитической трансформации в странах Латинской Америки.

Между тем в каждой конкретно рассмотренной стране можно выделить новые тенденции политических и социально-экономических изменений. В Бразилии, с избранием президентом Лулы да Силва, была осуществлена экономическая реформа, которая стабилизировала дефицит бюджета и сократила инфляцию. Была возрождена предыдущая стратегия «Бразилия без бедности» для стабилизации доходов наиболее незащищенных граждан. Начата важная работа по борьбе с организованной преступностью. Намечены многочисленные планы от развития инфраструктуры до «зеленой экономики». Имеющиеся результаты годового президентства Лулы да Силва говорят о возросшей стабилизации внутреннего положения в стране.

В отношении Мексики можно констатировать, что не все заявленные меры президента Л. Обрадора были осуществлены к концу его президентства. Поэтому президент и мексиканское правительство торопятся провести конституционные реформы до новых президентских выборов. Не все удалось выполнить не только в силу внутренних, но и вне-

шних причин. Как известно, почти два года было потрачено на заключение соглашения ЮСМКА, а также принятие и выполнение обязательств от Соединенных Штатов по приему и транзиту латиноамериканских мигрантов в США через американо-мексиканскую границу. Вопросы миграции, организованной преступности, наркотрафика и незаконная продажа оружия остаются главными нерешенными проблемами Мексики на сегодня.

Колумбия, при всей неординарности внутреннего положения, шаг за шагом пытается сама и с помощью региональных партнеров решить свои национальные проблемы: вопросы миграции, производства и распространения кокаина и ответственности за него, прекращение гражданского военного конфликта с незаконными вооруженными формированиями, подъем экономического и социального благосостояния граждан Колумбии. Можно ожидать положительных результатов в проводимой президентом Г. Петро внутренней политике.

Положение Аргентины после выборов президентом Хавьера Милея становится неопределенным. На сегодня ни один серьезный эксперт с уверенностью не сможет прогнозировать возможные результаты от предлагаемых изменений во внутренней политике новым президентом Аргентины.

Избранный во время пандемии СОУТО-19 в 2021 г. президент Перу Педро Кастильо в течение года правления проявить себя не успел, так как был в постоянной конфронтации с Конгрессом, который трижды объявлял ему импичмент, а после неудавшегося переворота заключен в тюрьму. Вице-президент Д. Бо-луарте была намного дальновиднее. Став президентом, она средством борьбы с организованной преступностью выбрала объявление чрезвычайного положения в городах и регионах, где действовали банды, которых «крышевали» в том числе ее политические противники в Конгрессе. Таким образом, она лишила их опоры, и это отчетливо показало объявленное чрезвычайное положение в центре Лимы.

Внутриполитическое положение в Венесуэле продолжает оставаться сложным. Оппозиция президенту Н. Мадуро при всесторонней поддержке США наращивает свое влия-

ние среди электората обещаниями помощи северного соседа в получении достойной заработной платы.

В Чили сохраняется неопределенность в затянувшемся принятии новой конституции страны. Назначенный на 17 декабря 2023 г. референдум по принятию конституции может еще в большей степени разделить чилийское общество, а также отсрочить принятие необходимых политических и социально-экономических мер.

В итоге зарубежные эксперты констатируют, и с этим можно согласиться, что происходящие трансформации в латиноамериканских странах являются в целом новым политическим явлением. Они направлены на подъем экономики и инфраструктурное развитие, улучшение социальных условий для населения этих стран, дальнейшее развитие демократических институтов, прозрачность выборного процесса на всех уровнях власти и соблюдение прав коренного населения.

REFERENCES

1. Analysis: Reduction of Working Hours in Mexico, What Are the Pros and Cons? URL: https:// latinamericanpost.com/45329-analysis-reduction-of-working-hours-in-mexico-what-are-the-pros-and-cons

2. Argentina Economic Outlook. March 2023. URL: https://www.bbvaresearch.com/en/publicaciones/ argentina-economic-outlook-march-2023/

3. Argentina: Floods - Jun 2023. URL: https:// reliefweb.int/disaster/fl-2023-000089-arg#updates

4. At the Crossroads of History: Chile's Constitutional Conundrum. URL: https: // latinamericanpost.com/45784-at-the-crossroads-of-history-chiles-constitutional-conundrum

5. Bancadas de izquierda presentan moción de vacancia contra Dina Boluarte por permanente incapacidad moral. la República. 26 Ene 2023. URL: https://larepublica.pe/politica/2023/01/25/congreso-bancadas-de-izquierda-presentan-mocion-de-vacancia-dina-boluarte-permanente-incapacidad-moral-94677

6. Bograd Y. Venezuela and Investments. A New Reality. 6September 2022. URL: https://www.domg-business-international.com/2022/09/venezuela-and-investments-a-new-reality/

7. Brazil - Outlook and Opportunities for Investment in 2023. URL: https://www.jdsupra.com/ legalnews/brazil-outlook-and-opportunities-for-2470444/

8. Brazil Economy to Grow by 0.8% in 2023, Forecasts GlobalData, Business Fundamentals. URL: https://www.globaldata.com/media/business-fundamentals/brazil-economy-to-grow-by-0-8-in-2023-forecasts-globaldata/

9. Campello D. When Incompetence Meets Bad Luck: Bolsonaro's Third Year in the Brazilian Presidency Revista de Ciencia Política, 2022, vol. 42, no. 2, pp. 203-223. DOI: https://doi.org/10.4067/S0718-090X2022005000110

10. Chacón L.M.C. Peru, 14th June 2023. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/digital-news-report/2023/peru

11. Civantos D. Colombia's Misak: The First Indigenous Community Licensed to Produce Medical Cannabis. URL: https://www.lamota.org/en/blog/ colombias-misak-the-first-indigenous-community-licensed-to-produce-medical-cannabis-2/

12. Colombia: Petro Government Once Again Settles in Congress "The Labor Reform ". URL: https:// latinamericanpost.com/45153-colombia-petro-government-once-again-settles-in-congress-the-labor-reform

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Colombian Government and ELN Will Create "Humanitarian Zones" Agreed Upon in the Peace Talks. URL: https://latinamericanpost.com/45212-colombian-government-and-eln-will-create-humanitarian-zones-agreed-upon-in-the-peace-talks

14. Colombia's Keeps Battling Cocaine Production Amid Fentanyl Growth. URL: https:// latinamericanpost.com/45874-colombias-keeps-battling-cocaine-production-amid-fentanyl-growth

15. Countries in Latin A merica and the Caribbean by Population (2023). Worldometers. URL: https://www.worldometers.info/population/ countries-in-latin-america-and-the-caribbean-by-population/

16. Democracy Index 2022 Final, The Economist. URL: https://konstantinus.com/wp-content/uploads/ 2023/02/Democracy_Index_2022_ final.pdf

17. Dias D. Venezuela Situation. Global Report of United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR). URL: https://reporting.unhcr.org/ operational/situations/venezuela-situation

18. Frente a la "buena noticia" de la marihuana en su territorio, Autoridades Misak reiteran rechazo, Pueblos En Camino. URL: https://pueblosencamino. org/?p=8594

19. Gabriel Boric Is in a Political Crisis and on the Brink of a Far-Right Constitution. URL: https:// latinamericanpost.com/44354-gabriel-boric-is-in-a-political-crisis-and-on-the-brink-of-a-far-right-constitution

20. Highlights Instituto Brasileiro de Geografía e Estatística. URL: https://www.ibge.gov.br/en/ highlights. html?destaque=35208

21. Iglesia F. Argentina paid IMF, prepares to send team to Washington. Buenos Aires Herald. June 30, 2023. URL: https://buenosairesherald.com/ economics/argentina-paid-imf-prepares-to-send-team-to-washington

22. Independence in the Health Sector: This Is Lula's Strategy to Achieve It in Brazil. Sep. 26, 2023. URL: https: //latinamericanpost. com/4 5375-independence-in-the-health-sector-this-is-lulas-strategy-to-achieve-it-in-brazil

23. Infographic: Everything That Is Known About the Peace Talks Between the Government of Colombia and the ELN. URL: https:// latinamericanpost.com/42741-infographic-everything-that-is-known-about-the-peace-talks-between-the-government-of-colombia-and-the-eln

24. Key Developments in 2021. URL: https:// freedomhouse.org/country/chile/freedom-world/2022

25. Manuela M., Pachón M. COVID in Colombia: A Crisis of Governability and Response. Revista de Ciencia Política, 2021, vol. 41, no. 2, pp. 291-320. DOI: https://doi.org/10.4067/S0718-090X2021005000115

26. Milei: Triumph of the Extreme Right in Argentine Presidential Elections. URL: https:// latinamericanpost.com/45925-milei-triumph-of-the-extreme-right-in-argentine-presidential-elections

27. Oliveros V., Vommaro G. Argentina 2021: Elecciones en Contexto de Crisis. Revista de Ciencia Política, 2022, vol. 42, no. 2, pp. 153-174. DOI: https://doi.org/10.4067/S0718-090X2022005000120

28. One Year of the Petro Government in Colombia: What Is the Balance? URL: https:// latinamericanpost.com/45098-one-year-of-the-petro-government-in-colombia-what-is-the-balance

29. Over 900,000 Venezuelan Migrants Return Home, Says Government. URL: https:// latinamericanpost.com/45572-over-900000-venezuelan-migrants-return-home-says-government

30. Pacheco M.E. 2021. La protesta simbólica de los misaks en Cali. El Espectador. URL: https:// www. elespectador. com/colombia/cali/la-pro-testa-simbolica-de-los-misaks-en-cali-article/

31. Poverty and Inflation in Argentina: These Are the Figures. URL: https://latinamericanpost.com/45394-poverty-and-inflation-in-argentina-these-are-the-figures

32. Rivera J.A.A. Dinámicas de la Autocratisación: México 2021. Revista de Ciencia Política, 2022, vol. 42, no. 2, pp. 355-382. DOI: https:// doi.org/10.4067/S0718-090X2022005000109

33. Sanin J.R. Colombia 2021: Between Crises and Hope. Revista de Ciencia Política, 2022, vol. 42, no. 2, pp. 255-280. DOI: https://doi.org/10.4067/S0718-090X2022005000118

34. State of Emergency in Peru: Why and Where ? URL: https://latinamericanpost.com/45490-state-of-emergency-in-peru-why-and-where

35. 'The Country's on Fire': Wildfires Hit Every Province in Argentina in 2022. Buenos Aires Herald. January 26, 2023. URL: https://buenosairesherald. com/ society/the-countrys-on-fire-wildfires-hit-every-province-in-argentina-in-2022

36. Trak J.M. ¿Apertira Trunxada? EL Fallido Intento de Reinstitucionalizatión Democrática en Venezuela 2021. Revista de Ciencia Política, 2021, vol. 41, no. 2, pp. 461-488. DOI: https://doi.org/10.4067/ S0718-090X2022005000111

37. US Eases Venezuela Oil Sanctions After Election Agreement. URL: https://latinamericanpost. com/45592-us-eases-venezuela-oil-sanctions-after-election-agreement

38. Venezuela Inflation Rate. URL: https:// tradingeconomics.com/venezuela/inflation-cpi

39. Venezuela: Full Country Dossier. Open Doors International / World Watch Research 2022. URL: https://www.opendoors.org/en-US/research-reports/ country-dossiers/Venezuela-Full-Country-Dossier-February-2022.pdf

40. Venezuela: Situation Report, March -April 2023 (20 June 2023). URL: https://reliefweb.int/ report/venezuela-bolivarian-republic/venezuela-situation-report-march-april-2023-20-jun-2023

41. Watts J. Brazil's Bolsa Familia Scheme Marks a Decade of Pioneering Poverty Relief. URL: https:// www.theguardian.com/global-development/2013/dec/17/ brazil-bolsa-familia-decade-anniversary-poverty-relief

42. What Is the Controversy in Mexico Over AMLO's New Science Law? May 25, 2023. URL: https:/ /latinamericanpost.com/44499-what-is-the-controversy-in-mexico-over-amlos-new-science-law

43. Will He Militarize the National Guard? AMLO Prepares His Last 4 Reforms. URL: https:// latinamericanpost.com/45199-will-he-militarize-the-national-guard-amlo-prepares-his-last-4-reforms

44. 5,000 Women Sentenced to Prison Will Be Released in Colombia: What Is This Law About? URL: https://latinamericanpost.com/45236-5000-women-sentenced-to-prison-will-be-released-in-colombia-what-is-this-law-about

Information About the Author

Ilya A. Sokov, Doctor of Sciences (History), Professor, Department of History and International Relations, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7146-7340

Информация об авторе

Илья Анатольевич Соков, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и международных отношений, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7146-7340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.