Научная статья на тему '"АНТИДИПЛОМАТИЯ" Ж. БОЛСОНАРУ'

"АНТИДИПЛОМАТИЯ" Ж. БОЛСОНАРУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЯ БРАЗИЛИИ / ТРАДИЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / МИРОЛЮБИЕ / ОЛАВИСТЫ / ВОЕННЫЕ / ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ю. А.

В статье сделан обзор внешней политики президента Бразилии Жаира Болсонару, проведено сравнение дипломатия его команды с традиционной с объяснением того, как и почему его внешнеполитический подход отличается от классического. Дипломатии Бразилии до его прихода к власти были присущи такие принципы как мирное сосуществование с соседями, стремление к достижению национального величия, мирное разрешение споров и самостоятельность в принятии решений. Сегодня бразильский внешнеполитический курс характеризуется непредсказуемостью, непоследовательностью, потенциально конфликтным поведением и отходом от традиционного миролюбия.До произошедшей в 2021 г. смены президентской администрации в США Ж. Болсонару, как и многие его предшественники, делал ставку на северного соседа в попытке решить национальные проблемы. Односторонние уступки предсказуемо не принесли Бразилии плодов и снизили степень самостоятельности при принятии решений. США не были заинтересованы в укреплении позиций расположенного на латиноамериканском континенте конкурента, какими бы дружественными ни были взаимоотношения лидеров этих стран.Политика Ж. Болсонару приобрела новые черты из-за влияния различных групп в органах власти с противоположными интересами, среди которых важную роль играют военные и последователи идеолога Олаву ди Карвальу. Прислушиваясь поочередно к каждой из них, президент проводит непоследовательную внешнюю политику и рискует не реализовать важные политические проекты, а также оказаться в международной изоляции.Изменение характера внешней политики происходит на фоне внутриполитического и экономического кризиса в Бразилии. Пандемия коронавируса обострила конфликт ветвей власти. Чтобы укрепить свои позиции, президент пытается апеллировать к народу, ищет поддержку в парламенте и продвигает проект административной реформы, которая бы сделала президента более автономным в управлении структурой исполнительной власти.Выход на авансцену «правого» президента и сильное влияние консервативных военных - продукт экономического и политического кризиса в Бразилии, а его «особый» стиль руководства страной вписывается в общемировую тенденцию развития популизма и активного освещения политики в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLSONARO’S ‘ANTI-DIPLOMACY'

The article compares Brazil’s president Jair Bolsonaro diplomacy with the traditional one and explains in what terms and why his foreign policy is different from a classical approach.Before he came to power, such principles as peaceful coexistence with neighbors, aspiration for national grandeur, peaceful conflict settlement and independent decision making were inherent in Brazilian diplomacy. Today the country’s foreign policy is unpredictable, inconsistent, and far from traditional peacefulness. Before changes in the US administration in 2021, Bolsonaro, as well as many of his predecessors, bet on the USA to solve national problems. Unilateral concessions to Washington predictably gave no results and lowered Brazilian independence in decision making. The USA was not interested in strengthening its rival in Latin America, no matter how friendly the relations between the two countries were. Bolsonaro’s policy is influenced by different lobby groups with opposing interests in government agencies. An important role is played by the military and followers of the theoretician Olavo de Carvalho. Paying attention to each of these groups, Bolsonaro implements an inconsistent foreign policy and runs a risk of not putting important political projects into practice and of finding himself in an international isolation.The changes in foreign policy take place amidst political and economic crisis in Brazil. Coronavirus pandemic aggravated the conflict of the branches of power. To strengthen his positions, the president appeals to the population, looks for support in the Parliament and pushes through an administrative bill aimed at making the president more autonomous in managing the executive branch structures.The appearance of the “right-wing” president and powerful influence of the conservative military stem from the economic and political crisis in Brazil, and Bolsonaro’s “special” governance style fits a worldwide trend of populism and active politics coverage in social networks.

Текст научной работы на тему «"АНТИДИПЛОМАТИЯ" Ж. БОЛСОНАРУ»

Вестник МГИМО-Университета. 2022. 15(3). С. 77-97 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

DOI 10.24833/2071-8160-2022-3-84-77-97

Ц) Check for updates

«Антидипломатия» Ж. Болсонару

Ю.А. Тимофеева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

В статье сделан обзор внешней политики президента Бразилии Жаира Болсонару, проведено сравнение дипломатии его команды с традиционной с объяснением того, как и почему его внешнеполитический подход отличается от классического. Дипломатии Бразилии до его прихода к власти были присущи такие принципы как мирное сосуществование с соседями, стремление к достижению национального величия, мирное разрешение споров и самостоятельность в принятии решений. Сегодня бразильский внешнеполитический курс характеризуется непредсказуемостью, непоследовательностью, потенциально конфликтным поведением и отходом от традиционного миролюбия.

До произошедшей в 2021 г. смены президентской администрации в США Ж. Болсонару, как и многие его предшественники, делал ставку на северного соседа в попытке решить национальные проблемы. Односторонние уступки предсказуемо не принесли Бразилии плодов и снизили степень самостоятельности при принятии решений. США не были заинтересованы в укреплении позиций расположенного на латиноамериканском континенте конкурента, какими бы дружественными ни были взаимоотношения лидеров этих стран.

Политика Ж. Болсонару приобрела новые черты из-за влияния различных групп в органах власти с противоположными интересами, среди которых важную роль играют военные и последователи идеолога Олаву ди Карвальу. Прислушиваясь поочередно к каждой из них, президент проводит непоследовательную внешнюю политику и рискует не реализовать важные политические проекты, а также оказаться в международной изоляции.

Изменение характера внешней политики происходит на фоне внутриполитического и экономического кризиса в Бразилии. Пандемия коронавируса обострила конфликт ветвей власти. Чтобы укрепить свои позиции, президент пытается апеллировать к народу, ищет поддержку в парламенте и продвигает проект административной реформы, которая бы сделала президента более автономным в управлении структурой исполнительной власти.

Выход на авансцену «правого» президента и сильное влияние консервативных военных - продукт экономического и политического кризиса в Бразилии, а его «особый» стиль руководства страной вписывается в общемировую тенденцию развития популизма и активного освещения политики в социальных сетях.

Ключевые слова: дипломатия Бразилии, традиции внешней политики, миролюбие, олави-сты, военные, внутриполитический кризис

УДК: 327.82

Поступила в редакцию: 10.11.2021 г. Принята к публикации: 12.03.2022 г.

В статье автор анализирует внешнюю политику президента Бразилии Жаира Болсонару и пытается выявить факторы, которые позволяют назвать её далёкой от традиционной и даже «антидипломатичной». Традиции бразильской дипломатии уходят корнями в конец XIX - начало XX в., к личности барона Рио Бранко - «покровителя» бразильской дипломатии. В годы его нахождения на посту министра иностранных дел Бразилии сформировались основные принципы внешней политики страны - мирное сосуществование с соседями, достижение национального величия, мирное разрешение споров и самостоятельность в принятии решений. Барон ставил задачу укрепления мощи Бразилии и латиноамериканских союзов, руководствовался принципом «дипломатия выше политики», чего нельзя сказать о нынешнем президенте Бразилии Жаире Болсонару (2019 - наст.) и его бывшем министре иностранных дел Эрнесто Араужу (2019 - апрель 2021) (Pereira 2012).

Сегодня дипломатия Бразилиа подвергается критике со стороны бразильского экспертного сообщества (Безерра 2020; Milani 2019), политиков внутри страны и на международной арене: в сентябре 2020 г. Родриго Майа, занимавший тогда пост председателя нижней палаты парламента, заявил, что «барон Рио Бранко оставил в наследство [Бразилии] стабильность на границах и мирное сосуществование с южноамериканскими соседями»1, добавив, что нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить это наследие, являющееся одним из столпов национального суверенитета.

Ж. Болсонару коллективно обвиняют в отступлении от принципов внешней политики бывший президент Бразилии Фернанду Энрике Кардозу (19952003), учёный и дипломат Рубенс Рикуперо и бывшие министры иностранных дел в документе «Реконструкция внешней политики Бразилии» (Reconstruyo da política externa brasileira на порт.)2. В качестве одного из таких принципов авторы называют национальную независимость, которая не может сочетаться с подчинением другому правительству, недвусмысленно намекая на США. Авторы предупреждают, что Бразилия рискует быть втянутой в конфликты с дружественными ей странами и констатируют отступление от призвания бразильской дипломатии - наведения мостов с развитыми и развивающимися странами. По их мнению, Бразилия нарушает принцип невмешательства в дела других государств. Речь идёт о ситуации в Венесуэле, откуда был выведен весь дипломатический состав в знак несогласия с происходящим в стране, против которой Бразилия была готова применить военные методы.

1 Maia diz que visita de secretário de Trump a RR 'afronta' tradi^áo da política externa brasileira. 2020. Globo. URL: https:// gl.globo.com/politica/noticia/2020/09/18/maia-diz-que-visita-de-secretario-americano-a-roraima-nao-condiz-com-a-boa-pratica-diplomatica.ghtml (accessed 11.06.2022).

2 Reconstruyo da política externa brasileira. Estadao. URL: https://politica.estadao.com.br/noticias/geral,a-reconstru-cao-da-politica-externa-brasileira,70003296122 (accessed 11.06.2022).

Президент Франции Эммануэль Макрон не меняет риторику на протяжении нескольких последних лет, критикуя климатическую политику Болсонару в связи с пожарами в Амазонии3. Э. Макрон и другие европейские лидеры увязывают ратификацию соглашения о зоне свободной торговли между МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного конуса) и ЕС с выполнением условий Парижского соглашения об изменении климата бразильским правительством4. Та же критика была слышна от них летом - осенью 2019 г. после заключения договора5. Из-за краха политики Ж. Болсонару по данному направлению процесс ратификации так и не был начат.

15 сентября 2020 г. восемь европейских стран, среди которых была Германия (стратегический партнёр Бразилиа), написали коллективное письмо на имя вице-президента Бразилии Амилтона Моурау, призывая принять срочные меры по защите Амазонии6. Страны Европы, закупающие 10% товаров, которые экспортирует Бразилия, пригрозили прекращением сотрудничества с ней, если рекордные вырубки лесов не прекратятся.

Вся критика сводится к недовольству внешней политикой Бразилии в силу её новых черт - импульсивности, непредсказуемости, непоследовательности, потенциально конфликтного поведения во внешней политике и отхода от традиционного миролюбия, известного в международном праве как воздержание от угрозы силой или её применения в разрешении международных споров. Миролюбие как принцип закреплен в основных документах государства: невмешательство и мирное разрешение конфликтов прописаны как главные принципы страны в международных отношениях в Конституции7 (1988), Стратегии национальной обороны8 (2008), где Бразилия позиционируется как миролюбивая страна, которая имеет дружественные отношения со странами региона и впредь будет проводить миролюбивую политику. Белая книга национальной обороны9 (2012) гласит, что руководство страны должно действовать с целью укрепления сотрудничества с соседними странами и снижения вероятности возникновения вооруженного конфликта.

3 Nao é atitude de presidente", diz Macron sobre Bolsonaro. 2019. Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/pt-br/nao-é-atitude-de-presidente-diz-macron-sobre-bolsonaro/a-50359370 (accessed 11.06.2022).

4 O acordo com o Mercosul pode falhar se o Brasil nao se comprometer contra o desmatamento da Amazonia". 2020. El Pais. URL: https://brasil.elpais.com/internacional/2020-10-22/o-acordo-com-o-mercosul-pode-falhar-se-o-brasil-nao-se-comprometer-contra-o-desmatamento-da-amazonia.html (accessed 11.06.2022).

5 Os incendios na Amazonia desatam críticas mundiais ao Governo Bolsonaro. URL: https://brasil.elpais.com/bras-il/2019/08/22/politica/1566501636_486466.html (accessed 11.06.2022).

6 Países europeus pressionam Mourao a conter destruido ambiental. 2020. Carta Capital. URL: https://www.cartacapital. com.br/sustentabilidade/paises-europeus-pressionam-mourao-a-conter-destruicao-ambiental/ (accessed 11.06.2022).

7 Constituido da República Federativa do Brasil. 1988. URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/constituicao/constitui-cao.htm (accessed 11.06.2022)

8 Estratégia Nacional da Defesa (2008). URL: http://apps.unesp.br/renee/documento/imagens/m11_u12_23042014-22-08-06.pdf (accessed 11.06.2022).

9 Livro Branco de Defesa Nacional (2012). URL: https://www.gov.br/defesa/pt-br/arquivos/estado_e_defesa/livro_bran-co/livrobranco.pdf (accessed 11.06.2022)

Дипломатическая традиция Бразилии неразрывно связана с двумя факторами - национальным развитием и отношениями с США. Вашингтон выступает в роли модератора на континенте и по мере усиления Бразилии «гасит» её импульсы встречными инициативами. Вторая половина XX в. пронизана сменой политических взглядов сторонников «теории зависимости» - американистов, и «теории независимости» - антиамериканистов. Первые считали, что недостаточное развитие некоторых стран связано с доминированием одних народов над другими, допускали общность интересов центра и периферии - США и Латинской Америки (Santos 2000). Вторые понимали, что из зависимости нужно выбираться, выступали за отступление от приоритетных отношений с США, диверсификацию внешних связей и опору на собственные силы (Cervo 2008).

Сдерживающая роль Вашингтона в отношении Бразилиа подтверждается несколькими историческими примерами. Послевоенные ожидания, что США будут консультироваться с Бразилией для строительства нового мирового порядка, не оправдались (Cervo 2008). План Маршалла распространился на Европу, а не на Латинскую Америку. В 1958 г. президент Бразилии Жуселино Кубичек (1956-1961) выдвинул план «Панамериканская операция». Развитие и экономическая независимость были ключевыми идеями плана во внутренней политике, а повышение роли Бразилии, перестройка межамериканских отношений и мирное сосуществование капиталистического и коммунистического режимов - во внешней (Souto Maior 2001).

Аргентина поддержала идею «Панамериканская операция», появились очертания Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ, 1960), и вновь пошла речь о латиноамериканском единстве. Это вызвало обеспокоенность администрации президента США Д. Эйзенхауэра, поэтому было решено перенести переговоры по программе Ж. Кубичека в рамки Организации американских государств (ОАГ) для сохранения американского контроля над ситуацией.

Администрация президента США Дж. Кеннеди пошла дальше и выработала масштабную стратегию «Союз ради прогресса» (1961). Вновь ведущая роль на континенте принадлежала США, которые «тестировали» на Латинской Америке свои инициативы (Пивоварова 2015).

Недолго господствовала идея антиамериканистов в форме Независимой внешней политики (НВП) начала 60-х гг. Президенты Жаниу Куадрос (январь -август 1961) и Жуау Гуларт (1961-1964) выдвинули идею автономии перед блоками в условиях биполярного мира. Приоритетами были национальное развитие и безопасность (Manzur 2014). Но уже в середине 60-х гг. с приходом к власти военных наблюдалось отступление от НВП. Этот период характеризовался выстраиванием тесных отношений с США. Кастелу Бранку (1964-1967) возродил идею антикоммунистической борьбы, выступал в ОАГ за введение санкций против режима Фиделя Кастро и разрывал дипломатические отношения с Кубой (Мартынов, Борзова 2021).

Пока США были втянуты в войну во Вьетнаме на протяжении почти десяти лет, а Р. Никсон придерживался политики «малозаметного присутствия», в Латинской Америке шли интеграционные процессы, (ЛАСТ 1960, Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) 1960, Андская группа (АГ) 1969, Ла-Платская группа 1969), расцветала политика импортозамещения, а в Бразилии постепенно возвращались к НВП. Правительство Эрнесту Гейзела (1974-1979) стремилось к экономической и технологической независимости от США и проводило политику сближения с бывшими колониями. На этом фоне госсекретарь США Г. Киссинджер выдвинул инициативу «Нового диалога» - обновленный вариант доктрины панамериканизма, цель которой - подчеркнуть общность интересов США и стран ЛА в условиях диверсификации их внешнеполитических связей.

Смена этих двух парадигм - развитие с опорой на собственные силы с раз-нонаправленностью во внешней политике и развитие с опорой на США в политике и экономике - продолжает характеризовать политическую жизнь Бразилии.

Окружение Ж. Болсонару

Для лучшего понимания противоречивости некоторых внешнеполитических решений Ж. Болсонару обратимся к анализу его окружения. Сегодня бразильская дипломатия имеет иной характер ввиду сильной идеологизации внешнеполитического курса и давления различных политических сил. На президента влияют три группы: 1) так называемые идеологические, или «олависты»; 2) военные и 3) либералы, или предприниматели. К первой группе относятся идеолог Олаву ди Карвальу, экс-министр иностранных дел Эрнесто Араужу и дети президента: Эдуарду и Флавиу Болсонару. Они считают приоритетными отношения с США, враждебно относятся к Китаю, выступают за политическое и военное вмешательство в Венесуэлу. Также им принадлежит идея переноса бразильского посольства в Иерусалим. Во вторую группу входят вице-президент А. Моурау, бывший глава администрации президента и министр обороны с апреля 2021 г. Брага Нетту и секретарь правительства Эдуарду Рамос. В отличие от «олавистов», военные более прагматичны и в международных отношениях придерживаются принципов многосторонности и диверсификации экономических связей. К либералам относится министр экономики Пауло Гедес и предприниматели в целом. В политике представители этой группы ведут себя сдержанно, так как для них приоритетны экономические интересы. Они похожи на военных своей прагматичностью и выступают за прекращение конфликта Бразилии с арабскими странами и Китаем - крупнейшим торговым партнером и инвестором Бразилии10.

10 Коста Шавьер Ф.К., Корольков А., Русакова Т. 2020. Ошибка президента. Гид по сильнейшему с 2016 г. политическому кризису в Бразилии. РСМД. 27.04.2020. (accessed 11.06.2022).

Влияние военных особенно сказывается по причине того, что их количество на государственных должностях увеличилось более чем вдвое по сравнению с предыдущим правительством Мишела Темера (2016-2019)11. Военные возглавляют подразделения в Администрации президента, Министерство обороны, Министерство науки и технологий, Министерство здравоохранения и энергетики12. Тем не менее, несмотря на «перекос» в ущерб представителям гражданского общества, военные играют положительную роль для защиты суверенитета страны.

Во время предвыборной кампании Ж. Болсонару отличался резкой риторикой в адрес Китая, экономическая роль которого в стране и в Латинской Америке всё возрастает. Китай активно закупает у Бразилии соевые бобы, железо, инвестирует в бразильскую энергетику. Болсонару видел угрозу в растущем влиянии Пекина и обвинял его в попытке «купить Бразилию»13, обещая создать более жёсткие условия для китайских инвестиций. Помимо экономических причин, президенту Бразилии как правому консервативному политику отнюдь не близка идеология властей Китая.

Таким образом, в начале президентского срока Болсонару идеология преобладала над экономическими интересами. Ситуацию изменили военные, которые периодически корректируют поведение Ж. Болсонару во внешней политике. В мае 2019 г. вице-президент А. Моурау прибыл в Пекин, где председатель КНР Си Цзиньпин принял его на государственном уровне. Ранее Китай рассматривал Бразилию исключительно как сырьевую базу, а теперь - ещё и как платформу для инфраструктурных проектов. В нынешнем правительстве Бразилии А. Мо-урау является одним из сторонников развития отношений с Китаем и считает американское присутствие на бразильском рынке «гегемонией»14, 15.

Военные во главе с вице-президентом не поддержали план размещения на территории Бразилии военной базы США16. Ж. Болсонару не исключал такой возможности, поскольку это вписывается в планы укрепления отношений с Вашингтоном по всем направлениям. В истории Бразилии был случай, когда на её территории располагалась база США - во время Второй мировой войны.

" Número de militares em cargos civis cresce e passa de 6 mil no governo Bolsonaro. CNN Brasil. URL: https://www.cnn-brasil.com.br/politica/numero-de-militares-em-cargos-civis-cresce-e-passa-de-6-mil-no-governo-bolsonaro/ (accessed 11.06.2022).

12 Com Milton Ribeiro no MEC, governo Bolsonaro já tem 11 ministros militares. 2020. RBA. URL: https://www.redebrasi-latual.com.br/politica/2020/07/com-milton-ribeiro-no-mec-governo-bolsonaro-ja-tem-11-ministros-militares/ (accessed 11.06.2022).

13 Bolsonaro está certo? A China quer comprar o Brasil? Coin Times. URL: https://cointimes.com.br/bolsonaro-esta-certo-a-china-quer-comprar-o-brasil/(accessed 11.06.2022).

14 Mouráo diz que nao teme retaliado dos EUA se Brasil escolher empresa chinesa na disputa pelo 5G. URL: https://www. youtube.com/watch?v=RsNyM1Azwes&feature=youtu.be (accessed 11.06.2022).

15 Заявление о «гегемонии» было сделано в связи конкуренцией китайской компании Huawei и американской Ericsson за создание сетей 5G в Бразилии.

16 Mourao entra em campo contra os antiglobalistas. 2019. El Pais. URL: https://brasil.elpais.com/brasil/2019/02/11/opin-ion/1549903120_135007.html (accessed 11.06.2022).

В 1942 г. в годы правления Жетулиу Варгаса (1930-1945, 1950-1954) американским военным были предоставлены территории недалеко от города Натал на северо-востоке страны для проведения военно-морских операций в обмен на экономические и политические выгоды (Мартынов, Борзова 2021). Сегодня, по мнению военных, расположение военной базы США на бразильской территории ставит под угрозу суверенитет страны и противоречит положениям Стратегии национальной обороны (Сударев 2019).

Вопрос размещения американской военной базы на бразильской территории представляется логичным рассматривать в связке с ситуацией в Венесуэле. Размещение военного объекта США могло бы иметь целью усилить давление на президента Николаса Мадуро. Бывший президент США Дональд Трамп, как и Жаир Болсонару, признаёт законным президентом Венесуэлы Хуана Гуайдо. Бразильский лидер известен своей антикоммунистической идеологией и считает Мадуро коммунистом. Помимо этого, «олавистское» крыло заговорило о криминализации политики Бразильского банка развития BNDES, который выдает кредиты бразильским предприятиям за рубежом. В их представлении эти кредиты означают перенос ресурсов бразильских налогоплательщиков в «коммунистические» страны - Венесуэлу и Кубу (Schutte, Fonseca, Carneiro 2019). На этом фоне Ж. Болсонару не исключал военной агрессии против Венесуэлы в знак поддержки политики США. Вновь его импульс сдержал вице-президент: А. Моурау исключил возможность какого-либо вмешательства в дела соседней страны (Сударев 2019).

Во время протестных акций в Чили осенью 2019 г. Ж. Болсонару находился с визитом в Китае. Когда до него дошла информация о демонстрациях, он приказал вооруженным силам «быть наготове для немедленного силового подавления акций и восстановления закона и порядка» (Окунева 2020). По мнению президента, народ, для которого последней каплей стало повышение цен на проезд, идёт на баррикады из-за «происков левых»17. Сын Ж. Болсонару Эдуарду даже обмолвился о возможном принятии «нового Институционного акта №5», делая отсылку к военной диктатуре (1964-1985)18. В те годы правление осуществлялось посредством институциональных актов. Пятый из семнадцати актов был самым суровым и допускал применение пыток как инструмента государства. Каким бы случайным ни было это высказывание, населению стали понятны возможные меры государства в случае подобных протестов в Бразилии.

Упомянутые выше примеры потенциальной агрессии и готовность предоставить часть территории под базу США - результат влияния «олавистов». Дело

17 Окунева Л.С. 2019. Повторить историю. Чем вызвана волна протестов в Латинской Америке. Международный дискуссионный клуб «Валдай». 7.11.2019. (дата обращения 11.06.2022).

18 Eduardo Bolsonaro sugere 'novo AI-5' para conter esquerda no País. Jornal do Comercio. URL: https://www.jornaldo-comercio.com/_conteudo/poIitica/2019/10/710187-eduardo-boIsonaro-sugere-novo-ai-5-para-conter-esquerda-no-pais. html (accessed 11.06.2022).

в том, что идеолог Олаву ди Карвальу ратует за равнение на северного соседа, видя в нём пример истинной демократии. Его политический проект состоит в борьбе с глобализмом, и одну из главных угроз он видит в коммунизме и диктате одной партии, подразумевая Китай (Schutte, Fonseca, Carneiro 2019).

По мнению этого идеолога, задача Ж. Болсонару - править не для большинства населения, а для достаточного количества электората, чтобы остаться у власти, то есть для 30-40% (Schutte, Fonseca, Carneiro 2019). Известно, что немалую поддержку президент получает от евангеликов19. Это объясняет идею о переносе бразильского посольства в Иерусалим. Для евангеликов Иерусалим - земля божьего народа, а существование Израиля - одно из основных условий возвращения Христа20. Помимо религиозных причин, особое внимание бразильского руководства к Израилю имеет прагматичный интерес: с 2017 по 2019 гг. число туристов в Израиль выросло на 22%, что обусловило появление прямого рейса «Тель-Авив - Сан-Паулу»21.

Нельзя сказать однозначно, кто оказывает большее влияние на президента при принятии внешнеполитических решений. Более правильным было бы говорить о периодических победах каждой из групп. Смягчению риторики в отношении Китая Пекин обязан не только военному крылу, но и либералам, для которых экономический интерес превыше всего. Отмена переноса посольства в Иерусалим и последующий визит Ж. Болсонару осенью 2019 г. в арабские страны - крупных импортеров бразильского мяса - также победа либералов.

Президент Ж. Болсонару пытается уравновесить свою внешнюю политику, о чём он сказал во время выступления на сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2020 г. «Новая политика» Бразилии включает в себя, в том числе, одновременное сближение с арабскими странами и Израилем22.

Отступление от традиционных принципов внешней политики

Помимо того, что сегодня внешняя политика Болсонару приобрела новые черты, она представляет собой отход от традиционных принципов дипломатии. Наиболее яркий пример - голосование в Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 2019 г., когда Бразилия не поддержала резолюцию, осуждавшую экономическое

19 Bolsonaro perde apoio entre evangélicos, sua base mais fiel. Exame. URL: https://exame.com/brasil/exame-ideia-bol-sonaro-perde-apoio-entre-evangelicos-sua-base-mais-fiel/ (accessed 11.06.2022).

20 Bolsonaro em Israel: Por que evangélicos pressionam pela mudança da embaixada de Tel Aviv para Jerusalém. BBC. URL: https://www.bbc.com/portuguese/brasil-47776408 (accessed 11.06.2022).

21 Brasil envia número recorde turistas a Israel; veja dados. Panrotas. URL: https://www.panrotas.com.br/mercado/ pesquisas-e-estatisticas/2019/01/brasil-envia-numero-de-recorde-turistas-a-israel-veja-dados_161468.html (accessed 11.06.2022).

22 Discurso do Presidente da República, Jair Bolsonaro, na abertura da 75a Assembleia Geral da Organizaçao das Naçôes Unidas (ONU). Gov.br. URL: https://www.gov.br/planalto/pt-br/acompanhe-o-planalto/discursos/2020/discurso-do-presidente-da-republica-jair-bolsonaro-na-abertura-da-75a-assembleia-geral-da-organizacao-das-nacoes-unidas-onu (accessed 11.06.2022).

эмбарго против Кубы. Аналогично проголосовали Соединённые Штаты и Израиль. Бразилия колебалась при принятии решения, но аргумент США состоял в том, что осуждать эмбарго тождественно позволению Кубе вмешиваться в дела Венесуэлы и допускать нарушение прав человека со стороны «кубинской дикта-туры»23. Хотя представитель Бразилии в ООН Мариу Виейра был против, МИД в лице Эрнесто Араужу поддался уговорам США.

Традиционно бразильская дипломатия выступает против введения односторонних экономических санкций, на которые накладывают вето международные институты, равно как и против любой агрессии. Например, в 1999 г. Бразилия выступала за то, чтобы Группа Рио осудила действия НАТО в Косово (Безерра 2016), в 2003 г. она была против вторжения США в Ирак (Мартынов 2010). В телеграммах на родину М. Виейра писал, что поддержка резолюции, осуждавшей экономическое эмбарго против Кубы24, не означает одобрение политики прав человека «кубинской диктатуры», а, напротив, выражает традиционную позицию Бразилии. Также он писал, что отсутствие поддержки резолюции причинило бы ущерб национальным интересам Бразилии в случае возможных экономических санкций из-за пожаров в Амазонии. По этой причине Виейра предлагал воздержаться, а не голосовать против резолюции, чтобы избежать международной изоляции25.

При президенте Ж. Болсонару Бразилия нарушает принцип нейтралитета. В январе 2020 г. обострились отношения между США и Ираном после убийства американскими военными одного из главных иранских начальников генерала Касема Сулеймани во время атаки на аэропорт в Багдаде. На следующий день после нападения МИД Бразилии выпустил манифест в пользу США, который гласил: «Бразильское правительство выражает свою поддержку борьбе с терро-ризмом»26. МИД Бразилии отошёл от традиционного принципа нейтралитета несмотря на то, что Иран - главный торговый партнер Бразилии на Ближнем Востоке. В период с января по ноябрь 2019 г. Бразилия экспортировала в Иран товаров на 2,1 млрд долл. Иран - один из главных импортеров кукурузы Бразилии, крупных закупщиков сои и мяса крупного рогатого скота27. Генералы

23 Brasil cede aos EUA, rompe tradi^áo de 27 anos e nao condena embargo a Cuba. 2019. Folha de S.Paulo. URL: https:// www1.folha.uol.com.br/mundo/2019/11/brasil-cede-aos-eua-rompe-tradicao-de-27-anos-e-nao-condena-embargo-a-cuba.shtml (accessed 11.06.2022).

24 Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введённой Соединёнными Штатами Америки против Кубы. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N19/356/74/PDF/N1935674. pdf?OpenElement (accessed 11.06.2022).

25 País deve votar contra resoluto da ONU que condena embargo a Cuba. 2019. R7. URL: https://noticias.r7.com/brasil/ pais-deve-votar-contra-resolucao-da-onu-que-condena-embargo-a-cuba-06112019 (accessed 11.06.2022).

26 Itamaraty endossa ataque dos EUA e diz que enfrenta "flagelo do terrorismo". 2020. UOL. URL: https://noticias.uol. com.br/politica/ultimas-noticias/2020/01/03/brasil-esta-pronto-para-evitar-escalada-de-conflitos-diz-itamaraty.htm (accessed 11.06.2022).

27 Oriente Médio: exportares e importares. 2021. FazComex. URL: https://www.fazcomex.com.br/blog/oriente-medio-exportacoes-e-importacoes/ (accessed 11.06.2022).

и экономисты напрасно предупреждали Болсонару о геополитических рисках и экономическом ущербе28. Ж. Болсонару и ранее поддерживал санкционную политику США в отношении Ирана, когда летом 2019 г. он запретил нефтяной компании «Петробраз» заправлять суда под иранским флагом, которые везли кукурузу из Бразилии в Иран, в очередной раз поставив политику выше экономических интересов страны29.

Ж. Болсонару может перечеркнуть наследие бывшего президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2003-2011) в том, что касается дифференцированного подхода для развивающихся стран в ВТО. США предлагают изменить этот механизм для получения преимуществ в торговой войне с Китаем. Надеясь на поддержку со стороны Вашингтона для вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Болсонару готов отказаться от особого статуса Бразилии в ВТО. Как заявили в МИД Бразилии, соответствуя статусу мирового лидера, президент Болсонару готов по просьбе США отказаться от особого статуса и дифференцированного подхода в ВТО30. Такой подход обеспечивает более гибкие условия для развивающихся стран, например, позволяет продлевать сроки торговых соглашений.

Помимо того, что сам президент Бразилии является поклонником Д. Трампа, его бывший министр иностранных дел Э. Араужу, ранее возглавлявший департамент США и Канады, также имел дружеские отношения с 45-м президентом США. Во время президентской предвыборной кампании в Бразилии он создал блог, в котором высказывался как ярый «олавист». Существует мнение, что президент мало знал о кандидате на пост министра иностранных дел, который, возможно, был назначен на пост узким кругом лиц: Олаву ди Карвальу, его сторонниками и сыновьями Болсонару (Almeida 2019). Политические взгляды Э. Араужу схожи с взглядами Ж. Болсонару: он выступает против «маоистского» Китая, занимает произраильскую позицию и негативно относится к левым правительствам в регионе. Журналисты пишут о нём, что он как «командир дивизии, которого назначили командующим армией»31, намекая на некомпетентность министра. Сам Э. Араужу полагает, что в течение последних 25 лет бразильская внешняя политика была консенсусом на базе политической системы, которая угрожала задушить нацию коррупцией, экономической стагнацией, моральным кризисом и военным ослаблением, уменьшением международной

28 Crise entre EUA e Irá: posi^áo do Brasil opóe militares e ala ideológica. 2020. Jornal Estado de Minas. URL: https://www. em.com.br/app/noticia/politica/2020/01/04/interna_politica,1112176/crise-entre-eua-e-ira-posicao-do-brasil-opoe-mili-tares-e-ala-ideologi.shtml (accessed 11.06.2022).

29 Barcos do Irá ficam parados no Brasil após Petrobras vetar venda de combustível. 2019. El Pais. URL: https://brasil.elpais. com/brasil/2019/07/22/actualidad/1563825609_129162.amp.html (accessed 11.06.2022).

30 Bolsonaro atende Trump e vai 'abrir máo' de tratamento especial do Brasil na OMC, diz Itamaraty. Globo. URL: https:// g1.globo.com/politica/noticia/2019/03/19/bolsonaro-atende-trump-e-vai-comecar-a-abrir-mao-de-tratamento-especial-do-brasil-na-omc-diz-itamaraty.ghtml (accessed 11.06.2022).

31 Leitáo M. 2018. 'Nova' diplomacia é velha e ruim. O Globo. URL: https://blogs.oglobo.globo.com/miriam-leitao/post/ nova-diplomacia-e-velha-e-ruim.html (accessed 11.06.2022).

роли, несоответствием чаяниям народа. «Президент Болсонару и я восстанавливаем настоящую дипломатическую традицию свободной страны, суверенной, гордой собой, осознающей свои возможности и свою ответственность по улучшению блага всего человечества», - говорил министр (Almeida 2019).

Э. Араужу - антиглобалист. По его мнению, глобализация принесла людям только несчастье - бедность, социальное неравенство, разрушение биоразнообразия, расовую и половую дискриминацию. Он выступает против Договора о зоне свободной торговли32 между МЕРКОСУР и ЕС и против МЕРКОСУРа как такового (Almeida 2019). Это особенно идёт в разрез с традиционной внешнеполитической линией страны, которая была инициатором создания объединения. Бразилия перестаёт активно участвовать в интеграционных процессах. В январе 2019 г. Э. Араужу объявил о приостановлении членства Бразилии в Сообществе стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) - объединении, создававшемся как противовес господству США в Америке33. Причиной было названо участие в нём «недемократических» государств - Венесуэлы, Кубы, Никарагуа34. В апреле 2019 г. Ж. Болсонару объявил о выходе Бразилии из организации Союза южноамериканских наций (УНАСУР), наибольшую активность в создании которой проявляли представители левых сил, в частности Лула да Силва35. Взамен Бразилия стала членом Форума для развития Южной Америки (ПРОСУР), куда не входит Венесуэла и который ориентирован на США.

Несмотря на все уступки со стороны бразильского руководства, США не готовы делать ответные шаги в сторону Бразилии. В 2019 г. Бразилия расширила безналоговые квоты для импорта этанола для США36, но Соединённые Штаты не убрали санитарные барьеры, препятствующие импорту крупного рогатого скота из Бразилии. Единственной подвижкой в данном вопросе стал снятый Трампом в мае 2020 г. запрет на импорт свежей говядины, действовавший с 2017 г.37. А на фоне кризиса американской металлургической промышленности в августе 2020 г. США ввели квоты на импорт бразильской стали38. Эта мера

32 New EU-Mercosur trade agreement. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_157964.pdf (accessed 11.06.2022).

33 Ministro anuncia saída do Brasil de bloco de países da América Latina. 2020. Valor Investe. URL: https://valorinveste. globo.com/mercados/internacional-e-commodities/noticia/2020/01/16/ministro-anuncia-saido-do-brasil-de-bloco-de-paises-da-america-latina.ghtml (accessed 11.06.2022).

34 Brasil anuncia saída da Celac por "dar palco a regimes nao-democráticos". 2020. Correio do Povo. URL: https://www. correiodopovo.com.br/not%C3%ADcias/mundo/brasil-anuncia-sa%C3%ADda-da-celac-por-dar-palco-a-regimes-nao-democráticos-1.393682 (accessed 11.06.2022).

35 Bolsonaro anuncia saída do Brasil da Unasul após crise entre países. 2019. Metropoles. URL: https://www.metropoles. com/brasil/bolsonaro-anuncia-saida-do-brasil-da-unasul-apos-crise-entre-paises (accessed 11.06.2022).

36 Produtores do Nordeste temem medida de Bolsonaro que amplia importado de etanol sem tarifa. 2019. BBC. URL: https://www.bbc.com/portuguese/brasil-49583625 (accessed 11.06.2022).

37 US Lifts Ban on Brazil Beef Imports After More Than Two Years. 2020. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2020-02-21/u-s-lifts-ban-on-brazil-beef-imports-after-more-than-two-years (accessed 11.06.2022).

38 Trump Announces Cut to 2020 Steel Import Quota from Brazil. 2020. Bloomberg. URL:https://www.bloomberg.com/ news/articles/2020-08-29/trump-announces-cut-to-2020-quota-on-steel-imports-from-brazil (accessed 11.06.2022).

была связана с необходимостью Д. Трампа усилить свои позиции в преддверии выборов, тем более что он делал ставку на развитие металлургической отрасли как локомотива промышленности США.

Болезненным для Бразилии является вопрос о вступлении в ОЭСР. На этом Ж. Болсонару мог бы заработать политические очки, равно как и на ратификации соглашения о ЗСТ между МЕРКОСУР и ЕС. Госсекретарь США М. Помпео заявлял39, что нет смысла «раздувать» организацию и вместо того, чтобы поддержать своего латиноамериканского «друга» Ж. Болсонару, в письме, адресованном ОЭСР, США выразили в первую очередь поддержку конкуренту Бразилии в Южной Америке - Аргентине40.

По мере приближения президентских выборов в США всё чаще раздавались голоса о том, что в случае победы демократа Джо Байдена отношения Бразилии и США станут сложнее. Во время предвыборных дебатов кандидатами была затронута тема пожаров и уничтожения лесов в бразильской Амазонии. Глобалист Джо Байден назвал ситуацию природной катастрофой мирового масштаба, обвинив Д. Трампа в попустительстве. Он пообещал дать Бразилии 20 млрд долл., чтобы прекратить вырубку лесов, в противном случае ей придется столкнуться с «серьёзными экономическими последствиями»41. В сети «Твит-тер» президент Ж. Болсонару ответил Дж. Байдену следующее: «Некоторые ещё не поняли, что Бразилия изменилась. Сегодня её президент, в отличие от левых предшественников, не берёт взяток. <...> Наш суверенитет не обсуждается. <...> Мне как президенту, который полностью восстановил отношения с США после десятилетий враждебно настроенных правительств, сложно понять такое катастрофичное и необоснованное заявление»42.

Действительно, после вступления Дж. Байдена на пост президента США возникли трения в бразильско-американских отношениях. Причин этой напряжённости несколько. Во-первых, в феврале 2021 г. бразильские власти дали зелёный свет китайской компании Ниа"№е1 на создание национальной сети 5в, отказавшись от соответствующих соглашений с США43. Во-вторых, американские СМИ подозревают сына бразильского президента Эдуарду Болсонару в участии в подготовке штурма Капитолия, ссылаясь на его визит в Вашингтон в конце президентского срока Трампа44. Наконец, обычно активная в социальных сетях

39 US, in reversal, does not support Brazil's entry to OECD. 2019. The Hill. URL: https://thehill.com/policy/international/ americas/465189-us-in-reversal-does-not-support-brazils-entry-to-oecd-rich (accessed 11.06.2022).

40 U.S. backs Brazil for OECD membership, but Argentina first.2019. Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-bra-zil-oecd-usa-idUSKBN1WP2MD (accessed 11.06.2022).

41 Biden mentions Brazil's role in deforestation of the Amazon in presidential debate. 2020. Twitter. URL: https://twitter. com/Bel_Lyon/status/1311191271055261697?s=20 (accessed 11.06.2022).

42 Официальный аккаунт Болсонару в Twitter. 2020. Twitter. URL: https://twitter.com/jairbolsonaro/status/131132608953 7556480?s=21(accessed 11.06.2022).

43 1Бразильские власти отказались от соглашений с США и будут работать с Huawei. 2021. ФАН. URL: https://riafan. ru/1395299-brazilskie-vlasti-otkazalis-ot-soglashenii-s-ssha-i-budut-rabotat-s-huawei (дата обращения 11.06.2022).

44 Eduardo Bolsonaro "War Council" Visit Triggers Investigation. 2021. Brasilwire. URL: https://www.brasilwire.com/eduar-do-bolsonaro-war-council-visit-triggers-investigation/(accessed 11.06.2022).

семья Ж. Болсонару долго отмалчивалась по поводу протестов в американской столице в поддержку 45-го президента США, до последнего надеясь, что итоги выборов будут пересмотрены. Неудивительно, что Ж. Болсонару одним из последних поздравил новоизбранного главу американского государства с победой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На деле не важно, кто стоит у руля в Вашингтоне. США неохотно шли, идут и будут идти навстречу Бразилии по той причине, что им не нужен конкурент в южном полушарии, независимо от того, на какие уступки этот конкурент идёт. Как говорил кубинский политолог Федерику Жил, США преследовали всегда две цели в отношении Латинской Америки: «исключить из западного полушария внеконтинентального соперника или враждебные силы и обеспечить политико-экономическое присутствие США в регионе» (Federico 1989).

Внутриполитический кризис

Для того чтобы понять, почему внешняя политика Бразилии далека от традиционного русла, необходимо проанализировать соотношение сил в рамках внутриполитической системы. Поскольку на данный момент в Итамарати, как называют бразильский МИД, много «олавистов», для защиты института от необдуманных шагов был создан Совет для помощи Ж. Болсонару в чувствительных областях внешней политики. Возглавляют его военный Аугусто Элено, глава Кабинета по институциональной безопасности, и вице-президент А. Моурау. Также туда входят Э. Араужу, П. Гедес и др. Хотя А. Моурау и отрицает, что Совет - это противовес решениям президента во внешней политике, налицо создание дополнительного фильтра от опрометчивых шагов (Almeida 2019).

Ещё одно решение ослабило позиции Итамарати на международной арене: задача ведения переговоров по вопросам внешней торговли отошла к Министерству экономики (победа либерального крыла?), а МИДу было отведено простое участие в переговорах. По этой причине заключение соглашения о ЗСТ между МЕРКОСУР и ЕС - скорее плод трудов либералов-экономистов, чем министра иностранных дел Э. Араужу.

Политическую ситуацию усугубляет конфликт Ж. Болсонару с другими ветвями власти, который наиболее чётко стал прослеживаться с весны 2020 г. в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации. Президент выступает против карантинных мер, публично не носит маску и полагает, что салоны красоты и парикмахерские относятся к предприятиям первостепенной важности, с которых в первую очередь нужно снимать ограничения45.

45 Coronavírus: Bolsonaro inclui saláo, barbearia e academia como 'atividades essenciais1. 2020. Globo. URL: https:// g1.globo.com/politica/noticia/2020/05/11/coronavirus-bolsonaro-inclui-salao-barbearia-e-academia-como-atividades-essenciais.ghtml (accessed 11.06.2022).

Отправной точкой внутриполитического кризиса можно считать уход с поста министра юстиции Сержио Мору, который раньше возглавлял антикоррупционную операцию «Автомойка» (Lava Jato на порт.). Министр обвинил президента во вмешательстве в федеральное полицейское расследование по делу сыновей Ж. Болсонару46. Карлоса Болсонару (главу Совета муниципальных депутатов в Рио) обвиняют в использовании ботов против оппозиции и распространении фейковых новостей, а сенатора Флавиу - в финансировании «милиции» - сил, борющихся с «криминалом»47. Ж. Болсонару хотел снять с должности главу федеральной полиции Маурисиу Валейшу - старого знакомого С. Мору, и назначить на его место Алешандре Рамаженя - бывшего директора Бразильского агентства разведки (ABIN на порт.)48. Одним из условий назначения С. Мору на должность министра была автономия в подобных назначениях - условие, которое Ж. Болсонару нарушил.

Обвинения Мору сводились к следующему: президент вмешивался в дела федеральной полиции и деятельность Верховного суда, который открыл против Ж. Болсонару расследование по просьбе Генеральной прокуратуры. В ответ на обвинения президент заявил, что автономия в принятии решений не означает независимость49. Федеральной полиции президент упрекал в бездействии при поиске заказчика его собственного убийства во время предвыборной кампа-нии50.

Показания по делу Ж. Болсонару давал не только С. Мору, но и другие министры - Луис Эдуарду Рамос, Аугусто Элено, Брага Нетту - военные министры из администрации президента, Алешандре Рамажень, Рикардо Саади - бывший начальник Федеральной полиции Рио-де-Жанейро, Валейшу51. Кто-то отрицал наличие близких связей с президентом (А. Рамажень), кто-то заявлял, что не понимает, по каким причинам был отстранён от должности (Р. Саади)52.

На фоне сложившейся ситуации Ж. Болсонару пытался апеллировать к народу, противопоставляя себя силам, с которыми он находится в конфликте. Од-

46 Sergio Moro acusa Bolsonaro de interferencia política na PF e deixa Governo. 2020. El Pais. URL: https://brasil.elpais. com/brasil/2020-04-24/sergio-moro-acusa-bolsonaro-de-interferencia-politica-na-pf-e-deixa-governo.html (accessed 11.06.2022).

47 De rachadinha a inquérito no STF: as acusares contra Bolsonaro e os filhos. 2021. A Gazeta. URL: https://www.aga-zeta.com.br/es/politica/de-rachadinha-a-inquerito-no-stf-as-acusacoes-contra-bolsonaro-e-os-filhos-0721 (accessed 11.06.2022).

48 Bolsonaro quer diretor da Abin no comando da PF, e ala militar avalia que Moro deixará o governo. 2020. Globo. URL: https://g1.globo.com/politica/blog/andreia-sadi/post/2020/04/24/bolsonaro-que-diretor-da-abin-para-a-pf-e-ala-mili-tar-avalia-que-moro-saira.ghtml (accessed 11.06.2022).

49 Коста Шавьер Ф.К., Корольков А., Русакова Т. 2020. Ошибка президента. Гид по сильнейшему с 2016 г. политическому кризису в Бразилии. РСМД. 27.04.2020. (дата обращения 11.06.2022).

50 Em entrevista a rádio, Bolsonaro critica PF por investigado de atentado. 2018. O Globo. URL: https://oglobo.globo.com/ brasil/em-entrevista-radio-bolsonaro-critica-pf-por-investigacao-de-atentado-23098699 (accessed 11.06.2022).

51 Ministros de Bolsonaro prestam depoimento a PF no caso Moro. 2020. R7. URL: https://noticias.r7.com/brasil/ministros-de-bolsonaro-prestam-depoimento-a-pf-no-caso-moro-12052020 (accessed 11.06.2022).

52 Delegados depóem em inquérito sobre suposta interferencia de Bolsonaro na Polícia Federal. 2020. O Globo. URL: https://g1.globo.com/politica/noticia/2020/05/11/delegados-depoem-em-inquerito-sobre-suposta-interferencia-de-bol-sonaro-na-policia-federal.ghtml (accessed 11.06.2022).

ним из элементов этой политики стало предоставление населению финансовой помощи - в начале июля 2020 г. было анонсировано продление ежемесячных кризисных пособий в размере 600 реалов на человека53.

Конгресс также оказался втянутым в конфликт ветвей власти. Ж. Болсона-ру настаивал, чтобы и Конгресс, и Верховный суд продолжали работу во время пандемии, подчёркивая, что функционирование этих институтов крайне важно и должно быть прозрачно для народа, вновь делая акцент на единстве с бразильцами54.

Президент пытался заручиться поддержкой в парламенте, чтобы избежать процедуры импичмента. Зная, что «правые» могли негативно отреагировать на новость об отставке С. Мору, который боролся с коррупцией «левых», президент пошёл на диалог с «центром». Ожидать союз Болсонару с левыми силами не представляется возможным с учётом политических взглядов президента. Тем более что Партия трудящихся (PT) внесла в Палату депутатов запрос о начале процедуры импичмента. «Сегодня он меняет министра здравоохранения, но нужно менять президента. Он не защищает бразильский народ», - высказала своё недовольство лидер партии Глейси Хоффман55. Центристские партии под названием «большой центр» (centrao на порт.) - это союз незначительных партий, который в обмен на возможные посты в правительстве может оказать поддержку. Чтобы избежать импичмента, президенту нужна поддержка 172 депутатов и 54 сенаторов.

К осени 2020 г. угроза импичмента миновала, но президенту пришлось приложить для этого немало усилий. Ж. Болсонару согласился продлить на два месяца антикризисные ежемесячные выплаты под давлением Родриго Майа - на тот момент спикера нижней палаты, что далось ему тяжело как неолибералу. Было объявлено об увеличении выплат в рамках программы «Семейный кошелек» (Bolsa Familia на порт.) с 230 до 300 реалов56. Ещё одна попытка Болсонару помириться с остальными ветвями власти заключалась в назначении на возрождённую должность министра связей и телекоммуникаций Фабио Фариа, депутата от правоцентристской Социал-демократической партии (PSD на порт.). Ф. Фариа имеет дружеские отношения с семьей президента, Р. Майей и бывшим председателем Верховного суда Диасом Тоффоли (2018 - сентябрь 2020)57.

53 Bolsonaro prorroga Auxilio Emergencial por dois meses. 2020. O Globo. URL: https://g1.globo.com/economia/noti-cia/2020/07/01/bolsonaro-prorroga-auxilio-emergencial-por-dois-meses.ghtml (accessed 11.06.2022).

54 Bolsonaro repreende apoiador que pede intervengo: 'Nao tem que fechar nada: Supremo e Congresso abertos e transparentes'. 2020. Jornal Estado de Minas. URL: https://www.em.com.br/app/noticia/politica/2020/04/20/interna_po-litica,1140317/bolsonaro-repreende-apoiador-que-pede-intervencao.shtml (accessed 11.06.2022).

55 Речь председателя партии PT Глейси Хоффман. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y5LsU1K6OvQ&feature=yo utu.be (accessed 11.06.2022).

56 Valor do novo Bolsa Familia deve ir a R$ 300. 2021. O Globo. URL:https://oglobo.globo.com/economia/valor-do-novo-bolsa-familia-deve-ir-r-300-proposta-entregue-ao-congresso-por-bolsonaro-25147406 (accessed 11.06.2022).

57 Posse de Fábio Faria reúne adversários no campo politico e futebolistico. 2020. Estadao. URL: https://politica.estadao. com.br/noticias/geral,posse-de-fabio-faria-reune-adversarios-no-campo-politico-e-futebolistico,70003336369 (accessed 11.06.2022).

Вице-президент А. Моурау высказался58 о политическом кризисе в стране в следующем ключе: «ни одна страна не нанесла себе столько вреда из-за пандемии, сколько Бразилия», что противоречило точке зрения президента. А. Моу-рау добавил, что борьба между государственными институтами портит имидж Бразилии на международной арене. К Бразилии проявляют недоверие европейские страны. Помимо отказа ратифицировать соглашение между МЕРКОСУР и ЕС, они не пригласили Бразилию в инициативу Германии и Франции «Альянс за многосторонность», но позвали Аргентину.

Ж. Болсонару пытался укрепить свои позиции в государственной системе путём расширения своих полномочий. В сентябре 2020 г. он внёс на рассмотрение парламента проект административной реформы в качестве поправок к Конституции59. Согласно документу, президент сможет вмешиваться в работу ведомств, в одностороннем порядке создавать или упразднять должности, перераспределять бюджет без одобрения судебной и законодательной власти. Однако законопроект ещё находится на рассмотрении парламента60.

В апреле 2021 г. Ж. Болсонару сделал ещё одну попытку урегулирования конфликта между ветвями власти и пошёл навстречу новым главам верхней и нижней палат парламента - Родригу Пашеко и Артуру Лире, требовавших отставки Эрнесто Араужу61. Председатель Сената и спикер Палаты депутатов недовольны вакцинной политикой министра и считают, что торговать нужно со всеми странами, которые могут поставлять в Бразилию препарат. Ж. Болсона-ру, также попавший под шквал критики в связи с плачевной эпидемиологической ситуацией, назначил новым министром иностранных дел Карлоса Алберту Франса. А. Франса считается аналитиками более уравновешенным и прагматичным политиком62, чем Э. Араужу, поэтому имеет все шансы выстроить рабочие отношения с США, нормализовать связи с ЕС и Китаем. Помимо прочего, он импонирует парламентариям, так как выступает за более тесное сотрудничество Итамарати и Конгресса.

Поддавшись давлению дуэта, Лира-Пашеку, Ж. Болсонару решил отыграться и произвёл «чистки» в армии. С должности был уволен министр обороны Фернанду Азеведу; в знак протеста за ним последовали три руководителя Во-

58 Mouráo H. 2020. Limites e responsabilidades. 2020. Estadao. URL: https://opiniao.estadao.com.br/noticias/espaco-aberto,limites-e-responsabilidades,70003302275 (accessed 11.06.2022).

59 Reforma administrativa poupa elite do funcionalismo e pode dar "cheque em branco" a Bolsonaro. 2020. El Pais. URL: https://brasil.elpais.com/brasil/2020-09-04/reforma-administrativa-poupa-elite-do-funcionalismo-e-pode-dar-cheque-em-branco-a-bolsonaro.html (accessed 11.06.2022).

60 Reforma administrativa é aprovada em comissáo especial da Cámara. 2021. Jota. URL: https://www.jota.info/legislativo/ pec-32-aprovado-comissao-especial-23092021 (accessed 11.06.2022).

61 Em crítica a Ernesto Araújo, Pacheco diz que política externa é falha e cobra mudanzas. O Globo. URL: https://oglobo. globo.com/brasil/em-critica-ernesto-araujo-pacheco-diz-que-politica-externa-falha-cobra-mudancas-24941194 (accessed 11.06.2022).

62 Bolsonaro aposta em perfil oposto a Ernesto Araújo ao nomear novo chanceler. 2021. CNN Brasil. URL: https://www. cnnbrasil.com.br/politica/bolsonaro-aposta-em-perfil-oposto-a-ernesto-araujo-ao-nomear-novo-chanceler/ (accessed 11.06.2022).

оружённых сил. Причина перестановок кроется в том, что военные не поддержали предложение президента о вводе чрезвычайного положения, чтобы не предоставлять главе государства дополнительные полномочия, выступили против политизации армии и не подвергли критике решение Верховного суда о возвращении Луле да Силве политических прав63, 64.Чтобы не провоцировать дальнейший кризис в отношениях с военными, Ж. Болсонару назначил новым министром обороны своего друга - генерала Брагу Нетту. Теперь ему, по мнению автора, обеспечена поддержка военных в случае дальнейших конфликтов с Конгрессом и Верховным судом.

Импичмент миновал, что дальше?

Несмотря на непоследовательность во внешней политике, с конца августа -начала сентября 2020 г. рейтинг одобрения правления президента Бразилии начал расти, достигая 40%65. Вероятно, сыграла свою роль финансовая поддержка во время пандемии. Как бы то ни было, на данный момент президенту удаётся получать поддержку народа.

Журнал Ехате провёл исследование, согласно которому в 2022 г. на президентских выборах Ж. Болсонару победил бы при различных сценариях, даже если бы его соперниками были некогда популярный Лула да Силва или Сержио Мору66. В свете последних событий выборы «Лула против Болсонару» становятся реальностью.

Ж. Болсонару - заложник двух систем: международной и внутриполитической, каждая из которых задаёт свои правила игры. Бразильское руководство порой пытается решать проблемы в надежде на внешнюю помощь в ущерб национальным интересам и в обход традиционных принципов дипломатии. Ранее Бразилия стремилась урегулировать конфликты преимущественно мирным путём. Так, она была посредником в решении споров соседних государств: конфликте с Боливией из-за Акри (1899-1903), Чакской войне между Боливией и Парагваем (1932-1935). Сегодня президент рассматривает использование силовых методов для подавления народных волнений по примеру чилийского опыта на территории своей страны или для стабилизации ситуации в соседних странах (например, Венесуэле) (Сударев 2019).

63 Amid Brazil's tragedy, our hope is the prospect of Bolsonaro's defeat next year. 2021. The Guardian. URL: https://www. theguardian.com/commentisfree/2021/apr/02/brazil-tragedy-bolsonaro-defeat-covid-deaths-president (accessed 11.06.2022).

64 В марте 2021 г. Верховный суд Бразилии отменил обвинения в коррупции Лулы да Силвы, и теперь он имеет право баллотироваться на выборах в 2022 г.

65 Ibope: aprova^ao do governo Bolsonaro atinge maior nivel e chega a 40%. 2020. UOL. URL: https://noticias.uol.com.br/ politica/ultimas-noticias/2020/09/24/aprovacao-ibope-governo-bolsonaro-setembro.htm (accessed 11.06.2022).

66 Aranha C. 2020. Bolsonaro e reeleito em 2022 em todos os cenarios eleitorais. 2020. Exame. URL: https://exame.com/ brasil/exame-ideia-bolsonaro-e-reeleito-em-2022-em-todos-os-cenarios-eleitorais/ (accessed 11.06.2022).

Сегодня внутриполитические обстоятельства вынуждают Ж. Болсонару балансировать в конфликте с другими ветвями власти в условиях прессинга со стороны различных лобби-групп, что негативно сказывается на внешней политике. Исторически дипломатия Бразилии стояла выше внутриполитических распрей. Яркий пример связан с эпохой министра иностранных дел барона Рио-Бранко и сенатором от штата Баия Руем Барбозу. Вопреки разногласиям между ними по поводу спора с Боливией из-за Акри, Р. Бранко отправил Р. Барбозу на вторую Гаагскую конференцию, после успеха на которой сенатор получил прозвище «Орел Гааги», отстояв интересы Бразилии и других латиноамериканских стран в противоборстве с «великим державами» (Мартынов 2004).

Смена министра иностранных дел может стабилизировать внешнеполитический курс, который, по мнению многих экспертов и политиков, нуждается в деидеологизации. Уступки Болсонару законодательной власти и перестановки в кабинете министров призваны урегулировать конфликт внутри системы и сохранить ему президентское кресло. Не случайно бразильский институт президентства называется коалиционным (presidencialismo de coalizao на порт.), в котором Конгресс - ключевой актор в политике, на которого ориентируется и исполнительная власть. Президент зависит от партий, представленных в Конгрессе, поэтому Болсонару активно ищет в парламенте поддержку «большого центра», глав верхней и нижней палат.

Глава бразильского государства - одиозная фигура, оценку которой целесообразно проводить с учётом мировых тенденций. Сегодня политические лидеры нередко стремятся «зарабатывать очки» посредством популизма, «игры на публику», активного использования социальных сетей, радикальной фразеологии. Достаточно вспомнить стиль Д. Трампа в США, Н. Мадуро в Венесуэле, Р. Эрдогана в Турции, Б. Нетаньяху в Израиле и т. д. Помимо того, что Ж. Болсонару - типичный представитель этих актуальных тенденций, он и его «олавистское» и военное окружение - продукт экономического и политического кризиса и долгой традиции Бразилии быть управляемой консервативными военными. Со времен монарха Педру II (1831-1889) члены вооружённых сил занимали важные посты в бизнесе и политике, формируя элиту. Если Болсонару не справится с внутриполитическим кризисом и впредь будет пытаться решить проблемы страны за счёт США, он рискует повторить ошибки прошлого и оказаться «за бортом» системы, как это случалось с теми президентами, которые ущемляли интересы страны и были отрешены от должности парламентариями.

Об авторе:

Тимофеева Юлия Андреевна - сотрудник ИНИОИ РАН, преподаватель кафедры романских языков МГИМО МИД России. Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: [email protected]

Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

UDC: 327.82

Received: November 10, 2021 Accepted: March 12, 2022

Bolsonaro's 'Anti-Diplomacy'

Julia А. Timofeeva

DOI 10.24833/2071-8160-2022-3-84-77-97

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

Abstract: The article compares Brazil's president Jair Bolsonaro diplomacy with the traditional one and explains in what terms and why his foreign policy is different from a classical approach.

Before he came to power, such principles as peaceful coexistence with neighbors, aspiration for national grandeur, peaceful conflict settlement and independent decision making were inherent in Brazilian diplomacy. Today the country's foreign policy is unpredictable, inconsistent, and far from traditional peacefulness. Before changes in the US administration in 2021, Bolsonaro, as well as many of his predecessors, bet on the USA to solve national problems. Unilateral concessions to Washington predictably gave no results and lowered Brazilian independence in decision making. The USA was not interested in strengthening its rival in Latin America, no matter how friendly the relations between the two countries were. Bolsonaro's policy is influenced by different lobby groups with opposing interests in government agencies. An important role is played by the military and followers of the theoretician Olavo de Carvalho. Paying attention to each of these groups, Bolsonaro implements an inconsistent foreign policy and runs a risk of not putting important political projects into practice and of finding himself in an international isolation.

The changes in foreign policy take place amidst political and economic crisis in Brazil. Coro-navirus pandemic aggravated the conflict of the branches of power. To strengthen his positions, the president appeals to the population, looks for support in the Parliament and pushes through an administrative bill aimed at making the president more autonomous in managing the executive branch structures.

The appearance of the "right-wing" president and powerful influence of the conservative military stem from the economic and political crisis in Brazil, and Bolsonaro's "special" governance style fits a worldwide trend of populism and active politics coverage in social networks.

Keywords: Brazil's diplomacy, foreign policy traditions, peacefulness, the Olavists, the military, internal crisis

About the author:

Julia А. Timofeeva - lecturer at the Department of Roman Languages at Moscow State University of International Relations (MGIMO), Institute of Scientific Information for Specal Sciences of the Russian Academy of Science. 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia. E-mail, [email protected].

Conflict of interest:

The author declares absence of conflicts of interest.

References:

Federico G. 1989. The Kennedy-Johnson Years. John D Martz (eds) United States Policy in Latin America. University of Nebraska Press.

Milani C. 2019. Brazil's Foreign Policy on the Couch. Folha de Sao Paulo. Aug. 8. URL: https://www1.folha.uol.com.br/internacional/en/brazil/2019/08/brazils-foreign-policy-on-the-couch.shtml (accessed 11.06.2022).

Almeida PR. 2019. Miséria da diplomacia. A destruigao da inteligencia no Itamaraty [Misery of Diplomacy. Intellect Destruction in Itamaraty]. Boa Vista: Editora da UFRR. 163 p. (In Portuguese).

Cervo AL. 2008. Insergao Internacional: formagao dos conceitos brasileiros [International Insertion: Formation of Brazilian Concepts]. Sao Paulo: Editora Saraiva. 298 p. (In Potuguese).

Manzur T.M. 2014. A política externa independente (PEI): antecedentes, apogeu e de-clínio [Independent Foreign Policy (IEP): Background, Heyday and Decline]. Lua nova. №93. P. 169-199. (In Portuguese).

Pereira M.G. 2012. Barao do Rio Branco 100 anos de memoria [Baron Rio Branco: 100 years of memory]. Brasilia: Funda^ao Alexandre de Gusmao. 748 p. (In Portuguese)

Santos T. 2000. O debate sobre a dependéncia [Debate on Dependency]. Santos T., Livros I. Teoria da dependencia: balango e perspectivas. Rio de Janeiro: Civilizado Brasileira. (In Portuguese).

Schutte R.G., Fonseca B.C., Carneiro G.S. 2019. Jogo de dois níveis voltado ao eleitorado: uma análise da política externa bolsonarista [Two-Level Game Targeted at the Electorate: an Analysis of the Pocket Foreign Policy]. Revista Conjuntura Global. 8(2). P.97-116. (In Portuguese).

Souto Maior L. 2001. Brasil-Estados Unidos: desafios de um relacionamento assimétrico [Brazil - the United States: Challenges of an Asymmetric Relationship]. Revista Brasileira de Política Internacional. 44(1). P. 55-68. (In Portuguese).

Bezerra M. 2016. Kak daleko namerena prodvinutsa NATO? [How far Does NATO Intend to Move?] The International Affairs. №3. P. 71-87. (In Russian).

Bezerra M. 2020. Diplomatiya Zhaira Bolsonaru: demontazh traditsionnoy brazilskoy vneshneypolitiki [Jair Bolsonaro's Diplomacy: Dismantling Traditional Foreign Policy of Brazil]. Cuadernos Iberoamericanos. 8(3). P. 35-42. DOI: 10.46272/2409-3416-2020-8-3-35-42 (In Russian).

Martynov B.F. 2004. "Zolotoy kantsler". Baron de Rio-Branko - velikiy diplomat Latinskoy Ameriki. ["Golden Chancellor". Baron de Rio Branco is a Great Latin American Diplomat] Moscow: ILA RAS. 160 p. (In Russian).

Martynov B.F. 2010. Braziliya: Prioritety I fobii voskhodyaschey derzhavy [Brazil: Priorities and Fobias of an Emerging Power]. Security Index. 16(4,95). P. 43-57. (In Russian).

Martynov B.F., Borzova A.Yu. 2021. Istoriya vneshney politiki I diplomatii Brazilii [History of Brazilian Foreign Policy and Diplomacy]. Moscow: Aspekt press. 288 p. (In Russian).

Okuneva L.S. 2020. Latinskaya Amerika prishla v dvizheniye: v chem smysl sotsial'nykh protestov oktyabrya 2019 goda? [Latin America Has Set in Motion: What is the Meaning of Social Protests in October 2019?] Latin America. 1. P. 8-21. DOI: 10.31857/S0044748X0007755-9 (In Russian).

Pivovarova N.S. 2015. Istoki programmy "Soyuz radi progressa v ideye "Panamerikan-skoy operatsii" Zh.Kubicheka. [The Origins of the "Alliance For Progress" in The Idea of J. Ku-

bitschek's "Pan-American Operation"]. Tomsk State University Journal of History. 2(34). P. 95-96. DOI 10.17223/19988613/34/15 (In Russian).

Sudarev V.P.2019. Vozmozhnosti i predely gegemonii SSHA v Latinskoy Amerike [Possibilities and Limits of the US Hegemony in Latin America]. Latin America. №11. P. 6-14. DOI: 10.31857/S0044748X0006894-2 (In Russian).

Список литературы на русском языке:

Безерра М. 2016. Как далеко намерена продвинуться НАТО? Международная жизнь. №3. С. 71-87.

Безерра М. 2020. Дипломатия Жаира Болсонару: демонтаж традиционной бразильской внешней политики. Ибероамериканские тетради. 8(3). C. 35-42. DOI: 10.46272/24093416-2020-8-3-35-42

Мартынов Б.Ф., Борзова А.Ю. 2021. История внешней политики и дипломатии Бразилии. Москва: Аспект Пресс. 288 с.

Мартынов Б.Ф. 2004. «Золотой канцлер». Барон де Рио-Бранко - великий дипломат Латинской Америки. Москва: ИЛА РАН. 160 с.

Мартынов Б.Ф. 2010. Приоритеты и фобии восходящей державы. Индекс безопасности. 16(4,95). С. 43-57.

Окунева Л.С. 2020. Латинская Америка пришла в движение: в чем смысл социальных протестов октября 2019 года? Латинская Америка. №1. C. 8-21. DOI: 10.31857/ S0044748X0007755-9

Пивоварова Н.С. 2015.Истоки программы «Союз ради прогресса» в идее «Панамериканской операции» Ж. Кубичека. Вестник Томского государственного университета. История. 2(34). С. 95-96. DOI 10.17223/19988613/34/15

Сударев В.П. 2019. Возможности и пределы гегемонии США в Латинской Америке. Латинская Америка. №11. С. 6-14. DOI: 10.31857/S0044748X0006894-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.